" Можно построить город, можно дать мудрые знания, но труднее всего омыть истинное изображение Христа. Мыслите, как оттереть тело Христа». (Озарение, ч.2,V,4)
- 1.ХРИСТОС – ВЕЛИКИЙ ПОСВЯЩЕННЫЙ.
Так говорил Эдуард Шюре в своей книге «Великие Посвященные». Описывая в своих очерках исторические события жизни некоторых родоначальников древних религий и раскрывая эзотерическую единую основу всех религий, Э.Шюре писал:
«… Мир не знает более великих деятелей, говоря в наиболее широком и наиболее благом смысле этого слова. Они сияют как звезды первой величины на духовном небосклоне. Имена их Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Пифагор, Иисус; это были могучие формовщики умов, энергичные будители душ, благие организаторы обществ. Они жили только для своих идей; всегда готовые на всякое испытание, и, сознавая, что умереть за Истину есть величайший и наиболее действительный из подвигов, они создавали науки и религии, литературу и искусство, и их живая сила до сих пор питает и живит нас.» (1)
Э.Шюре рассматривает в своей книге все религиозные традиции Индии, Египта, Греции, Израиля с точки зрения древнего единства эзотерической доктрины:
«… Мудрецы и пророки различных времен пришли к одинаковым заключениям относительно основ, относительно первых и последних истин, и притом – одним и тем же путем внутреннего посвящения и медитации. Прибавим, что именно эти мудрецы и пророки были величайшими благодетелями человечества, именно их искупительная сила вырвала человечество из низшей природы и отрицания».(1)
Н.К.Рерих. Христос в пустыне
Шюре так формулирует основные принципы эзотерической доктрины, которой владели Великие Мудрецы и истинные Пророки прошлого, и будут владеть Мудрецы и Пророки будущего:
«Дух есть единственная Реальность, Материя – лишь его внешнее выражение, изменчивое, мимолетное, его динамизм в пространстве и во времени. Творчество вечно и непрерывно, как сама жизнь. Микрокосм – человек, по своей тройственной организации (дух, душа и тело), есть подобие и отражение Макрокосма – Вселенной (Мир Божественный, мир человеческий и мир естественный), который в свою очередь есть тело Бога, абсолютного Разума, соединяющего в своей природе: Отца, мать и Сына (сущность, субстанцию и жизнь). Вот почему человек – образ и подобие Бога может стать его живым Глаголом.
…Эзотерическая доктрина, как живая сила, проходит через душу Великих Посвященных и отражается на живом действии исторической драмы развивающегося человечества. В этом ряду Посвященных Рама указывает лишь на вход в храм, Кришна и Гермес дают к нему ключ, Моисей, Орфей и Пифагор показывают внутренность храма, а Иисус Христос вводит в его святилище». (1)
С горечью говорил Э.Шюре о французском обществе конца 19-го и начала 20-века, что это поколение - «поколение без идеала, без высшего света и без веры, не признающее ни души, ни Бога, ни вечности, не верящее в будущность человечества, без энергии и без воли, сомневающееся в себе самом и в свободе человеческой души… «По плодам узнаете их», - сказал Христос. Это слово Учителя всех Учителей приложимо, как к доктринам, так и к людям».
Н.К.Рерих. И узрим.
К сожалению, эта ситуация сохранилась и в нынешнем 21-м веке. До сих пор наука и религия разъединены, и представляют «две враждебные силы», по словам Шюре. Наука считает Тонкие миры Вселенной и душу человека – мифом и абстракцией, принципы и цели науки являются полностью материалистическими. Религия же в своём стремлении понизить Христианство до уровня такой простоты, которая сделала его доступным для наиболее неразвитых людей, настолько скрыла истинную глубину учения Христа, чем вызвала отпадение от церкви многих образованных людей.
Особенно в этом преуспела протестанская церковь, богословы которой утверждали во всеуслышание, «что не должно быть никаких учений, которые не были бы понятны для каждого человека, что главное достоинство Евангелия в его простоте, благодаря которой и ребенок, и человек, не получивший никакого образования, в состоянии понимать и применять его истины в жизни». Так писала Анна Безант в своей книге «Эзотерическое Христианство», и продолжала:
«Это верно, если под этим подразумевать, что существуют религиозные истины, доступные для всех, и что несовершенна та религия, которая оставляет самых неразвитых и самых темных людей вне сферы своего возвышающего влияния. Но в высшей степени ложно, если этим хотят сказать, что религия не имеет никаких истин, которые не были бы недоступными для необразованных и темных людей, что она настолько бедна и ограниченна, что не может научить ничему, превышающему уровень понятий и нравственности самого неразвитого и темного человека. Если таков смысл этого утверждения, то оно и пагубно, и ложно, ибо по мере того, как подобный взгляд распространяется с церковных кафедр, многие благородные люди оставляют церковь, хотя их сердце обливается кровью, потому что нелегко разрывать нити, которые связывают человеческое сердце с верой его юности; эти люди покидают церкви, а люди невежественные и лицемерные остаются в ней. Покидая церковь, неудовлетворенные впадают в состояние пассивного безверия, или – если они молоды и полны энтузиазма – становятся активными врагами церкви, предпочитая активное отпадение постепенному отравлению ума и совести по велению авторитета, в котором они не могут признать ничего божественного». (2)
Современный момент в истории человечества со всеми своими материальными богатствами, есть «ничто иное, как грустная пустыня с точки зрения духа и его бессмертных стремлений», - по словам Шюре. Но он глубоко верил, что время духовного возрождения и социальных преобразований придёт. «Когда наука будет знать, а религии вернется её нравственная мощь, тогда и человек начнет действовать с новой энергией. Искусство жизни и искусство творчества может возродиться лишь при слиянии науки, религии и общественности в одно гармоническое целое», - писал Эдуард Шюре.
2. СОСТОЯНИЕ МИРА ПРИ РОЖДЕНИИ ХРИСТА.
Э.Шюре в своей книге показал, что Христос появился в очень мрачный и зловещий период истории нашей планеты. В те времена языческая религия многобожия в Азии, Африке и Европе привела к упадку эти цивилизации. Несмотря на все усилия Мудрецов из святилищ Мемфиса, Дельфов и Элевсиса в Греции и Египте происходило общественное и политическое растление. «Когда душа тупеет, религия делается идолопоклоннической, когда мысль склоняется к материализму, философия падает до скептицизма», - писал Шюре. (1)
Что же касается Рима, то Римская империя представляла собой заговор жадной олигархии во имя грубой силы, притеснение человеческого разума, науки и искусства во имя обоготворенной политической власти, она не признавала той Истины, по которой правящая сила должна опираться на высшие начала науки, справедливости и экономии. Такая точка зрения на власть принадлежала всем Великим Посвященным, и в частности, Моисею и Пифагору.
Римляне очень точно выбрали себе символ - образ бронзовой волчицы с взъерошенной шерстью, вытягивающей голову гиены на Капитолий. «Эта волчица, - писал Шюре, - истинный образ этого правления, та злая сила, которой была одержима душа Рима».(1)
Римская волчица
«Во что обращается сама римская государственность? Правящая власть уничтожает всякую общественность; создаёт военную диктатуру в Италии; вызывает лихоимство своих представителей и ростовщиков в провинциях. Победоносный Рим ложится вампиром на труп античного мира.
И вот при ярком дневном свете развертывается римская оргия с её вакханалией пороков и торжеством преступлений. Она начинается сладострастной встречей Клеопатры с Антонием, она кончается развратом Мессалины и неистовством Нерона. Она выступает с похотливыми пародиями на Мистерии; она завершается римским цирком, где дикие звери бросаются на обнаженных девственниц, мучениц за веру при громких криках восторга двадцатитысячной толпы.»(1)
Среди покоренных Римом народов лишь один народ Израиля называл себя народом Единого Бога и смог противостоять беснованию Рима, несмотря на своё трехсотлетнее рабство и истощенность собственными междоусобицами. Конечно, эта вера в Единого Бога была той силой, которую внедрил в еврейский народ Моисей – законодатель Израиля, и которую сохранили пророки с их эзотерической школой. Именно благодаря этому институту пророков в сердцах еврейского народа жил образ Мессии, как Ангела Милосердия или как страшного мстителя за его многострадальную историю. Когда настало владычество Рима и царство Ирода, пророки особенно верили в Мессию, призывали и ждали Его, как Спасителя. Когда умер Ирод - последний царь иудейский, тогда и появился на Земле будущий духовный вождь человечества. «Такова действительная сила пророчеств», - заключает Шюре.
Как известно из эзотерических источников, появление всех родоначальников религий и Великих Посвященных связано с особым напряжением космических энергий, которое создаётся переплетением лучей всех планет Солнечной Системы и окружающих неподвижных звезд, называемых Знаками Зодиака. Такие периоды были известны древним астрологам - волхвам и даже записывались в религиозных источниках. Так, например, в «Талмуде» Мессия очень часто обозначается как «ДАГ», или Рыба. Как говорится в «Тайной Доктрине»: «Это есть наследство от халдеев и относится к вавилонскому Дагону, Человеку-рыбе, который был наставником и толкователем для людей, которым Он показывался. Абарбанель объясняет это имя, утверждая, что знаком его (Мессии) прихода является соединение Сатурна и Юпитера в знаке Рыб».(3)
Таким образом, приход Иисуса совпадал с началом астрологической эпохи Рыб - эпохи милосердия, любви и сострадания - тех качеств, которые необходимо было развить человечеству в период страшных войн и кровавых религиозных битв.
3.РАЗВИТИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПОСВЯЩЕНИЕ ХРИСТА.
Рождение Иисуса Христа и легенду об Его сверхестественном происхождении Э.Шюре тоже рассматривает в своей книге, но более подробно он останавливается на периоде Его развития, воспитания в общине Ессеев и посвящение в их Мистерии.
Детство Иисуса произошло в патриархальной, очень набожной еврейской семье, где была строгая организация, подчинявшаяся национальной и религиозной идее, где воспитание происходило в единстве закона и веры. В тихой, красивой долине мирной Галилеи маленький Иисус впервые узнал Священное Писание из уст отца и матери.
С ранних лет у Иисуса возникали чудесные внутренние видения, свидетельствующие о раннем проявлении у Него способностей ясновидения и яснослышания. Он читал мысли людей, видел души человеческие, как бы раскрытыми в своей интимной сущности. После экстатических видений Он вспоминал божественно-прекрасные Существа, склоненные над Ним.
«Чудные видения преследовали Его во сне и становились между Ним и земной реальностью, вызывая в Нем настоящую двойственность сознания. На вершине этих экстазов, которые поднимали Его всё выше и выше, Он испытывал порою как бы слияние с великим Светом. Эти чудные подъемы оставляли в Его сердце невыразимую нежность и великую внутреннюю мощь. Он испытывал в такие минуты влечение ко всему живому, чувствовал себя в гармонии со всей Вселенной.
Как же назвать тот таинственный Свет, который сливался с пребывавшим в глубине Его души светом, и соединял Его со всеми душами невидимыми вибрациями? Не было ли это самим источником душ и миров?
Он назвал этот свет Отцом Небесным.
Это чувство единство с Богом в чувстве Любви – вот первое великое откровение Иисуса. Оно освещало всю Его жизнь и давало Ему непоколебимую уверенность. Оно сделало Его кротким и непреодолимым, оно сделало из Его мысли сверкающий щит, из Его слова – огненный меч.
Эта глубоко мистическая жизнь соединялась у юного Иисуса с полной ясностью во всех делах жизни. Лука изображает Его в возрасте двенадцати лет «преуспевающим в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лука, гл.II,52). Религиозное сознание было врожденным у Иисуса, совершенно независимым от внешнего мира, и позднее – благодаря особому посвящению и долгой внутренней работе; намеки на это встречаются в Евангелиях и в других Писаниях». (1)
Далее Э.Шюре пишет, что Евангелия обходят полным молчанием жизнь Иисуса до Его встречи с Иоанном Крестителем. Но совершенно ясно, что вступлению Его в Высокое Служение должна предшествовать долгая подготовка и высшее Посвящение в эзотерическое знание. Эти знания могло Иисуса дать только Братство Ессеев, которое представляло последние остатки древних школ пророков. От преследований Рима и зависти раболепного иудейского священства они скрывались в уединенных местах и сохраняли в целости свои предания. Название Ессеи происходит от сирийского слова Asaya, что означает врачи, а по-гречески - терапевты. Многие Ессеи были врачами, потому что открытая их деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов, но также они занимались и другими мирными ремеслами: плотницким делом, садоводством, ткачеством, но купцов или оружейных мастеров среди них не было никогда. Некоторые из них обладали пророческим даром. Ессеи основали две большие Общины, одну в Египте, а другую – на берегу Мертвого моря в Енгадди.
Существовала связь между Ессеями и Пифагорейцами в обрядах и организации Общины: строгие испытания при вступлении в Общину, три ступени посвящений, льняная одежда, братские трапезы, клятва молчания о мистериях. В Братстве Ессеев обучение разделялось на три части: 1) наука всемирных принципов или теогония; 2) физика или космогония; 3) мораль, т.е. всё то, что относится к поведению человека, отдел, который изучался специально терапевтами.
Правила общинножития Братства Есеев были подтверждены, так называемыми, кумранскими рукописями, когда весной 1947 года молодой пастух из одного бедуинского племени случайно обнаружил тайник среди скал, окружающих Мертвое море. В безлюдном местечке Вади-Кумран в пещере хранились кожаные свитки с древними письменами. Связь этого Братства с ранним Христианством также прослеживается при сравнении их традиций, что подтверждают и ведущие деятели христианства, частности, протоиерей Александр Мень.
Свитки Кумрана
Пещеры Кумрана, где были найдены рукописи
Когда умер отец – Иосиф, и братья взяли на себя обязанности продолжать дело отца и поддерживать дом, юный Иисус с согласия матери ушел к Ессеям, которые передали Ему эзотерическое предание Пророков относительно исторической и религиозной эволюции.
«Он сознал ту пропасть, которая разделяла официальную еврейскую доктрину от древней мудрости Посвященных, которая была истинной матерью всех религий, постоянно преследуемой «сатаной», т.е. духом зла, эгоизма, ненависти и отрицания, соединенным с политическим абсолютизмом и церковным лицемерием. Он узнал, что Книга Бытия под своим символизмом заключает теогонию и космогонию, столь же далёкую от своего буквального смысла, как далека самая глубокая из наук от детских сказок. Он увидел в Днях Творения вечное творчество путем эманации элементов и образования миров. Он созерцал происхождение душ и их возврат к Богу путем совершенствования существований или «поколений Адама». Он был поражен величием мысли Моисея, который стремился подготовить религиозное единство всех народов, создавая культ Единого Бога и воплощая эту идею в Израиле». (1)
Здесь же в Общине Ессеев Иисус услышал и Откровение о будущем Избраннике и Спасителе - Сыне Человеческом, которое существовало в Израиле задолго до Иисуса и происходило из глубины эзотеризма древних иудейских пророков, в частности из Книги Еноха. (гл.XLVIII,LXI).
Исследователи отмечают поразительное сходство проповедей и самих действий Иисуса с воззрениями и ритуалами Ессеев. Так, Христос, впоследствии обличая две религиозные фракции Иудеи того времени — саддукеев и фарисеев, не делает ни одного выпада против третьей — Ессейской. Наоборот, исследователи отмечают, что ряд Его высказываний также в той или иной степени воспроизводят мировоззрение Ессеев. В частности, когда Христос в Евангелии от Иоанна повелевает слушающим Его стать «сынами света»: «Да будете сынами света» (Иоанн 12:36), Он практически убеждает их стать Ессеями, ибо «Сыны света» было одним из самонаименований таинственной общины у Мёртвого моря.
Иисус прожил у Ессеев несколько лет, Он подчинялся их дисциплине, изучал законы природы и упражнялся в оккультной терапевтике. Знаменательным для Него был момент окончательного Посвящения, когда столетний старец – Глава Ордена подал Ему золотую Чашу – символ Высшего Посвящения. Как писал Э.Шюре:
«Никогда Старейший не вручал чашу человеку, который не владел ясными признаками пророческой миссии. Но самую миссию определить мог лишь сам пророк; он должен был найти её внутри себя, ибо таков закон посвящения: ничего извне, всё изнутри.
С этого момента Иисус становится свободным, полным господином своей жизни, независимым от Ордена; отныне сам Иерофант, Он был предоставлен воздействию Духа, который мог низвергнуть Его в бездну или поднять на вершину, недосягаемую для страдающего и греховного человечества»(1)
4.ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ХРИСТА.
О восточном периоде жизни Иисуса впервые стало известно в 1893г. из опубликованной во Франции книги российского журналиста и путешественника Н.А.Нотовича, это было так называемое «Тибетское Евангелие». В книге Нотовича рассказывалось, что до 29 лет Иисус Христос жил в Индии и Гималаях.
В 1887 году, путешествуя по Тибету, российский журналист Николай Нотович остановился на несколько дней в древнем ламаистском монастыре Маульбек, находящемся в провинции Ладак. Настоятель монастыря – просвещенный, образованный человек, показал ему очень древнюю рукопись, сказав, что она повествует о юных годах Иисуса, называемого в тексте Исса. Журналист очень заинтересовался рукописью и с помощью ученого монаха из монастыря Хеми перевел её на французский язык. По возвращении в Европу Нотович опубликовал книгу «Неизвестная жизнь Христа», куда вошел полный текст переведенной рукописи.
О чем же говорилось в опубликованной журналистом древней рукописи? В этом историческом источнике говорилось о том, что Иисус побывал во многих областях Индии и Тибета, и в том числе в самом загадочном районе Гималаев, традиционно ассоциирующемся у народов Индии и Тибета с местопребыванием скрытой от мира обители духовных Учителей Востока – Шамбале. После своих индийских странствий Иисус отправился на родину, проповедуя своё учение встречающимся на его пути народам.
«Тогда он покинул Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана и продолжал путь на Запад, проповедуя разным народам науку о высшем совершенствовании человека», - говорилось в древней рукописи».(5)
Н.К.Рерих. Исса и голова Великана.
Кроме того, существует описание жизни Иисуса Христа в Индии в редком манускрипте, называемом «Натх Навамали», который находится сейчас во владении секты Саддху, обитающей на холмах на севере от Бомбея.
Во время Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович Рерих с сыном Юрием Николаевичем и женой Еленой Ивановной посетили в 1925 г. монастырь Хеми, расположенный в горной области Ладака, в котором в 1887 г. Н.А. Нотович обнаружил рукопись. Николай Константинович Рерих в путевом дневнике записал:
« Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы!
Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам – к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину – Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам.
Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства. Империя и богатые – капиталисты – убили Великого Общинника, нёсшего свет и трудящимся и бедным. Путь подвига света! (6)
Н.К.Рерих продолжает в своём дневнике «Алтай-Гималаи»: « Послушаем, что говорят в Гималаях о Христе. В рукописях, имеющих древность около 1500 лет можно прочесть:
« Исса (Иисус) тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя.
Он провёл время в древних городах Индии Джаггарнате, Раджагрихе, Бенаресе. Все его любили. Исса жил в мире с вайшьями и шудрами, которых Он обучал.
Но брамины и кшатрии сказали Ему, что Брама запретил приближаться к сотворенным из его чрева и ног. Вайшьи могут слушать Веды лишь по праздникам, а шудрам запрещено не только присутствовать при чтении Вед, но даже смотреть на них. Шудры обязаны только вечно служить рабами браминов и кшатриев.
Но Исса не слушал речей браминов и ходил к шудрам проповедовать против браминов и кшатриев. Он сильно восставал против того, что человек присваивает себе право лишать своих ближних человеческого достоинства.
Исса говорил, что человек наполнил храмы мерзостью. Чтобы угодить камням и металлам, человек приносит в жертву людей, в которых обитает частица Высшего Духа. Человек унижает работающих в поте лица, чтобы приобрести милость тунеядца, сидящего за роскошно убранным столом. Но лишающие братьев общего блаженства будут лишены его сами, и брамины и кшатрии станут шудрами шудр, с которыми Высший Дух пребудет вечно.
Вайшьи и шудры были поражены изумлением и спросили, что они должны делать. Исса говорил «Не поклоняйтесь идолам. Не считайте себя всегда первыми и не унижайте своего ближнего. Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому-либо, не желайте того, чего не имеете, но что видите у других.»
Многие, узнав эти слова, решили убить Иссу. Но Исса, предупрежденный, оставил ночью эти места.
Затем Исса был в Непале и в Гималайских горах…» (6)
Приведу еще отрывок из книги «Аватары Шамбалы»: «О путешествии Иисуса Христа по Индии и Тибету говорят и анналы древнейшей религии Тибета – бон. В 1967году тибетские эмигранты опубликовали в Индии «Тибето-Шаншунский словарь», содержащий фрагменты текстов из древнейших рукописей бон. В одном из таких текстов содержались интересные сведения: «Чудотворец Ессе пришел тогда из страны Шаншур-Мар (Северный Тибет).»
Интересно отметить, что Ессе числится среди высших богов религиозного культа бон.
Представляется, однако, что настолько большое количество фактов, иногда расходящихся между собой в деталях, но одинаковых в основных выводах, уже является серьезным аргументом, подтверждающим правоту версии о посещении Христом Индии и Тибета. Примечательно и то обстоятельство, что в Египте ( где, как говорится в Писаниях, прошли молодые годы Христа с момента к его ухода из дома до возвращения на родину) никогда не существовало такого количества легенд и сказаний о пребывании Иисуса в этих краях».(5)
С.Н.Рерих. Добрый самаритянин.
В «Криптограммах Востока», записанных Е.И,Рерих под псевдонимом Ж.Сент-Илер, приведены духовные предания от имени Великого Мудреца Востока – Россула М. о проходе Иисуса в Шамбалу, где Христос пробыл три года.
«Христос, который только давал, не приняв ничего. Эта решимость с ранних лет провела Его через раскаленную пустыню, и ноги Его горели так же, как у простого погонщика.
Мы ждали Его, но как бывает всегда, минута Его прихода была неожиданна. Мне подвели коня, и собирался я проститься с семьей, когда слуга заметил оборванного путника. Его длинное лицо было бледно, и волосы были спущены узкими прядями ниже плеч. И только серый холст покрывал Его тело. Даже тыквы для питья я не заметил.
Но жена первая пошла Ему навстречу, и когда после я спросил, почему она устремилась, она сказала: «Как звезда загорелась в моей груди, и жар до боли брызнул жилками от неё». Ибо ходил высоко путник, когда подошёл к шатру. И я понял: Кто пришёл.
После пустыни принял Он лишь маисовый хлеб и чашу воды. И спросил коротко: «Когда пойдём?»
Я ответил: «Когда звезда позволит». И мы ждали знака Звезды, и молчал Он, только говоря: «Когда?» И наблюдая звезды, я сказал: « В Рыбах кровь». Он только кивнул головой.
Так ждали мы три года каждый день, и свет Звезды над нами сиял.
Мне помнится, Он говорил очень мало о видении Света, когда маленький Мальчик принёс Ему меч, и как Свет радугой лился перед Ним, и беззвучно голос посылал Его идти.
Мне также было указано проводить Его, куда я сам не мог ещё войти.
На белом верблюде выехали мы ночью и ночными переходами дошли до Лагора, где нашли, казалось, ждавшего нас последователя Будды.
Никогда не видел такой решимости, ибо были в пути три года. И три года пробыл Он там, куда я не мог войти.
Мы ждали Его и провели до Иордана. Также белый холст покрывал Его, и также одиноко пошел Он под утренним солнцем. Над Ним была радуга». (7)
«Для восточных народов не было ничего удивительного в самой идее посещения Великим Учителем обители Его единомышленников – духовных Учителей и подвижников Шамбалы».(5)
Н.К.Рерих. Знаки Христа.
В сопровождении Россула М. Иисус путешествовал по Индии и Тибету в течение более 3 лет, а затем Он отправился в свою страну.
«Звезда Алахабада указала путь. И так мы посетили Сарнат и Гайю. Везде нашли поношение религий. На обратном пути в полнолуние произошло памятное изречение Христа.
Во время ночного перехода проводник потерял путь. Я нашел после поисков Христа, сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною.
Я сказал: «Мы потеряли путь, надо дождаться звездного положения».
«Расул М., что нам путь, когда вся земля ждёт нас!» Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: «Истинно говорю – ногою человеческою». Потом, отпечатав ладонь, также заключил её в квадрат. «Истинно рукой человеческою». Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
Он говорил: «О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен храм, где процветет заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждем пути, когда он перед нами?» И встал, тростью смешав начертанное.
«Когда имя Христа произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Моё созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знак ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным». Так это Сам сказал накануне новолуния.
Жар пустыни был велик.» (7)
Из письма Елены Ивановны Рерих:
« Мы знаем, что Иисус тоже учился у Великого Мудреца Востока Россула Мории и пробыл у Него не менее семи лет, после чего они вместе путешествовали по Индии, и затем Иисус отправился с благословения Вл.М. в свою страну. Но Он не смог закончить там своей Миссии: страстно переутомился и занемог; и на пороге перехода в потусторонний мир перед Ним появился в тонком Облике великий Мудрец и предложил Ему закончить Его Миссию, войдя в Его тело. Конечно, согласие было дано с радостью. Конечно, были такие великие Космические Причины, почему понадобилась такая замена и продолжение этой Миссии. Истинно, прекрасны Тайны Космические, и Красота Высшая всегда является основою таких страстных проявлений Надземного Мира.» (Письмо от 08.03.1953г)
5.КРЕЩЕНИЕ И ИСКУШЕНИЯ ХРИСТА.
В это время в Израиле Иоанн Креститель проповедовал скорое пришествие Мессии, для которого еврейскому народу необходимо было подготовиться раскаянием и очищением сердца. Возможно, что Он тоже происходил из Братства Ессеев, и принял от них обычай священных омовений. Иоанн Креститель придал крещению в Иордане значение символа внутреннего очищения. Исследователи кумранских свитков отмечают поразительное сходство проповедей и самих действий Иоанна Крестителя с воззрениями и ритуалами ессеев.
Пламенные проповеди Иоанна Крестителя перед толпами народа и новая церемония привлекали к нему людей со всех концов Палестины. Народ оставался у берегов Иордана целыми неделями, чтобы не пропустить появления Мессии.
«Многие предлагали взяться за оружие, чтобы под Его предводительством начать священную войну.
Иисус, который чувствовал, как внутри Него растет пророческое призвание, но который искал своих путей, пришел в пустыню Иордана с несколькими братьями-Ессеями, которые уже тогда следовали за Ним, как за Учителем. Он хотел видеть Крестителя, услышать его проповедь и подвергнуться всенародному крещению. Он желал проявить смирение и отдать дань уважения пророку, который осмелился возвысить голос против представителей власти и разбудить из летаргии душу Израиля.
Он увидал сурового аскета со львиной головой духовидца…, его гремящий голос проносился над толпой: «Кайтесь, приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези Ему». Он называл фарисеев и саддукеев порождениями ехидны. Он утверждал, что «уже и секира при корне дерева лежит» и говорил о Мессии: «я крещу вас водою, а Он будет крестить вас огнем».(1)
А.Иванов. Явление Христа народу.
Во время обряда крещения Иоанн был поражен сияющим светом, который исходил из глаз Иисуса, и, встретившись взглядом с Ним, спросил : «Не Ты ли Мессия?»
«Иисус мог ответить на этот вопрос после глубокого сосредоточения в тишине своего собственного духа. Отсюда потребность в уединении, тот сорокадневный пост, который Матфей изображает в форме символической легенды. Искушение является в жизни Иисуса, поистине, великим кризисом и тем верховным прозрением в истину, через которое неминуемо проходят все пророки, все основатели религий перед началом своего великого дела».(1)
Иисус удалился в пещеру на берегу Мертвого моря, скрытую в горе. Этим уединенным местом часто пользовались Ессеи для испытания одиночеством. Духовные силы Иисуса после посещения Гималаев были напряжены для действия. Как Он может проявить их? Творением чудес вроде материализации хлебов, чтобы накормить страдающих и голодных, но это будет искушение славой чудотворца, да и «не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф.гл3,3)
Встать во главе вооруженного народа, готового подняться по велению Иоанна Крестителя на борьбу за восстановление еврейского царства? Но это будет искушение властью, да и можно ли насилием побеждать насилие? А Голос Вечного взывал к Нему: «Восстань и Говори!»
Иисус пламенно молился, и во время молитвенного экстаза произошло видение:
«Загремел гром, гора задрожала до самого основания, внезапный вихрь поднял Ясновидца на вершину Иерусалимского храма. Крыши и башни города сверкали в воздухе, словно лес из золота и серебра. Священные гимны доносились из Святая Святых храмов. Волны фимиама поднимались со всех алтарей и неслись к ногам Иисуса. Народ в праздничных одеждах наполнял портики. Прекрасные женщины пели для Него гимны пламенного обожания. Трубы звучали, и сто тысяч голосов восклицали: «слава Царю Израилеву!»
- Ты будешь этим царем, если поклонишься мне, - раздался голос.
- Кто ты? – спросил Иисус.
И снова поднялся вихрь и понес Его через пространство на вершину горы У Его ног развернулись царства Земли, освещенные золотистым сиянием.
- Я – царь духов и Князь Земли, - доносился голос снизу.
- Я знаю, кто ты, - сказал Иисус, - Ты появляешься под бесчисленными видами и имя твоё – сатана. Появись в своём земном образе».(1)
Н.К.Рерих. Искушение Христа.
«Видение коронованного властителя появилось на троне из облаков. Темный образ вырисовывался на кровавом сиянии, лик его был бледен и взгляд был как сверкание меча. Он сказал : «Я –Цезарь, склонись передо мной, я дам Тебе все царства Земли». Иисус отвечал: «Назад, искуситель! Ибо написано: «Ты будешь поклоняться лишь Вечному, лишь Богу Твоему». И немедленно искуситель исчез».(1)
В следующий момент Иисус увидел черный крест и свою будущую казнь на нём. "Ты можешь принять жертву или же отвергнуть её», - сказал невидимый Голос.
Неуверенность и сомнение смутили душу Иисуса, но видение целой армии измученных людей, умоляющих Его спасти их, заставило его раскрыть им объятья и воскликнуть:
«Принимаю крест, и да будут они спасены!» И в тот же миг Он почувствовал страшное сотрясение во всем существе Своём и испустил громкий крик… Черная гора обрушилась, крест исчез, нежный свет затопил Ясновидца, неземным блаженством повеяло на Него, и в неизмеримых высотах пронесся торжествующий голос: «Сатана побежден! Смерть попрана! Слава Сыну Человеческому. Слава Сыну Божьему!»(1)
Согласно «Тайной Доктрине», Иисус именно в этот момент после Крещения полностью осознал свою спасительную Миссию. (3)
После преодоления искушений Иисус обрел уверенность, что Он безвозвратно победил свою земную природу, сознание Его изменилось. Спаситель принял окончательное решение о Великой Жертве и стал Мессией!
Э.Шюре в своей книге особенно ярко и очень эмоционально описывает этот момент в жизни Иисуса:
«Вскоре после этого Он спустился в посёлок Ессеев и узнал, что Иоанн Креститель был захвачен и заключен в темницу… Это известие было для Него признаком, что времена созрели, и что пора начать действовать. Он объявил Ессеям, что пойдёт проповедовать в Галилею «Евангелие Царства Небесного».
Слова эти скрывали Его решение сделать доступными для простых и смиренных великие Мистерии, решение перевести на понятный для всех язык учение Посвященных.
Подобного не совершалось с того времени, когда Сакья-Муни- последний Будда – двигаемый беспредельной жалостью, проповедовал на берегах Ганга.
То же божественное сострадание к человечеству одушевляло и Иисуса, но Он восполнил его такою мощью любви и таким величием веры и деятельной энергии, которые принадлежали только Ему. Из недр смерти, которую Он измерил и предвкусил, Он вынес для своих собратьев по человечеству надежду и вечную жизнь».(1)
6. ОТКРОВЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
Иисус начинает проповедовать в Галилее, также как и на Востоке, среди простого народа. На берегах Генисаретского озера Он исцеляет больных наложением рук или просто Своим одним присутствием. Он набирает учеников среди рыбаков и мытарей, потому что Он хотел вкоренить своё Учение в самое сердце народа. Ему нужны были натуры прямые, пламенные и верующие, и на такие натуры Он имел непреодолимое влияние…
Там же в Галилее Иисус произносит свою Нагорную проповедь, которая, по словам Э. Шюре, является кратким изложением всего открытого учения Иисуса.
Н.К.Рерих. Генисаретское озеро.
« На вершине холма поместился Учитель; будущие посвященные разместились у Его ног; далее теснился народ, жадно внимая каждому слову, слетавшему с Его уст. Что провозглашает Пророк? Пост? Умерщвление плоти? Всенародное покаяние? Нет, Он говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся»…
Он развертывает затем в восходящем порядке четыре добродетели страдающих: чудную силу смирения, сострадание к другим, доброту сердца и жажду справедливости. Затем раскрываются добродетели активные, деятельные и торжествующие: милосердие, чистота сердца, доблесть воинствующего и, наконец, мученичество во имя справедливости. «Блаженны чистые сердца, ибо Они узрят Бога!»
Подобно звуку благовеста, раскрывают слова эти перед слушающими Небо, которое успело уже заискриться звездами над головой Учителя…. Они обмениваются изумленными взглядами; эти нищие духом внезапно становятся столь богатыми. С большим могуществом, чем Моисей, ударил Иисус по их сердцам, и бессмертный родник забил из них. Его открытое, всенародное учение содержится в этих четырех словах: «Царство Небесное внутри вас!» И теперь, когда Он излагает перед ними необходимые пути, чтобы достигнуть этого неслыханного счастья, они не удивляются всему необычному, что Он требует от них: убить даже самое желание зла, прощать обиды, любить врагов своих.
В конечном итоге всё Его учение говорит: «Любите ближнего, как самого себя, и будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Под этой популярной формой Он даёт провидеть всю глубину своей этики и своего знания, ибо верховные требования посвящения состоят в отражении божественного совершенства в совершенстве своей собственной души и аналогий, которые в расширяющихся кругах соединяют частное с общим, конечное с бесконечным».(1)
Таково было всенародное, чисто нравственное Учение Иисуса, но для ближайших учеников существовало более глубокое учение, которое Он вынес из эзотерического предания Ессеев и из посещения Гималайского Белого Братства. Особенно ясно эзотерическая сторона Учения Христа прослеживается в Евангелии от Иоанна.
«Все исследователи так называемого гностического христианства (т.е. эзотерического христианского учения) подчеркивают его близость индийским философским традициям. Это лишний раз свидетельствует о том, что Христос действительно мог общаться с Учителями Шамбалы – носительницы древнейшей эзотерической мудрости Индии и Тибета – и почерпнуть многие идеи и принципы своего Учения из сокровищницы мирового знания, скрытой в Гималаях».(5)
Примером может служить тайная встреча Иисуса в Иерусалиме с ученым фарисеем Никодимом, который ночью появился в жилище Иисуса, чтобы послушать нового Пророка. Никодим спрашивает Иисуса:
« Равви, мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, как Ты творишь, никто не может творить, если с ним не будет Бог». Иисус сказал ему в ответ: «Истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может узреть Царства Божия»… Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар: Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Истинно, говорю тебе: если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие». ( Еванг от Иоанна, гл.III,2-5) (1)
Иисус вкладывает двойной смысл в эту символическую фразу. Во-первых, под возрождением водою и духом или крещением водой и огнем в древних Мистериях понимались две ступени посвящения. Крещение водой – это интеллектуальное, начальное посвящение, которое даёт теоретическое оккультное знание, а крещение огнем – это высшее и полное преображение души в огне разума и воли, которое даёт исключительные духовные силы.
Второй смысл этой фразы раскрывает тройственный состав человеческого микрокосма, состоящего из духа, души и физического вела. В древнем эзотеризме вода означала астральную или флюидическую материю, из которой состоит душа, тогда как огонь символизировал единый дух. Если душа человека при жизни на Земле была сильно привязана к материальной жизни и плотским удовольствиям, то после физической смерти, грубые элементы астральной материи не дают душе подняться в высшие, огненные сферы духа.
«Говоря о возрождении водой и духом, Христос делает намек на двойное преображение духовного существа и его флюидической оболочки, которое ожидает человека после его смерти, и без которого он не может проникнуть в царство освобожденных душ и чистых духов, ибо «рожденное от плоти есть плоть ( т.е. связано и подлежит уничтожению), а «рожденное от духа есть дух» (т.е. свободно и бессмертно). «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Иоанн,.гл.III.6,8) (1)
После этой ночной беседы Никодим уходит потрясенный тем божественным Светом, который исходил от Пророка, и искренней убедительностью слов Иисуса. Он будет продолжать жить среди фарисеев, но останется верным Христу в тайниках своего сердца.
Иисус основал Общину, в которой ввел общее имущество, как основу Братства. Ему не нужны были ни клятвы, ни власть и ни слава, но только любовь и доверие. Он выбрал двенадцать человек – двенадцать апостолов, которые отказались от всего: покинули свои дела, дома и семьи,- и следовали за Ним из селения в селение, убежденные Его мудростью и Его делами. Иисус постепенно раскрывал перед ними тайные знания, учил исцелять людей, готовил их к проповеднической деятельности.
С.Н.Рерих. Христос и ученики.
Тем временем Иисус начинает решительную борьбу с богатыми и властолюбивыми фарисеями, благочестие который проявлялось лишь в исполнении ритуалов, постах и публичных покаяниях. Он разоблачает лицемерие фарисеев в своих проповедях. Во время многочисленных диспутов Он вскрывает закоснелое невежество и корыстолюбие священников – саддукеев. Его слово пронзало, словно острие меча.
«Зачем преступаете вы закон Бога и предпочитаете ему ваши предания? Господь повелел: чти отца твоего и мать твою, вы же разрешаете не выполнять этот завет, когда вам это выгодно. Вы служите одними устами, в вашем благочестии нет сердца живого».(1)
Фарисеи и саддукеи обвиняли Его в богохульстве, в нарушении закона Моисея. Христос отвечал: « Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». (Матфей, гл.V,17)
Как говорила Е.П.Блаватская: «Будучи одним из величайших реформаторов, закоренелым врагом любого теологического догматизма, гонителем фанатизма, учителем, давшим один из наиболее утонченных кодексов этики, Иисус являет собой одну из величайших и наиболее очерченных фигур во всей панораме человеческой истории».(8)
«Иисус никогда не терял самообладания, и в то же время Он ширился и вырастал в этой борьбе. По мере того, как на Него нападали, Он утверждал всё громче, что Он – Мессия, посланник Божий. Он грозил храму, Он предсказывал несчастье Израилю. Он ставил в пример язычников, Он говорил, что Господь пришлет иных работников в Свой Виноградник.»(1)
Битва нарастала, Иисуса везде преследовали шпионы и враждебные соглядатаи. Он нигде не был в безопасности, но всякий раз удачно ускользал от врагов, благодаря своей предусмотрительности. Одновременно наступило и охлаждение со стороны народа, который терял надежду на торжество Иисуса, как Царя, освободившего Израиль от гнета Рима. Шел третий год его проповеднической деятельности, стая саддукеев и фарисеев подстерегала свою добычу. Иисус чувствовал, что Его миссия подходит к концу. С тревогой Иисус спрашивает своих учеников: «За кого люди почитают Меня?» Они отвечали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». «А вы за кого почитаете Меня?» Тогда Петр ответил за всех: «Ты Христос, Сын Бога живого». (Матфей, гл.XVI,13-16)
«Не настал ли час великой жертвы? В Иисусе, подобно всем людям было два сознания: одно - земное говорило Ему: может быть, еще возможно избежать тяжкой судьбы; другое – божественное повторяло неумолимо: путь к победе проходит через врата скорби. И он внимал последнему.» (1)
Иисус решил в очередной раз удалиться для молитвы. По легенде он поднялся на гору Фавор, взяв с собой троих наиболее близких Ему и посвященных учеников: Петра и двух братьев - Иоанна и Иакова. И там произошло то таинственное событие, которое в Евангелии передается под названием Преображения.
«По словам Матфея, апостолы увидали появившийся в прозрачных сумерках восточной ночи сияющий и как бы прозрачный образ Учителя, причем лик Его светился как солнце, и одежды Его распространяли яркий свет и две фигуры появились по обеим Его сторонам, которые ученики приняли за Моисея и Илию…» (1)
Н.К.Рерих. Чаша Христа.
Во время молитвенного экстаза сознание Христа проникло в мир иной реальности – в мир чистой духовности и божественного совершенства. Как пишет Э.Шюре:
«… Перед Ним открылся небесный свет, и в его сиянии легионы светлых существ образовали как бы подвижный свод, небесную твердь, состоящую из эфирных тел, блистающих, как снег, из которого вырывались нежные зарницы. На блистающем облаке…шестеро в одеждах первосвященников поднимали в соединенных руках сверкающую Чашу… Чаша означала Жертву, которую Он должен был принести… Под сверкающим облаком раскрылась черная бездна: бесчисленные круги поколений, пучина жизни и смерти, земной ад.
Сыны Божии поднимают с мольбой Чашу,… Иисус в знак согласия простирает крестообразно руки, словно желая обнять Вселенную. Тогда Сыны Божии склоняются ниц, и сонм ангелов … возносит сверкающую Чашу к светящемуся небосводу. А Он после этого погружается в темную бездну…
Вот что Он должен совершить, вот для чего Он родился, ради чего боролся до этого дня. И тогда Им снова овладело великое решение, постигнутое в минуты экстаза Его божественным сознанием во всей полноте.
Он решился: чаша должна быть испита до дна. После восторгов экстаза Он пробудился на дне бездны, на рубеже мученичества. Все сомнения исчезли; час пробил, небо заговорило, земля стонала о помощи.
После этого Иисус спустился по долине Иорданской и направился к Иерусалиму».(1)
7.ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ.
Иисус был Великим Посвященным, а все великие Личности будь то Кришна, Пифагор, Будда, Аполлоний Тианский, - имеют одну жизненную программу: спасать человечество или хотя бы часть, если невозможно спасти всех. Поэтому каждому из Пророков приписано «непорочное происхождение», имеющее в виду «мистическое рождение» во время Мистерий Посвящения и принятое в буквальном смысле толпой. Каждого из Них после рождения разыскивает и угрожает смертью (но никогда не убивает) противодействующая злая сила (Материи или Иллюзии).
Каждый истинный Адепт проходит через семь и двенадцать испытаний Посвящения; днем его рождения считается день, когда Он действительно рождается в этом мире духовно. Все Великие Учителя проходят через страдания, торжества и чудеса. Каждому из Них даётся совершенное знание, истинный Гнозис, который Он сообщает той части Апостолов, которые способны это воспринять.
Всех Их преследуют, искушают и, наконец, как утверждается в «Тайной Доктрине», - убивают в конце обряда Посвящения, т.е. в их физических личностях, от которых Они избавлены навсегда после духовного «воскрешения» или «рождения». Все Они спускаются в Преисподнюю, в Бездну или в Ад – в Царство Соблазна, Похоти и Материи – в царство Тьмы, возвратившись оттуда, Они прославляются и становятся «Богами». (3)
Поэтому и Преображение Иисуса означало, что Он стал Совершенным Посвященным, потому что шесть Его Принципов – шесть блистающих тел – соединились с седьмым Принципом в самые завершающие дни Его Миссии.
В Иерусалиме единомышленники устроили Ему торжественную встречу, устилая дорогу пальмовыми ветвями. Люди преклонялись перед Ним, который вскоре должен стать их Царем, освободителем Израиля. В это продолжали верить и двенадцать апостолов, несмотря на все предупреждения Учителя.
«Один Он, признанный Мессия, знал, что Его путь ведёт к страданию, и что даже ближайшие ученики могут проникнуть в Святилище Его мысли лишь после Его смертного часа. Он приносил Себя в жертву непоколебимо, с полным сознанием и твердой волей. Отсюда Его покорность, его кроткая ясность».(1)
Каждый день Он беседовал со Своими учениками, и каждое Его слово, каждый шаг Его жизни должны быть понимаемы в аллегорическом смысле, соответственно высшему символизму пророков. Иоанн – один «из четырех Евангелистов, которому удалось лучше других передать эзотерическое содержание Учения Иисуса, подсказывает нам это толкование сам, когда передаёт следующие слова Учителя: « Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить… Досель Я говорил притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу Вам от Отце». (Иоанн, гл.XVI, ст.12,25)
Иисус говорит ученикам о судьбе души после смерти физического тела, о том, что необходимо хранить свои сердца в чистоте: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягощались объедением и заботами житейскими, и чтобы день тот не настиг вас внезапно».(Лука, гл.XXI. ст.34).
Иисус говорит, что цель прихода каждого Спасителя – Богочеловека на Землю - для восстановления Истины, Справедливости и Любви, и как следствие, умиротворение всех народов. Он раскрывает знамение о приходе следующего Учителя – Утешителя или Духа Истины, который более полно раскроет мистерии древнего знания людям. «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его, и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».(Иоанн, гл.XIV, ст.16,17)
Он говорит о конце физической Пятой Расы образами Страшного Суда, когда человечество перейдет в духовное состояние, или будет уничтожено своими собственными эгоистическими страстями, символами которых является «геенна огненная и скрежет зубовный».
«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласной и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». (Матфей, гл.XXIV, ст30,31)
Э.Шюре писал: « Иисус, зная себя накануне смерти, раскрывал перед апостолами все лучезарные перспективы, которые с самых древних времен составляли часть учения мистерий, но которым каждый новый Основатель религии давал новую форму и индивидуальное освещение. Чтобы запечатлеть эти истины в их души, чтобы облегчить их распространение, Он изложил их в образах изумительной смелости и внутренней силы.
Раскрывающий образ, говорящий символ – вот что было всеобщим языком древних посвященных. Язык этот обладает силою приобщать, способностью влиять на сознание сильно и длительно, которая отсутствует у отвлеченных выражений. Пользуясь им, Иисус следовал примеру Моисея и пророков. Он знал, что Его идея не могла быть понята немедленно, и Он хотел запечатлеть её огненными письменами в юной душе своих учеников, предоставляя будущим векам вызвать наружу скрытые силы, заключенные в Его словах».(1)
Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря. Фреска в церкви Санта-Мария делла Грация. Милан.1495г.
Подходил к концу последний акт мессианской драмы. Учитель с двенадцатью апостолами собрались в одном из Иерусалимских домов накануне Пасхи. По иудейскому обычаю на празднике Пасхи полагалось есть пасхального агнца с горькими травами и пресным хлебом в молчании.
«Когда был подан пасхальный агнец и чаши были наполнены вином, а также и золотая чаша, поставленная хозяином дома перед Иисусом, Он, имея по одну сторону Иоанна, а по другую – Петра, сказал: «очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божиим». (Лука, XXII,15,16)
После этих слов в воздухе повеяло тяжелой грустью. «Ученик, которого любил Иисус» и который один отгадывал Его мысли, молча склонил свою голову на грудь Учителя. И тогда Иисус «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предается: сие творите в Моё воспоминание.
Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лука, XXII.19,20) (1)
Э.Шюре раскрывает символический мистицизм Тайной Вечери, которой завершается всё Учение Христа:
«У посвященных Египта и Халдеи, точно также у пророков и Ессеев братская вечеря означала первую ступень посвящения. Приобщение под видом хлеба означало знание мистерий земной жизни и в то же время разделение земного имущества, последствием чего явилось совершенное единство членов братства.
На высшей ступени приобщение под видом вина, которое можно считать кровью лозы, проникнутой солнцем, означало общность небесных благ, сопричастие к духовным мистериям и к божественной науке.
Иисус, передавая эти символы апостолам, безмерно расширил их значение, ибо через братство них Посвященных, ограниченное в первое время несколькими личностям, распространилось на всё человечество. И Он добавил к этим символам глубочайшую из мистерий, величайшую из сил: свою Собственную Жертву. Он сделал из неё цепь любви, невидимую, и в то же время неразрывную, между Собою и своими. Она даёт Его просветленной душе божественную власть над их сердцами и над сердцами всего человечества». (1)
8. Явления Иисуса Христа.
После суда и позорной для евреев казни на кресте, ибо по закону Моисея казни происходили через побитие камнями, ученики разошлись в глубокой тоске. И только Мария Магдалина, бродившая неподалеку от могилы, увидела воскресшего Учителя, узнала Его по голосу и в радости бросилась к Нему.
А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине
«Она видела, как Иисус поглядел на неё и сделал жест, запрещая всякое прикосновение, а потом видение исчезло. А затем, группа женщин встретила Воскресшего и услыхала следующие слова: «Пойдите и скажите моим братьям, чтобы они отправились в Галилею и что там они увидят Меня».
В тот же вечер одиннадцать апостолов, собравшихся в горнице, увидели Христа, входящего через запертую дверь. Он занял своё место среди них и стал тихо говорить с ними, упрекая их в маловерии. Затем Он сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари» (Марк, XVI,15).
Странная вещь: в то время, как они слушали Его, они все были как во сне, они совершенно забыли о Его смерти и были уверены, что Учитель более не покинет их. Но в момент, когда они собирались ответить Ему, Он исчез, словно угасающий луч света. Его голос еще дрожал в их ушах.
Потрясенные апостолы смотрели на опустевшее место; неясный свет еще носился над ними, но затем и он погас.
Матфей и Марк свидетельствуют, что Иисус появился перед пятьюстами братьями, собравшимися по ведению апостолов. Позднее Он появился еще раз перед собравшимися одиннадцатью апостолами. Затем появления эти прекратились.
Но вера уже была создана, толчок дан, жизнь христианства началась. Апостолы, пламеневшие священных огнем, исцеляли больных и проповедовали Евангелие своего Учителя».(1)
С.Н.Рерих. Пиета
«Три года спустя молодой фарисей по имени Савл, движимый страстной ненавистью к новой религии и занятый преследованием христиан, отправился в Дамаск с несколькими единомышленниками.
Во время дороги его внезапно осиял свет такой ослепительной силы, что он пал на землю. Весь дрожа, он спросил: «Кто Ты?» И услыхал голос, говорящий: «Я Иисус, которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, но никого не видя. Савл, ослепленный молнией, три дня ничего не видел, не ел и не пил.
Он сразу обратился, пламенно поверил во Христа и стал Павлом, апостолом язычников. Все согласны с тем, что не будь этого обращения Савла, христианству, замкнутому в Иудее, трудно было бы завоевать Запад».(1)
В течение восемнадцати месяцев появлялся воскресший Христос перед апостолами и передавал им истинное Знание, именно последствием этих появлений явилась их непоколебимая вера в Его воскресение из мертвых.
Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам (глXV,1-9) перечисляет 6 последовательных появлений Христа: перед Петром, перед двенадцатью, перед пятьюстами, появление перед Иаковом, перед собравшимися апостолами, и, наконец, его собственное видение по дороге к Дамаску. Но Павел забыл упомянуть самое первое появление перед Марией Магдалиной.
Как известно из истории, Павел, а до крещения – Савл, - происходил из образованной ортодоксальной фарисейской семьи. В течение трёх лет после распятия Христа он активно участвовал в гонениях на ранних христиан, и получил от первосвященника задание привезти из Дамаска группу христиан для наказания. Во время этой поездки, в пустыне Савл услышал Голос Христа, который произнес: «Савл, Савл, за что ты гонишь Меня?» Это явление было такой силы, что Савл ослеп на 3 дня. По приезде в Дамаск он был исцелен христианами, сразу окрестился и начал проповедническую деятельность. Принятие римского имени «Павел» связано с тем, что отец Савла был известен в кругах римской знати, и это обстоятельство позволило Павлу принести идеи христианства в языческую Римскую империю.
Наиболее ярко и вдохновенно явление Христа Павлу описано у А.С.Пушкина в стихотворении «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Э.Шюре писал по поводу этого события, что, учитывая психологическое состояние Павла, это явление Иисуса «должно было появиться извне, а не изнутри; характер этого видения – неожиданный и молниеносный; оно изменило всё его существо сразу и до самого основания. Подобно огненному крещению, оно испепелило всю его низшую природу, облекло его в непроницаемую броню и сделало из него перед лицом всего мира непобедимого рыцаря Иисуса Христа». (1)
Б. Мурильо. Обращение Павла.
Как продолжает Э.Шюре:
«Свидетельство Павла имеет двойную силу: и потому, что оно утверждает его собственное видение, и потому, что подкрепляет подлинность других, подобных же видений. Если захотеть сомневаться в искренности подобных свидетельств, пришлось бы откинуть множество исторических фактов и совсем отказаться от написания какой бы то ни было истории. (…)
А между тем, не следует забывать, что воскресение из мертвых есть основа исторического христианства. Без этого подтверждения Учения Иисуса ярким конкретным фактом, религия Христа не могла бы даже и возникнуть.
Этот факт вызвал полное преображение в душе апостолов, из иудейского их сознание обратилось в христианское. Для них – победивший Христос жив, он говорил с ними; небо разверзалось, потусторонний мир проник в этот мир; заря бессмертия прикоснулась к их челу и объяла их душу огнём, который не может уже погаснуть никогда. Над распадающимся земным царством Израиля апостолы провидели во всём величии Славы – Царство Небесное и Вселенское. Отсюда их порыв к борьбе, их радость мученичества.
Воскресение Христа и есть та подлинная сила, дающая и чудотворный толчок, и ту необъятную надежду, которую Евангелие несёт всем народам и которая напоит своими струями самые отдаленные берега Земли». (1)
Рассматривая сам факт воскресения с точки зрения философского и материалистического значения, Э.Шюре с самого начала говорит, что представление о воскрешении разложившегося физического тела или о замене рассеявшегося трупа новым телом при втором пришествии Мессии, является грубым материализмом.
Воскресение с точки теософии и гностического учения имеет совершенно другой смысл, оно относится к сложной природе человека и означает появление Иисуса Христа в тонком, эфирном теле. Вот как пишет об этом Е.И.Рерих:
«Обратите внимание, как всегда подчеркивается внезапность появления, иногда при запертых дверях горницы, и такое же исчезновение. Также почему-то ученики не узнавали Его сразу при таких появлениях, а когда глаза их раскрывались, и они сразу признавали Его. Он становился невидимым для них. Всё это определенно указывает на воскрешение Христа именно в тонком теле. Все, кто были свидетелями подобных явлений из Тонкого Мира и в наше время, могут подтвердить эту обычную внезапность, как появлений, так и исчезновений. Только слепые или полные невежды могут допустить телесное воскрешение Великого Учителя».(Письмо от 05.04.1938г)
«Христос, говоря о своем воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в Тонкий Мир, но именно своё появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появление физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешения Его и укрепило в учениках веру в Его Учение.
Обосновывать воскресение Христа лишь на исчезновении Его тела из гробницы, конечно, было бы более чем нелепо.
Также всеми силами духа восстаю против предположения, что «Христос мог дать тайно приказ убрать Его тело и объявить о жизни Его или воскресении…» Такое действие было бы недостойным Высочайшего Духа. Мы должны понять, что Великие Учителя человечества никогда и никого не вводят в заблуждение и каждый Их поступок строго согласуется с сделанными Ими утверждениями. Христос, по свидетельству учеников неоднократно говорил, что Он будет предан в руки человеческие и на третий день воскреснет – имеющий уши, да слышит!» (Письмо от 27.11.1937г.)
9. ХРАМ
Как говорит Э.Шюре, жизненность и мощь христианства заключается в том, что оно объединяет метафизическую и практическую сторону той вечной Истины, которая была известна издавна в Греции, в Египте и на Востоке.
Индийские брамины знали о законах перевоплощения и кармы ( или закон причин и следствий ), но они настолько были погружены в Невидимые миры и в совершенные Вечности, что упускали из виду индивидуальную и социальную жизнь.
В Греции же бессмертные знания о Тонком Мире и Космических законах, наоборот, сузились под тягой греков к земному и материальному, поэтому Истина стала меркнуть.
«Во всей своей вселенской ширине Иисус охватывал обе стороны жизни. В молитве, которую Он оставил людям, Он говорит: «Да будет Царствие Твоё, как на Небеси, так и на Земле». Царствие Божие на Земле означает осуществление нравственного и общественного закона во всём объеме и во всём величии идеи Истины, Добра и Красоты. В этом и состоит высшая магия Его учения и присущая последнему безграничная способность к развитию, что оно соединяет в одно неразрывное целое и нравственность, и метафизику, и пламенную веру, и вечную жизнь, и потребность осуществлять эту жизнь уже здесь праведной деятельностью и активным милосердием».(1)
Но построил ли Сын Человеческий тот Храм, о котором говорится в «Криптограммах Востока» и о котором Он сказал в Евангелии, что в «три дня разрушит, и в три дня воздвигнет его снова»? Да, отвечает на этот вопрос Э.Шюре:
«Его Слово и Его жертва положили основу для невидимого храма, более крепкого и нерушимого, чем все храмы из гранита и мрамора; но этот невидимый храм осуществляется лишь в той мере, в какой люди работают над ним.
Каков же этот храм? Это – храм преображенного человечества, храм нравственный, социальный и духовный.
Под храмом нравственным следует понимать преображение человеческой души, перерождение личности под влиянием идеала, данного человечеству в лице Иисуса. Чудная гармония и полнота Его душевного совершенства почти не поддаются описанию. Уравновешенный разум, высокая интуиция, сила сочувствия, могущество слова и действия, чуткость, доходящая до страдания, и любовь, возвышающаяся до жертвы, полное самообладание и мужество перед лицом смерти – нет тех великих качеств, которых не было бы у Него. В каждой капле Его крови было достаточно силы, чтобы сделать из Него героя, и при этом весь Он был проникнут божественной кротостью.» (1)
С.Н. Рерих. Возлюби ближнего. Господом твоим
И, как продолжает далее свою мысль Э.Шюре, нравственный храм, основанный Христом,
«хотя и не закончен, но уже заложен на нерушимых началах в душе современного человечества.
То же самое можно сказать и о храме социальном. Последний предполагает основание Царства Божьего или божественного закона во всех органических учреждениях человечества; но возведение этого храма всё еще в будущем. Ибо человечество продолжает жить на положении воинствующего, подчиняясь закону Силы и Рока».(1)
Ибо все Великие Учителя и Владыки Света творят Будущее, совершая действия полностью целесообразно с Планом Эволюции. Их действия часто дают результаты не сегодня и не завтра, но через века. Они прочно и надолго закладывают зерна будущего, и элемент времени при этом не имеет значения.
« Учение Христа, данное людям, есть наглядный пример такого длительного действия. Он Заложил причины. Он Видел следствия. Он знал, что скорее прейдет луна или Солнце, чем изменится то, во имя чего Приходил Он на Землю. Знал Он, что снова на Землю Придет, и люди, те самые люди, которые распяли Его и распинали все эти века, и распинают поныне, примут Его по-иному, и именно за то вознесут и признают Его, за что распяли когда-то. Со славою Придет судить живых и мертвых, то есть Даст каждому возможность осуществить этот суд, ибо каждый сам, имея в себе судию, осудит себя или оправдает, приняв или отвергнув Его. Его Учение было проведением очень длинной линии, конец которой только ныне начинает быть видим. Так поступают все Владыки. Так поступает Архат, и все действия, будучи устремлены в будущее, являются зернами сознательного посева.» (9)
В Учении Живой Этики даётся несколько указаний о внешности Иисуса Христа, по которым художник Святослав Рерих изобразил Великого Путника, как Его называли:
«Напомним еще раз черты Его: волосы светло-русые и, действительно, довольно длинные, концы их несколько темнее, слегка волнистые, мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин; брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым”.
„...люди не признали бы и обстановку жизни Великого Путника. Не поверили бы, что он трудился усиленно и знал не одно мастерство. В Его стране можно найти гончарные изделия Его рук. Они являются целительными талисманами. Но кто знает о таких добрых знаках? По пути Великого Путника много добрых знаков”.
„Люди хотят, чтобы Учитель и внешне отличался от присутствующих. В таком случае присутствующие не распознали бы Великого Путника. Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял слишком большое внимание незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но Учение было охранено, именно, женщинами. (Надземное, §§ 159, 147, 146, 152)
Е.П.Блаватская писала: «Будучи одним из величайших реформаторов, закоренелым врагом любого теологического догматизма, гонителем фанатизма, Учителем, давшим один из самых утонченных кодексов этики, Христос являет собой одну из величайших и наиболее очерченных фигур во всей панораме человеческой истории. Эта великая личность воцарится во всём своём великолепии и во всей Вселенной не ранее того дня, когда всё человечество признает, что у него есть лишь один Отец – Непознаваемый, пребывающий на Небесах, и один брат – всё человечество – на Земле».(11)
В завершение мне хочется привести вдохновенные слова другой исследовательницы эзотерического Христианства - Анны Безант:
« Достигнув венца своей человеческой эволюции Иисус стал Учителем Мудрости и взял Христианство под Свою особую охрану, делая постоянные усилия, чтобы направить его на верный путь, защищать, питать и заботиться о нём. Он был Иерофантом Христианских Мистерий, непосредственным Учителем Посвященных. Он вдохновлял и поддерживал в Своей Церкви пламя Гнозиса, пока тьма невежества не сгустилась до такой степени, что даже дуновение Его Духа не могла разжечь это пламя настолько, чтобы спасти его от угасания.
Это Его терпеливая охрана давала силу стольким душам переносить страшную темноту и сохранять внутри себя драгоценную искру мистического стремления, жажду искания скрытого Бога. Ему принадлежит воздействие на умы, способные воспринять Истину; благодаря Ему, протянутая через века рука передавала другой руке факел познания, не давая ему погаснуть совсем.
Это Он появлялся у колеса пыток и в пламени костров, ободряя Своих последователей и Своих мучеников, утишая их муки и наполняя их сердца Своим миром.
Его влияние вносило вдохновение в громовые речи Савонаролы, направляло спокойную мудрость Эразма, одухотворяло глубокую этику боговдохновенного Спинозы. Его вдохновение зажгло энергию Роджера Бэкона, Галилея, Парацельса для глубоких исследований природы.
Его красота увлекала Фра Анжелико Рафаэля и Леонардо да Винчи, зажигала гений Микельанджело, сияла для Мурильо, дала силу для создания таких чудес, как Миланский собор, храм Св.Марка в Венеции и Флорентийский собор. Его мелодии звучали в мессах Моцарта, в сонатах Бетховена, в ораториях Генделя, в фугах Баха, в строгом величии Брамса.
Его помощь поддерживала одиноких мистиков, преследуемых оккультистов, терпеливых искателей истины. Убеждением и строгостью, красноречием Св.Франциска и сарказмами Вольтера, кроткой покорностью Фомы Кемпийского и суровой мужественностью Лютера – не переставал Он искать возможности учить и пробуждать, привлекать к справедливости и отвлекать от зла.
На протяжении всех истекших веков боролся Он и трудился, неся на Себе тяжелое бремя Церквей, и никогда не оставлял без ответа или без утешения ни единое человеческое сердце, взывавшее к Нему за помощью.
Ныне стремится Он обратить во благо для Христианства часть того великого потока Мудрости, который ниспослан для оживотворения человечества».(2)
«Милосердие не знает границ и пределов. Дух Тех, Кто отдал себя Свету и Помощи, разбивается на пороги и ступени. Он снижается к каждой ступени и порогу, где видит нужду Свою в помощи и труде. Но, снизившись к ним, Он не думает, что этот труд для него слишком низок или мелок… Те, Кто снижают свои сознания для поддержки и возвышения сознаний человеческих, не имеют в себе ни осуждения, ни наказания, ни сил иных, исходящих из человеческой морали, вроде жертв и т.д. Милосердные движутся только законом Любви и потому их труд помощи – одна радость».(10)
Литература:
- Э.Шюре. «Великие Посвященные. Очерки эзотеризма религий». Репринтное издание 1914г.. М,1990г.
- Анна Безант. «Эзотерическое Христианство или Малые Мистерии». М. 1991г.
- Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина.т.3, стр.133-147. Новосибирск,1993
- Протоиерей Александр Мень. «Кумранская Община и Христианство». Журн. «Мир Библии»№1/1993, (www.alexandrmen.ru)
- А.Марианис, Н.Ковалева. Аватары Шамбалы. Изд-во «Эксмо», М,2011
- Н.К.Рерих. «Алтай-Гималаи». Рига, Изд-во «Виеда».1992г.
- Ж.Сент-Илер. «Криптограммы Востока». МЦР, М.993.
- Е.П.Блаватская. «Хрустальный родник». Изд-во «Сфера», М.,2001
- Грани Агни Йоги, 1957г, п.208.
- Беседы Учителя. Как прожить свой серый день. Изд-во «Дельфис», М.,2011
- Е.П.Блаватская. Современный Панарион
Январь 2012. Составитель Татьяна Радея.