Наталья Ковалева. г. Москва
Любовь земная и небесная
Для людей, всерьез стремящихся к духовной самореализации (а тем более – для последователей каких-либо духовно-философских учений) рано или поздно возникает один вопрос, ответ на который найти не так-то просто. Это вопрос любви, брака и интимных отношений.
В прежние века религиозные культуры разных стран требовали от человека, вступившего на путь духовной самореализации, отказа от половой жизни и принесения обета безбрачия и целомудрия. Если любовь к Богу считалась в большинстве религиозных и философских учений основой духовной практики, то любовь земная, «плотская», по мнению религиозных культур прошлого, была просто несовместима с истинным подвижничеством.
Почему же между двумя проявлениями одного и того же чувства любви — любовью к Богу и любовью к человеку — пролегла такая пропасть?
В действительности так произошло не только потому, что половые отношения считались греховными с точки зрения средневековой ханжеской морали, возникшей из закосневших религиозных догм. Будучи основным энергетическим резервом человеческого организма, воспроизводительная сила — сексуальная энергия — связана не только с физическими, но и с психодуховными его функциями. В том числе и с процессом самосовершенствования. И подвижникам прежних эпох это было хорошо известно.
Как же связан путь духовной самореализации человека с величайшей силой, данной ему во владение самой Природой? И как соотносятся между собой любовь земная, ведущая к продолжению рода человеческого, и любовь Небесная, являющаяся краеугольным камнем богопознания во всех эзотерических учениях?
Леонардо да Винчи. Леда и Лебедь.1515г.
Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем понять, что представляет собой сексуальная энергия в эзотерическом, психоэнергетическом аспекте и какая роль принадлежит этой силе в духовном самосовершенствовании личности.
Змеиная сила
Результатом вступления человека на путь духовной самореализации становится мощная энергетическая трансформация его организма. В этом процессе половой энергии принадлежит ключевая роль. Свой главный энергетический резерв человек может использовать по-разному. Он может вести обычную жизнь, расходуя сексуальную энергию на продолжение рода. Но с помощью этой же энергии, он может пробудить огромные духовные силы, находящиеся у обычных людей в скрытом, латентном состоянии. За счет чего это происходит?
В йоге сексуальную энергию называют силой Кундалини, силой Дракона, или Змеиной силой. Спиралеобразно (змеевидно) продвигаясь вдоль основной энергетической оси физического тела человека — позвоночного столба,— эта сила активизирует энергетические центры человека — чакры, служащие генераторами энергетики более тонких видов. Приведенная в действие, энергия высших центров способна дать человеку паранормальные психические и духовные способности, в частности, привести к более высоким состояниям сознания, играющим огромную роль в процессе его духовной самореализации.
О психоэнергетической структуре человеческого организма французский ученик выдающегося индийского философа Шри Ауробиндо — Сатпрем — так пишет в своей книге «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания»:
«Внутри нас находится целый ряд вибрационных узлов, или центров сознания, каждому из которых соответствует один специфический тип вибраций, которые можно различать и чувствовать в зависимости от степени нашего безмолвия и остроты нашего восприятия.
<...> Эти центры, называемые в Индии чакрами, находятся не в нашем физическом теле, а в другом измерении, хотя концентрация в них бывает иногда так интенсивна, что у нас возникает острое локализованное физическое ощущение. На самом деле некоторые из них довольно близки к различным нервным сплетениям нашего тела, хотя и не все».
Сатпрем - ученик Шри Ауробиндо и Матери Суджаты.
(прежнее имя Бернар Анженже. 1923-2007гг.)
В своем описании данных центров Сатпрем упоминает, что в их расположении можно выделить четыре зоны, проходя через которые, сила Кундалини претерпевает качественные изменения. Эти зоны Сатпрем характеризует следующим образом:
«Сверхсознательное с единственным центром немного выше макушки головы, который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими ментальными сферами. <...>
Разум, имеющий два центра: один, между бровями, управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также центром тонкого видения, «третьим глазом»); второй, находящийся на уровне горла, управляет всеми формами ментального выражения.
Витальное, имеющее три центра: один — на уровне сердца; управляет эмоциональной жизнью индивида (любовь, ненависть и т. д.); второй — на уровне пупа; управляет нашими импульсами власти: господствовать, обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т. п.; третий — низшее витальное — между пупом и половым центром; он управляет низшими вибрациями — ревностью, завистью, вожделением, жадностью, гневом.
Физическое и подсознательное — с центром у основания позвоночника; этот центр управляет нашим физическим существом и сексуальными импульсами».
«На каждом из уровней,— пишет Сатпрем,— эта Сила прорывается (довольно грубо) через соответствующий центр — этот центр открывается и в то же время открывает нас всем всеобщим вибрациям или энергиям, соответствующим частоте этого центра».
Как видно из характеристики, приводимой Сатпремом, активность различных центров отвечает различным состояниям сознания. Способность сознания человека к высокодуховным проявлениям обусловливается лишь соответствующим развитием его высших чакр. Напротив, все животные импульсы в человеческой душе и психике возникают под действием низших центров.
Низшие и высшие центры в некотором смысле противостоят друг другу; если низшие центры являются наследием животного прошлого в развитии человечества как вида биологических существ, то высшие центры связаны с будущей эволюцией человечества в богочеловечество. Именно активность высших центров пробуждает в человеке необычные духовно-психические способности, свойственные святым и подвижникам.
Шри Ауробиндо – основатель интегральной йоги .1872-1950гг.
Так, например, говоря о ясновидении и о центре, осуществляющем эту способность — «третьем глазе», Е. П. Блаватская пишет в «Тайной Доктрине»: «Часто ставится вопрос: почему безбрачие и чистота являются sine qua non (непременным.— Ред.) условием для принятия в регулярные ученики или для развития психических и оккультных сил? <...> Когда мы узнаем, что третий глаз был однажды физиологическим органом и что позднее, в силу постепенного исчезновения духовности и усиления материальности, ибо духовная природа уступила место физической, он стал атрофированным органом, <...> то связь станет ясною. В течение человеческой жизни величайшим препятствием на пути духовного развития и, особенно, в приобретении Йогических сил является деятельность наших физиологических чувств. Так как половое совокупление тесно связано в своем взаимодействии со спинным мозгом и серым веществом мозга, то излишне вдаваться в дальнейшие объяснения».
Далее Е.П. Блаватская отмечает, что активность продолговатого мозга (именно в нем расположены нервные центры, отвечающие за половую функцию) в силу его анатомического соседства с шишковидной железой — главным органом «третьего глаза» — производит на нее мощное «индуктивное» воздействие. Иными словами, активность одного из мозговых центров автоматически подавляет жизнедеятельность другого. Человек волен выбирать, деятельности какого центра отдать предпочтение — осуществляющему ясновидение «третьему глазу» или связанным с сексуальными функциями нервным центрам продолговатого мозга.
Елена Петровна Блаватская. (1831-1891)
Таким образом, сила Кундалини может выявляться только на одном каком-либо полюсе человеческого существа: низшем или высшем. Именно поэтому подлинные ученики йоги и других различных систем тайного знания и духовной практики перед Посвящением должны были дать обет безбрачия, или целомудрия. И это обстоятельство не раз становилось камнем преткновения для людей, вступивших на путь духовного самосовершенствования и служения Божественному. В сознании молодых подвижников иногда происходила настоящая борьба между низшим, животным, и высшим, Божественным проявлением силы Кундалини. Однако тот, кто выходил из этой борьбы победителем, нисколько не жалел о своем выборе. Вместо преходящих земных радостей он получал не только радость духовной самореализации, но и высшие духовно-психические способности, делающие его жизнь насыщенной интереснейшим духовным опытом.
Высшие способности, приобретаемые человеком в процессе самосовершенствования, могли использоваться им не только в духовно-просветительской деятельности, но и в целительстве. Одна из древнейших систем медицины на нашей планете — Аюрведа — до сих пор не понята людьми «западного» мировоззрения. Суть Аюрведы состоит не только в уникальной системе знаний о человеческом организме и целительных силах Природы, но и в духовном уровне последователей Аюрведы — врачей, посвященных в эзотерические знания и сопутствующую им духовную практику.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда) 1503г.
О том, что представляют собой скрытые в человеке духовные силы и как они могут использоваться в целительстве, рассказывает блестящая, выдержавшая многочисленные переиздания на многих языках мира книга Э. Хейч «Посвящение».
«Сила воспроизводства может быть проявлена не только телом, но и на другом , энергетическом плане, например, гипнотизер проявляет свою воспроизводительную силу на психическом уровне, переводя определенные силы из пассивного в активное состояние, подобное тому, как клетка его спермы может, соединившись с яйцеклеткой, вызвать в последней зарождение жизни.
Чтобы привести в движение определенный жизненный процесс в разных материалах, <...> человек должен излучать свою собственную жизненную энергию. Но если он расходует ее через половые органы, он автоматически приводит в пассивное латентное состояние те нервные центры, которые нужны для излучения жизненной энергии в ее первоначальной, основной форме. (Имеется в виду высшее, космическое состояние силы Кундалини, соответствующее ее проявлению через высшие чакры.— Н. К.)
Эти нервные центры открываются и закрываются автоматически. Человек может проводить свою энергию либо в половые органы, либо в другие, более высокие нервные центры, но он не может одновременно направлять ее и туда и сюда, в оба центра. Поэтому при посвящении сына в нашу науку отец берет с него не только клятву молчания, но и клятву полного воздержания. Вот почему сын может быть инициирован (посвящен.— Н. К.) только, когда он уже женат и имеет нескольких сыновей, чтобы цепочка знаний не прервалась.
<...> Цена за огромную силу, которой овладевает духовная личность,— самоотречение. И когда люди ее платят, они видят, что фактически ничего не теряют. Наоборот, они находят бессмертное счастье вместо смертного, постоянное состояние удовлетворения вместо временного, преходящего».
Тайна Андрогина
Как мы видим, строгая дисциплина прежних веков, обязательная для тех, кто вступил на путь духовной самореализации, имела свое основание не в морали, а в психоэнергетических закономерностях функционирования организма человека. Однако время изменило многое, в том числе и касающееся условий самосовершенствования.
Как мы уже говорили, классическая психотехника йоги, применяющаяся в прежние века, людям нашей эпохи просто недоступна. Между тем главная причина обета безбрачия состояла в том, что целенаправленное открытие и функционирование высших энергетических центров само по себе исключало действие силы Кундалини на низшем полюсе, то есть ее проявление через низшие чакры. Однако людям, живущим в современных условиях, тем более городских, полное открытие высших центров в любом случае недоступно. В редких случаях Учителя допускают лишь приоткрытие высших центров, необходимое для духовного развития человека.
Что же касается ухода в монастыри, являвшегося неотъемлемым элементом богопознания и самосовершенствования в прежние времена, то учение Агни Йоги не считает этот путь оптимальным, тем более соответствующим духу нашей эпохи.
Леонардо да Винчи. Благовещение. 1497г.
Каким же должен быть путь ученика нашего времени? Наилучшим путем самосовершенствования в Живой Этике считается путь, соответствующий знаменитому правилу «золотой середины», которое, по преданию, сформулировал Будда. Этот путь исключает крайности во всем — и в аскезе, и в излишествах. Умеренность и гармоничность — вот главные принципы наилучшего пути самовоспитания. Эти принципы касаются и затронутой нами проблемы использования человеком энергии Кундалини.
Современное учение Востока — Агни Йога — не требует от последователей эзотерических учений безбрачия. Более того, в Живой Этике утверждается, что великое в своей основе чувство любви — если это истинная любовь — способно только облагораживать натуру человека и способствовать его быстрейшему духовному прогрессу.
Исследователь Агни Йоги А. Клизовский в «Основах миропонимания Новой Эпохи» пишет о том, что мужское и женское начала представляют собой два космических Начала бытия. И как таковые, «<...>мужское и женское Начала есть два пола одной сущности, которые не только не могут быть враждебны друг другу, но не могут существовать одно без другого, ибо, являясь дополнением друг друга, они образуют целое лишь в слиянии друг с другом»*.
Клизовский упоминает также древнейшее эзотерическое учение, согласно которому человек некогда был абсолютно духовной сущностью, не имевшей определенного пола — Андрогином. Однако, в соответствии с новыми циклами эволюции, человеческая сущность должна была перейти из духовного, развоплощенного, состояния в земное. Иными словами, местом дальнейшей эволюции человеческой души стал уже не Тонкий план существования, а физический. Воплотившись же на земном плане, сущность человека как бы раздвоилась на мужское и женское начала, что позволило роду человеческому продолжать свое существование в условиях земного плана бытия. В Библии эта истина была отражена в символическом повествовании о сотворении Евы. После разделения единого духовного существа на мужскую и женскую его ипостаси, человек «был изгнан из рая» — его первичного духовного состояния, чтобы «трудиться в поте лица своего», то есть эволюционировать на физическом плане бытия, пока — при завершении данного цикла эволюции — он вновь не достигнет нераздельного, духовного («райского») состояния. Достижение им первоначального состояния нераздельности — уже на новом витке эволюции — будет означать завершение «человеческого» этапа его развития и переходом его на более высокую ступень космической эволюции — ступень богочеловечества.
Как пишет А. Клизовский, в интереснейшем произведении эзотерического христианства — работе Святого Климента Александрийского «Stromata» — приводится не сохраненное в Евангелиях высказывание Христа, указывающее этапы будущей эволюции человечества:
«Спросила же Его Соломия: “Когда придет Царствие Твое?”
И сказал Иисус: “Когда два будут одним и мужское будет женским, и не будет ни мужского, ни женского”».
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498гг.
Что же касается современного этапа человеческой эволюции, то, как пишет А. Клизовский, «<...> в глубине человеческой души сохранилось воспоминание о блаженстве нераздельного существования, осталось сознание разобщенности с половиной своей сущности, явилось сожаление об утрате части себя — отсюда и вечное и неистребимое стремление Начал друг к другу».
«Что движет Солнце и светила»
Разделение Начал явилось не только неизбежным условием продолжения рода человеческого на Земле. В самом стремлении Начал друг к другу заложен большой духовный и нравственный смысл, который невозможно свести лишь к необходимым физиологическим законам существования человечества на биологическом плане.
А. Клизовский продолжает свою мысль о взаимоотношениях Начал: «<...> разделение Начал есть необходимое условие эволюции. Начала, которые есть сильнейшие магниты, на протяжении тысяч веков бессознательно стремящиеся к соединению с разделенной половиной своей сущности и друг друга вечно ищущие, создают то, что мы называем эволюцией и развитием жизни. <...>
В этом влечении друг к другу Начал и в их стремлении друг другу нравиться заключается залог развития жизни и главный фактор совершенствования человека. <...> Таким образом, влечение Начал друг к другу <...> есть закон жизни и космическое веление, уклоняться от которого никто не имеет ни основания, ни права».
Космичность и всеобъемлющая значимость чувства любви получили яркое и вдохновенное выражение в поэтических строках «Божественной комедии» Данте:
«Тут изнемог высокий духа взлет,
Но страсть и волю мне уже стремила,
Как если колесу дан ровный ход,
Любовь, что движет Солнце и светила».
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.1490г.
О значении и роли подлинной любви в эволюции человечества в «Письмах» Е. И. Рерих говорится: «Вспомним, что все величайшие человеческие достижения во всех областях творчества и знания достигнуты горением любви, вдохновляющей на труды и подвиги. Истинно, духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения, вложенного в нас Космическим Велением Бытия. В пробуждении в нас всех высших творческих способностей заключается главный смысл, главная и высокая цель любви».
Конечно, «божественный огонь вдохновения», рождаемый в душе человека истинной любовью, может быть следствием любви не только к человеку — представителю другого Начала, но и к Богу. Но такое возможно лишь в редчайших случаях исключительно высокого духовного уровня человека, вставшего на путь самосовершенствования. В подобных случаях обет безбрачия и целомудрия вполне оправдан, так как он является естественным и оптимальным условием дальнейшей духовной эволюции индивида.
Но для подавляющего большинства людей обет целомудрия, принимаемый в силу господствующих в обществе религиозных установок, на протяжении многих веков являлся (да и сейчас является) не условием духовного развития, а причиной бесконечных соблазнов и искушений, устоять перед которыми нашли в себе силу духа далеко не все подвижники.
«Много непонимания нагромоздилось вокруг основных понятий Двух Начал. Много погрешили религии, и особенно, христианская, против величайшего Таинства Космоса, умалением брака и унижением женщины, своим презрением любви и провозглашением обета безбрачия или монашества — этого духовного оскопления — в качестве высшего достижения духа человеческого. Это страшное изуверство сказалось тяжкими последствиями, среди которых умерщвление плоти явилось наименьшим злом. Вспомним все преступное лицемерие, все страшные половые извращения и преступления, которые были порождены этими запретами и осуждениями, идущими против космического закона»,— писала Е. И. Рерих в своих письмах сотрудникам.
Ленардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1497г.
Еще одна проблема, связанная с взаимоотношениями Начал и неизменно возникающая в современном обществе, касается низкого духовного уровня большинства людей, в силу которого само понятие любви низводится современным обществом до простой физиологической функции, или, в лучшем случае, эмоционально-психологического явления. На самом же деле любовь — это поистине космическое явление, космическая сила, способная пробуждать в человеке его лучшие духовные накопления — при условии, конечно, что такие накопления в его душе присутствуют. Но если духовный уровень большинства людей низок, а общество в целом не может создать систем воспитания и просвещения, способствующих правильному пониманию людьми основных законов бытия, чувство любви в таком обществе неизменно будет вырождаться в половое чувство.
О роли взаимоотношений Начал в истории земной цивилизации А. Клизовский пишет: «Ни в чем так резко не обнаруживается восхождение или нисхождение как отдельного человека, так и целых народов, как в том или ином отношении к противоположному Началу, <...> в вопросе любви между женщиной и мужчиной. Падение государств, гибель цивилизаций и гибель материков начинается с падения нравов, с извращения и искажения этого великого закона жизни, с превращения человеческой любви к одной женщине в половое чувство, в скотскую страсть к любой женщине. Вспомним, что Всемирный потоп, как повествует о том Книга Бытия, был вызван именно этой причиной, этим нарушением закона жизни».
Леонардо да Винчи. Святая Анна и Мария с младенцем Христом.
Аналогичные мысли о любви и браке высказываются и в Учении Храма, переданном одним из Учителей Белого Братства — Илларионом — через Франчиа ла Дью, основательницу общества «Храм человечества» в Калифорнии. Об эзотерических и духовных сторонах брака Учитель Илларион говорил:
«<...> не будьте легкомысленны, не смейтесь над важнейшим таинством, объединяющим духовную и материальную стороны жизни. К сожалению, с каждым днем растет число людей, не понимающих значения брака и серьезности его последствий; каждое истинно духовное движение должно правильно разрешить вопросы брака и развода, поскольку от этого зависят <...> многие аспекты мировой эволюции. <...> Половые отношения между мужчиной и женщиной божественны и священны, нет ничего более величественного, чем правильное применение великого творческого принципа, и запомните мои слова — ничто не имеет таких демонических последствий, как неправильное применение и злоупотребление ими. Не имеет значения, какими обрядами, церемониями или обычаями прикрываются люди, ибо брак без истинной любви, исполнения долга и полного доверия является всего лишь одним из видов разврата».
Леонардо да Винчи. Мадонна с гранатом.
Говоря о проблеме взаимоотношений Начал, невозможно не привести высказывания из книги известного русского писателя П. Д. Успенского «Tertium Organum», которые цитирует в своей работе и А. Клизовский.
«Любовь — орудие познания, она сближает людей, открывает пред одним человеком душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил. Любовь — это признак породы. Это — орудие совершенствования расы. Когда из поколения в поколение люди любят, то есть ищут красоты, чувства взаимности, то они вырабатывают тип, ищущий любви и способный на любовь, тип эволюционирующий, восходящий. Когда из поколения в поколение люди сходятся, как попало, без любви, без красоты, без чувства взаимности или по соображениям, посторонним любви, из расчета, из экономических выгод, в интересах “дела” или “хозяйства”, то они теряют инстинкт любви, инстинкт отбора. Вместо “любви” у них вырабатывается “половое чувство”, безразличное и не служащее отбору, не только не сохраняющее и не улучшающее породу, но, наоборот, теряющее ее. Тип мельчает физически и нравственно вырождается.
Любовь — орудие отбора. Половое чувство — орудие вырождения».
К сожалению, уровень духовности современного общества таков, что в подавляющем большинстве случаев взаимоотношения Начал осуществляются в нем не на основе любви, а на основе именно полового чувства.
«Золотая середина»
Рассматривая проблему любви не только в духовно-психологическом, но и в эзотерическом аспекте, невозможно не затронуть вопрос о влиянии сексуальных отношений на развитие духовных сил человека, вступившего на путь самосовершенствования. Если классические формы йогической психотехники исключают использование силы Кундалини в половых отношениях, то современные формы духовной практики вполне позволяют человеку совмещать путь самосовершенствования с обычной семейной жизнью. Единственным требованием в данном случае является всё то же «золотое правило», или «путь золотой середины», то есть умеренности и гармонии. Применительно к интересующей нас теме это «золотое правило» должно заключаться в дисциплинировании человеком своих сексуальных потребностей. Сексуальная энергия представляет собой основной энергетический резерв организма, и если человек будет злоупотреблять ее использованием в сексуальных отношениях, он тем самым обеднит свою духовную жизнь и замедлит развитие своих высших психических и духовных способностей.
Леонардо да Винчи. Мадонна Дрейфус. 1470-1475гг
О значении дисциплинирования человеком физиологических потребностей в учении Агни Йоги говорится:
«В верованиях и законах много осуждается невоздержание, но опять без объяснения. Практичность воздержания пищи и слов можно видеть на протяжении нескольких месяцев. Конечно, мы по-прежнему против изуверства и истязаний, тело знает меру топлива. О половом воздержании надо сказать подробнее, слишком много места уделено этому вопросу современным мышлением.
Очень древние мистерии говорили: “Лингам (выражение мужского аспекта вселенской творческой силы.— Н. К.) есть сосуд мудрости”, но со временем это знание превратилось в безобразные фаллические культы и религия начала что-то запрещать, неизвестно во имя чего.
Между тем следовало сказать просто — факт зарождения настолько чудесен, что нельзя обойти его обычными мерами.
Можно взвесить, можно разложить на малейшие частицы, но всё же остается неуловимая и несказуемая субстанция, незаменимая так же, как жизненная сила зерна. В свое время мы обратим внимание на некоторые поразительные качества этой субстанции, которая может быть зрима, но теперь должны согласиться, что такая необыкновенная субстанция должна быть очень ценной и должна иметь какие-то важные качества,— даже глупец это поймет.
Лучшее доказательство, конечно, опыт. Если мы сравним двух индивидуумов, из которых один тратит жизненную субстанцию, а другой сознательно бережет ее, то поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее. Качество работ становится совершенно другим, и количество замыслов и идей растет. Центры солнечного сплетения и мозга как бы подогреваются невидимым огнем. Поэтому воздержание не есть патологический отказ, но есть разумное действие. Дать жизнь — не значит выбросить весь запас жизненной субстанции.
Если бы люди на первой ступени хотя бы вспомнили о ценности жизненной субстанции, то этим значительно сократилась бы необходимость запретов.
Запрещение должно быть опровергнуто — это закон устремления. Но незаменимая ценность будет охраняема — это закон сохранения. <...>
Итак, представим себе воздержание, как крылья!»*
Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.1483-1486гг.
Интересные мысли о проблеме сохранения энергии, необходимой человеку для духовного развития, высказываются и в «Письмах» Е. И. Рерих: «...для лиц, посвятивших себя практическому оккультизму, воздержание необходимо, ибо нужно сохранение всех энергий для развития особых способностей. Но можно находиться на служении и не быть аскетом. Многие полагают, что для духовного роста неизбежно условие монашества, и что чистота жизни, необходимая для приближения к Учителю, конечно, заключается прежде всего в условии безбрачия. Но это заблуждение. Под чистотой жизни понимается главным образом чистота помыслов, намерений, бесстрашие, неуклонность, твердость и самодеятельность; все остальные потребности и функции тела, будучи естественными, не могут рассматриваться как нечистые, и лишь излишества в них становятся вредными, разрушительными и делаются незаконными».
Следовательно, воздержание и умеренность в половых отношениях необходимы последователю эзотерических учений, прежде всего, для сохранения психической энергии, без которой немыслим путь духовного развития. Сохранение и накопление психической энергии имеет огромное значение в области духовного творчества. От того, насколько последователи эзотерических учений осознают значение дисциплинирования своих чувственных потребностей и насколько они умеют направлять свою психическую энергию в область высшего, творческого проявления, зависит и энергетический потенциал, сообщаемый ученикам духовным Учителем.
В «Гранях Агни Йоги» об этом аспекте взаимоотношения между Учителем и учениками говорится: «Сила влечения к противоположному началу может иметь как высшие, так и низшие проявления. В случае высших утверждается творчество в области духовной и интеллектуальной. Сила, не устремленная вниз, устремляется ввысь. Близкие ауры объединяются для творчества. И тогда оно как бы подогревается и питается невидимым огнем. В мире животном творческая сила проявляется в продолжении рода. Гений стремится остаться бесплодным, ибо сила его устремлена на творчество в Высшие Сферы. Учитель Посылает силу своему ученику, и Он имеет в виду, чтобы сила полученная была израсходована на продвижение духа. Если ученик не готов или не оправдал доверия Учителя и направил полученную от Него силу вниз, дальнейшее поступление ее прекращается».
Добавим, что ученик рискует не оправдать доверие Учителя только в случае неоправданного, чрезмерного расходования психической энергии на низшем полюсе проявления силы Кундалини.
Между тем вопрос правильного обращения с энергией Кундалини и законного ее расходования в половых отношениях не так прост, как кажется...
Символ Дракона
В книгах Николая Уранова (Зубчинского), одного из последователей Н. К. Рериха, содержится немало интересных сведений о высших и низших аспектах проявления сексуальной энергии. Исследователь Живой Этики и других эзотерических учений, Н. Уранов оставил после себя интересные работы — свои мысли и комментарии по различным аспектам эзотерических философских учений.
Рассуждая об одном из наиболее значительных и древних понятий восточного эзотеризма — символе Змия, или Дракона, Н. Уранов напоминает: «Драконы во всей древности считались символом Бессмертия и Мудрости, Тайного Знания и Вечности. Иерофанты Египта, Вавилона и Индии называли себя “Сынами Дракона” и “Змиями”, подтверждая, таким образом, учение “Тайной Доктрины”».
Н.К.Рерих. Победа.1942г.
Откуда же произошло это наименование? Ведь, как мы знаем, сила Кундалини так же называлась в эзотерических учениях «змеиной силой, или силой Дракона».
«Дракон или Змий,— отвечает на этот вопрос Уранов,— является символом творческой энергии. В своем высшем аспекте это та же Божественная Мысль, которая созидает Вселенную. Этой мысленной, творческой энергией пользуются Созидатели Космоса. Этой энергией Они творят миры и жизнь на них. В своем низшем, земном аспекте это энергия, творящая потомство, половая энергия — энергия подземных недр Земли».
Таким образом, для того, чтобы стать Посвященным, тем более — Адептом, человек должен был проявить свою основную творческую энергию на высшем полюсе. Однако сделать это было совсем не просто.
Как уже говорилось, духовная практика, пробуждая скрытые высшие силы человеческого организма, тем самым вызывала его ускоренную энергетическую трансформацию, а, следовательно, усиление и выявление абсолютно всех энергий, сил и тенденций, скрытых в человеке.
Н. Уранов по этому поводу пишет: «Благодаря неразрывной связи между Высшим и низшим полюсами творческой энергии жизни, малейшее устремление к развитию Высшего полюса вызывает немедленное движение низшего полюса. Подъем творческой энергии вверх усиливает ее тяготение вниз. <...>
В одном из своих аспектов «Война на Небе» отображает страшную борьбу кандидата в Адепты между ним и его страстями, когда его высшее Я должно было или преодолеть их или погибнуть.
В случае победы кандидат становился “Поразившим Дракона” и в то же время “Сыном Дракона” (или Змия) и самим Драконом (или Змием). <...>
Кандидат в Адепты должен пройти через страшную борьбу между его высшим полюсом и низшим, чтобы, в случае победы, овладев великой оккультной творческой мощью, тем самым стать Сотрудником Начал, Творцом планетной жизни и в конце концов Творцом миров.
В случае победы он поражал или побеждал нижний полюс творческой энергии, обращая его силу на высшие, мысленные творения; в случае поражения впадал в разврат и пожирался своими порождениями. <...>
Космологически все драконы и змеи по своему происхождению являются непокорными, буйными, беспорядочными Началами в Хаосе. Всех их поражают их “победители” — Солнечные Боги: Архангел Михаил, Св. Георгий, Гор, Анубис, Индра. Эти солнечные Боги являются Творческими Силами, во главе которых стоят Творцы нашего Космоса».
Как отмечает Н. Уранов, далеко не все кандидаты в подвижники смогли овладеть стихийной «силой Дракона» и проявить ее творческий потенциал на высшем, духовном полюсе своего существа. О проблеме трансмутации сексуальной энергии людьми, вставшими на путь духовного самосовершенствования, Н. Уранов писал: «...им (подвижникам.— Н. К.) приходилось вести жестокую борьбу со страстью, которая, не получая возможности течь естественным путем или привычным руслом, устремлялась потоками извращений. Накапливаясь за плотинами, часто гигантскими, сверхчеловеческой воли, она все же рано или поздно прорывала их и устраивала гигантские наводнения. Одним словом, далеко, далеко не все сумели накинуть узду на дракона низкой похоти. Человеческая воля, какой бы гигантской силы она не достигла, не могла, конечно, соперничать с волей космической. Уйдя от соблазнов плотских, монахи своими мощными чувствами порождали огромные бури и водовороты в астральной субстанции, привлекая соблазнительниц бесплотных и темные силы низших слоев. Лишь только в том случае, когда достигалось слияние с Высшими Силами, с высшими космическими энергиями, они могли противостать страшному давлению хаоса и темных сил.
Ввиду большой трудности приобщения к Высшим Силам, большинство отшельников, достроив плотину до размеров своей воли, падали и превращались в жертвы постыдного блуда, когда энергия, прорвавшая плотину, часто на многие воплощения, заливала их сознание. И тогда, впадая в бездну разврата, эти отшельники уже не могли вернуться ни на высший путь, ни к нормальной жизни обычных людей и скатывались в объятия сатанистов <...>».
Леонардо да Винчи. Мадонна с веретеном. 1501г.
Как мы видим, попытки подавления сексуальной энергии, вместо ее трансформации, были не только сложны, но и опасны для духовного развития человека. Однако в будущем, как пишет Николай Уранов, путь духовного самосовершенствования будет более гармоничным: «В Новой, шестой расе <...> проблема духовного восхождения и препятствие со стороны энергии размножения разрешается иначе. В новой расе подвижники будут жениться, и подвижницы будут выходить замуж, они будут иметь детей, но всё же при одном непременном условии — они должны будут вместе идти по духовному пути и, следуя таковому, осуществлять в жизни предельно возможное воздержание. Это воздержание ринет психическую энергию с низших колес на лопасти центров, и высшие способности пробудятся. Воздержание будет крыльями, возносящими ввысь. Оно будет не патологией, но сознательным действием».
Следовательно, человек, вставший на путь духовного совершенствования, в любом случае должен овладеть собственной психоэнергетической природой и трансформировать силу Кундалини, проявив ее на высшем, творческом, полюсе.
Каким же образом должна осуществляться эта трансформация? И что может помочь человеку выполнить эту задачу? Н. Уранов пишет по этому поводу: «Когда соединяются представители двух начал для создания семьи и совместной жизни, устремленной к высшему творчеству, тогда создаются наиболее благоприятные условия для сублимации подземных сил».
Следовательно, «истинный брак», союз соответствующих друг другу по духовному уровню представителей двух начал не только не препятствует духовной самореализации, но и, напротив, способен оказать немалую помощь в этом сложном процессе. Правда, Уранов делает здесь существенную оговорку: «Но если нет возможности найти себе спутника противоположного начала для того, чтобы вместе идти по духовному пути,— то можно сказать с полной определенностью — отвергая духовный мезальянс, лучше идти в одиночестве, несмотря на все опасности и тяжести одинокого пути».
Есть и еще один, не менее эффективный, путь сублимации и трансформации низших природных энергий человека в высшие, духовные силы – это творчество. «Творчество, непрерывно возрастающее в своем качестве, красоте и совершенстве форм, и труд, вплоть до интенсивного физического труда — единственная возможность овладения половой энергией»,— утверждает Николай Уранов.
Говоря о борьбе низшего и высшего в человеке, невозможно не вспомнить уже цитировавшиеся слова Е. П. Блаватской о том, что «мы не можем уничтожить или управлять страстью. Если ее отогнать, другое стихийное воздействие займет ее место. Поэтому не стоит пытаться уничтожить низкое, не ставя ничего взамен, но следует заменить низкое высоким, порок добродетелью, суеверие знанием».
Следовательно, творчество как раз и является тем, что может преобразовать низшее в высшее, направив главный энергетический потенциал человека в область духовного творчества.
Из книги Н. Ковалевой «Другая реальность. Четыре пути кармы».
Идея иллюстрирования статьи прекрасными образами Мадонн с картин Леонардо да Винчи возникла в связи с экспонированием выставки «Гений да Винчи» в Новосибирске в феврале-апреле 2013г.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.1452-1519гг.
«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»
Леонардо да Винчи