«Процесс самоочищения – это работа не одномоментная, она измеряется даже не месяцами, а растягивается на долгие годы, порой простираясь на целый ряд жизней». Учитель Кут Хуми. (1)
1. Агни Йога – Учение Эпохи Водолея.
В середине прошлого ХХ века наша планета вступила в астрологическую Эпоху Водолея, которая характеризуется очень напряженным воздействием Космических энергий и магнитных токов, усилившихся в последние годы, что измеряется уже даже современной аппаратурой. Пространственное электромагнитное излучение воздействует на подземные сферы Земли, на человеческое сознание, на человеческую мысль и на физические тела людей. Все эти землетрясения, наводнения, ураганы, засухи, изменение климата, эпидемии неизвестных и известных болезней, революции, войны, движения народов, нападения террористов – это всё знаки наступления Новой Эпохи.
В Учении Живой Этики или Агни Йоге говорится:
«Продвижение магнитных токов над поверхностью Земли являет линии атмосферических изменений. Продвижение магнитных токов над землей являет круг землетрясений. Конечно, станции наблюдений должны быть во многих местах. Правильно сказали, что беда в том, что нет синтеза достижений, и много теряется энергии и много ценных наблюдений. Потому организация истинного сотрудничества на Земле так необходима». (2)
Но вместе с этими катастрофами неудержимо происходит продвижение человечества в Космос, и научные открытия обеспечивают невиданные ранее темпы технического прогресса; развиваются новые виды связи, такие как радио, телевидение, Интернет; человечество стремительно открывает новые виды излучений: атомной энергии, магнитной и космической энергии. Поэтому человечество не может не задумываться над природой космического магнетизма и психической энергии.
Всё это характерно для Эпохи Водолея. Возможно, что неслучайно такое мощное движение волн земных энергий и космических магнитных волн в Новую Эпоху символизировано двумя параллельными волнообразными линиями в астрологическом глифе Водолея.
Астрологический глиф Водолея.
Ешё в 1932 году Е.И.Рерих записала: « Уже восемнадцать лет Земля находится в непрерывном трепетании. Нужно утвердить все подробности сроков приближающихся огненных решений. Именно в нарастании волн трепета Земли можно бы насторожиться и помыслить, всё ли в порядке? … Словом, события, созданные людьми, имеют большее значение, нежели думают!»(3)
Крайне важно, чтобы сейчас на планете сохранялось равновесие между космическими энергиями и подземным огнем, который выявляется в виде землетрясений, пожаров и вулканических извержений. Это равновесие могут удержать только люди, как самые сознательные существа на планете, наделенные разумом и волей. Человеческое сообщество на Земле – это единый организм, и мы, отдельные люди, клеточки этого организма должны осознать свою общность и единство своей духовной природы. Но пока, оглядываясь вокруг себя в поисках осмысления своего бытия, можно подумать, что назначение человека – это уничтожить свой род и сделать Землю непригодной для жизни.
В книгах Живой Этики говорится:
«Трепетание Земли усиливается, и спросите тех, кто имеет двойной пульс, насколько он усилился. Несомненно, всё, что касается огненной энергии, всё усилилось и напряглось. Люди усиливают эти области и строем жизни, и мышлением. Ничто не раздражает так огненную стихию, как беспорядочное мышление. Прежде хоть иногда учили мыслить. Нередко скандирование и заучивание законов жизни пробуждало течение мысли. Но может пробуждение вожделений и самости привести к мохнатому мышлению. Среди этих отрывов рождаются хаотические раздражения. Зачем вызывать разрушение?!»(4)
С.Н.Рерих. Ты не должен видеть этого пламени
Во всех религиях мира всегда призывалось к необходимости соблюдения нравственных устоев, но лишь сейчас безнравственность становится просто смертельной. Самосовершенствование с целью достижения равновесия является законом в новом Учении Живой Этики или Агни Йоге.
“Анализ качеств и свойств (характера человека) входит в Йогу. Размышление о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению (в новую космическую ступень эволюции).
Не следует думать, что на известном духовном развитии можно уже не заботиться о преуспеянии качеств. Каждая ступень (эволюции) требует приспособления всех качеств. Нужно проверять себя неустанно. Нужно найти любовь к таким самоиспытаниям.” (5)
Новое философско-этическое и духовно-нравственное Учение, являющее собой синтез многогранного опыта человечества, называется Учением Живой Этики, потому что все нравственные и этические понятия рассматриваются в нём с научных позиций. Только анализ наших отрицательных свойств характера и изживание их в положительные качества духа, позволит нам осознать и безболезненно воспринять новые космические энергии, которые уже проникают на Землю, и войти в следующую ступень эволюции. Второе название Учения - Агни Йога.
Часто спрашивают: Агни Йога - это философия или религия? Слово “религия” (от лат. Religare ) означает связь с Богом. Слово Йога на санскрите тоже означает “связь”, понимаемая как связь с Высшим Миром, с Иерархией Света. До какой-то степени есть сходство между религией и йогой, но в настоящее время понятие религии настолько искажено и исковеркано, что это латинское слово лучше отбросить и заменить ясным, древним, как само человечество словом “йога”, одно звучание которого уже имеет силу связи.
Все религии со временем вырождаются во внешние обряды, совершаемые через посредников - священнослужителей, поэтому с приходом нового времени происходит обновление Единой Истины, как 2 тыс. лет назад Иисус Христос принёс обновление заветов Моисея.
«Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращенный облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умаления почитания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущего. На это обстоятельство обращается мало внимания, ибо служители каждого Учения строят своё благополучие на отрицании предыдущих Учений. Но легко доказать беспрерывность того, что люди называют религией.» (6.)
В настоящее время впервые во всеобщее пользование дается человечеству путь связи через Огонь - Агни. Агни Йога - Огненное Учение, появление которого означает наступление новой высочайшей эпохи в истории человечества, есть синтез предыдущих йог плюс еще нечто совершенно новое, сокровенное.
В прежние времена много значения придавалось внешней, вспомогательной, обрядовой стороне йоги. Но теперь человек может сам создавать соединительные вибрации, высокое чувство, настроение без помощи обрядов и ритуалов, не выходя из жизни.
Елена Ивановна Рерих поясняла в письме:
«Каждый человек, мало-мальски образованный, знает, что все Йоги имеют в основании своем огонь. Агни Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни-Огонь, в разной степени лежащий в основании всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе». (Из письма от 12.03.1935г.)
Н.К.Рерих. Агни Йога (диптих)1928г.
Именно этика, как наука о высшей, духовной нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле, так важна сейчас для всех нас.
2. Что важнее: приобретенные знания или качества характера?
Современный исследователь теософии П.Н.Малахов из Кемерово, размышляя над значением нравственности с точки зрения теософии, писал в журнале «Дельфис» (№1/2016)
«Какие бы знания мы не приобрели в течение жизни, в следующих воплощениях всё же нам приходится узнавать всё заново. И хотя однажды проторённая дорога повторно осваивается быстрее, всё же необходимо время для её прохождения. Однако любая приобретенная нами черта характера ( или наше внутренне качество) остаётся с нами постоянно.
Например, в предыдущих воплощениях, скорее всего, никто из нас не владел знаниями о компьютерах, но в текущем воплощении практически все этим владеют в той или иной степени. Конечно, у каждого разная потребность в таком знании, но если рассмотреть тех, кому это необходимо в профессии, то можно увидеть, что новое знание люди осваивают по-разному. От чего это зависит. Очевидно, от приобретённых в прошлых воплощениях качеств. Трудолюбие и лень, целеустремлённость и рассеянность, усидчивость и непоседливость, вдумчивость и поверхностное мышление, а также много других черт характера определяет успешность в усвоении нового знания. Важно отметить, что наработка этих качеств не зависит от рода деятельности. Они могут быть приобретены и на море, и на суше, и за станком, и у школьной доски, и в офисе. И вы поле, и в нищете, и в роскоши – жизнь предоставляет нам широкое поле для экспериментов в попытках изменить себя.
Судя по последствиям, для человеческого развития гораздо важнее зарабатывать качества характера, чем приобретать знания, поскольку приобретённое знание есть не что иное, как проявление приобретённых качеств в человеке. Строго говоря, знание невозможно увеличить или уменьшить, это лишь оборот речи. Ведь знание вообще и всё знание о конкретном предмете присутствует всегда и везде. От познающего лишь требуется найти доступ к интересующему его знанию. Иначе говоря, открыть глаза и уши, т.е стать восприимчивым к тому, что уже находится в нём и вокруг него. Путей для этого несколько. Например, знание можно получать, изучая литературу, экспериментируя, наблюдая, то есть через логическое осмысление поступающей информации. Можно также получить знание через откровение или озарение. У каждого пути множество методов.
То, что качество первичней подтверждает ещё тот факт, что для Махатм не представляет труда получить исчерпывающее знание о любом современном изобретении, несмотря на то, что они не являются специалистами в этой области и не изучали многочисленные дисциплины и информационные источники, которые привели изобретателя к его творению. Махатмы на протяжении многих своих воплощений приобрели такие качества, которые позволяют им получить непосредственное понимание любого предмета, увидеть сразу суть высказывания, формулу изобретения и т.п. Причем, для укрепления этих качеств они работали в той среде, которая отвечала их эпохе, с материалами и частными знаниями, которые там были. Они могли быть плотниками, или сапожниками, поэтами или скульпторами, военачальниками или священнослужителями. Те предметы, обстановка и целые народы со всей их культурой могли не сохранить даже следов своего существования до наших дней, но то, что было пережито и познано, те внутренние преобразования, которые произошли в то время – всё это сохранилось и в последующих воплощениях.
Любой вид деятельности даёт нам возможность улучшать свои черты характера, делать их более гармоничными и совершенными. Сама жизнь человека в воплощенном состоянии предназначена только для этого. Развоплощённое состояние, в котором он оказывается после смерти, являет для большинства мир следствий, где развитие крайне затруднено, и человек лишь переживает последствия своих мыслей и поступков при жизни».(7)
Н.К.Рерих. Сидящий лама на фоне гор.1931г.
Во всех книгах Учения Живой Этики даются рекомендации и методики работы над собой, потому что здоровье общества напрямую связано с духовно-нравственным и психическим развитием каждого человека. Самосовершенствование возможно только через энергичную работу сознания человека. Главным основным законом при работе над собой является Закон Двуполярности Духа и Материи, единство и борьба Добра и Зла.
Этот Закон пронизывает все сферы жизни Космоса и человечества и заключается в двуполюсности каждой вещи, каждого явления, всё в мире несёт в себе положительный и отрицательный потенциал. Также и черты человеческого характера имеют эту двуполярность добра и зла. Говорится: «Зло есть отсутствие добра» или «Demon est Deus inversus» («Демон есть перевернутый Бог»).
Николай Константинович Рерих писал:
«Отойди от зла и сотвори благо», – заповедует апостольская мудрость. В кратком завете заключено два определенных действия. «Отойди» и «сотвори». И не тем «сотвори», что только отойдёшь. Нет, «отойди» и непременно «сотвори благо». Одно отхождение от зла ещё только половина дела. Но «сотвори», сделай, создай благо, как противовес злу. Кратко и безусловно указано сотворить благо. Без действия, без сознания, без устремления духа не будет достижения и выполнения завета. Но как часто для самоуслаждения этот бодрый и повелительный завет превращался в кислое и неподвижное в существе своём отхождение. Если отойдёшь, то уже и благо будет. Нет, родные мои, не слишком ли легко? Для блага нужно ещё всеми силами духа и тела потрудиться. Благо не орех, требующий лишь крепкого зуба. Из безмозглости, из спящего сознания благо не создаётся. Пашня блага с посевами и жатвами, заповедана Апостолом в истинном всезнании жизни. И ещё вопрос, когда больше пота упадёт, при посеве или при жатве. Тот же неустанный зов к действенному труду рассеян во всех апостольских зовах. Ведь зло в основе своей активно. Оно отошло от блага и в отхождении уже проявило сущность активности. Значит, и противовес прежде всего должен быть активен. Зло утверждает себя, ибо иначе оно не привлечет к себе. Также утверждает себя и добро и благо, ибо без дел оно мертво». (8)
Таким образом, суть работы по самосовершенствованию заключается в активном и сознательном преобразовании наших недостатков в положительные качества духа. Если энергии добра и созидания вовремя не приводятся в действие, то вступают их антиподы – силы зла и разрушения. Таковы законы извечной борьбы эволюционного и инволюционного движения, добра и зла.
Но каждый путник на этом пути задается вопросом: как производить эту работу, чтобы не произошел перекос в качествах, и не нарушилась гармония духа? Как уравновесить осторожность и мужество, чтобы не впасть в трусость, с одной стороны, или ухарство и браваду, с другой?
В Учении Живой Этики говорится:
«Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. Симфония качеств подобна симфонии сфер! Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. Диссонанс может быть расслабляющим или раздражающим, или даже разрушающим. Равновесие качеств даётся большим напряжением сознания. Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое качество его страдает. Жизнь даёт ему возможность испытывать любое качество. Если человек начнет уверять, что он лишен возможности приложить свои лучшие качества, он докажет своё отупение. Наоборот, если человек радуется случаю приложить свои качества, он покажет расширение сознания. Затем придет и следующая ступень радости, а именно – о красоте симфонии качеств». (9)
3. О равновесии
Великие Учителя Мудрости признают единственный Закон во Вселенной – Закон Гармонии, Совершенного Равновесия. Это равновесие Духа и Материи, Космоса и Хаоса, Центробежной и Центростремительной Сил, Мужского и Женского Начал, Положительного и Отрицательного Полюса.
Символом Совершенного Равновесия в эзотеризме издавна являлся Абстрактный Идеальный Квадрат. Е.И.Рерих писала в письме от 07.01.1950г. «… квадрат есть символ Равновесия и полноты знания – Синтеза Знания».
Каждая вершина Абстрактного Квадрата является бинарной, т.е. активной и пассивной, поэтому каждую вершину Квадрата можно назвать центрами равновесия между 4 качествами Материи и 4 качествами Духа во Вселенной. Таким образом, можно предположить, что на человеческом плане тоже существуют 4 вида равновесия:
I.Равновесие между Высшей Духовной Триадой (Атма,Буддхи,Манас) и низшей материальной тетрадой (Кама-Манас, Кама-Рупа, Прана,Эфирное Тело), которое достигается уравновешиванием стихий: огненной – Атма и Буддхи,Манас водной – Кама-Манас и Кама-Рупа, воздушной – Прана и Эфирное Тело, земной – Физическое тело и окружающий мир
В Учении Агни Йоги говорится: « Тело человека только потому и живёт и функционирует, что дух его прошёл ступени минерального, растительного и животного царств и выработал способности ассимилировать их свойства. Ныне человек достиг той ступени эволюции, когда перед ним ставится задача овладеть стихиями земли, воздуха и воды, чтобы кульминировать эти достижения в овладении стихией огня. Стихия огня – самая высшая. Овладение этой стихией проявляется в микрокосме человека. Каждое движение человека имеет в основе огонь. Поэтому овладение собой будет первым шагом на пути Огненной Йоги. Контроль над мыслями, чувствами, движениями означает гораздо большее, чем кажется на поверхности. И так человек овладел многим и бессознательно приводит в движение огненные энергии в себе. Но Мы говорим о сознательном овладении психической энергией и контроле над ней» (11, п.396)
В этом же томе уточняется: « Состояние равновесия есть приведение огненной стихии в положение ровно горящего пламени. Неуправляемое горение недопустимо – оно разрушает плотное тело и даже может пережечь провода нервов». (11, п298)
Об этом всегда знали Святые Подвижники всех религий. Они строго соблюдали правила уравновешивания стихий, сочетая дисциплину духовных устремлений с физическим трудом, занятий иконописью и хоровым пением, не забывая об омовениях, физических упражнениях и постах.
В Учении Живой Этики говорится : «Вы уважаете Святого Сергия (Радонежского), но разве он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умного делания, но между тем Он имел пламенные видения. Лишь труд, как возношение сердца, допускал Он. В этом Он опередил многих духовных путников».
В Греции Пифагор учил гармонии 9 муз, которые объединяли в себе все сферы жизни. Ибо преобладание Духа над Материей может привести к разрушению организма, и духовные накопления не смогут быть кристаллизованы в «Чаше» в полной мере. Также и пренебрежение духовной стороной жизни за счет преобладающего развития материальной приводит к угасанию огня духа, деградации личности и невыполнению задачи её данного воплощения. Но управление стихиями возможно лишь при дисциплине духа.
II. Равновесие внутри тонких тел человека, которое заключается в уравновешивании его качеств и свойств характера.
Отрицательные свойства характера – это, по существу, энергия с неправильными мотивами, т.е. с противоположным знаком по отношению к положительным качествам, иначе говоря, иллюзия положительных качеств. Поэтому необходимо трансмутировать свои отрицательные свойства, сознательно направляя их к положительному полюсу.
Уравновешивание внутри тонких тел заключается в следующих видах равновесия:
1) между физическим телом ( физическая оболочка+ прана+эфирное тело) и Кама-Рупой (астральным телом чувств и желаний), которое заключается в трасмутации. отрицательных свойств темперамента в положительные качества.
Например, раздражительность и вспыльчивость необходимо трансмутировать в справедливое негодование, угрюмость – в сдержанность, податливость – в мягкость, апатичность - в кротость, упрямство – в твердость и настойчивость в достижении цели, авантюризм – в духовное искание, чувственность – в огненность.
2) Равновесие между Кама-Рупой и Кама-Манасом (низшим умом-интеллектом), которое заключается в утончении чувств и желаний человека: дух противоречия превращается в независимость и самостоятельность; чувство собственности – в чувство ответственности; ревность – в заботливость и попечение; трусость – в осторожность; скупость – в бережливость; бравада – в смелость; расточительство – щедрость; обидчивость – в чуткость и т.д.
Работа по уравновешиванию темперамента и трасмутации чувств может происходить либо последовательно, либо одновременно.
3) Равновесие между Кама-Манасом и Манасом (Творческим Разумом, отражением Высшего Бессмертного Духа), которое заключается в преображении пороков мысли и одухотворении человека на основании устремления к Высшему Духовному Идеалу, указанного во всех этических Учениях: сомнение – в добросовестный анализ; самомнение – в непреклонную веру в себя, склонность к спекуляции – в гибкость интеллекта; лживость – в силу воображения; легкомыслие – в пластичность сознания и готовность легко менять деятельность; фальшь – в искреннюю готовность понять своего ближнего.
III.Равновесие между Началами – Мужским и Женским, которое является отражением Космического Магнита, достигается в утончении чувства Любви, воспитании христианского чувства любви к ближним, к Высшей Иерархии.
Пол в своей энергетике несёт Великий Закон Космоса. Мужское и Женское Начала дополняют друг друга, к их взаимодействию их нужно стремиться.
Н.А.Уранов писал: «Равновесие Начал есть уравновесие заряда полюсов. Ток, несущийся только от одного полюса, не может образовать вихрь, пахтающий частицы материи. Необходимо, чтобы он встретил течение противоположенного направления, и тогда столкновение противоположностей закручивает вихрь или круговое движение, одним. Словом, рождает КРУГ ЖИЗНИ.
Как женщина, так и мужчина — каждый имеет семь принципов, но четвертый разделен пополам и женщина имеет только половину четвертого принципа (левую), а мужчина обладает только правой половиной. Насильно разделенные части постоянно стремятся соединиться. Это стремление к соединению частей четвертого принципа, или камы (называемого богом любви), подобно электрической батареи, дает творческий ток.(Рис.1)
Таким образом, и мужчина и женщина являются полноценными творцами лишь тогда, когда их четвертые принципы (желания) объединены, когда вертикальная линия (мужское начало) образует крест с горизонтальной линией (женским началом). Крест - символ равновесия. Равновесие начал есть уравновесие заряда полюсов.(25)
Рисунок 1.
«Высшее назначение Любви, по словам Е.И.Рерих, - является пробуждение всех творческих сил, а не только Силы, творящей физические тела людей» В Учении Живой Этики говорится : «Люди опошляют чувство любви и токуют пошло мощный закон. Но нужно ТОНКО прислушиваться к ВЕЛИКОМУ ЗАКОНУ. Так, конечно, ЙОГА СЕРДЦА приближает к мощным вершинам СОЗНАНИЯ (Начал) гораздо мощнее и скорее, нежели Разум, как бы ни был изощрен. Потому великая эпоха ЖЕНЩИНЫ будет отличаться большей тонкостью чувств и сознания».( МО3, п116)
IV. Огненное Равновесие заключается в уравновешивании психической энергии человека и огненных энергий Космоса – огненная трансмутация, объединение энергии всех трёх миров, соединение с Миром Надземным, Миром Огненным.
Это проявление в себе Высшей Троицы, Высшей Любви достигали лишь немногие люди на Земле, например, Сергий Радонежский и Елена Ивановна Рерих. Это равновесие может быть достигнуто человеком лишь в Пятой Расе.
Выполнение Космического Закона Равновесия приносит тонкую сердечную радость. Об этой РАДОСТИ говорится в Учении Живой Этики, как об ОСОБОЙ МУДРОСТИ.
Николай Уранов пишет « Радость есть Ткань Живоначалия, - говорится в книге «ЗОВ». А ткань состоит из вертикальных и горизонтальных нитей, которые являются символами связи полюсов. Радость творчества, радость пробуждения жизни, радость любви есть вспышка огня, который по природе своей есть РАДОСТЬ» (25)
Радость есть причина каждого движения, ибо всё живущее стремится к радости и борется с её антитезой – страданием. Даже если человек, страдая, идёт путём скорби, но эти страдания помогают ему понять ПРИЧИНУ СТРАДАНИЯ, повышают потенциал его творческой энергии, помогают получить знание о сущности Бытия, то его страдания уравновешиваются радостью от выполнения Космического Закона Кармы или Закона Равновесия.
Пересечение горизонтальной линии материи и вертикальной линией духа представляет собой Крест, как символ равновесия. Среди центров человека сердце соответствует центру равновесия, ибо сердце лежит на границе высшего и низшего и является вместилищем психической энергии или Всеначальной Силы. Сердце человека имеет форму октаэдра, нижняя пирамида которого есть материальное сердце, верхняя же – духовное сердце, поэтому «каменное сердце» - это метафора, оно имеет геометрическое обоснование. (Рис.2)
Рисунок 2.
В Учении Живой Этики много говорится о возвышении сердца, от утончении сердца, о соединении материальной и духовной половинок. Возвышение сердца производится Красотой или Гармонией, что означает Равновесие. Поэтому в книге «ЗОВ» говорится : «Произнесший Красота – спасён будет». (Зов, 01.03.1922г)
4. Логический квадрат.
Известно, что участники Харбинской группы по изучению Живой Этики в работе по самосовершенствованию пользовались методикой логического квадрата Михаила Пселла. Возможно потому, что Пифагор говорил: «Душа есть самодвижущийся мир; душа содержит в себе четверку, тетраксис и является им». (10)
Михаил Пселл – византийский ученый-энциклопедист, философ, математик, ритор, видный религиозный деятель и царедворец, жил в Х1 веке н.э.
Михаил Пселл (слева) с императором Михаилом VII. Фрагмент византийской иконы XIIвека.
Михаил Пселл предложил метод сравнения логических суждений в форме квадрата, в котором устанавливались отношения между сравнимыми суждениями, различными по количеству и качеству.
Четверка фигур силлогизмов, противоположных по качеству: утвердительные и отрицательные, - и по количеству: общие и частные, - конструируется по противоположностям. Роль вершин в логическом квадрате Михаила Пселла, соответственно, играют общеутвердительное (А), общеотрицательное (Е), частноутвердительное (I) и частноотрицательное (O) суждения. Устанавливая отношения между этими суждениями, определяется зависимость истинности или ложности одних суждений от истинности или ложности других. (Из «Философского Словаря»)
Рисунок 3.
Квадратичные матрицы используются во многих науках, в политике и даже в литературных произведениях. В астрологии две оппозиции стихий берутся за основу: теплое - холодное, сухое - влажное, - и затем выстраивается соответствующая "алгебра": теплое и сухое есть огонь; теплое и влажное - воздух; холодное и влажное - вода; холодное и сухое – земля.
Квадрат полярностей издавна существует и в психологии в виде четырех типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Карл Юнг также выстроил собственную классификацию, разделяя 4 типа человеческих способностей: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный.
«Есть качества духа, связывающие и парализующие его энергии, например, страх; и есть освобождающие, например, бесстрашие; ослабляющие, например, колебание, сомнения, неустойчивость; и дающие силу, например, непоколебимость и твердость. Дом духа следует строить из добротного материала – в нём жить. Сознание нуждается в хорошей оправе. Неприятен человек в грязной, вонючей, запятнанной одежде, в лохмотьях. Тем более неприятно сознание, облеченное в подобное одеяние. Дурные качества человека зловонны. Спешно надо сменить негодное одеяние духа, ибо коротко время». (12)
При построении квадрата для преодоления недостатков характера используется форма ромба, по вертикали которого располагаются два противоположных качества духа, так называемые, «бинеры», а по горизонтали – также два противоположных негативных свойств материи, т.н. «иллюзии» качеств, потому что Материя в теософии считается иллюзией, так называемой «майей» Духа.
Высшее
Низшее
Рис.4.
«Дух человеческий, подобно птице крылатой, летит на двух крыльях. Так усмотрите во всём двуполюсность вещи единой». (13)
Примеры бинеров качеств духа, располагаемых по вертикали ромба:
щедрость – бережливость,
мужество – осторожность,
сострадание – суровость,
возмущение духа - терпение
Примеры бинеров негативных свойств материи, располагаемых по горизонтали:
скупость – расточительность,
трусость - ухарство, бравада,
слезливое жаление – жестокость
раздражение - тупая покорность.
Рассмотрим квадрат на преодоление «скупости».
Скупость – это антитеза щедрости, она развивается при отсутствии щедрости, а расточительность – антитеза бережливости. При этом расточительность является иллюзией настоящей щедрости, а скупость – иллюзией бережливости. Если допустить преобладание щедрости, она перейдет в расточительность. Если допустить преобладание бережливости, без щедрости она перейдет в скупость.
Сознательно уравновешивая щедрость и бережливость во всех явлениях жизни, можно достичь гармонии.
Рис. 5
«Знать себя, свои достоинства и недостатки надо полностью и нелицеприятно. Беспристрастный анализ их не есть самотерзание, самокопание и самоедство, но строгий учет своих сил и возможностей. Концентрация сил на нужном направлении необходима для дальнейшей победы». (14)
5. Преодоление эгоизма.
Е.И.Рерих писала, что в первую очередь необходимо преодолевать в себе проявления эгоизма - самости:
«Итак, приступим к трансмутации всех наших энергий. Начнем с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом - самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, сомнением, опасением... И заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарностью со всеми сотрудниками, признанием Иерархии, радостным закреплением дел данных, терпимостью, признательностью к справедливым указаниям и заключим доверием до конца». (Из письма от 15.01.30г.)
“Зло есть отсутствие добра” - это значит, что злое свойство характера есть отсутствие своего положительного качества. Поэтому начать борьбу со свойствами самости нужно воспитанием в себе качеств самоотверженности. «Самоотверженный» - означает самость отвергающий!
« Завет «Отойди от себя» будет заветом мудрости. Борьба с самостью имеет очень глубокое значение, ибо самость – камень преткновения на Пути. Космическое знание при наличии самости невозможно. Не может самость отойти от себя, ибо всё заполняет собою. Всё сознание и все мысли. Кто самый ярый враг человека? Самость его. Каждое её умаление, подавление и поражение будет успехом. Неважно, что уменьшает и обуздывает её – хорошо всё, что её убивает. Её средоточие – астрал, вместилище всех вожделений. Если Высшее «Я» есть цитадель духа, то астральный проводник будет цитаделью низшего «я». Сознание может сосредоточивать свою активность в том или другом преимущественно. Каждое движение в астральном проводнике усиливает и укрепляет его. Потому бесстрастие, то есть полное замолкание астрала, будет победой над ним. Так спокойствие утвержденное будет явлением преодоления самости.» (15 )
Н.К.Рерих. Сосуд нерасплесканный.
Для преодоления одного из самых ярких проявлений самости – самомнения, необходимо помнить, что самомнение – это иллюзия положительного качества – достоинства духа.
Елена Ивановна Рерих так писала о губительности самомнении:
«Самомнительная самооценка, жажда утверждения своего авторитета является главным препятствием на пути роста духа. Истинное духовное достижение есть чувствознание, а оно, прежде всего, выражается в способности вмещать и объединяться в сотрудничестве». (Из письма от 01.01.1934г)
«Самомнение можно перевести как “самость во мнении” о своих достоинствах. Именно самость склонна преуменьшать достоинства других и в такой же мере преувеличивать свои достоинства. Достоинство не кричит о своем достоинстве и всегда может его показать. Самомнение при каждом удобном случае кричит о своем достоинстве, иначе говоря, хвастается... Редко бывает, чтобы рост духа и сопутствующие ему успехи не сопровождались бы ростом самомнения, иногда, обгоняя рост духа, самомнение не только не останавливает восхождение, но и приводит к падению». (16)
«Достоинство духа утверждает равновесие, которое не нарушается случайными настроениями, словами, поведением окружающих. Это сдержанность, самообладание, контроль над своими чувствами, владение собою, самообуздание и прочие качества, входящие в понятие равновесия». (17)
В нашем квадрате «достоинство» располагается по вертикали, а «самомнение» – по горизонтали. Но для построения квадрата нужно подобрать ещё два противоположных угла, так называемые «бинеры», которые, подобно крыльям птицы, уравновешивают и качества духа, и свойства материи. Так, для «достоинства» бинером будет «смирение». А для «самомнения» бинером является «самоуничижение». Самоуничижение – это иллюзия качества смирения, а самомнение – это иллюзия достоинства.
«Чувство смирения следует понимать, как относящееся к обузданию астрала. Воля восставшего духа нашла в себе силу смирить эту буйную, неуёмную оболочку. Это и будет истинным смирением, ибо обычно под ним понимается совершенно другое».(18)
Рис. 6
«Самомнение, как и каждое отрицательное свойство, есть отсутствие своего положительного качества - отсутствие смирения. Поэтому верной борьбой с гордостью самомнения будет развитие смирения. Среди учеников Рамакришны были люди, имевшие “светское” положение, были образованные интеллигенты. Но когда Учитель замечал в них проявление самомнения, он посылал их просить подаяние, чтобы они восстановили утраченное равновесие…
Боясь впасть в самомнение, многие люди страхуются от него самоуничижением. Но преуменьшение своих достоинств есть тоже ложь, и как всякая ложь, вызывает немедленные отрицательные последствия. Самоуничижение лишает дерзания, а также останавливает рост духа. Недаром сказано в Писании: “Самоуничижение паче гордости.» (16)
«Думать о недостатках нужно лишь в процессе борьбы с ними. Самоедством, самоуничижением, неверием в свои силы страдают многие люди. Эти чувства далеки от состояния борения… Справедливая и здоровая критика должна вдохновлять человека на лучшее». (19)
Постоянно проверяя свои мысли и поступки, необходимо находить равновесие между этими четырьмя силлогизмами. Достоинство без смирения может проявляться как самомнение, а смирение без достоинства – самоуничижение.
«Моменты самокритики нужно использовать не для самоистязания, а для того, чтобы, усмотрев свои недостатки и слабые стороны, их побороть. Самоедство бесцельно и бессмысленно, но здоровая самокритика с целью улучшения характера весьма плодотворна. С любого пути зла можно повернуться к Свету и вступить на путь восхождения. Нет таких недостатков, которых нельзя было бы преодолеть».(20)
Постепенно, по мере трансмутации самоуничижения в смирение, а самомнения – в достоинство, растет духовность. И самоуничижение уходит в смирение, а самомнение – в достоинство. Материя превращается в Дух - более тонкую материю, когда смирение уравновешенно достоинством, и наоборот. Примерами такого равновесия, достигнутого в жизни, были наши русские святители: Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский и многие другие подвижники.
«Одно из великих понятий часто толковалось неправильно – именно великое понятие смирения. Оно толковалось как добросердие, как милосердие, но мало понимали самоотречение, как смирение. Между тем, только самоотречение и самоотверженность даёт понятие смирения. Воистину, Мы видим великанов духа и героев, отдающих себя на смиренные труды на благо человечества. Мы знаем великие опыты, производимые в лабораториях смиренно на благо человечества. Мы знаем великие огненные опыты отдавшихся смиренно на благо человечества… Истинно, многообразно смирение, явленное самоотверженностью и самоотречением. Героизм есть проявление разных видов смирения… Так, истинно, герои смирения испивают полную чашу яда на благо человечества.» (21)
Примеры самоотверженного служения являли и известные подвижники Запада и Востока, такие как Платон, Пифагор, Конфуций, Лао Цзы, Будда, Иисус Христос и Святые Апостолы, Магомет, Францизск Ассизский, Жанна д Арк, Джордано Бруно, Парацельс и множество других, испивших чашу яда за Свет Истины и на Благо человечества
6. Крылья – символ равновесия.
Николай Уранов в своих комментариях к книге «Сердце» писал:
«Крылья есть символ равновесия. Не может быть равновесия, если одно крыло больше - другое меньше; не может быть равновесия, если одно крыло быстро - другое медленно. Каждое качество имеет свое, уравновешивающее его качество. Взаимно уравновешивающие друг друга качества называются бинерами. Совершенствование - этот полет в Беспредельность - требует равномерного движения равных крыльев.
Мужество уравновешивается осторожностью.
Щедрость уравновешивается бережливостью.
Сострадание уравновешивается суровостью.
Возмущение уравновешивается мудрым спокойствием
Если допустить преобладание мужества, то неуравновешенное мудрой осторожностью, оно впадет в крайность, превратится в безумную браваду, и это породит разрушение. Если допустить преобладание осторожности, то лишенная уравновешивающего значения мужества, она перейдет в страх.
Если допустить сострадание, не уравновесив его суровостью, оно перейдет в бездейственное жаление, или часто губительную доброту. Если суровость не уравновесить состраданием, оно перейдет в жестокость.
Если возмущение духа не уравновесить мудрым спокойствием, оно перейдет в раздражение. Если мудрое спокойствие не уравновесить возмущением духа, оно перейдет в бездушное равнодушие, в безразличие ко злу, в губительное непротивление.
Если бы все следовали толстовским путем непротивления злу, неправильно истолковавшему “ не противьтесь злому” (Евангелие), то мир бы давно погиб, залитый злом. “Не противьтесь злому” означает - не противьтесь злой карме, не избегайте неизбежных, целительных и преображающих страданий. Злая картина страданий часто есть очевидность, в действительности содержащая в себе чрезвычайно доброе следствие.
Нельзя устремлять психическую энергию - жизнь - дух лишь на развитие одного крыла - одной стороны “бинера”. В таком, казалось бы, добром действии, возникает злое разрушение. Психическая энергия должна быть направлена постоянно на оба крыла, и действие одного должно вызывать подобный же взмах другого.
Как же судить, где мужество и где бравада ? Где осторожность и где страх ? Где сострадание и где жестокость ? Где возмущение духа - негодование и где раздражение ?
Прежде всего - по цвету ауры: цвет возмущения рубиновый, цвет раздражения - алый. Но не все могут видеть ауру.
Если не примешано личное чувство от самости, если в побуждении самоотверженность, то по этому признаку, прежде всего, и судите.
Однако даже при наличии самоотверженности, при отсутствии самости или личного эгоизма, не всегда возмущение или суровость могут быть допущены. Необходимо глубокое понимание происходящего, для этого необходимо быть знающим, посвященным, чтобы понять зарождение действия в прошлом и проектировать его развитие в будущем и в далеком будущем, чтобы вследствие непонимания, ложного представления не принять добро за зло и не ударить по очевидному, игнорируя действительное.
В склад пробрался вор и похищает кожу. Вы возмущены наглостью вора и огрели его палкой. Вором оказался Св.Симеон, который крал кожу и шил из неё ботинки бедным - грубый пример сказанного.
Так самоотверженность в сочетании с мудростью, масштабы которой измеряются Беспредельностью. Ответ на вопрос : “Что стоит это по сравнению с Вечностью !” - поможет сердцу разобраться, где качество и где свойство.
От согласованных взмахов крыльев рождается драгоценное вещество, поднимающее дух выше и устремляющее его вперед.
Раздражение разрушает неизвестное еще науке астральное вещество в нервных каналах, которое кристаллизуется в самый сильный и стойкий яд в человеческом организме - империл. Многие, особенно нервные болезни, есть следствие этого яда.
Империловые заболевания не поддаются медикаментозному лечению почти совсем. Обычно нервные потрясения, вызывающие мощные изменения нервов с приливом психической энергии - антагониста империла - помогают выбросить кристаллы империла из организма.
Раздражение стихий порождает пространственный яд - аэроперил".(22)
7. Хранители равновесия.
Негативные чувства и мысли людей, низкий духовно-этический уровень человечества приводит к нарушению энергетического равновесия в ауре нашей планеты, что грозит Земле глобальными катаклизмами. К сожалению, большинство людей не способно осознать планетарный вред таких отрицательных чувств, как зависть, злобность, жадность, грубость, враждебность и т.п. Поэтому сохранять энергетическое и экологическое равновесие планеты приходится Великим Учителям, Сотрудникам Белого Братства, Архатам Шамбалы, Махатмам, как их называют в Индии.
В книгах Агни Йоги очень подробно описывается деятельность Великих Учителей человечества по сохранению равновесия планеты.
Вот как писала Е.И.Рерих о способности человеческого мышления загрязнять или, напротив, очищать астральное пространство планеты:
«Пространство, зараженное хаотическими вибрациями низких энергий или мыслей и чувств, конечно, привлекает самых непрошенных гостей в виде всевозможных микробов тех или иных эпидемий, а дисгармонические токи вызывают различные бедствия и пр. Так, в Индии очень сильно поверие, что селение, вблизи которого поселится садху, будет ограждено от эпидемий, землетрясений, наводнений и прочих бедствий…
Так оно на самом деле и есть. Если такой садху действительно святой жизни отшельник, он своей аурой поднимает окружающие вибрации и приводит их в гармоническое состояние, не допускающее вторжение хаоса». ( Из письма от 25.06.1936)
Н.К.Рерих. На высотах (тумо)
В книге «Аватары Шамбалы» описывается много моментов борьбы сотрудников Белого Братства за энергетическое равновесие Земли и очищение ауры планеты. Ниже приводится большой отрывок из этой замечательной книги:
«Воздействие ауры высокодуховного человека на состояние природных стихий настолько велико, что в древности Учителя использовали это для гармонизации подземного огня, т.е. энергии сейсмических процессов. С этой целью Они посылали в местности, где вот-вот должно было произойти землетрясение, своих продвинутых учеников, и те своим нахождением в данных районах ликвидировали эту опасность. Духовный потенциал их ауры производил нечто вроде особой тонко-энергетической реакции в пространстве, нейтрализуя негативную энергетику и, тем самым, предотвращая восстание стихии подземного огня…
Как уже упоминалось, перенасыщенность астрального плана земли отрицательной энергетикой психических проявлений человечества - мыслей и чувств – изменила ауру планеты. Некогда прекрасная, золотистая аура Земли стала грифельно-серого цвета, местами с пятнами абсолютной тьмы. Эта тьма – не метафора и не символ. Это реальность тонкоматериального плана бытия, представляющая собой скопления разрушительного по своему воздействию тонкоматериального вещества и энергии…
Тьма разрушительных энергий, обезобразившая ауру земли, препятствует энергообмену планеты с Космосом, с живительными лучами других планет и звезд, без которых Земля не может нормально функционировать. Нарушение энергообмена планеты с высшими мирами ведёт к чудовищному давлению низковибрационных энергий на планетное ядро. Если бы не самоотверженная работа Белого Братства по разряжению этих энергий, план Князя тьмы – взрыв планетного ядра – давно бы уже осуществился.
Н.К.Рерих. Дозор Гималаев.
«Время и токи необычайно трудны. Весь мир, можно сказать, висит как бы ни ниточке. Если бы не Помощь Свыше, мы все оказались бы уже плавающими в голубом эфире», - писала Е.И.Рерих о создавшемся на нашей планете положении. (Из письма А.М.Асееву от 05.04.50)
Очень значительны страницы Агни Йоги, повествующие о работе Адептов Шамбалы по нейтрализации негативных астральных энергий, создающих пространственные напряжения, угрожающие планете природными катаклизмами:
«Ур(усвати) видела и принимала участие в Нашей Огненной работе. Так мы не только наблюдаем, но и контролируем огненные напряжения. Центры наблюдения помещаются среди нескольких этажей Нашей Башни. Много сил собрано противостоять натиску огненному. Сатана очень желает покончить с Землей, чтобы сосредоточиться на Тонком Мире, который не может быть уничтожен, подобно Земле. Так Хозяин Земли по предательству теперь предаёт Землю. Плохой Хозяин, но такую природу он воспитал в себе. Нам же он доставил двойную работу, чтобы ещё удержать и огни хаоса. Ур(усвати) видела немало аппаратов, но поверх них стоит психическая энергия, потому сейчас Мы так бережем её». («Мир Огненный», ч.2,218)
Н.К.Рерих. Сокровенное. Сокровище горы
Борьба за очищение тонкого пространства планеты не просто отнимает силы у сотрудников Белого Братства – она ещё и опасна для жизни. В «Надземном» рассказывается о методике борьбы Архатов с негативными энергиями, загрязняющими ауру планеты:
« Огненная работа, конечно, полна опасностей. Ур(усвати) уже знает, как действует напряжение огненное. Не только в земном теле, но и в огненном невозможно противостоять долго такому напряжению. К тому же Мы направляем фокус вихря на себя, чтобы стрела разряда ударила в центр напряжения. Этот метод фокусирования применяется Нами везде, на нём основана и тактика Адверза; из него вытекают капли пота, о которых вы знаете, но во всём лучше центр, нежели раздробление.
Аппараты, которые видела Ур(усвати), огромной силы; они являются конденсаторами огненного напряжения». («Надземное»,220)
Конечно, ни один человек никогда не выдержал бы такого психоэнергетического и физического напряжения, какое выдерживают Архаты Шамбалы во время работы с пространственными энергиями. Но даже Их подготовленным организмам такое напряжение даётся тяжело – несгармонизированные токи пространства оказывают страшное давление на ткани физического тела; мелкие кровеносные сосуды из-за напряжения лопаются, и на лицах сотрудников Братства выступают капли крови… Это и называется в книгах Агни Йоги кровавым потом.
Такой ценой искупаются заблуждения и пороки человечества!
И вновь строки из «Надземного» :
«Урусвати правильно чует смятение токов. Мы напряжены, чтобы удержать равновесие. При таких смятениях нужно особенно беречь аппарат психической энергии. (…) Психическая энергия может в своих движениях уподобляться бурному морю.
(…) Мы не можем не чуять таких бурь, которые сурово разрывают ткань, сотканную веками. Не будем преуменьшать опасности, увеличенные свободной волей человечества. Она, как высший дар, может вовлечь и в большие бедствия. Невозможно уговорить людей не вредить друг другу, но можно продолжать сражаться за равновесие». («Надземное»,119)
Следует помнить, конечно, и то обстоятельство, что Учителя Шамбалы никогда не применяют насильственных мер к свободному волеизъявлению людей и предпочитают не вмешиваться в течение кармы мира – за исключением экстремальных случаев». (23)
Н.К.Рерих в своём творчестве часто обращался к теме подвижничества и самоотверженных трудов Великих Учителей. Несколько его картин посвящено трудам Богоматери.
Н.К.Рерих. Мадонна Лаборис (Труды Мадонны)1933г.
Н.К.Рерих пишет:
«Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:
«Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу: «Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю».
И сказал Господь: «Пойдём, Пётр, ночным дозором».
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.
Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: «Ш-ш! не мешай». (24)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Из Писем Мастеров Мудрости. Сб. «Серебряная нить». Изд. «Сфера», Москва,2001г.
2. Учение Живой Этики. Беспредельность. §834.
3. Е.И.Рерих.Записи Учения Живой Этики». Том 12, стр. 333. Висмар Вологда2011
4. Мир Огненный 1, §247
5.Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, §220.
6. Учения Живой Этики. Знаки Агни Йоги, §416.
7. П.Н.Малахов. Значение нравственности с точки зрения теософии. Журн»Дельфис» №»1(85)/2016
8. Н.К.Рерих. Сопротивление злу. Сб. «Держава Света».
9. Учение Живой Этики. Братство, §60.
10. Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина», т.3 стр.100. Новосибирск,1993г.
11. Граний Агни Йоги. Том 8.
12. Грани Агни Йоги. 1959, §145. Изд. «Алгим», Новосибирск
13. Грани Агни Йоги. 1958, §746.
14. Грани Агни Йоги. т.8, §364.
15. Грани Агни Йоги, 1957г.,§225)
16. Н.Уранов. Самомнение. Сб. «Огненный подвиг». (www.uranov.ru)
17. Грани Агни Йоги, т.9 §449.
18. Грани Агни Йоги, т.5 §137.
19. Грани Агни Йоги, т.9 §446.
20. Грани Агни Йоги, т.9 §469.
21. Учение Живой Этики. Мир Огненный 3, §24.
22. Н.Уранов Видеть глазами сердца, стр 180-182. (www.uranov.ru)
23. А.Марианис. Н.Ковалева. Аватары Шамбалы. Изд-во «Эксмо». Москва,2011
24. Н.К.Рерих. Женщинам. Сб. «Держава Света»
Татьяна Радея.
Май 2011г. Светлана Пекельник.