К 100-летию великого логика, философа и писателя А.А.Зиновьева журнал «Дельфис» №4/2022г. опубликовал интервью. которое взяла у писателя журналист Адель Петровна Кабанова в 2003 году.

 

А.П.Кабанова

Встречу с Александром Александровичем Зиновьевым я считаю для себя счастьем. И не только потому, что он великий учёный, мыслитель, писатель. Он ещё и удивительно искренний, душевно щедрый человек, всецело отдавший себя людям и общему благу. И вот теперь, после его смерти, переиздавая книгу, я включила в неё два интервью, что мне удалось у него взять. Включила, как сердечную благодарную память об этом Человеке.¹

Читателям старшего поколения наверняка знакомо имя АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА. Они могут вспомнить, что в 1978 году из СССР был выслан, как диссидент, известный учёный, входивший по своему вкладу в науку в первую тройку логиков мира. Чрезвычайно и всесторонне одарённый, Александр Александрович написал в те годы и напечатал за рубежом сатирический роман, остро критикующий советский образ жизни. Как нам известно, жизни далеко не идеальной, хотя в сравнении с теперешней, мы готовы забыть всё дурное, что было в ней. А главными недостатками того времени являлся догматизм партийной верхушки и подавление свободы мысли. Возможно, потому и не устоял советский строй под натиском Холодной войны.

                        adel03

                                            Адель Петровна Кабанова. Журналист, писатель.

Но обратимся к Александру Зиновьеву, вернувшемуся на Родину в 1999 году. Здесь его не встретили с распростёртыми объятиями. Ведь он, будучи за рубежом, не принял перестройку, откликнувшись на неё новым произведением — книгой «Катастройка». Да и западный образ жизни Зиновьев критиковал за рубежом не менее, а возможно, и более, чем советскую действительность. Здесь же критикует наш дикий, олигархический капитализм.

В Интернете об Александре Зиновьеве говорится: «…редкой яркостью и результативностью его таланта вот уже более полувека занимаются философы, логики, историки, математики, журналисты, тщетно пытаясь разгадать феномен этого явления:

  • и учёного, создавшего свою российскую логическую школу и воспитавшего десятки отечественных и зарубежных специалистов…
  • и социолога — единственного русского лауреата премии Алексиса де Токвиля,
  • и писателя, прогремевшего на всю планету эпохальным романом — «Зияющие высоты» — своим первым шедевром, ставшим нарицательным именем тогдашнего Советского Союза,
  • и художника, поэта, автора более сорока книг и сотен статей по перечисленным здесь отраслям человеческого знания и литературы,
  • и лётчика-штурмовика — участника Великой Отечественной войны» - такой сайт посвящён в Интернете Александру Зиновьеву.

А вот, что хочу сказать я: если бы мне пришлось написать о нём очерк, то назвала бы я его так: «Этот высокий дар быть самим собой». Дар, что во всех превратностях жизни даёт человеку силу лепить, создавать себя и нравственно, творчески – интеллектуально, в соответствии со своими идеалами, не отступая от них ни на шаг. И даётся такой очень немногим, к числу коих принадлежит Александр Зиновьев.

Что заставило меня искать встречи с таким знаменитым, и конечно, очень занятым человеком? Нет, не его поразительная судьба, научные труды, литературные произведения, о которых уже немало написано специалистами, а я к ним не отношусь. Искать встречи заставило меня другое. С юных лет я мечтала о коммунизме. Я не очень надеялась, что сама до него доживу, но была уверена, что время коммунизма обязательно придёт. Придёт не только отсутствием дефицита и изобилием всего, что необходимо. Такого в советские годы мы не знали. Главное, коммунизм придёт новыми, я бы сказала, преображёнными людьми, для которых первостепенными будут не их карьерные, эгоистические побуждения, а стремление ко всеобщему благу и братству.

Я была убеждена, что когда-то это свершится. «Иначе, - спрашивала я себя, — зачем человек приходит на землю»? О духовной эволюции человечества и о Живой Этике я тогда знать не знала. Для меня как-то само собой разумелось, что смысл человека, человечества в том, чтобы они становились лучше – так ведь?

И вот сейчас, когда нашему народу всеми средствами массовой информации внушается, что человек должен заботиться только о себе, о собственном преуспеянии в виде денег, недвижимости, лелеять страстишки не самого высокого пошиба, я вдруг читаю в статье А. Зиновьева: «Когда-нибудь, когда человечество в интересах самосохранения всё-таки вновь обратится к коммунизму, как единственному пути избежать гибели, XX век будет назван именем Ленина и Сталина».

И это говорит писатель, высланный некогда из СССР за критику советской жизни! Как я могла, узнав такое, не стремиться с ним встретиться, чтобы получить ответ на главный вопрос жизни! Так я получила первое интервью этого замечательного человека.

                                     a zinov

                                                       Александр Александрович Зиновьев.(1922-2006).

Александр Александрович, почему и как появилась у Вас мысль, что человечество ради самосохранения должно прийти к коммунизму?

- Я много лет разрабатывал своё понимание реальной советской системы, западной и тех социальных процессов, что происходят на планете. Так что опираюсь на результаты своих научных исследований. Сам я — коммунист по убеждению, хотя не был марксистом, считая, что учение это устарело. Я -коммунист скорее идеалистического плана, какие были в моём поколении. Ведь мне уже 81 год. Их в советские времена называли настоящими коммунистами.

- И их было немало!

- Да, немало. Именно благодаря им, страна выстояла, подняла народ на победу в войне, на создание мощной сверхдержавы. Эти коммунисты были сродни Томасу Мору, Кампанелле. Они тоже готовы были жертвовать собой во имя своих убеждений. И, естественно, я с юных лет принял идеалы такого коммунистического общества, в котором исчезнет частная собственность на средства производства и эксплуатация, будет экономическое изобилие, а главное — наступит всеобщее братство.

Но, наблюдая советскую действительность, а складывалась она отнюдь не идеально, я рано начал критиковать её недостатки. Даже был членом полудетской группы, которая во имя справедливости хотела убить Сталина. Это, конечно, было мальчишество. Отношение моё к Сталину со временем изменилось. Уже в зрелые годы, отталкиваясь от высшего идеала коммунистического общества, я не мог не критиковать недостатки советской системы. Тем более, что занимался её исследованием. То видение, что навязывала партийная идеология, меня не устраивало, но не устраивало и то, что писали о нас на Западе. Я выработал свою теорию, и когда начал кое-что публиковать, меня обвинили в клевете на советскую действительность, уволили с работы, лишили научной докторской степени, звания профессора МГУ, воинского звания, отобрали квартиру и выслали в Мюнхен, где я прожил 20 лет, часто выезжая с лекциями в другие страны. Стал публиковать исследования западной жизни, которые тоже, уже на Западе, сочли клеветой. В результате пришёл к выводу, что существуют объективные законы социальной эволюции человечества. И обнаружил, что в XX веке две главные линии этой эволюции - это путь Советского Союза, социалистических стран и путь, что сложился на Западе.

Я назвал его западнистским, т.к. понял, что капитализм и демократия там уже в чистом виде не присутствуют — марксизм устарел. Эти две линии социальной эволюции были открыты для развития, остальные — тупиковые. И весь XX век шла борьба этих двух направлений. К большому сожалению, советская линия была пресечена, но это отнюдь не означает, что путь, предложенный нашей страной, был плохой и бесперспективный. Ничего подобного! В плане социальной организации СССР обогнал Запад, как минимум на 50 лет. Именно эта организация позволила Советскому Союзу в кратчайшие сроки добиться глобальных и беспрецедентных успехов. Считаю, что Запад победил в Холодной войне и потому, что в борьбе с СССР после Второй мировой войны он очень многое у нас заимствовал. Это значительно укрепило его позиции и внутри самих западных стран, и на мировой арене.

Советский строй по своей социальной организации имел более высокий уровень, чем просто общество, это было уже сверхобщество. Практически, страной управляла идеологическая партийная надстройка, которая концентрировала всю власть в своих руках, что давало ей большую маневренность в управлении. И после гибели СССР Запад сам стал эволюционировать в направлении к сверхобществу. Только там (я имею в виду Европу во главе с США) руководящей надстройкой, направляющей всю его мировую стратегию, стала сверхэкономика или финансовый тоталитаризм. Но, при всей ожесточённой борьбе этих двух линий в XX веке, они во многом развивались по одним и тем же социальным законам.

- А именно?

- Прежде всего, в организации экономики, системы власти и управления. Возьмите, например, планирование. Вы можете представить себе сегодняшнюю западную экономику — главное их достижение — предоставленной самой себе? Это не возможно! СССР они критиковали за наши пятилетки, а сами у нас учились и очень преуспели. А по степени плановости экономики они даже превзошли нас. Как вы понимаете, развитие мощной экономики, научно-технического прогресса, многих социальных структур требует большого числа управленцев. Западные советологи очень критиковали нас за бюрократический аппарат. Так вот, в 1978 году в Вашингтоне я сравнил управленческий аппарат СССР и США. В частности, в СССР в системе управления было занято от 10 до 12% работников, а в США в то же время — от 19 до 20%. Одно федеральное правительство США нанимало больше 16 миллионов человек. А в аппарате ЦК КПСС было всего 2 тысячи человек. Во всём же партаппарате СССР — 150 тысяч. Это данные американских учёных, а не советская пропаганда. Ну и, конечно, они заимствовали у нас многие социальные достижения.

 a zinov2

- В таком случае социально-экономические элементы, предпосылки коммунизма должны были присутствовать не только в советском обществе, но и на Западе? Может быть, и в большей степени, благодаря их более мощной экономике, чем была у нас в СССР?

- Безусловно, Когда я в том же 1978 году выступал в Вашингтоне, меня попросили сказать в двух словах, в чём сходство и различие американского и советского пути. Я ответил: «Русский путь — это американский путь, но в условиях социальной пустыни, то есть в условиях бедности, трудных геополитических условиях, исторических потрясений и борьбы против атакующих могущественных врагов. Американский путь - это советский путь, который я называю социальными джунглями, то есть в условиях невероятного богатства, при острейшей конкуренции и в стране, и на рынках мира, при борьбе трудящихся за свои экономические и политические права, борьбе чернокожего населения против сегрегации, при разнообразии социальных структур американского общества, при благоприятной природной среды, выгоде исторического процесса, эксплуатации ресурсов всей планеты и т. д.»

Всё это я, естественно, рассматриваю в одном историческом времени. В СССР, - сказал я тогда, - была огромная коммунистическая система, а у вас десятки подобных под другими названиями в одном социальном пространстве.

-Что вы имели в виду?

- Это структурные части общества, которые живут по тем же социальным законам, по каким жила наша страна в целом. Не зря западные социологи выдвигали теорию конвергенции, то есть сближения двух систем. Ну, а что касается актуальных сейчас для нас вопросов приватизации, то там – это создание и налаживания производства, бизнеса, переструктуризация юридических лиц развивалось в течение нескольких столетий, а у нас в течение 12 лет мародёры всё готовенькое разграбили и разрушили. Я 20 лет изучал структуры западного мира и обнаружил, что, каким его видели наши советские марксисты, такого Запада не было и нет. Марксистские догмы закрывали им глаза. Не говорю уже о западном изобилии, каким пользуются десятки, а может и сотни миллионов людей. Такого изобилия ни Маркс, ни Ленин в глаза не видали. В американском обществе одновременно сосуществует большое число компонентов, сходных с точки зрения социальных законов с советской системой.

- Таким образом, предпосылки коммунизма уже имеются на самом Западе. Так почему же Вы в современной эволюции Запада видите угрозу существованию человечества и возлагаете надежду на коммунизм?

- Предпосылки и элементы коммунизма ещё не означают, что социальная система, где человек человеку волк, может стать коммунистической. Западнистская система в целом является враждебной коммунизму. Кроме того дело не сводится только к социальной системе. Запад исторически оказался в положении, которое я оцениваю как угрозу человечеству — в положении мирового и эпохального насильника и агрессора. Он нацелился на мировое господство и уже на наших глазах начал осуществлять свою стратегию покорения человечества. Югославия, Афганистан, Ирак… и так далее.

Правящими кругами западнистской системы уже давно запланировано сократить население планеты, по крайней мере, вдвое. Идёт глобализация, в результате которой человечество должно разделиться на «золотой миллиард» Запада и ту часть, которая будет обеспечивать ему прекрасную жизнь. Уже создаётся генетическое оружие, что позволит тихо, без шума, уничтожать целые народы, неугодные глобалистам. Так, один мой западный знакомый советолог — ярый антикоммунист, заявил мне, имея в виду Россию: «Мы вас уничтожим, только гуманными средствами». Этими гуманными средствами и будет истреблено всё «излишнее» человечество.

- Мы просто сами вымрем?

- Расчёт и на это. Ведь материальный ущерб, нанесённый России развалом Союза и западнизацией нашей страны, по самым скромным подсчётам, в 10 раз превышает потери в войне с Германией.

- В Советском Союзе всё было очень быстро восстановлено, и страна стала мировой «сверхдержавой».

- Да, причём в условиях изнурительной Холодной войны . Между прочим, в послевоенные годы население СССР выросло на 104 миллиона! Об этом сейчас почему-то помалкивают. Помалкивают и о том, что даже во время войны строились новые заводы, выпускалась новая техника, открывались новые учебные заведения, развивалась наука, которую сейчас загнали в угол. И, что теперь? Русское население деградирует и вымирает. Промышленность разрушена, армия разрушена, лучшая в мире система образования — разрушена. Вот так нас «гуманно» уничтожают.

- Но и на самом Западе тоже особый расцвет не наблюдается.

- Более того, там наступила эпоха реакции и эволюционной социальной деградации. После разгрома СССР там потихоньку сворачивают либерализм, демократию, не говоря уже о социализме. (Вспомните недавние события во Франции, забастовки – А.К.)

И не случайно именно в западном мире появилось антиглобалистское движение. Люди начинают чувствовать, что несёт стратегия западнистского тоталитаризма. Думаю, что расцвет благополучия стран Запада уже позади, ведь на установление мирового господства нужны большие средства. Вон Буш уже потребовал от правительства США на подавление Ирака ещё 80 миллиардов долларов. Хватит ли этого?

- Кто на очереди?

- Это зависит от обстоятельств. Сирия, Ливан, Иран, Северная Корея… Но главный объект западнистской агрессии в XXI веке — Китай.

- Почему?

- Почему СССР был Западу поперёк горла? Да потому, что сужал зону их эксплуатации. Сколько стран шли по нашему пути! Теперь Китай представляет мощную конкуренцию. Даже экономически в самих США, куда ни сунься — китайская продукция. А главное то, что социальные законы объективны и от воли людей не зависят. Раз страны Запада встали на этот путь, они пойдут по нему до конца. Остановить их может только сопротивление. Может быть, антиглобализм, который ещё по-настоящему не оформился. Изучив социальную структуру западного мира, я пришёл к выводу: чтобы человечество выжило, оно должно сохранить свой генетический фонд, природные условия жизни, наладить необходимую структуру управления миллиардами людей. Теми средствами, какими сейчас оперирует западнизм, сделать это невозможно. Это под силу только коммунизму с учётом опыта СССР, социалистического опыта западных стран. Я. как социолог, проводящий сложные расчёты по своим методам, не вижу для человечества другого пути.

                                      portret

                                                     А.В.Белых. Портрет Александра.Зиновьева

- Александр Александрович, не кажется ли Вам, что возможность осуществления коммунизма упирается, прежде всего, в человеческий фактор, в нравственный уровень человечества? А он сейчас очень низкий. У нас ведь раньше люди намного лучше были. Ведь как растлевают сейчас нашу молодёжь!

- Да, вы правы. Глобалисты пустили в ход самое страшное оружие — моральное разложение человечества. Это ключевая проблема. Вот если бы сейчас произошло чудо: президентом выбран коммунист, Дума стала на 100% коммунистической, и решили восстановить Советский Союз. Ничего не выйдет, прежде всего потому, что не тот человеческий материал. Я беру здесь только один аспект — социальную структуру нашего теперешнего населения. В советские годы основную его массу — 80% (это признаёт и Запад) — составляли социально значимые или производительные слои населения. То есть: квалифицированные рабочие, техники, инженеры, учителя, врачи, агрономы, трактористы, офицеры, учёные. И какова сейчас в России структура населения? Ведь позакрывали предприятия не только потому, что они экономически не выгодны. Уничтожали классы социально значимых людей. Сотни тысяч людей! И что сейчас?

Больше миллиона самых здоровых молодых людей работают в частной охране или у бандитов. Посмотрите, что делается в Москве. Теперь с гордостью говорят: «Как много стало в столице ресторанов, не то, что раньше, а магазинов!» В полупустых дорогих ресторанах, в таких же пустых бутиках прислуживают здоровые молодые люди, красивые девушки. Зачем им мозги, учёба? У них роль холуев при новых русских. А в ларьках, заполонивших Москву, сколько сидит людей с образованием, которое теперь им ни к чему. Им просто нужно выжить. А какое количество молодых спиваются, становятся наркоманами!

Я читаю лекции в МГУ и других учебных заведениях. Ко мне приходят студенты, которые выросли в горбачёвско-ельцинские годы. Мне страшно становится — они не знают, что такое Советский Союз! У них о нём уже фальсифицированное представление: будто сидели все в тюрьмах, были голодными, необразованными. А что в школах делают! Учат истории России по Соросу! А ведь в СССР был самый образованный народ в мире. Сколько я стран объехал! Мне тоскливо было на Западе, а в России людей, с которыми сутками можно было говорить о самых сложных и высоких проблемах, — пруд пруди. Там же за 20 лет я не встретил почти ни одного такого человека! Да и в России много ли теперь подобных людей!

- В нашем Рериховском движении таких людей немало.

- Это прекрасно, это даёт надежду. Я сейчас пытаюсь разработать новую идеологию, пропагандирую свои идеи не только в МГУ и других учебных заведениях. У меня в месяц четыре-пять публичных выступлений. Это нелегко когда тебе 81 год. Но это мой гражданский долг. Я считаю себя не просто русским, я - советский человек. Потому я и критиковал недостатки советской жизни, хотел, чтобы она была лучше, не отступала от провозглашённых идеалов. Наше поколение не разделяло людей по этническому признаку. Теперь же, как поднял голову национализм! А ведь всё это навязывается западными спецслужбами и их российскими холуями искусственно. Нынешние глобалисты вырабатывали эту программу десятки лет назад. На Западе я имел неограниченный доступ к информации, видел, как это делается. Теперь нам надо всё начинать с нуля, с самого человека, с раннего возраста воспитывать его высокоидейным и моральным. Этот фактор приобретает решающее значение. Даже немного таких людей — это уже победа.

- Роль высокоморальной личности возрастает.

- Да, наблюдая Запад, я пришёл к выводу, что самое уязвимое место у тех, кто им правит — это боязнь сильных личностей. Вот пример с Милошевичем. Я председатель комитета в его защиту. Это несгибаемый человек, и пока он держится, война в Сербии не закончена. – Запад не ощущает себя победителем. Или у нас – Лукашенко. Ведь наши СМИ представляют его главным препятствием союза с Белоруссией. Почему? Потому что он не хочет отдать свою республику на разграбление российским олигархам. И для западнистского руководства Лукашенко что-то вроде Милошевича.. Для них главное — сломить такую личность. Вот мы теперь и должны воспитывать в человеке личность. Пусть таких людей будет не миллионы, хотя бы несколько тысяч борцов за высшие общественные идеалы, когорта людей, спаянных высокой коллективной моралью, готовых на жертву во благо человечества. Такая когорта может повести за собою миллионы людей. Если человечество не даст себя растлить до конца, историческая перспектива всё-таки принадлежит коммунизму. Ведь даже просто логически для планетарного людского сообщества другого идеала, кроме коммунистического, и быть не может. Многие современные общественные движения дрейфуют в сторону коммунизма. И я хочу на основе научных выводов разработать программу новой идеологии для нашего времени.

- Александр Александрович, Вы утверждаете, что социальные законы объективны. Я совершенно с этим согласна. А вот нравственные законы, на Ваш взгляд, объективны?

- Нет, если социальные законы не зависят от воли людей, то этика — это нормы, которые люди сознательно вырабатывают сами.

                        

 a zinov hud

 

- Но разве нравственные законы не влияют на социальную жизнь?

- Влияют, и играют огромную роль. Но моральные нормы таковы, что люди, которые им следуют, должны чем-то жертвовать, во многом себя ограничивать, а это далеко не всем нравится. Вот если бы я не следовал морали, а я думаю, что прожил жизнь, в основном, следуя ей, то моя жизнь сложилась бы иначе. Мне неоднократно делали соблазнительные предложения. В советские годы мне достаточно было публично признать себя марксистом, как я сделал бы блестящую служебную карьеру, получал бы награды и материальные блага.

- Вы отказались — и оказались в изгнании, Вы хотели остаться самим собой?

- Правильно. И на Западе мне достаточно было одобрить. Горбачёва и Ельцина, чтобы стать богатым и почитаемым. Я отказался. Я старался не изменять своим идеалам. Будучи в Германии, когда началась перестройка, я понял, что Горбачёв пошёл на великое историческое предательство. И говорил об этом, даже книгу написал о перестройке — «Катастройка».

- И не завидуете тем, кто сделал карьеру и обогатился?

- Нет, конечно. Наоборот, тут я могу повторить сказанное Есениным:


- Я тем завидую,
- Кто жизнь отдал в бою,
- Сражаясь за великую идею.

- А те, кто сейчас разрушают Россию, подвергая её западнизации, лишили наш народ этой великой идеи.

- Лишили духовного стержня, который оказался у нас слабее, чем мы думали, в силу нашего недостаточно высокого нравственного уровня. А Вы знакомы с Учением Живой Этики или Агни Йогой?

- Нет, только понаслышке. Но знаете, фундаментальный принцип нравственности заложен во мне моей матерью. Она была верующей. Когда я был подростком, всех нас в сельской школе проверяли на вшивость — время было такое. Я тогда снял с себя крестик, выбросил и сказал матери, что не верю в существование Бога. Она ответила: «Ладно, сынок, сейчас такое время, что существует Бог в людском представлении, или нет, это не главное. Главное, сын, ты должен всю жизнь вести себя так, словно кто-то свыше наблюдает за тобой и оценивает каждый твой поступок, каждую твою мысль». И я смолоду тренировался исключать дурные мысли и выработал такую привычку.

- Дисциплина мысли — один из главных постулатов Учения Живой Этики.

-Согласен, это очень важно. И выработав такую привычку, я чувствую себя защищённым тем материнским благословением. Ну, конечно, я совершал в жизни дурные поступки, но всегда старался их исправить.

- Вот Вы как раз и идёте по пути духовной эволюции, вся Ваша жизнь — пример постоянной работы над собой не только в интеллектуальном, но и в духовном плане.

- Не знаю, может быть.

- И всё-таки, путь России, её будущее, каким Вы его видите?

- Я на это смотрю так: сопротивляться, делать всё, чтобы народ выжил и сохранился в качестве великого народа. Вот меня обвиняли, что критикую и не люблю свой народ. Но я его знаю, потому не могу и не хочу идеализировать. Я сам — часть этого народа со всеми его достоинствами и недостатками. И знаю, что как учёный и писатель я внёс что-то своё в науку и литературу. Но, если погибает весь народ, погибает и всё это. Другой народ меня не примет! Я не могу допустить, чтобы наш народ вычёркивали из истории, а страну превращали в колонию. Поэтому я вижу только один путь — борьбы за выживание, за воспитание коллективной морали, за возрождение в народе тех великих идеалов, каких его пытаются лишить. Только так.

-Спасибо вам огромное за интервью.

                                         *   *   *

P.S. Я преклоняюсь перед удивительной многогранностью таланта этого человека – ученого, писателя, художника, перед бесстрашию и мощью характера, каким наградила Россия простого крестьянского мальчика из бедной многодетной семьи. Тем не менее, позволю себе не согласиться с ним в одном. С точки зрения приверженцев Учения Живой Этики, а я к ним принадлежу, этические правила – не только нормы, выработанные человечеством. Это всё-таки объективный космический закон, что проявляется в каждом из нас как совесть. Она-то и есть тот нравственный закон, по которому должно жить всякое разумное существо вселенной. И не зря, наверное, дана человеку свобода воли, чтобы он сам выбирал доброе, справедливое или наоборот. Только так осуществляется духовно-нравственная эволюция человечества. И это сердцем своим чувствовала и знала замечательная русская женщина Апполинария Васильевна Зиновьева – мать учёного и писателя. Он посвятил ей повесть «Русская судьба, или Исповедь отщепенца». Она верила в Бога и свято чтила христианские заповеди. Их она передала сыну, как высший нравственный закон человеческой жизни. Тот самый закон, попирая который всё больше и больше, человечество обрекает себя на гибель.

И ведь построить коммунизм можно только хоть в каком-то в согласии с этим законом, когда общее благо для каждого человека становится выше личного, как это бывало, когда нужно было защищать Родину, свои идеалы. Очень плохо, когда догма душит свободную мысль человека, как это было в СССР. Но совсем не лучше, когда стихия алчности, властолюбия, разнузданность самых низменных страстей возводится в извращённые «права человека», что существовали на Западе, а теперь и у нас. Истина, наверное, где-то посередине.

                                      screenshot 2

         3 и 4 февраля 2022 года в рамках II Художественно-промышленной выставки-форума «Уникальная Россия» в Выставочном центре «Гостиный двор» (ул. Ильинка, д. 4) прошли мероприятия Биографического института Александра Зиновьева, приуроченные к 100-летию Александра Зиновьева. Выступает супруга учёного Ольга Мироновна Зиновьева.

                                  

И Александр Зиновьев, и честные советские люди стремились к идеалам коммунизма. Но многие из нас, в том числе и я, не дотянувшись до более высокого нравственного уровня, поддались соблазнам западного потребления, и потеряли великую страну под названием СССР.

¹ А.П.Кабанова «Путь», Изд-во Пролог, Москва,2008г.