Марина Чистова, г.Бийск
За свою историю человечество создало множество мировоззренческих систем. Каждая из них соответствовала определённой эпохе, национальной культуре, накопленному опыту и знаниям.
Однако исторически сложилось всего лишь три формы познания мира как системы получения знаний и представлений об окружающей реальности, основанной на определённом способе восприятия этой реальности.
В разные исторические эпохи и в разных национальных культурах всегда господствует определённая форма познания мира и соответствующая ей мировоззренческая система.
Этими тремя формами познания являются религия, искусство и наука. У каждой из них имеются особенности познавательного метода, значительно отличающие все три формы друг от друга.
Религия – древнейшая из них. Через неё прошли все народы. Отличительная особенность религии заключается в том, что основана она на интуитивном способе восприятия реальности или на откровении Бога, полученном через пророка. Интуиция – внечувственный и внеопытный способ познавания мира; воспринимает знание о предмете или явлении сразу в целом в один момент. Это самый древний и, вместе с тем, менее всего освоенный человечеством способ восприятия реальности. Религиозное мировоззрение консервативно, т.к. его задача – передать полученное знание последующим поколениям в чистоте и без искажений.
* * *
Пути Господни неисповедимы.
Когда темно, когда попутал бес,
Когда перед лицом беды одни мы,
Вдруг возникает чудо из чудес.
И нам Господь протягивает руку.
Уходит страх, вселяется покой,
Мы постигаем древнюю науку
Любви всевышней, силы неземной.
И сердце наше вспыхивает верой,
И тело каждой клеточкой поёт.
Мы мерить начинаем той же мерой,
Всех, кто вокруг свою беду несёт.
А наше состраданье и участье
В других сердцах затепливает свет.
Вот так Господь выращивает счастье,
А дальше новых ждёт от нас побед.
* * *
Скульптор Алексей Леонов. Учитель Любви
Искусство – вторая по значимости и древности форма познания мира. Возникло оно в результате творчества большого числа людей. И основано на эмоционально-образном восприятии мира. Образ – это метафорическое выражение идеи с помощью средств эмоциональной выразительности (звук, цвет, форма, жест, слово и т.д.). Отличительной особенностью искусства является выражение эмоционального отношения человека к той идее, которую он хочет передать другим. Поэтому образ очень индивидуален, но и очень многозначен вследствие метафоричности. Художественное мировоззрение подвижно, изменчиво, не приемлет застывших догм.
* * *
ИСКУССТВО
Как много не проявленных красот
Пока ещё от нас сокрыто,
Как много нам ещё не ведомо высот
И кладов в потайных местах зарыто.
Но есть один универсальный ключ,
Что открывает сказочные двери,
Он светит, он магнитит, он горюч,
Он выкован в огне любви и в вере.
Могучей силой этого ключа
Нисходят к людям образы искусства,
Сердца ликуют, радостно стуча,
Огнём облагораживая чувства.
И все вершины сразу по плечу,
Поскольку крылья бьются за плечами.
Но лишь тропа к заветному ключу
Устелена безсонными ночами.
* . * *
Н.К.Рерих Чудо. Явление Мессии.
Наука – самая молодая система мировоззренческих представлений. Конечно, научные знания существовали с глубокой древности, но стройная система возникла в ХVII – ХХ вв. Отличительная особенность науки состоит в логическом способе восприятия реальности. Опора на факты, собранные в процессе наблюдения или эксперимента, и логический анализ этих фактов. Наука устанавливает определённые научные приоритеты (парадигмы), которые очерчивают жёсткие границы возможных исследований, а все факты и теории, выходящие за эти границы, классифицируют как «ненаучные». Когда «ненаучных» фактов и теорий становится так много, что их уже невозможно не замечать, происходит смена научной парадигмы, и устанавливаются новые границы для научных исследований.
Однако, при ведущей роли той или иной мировоззренческой системы, они никогда не существуют в чистом виде. И потому мировоззрение отдельного человека – это некий «сплав» религиозного, художественного и научного мировоззрений, господствующих в данной национальной культуре в данное историческое время.
Но это стихийное, естественно происходящее сочетание разных форм познания действительности ещё не является сознательным синтезом, поскольку ключевым качеством синтезирующего мышления является вмещение, тогда как каждая ведущая форма познания и связанная с ней мировоззренческая система стараются заставить две остальные служить себе или даже изолировать их от общества.
Так религиозное мировоззрение, бывшее ведущим в древности и остающееся таковым в арабском мире, всегда стремилось заставить искусство обслуживать свои интересы.
В европейской культуре возникло противоборство науки и религии, когда церковь рассматривала свободомыслие учёных как посягательство на свой авторитет. Она запрещала изучение природы и человека, т.к. новые знания часто опровергали Священное Писание.
Учёные же, используя только логический способ познания, могли изучать лишь плотноматериальные явления и создали мировоззрение, в котором не было места Высшему Разуму и тонкоматериальной реальности.
Н.К.Рерих. Полунощное. Сияние Шамбалы.1940г.
Это привело к полной утрате церковью её прежних позиций. В период с ХVI по ХХ вв. европейская наука постепенно отвергла все базовые религиозные представления, объявила их выдумкой и суеверием и сформировала собственное материалистическое мировоззрение. Так была заложена основа для атеизма и господства технократической цивилизации.
Современный мир с его попранием нравственных основ и духовных законов жизни человека и вселенной есть следствие данного многовекового противоборства.
А современный человек, прошедший через систему среднего и высшего образования, воспринимает и познаёт окружающую реальность преимущественно логическим способом, игнорируя эмоционально-образный способ и не развивая способ интуитивный. Это делает его невосприимчивым к художественным образам и к собственному религиозному опыту.
Но история знает национальные культуры, в которых не было вражды между религией и наукой. Научные знания развивались при господстве религиозного мировоззрения у египтян, индусов, китайцев, греков. Историческая память сохранила эпохи гармоничного сочетания всех трёх форм познания мира. Это Греция времён Перикла, Киевская Русь времён Ярослава Мудрого, Индия времён Акбара. Также можно вспомнить арабскую культуру и эпоху Возрождения в Европе.
Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый.
Иными словами, в условиях, когда Культура воспринимается как непреходящая ценность, человеческое сознание способно совершать прекрасные взлёты к Красоте и Знанию, скреплённым Любовью. Ведь Религия, находясь в лоне Культуры, являет собою путь от человеческой любви к Любви Божественной. Искусство – это также путь от красоты земной к Красоте Надземной. А наука есть путь постижения безбрежной Истины. И где-то в необычайных высотах Мира Огненного все три пути приводят к единой вершине, где Любовь, Красота и Истина есть нераздельная Божественная Основа мироздания.
Но если в сознании человека религия, искусство или наука выходят из-под щита Культуры, дорога поворачивает вспять. Религия зацикливается на догмах и обрядности, и кощунственно очерчивает границы, где может действовать Божественная Воля, а где – нет, доходя до нелепой формулы: «Благодать есть собственность церкви».
Искусство скатывается к, так называемому, «самовыражению» самых низких свойств человеческой натуры, и доходит до эстетства безобразного.
Наука, не желая своевременно менять свои парадигмы, искусственными препонами перекрывает пути познания, и в итоге превращается в служанку корыстных политических интересов.
Все мы являемся современниками насаждения таких искажений реальной картины мира в сознании человека. И они не безопасны, т.к. провоцируют деградацию самого сознания. Значит, условие Культуры приобретает ключевое эволюционное значение для выхода человеческой цивилизации из тупика системного кризиса.
* * *
Мир устроил новую формацию:
Верность променял на популярность,
Мудрость променял на информацию,
Лишь не упразднил саму полярность.
Но любовь на похоть променявшие
Замарать высокое не в силах,
Просто есть крылатые и павшие,
Есть на небесах и есть в могилах.
Променявши ум на сумасшествие,
Узкую тропу - на автостраду,
Мир устроил праздничное шествие
К широко распахнутому аду.
И печально смотрят устоявшие,
Кто не от сего больного мира,
На комфорт свободу не менявшие,
Смотрят на чуму чужого пира.
* * *
Потому сегодняшний этап истории человечества ставит три важнейшие задачи, от решения которых зависит, будут ли земляне продвигаться по восходящей дуге эволюции или произойдёт схлопывание дальнейшего развития и откат в хаос самоистребления.
Задачи эти таковы.
1. Понятию «Культура» должно быть возвращено его изначальное этимологическое значение – «почитание света», восходящее к санскритским корням «культ» - почитание, «ур» - свет. Поскольку все иные трактовки Культуры чреваты возможностью искажения смысла данного понятия. А искажённое понимание Культуры не может защищать от искажений религию, искусство и науку.
На сегодняшний день можно считать эту задачу уже осознанной: 11.04.2014г., в интернете появились «Материалы и предложения к проекту «Основ государственной культурной политики», где одной из первоочередных задач предлагается разработать определение понятия «Культура».
2. Культуру нужно осознать и утвердить как единственно возможное поле для существования религии, искусства и науки. Только это условие может ориентировать движение всех трёх форм познания действительности в правильном направлении.
3. Поле Культуры должно быть осознано как необходимое и достаточное условие для формирования синтеза религии, искусства и науки как форм познания мира.
«Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни. Запомните это определение. Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктивным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии».(АЙ,Иерархия, 326)
Таким образом, вне синтеза выход на новый мировоззренческий виток спирали эволюции невозможен, но готовность к синтезу требует очищения и освещения сознания светом Культуры.
И ещё один аспект. Исторически в каждой из трёх форм познания мира была разработана своя богатая система символов. Но, пришедший из глубокой древности символ Триединства, одно из значений которого: «религия, искусство и наука в круге Культуры», шлёт нам Указ о непреложности решения данных задач. Символ этот запечатлён на Знамени Мира, и, значит, настало время Знамени Мира утвердиться над всей человеческой цивилизацией, над всей планетой.
ЗНАМЯ МИРА
Три круга, обрамлённые кольцом
Религия, искусство и наука.
Культура всевмещающим венцом
Их мира долгожданного порука.
Всё, что ушло, что есть и что грядёт,
И вечность – их скрепляющая сила.
Любовь, Надежду, Веру в свой черед
Премудрая София породила.
И Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой
В Троичности Единый пребывает.
Знак, сохранённый древней силой,
Знак Чинтамани огненно пылает.
Он на черкесском вспыхивал клинке,
Был найден в атрибутах Гесэр-хана,
Троичный знак имелся на Тамге
Всесильного когда-то Тамерлана.
В китайском храме Неба этот знак,
Его же поместил на гербе Папа,
Его как «Три Сокровища» монах
Тибетский чтит, и он у Ригден-Джапо.
Его несёт монгольская печать,
Старинные английские монеты,
Его нежданно можно повстречать
В каком угодно уголке планеты.
Через века прошествовав, теперь
На поле белоснежном, точно пламя
Сияет Знамя Мира, от потерь
Культуру охраняющее знамя.
Литература
1. Учение Живая Этика;
2. Клементьева Т.Н. Религия и наука: шаг навстречу, Абакан 2005
3. Марина Морская. Мосты. Стихи., Бийск 2012г.