Марина Чистова, г.Бийск
Охрана произведений Культуры, уникальных плодов человеческого гения – эта задача была поставлена Н.К.Рерихом в самом начале ХХ века. «Впервые после поездки в 1903 году по старинным монастырям, - пишет он, - я сделал в Обществе архитекторов сообщение, указывая, насколько такое объединённое охранение памятников необходимо для дела Культуры».
Затем в 1915г. во время войны Н.К.делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу. Оба приняли идею с сочувствием, но военные события помешали осуществлению.
Николай Константинович Рерих. 1900-е годы.
В 1929 г. по возвращении из Транс-гималайской экспедиции, Рерих вновь поднимает вопрос охраны произведений Культуры, под его руководством разрабатывается проект соответствующего Пакта.
Н.К.Рерих сумел задать могучий импульс планетарного масштаба, вылившийся в великое многообразие форм деятельности по пропаганде идеи неотложного охранения культурных ценностей человечества. В итоге после двух международных конференций в Бельгии в г.Брюгге и конференции в Вашингтоне, 15 апреля 1935 г. в присутствии президента Соединенных Штатов Ф.Рузвельта в Вашингтоне представителями 20 стран Панамериканского Союза и США был подписан Пакт Рериха. Этим Пактом был утверждён символ, призванный охранять сокровища Культуры так же, как Красный Крест охраняет человеческую жизнь, - символ Знамени Мира. Особо нужно подчеркнуть, что Пакт остался открыт для присоединения к нему других государств.
Н.К.Рерих. Ростов Великий.1903г.
Далее, уже после Второй Мировой войны и после ухода из жизни Н.К.Рериха в 1954 году в Гааге на международной конференции, созванной по инициативе ЮНЕСКО ООН. была принята Гаагская конвенция, которую подписали 59 государств.
Во многих источниках, где речь идёт об этом документе, утверждается, что в основу его положен Пакт Рериха, что конвенция развивает идеи Пакта.
Возникает вопрос: а читали ли авторы этих заявлений сами тексты обоих документов? Проведем сравнительный анализ по самым сущностным вопросам, составляющим основу идеи охраны Культурного достояния человечества.
1. Вопрос об охране Культурных ценностей в военное и мирное время.
Пакт требует от всех подписавших его государств охраны культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время. Почему Рерих на этом настаивал? Он указывал две причины:
Первая : охранять культурные сокровища от вандализма и грубости необходимо «как во времена войны, так и во время мира. Ведь мы знаем, что и во время так называемого мира очень часто вандализм свирепствует не меньше, чем во время войны. Мы также знаем, как иногда война в духе более опасна, нежели война в поле», - писал Н.К.Рерих. – «… не одна война, но многие другие потрясения и конвульсии человечества почему-то особенно яро обрушиваются на памятники культуры. Можно привести бесчисленное множество печальных примеров.»
Вторая : идея защиты Культурных сокровищ должна закладываться с детства. Поздно вывешивать Знамя Мира над объектами культуры во время войны, если сознание народа, а тем самым и будущих воинов не приучено к мысли о необходимости охраны Культурных ценностей.
Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом в Пакте.
«Знамя Пакта… не может быть обнародовано лишь при наступлении военных действий. Народное сознание, сознание целых армий должно узнать значение этого Знака и укрепить его в своём сознании, для чего требуется известное время». « … Не мгновенно укрепляется эта светлая традиция, её нужно каждодневно орошать благодатью Света. Ибо даже лучший духовный сад засыхает в темноте и безводии». «В сумерках повседневности может незаметно понижаться дух народный и постепенно опять может вползти жестокость, вульгарность и эгоизм. Духовный сад нуждается в орошении даже больше, нежели материальный», - утверждал Николай Константинович.
Итак, Пакт Рериха нацеливает охранять культурные сокровища всегда, будь то мирное или военное время.
Гаагская конвенция провозглашает защиту культурных ценностей только во время военных конфликтов. Но может быть на практике она всё-таки действенна? С 1954 года до сего дня в мире произошло достаточно много локальных войн и военных конфликтов, но не припоминается ни одного случая, чтобы воюющие стороны руководствовались конвенцией. Правда, начиная с бомбежки американцами Сербии, вошло в моду извиняться, когда ракета вместо военного объекта попадает в музей или храм, дескать, мы не хотели, оно само, нечаянно, получилось.
А как дело обстоит в России, правопреемнице Советского Союза, тоже подписавшего Гаагскую конвенцию? Мы поинтересовались. Оказывается в С.-Петербургской Военной Академии, готовящей будущую военную элиту страны, этот документ вообще не изучается. Более того, «забота» о развитии культурного уровня будущего офицерского состава выражена, например, в том, что на изучение такой мировоззренческой дисциплины, как философия, программа Академии выделяет 12 часов, из них только половина лекционные. Судя по всему, и в других военных училищах страны ситуация не лучше.
Н.К.Рерих был прав: даже самый благой законодательный акт останется безжизненной формальной бумажкой, если его идеи не проникли в сознание людей и не стали для них руководством к действию. Вот почему юридическое продвижение Пакта он и его сотрудники по всему миру сопровождали мощной пропагандой идей Пакта.
Н.К.Рерих. Индия, Кулу. 1940-е годы
2. Формы пропаганды идей охраны Культурных ценностей.
1) Комитеты Пакта. В период подготовки Пакта по предложению Н.К.Рериха утверждаются особые комитеты « во всех странах, представители которых уже выразили или готовы выразить симпатию этому культурному делу.» Рерих пишет : « Сделайте теперь же. Сейчас же маленькие комитеты, которые составят программы наших зовов о Культуре. Каждый, могущий сказать или проявить культурный жест, пусть скажет, чем он готов поделиться. Пусть каждый назовёт и друзей своих, которые, каждый в своей области, могли бы напомнить о величайших культурных ценностях человечества.»
Поскольку главная цель – это широкое проникновение идеи охраны Культурных ценностей в сознание масс, то и задачи комитетов Николай Константинович формулирует соответственно:
« … не только давать лекции, концерты, выставки во имя Культуры, но и посылать наших представителей, славных вестников добра и знания, по школам, просветительным обществам, по фабрикам, хижинам и тюрьмам, где бы они могли в прекрасных, просвещенных выражениях ознакомить с высшими ценностями человечества. Поэты, художники, музыканты, учёные по поручению комитета могут являться желанными гостями на многообразных трапезах духа человеческого.»
Итак, дела комитетов очень разнообразны.
- Устройство лекций, концертов, выставок.
- Публикации разъясняющих и призывающих статей.
- Устройство в школах Дней Культуры и загородных детских праздников, на которых выясняется значение культурных сокровищ.
- Способствование тому, «чтобы Знамя, предлагаемое Пактом, выходило в жизнь, как государственных, так и в частных масштабах». Устройство процессий и всяких манифестаций Знамени.
«Кроме местных комитетов, - пишет Н.К.Рерих, - Вашингтонская конвенция установила Постоянный Комитет Пакта. Этим наименованием уже было предопределено несменное, постоянное существование такого комитета. Этот Комитет является хранителем традиций, выявленных и утвержденных Вашингтонской конвенцией. Комитет был поставлен, в силу, единогласного постановления конвенции, как верный страж, как священный дозор по охране Культурных ценностей.
Можно предполагать, что Комитет будет постоянно расти и обновляться, приобщая новых сотрудников, выдающихся деятелей искусства и науки. Комитеты и учреждения в разных странах являются верными сотрудниками Постоянного Комитета».
Деятельность комитетов должна развиваться и после ратификации Пакта. « Чем дальше, тем больше должно требоваться в деле охраны Культурных сокровищ общественное и частное начало».
Н.К.Рерих. Зарево. Pax cultura.1914г.
2) Фонд Знамени Мира. В условиях жесточайшего мирового экономического кризиса Фонд, основанный в 1931 году и существовавший на добровольные пожертвования, платил гонорары лекторам, поэтам и артистам. Первое вложение в Фонд сделал сам Н.К.Рерих в размере 3000 франков. К денежному вопросу в деле пропаганды идей Пакта Рерих относился так : «… вестники наши должны быть оплачены, и в этом нет ничего неприемлемого….Жестоко было бы опять требовать, чтобы кто-то, не имеющий своих средств, должен был тратить последнее на расходы по выявлениям Знания и Красоты».
«Было бы трудно требовать платы от слушателей, ибо слово и звук Света не могут быть куплены. Но всемирный Фонд, в который каждый принесёт свою добровольную лепту, будет знаком того, что человечество уже созрело нести Знамя Культуры».
Кроме того, в задачи Фонда входила и издательская деятельность. Это выпуск Ежегодника, посвященного Знамени Мира и журнала, посвященного каталогизации сокровищ человечества.
3) Каталогизация всех ценностей Культуры планеты. «Мы должны сознаться, - пишет Николай Константинович Рерих, - что наши драгоценные исключительные сокровища искусства и науки даже не вполне каталогизированы. Если Знамя Мира даст толчок хотя бы к этой манифестации, то уже одно это будет колоссальным достижением.
Пакт «зовет к осознанию и к каталогизированию религиозных, художественных и научных ценностей и к поднятию культурного взаимоуважения».
«Это совсем не трудно и в некоторых странах уже почти завершено, но всё же остаётся много пробелов и каждое завоевание мирового сознания должно быть приветствовано».
4. Музеи. В 30-е годы создаются музеи имени Н.К.Рериха и их отделы в разных странах, которые тоже включаются в активную работу по пропаганде идеи защиты Культурного достояния человечества, идеи Знамени Мира. В Америке средоточием этой деятельности становится Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Затем начинаются открываться его отделы в Южной Африке, в Аллахабаде, в Пекине и др. Местными отделами публикуются книги и брошюры, производится «ряд научных работ, как в Гималайском Институте, так и в других городах», - пишет Николай Константинович в 1934году.
Здание Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке « Master Bilding»
В городах Брюгге (Бельгия) и Риге (Латвия) были созданы не отделы, а самостоятельные музеи. Причем в Брюгге специально для Музея Пакта дом был пожертвован городскими властями.
В Париже, где музея не было, дом был приобретен для работы Центра.
5) Всемирный День Культуры. Н.К.Рерих видел его так: « … во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни». « … Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества.»
Рерих предупреждает об опасности формализма, когда на Днях Культуры «будет внешне повторяться это слово, но никаких действенных последствий не будет происходить». Его собственная мысль не знает никаких ограничительных рамок. От Дней Культуры она досягает до эры Культуры. Сначала Николай Константинович выражает пожелание , «чтобы эти дни сделались бы повседневными часами и минутами, в течение которых будут жить и применяться основы Культуры». А затем провидит картину прекрасного будущего: «Это не будут случайные часы или дни Культуры, это будет вообще время, эра Культуры. В стремлении к этой эре соберём наши лучшие мысли, лучшие слова, лучшие жертвы и лучшее дружелюбие».
6. Работа с общественностью. Н.К.Рерих подчеркивал, что « Кроме правительственных распоряжений, именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение».
«Пусть каждый сотрудник в культурном деле припомнит все свои связи и возможности, чтобы посильно укрепить общественное мнение».
«Сколько бы новых общественных ячеек ни открылось, - пишет Рерих, - сколько бы новых сильных волонтёров ни пришло, деятельность настолько необъятно широка, что каждый сотрудник будет принят в радостью и дружелюбием. Если области работы по охране так разнообразны и широки, то, конечно, потребуется участие и самых разнообразных общественных элементов.
Глубоко должно проникать сознание охранения Культурных ценностей в народную толщу. Оно должно делаться неотъемлемым предметом во всех школах, и школьные преподаватели должны быть истинными друзьями такой просветительной всенародной заботы».
Н.К.Рерих и сотрудники нью-йоркского музея.
Слева направо, стоят: Л.Хорш, С.М.Шафран, С.Н.Рерих, М.М.Лихтман, Т.Д. и Г.Д.Гребенщиковы;сидят: Э.Лихтман, З.Г.Лихтман, Н.К.Рерих, Н.Хорш, Ф.Грант
Успех общественной деятельности заключается, прежде всего в отношениях, в дружеских связях, в единении на общих целях. «Всем друзьям Культуры нужно действенно сообщаться, не нужно надеяться на то, что где-то что-то само собою сделается. Нужно прилагать усилия к тому, чтобы это делалось неотложно, а для этого друзья истинной Культуры должны знакомиться друг с другом. Должны объединяться в кружки малые и большие, но одинаково светло горящие».
Рерих призывает к созданию безконечной цепи, «когда каждый. Приобщившийся к благой идее, берёт на себя приобщить к ней хотя бы семерых друзей своих, и таким образом это моление о Культуре и Мире в быстро нарастающей прогрессии безудержно входит в жизнь». Сегодня мы видим, как цепко ухватились за этот метод сетевики во имя выгоды, но во имя общего блага он не используется, хотя потенциал в себе таит силы несокрушимой. «Нужно не столько еще один закон, - утверждает Рерих, - сколько ещё одно повелительное желание, одна народная воля всемирно охранить светочи человечества». И свою лепту тут может внести каждый. «Для дела, полезного Миру и Культуре, вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал».
Н.К.Рерих призывает бережно отнестись и к тому, что уже сделано сотрудниками. Он предлагает собрать труды друзей:
- лекции Лемариеса;
- курс барона де Тюн в Военной Школе;
- лекции д-ра Г.Шклявера в старейшем университете Испании в Саламанке;
- труды г.Коэна, представителя Чили, которые способствовали единогласному постановлению конференции в Монтевидео и др.
«Нужно собрать все материалы, чтобы все дружеские лики выявились и запечатлелись».
7). Работа с прессой. Цель этой работы та же самая: питать общественное мнение. В ходе подготовки Пакта множество разнообразных публикаций сопровождали этот процесс в газетах и журналах Америки, Европы, Индии и Китая. Так, например, в 1934г Рерих пишет : «Сегодня получили известие о ратификации Пакта Гватемалою. Каждое такое сведение я сообщаю в местную прессу, и таким образом, получается целая вереница полезных ободряющих напоминаний. Конечно, и в Нагаре, и в Америке делается то же самое, наверное, и Вы сообщаете в соответствующую французскую и русскую прессу эти краткие фактические вести».
Десятки солидных изданий посвящали Пакту отделы, и даже целые номера. И опять Николай Константинович подчеркивает значение личных дружеских связей так важных для успешной работы с прессой. «Невозможно приходить как постороннее лицо в редакцию, непременно нужно иметь при себе одного из влиятельных сотрудников этого издания», - утверждает он, исходя из опыта. И ещё: «Необходимо иметь друзей не репортеров, но выдающихся писателей, которые будучи на постоянной службе прессы могут помещать интересные для публики сведения…»
Кроме внешней прессы при всех крупных Рериховских центров – в Нью-Йорке, в Париже, в Риге – создавались свои издательства. От нью-йоркского отпочковалось издательство «Алатас» Г.Д.Гребенщикова. Издательства эти выпускали книги, в том числе и о Пакте.
Пакт Рериха.
8) Работа с официальными представителями государств. Особенно широко эта работа проводилась нью-йоркской группой. Опять же через установление добрых отношений с консулами Чехословакии, Германии, Югославии, Японии, Франции, Китая, Латвии и дипломатического единения консулов Южной Америки до правительств этих стран доводились идеи Пакта.
В 1933г. состоялась поездка Нью-Йоркской делегации в Вашингтон. «Они были немедленно и очень сердечно приняты в 54 Посольствах и Миссиях самими послами, которые выразили полные симпатии Пакту, Знамени и грядущее Конвенции, обещая принять участие и немедленно снестись со своими правительствами, - сообщает Николай Константинович, отмечая, - Забавнее всего то, что из 54 посольств лишь Бельгийское ничего не знало о Пакте».
9) Работа с церковью. Начало проникновения идей Пакта в церковные круги было положено освящением Знамени Мира в соборе Святой Крови. «Это освящение и молитва, - по словам Рериха, - положили начало всем прочим мыслям религиозным, так близким истинно культурным идеям человечества. Радуюсь, что все три наших митрополита благословили эту идею, которая и во всех прочих церквах встречает такое же благостное отношение. Не удивляюсь этому, ибо сейчас разрушительство почему-то особенно яростно направлено на храм».
В 1932 году служба в Православных и в Епископальных и прочих Христианских Церквах была посвящена Знамени Мира. «Это обстоятельство так отвечает нашим настроениям, - радуется Николай Константинович, - и внесёт идею Пакта в новые круги церковных конгрегаций, которых иначе эта идея, может быть, и не скоро бы достигла. Если в католических церквах чтение обращений и не могло быть сделано без Папского Послания, то, во всяком случае, очень хорошо, что мы писали представителям католической церкви. Во-первых, это хорошо, что Знамя впервые было освящено в Соборе Святой Крови. Во-вторых, это очень полезно, ибо лишний раз протолкнуло идею Пакта среди католического духовенства, которое и без чтения в церкви в частных беседах может с одинаковым добрым результатом осведомлять наиболее преданных прихожан».
Рерих подчеркивает глубокое действенное значения молитвы.
Н.К.Рерих. Мадонна Защитница. 1933г. (Фотография картины)
10). Подключение городов к идее охраны Культуры. На обеих конференциях в Брюгге горячо обсуждалась идея создания городов-музеев, из которых предполагалось вывести всю военную индустрию, вывести войска и признать эти исторические города неприкосновенными. Предполагалось, что города под Знаменем Мира будут объединены в Лигу городов. Однако, идею, с таким энтузиазмом поддержанную общественностью, даже и не пытались рассмотреть на государственном уровне. По словам Николая Константиновича: «Многие учреждения и группы выдающихся деятелей сочувствовали и прекрасно высказались, но государственные аппараты молчали».
И ещё одно наблюдение Рериха в 1940-м году, связанное с нереализованной идеей городов-музеев: «Случилось почему-то, что Берлин и Лондон холодно отнеслись ко всем этим суждениям. Сейчас с удивлением можно видеть, что именно эти два центра перебрасываются разрушительными снарядами».
11). Восточный Институт. Идея создания такого института в Париже возникла в 1930 году. Н.К.Рерих считал это дело неотложным, он прямо пишет барону М.А.Таубе – историку и сотруднику в продвижении Пакта: «… Если я указываю на что-то определенно, это значит, имею к тому достаточно оснований». «Важно хотя бы в очень краткой сессии приступить к делу». Институт предполагал ознакомление с историей и культурой Востока через лекционные курсы различных востоковедов.
12 Конференции. После того, как в 1929 году был обнародован Пакт Мира, в 1931 году учреждается Международный Союз Пакта Рериха с «центральным местопребыванием в г Брюгге, где в середине сентября 1931 года заседал созванным им мировой конгресс». На этой конференции обсуждался план пропаганды идей Пакта во всем мире. Николай Константинович рассматривал конференцию в Брюгге как начало Лиги Культуры. По его мысли «эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Красоты дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать».
В августе 1932 г. в Брюгге состоялась вторая конференция Пакта Рериха, вынесшая постановление о создании в Брюгге Фонда имени Рериха для проведения в жизнь идей Пакта.
В ноябре 1933 г. Международная конференция Пакта Рериха была созвана в Вашингтоне. В ней участвовали представители 36 государств. Конференция рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт.
В том же году 7-я конференция Панамериканского Союза в Монтевидео единогласно приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха.
Подписание Пакта 15 апреля 1935г. в Вашингтоне Соединенными Штатами и 20 государствами Латинской Америки в присутствии президента США Ф. Рузвельта стало кульминацией той титанической деятельности планетарного охвата, вдохновителем, организатором и координатором был Н.К.Рерих.
Подписание Пакта Рериха 15апреля 1935г в Вашингтоне в присутствии Ф Рузвельта.
Но не забудем, что мы проводим сравнительный анализ. Какая же соответственная деятельность сопровождала принятие в 1954 году Гаагской конвенции? У нас нет таких фактов. Впрочем, может быть дело в том, что ООН, предлагая конвенцию, а 59 государств, подписывая её, шли уже по проторенной дороге и только глубже развили идеи Пакта и учрежденного им Знамени Мира? Посмотрим, так ли это.
3. Символ охраны Культурных ценностей.
«Нужно знать, что никакое общее дело не строилось без поднятия всевозможных символов»,- писал Н.К.Рерих.
Символом охраны общечеловеческого достояния, таких сокровищ гения человеческого, которые выбиваются из национальных и всяческих других рамок, должен быть знак, соответствующий этому планетарному размаху. Знамя Мира великолепно подходит для этой цели по причине глубокой древности этого знака, его распространенности по лтку Земли и его всевмещающей сущности.
1) Древность знака Знамени Мира. Изображение трёх кругов, колец или точек, объединённых в треугольную фигуру, в трилистник, или разнесённых на определенное расстояние друг от друга, встречаются еще с эпохи камня. В наскальном искусстве знак напоминают антропоморфные фигуры эпохи палеолита, мезолитические изображения Монголии, неолитические на Амуре и Алтае.
Н.К.Рерих и Ю.Н. Рерих в экспедиции по Манчжурии (1934-35гг).
Археологи встречают его не только в наскальных рисунках, но и на глиняной посуде, на бляшках и украшениях. Таковы глиняный неолитический сосуд из Триполья, эламская керамика, сосуд культуры Яншао в Японии, глиняная посуда андроновской эпохи в Сибири. Знак известен в волосовской культуре на русской равнине от Камы до Прибалтики в энеолитический период. В эпоху бронзы он запечатлен в петроглифах Ангары, на стелах Окунёвской культуры, в триалетской культуре Дагестана. Его находят на бляшках трансильванской группы скифосарматского времени, в Северной Осетии этого же периода, на протоиндийских изображениях III тысячелетия до н.э., в частности на скульптуре из Мохенджо-Даро и на древнеегипетской Богине Хатор XIVвека до н.э.
В X-VII вв до н.э знак известен на изделиях из Кобанского могильника, а также на преславянских фибулах и браслетах. Он же сохранился на бляшках и украшениях словен новгородских первой половины 1 тысячелетия н.э.
Фрагмент женского украшения. Казахстан.
2) Повсеместность знака Знамени Мира. Троичный знак довольно широко распространен на изображениях святых и священных предметах. Он известен на древней иконе Св. Николая Чудотворца, на иконе Преподобного Сергия Радонежского в Киеве-Печерской Лавре, в Испании на изображениях Св.Доминго из Силоса и Св.Михаила работы Бартоломео Вермехо. Знаком отмечены Страсбургская Мадонна и одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII в, в XV веке Жан Фуке изобразил знак на короне Богоматери и в том же столетии два мастера – русский Амвросий и Ян Ван Эйк из Нидерландов помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами.
Этот же символ несут древнерусские образы Григория Богослова, Кирилла Белозерского работы Дионисия, на иконах XIV века он появляется на шапках Св.Бориса и Глеба и на омофорах русских святых., незримо присутствует в «Троице» Андрея Рублева. Византийская мозаика VII века сохранила знак на одеянии Св.Дмитрия. Староболгарские иконы и Высшая Мудрость в древнерусском искусстве отмечены этим знаком. На картине Мемлинга – нидерландского живописца около 1440-1494гг – знак запечатлён в виде большой фибулы на груди Христа. Его можно встретить на полотнах древних испанских художников и картине Тициана «Погребение»
Тициан. Погребение Христа. 1596г. Испания. Музей Прадо.
Троичный знак узнаваем в трилистниках древнерусского искусства, готического стиля и раннего Северного Возрождения. Готическим трилистником декорированы ратуша в Брюгге, во Франции – это собор Сент Этьен, западный фасад собора Парижской Богоматери и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником. Знак в виде трёх крупных колец неоднократно повторяется в декоре собора Александра Невского в Новосибирске.
Знак триединства был помещен н на гербе Римского Папы, гербе ордена Тамплиеров,. Он же на гербе Самарканда, и он составляет декоративный мотив, обрамляющий герб Сибири, в Жалованной Грамоте 1690г. Трилистник – древний символ Ирландии.
Знак узнаваем в изделиях Средней Азии с IVв до н.э по IV в н.э, в керамике Армении и Грузии начала II тысячелетия, на буддийских флагах, на шаманских бубнах алтайцев, на монгольских печатях и клеймах монгольских скакунов.
Фасад Домского Собора в Риге.
В восточных странах это широко известный знак трёх сокровищ. Его можно увидеть на древностях Эфиопии и коптов, в Храме Неба в Пекине, на фибулах тибетцев и кавказцев, на черкесских клинках гурдах, на старинной японской гравюре, самурайских гербах, на кимоно и на костюмах японских актеров начала XVIII века, в также на тамге великого Тамерлана. Это пламенный символ Чинтамани – древнейший образ счастья в Индии, который несёт с горных вершин людям Конь Белый. Священный символ начертан на горе Тэбш и на скале монастыря Шара Мурена в Монголии, а также на многих горных перевалах и почти везде в Гималаях. Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо.
Н.К.Рерих. Сокровище мира. Чинтамани.
Из эпохи античности его донесли до нас чернофигурный кувшин из Ольвии VI в до н.э, одежда из Пантикапея IV в до н.э., фаюмский портрет II – IIIвв н.э. памятник из Пантикапея 400 г н.э, щиты воинов и изображения в Римских катакомбах.
В кельтской культуре знак известен на бронзовом браслете, на золотой монете II века и в национальном костюме. В 1279г в Англии королём Эдуардом I был выпущен гроут – монета в троичным знаком. Узор из трёх жемчужин украшает корону и плащ Карла Великого на картине французского художника Мейсонье.
Знак можно обнаружить и на щитах крестоносцев, и на мирной датской прялке XVIII века. Он присутствует в архитектурном декоре башни здания железнодорожного вокзала в Асунсьоне, в Парагвае.
В европейской части России знак находят на инвентаре финно-угров, украшениях Вымской культуры Прикамья, на предметах Лядинского могильника древней мордвы IX-XIвв., в шаманских изображениях пермского звериного стиля.
«Вот почему для Знамени всё объединяющего, - поясняет Н.К.Рерих, - был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях».
3) Всевмещение знака Знамени Мира. Символ трёх кругов, заключенных в кольцо является необычайно ёмким в смысловом отношении.
Вот наиболее известные трактовки:
- Единство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности.
- Наука, искусство и религия в пространстве Культуры.
- Христианская Троица – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
- София Премудрость и её дочери – Вера, Надежда, Любовь.
- Трёхперстный знак православного крестного знамения.
- Любовь, Истина, Красота – основание высшего мира, вариации : истина, красота и справедливость, истина, красота и добро.
- Плотный, Тонкий и Огненный Миры в круге Жизни.
- Физическое, тонкое и огненное тела – символ эволюции человеческого сознания.
- Три естества человека – физическое, астральное и ментальное.
- Три глаза – два физических и третий – ясновидящий.
- Знак трёх сокровищ Востока, Триратна – Буда, Дхарма (Его Учение), Сангха (Его Община)
- Триада уровней сознания в буддизме : невежество, логическое знание и высшее, интуитивное, сверхзнание.
- Знак Трёх Вершин.
- Объединение народов, культур и эпох в мирном сотрудничестве.
- Мировое Единение.
Иногда знак Знамени Мира называют «Орифламма», что связано с картиной Н.К.Рериха «Мадонна Орифламма». «Ори» означает «золотое, червонное», «фламма» - пламя, т.е. «Мадонна Червоннопламенная». Именно такой цвет, по утверждению Агни Йоги, имеют излучения духовно горящего сердца. Орифламмой назывался флажок, выбрасываемый средневековыми рыцарями в момент боя, когда принималось решение сражаться до конца. Таким образом, знак «орифламмы» - это еще и символ последней, решающей битвы Иерархии Света с легионами тьмы, знак сужденной победы. (Симфония А-Й)
Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма.
Н.К.Рерих пишет: « Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности имелись всевозможные объяснения, но при всём разнообразии толкований знак, как таковой утвердился по всему миру».
Сегодня уже существуют научные изыскания о значения символики триединства в глубокой древности. Древнейший смысл символа по представлениям учёных – это объединение противоположностей, т.е. изображение пары противоположностей и объединяющего их посредника-медиатора, обладающего качествами обоих.
Другой вариант: «…В древнейших земледельческих культурах точка, вероятно, обозначала росток, а три точки, соответственно, могли изображать либо всходы, либо полураспустившийся росток. Таким образом, ещё одно древнее значение этого символа – зарождающаяся жизнь» (А.Л.Баркова. Символика Знамени Мира Рериха.)
«Во многих мифологиях и религиях так или иначе развивается концепция триединства. Первоначально она связывается в категорией пространства. Так, в Индии, начиная с ведических времён, сложилось представление о Трёхмирье ( изначально, небо, земля и воздух между ними), которое затем было унаследовано буддизмом, где возникли образы камадхату («мир страстей», к нему относится земля, преисподняя и миры богов), рупадхату («мир форм», уровень высокого сознания) и арупадхату ( «мир без форм», уровень тончайшего сознания) В архаических верованиях алтайцев или якутов существуют три уровня мироздания- земной, небесный и подземный». (Там же) У древних славян это Явь, Правь и Навь.
Ещё одна версия древней символики восходит к культу огня. «Общеизвестный солярный и огненный символ – свастика , крест с загнутыми концами. Однако этот знак может быть не четырёх-, а трёхконечным, при закруглении концов возникают три спирали, соединенные между собой, они сохраняют значение огненного или солярного знака. Как солярный знак, они могут восприниматься, как солнце в трёх положениях (рассвет, полдень, закат), параллель этому находим в деревянной резьбе русских изб; в «Слове о полку Игореве» солнце названо «тресветлым» (Там же)
«… В древности существовали и три грамматические числа (единственное, двойственное и множественное), т.е всё, что больше двух, воспринималось, как «три» и как «много» одновременно. Отсюда утроение, как знак множественности…и… как знак завершённости». (Там же)
Этот символ, пройдя через тысячелетия, пронизывает всю историю человечества.. И всегда он имел универсальный характер, т.к. представлял эволюцию сознания во всех её фазах. «Как бы ни расшифровывалось значение символа, Знамя Мира говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения». Треугольник, составленный из трёх кругов, устремляет сознание вверх, к очищению, утончению, к истинной духовной Культуре.
«… Так нужно всеми силами духа развернуть Знамя Мира, в нём содержатся все устои культуры…» (Иерархия,324)
Н.К.Рерих. Пакт Культуры. 1931г.
Итак, ясно, что выбор символа охраны культурных сокровищ человечества не только не случаен, но единственно возможен.
Однако Гаагская конвенция 1954г. под предлогом трудности начертания знака в условиях военного времени, заменила Знамя Мира другим символом, предложенным польской делегацией.
Статья 16 конвенции гласит.
«1. Отличительный знак конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделённый на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадрата синего цвета, один из углов которого вписан в заострённую часть щита, и синего треугольника и синего треугольника над квадратом: квадрат и треугольник разграничиваются с обеих сторон треугольниками белого цвета).
2. Знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника ( один знак внизу)…»
Знак Гаагской конвенции 1954г.
Статья 36 добавляет:
«2. В отношениях между Державами, которые связаны Вашингтонским Пактом от 15 апреля 1935 года о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха), и которые являются Сторонами в настоящей Конвенции, эта последняя дополнит Пакт Рериха и заменит отличительный флаг, описанный в статье 3 Пакта, описанным в статье 16 настоящей Конвенции, для случаев, в которых эта Конвенция и её Исполнительный Регламент предусматривают употребление этого отличительного знака».
Таким образом, Знамя Мира юридически было упразднено Гаагской конвенцией. Гигантский труд Н.К.Рериха и его многочисленных сотрудников по обе стороны Атлантики аннулирован. Во имя чего был сделан столь чудовищный шаг? Кому и зачем понадобилась эта подмена? Может быть, новый символ оказался более удачен, чем Знамя Мира?
Рерих писал: « Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».
Нам нигде не удалось найти ни имя автора нового символа, ни пояснения его значения. Тайники сердец при взгляде на неведомый символ молчат, но в мыслях возникают ассоциации.
По форме новый знак напоминает щит воина и настраивает сознание на военный лад. Как заострённая часть щита, так и вершина вписанного в него синего треугольника обращены вниз, выражая принцип падения, поражения, заземления.
Над недвижимыми культурными ценностями, находящимися под специальной защитой, над транспортами с культурными ценностями и импровизированными укрытиями Конвенция устанавливает троекратное применение знака. Но в троекратном исполнении – два рядом, один внизу, это знак становится невероятно похож на пикирующую ракету, на прямой указатель – «Бомбить здесь!».
Итак, трижды ( вписанный треугольник, сам щит и троекратная конструкция) в новом символе защиты Культурных ценностей используется перевернутая вершина, задаётся направление вниз. Случайность ли это? Риторический вопрос: мог ли автор, создавая символ международного масштаба для Конвенции, принимаемой под эгидой ООН, наивно не знать, что перевёрнутые вершины во всех основных религиозных и философских системах трактуются как знак нижнего пути, «левой руки», деградации, служения тёмной иерархии. Перевёрнутая вершина – это древний символ сатанистов.
Вот каким знаком оказалось подменено Знамя Мира, которое Рерих называл «символом здоровья духа человеческого» и «эмблемой новой счастливой эры».
Пакт Рериха, 1935 |
Гаагская конвенция, 1954 |
|
Степень распространения |
Подписан 21 государством Панамериканского Союза. Ни СССР, ни РФ не подписывали. |
Подписана 123 государствами, в том числе СССР – в 1957 году. РФ – правопреемница. |
Период действия |
Защита ценностей Культуры в мирное и в военное время. |
Защита ценностей Культуры только в период военных конфликтов. |
Главный доктринальный тезис
|
Приоритет защиты Культурных ценностей по отношению к военной необходимости. |
Приоритет военной необходимости. |
Символ защиты |
Знамя Культуры – Знамя Мира Знак триединства ёмкий по значению, широко распространён среди многих народов планеты с древности до наших дней.
|
Голубой щит Происхождение и авторство не известны. |
Полнота охвата |
Защищает все объекты Культуры |
Не распространяет защиту на научные и образовательные объекты. |
Язык документа |
Ясен, краток, недвусмыслен. |
Доступен пониманию только высококвалифицированных юристов-международников. |
Действенность |
Искусственно блокирован Гаагской конвенцией |
Во всех локальных войнах и военных конфликтах современности фактически не работает. |
Ясно, что мы имеем дело не с заурядной подменой по невежеству и недомыслию, а с глубоко продуманной сознательной тактикой тёмных разрушителей. Символ Знамени Мира невыносим для них своею непобедимой мощью. Кроме универсального многогранного значения его, Знамя Мира было освящено в г. Брюгге в соборе Святой Крови.
Базилика Святой Крови в г.Брюгге (Бельгия)
Н.К.Рерих особо отмечал этот факт. «Освящение знамени нашего, - писал он, - не случайно должно было произойти в Соборе Святой Крови, во имя Мученической Крови, пролитой за Прекрасную истину. Где объединяется столько высоких символов, там возникает истинная твердыня».
«Знамя с символом Святой Троицы, уже освященное в Соборе Святой Крови ( именно, настаиваю Святой Крови), уже тем самым вошло в жизнь, ибо мы с Вами знаем значение освящённых предметов. Пусть это духовное соображение покажется смешным всем невеждам, но мы знаем, о какой высокой действительности мы говорим».
Н.К.Рерих София Премудрость.
ЗНАМЯ МИРА
Три круга, обрамлённые кольцом:
Религия, искусство и наука.
Культура всевмещающим венцом
Их мира долгожданного порука.
Всё, что ушло, что есть и что грядёт,
И вечность – их скрепляющая сила.
Любовь, Надежду, Веру в свой черед
Премудрая София породила.
И Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой
В Троичности Единый пребывает.
Знак, сохранённый древней силой,
Знак Чинтамани огненно пылает.
Он на черкесском вспыхивал клинке,
Был найден в атрибутах Гесэр-хана,
Троичный знак имелся на Тамге
Всесильного когда-то Тамерлана.
В китайском храме Неба этот знак,
Его же поместил на гербе Папа,
Его как «Три Сокровища» монах
Тибетский чтит, и он у Ригден-Джапо.
Его несёт монгольская печать,
Старинные английские монеты,
Его нежданно можно повстречать
В каком угодно уголке планеты.
Через века прошествовав, теперь
На поле белоснежном, точно пламя
Сияет Знамя Мира, от потерь
Культуру охраняющее знамя.
(Стихотворение автора. Сб. «Мосты»)
Доклад прочитан летом 2011г., опубликован в сокращении.