Так называлась дискуссия на телеканале «Культура», состоявшаяся 21 января 2018 года в ток-шоу Михаила Швыдкого.

Тема культуры и её роли в жизни современного российского общества обострилась в 2017 году, когда  информационная и экономическая война элит некоторых стран против России достигла особого напряжения, и полем битвы для этой войны стала культура.

                                     Похвала врагам.

«Холодная война» против СССР началась сразу после окончания Второй мировой войны в соответствии с разработанным в США планом уничтожения СССР, ставшим известным как «План Даллеса» благодаря книге Н.Н.Яковлева «ЦРУ против СССР».. Книга издана впервые в 1979 году и переиздавалась несколько раз, но после перестройки была напечатана только в 2003 году. Думается, что не лишне будет привести этот короткий текст из книги:

А. Даллес. «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР»,1945.

«Окончится война, все как-то утрясется, устроится.   Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание, и одурачивание людей.
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить... Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания...

Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, расследованием (исследованием), что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театры, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху, незаметно, но активно и постоянно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, бюрократизм и волокиту возведем в добродетель. Честность и порядочность будем осмеивать - они никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества...
Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением... Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее».

professor nikolai yakovlev an outstanding soviet historian and journalist B9CD54 1

Николай Николаевич Яковлев.(1927-1996). Автор книги «ЦРУ против СССР»

Прошло всего 70 лет после создания Директивы Совета Национальной Безопасности США №20/1 от 18.08.1948г, известной как «План Даллеса», но сейчас видны некоторые  результаты этой деятельности. С помощью предательства бывшей советской элиты в 90-е годы  уничтожен СССР. Была подорвана экономика России, и страна, опутанная кредитными обязательствами, превратилась в сырьевой придаток. Народ был ограблен,  унижен и лишен духовной опоры; нравственные ценности, которыми жили несколько поколений советских людей, стали высмеиваться и попираться. Отдельные российские СМИ были переполнены злобой и раздражением против страны,  в которой живут; с телевизионных экранов насаждалось хамство, грубость, дурной вкус и низкие чувства.

Кондолиза Райс, будучи на посту Государственного секретаря США, откровенно сказала, обращаясь к народу России: « Наша задача – изменить ваш цивилизационный код».

Изменить цивилизационный код народа можно только при одном условии – полностью уничтожить этот народ. Но враги России просчитались. Ещё никому не удалось  уничтожить культурно-исторический тип российских людей – потомков древних ариев  и наследников скифов, живущих на этом пространстве, как выяснили археологи, уже более 30 тысяч лет! Александр Блок в стихотворении «Скифы» говорил

«Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами.

  ………………………………..

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

…………………………………………..

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет, — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века — вас будет проклинать
Больное, позднее потомство.

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне — вам — не щит,
Отныне в бой не вступим сами!
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами!

……………….                       .(Стихотворение А. Блока «Скифы»  в отрывках)

«Благословенны, препятствия, ими растём!»- восклицал великий русский художник Николай Рерих, и даже  с явным дружелюбием писал он о врагах :

« Так вот и побеседуем. Вы будете препятствовать, а мы будем строить. Вы будете задерживать строение, а мы будем изощряться. Вы будете направлять все ваши стрелы, а мы достанем все наши щиты. Вы сочините сложную стратегию, а мы займем новое место...

В конце же всех действий силы останутся за нами. Ибо мы изгнали страх и обучились терпению. И разочаровать нас уже нельзя. И каждую вашу уловку, ужимку, умолчание покроем улыбкою. Не потому что мы были какие-то особенные, а просто мы не любим отрицательных словарей. И каждый бой принимаем лишь в планах созидательных.

И в сотенный раз мы, улыбаясь, говорим : “Спасибо вам, враги и преследователи. Вы научили нас искусству находчивости и неутомимости. Благодаря вам мы нашли такие прекрасные горы, где залежи руд неисчерпаемы. По вашей ярости подковы коней наших подбиты чистым серебром, не досягаемым в преследовании. Благодаря вам шатры наши светят синим огнем.” (1)

                         Культура и цивилизация

Термином «Культура» мир обязан английскому аристократу и философу 16 века Фрэнсису Бэкону- автору афоризма "знание-сила".

 Sir Francis Bacon

                               Фрэнсис Бэкон. (1551-1626)

Бэкон сформулировал его в 1605 году в своём труде «Прогресс учения»: «Хотя в самом себе понятие культуры достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной,  религиозной,  этической – оно более всего понимаемо, как высшее стремление человека утвердить смысл своего внутреннего Бытия. Идеалами культуры человек устремляется к высокой мыслительной жизни, а не к насилию, стремясь к вышнеудалённому, а не к ближайшему физически. С общественной точки (зрения) Культура противопоставляется промышленным занятиям, различая их по качеству работы».

В 19 веке немецкий ученый-лингвист Вильгельм фон Гумбольдт  добавил понятие «духовной культуры». Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, — к улучшению общественной жизни.

Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

 gumboldt1767 1835

Вильгельм фон Гумбольдт. (1767-1835)

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

В 20-м веке делу защиты и провозглашению «Культуры» посвятил свою жизнь Николай Рерих.

 reyrih

Николай Константинович Рерих.1921 год

Н.К.Рерих  никогда не произносил незначащих слов. Он совершенно по-новому раскрывает значение самого слова «Культура».

« Культура, - пишет он, - есть почитание Света. Культ – всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур – напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь». (2).

С эзотерической точки зрения Свет и Огонь – это одеяние Бога, это первое проявление Мирового Божественного Разума при пробуждении Вселенной. Об этом говорится и в христианстве  словами  Апостола Павла: «Бог наш есть Огонь…»(Посл. к Евр.12) 

Основатель ислама - Пророк Магомет получал Указ от Архангела Гавриила, возникшего в клубах светозарного огня. Согласно древнееврейским преданиям, Господь Бог явился Моисею в виде «Неопалимой купины» - тернового куста, объятого необжигающим огнём.

roerich magomet

Н.К.Рерих. Магомет на горе Хира. (1925)

Если Культура есть почитание Бога, то в основе культуры должен лежать Дух, а не материальное благополучие; идея, а не польза, бескорыстие, а не выгода.

Н.К.Рерих писал: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты

Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение – все порождения невежества не приличны Культуре. Её великое древо питается неограниченным познаванием, просвещённым трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного сердца.

Любовь открывает эти Врата прекрасные. Как всякий настоящий ключ, и любовь эта должна быть подлинная, самоотверженная, настоящая, горячая. Там, где истоки Культуры, там источники горячи и бьют они из самых недр. Где зародилась Культуры, там её уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию, но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна».(3)

Таким образом, ведущим началом Культуры является синтез творческого огня, творческой мысли всего человечества в его продвижении к познанию Истины в искусстве, религии, науке и философии. Ибо, как говорится в Учении Живой Этики: « Духовным сознанием обогащается наша планета. Материальность не движет эволюцию»(4)

У Рериха Культура – не замкнутое явление, она и индивидуальна, и национальна, общечеловечна и космична. И чем более культура каждого народа открыта к Красоте и Космосу, тем плодотворнее она движет эволюцию всего человечества.

В своих очерках Николай Константинович неоднократно подчеркивает  различие между понятием Культура и Цивилизация. “Сам латинский корень Культ- имеет глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение. Можно легко представить себе “Дом Культуры”, но будет очень неуклюже звучать “Дом Цивилизации”.  «Почему-то все легко принимают обозначение «Всемирный День Культуры», но всемирный день цивилизации может быть истолкован очень странно и несколько комично», - пишет Рерих.(5)

Рерих произносит парадоксальное, но в то же время неоспоримое утверждение: “Техника - не есть еще культура. Не всегда техника служит культуре, иногда она губит её, разрушает её, или прямо служит её. С другой стороны могут быть высококультурные народы, которые не имеют техники.”

Понятие Культуры, как духовной основы существования человека, особенно близко российскому человеку. Для простого россиянина нормой жизни является соблюдение Заповедей Иисуса Христа: нестяжательство большого богатства, отзывчивость на страдания и боль близких и далёких, внутренняя совестливость и любовь к родной земле. Федор Достоевский говорил о всемирной отзывчивости русского человека, а Борис Пастернак - об  устремлении к сущности, к истине, к источнику: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Поэтому в России так много великих подвижников и святых, как говорил Христос "нищих духом", или, иначе говоря, ищущих  пищи.духовной.

В этом индийцы и россияне имеет общие корни,  так как являются  потомками арийской цивилизации. «Арий» в переводе с санскрита означает «не воинственный», «духовный». О древних связях Индии и России сейчас всё больше говорят ученые, сопоставляя храмовую архитектуру, корни  языка, обряды, обычаи и искусство двух наций. 

Идея глубокого родства культуры России и Индии была одной из главных идей жизни Н.К. Рериха. Именно изучением взаимосвязей русской и индийской культур занимался Николай Константинович  в Индии, но обратился он к этому еще в России. В статье «Индийский путь»  Рерих  писал в 1913 году:

«Уже давно мечтали мы об основах индийского искусства. Невольно напрашивалась преемственность нашего быта и искусства от Индии. В интимных беседах часто устремлялись к колыбели народной, а нашего славянства в частности. Конечно, могли говорить нам: мечты неосновательны, предположения голословны, догадки полны личных настроений. Нужны были факты. И вот теперь В.В. Голубев, живущий почти всегда в Париже, наконец, начал большое дело… … В.В. Голубев снарядил экспедицию в Индию. Были всякие трудности. Несколько участников погибло от жары и лихорадки, но зато были привезены снимки и предметы и, главное, наблюдения, которым должен радоваться каждый русский … Теперь все догадки получали основу, все сказки становились былью. Обычаи, погребальные холмы с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи – все это так близко нашим истокам. Во всем чувствовалось единство начального пути».

Еще одной важнейшей идеей Н.К.Рериха  было создание международного соглашения по охране культурных ценностей мирового значения. Это соглашение должно было действовать и на территориях, охваченных военными действиями.

В  1931 году Николай Константинович, будучи по образованию ещё и юристом, выдвигает проект Международного Договора об охране культурных ценностей, или как его называли Пакт Культуры, и предлагает   Знамя Мира - как “флаг Красного Креста” над учреждениями Культуры.  Теперь этот международный Договор называют Пактом Рериха.

Всемирное Знамя Мира во имя охранения культуры привлекает миллионы сочувствующих и получает единогласное одобрение Комитета Лиги Наций. Собираются две Международные конференции по вопросу Договора об охране культурных ценностей в Бельгии, а затем третья - в США. После этих конференций в 1935 году началось ратифицирование разными странами этого Договора.

Н.К.Рерих писал в тридцатые годы, предчувствуя приближение новой войны: «Множество будто бы неразрешимых проблем подавляют жизнь и разделяют народы и государства, общежития, семьи. Народ безнадежно пытается решить их материалистической находчивостью, но даже величайшие колоссы механистической цивилизации оказываются потрясенными. Каждый день приносит новые смятения, столкновения, недоразумения и лжетолкования. Жизнь наполняется множеством кривд.

Всё вдохновляющее и зовущее ввысь становится в глазах невежд чем-то стыдным и недоступным…».(6)

pakt Kult

                      Н. К. Рерих. Знамя Мира. 1931г.

Знамя Мира представляет собой белое полотнище с красной окружностью с вписанными в неё тремя красными кругами.   О символизме этого знака художник писал: «Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, что и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований, знак как таковой утвердился по всему миру».(6)

Н.К.Рерих не случайно подчеркивал, что происхождение этого символа было исключительно древним, и что особенно важным, международным. Это дело охраны культурных сокровищ должно было иметь, по словам Рериха глубокое воспитательное значение, для того, чтобы "внедрять в сознание масс с детских лет ценность истинных сокровищ, без которых человечество обратится в дикарей".

Цель охраны памятников искусства преследовалась Рерихом еще с 1902 года. После поездки по древнерусским городам, художник создал архитектурную серию, в которой увековечил красоту ценнейших жемчужин древнерусского зодчества. В  1900-е годы художник неустанно призывал к охране старины, к бережному обращению с древними памятниками. Н.К.Рерих писал многочисленные статьи, выступал с докладами и лекциями, в которых чувствовалась тревога художника за судьбу памятников русского искусства:

"Где бы ни подойти к делу старины, тотчас же попадёшь на сведения о трещинах, разрушаюших роспись, о провале сводов, о ненадежных фундаментах. Кроме того, еще и теперь внимательное ухо может в изобилии услыхать рассказы о фресках под штукатуркой, о вывозе кирпичей с памятника на постройку, о разрушении городища для нужд железной дороги."(10)

Рерихом было сделано сообщение в Обществе Русской Архитектуры, насколько такое объединенное охранение памятников необходимо для русской культуры. Затем во время первой мировой войны академик Рерих делает личный доклад об этом императору Николаю Второму. Доклад был выслушан с большим вниманием, но известные события помешали воплотить эти идеи в жизнь.

                         painting id696 NKR Rostov Velikiy Vhod v Kremly

                                  Н.К.Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль.1903г.                  

                                        

                                  Облик культурного человека.

Различая культуру, цивилизацию и образование Н.К. Рерих даёт замечательную формулу: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он становится интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается понятием Культуры».

Такое определение отражает ступени эволюции сознания человека. Вначале, освобождаясь от невежества и рабского сознания, человек приобщается к общепринятым ценностям цивилизации. Затем у него рождается сознательное стремление к образованию, к расширению своего кругозора, к накоплению знаний и умению мыслить. Следующая стадия – интеллигентность. Для Рериха интеллигентность не отождествлялась с просто рассудочной умственной деятельностью. Николай Константинович  подчеркивал принадлежность интеллигенции к понятию Культуры, а не цивилизации.

«На наших глазах, - писал Н.К.Рерих, - создавалось на Западе новое перенятое слово – «интеллигенция»... Является вопрос, предполагается ли это понятие, как выражение интеллекта или же оно, по древним Заветам символизирует, вообще, сознательное воспитание вкуса?

Конечно, если бы мы предположили, что слово «интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы вводить в новый обиход…

Конечно, всякий согласится с тем, что интеллигенция, эта аристократия духа, принадлежит к Культуре… В таком случае, воспитание вкуса, конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но является её обязанностью, не выполняя которую, интеллигенция не имеет права на существование и сама себя осуждает на одичание.

Воспитание же вкуса не может быть чем-то отвлеченным. Прежде всего, это действительный подвиг во всех областях жизни, ибо где же может быть граница служению музам древних эллинов?». (7)

 rerih zhemchug iskanii 1024x776

                          Н.К.Рерих. Жемчуг исканий. 1924г.

Культуролог Маргарита Николаевна Егорова, рассуждая о формуле культурного человека, предложенной Н.К.Рерихом,  писала:

«Интеллигенту, по его мысли, принадлежит искусство мышления, этика поведения, воспитание и утонченность вкуса, устремленность к высоким образам жизни будущего, памятование «о сокровище сердца». Эта стадия сознания человека связана с пробуждением его духа и сердца. И это естественно, ибо истинный смысл жизнь человека, этого связующего звена между материальным и духовным миром, получает лишь тогда, когда он осознаёт в себе духовное начало. Роль интеллекта хотя и велика, но именно духовное, а не интеллектуальное начало, является ведущим. Именно оно открывает человеку путь к достижению синтеза или к высшей гармонии личности.

По Учению Живой Этики, центр духовности – начало ведущее, и оно находится в сердце человека. Отсюда и «центральность» и «общечеловечность»  сердца. Сердце – это «Солнце солнц», «Средоточие бытия» человека, «храм Человечества», «могучее средство всех достижений» и мощь его «беспредельна». Это важнейшее звено в единой природной связи мира видимого с невидимым. Именно, через сердце, минуя низшие слои невидимого мира, человек облегчает себе путь к осознанию синтеза».(8)

Далее М.Н.Егорова приводит мысли Елены Ивановны Рерих из разных писем:

« Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который даёт нам прозрение и истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез». (9,письмо от 24.06.35)

«Но как ум, не просветлённый огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, явления уродливые. Во всём необходимо равновесие. Цель эволюции и есть достижение равновесия или гармонии всех способностей и чувств человека».( 9, от 23.09.37)

«Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем Культуры. Культура есть синтез, Культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо они есть почитание творческого огня, который есть жизнь».(9, от29.05.31)

 i 008

Елена Ивановна Рерих (1879-1955)

«Идея синтеза – центральная в круге вопросов, связанных с самосовершенствованием. Эта идея понималась Рерихами очень широко. Они рассматривали различные планы и стороны гармонизации личности человека в процессе исполнения им своего долга в обыденной повседневности. При этом призыв Рерихов к признанию Высшего плана Бытия был обращён ко всему человечеству. Ибо без этого признания невозможна никакая гармонизация ни самого человека, ни условий его жизни на Земле. Здесь, в жизни каждого дня, Культура, по мнению Рерихов, и созидает синтез «материального и духовного» на уровне человека и на уровне общества. Формируется одно из главных следствий такого синтеза – утверждение духовно-нравственных основ в повседневной жизни людей. сознательное её одухотворение».(8).

Елена Ивановна Рерих писала: «Новый Мир требует новых понятий, новых форм и определительных. Всё происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создаётся эпоха общего сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самая насущная задача перед человечеством есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным». (9, от 15.04.36)

«Преображение жизни начинается с личности самого человека, её очищения, при постоянном самоконтроле и усовершенствовании мышления; оно происходит в гуще жизни, не уходя от неё, с единственной опорой – сердечного обращения к своему великому Учителю, к заветам Его Учения. Стремление к осуществлению такого синтеза Рерихи считали неотложным шагом для всех людей на пороге Новой Эры. Именно введение «Духовной Культуры» во все дни жизни, превращение её в мерило качества всех наших действий, оказывалось самым спешным в преддверии новых условий энергообмена человека и Космоса…

Быть культурным и жить культурно, означает, в конечном счете, - осознанно строить свою жизнь по законам Космоса, знать, что «знание – в духе», что удел человека… есть удел Божественного Творца, Богочеловека»(8).

Выдающийся пример синтетичности  - это, конечно, Николай Рерих. В нём это свойство столь органично, что ни одно из его качеств не может существовать без другого. В любом определении чего-то недостаёт. Художник? Бесспорно, Рерих – очень крупный художник. Но его живопись невозможно понять без философии, которую она в себе несёт. Значит, Рерих – философ? Опять не получается. Мы можем произнести: Философия Гегеля, Ницше, Шопенгауэра.  Но не можем сказать с полной ответственностью  о философии Рериха. Учёный? Рерих владеет удивительными, феноменальными достижениями в различных областях знания Но как он получил эти знания? Обычно учёный формулирует гипотезы, проводит эксперименты,  ставит опыты. Этим процессам сопутствуют многие колебания и сомнения. Знания, которыми обладал Рерих – абсолютны и бесспорны.

Значит это религия? Живая Этика – Учение, которое передали миру через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов Великие Учителя – действительно, имеет много общего с религиями. Но религии ничего не объясняют и требуют лишь верования. Агни Йога ( или Живая Этика) учит, что вера предшествует знанию, и оно накапливается по мере расширения сознания. Сознание означает: быть со знанием. Его нельзя получить, слушая лекции в университете. Оно приобретается индивидуально по мере накопления опыта многих воплощений. Агни Йога может ускорить этот процесс, если ученик готов следовать указанным в Учении советам и наставлениям. Готовность эта определяется внутренней потребностью – назовём её духовной – полнее познать себя и окружающий нас мир». (11)

Вместо эпилога.

                    Живёт в Новосибирске замечательный философ и фотохудожник - Вячеслав Николаевич Изразцов, которого тоже можно по праву назвать синтетическим человеком. Бывший полковник, отслужив  25 лет,  он  в1991 году уволился в запас и стал путешественником, его оружием стали фотоаппарат и кинокамера. Его фотовыставки прошли в десятках городов планеты.  «Человечество слепнет, становится глухим и бесчувственным к чистым источникам жизни», - считает Мастер.

 izrazov3

Ему принадлежат строки:

«Отринув тенёта утех,

Взяв посох свой, крест и суму,

Я трудно взбираюсь наверх

Всё ближе к себе самому.

В год 70-летнего юбилея Вячеслав Николаевич издал свой новый альбом фотографий «Дивная страна Алтай», предварив его словами Рабиндраната Тагора: «В человеке живет ощущение, что он участвует в чем-то выше его понимания. Этот зов исходит из глубины его души – зов внутренней истины, недоступный простому знанию и логическому мышлению».

 7568

Фотографии сопровождаются записями из дневника путешественника, наполненными поэзией и большой любовью к родной природе.. Заканчивается фотоальбом «Былиной о цветке дивном»:

 «Слушайте люди!

Снова лихолетье на земле Русской. Снова вороги наши жаждут увидеть Родину нашу на коленях. Падают сребреники, оплачивая разорение природы и уничтожение душ человеческих. В стаи галдящие собирается вороньё местное и заморское. И уже мнится кому-то, что всё святое на Руси поругано и попрано.

Но нет – рано торжествуют недруги! Есть у Земли - Матери нашей сила могучая, тайна великая – цветочек Аленький. Всё учли, всё разузнали силы тёмные, всё перекупили, а вот до священного места, охраняемого душами неподкупными,  не добрались. И распустился цветок – сердце любящее, красоты необычайной, излучает свет свой неугасимый.

Каждый, кто увидит его, радостью великой наполняется, кто услышит о нём – силу в себе добрую ощущает, кто расскажет о нём – новых друзей находит, а кто коснётся его – богатырём становится. Пришло время Великое. Звонят колокола Небесные. Просыпается Россия! Идут дружины несметные, и благословляет их на подвиг Земля Русская.

Слушайте, люди!» (12)

Литература:

1. Н.Рерих Похвала врагам.1924г.

2.Н.К.Рерих. Синтез. Сб. «Твердыня пламенная».Изд-во «Сфера», Москва.1999

3. Н.К.Рерих. Культура – почитание Света. Сб. «Твердыня пламенная».

 4. Беспредельность. Часть1, §8         

5. Н.К.Рерих Синтез. Сб. «Твердыня пламенная»

6. Н.К.Рерих. Знамя мира. Сб. «Держава Света».

7. Н.К.Рерих. Познавание Прекрасного. Сб .«Твердыня пламенная»

 8. М.Н.Егорова. Рерихи о Культуре. Сб. О сокровенных истинах Учения Жизни. Изд-во Прологъ. М.,2007.      

9. Е.И.Рерих. Письма  в 9 томах. Изд-во Международного Центра Рерихов, Москва

10. Н.К.Рерих. По старине. Сб. "Врата в будущее".

11.С. Бокман. Искусство будущего.  Журн "Дельфис" №4/2017.

12. В.Н.Изразцов. Дивная страна Алтай. Страницы дневника

 

Февраль 2018.                                                   Татьяна Радея.