Галина Ермолина

Уже немало лет прошло с тех пор, как я побывала на Валааме, покорившем меня своей Северной строгой красотой и внутренним величием. Тогда я уже начала своё знакомство Агни Йогой, знала о связи семьи Рерихов с Финляндией, Сортавалой.

 dolina tupola1918

                       Н.К.Рерих. Долина Тулола. 1918

В памяти навсегда остались скалистый берег Валаама в клубящемся тумане и музыка Грига, когда наш пароход медленно удалялся от берега, а где-то недалеко была Финляндия, вдохновившая Николая Константиновича на создание прекрасных произведений. Сейчас видится, что, наверное, физически и не звучала музыка, просто в моём сознании остались ассоциации, совпадающие по тональности с Григом.

Прошли годы, и в силу общественной деятельности в октябре 2012 года я оказалась в Финляндии в рамках проекта «Священная капля воды», которую разрабатывали члены Межконфессиональной Организации «Вера без границ». Они приняли решение изучать и распространять собранные материалы по природным стихиям и начали с темы «Вода». К настоящему времени им удалось накопить определённый опыт, исследуя эту тему, важнейшую для всей планеты, а прошедшим летом успешно представили свою работу в Рио на Международном Форуме. Были показаны видеосюжеты из разных стран о значимости воды, о почитании стихии воды в церемониях, согласно древним традициям и в современном мире.

Главный посыл деятельности организации «Вера без границ» в том, что человечество сегодня находится у последней черты своего существования на планете, ресурсы которой исчерпываются неимоверно. Пришла пора изменить потребительское отношение к Природе на отношения  сотрудничества с нею и начинать следует с воды. Сотрудничество с учёными разных стран в вопросах сберегающего потребления водных ресурсов, а также в исследовании и использовании свойства восприятия информации водной средой является одним из приоритетов их деятельности.

Перед поездкой я собрала некоторый материал по этой теме, поэтому тоже было чем поделиться с финскими коллегами, ведь в России, а особенно в Сибири знают и сохраняют традиции уважительного отношения к воде. С детства, казалось бы, атеистического, помню наставления мамы, иногда соседской бабушки нам, ребятишкам о том, что нельзя плевать в воду и в огонь, нельзя их загрязнять и вечером ребятишкам ходить на реку тоже не надо, « а то боженька рассердится, или водяной утащит». Некоторые знания о сакральности природных стихий, в частности, воды, появлялись по мере моего знакомства с материалами и сотрудничества  с людьми, серьёзно занимающимися этими вопросами в Горном Алтае. Научные работы последних двух десятилетий по данной теме, в том числе исследования Новосибирских учёных, расширили моё понимание.

Задолго до поездки были намечены и обсуждены планы предстоящих мероприятий, претворение которых превзошли все ожидания, о чём пойдёт речь ниже. Для меня главной целью поездки стала возможность сотрудничества с людьми, чьи духовные, культурологические устремления совпадают с нашими, Российскими. Все восемь дней, проведённые в Финляндии, были плотно заполнены встречами, событиями, поездками, некоторые из них случались непредвиденно, но, естественно, как следствия предыдущих событий. На собственном опыте в жизни каждого дня убеждаюсь в правдивости и непреложности Космических Законов, в частности, закона подвижности планов. Конечно, в моём частном примере я не имею в виду Космический План, но ведь, даже частный, небольшой по размерам случай подвержен тем же законам.

В Хельсинки я прибыла Московским поездом и имела возможность в течение 2 часов наблюдать природу Финляндии из окна поезда. Вспоминаются картины Н.К.Рериха, посвящённые Финляндии с её лесами, поросшими мхом, небольшими отвесными скалами с соснами на вершинах. Чудесные северные пейзажи!

 sedaya finlandia1907

                        Н.К.Рерих. Седая Финляндия.1907

Знакомство с Хельсинки началось с первых минут встречи, когда Ларс, член организации «Вера без границ», погрузив мой чемодан в машину, предложил показать город, а он оказался непохожим на другие знакомые мне города зарубежья. Более того, в течение 3-4 дней я  так и не смогла составить для себя конкретный образ Финляндии, так странно переплетались в нём сдержанность и бескомпромиссность жителя Севера с сердечностью и открытостью, характерной для людей Южных широт.

Меня удивила архитектура столицы и окрестных городков  с их сдержанной, почти аскетической манерой градостроительства без проявления фантазии различных стилей. Дома, в основном, малоэтажные и прямоугольной формы без каких-либо закруглённостей меандра или элементов декора. Простота во всём была продиктована Лютеранской церковью. В центральной современной части Хельсинки, конечно, присутствует стиль модерн, как я понимаю.

После небольшой экскурсии   по улицам города мы подъехали к набережной с базаром в привычном прибрежном стиле и с ценами на морепродукты в несколько раз превышающими цены в магазине. Это изобилие рассчитано на туристов, среди которых нередко слышится русская родная речь, ведь шопинг-туры в Финляндию весьма популярны. А море – оно везде и всегда прекрасно…

К тому же, несмотря на многочисленных туристов даже в дождливый октябрь, прибрежная вода здесь остаётся чистой. Кстати замечу, что в новых для себя местах, я всегда с пристрастием отмечаю состояние окружающей естественной среды – лесов, водоёмов и полей. Так вот, в Финляндии удивительная даже для Европы чистота, и в этом снова сказывается характер финнов, строго следующих общепринятым правилам в согласии с канонами Лютеранской церкви и собственной совести, что так важно.

После посещения набережной Ларс заявил, что собирается удивить меня, и мы уже были по пути в то удивительное место. Признаться, я сомневалась, что меня ждёт нечто, способное удивить, но когда мы подъехали к странноватому большому сооружению, врытому в землю среди камней и покрытому куполом, а потом вошли внутрь, то это сооружение оказалось совершенно необычным Лютеранским Храмом Темппелиаукио.

 Khram luter

                     Лютеранский Храм Темппелиаукио.

Автору проекта строительства этого Храма в стране, где Лютеранской церкви присущи самые строгие правила в деле следования канонам веры, пришлось выдержать серьёзные баталии, и всё же Храм, наверное, единственный в своём роде, был сооружён в 1969 году.

Представьте себе Храм, стены которого, как бы вырублены  в естественной породе. Всё пространство представляет собой огромный грот-амфитеатр с алтарём, трубами органа и скамейками для прихожан. Никаких панно и икон здесь и быть не может. Всё просто и естественно, так как кругом натуральный камень, чуть приглаженный резцом. Говорят, что акустика здесь необычайно прекрасная. Создаётся впечатление гармоничного сочетания язычества и ортодоксальности церкви, и это удивляет, как и предсказывал Ларс.

Вскоре мы встретились с Хейди, моей гостеприимной подругой и соратницей, способной сочетать прямоту финского характера с удивительной сердечностью и горячностью славянского сердца. Такую пассионарность сегодня и в России-то редко встретишь, а уж в Скандинавии – это совсем редкость, на мой взгляд. Благодаря её неуемной деятельности и благоприятному сочетанию событий нам удалось за короткое время многое сделать, многое увидеть и прочувствовать. Обо всём не расскажешь, да и незачем, но вот о некоторых событиях попробую поделиться.

Уже в первый вечер я имела возможность убедиться в музыкальном таланте Ларса и его друзей по Музыкальному клубу, куда он нас пригласил, и мы вначале слушали исполнение финских народных и классических произведений, а затем включили привезённый мною диск с записью голоса Алексея Калкина – народного кайчи Алтая. Алтайское горловое пение произвело огромное впечатление на финских музыкантов, они даже начали подражать голосу Калкина, который исполнял народный эпос. Так разговор плавно перешёл к важности сохранения эпоса каждого народа, и мои финские друзья с гордостью говорили о своём эпосе – "Калевала", состоящем из 50 гимнов-песен, а моя память сохранила основную канву сказаний ещё со времён юности.

 grot

              Внутреннее убранство Лютеранского Храма в Хельсинки.

Было решено обязательно показать мне Музей Аксели Галлен-Каллела, который иллюстрировал "Калевалу", тем более, что я и сама собиралась об этом попросить, т.к. из статьи Е. Сойни узнала,  что между семьёй Рерихов и автором "Калевалы"  была большая дружба: «Впервые путешествуя по Финляндии летом 1907 года, Николай Константинович познакомился с творчеством знаменитого финна, иллюстратора «Калевалы», - Аксели Галлен-Каллела и с ним самим. Родственница финского художника сопровождала семью Рерихов в поездках по Финляндии».

 А вот что писал сам Николай Константинович в письме о Финляндии: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самопознанием финны собирали свои сокровища. Уважаемый финский учёный Тальгрен напомнит нам, как глубока древняя культура Финляндии. Истинно, слово Культура близко и легко произносится на финской земле».

Посещение нами Дома-Музея Аксели Галлен-Каллела состоялось в дождливый день, впрочем, дождь там лил каждый день, и, помня о том, что  «у природы нет плохой погоды», он воспринимался мною, как органичная стихия окружающего мира, а для финнов вода в любом её проявлении всегда была обычным и нормальным явлением. Как и отмечал Н.К.Рерих, Культура пользовалась уважением в Финляндии, и сегодня она поддерживается не по остаточному принципу, а здесь бережно сохраняются культурные богатства, в чём я имела возможность убедиться при посещении Дома-Музея Галлен-Каллела в Эспоо. И его архитектура поражает своей оригинальностью и красотой.

В саду мне показали старую, причудливо изогнутую сосну, посаженную ещё самим художником. Немного воображения и нетрудно представить семью Рерихов под этим деревом. Сегодня в Музей приходят дети из местных школ, и экскурсовод не только рассказывает о творчестве художника, но и организует мастер-классы, предлагая ребятам различные виды деятельности, развивающие в игровой форме воображение и творческое мышление.

Отдельные картины Мастера, выставленные в Музее, отражали его мистицизм и стремление к отображению другого плана Бытия,  а когда на другой день мы зашли в Национальный Музей Хельсинки, чтобы увидеть фрески Аксели Галлен-Каллела, иллюстрирующие Эпос «Калевала», то я была поражена мощью воплощения художником духовных идей финского Эпоса. Стихия огня присутствовала на большинстве сюжетных изображений.

 dom muzey

                        Дом-Музей Аксели Галлен-Каллела.

Впоследствии в разговоре с финскими друзьями о будущем сотрудничестве, возникло предложение попробовать исследовать финский и русский эпосы с точки зрения эзотерики. Я призадумалась, что же нами взять из необъятного океана русских былин, сказов, кроме того, у нас есть свои Веды, есть Велесова Книга, хотя эти источники требуют серьёзного научного подтверждения. Но у нас нет Единой Книги. А потом пришло понимание, что так как «Россию одним аршином не измерить», то и в Одну Книгу, наверное, тоже нельзя вместить океан накопленной Мудрости. Наверное, найдутся люди, способные более глубоко заняться изучением этого предмета, и ещё, может быть, при нашей жизни проявится «Голубиная Книга» в России.

В наши планы входило участие в «Ярмарке духовных знаний», проходивших в Хельсинки 13-14 октября. Как дар устроителей нам дали 2 стола для размещения материалов, а я их привезла в изобилии. Эстампы картин Н.К.Рериха и Сибирских художников, отражающие Эпос России, Алтайские пейзажи В. Изразцова, видеокассеты. Признаться, я надеялась увидеть несколько иную общую картину этого события, имеющего место более 10 лет. Людей было очень много, но, увы, большинство из них толпилось у столов, где за хорошие деньги раскладывались карты Таро, предсказывали будущее, проводили целительство при большом скоплении людей и смешении разных энергий. «Анастасия», переведённая на разные языки, тоже здесь популярна.

И всё же мы были довольны, так как встретили тех людей, с которыми были созвучны: несколько человек представляли Теософское Общество Финляндии – отделение Адьярского Теософского Общества. Им удаётся печатать немало книг по теософии, проводят встречи, работают с теми, кто притягивается.

Познакомились с чудесным известным художником Арсеном, выходцем из Армении. Картины его полны Света, и одну картину он начал писать здесь в зале, и, несмотря на такое энергетическое смешение, картина получилась очень светлым видением тонкого плана, на мой взгляд. Арсен был в процессе творения, когда мы подошли на второй день, и он с готовностью откликнулся на мой призыв внести в сюжет оттенки огня, которые можно иногда увидеть. Неугасимый огонь небольшого светильника, стоящий рядом с портретом Махараджи, поддерживал нас всё время, и даже мы имели возможность убедиться в действенности огненной защиты.

 kartina

Стихия огня присутствовала на большинстве сюжетных изображений Аксели Галлен-Каллела.

Встреча с Дейей, работающей с растениями, стала одним из ярких моментов той Ярмарки, а может быть, вообще всей моей поездки. На следующий день мы уступили настойчивым просьбам посетить её дом, расположенный у самого берега чудного, сказочного озера, окружённого лесом, населённым, по её мнению, добрыми гномами и феями. Дейя и сама выглядит как фея, хотя ей приходится вести дом, воспитывать трёх дочерей и зарабатывать деньги, а муж всё время занят своими делами, и его часто нет дома. Убеждена, что в Европе осталось совсем немного мест, как здесь, вокруг дома Дейи, где духи природы – элементалии, всё ещё живут недалеко от людей, а Дейя говорит, что иногда их даже видит. Моё мнение о духах природы, иначе говоря, энергетических сгустках, проявляющихся в плотном мире в определённых формах, сформировалось на знаниях, почерпнутых из Агни Йоги, некоторой зарубежной литературы и Алтайского духовного опыта.

Интересно проходила встреча со студентами одного из Университетов Хельсинки, где Пайви, моя новая знакомая и давнишний друг организации «Вера без границ» преподавала Этику межнациональных отношений. Я была рада рассказать студентам о России, Сибири, и они с интересом посмотрели небольшой видеосюжет, а затем Пайви провела интерактивное общение в группах. Во время этого общения выяснилось, что молодые люди в этой преуспевающей во многом стране, оказывается, очень одиноки, и уровень самоубийств в стране  почти такой же высокий, как в Швеции - тоже преуспевающей на материальном плане стране.

Пытались разобраться в истоках этого одиночества. Кто-то называл разобщенность в обществе, влияние СМИ, отрыв от духовных корней. Кстати, я заметила, что в Финляндии много красивых девушек, почти, как в России, а ведь это фактор, говорящий о том, что нация жива и не находится на грани исчезновения. И ещё обратила внимание на интересный лингвистический факт финского языка, в котором большинство слов и фамилий заканчивается на долгий гласный звук, что свидетельствует о свободном,  не блокированном звуковом (вибрационном) прохождении энергии. Мои финские друзья собираются поговорить с лингвистами по этому поводу.

 ayzych

             Аксели Галлен-Каллела. Язычество и Христианство

Поехала я в Финляндию с просьбами от российский друзей по разным вопросам возможного сотрудничества, в том числе  научным. Директор Международного Института Космической Антропологии в Новосибирске Александр Трофимов попросил меня передать финскому коллеге, разрабатывающему общую для них тему очищения питьевой воды, образчик воды, изготовленный по их методу и свою книгу, написанную совместно с В.П.Казначеевым.

В один из дней мы втроём поехали в город Лахти, что в часе езды от Эспоо на встречу с Хейкки Таммисало. Уже немолодого учёного мы нашли  довольно-таки в унылом состоянии, его очень огорчало, что изобретённый им научный метод недорогого очищения воды не находит признания ни в научных кругах, ни в деловых или общественных. Приложив немалые усилия, нам всё же удалось несколько приободрить учёного, а через день-два наметились некоторые возможности продвижения его научного открытия. Приведу отрывок из его статьи:

«… Особенный лазерный луч, направленный на верхние уровни слоя естественного мира, способен восстановить корректирующий код физического вещества путём насыщения его огромным информационным зарядом, а также сфокусировать его корректирующий эффект на молекулярном уровне, в результате чего имеет место сильное химическое изменение вещества».

В ходе беседы прозвучала мысль о том, что, так как вода обладает свойством поглощения и насыщения энергией и информацией, то было бы хорошо, если бы люди всей земли посылали добрые мысли, находясь у водоёмов, а затем эти мысли разносились бы на огромные территории течением рек. И потом, ведь человек на 90% состоит из воды, значит, он тоже обладает подобным свойством распространения мыслей добра. Я порадовалась за Ритту, озвучившую эту мысль, знакомую всем, кто читает Агни Йогу и посылает в пространство мысль : «Пусть будет Миру хорошо».

 ozero

                             Финляндия.  Озеро Тейи.

Принцип Разнообразия в Единстве имел место в течение всех дней моего насыщенного визита. У меня была некоторая информация о Рериховских Обществах Финляндии, поэтому встреча с Паулой Лииматта, ведущей небольшую группу, изучающую Агни Йогу, стала существенной частью общей программы. Кстати, она, как и несколько других финских друзей, прекрасно говорит по-русски, много читает и, соответственно, в курсе основных событий бурного Рериховского движения России. Мне очень хотелось увидеть подлинники картин Рериха в Музеях Финляндии, но Паула заверила, что даже то, что имеется, в основном, находится в запасниках. Что же, знакомая ситуация и у нас, ведь такие сокровища спрятаны в хранилищах ведущих музеев обеих столиц.

Друзья Паулы не смогли прийти на нашу дружескую встречу, где я рассказывала об Алтае, сосредоточившись на Сибирской части экспедиции Рерихов 1926 года, но у неё будет копия фото и видеосюжетов об Алтае, чтобы показать им. Очень надеюсь, что сотрудничество с единомышленниками и в этой части планеты будет развиваться.

Случилось ещё несколько интересных и полезных в плане культурного и экологического сотрудничества встреч, даже за два часа до отхода моего поезда в Москву. Хейди пригласила меня на встречу Министра Связей с общественностью, посвященной проблеме миграции в Финляндии. Это была официальная встреча, но в очень неформальной обстановке в помещении Городской библиотеки, и я ещё раз имела возможность увидеть преимущества настоящей демократии.

Что касается моего окончательного мнения о характере финнов, наверное, нельзя составить единый усреднённый портрет. Те люди, с кем я, в основном, общалась в течение недели, это отнюдь не среднестатистические представители общества, которое стоит на твёрдых позициях демократии, устоях Церкви и нейтральной политики. Это общество, как и весь мир в целом, в своём большинстве утеряло многие духовные ценности своих предков, но всё же в государстве поддерживается Культура, что вызывает большую надежду у тех людей с горячими сердцами, которые пытаются нести Высшие идеи в жизнь, и это внушает Оптимизм.

P.S. Упаковав вещи перед отъездом, мы решили погулять в лесу перед домом Хейди, и она с легкостью нашла клевер с четырьмя лепестками, сказав, что иногда такое случается, а я-то подумала, что это красивая сказка… Мы восприняли четырёхлистник, как знак хорошего завершения определённого этапа.

Новосибирск. 01.11.2012.

                           Статья перепечатана с Портала «Адамант» с разрешения автора.