«Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб"
А Я говорю вам: не противьтесь злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую.
(Еванг. от Матфея, гл5, 39-40)
Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего".
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
Благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас
(Еванг. от Матфея, гл5, 43-44)
Замечательная поэтесса и философ Зинаида Миркина в своей отважной статье «Наш мир болен» написала: « В мире разбушевалась ненависть. Ненависть, которая может взорвать мир. Я пишу потому, что не писать не могу. Майстер Экхарт кончал одну из проповедей словами: «Если бы здесь не было никого, кто бы мог меня услышать, я должен был сказать это вот этой церковной кружке”.
Пастернак говорил, что 1913 год был последним годом, когда легче было любить, чем ненавидеть. Мировая война, развязанная 100 лет назад, выпустила джинна ненависти из бутылки, и он стал хозяйничать в мире.
Зинаида Алекасндровна Миркина
В заключение своей статьи Зинаида Александровна пишет:
«Мы заменили прежнюю идеологию православием. Как будто бы оно должно все вмещать? Как будто бы… На самом деле Бог — и у нас, и на Западе — успех, деньги, удовольствия, но еще и защита от врагов. На этом человеческая душа держаться не может, ни у нас, ни во всем мире, даже и там, где обстоит дело несколько лучше с правами человека, чем у нас. У советских людей был партбилет в кармане или комсомольский значок на груди. А теперь крестик. ‘Что это значит?» — спрашивала я не раз.
- А я откуда знаю? - обычно отвечали мне. — Ну, может, оберег".
Пока не будем знать ответа на этот главный для каждого человека вопрос, пока не возникнет потребности (и готовности!) вместить в себя Дух Христа и разделить с ним Его судьбу, вплоть до сораспятия, — до тех пор у нас будут Октябри и Майданы, сепаратисты и боевики, исламские фанатики и так далее.
Хочу закончить этот крик моей души словами Григория Померанца, которые я нашла в его записных книжках: «Бороться со злом. Но не до того, чтобы разбить зеркало тишины: в него смотрится Бог. Без Его отражения зло поселится в самом тебе»..»(1)
Лев Николаевич Толстой в своих духовных поисках создал философию непротивления злу. В журнале «Дельфис» №1,2 за 2015 опубликована статья о религиозно-нравственных исканиях писателя. Автор статьи - исследователь творчества Л.Н.Толстого и философ из Тулы - Венера Александровна Ласько, которая приводит слова Л.Н.Толстого:
« Сказать: подставить щеку, любить врагов – это значит выразить сущность христианства. Не противься злому- значит не противься злому никогда, то есть никогда не делай насилия, то есть такого поступка, который всегда противоположен любви. И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и всё-таки не делай насилия над другим.
Но люди исказили этот закон в силу духовного несовершенства, заблуждения. Человеческие законы несовершенного общества меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться злому, учиться судить и казнить. Всё, меня окружающее: спокойствие безопасность моя и семья, моя собственность – всё было построено на законе, отвергнутом Христом, на законе «зуб за зуб». (Л.Н.Толстой, ПСС, т.23, стр.314)
М.Нестеров. Портрет Л.Н.Толстого. 1907 г.
Далее Толстой утверждает, что понял, откуда возникло это заблуждение: «Оно возникло из исповедания Христа на словах и отрицания на деле. Положение о непротивлении злу есть положение, связующее все учения в одно целое, но только тогда, когда оно есть не изречение, а есть правило, обязательное для исполнения, когда оно есть закон. Оно есть точно ключ, отпирающий всё, но только тогда, когда ключ этот просунут до конца. Признание этого положения за изречение, невозможное к исполнению без сверхестественной помощи, есть уничтожение всего учения».(Там же, стр 315)
Не противиться злому, значит беспрепятственно пропустить токи негативных вибраций через сознание, ибо при задержке произойдёт заражение, а также материализация, конденсация, и в итоге поглощение этих токов. «Действительно, если сказанное принято телесно, то получится бессмыслие. Но завет был дан в духовном смысле. Именно при равновесии внутреннем не могут вредить попытки зла».(Надземное,174)
Во всех учениях мы видим утверждение действительного сопротивления злу. Известный китайский мудрец Конфуций говорил : «За добро – добро, а за зло – по справедливости».(2)
Елена Ивановна Рерих писала в письме от 24 мая 1934 года:
« В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с Силами Тьмы. Да и сам Христос действительно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли упрекать Его в противоречии самому себе. Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своём. Потому слова : « не противься злому, но кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…» я рассматриваю с точки зрения закона кармы.
Если сам по себе закон кармы непреложен ( именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя исполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдём из заколдованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам…», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный им обратный удар кармы? И, возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем её и даже усиливаем её в тяжком направлении для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т.д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и прежде всего, силами духа и, конечно, отпор врагу, нанесённый без злобы в сердце, оккультно во сто раз мощнее.» (3)
Далее В.А.Ласько приводит пример противления злу Преподобным Серафимом Саровским.
« Злые люди в безумной корысти вздумали искать каких-то сокровищ у нищего праведника, единственным богатством которого была чистая душа, непрестанная молитва, да упование на Бога. В.И.Ильин в монографии «Преподобный Серафим Саровский» пишет: Знаком жестокой борьбы со злом, из которой он вышел полным победителем, стала его согбенность от понесённых повреждений. Смирение его оказалось не только в его мужественном и кротком перенесении страданий, но и в прощении разбойников, в молитве за них в духе слов христовых: «молитесь за обижающих вас».
Мало того - он горячо заступился за злодеев после того, как спустя некоторое время они были случайно обнаружены. Здесь Преподобный не остановился перед угрозой, лишь бы только предотвратить нависшую над его обидчиками кару: он решительно заявил, что уйдёт вовсе из обители и вообще покинет край, если что-нибудь с ними сделают.»(2)
Икона «Святого Преподобного Серафима Саровского»
Из Храма Козьмы и Дамиана на Маросейке
Учение Живой Этики о борьбе со злобой.
Миссия Рерихов по принесению человечеству Нового Учения сталкивалась с клеветой и сильной злобой многих сознательных и бессознательных проводников зла на Земле во время их жизни, сталкивается и сейчас. Само упоминание об имени Рериха или его творчестве вызывает у некоторых людей сильное раздражение и злобу. Учитель М. Говорил, поддерживая Елену Ивановну и Николая Константиновича:
«Может быть, кто-то спросит: легко ли идти приносящим истину? Конечно, каждому приносящему идти трудно, и никогда не может быть облегчен огненный путь его. Как бы купол опускается на лоб носителя истины и придавливает центры мозга. Лишь сознательная борьба доводит подвижника до исполнения задачи. Туман злобы будет тащиться за ним, ибо он выводит планету из одиночества».(Знаки Агни Йоги,167)
И в то же время Владыка Предупреждал в 1924году:
«Не делайте врагов – завет всем. Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобы не имейте. И если враг добровольно придёт под крышу вашу, согрейте его, ибо велика крыша ваша и вновь пришедший не займёт место ваше. Если же трудно усилия глубинного чувства заменить, то покройте его улыбкою Света».(Озарение ч.2, VIII, 4)
Николай Уранов - один из сотрудников Харбинской группы учеников и последователей Рерихов, всю жизнь посвятил изучению «Учения Живой Этики» и напряженно работал над ним. Так, размышляя над параграфом 280 в книге «Сердце», Уранов писал :
280. ЗЛОБА САТАНИНСКАЯ (которая направлена на каждого идущего к Учителю и на всё сознательное) ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА. (Также может быть использована для восхождения, ибо это также есть мощное, хотя и отрицательное чувство.)
КТО УПОТРЕБЛЯЕТ СИЛУ ВОЗДУХА, (поднимая паруса или строя мельничные крылья), КТО СИЛУ ОГНЯ, КТО СИЛУ ВОДЫ.
( Не говорится лишь о силе Земли, четвертой стихии, очевидно, это и есть сатанинская сила? “В перебоях и подземный огонь” - из Учения. Подземный огонь - Сатан - Земля. “Хозяин Земли хорошо знает её недра.” - из Учения.)
УМЕНИЕ УСТРЕМИТЬ ( в нужном направлении) САМЫХ БЕШЕНЫХ КОНЕЙ МОЖЕТ ЛИШЬ ПРИБЛИЗИТЬ ЦЕЛЬ.
(Не последователи, но враги поднимали значение Учений. Может быть, кто-то или что-то остались бы незамеченными и не привлекли бы внимание людей, но направив на это потоки злобы, клеветы и гонений, они возмущали добрые, мужественные сердца. Чем больше злобы, тем больше значения того, на что она направляется. Так темные, часто лучше светляков понимают значение и величину добра. Последователи искажают Учения, враги помогают держать его в чистоте. Так видели пользу от злобы, но как управлять ею ?!
Представьте человека, охваченного злобой, устремленного для нанесения удара. Злоба это мощная, стремительная, как взрыв, сила - чувство, желание что-то разрушить, уничтожить. Бешеная страсть. Охваченный злобой не думает ни о чем и менее всего о последствиях. Он часто не задумывается о своей гибели даже, лишь бы уничтожить или на пути к этому - причинить вред, нанести ущерб. Злоба - это взрыв проявленной энергии, возвращающий в одно мгновение собранные с таким трудом, с таким трудом покоренные силы - обратно в Хаос - в Непроявленное.
Результат перенапряжения. Если рост напряжения не может больше уравновешиваться терпением, происходит перенапряжение - раздражение. Вспышка злобы сильна, но коротка, и т.к. она происходит за счет уничтожения психической энергии, то она обессиливает. Постоянное чувство злобы, владеющее некоторыми, есть процесс разложения сущности, подлинное, настоящее самоубийство, приводящее, в конце концов, к духовной, настоящей смерти. Многие века длится этот процесс, ибо многие века собиралась энергия, которая редко может быть уничтожена единым взрывом, вследствие того, что медленно убывающие уравновешивающие силы все же существуют, задерживая разложение. Темные могут упиваться злобой на физическом плане и чувствовать себя здесь хорошо, но переходя в Тонкий Мир, очень страдают от несоответствия Высшего Света и своих накоплений. Это невыносимое состояние заставляет многих из них, кого страдания не могут вернуть на путь эволюции, стремиться инстинктивно к скорейшему самоуничтожению. Стремительное падение в Хаос часто бывает уже необратимо. Такие люди, залитые туманом алым, уничтожаются, как космический сор.)
ТАК БУДЕМ СИЛЬНЫ В УПРАВЛЕНИИ СТИХИЯМИ (ведь мы тоже можем почувствовать злобу и прочее. Как управиться с нею? Кроме того, мы можем быть вовлечены в коллективное чувство злобы. Как поступить ?);
И СТИХИЯМИ УПРАВЛЯЕТ ВОЛЯ СЕРДЦА, НО НЕ РАССУДОК.
(Воля сердца рождается из его тяготения к Прекрасному, из сердечных чувств - пламени сердца. Каждое мгновение человек находится в состоянии какого-то основного чувства - это и есть огонь его сердца. Мозг не чувствует, но “холодно” рассуждает.)
НАПРОТИВ, РАССУДОК ВСЕГДА УГОВОРИТ, ЧТО БОРЬБА СО СТИХИЯМИ БЕЗУМНА.(4)
Николай Александрович Уранов(Зубчинский).1914-1981.
Николай Константинович Рерих писал:
«Отойди от зла и сотвори благо», – заповедует апостольская мудрость. В кратком завете заключено два определенных действия. «Отойди» и «сотвори». И не тем «сотвори», что только отойдёшь. Нет, «отойди» и непременно «сотвори благо». Одно отхождение от зла ещё только половина дела. Но «сотвори», сделай, создай благо, как противовес злу. Кратко и безусловно указано сотворить благо. Без действия, без сознания, без устремления духа не будет достижения и выполнения завета. Но как часто для самоуслаждения этот бодрый и повелительный завет превращался в кислое и неподвижное в существе своём отхождение. Если отойдёшь, то уже и благо будет. Нет, родные мои, не слишком ли легко? Для блага нужно ещё всеми силами духа и тела потрудиться. Благо не орех, требующий лишь крепкого зуба. Из безмозглости, из спящего сознания благо не создаётся. Пашня блага с посевами и жатвами, заповедана Апостолом в истинном всезнании жизни. И ещё вопрос, когда больше пота упадёт, при посеве или при жатве. Тот же неустанный зов к действенному труду рассеян во всех апостольских зовах. Ведь зло в основе своей активно. Оно отошло от блага и в отхождении уже проявило сущность активности. Значит, и противовес, прежде всего, должен быть активен. Зло утверждает себя, ибо иначе оно не привлечет к себе. Также утверждает себя и добро и благо, ибо без дел оно мертво». (5)
Как же бороться с внешними нападками зла?
Символическое выражение о битье в левую щёку породило много заблуждений. Завет был дан в духовном смысле, а не в физическом. Именно при внутреннем духовном равновесии попытки зла будут тщетны.
В книгах «Грани Агни Йоги» много параграфов посвящено объяснению Изречений Христа, и, в частности, этой фразы.
« Формулу «Ударившему тебя по правой щеке, подставь левую» надо понимать астрально, то есть по отношению к астральному проводнику, которому не даётся отвечать или реагировать яро на внешнее воздействие, могущее вызвать его особую ярость, и именно в данном случае на обиду и оскорбление». (Гр АЙ, 1957, 424)
Владыка Советует, как действовать в момент нападения злобы:
«Когда встречаете противодействие, дайте стреле пролететь. Не встречая отпора, энергия противная тут же себя и исчерпает. И тогда действуйте – опустошенное сознание будет бессильно. Умейте уклониться от удара. Вломившийся в открытые ворота падает на землю. В результате – разбитый нос, ибо, не встретив сопротивления, становится он единственной жертвой своих собственных энергий, которые исчерпывают на нём всю свою силу. И горе насильнику. Люди слышали о том, как Сказано «Не противься злому», но не поняли до конца. И ланиту врагу надо подставить умело. Кто же захочет ходить в синяках? Неужели о мордобитии Говорил Учитель? Иносказание поняли буквально и предпочли бить сами, чем быть битыми. Но имелись в виду законы психической энергии и ярого сопротивления злому путём непротивления внешнего, дабы носом разбитым насилия сильных могли увенчать даже те, кто иначе их жертвой бы стали.
Если в злобе, раздражении и недовольстве набрасывается на вас человек, молчите. Внутренне замолкайте и, окружившись спокойствием, продолжайте молчать. Пусть весь заряд злобы обрушится на вас и, не встретив созвучия, пройдёт мимо. Молчите, чего бы это ни стоило. Жалок будет нанесший удар. Истинно, раскалённые угли соберёт он голову, сам себя наказуя. Победа будет полной, если будет соблюдена полнота молчания или сдержанности.» (ГрАЙ,1957-398)
« Из двух людей одинаковой силы воли бесконечно сильнее тот, кто владеет своим астралом. Спокойствие – уже сила даже в статическом состоянии. Спокойствие же действия есть сила неодолимая для всего и для всех, что ниже её по плану проявления. Утверждая спокойствие и бесстрастие, силу свою утверждает тогда человек. Полагают, что при крике, суете и несдержанности проявляются энергии духа и силы его, но это неверно, в них проявляется лишь слабость. Сила обычно спокойна, а сила сдержанная сильна необычайно. Рано или поздно, так или иначе, но сдержанность, спокойствие и равновесие придётся явить, ибо это формы уявления растущих огней духа. Эти качества суть накопители энергии огненной, в то время, как астрал каждым своим движением их расточает… Распущенный астрал делает огненный аппарат человека подобным паровому котлу, все клапаны которого открыты. Это не даёт накопить силу для работы, то есть для действия. Поэтому Указуется быть, как ларец закрытый, и действовать пламенно»(Гр1957-324)
Далее Владыка Говорит:
« Считаю нужным Указать на неправильное понимание явления поляризации. Если на раздражение ответить раздражением, это значит подобное усилить подобным. Огни чёрные вызывают огни чёрные. Подобное нейтрализуется противоположным. Чёрный огонь тушится светлым Агни. Овладение своими огнями и умение управлять пламенем подчиняет своими огнями огни антагониста. Происходит битва огней. Явление поляризации не есть явление пассивности, но, наоборот, есть крайнее напряжение пламени. Тишина и молчание означают бессловесную битву огней, но не отсутствие активности. Пусть ярая активность эта не видна на поверхности явления. Огненное непротивление злу есть ярое напряженное противодействие мощно горящих огней. Мощь уявляется силой спокойствия, сдержанности, равновесия, уничтожающей энергии чёрных огней силою светлого Агни. Не реагировать на выпад, значит не реагировать внешне, когда вся внутренняя сущность напрягается в противодействии. Отсутствие видимой реакции на вызов антагониста обуславливается ярым противодействием внутренних огней при полном спокойствии оболочек. Спокойствие – это есть крайнее напряжение ровно горящего пламени. Реакция равновесия, или реакция огней равновесия – так Назовём эту ответную реакцию на темное воздействие. Злому противьтесь, боритесь со злом, пламени мощью боритесь». (ГрАЙ1957-500)
Конфуция спросили: «правильно ли, что за зло нужно платить добром?» Учитель ответил: « А чем тогда платить за добро? За зло нужно платить по справедливости, а за добро - добром». «Гармония в физическом и математическом мире есть справедливость в мире духовном. Справедливость приводит к гармонии, а несправедливость к дисгармонии; а дисгармония в космическом масштабе означает хаос – полное уничтожение»(9).
В книге «Надземное» Владыка Говорит:
« Урусвати знает, насколько неверно понимается хаос и борьба с ним. Само понятие хаоса было осознано в глубокой древности. Классические мыслители определяли хаос, как материю грубую и не поддающуюся преодолению. Затем появилось символическое изображение проявленной точки в круге Непроявленного. Такое определение и начертание правильны, но всё же они порождают заблуждения По ним можно заключить, что непроявленное, иначе, хаос, и проявленное совершенно отделены. Так думаю многие и утешаются тем, что они живут вне хаоса.
На самом деле, каждый подвержен действию хаоса, который, как некий химизм, проникает в сердца человеческие. Нельзя сказать, что такие воздействия были ведомы низшим организмам. Все находятся под натиском этого незримого врага. Разница лишь в том, что низменный организм легко притягивает такие воздействия, но возвышенное сознание противится непрошенному влиянию.
Мы говорили, что жестокость, грубость и невежество суть питомники хаоса. Опасные эпидемии возникают вокруг таких очагов. Вы можете наблюдать, как во время войн изменяется самосознание человеческое. Открыты врата духовной крепости, и волны хаоса беспрепятственно вливаются и отравляют организм. Мышление меняется, логика исчезает, и честность разрушается. Отдельные подвиги тонут в волнах хаоса. Человечество призвало гибельного союзника.
Можно пожалеть, что после миллионов лет люди не понимают, какую опасность они могут вызвать из пространства! Но даже в дни Армагеддона можно начать полезное усовершенствование. Если недостаёт энергии изгнать злобность, жестокость и грубость, то всё-таки можно обуздать их. Каждый может потрудиться в таком деле. Очень велико напряжение и пора оставить легкомыслие, оно есть пагубное невежество.
Мыслитель наставлял: «Каждый может объявить войну своему невежеству, почётна такая война, она есть залог преуспеяния и оборона родины». (Надз.625)
Борьба со злом внутри себя.
Во всех книгах Учения Живой Этики даются рекомендации и методики работы над собой. Главным основным законом при работе над собой является Закон Двуполярности Духа и Материи, единство и борьба Добра и Зла. Этот Закон пронизывает все сферы жизни Космоса и человечества и заключается в двуполюсности каждой вещи, каждого явления, всё в мире несёт в себе положительный и отрицательный потенциал. Также и черты человеческого характера имеют эту двуполярность добра и зла. Говорится: «Зло есть отсутствие добра» или «Demon est Deus inversus» («Демон есть перевернутый Бог»).
Николай Уранов – один из харбинских последователей Н.К.Рериха – писал : «Когда я начал изучать астрологию, большим камней преткновения было для меня наличие почти в каждой карте противоположных качеств: что этот человек трус, другой утверждает, что этот человек безумно храбр. В действительности, почти в каждом характере бытуют самые противоречивые свойства, находящиеся в постоянной борьбе, и вся мудрость изучающего человеческие души заключается в том, чтобы правильно взвесить – чего больше, и таким образом установить, что даёт перевес. (…)
Обычно человек судит о себе, болтаясь между крайностями самомнения и самоуничижения, и уравновешенное объективное суждение – явление редкое. Кстати, ВЕСЫ являются школой РАВНОВЕСИЯ. Именно то, «золотое равновесие», о котором говорили все ВЕЛИКИЕ УЧИТЕЛЯ, человечества – одна из главных задач пришедших в мир под знаком Весов. Насколько они успешно справятся с этой задачей, настолько успешной будет их жизнь и продвижение по тропе эволюции.(7)
Известно, что участники Харбинской группы по изучению Живой Этики в работе по самосовершенствованию пользовались методикой квадрата равновесия свойств и качеств характера. (См. статью на сайте «Квадрат равновесия»).
При построении квадрата для преодоления недостатков характера используется форма ромба, по вертикали которого располагаются два противоположных положительных качества духа, так называемые, «бинеры», а по горизонтали – также два противоположных негативных свойств материи, т.н. «иллюзии» качеств, потому что Материя в теософии считается иллюзией, так называемой «майей» Духа.
.
Зло есть отсутствие добра” - это значит, что злое свойство характера есть отсутствие своего положительного качества. Поэтому начать борьбу со свойствами самости нужно воспитанием в себе качеств самоотверженности. «Самоотверженный» - означает самость отвергающий!
Так, при борьбе с раздражением негативными горизонтальными свойствами материи являются: «раздражение» и «тупая покорность злу». А положительными вертикальными качествами духа – «благородное возмущение несправедливостью» и «спокойствие» или «терпение».
В битвах с несправедливостью и разрушениями, агрессивностью и хаосом благородное возмущение духа необходимо уравновешивать спокойствием и терпением, иначе при перенапряжении возникает раздражение. Но и при нападении зла терпение необходимо уравновешивать возмущением духа, чтобы не превраться в покорную любому злу личность. Как сказал Григорий Померанц: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в битву за добро, за истину, за справедливость» …(6)
Николай Уранов так писал о раздражении:
«Чтобы лучше понять природу раздражения, полезно обратиться к медицине: вторжение болезнетворных факторов обусловлено, в большинстве случаев, раздражением ткани…Раздражение кожи, мышц, нервов, слизистой оболочки является, в большинстве случаев, причиной возникновения множества болезней, от легких, быстропроходящих, до таких неизлечимых, как саркома, рак. Там, где имеется множество разрушительных микроорганизмов, заболевание не возникает до тех пор, пока не появится участок раздражения. Именно раздражение открывает ворота врагам, постоянно осаждающим наш организм. Это очень ярко иллюстрирует разрушительную силу раздражения...
Но если медицина хорошо изучила природу телесного раздражения, то она, почему-то, чрезвычайно мало уделяет раздражению, как психическому фактору. А между тем природа раздражения всюду одинакова. Раздражение психическое является причиной множества душевных заболеваний, и так как психическая природа человека и его физический организм являются неразрывно-целым явлением, психическое раздражение порождает множество физических болезней.
Всякое вещество рассчитано на определённую силу напряжения; как только эту граница переходится, начинается разрушение вещества. Иначе говоря, разрушение, вызванное перенапряжением, и называется раздражением.
Каждая вещь, каждый организм и каждая сущность имеет свой собственный предел напряжения, и имеются силы и факторы, которые могут значительно уменьшать и увеличивать этот предел сопротивления. В человеческом сознании такой силой является терпение. От количества и качества терпения зависит способность психики и нервной системы выдерживать то или иное напряжение…
При этом не следует путать терпение с тупой покорностью. Это внешне схожие явления – противоположны по своей сущности. Терпеливый человек никогда не покоряется: он внутренне борется постоянно, накапливает силы; он живёт предвкушением победы и знает, что терпение идёт ему на пользу. В то время, как тупая покорность есть просто капитуляция.
При раздражении на стенках нервных каналов отлагается мощный тонкий яд, который кристаллизуется, накапливается в различных нервных сплетениях и вызывает тяжкие нервные заболевания…
Каждый миг раздражения, выраженного открыто или непроявленного, не обходится без последствий для породившего это яд. Тяжелая участь ожидает болеющего раздражением. Кроме близких физических страданий, он имеет ещё перспективу значительно больших последствий для своего духовного развития. Кроме одержания может быть и полная духовная гибель…
Следует отличать эгоистическое, слабое раздражение от возмущения духа – мощного благородного негодования, но всё же оно сильно изнашивает организм…
Именно воспитание в себе терпения и всех ингредиентов любви, мудрости, воли – делает человека неуязвимым для одного из самых страшных разрушителей - раздражения». (8)
Владыка Утверждает в книге "Мир Огненный": «Незлобивость есть одно из огненных качеств, но что сделали люди из этого состояния? Не дряблость, но полная справедливость заключается в незлобивости. Огненное сердце отлично понимает недопустимость злобы. Оно знает о созидании, которое исключает злобу. Также незлобивость чувствует целесообразность, иначе говоря, высшую меру справедливости». (Мир Огненный, т.1,224)
Далее Владыка М. говорит: « Про одного Риши говорили, что даже при упоминании о зле он чувствовал боль. Не следует считать такого Риши белоручкой, но скорее нужно изумляться его отделению от зла. Действительно, каждый познающий Огонь особенно резко чувствует зло, как прямой антипод его бытия. Нужно, Говорю, нужно развивать в себе противодействие злу, которое является противником прогресса. Нужно, Говорю, нужно осознать эту границу, преграждающую движение к добру эволюции. Слышать можно о сложности таких границ, но явление Огня покажет, где эволюция и где дряхлость разложения. Огненный Мир есть истинный символ непрерывной эволюции».(Мир Огненный, т 1,249)
Литература
1.З.Г.Миркина. Наш мир болен. «Новая газета» №от 12.09.2014
2.В.А.Ласько. Созвучие сердец. Журнал «Дельфис» №1,2/2015г. (№82,83)
3.Рерих.Е.И. Письма,т.2,стр125. М, Изд-во МЦР, 2000
4.Н.А.Уранов. Видеть глазами Сердца. Изд-во МЦР, М.2006г. (стр.284-285). Сайт www.uranov.ru
5.Н.К.Рерих. Сопротивление злу. Сб. «Держава Света».
6.З.А.Миркина. Единственная революция. Журн «Дельфис» №3/2014(79)
7.Н.А.Уранов. Из письма к А.П.Хейдоку
8. Н.А.Уранов. Раздражение. В сборнике. Огненный подвиг. Изд-во: Рига-Москва, 1997г.
Составитель Татьяна Радея.
Декабрь 2015г.