Термин ‟русофобия‟ ( рус – русский и фобо – страх) буквально означает страх перед сильными духом русскими людьми и православием. Методы, которыми пользуются русофобы, состоят в том, чтобы всеми способами подорвать авторитет, опорочить и высмеять, создать неприязненное, подозрительное и враждебное отношение ко всему русскому:.: русскому языку и русской армии, русской культуре, науке и истории, и России, как геокультурному пространству, в целом.

Считается, что впервые термин ̊ˮрусофобия‟ был применён дипломатом и поэтом Ф.И.Тютчевым в письме к своей дочери Анне в 1867 году. Но известно, что употребление слова «русофобия» встречается ещё раньше, в 1844 г. у писателя и литературного критика П.А. Вяземского в связи с книгой Адольфа де Кюстина «Россия в 1839 году».

                                     1. Русофобия и горячая фаза гибридной войны.

Так называется передача политолога Сергея Михеева в эфире радио «Вести ФМ», которая состоялась 17 декабря 2022года, и где в качестве гостя участвовал философ Анатолий Черняев. Запись этого разговора с небольшими сокращениями предлагается:

Сергей Михеев: « Русофобия – это отрицательная традиция, которая формирует политику Запада в отношении нас. Мне кажется, это должно получить философское осмысление. Потому что русофобия является идеологической базой той гибридной войны, которая против России и ведётся. Ведётся она давно, но сейчас она перешла, практически, в горячую фазу.

Давайте с этого начнём. Потому что сейчас у нас есть масса ошибок и проблем, в том числе связанных с ведением специальной военной операцией, со всем тем, что есть в этом смысле. Но это хорошее время для постановки проблемы для осмысления того, что было сделано неправильно раньше, и для того, чтобы попытаться сдвинуть эти пласты наслоившихся тектонических ошибок, которые за последние 30 лет ( да и не только 30 лет), мне кажется, превратились уже в почти   железобетонный фундамент, который в значительной степени позволяет у нас в стране, не где-то за рубежом, а у нас в стране выстраивать целое здание русофобии».

 miheev

Сергей Александрович Михеев – политолог, радио-ведущий   программ «Традиция», «Железная логика» и «Человек Z» на радио «ВЕСТИ FM», член Центрального комитета партии «Справедливая Россия - За правду».

 

Анатолий Черняев: «Сергей Александрович, Вы зрите просто в корень. И к диагнозу, который Вы сейчас выразили, практически нечего прибавить, можно только его раскрыть и проиллюстрировать.

Действительно, такая проблема существует, потому что наша система науки и высшего образования форматируется в течение 30 лет под существенным влиянием западных метапрограмм и концепций. И в самом начале 90-х, да и в конце 80-х годов, если уж так говорить, советско-американский «Фонд культурной инициативы» - «Фонд Сороса» разошёлся на нашем пространстве в полную силу. Была у них такая программа – обновление гуманитарного образования в России. Они штамповали учебники в огромных тиражах, в огромных количествах, где закладывалось, что Россия плохая, Россия – агрессор, Россия- это тоталитаризм, и России нужно каяться, переосмысливать своё историческое бытие и как-то встраиваться в хвост цивилизованных западных стран. Слава Богу, в последнее время деятельность «Фонда Сороса» и других подобных западных фондов у нас была запрещена и свёрнута, были приняты соответствующие постановления. Но ведь они здесь время даром не теряли, когда они имели возможность разворачиваться. Они воспитали целую генерацию, даже не одну, интеллектуалов, ученых, которые заняли определённые позиции в истеблишменте, заняли позиции в системе науки, образования, научной периодике, в аттестационных комиссиях, фондах и т.д. И хотя западные фонды не действуют, но воспитанные ими люди остались, и, фактически, эта модель воспроизводится уже сама по себе.

Задача русофобов заключается в том, чтобы дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества и выработать комплекс неполноценности у самого населения России, внушив ему, что его культура, цивилизация, общее мироощущение, весь исторический опыт не укладываются в общечеловеческую норму, и что нам нужно только учиться, учиться, учиться, догонять, догонять, догонять… И при этом испытывать страшную неловкость, что мы такие дикие, и варварские… То же самое по вопросам войн, которые ведёт Россия, якобы Россия ведёт несправедливые войны…»

Сергей Михеев: « Можно считать русофобию псевдо-философией, которая разрабатывалась на Западе на протяжении длительных исторических периодов и забрасывается сюда, чтобы подорвать ощущение суверенности России. Русофобия испытывает в своём развитии две стадии: сначала надо было убедить иностранную аудиторию в том, что Россия плохая, а сейчас надо самих русских, жителей России убедить в этом».

Анатолий Черняев: «Да, Вы правы, когда Вы говорите, что русофобия – это псевдо-философия. Некоторые исследователи на Западе, которые этим профессионально занимаются на научной основе, приходят к мысли, что русофобия отличается от обычных этнических фобий и не относится к таковым. Она может квалифицироваться, как ценностная идеология, которая имеет свой генезис, историю, систему представлений и понятий, разработанных, а не просто случайно сложившихся, именно целенаправленно разрабатывавшихся на протяжении длительных исторических периодов.

Необходимо напомнить эти периоды. Можно с уверенностью говорить о русофобии, начиная с 16 века, который был веком политических и конфессиональных разломов. Россия встаёт с колен после татаро-монгольского ига, обретает суверенитет и независимость, начинает собирать земли, которая она растеряла за весь период раздробленности и разрухи. И это приводит её к конфликтам с западными государствами, прежде всего с польско-литовским государством – Речью Посполитой, которая стала применять против Русского государства разные гибридные методы, не только военные, но и идеологические.

Начинают распространяться всевозможные сведения, порочащие Русское государство, о том, что московиты – варвары, что они – не европейцы, что они хуже турок и татар, что они спят и видят, чтобы объединиться с басурманами и разрушить христианский мир. В частности, польский король Сигизмунд I ставит такую задачу перед своими исполнителями, поскольку он стремился изолировать Россию, чтобы она не смогла вступать ни в какие политические альянсы с европейскими государствами, ему нужна была слабая Россия. В это дело значительный вклад внесли всевозможные путешественники, которые составляли записки и характеристики России и русским.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов католическую церковь, особенно, орден иезуитов, который тоже постарался в плане укрепления русофобии. Речь шла не только о соперничестве за определённые земли, но и в конфессиональном плане. Римская церковь терпит в это время определённый урон от распространения протестанизма и пытается компенсировать эти потери экспансией на Восток и в Новый Свет. С одной стороны, это открытие новых земель в Южной Америке, где латинская церковь очень плотно утвердилась. А с другой стороны – это Россия, которая рассматривается примерно также. Её открывали так же, как открывали Новый Свет. Это была терра-инкогнита, и к ней относились, как к сфере миссионерства, такой легкой добыче. Поэтому посылалось много папских легатов, всевозможных посланников от римского престола с целью обращения в католицизм русских правителей, и тем самым всю страну ввести в сферу политического, культурного и тотального влияния римской церкви. Важно понимать, что римская церковь была в то время была олицетворением всей западно-европейской культуры, и даже шире – цивилизации. Поэтому тема католицизма постоянно всплывает в контексте русофобии, потому что политика ведётся во многом, исходя из конфессиональных аргументов, именно конфессиональное самосознание является здесь одним из решающих в данном случае.

 anatol chern2

Анатолий Владимирович Черняев - ведущий научный сотрудник Института философии АН РФ, кандидат философских наук.

 

Анатолий Черняев: Следующий всплеск русофобии приходится уже на Х1Х век, когда в период между революциями 1848-49 годов в Европе, которые вошли в историю под названием «весны народов», и Крымской войной, также, видимо целенаправленно, распространялись русофобские представления, создавались произведения, в частности, к этому периоду относится «библия русофобства» - это книга маркиза Адольфа де Кюстина «Россия в 1839 году», и сочинения Жозефа де Местра- католического консервативного писателя. И хотя Николай 1, который подавил эти европейские революции, в результате чего и получил прозвище «Жандарм Европы», действовал , руководствуясь буквой Священного Союза европейских государств, на основании договоров, которые были заключены после победы над Наполеоном. Николай 1 осознавал себя победителем и освободителем Европы от революционной заразы, революционной чумы. Но, наоборот, это было обращено против него, и вызвало всплеск русофобства, лейтмотив которого : Россия – варварская страна, которая исповедует неправильную веру – православную».

Сергей Михеев: «.Западная цивилизация болеет уже много веков идеей избранности, на основе этого они имеют право на разбой, право на экспансию, право захватывать и учить, право ставить на колени. Всё это требовало философско-религиозного обоснования, и один из способов – это политическое выставление католического христианства настоящим, а православного – ненастоящим, хотя никаких исторических предпосылок этому нет. Напротив, православное христианство гораздо ближе к раннему христианству, чем всё то, что изображает католичество у себя в Европе».

Анатолий Черняев « После Второй Мировой Войны русофобия превратилась в настоящую фабрику мыслей. Создавались специальные центры, в которых целенаправленно развивались эти идеи, где служили лучшие интеллектуальные научные кадры. Это было связано с идеей, что западные страны, в том числе США, увидели в Советском Союзе реальную угрозу для себя, как альтернативу идеологическую, как социально-экономическую альтернативу, которая может бросить вызов западному образу жизни… Чтобы это предотвратить правительством США, начиная с 1944 года принимаются просто беспрецедентные меры, создаются серьезнейшие организации и институты, были привлечены многомиллионные государственные средства, а также формируются и частные фонды:   Форда, Рокфеллера, Карнеги, Кеннона, в которых разрабатывается целый арсенал методов русофобии. В 80х годах ХХ века в США существовало более 200 русских центров, рассредоточенных по всей территории, в том числе русские центры в Гарвардском и Колумбийском университетах, центр славянизма и восточно-европейских исследований в Огайо.

Они назывались тогда советологическими центрами, но они не проводили разницу между советским и русским. Они изучали древне-русские летописи, у них работали лучшие специалисты, интеллектуалы во всех отраслях знания: психологи и социологи, экономисты и геополитики, военные и историки, лингвисты и литературоведы, даже священнослужители, в частности, священнослужитель православной церкви в Америке Александр Шмеман был сотрудником Гарвардского университета.

Характерно предисловие З.Бжезинского к американскому изданию книги де Кюстина : «Ни один советолог еще ничего не добавил к прозрениям де Кюстина в том, что касается русского характера и природы русской политической системы».

Почему русофобия процветает у нас в России, почему пустила глубокие корни в системе образования? Это результат плотной и эффективной работы этих американских фондов в 90-е годы. А с другой стороны этому способствовали определённые особенности нашей психологии, которая очень податлива к чувству вины, склонна к раскаянию, восприимчива к чувству неполноценности. Эту особенность русского характера выразил Ф.И.Тютчев в письме к дочери в 1867 году» ¹:

« Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей — кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею в виду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться. Фёдор Тютчев (Письмо к дочери Анне от 20 сентября 1867 г. // Литературное наследство. Т. 97. Ф.И. Тютчев. Кн. 1. М.,1988. С. 306).

                        tutghev 18601861

                   Федор Иванович Тютчев, дипломат, публицист, поэт. (1803-1873гг)

 

 Федору Тютчеву при поддержке императора Николая I дали добро для всех его инициатив по улучшению взаимоотношений между Европой и Россией и на самостоятельные выступления в печати по о созданию позитивного облика России на Западе после появления книги де Кюстина, порочащей авторитет России.

                                      

                                                    2. Причины русофобии

Корни русофобии гнездятся ещё в средневековье. Анализируя истоки событий, которые привели к происходящим ныне трагическим последствиям на Украине, историк А. Н. Зелинский в статье «Украина, как евразийская проблема» пишет

«Вся первая половина XIII века, начиная с разгрома и разграбления крестоносцами Константинополя (1204 г.) и кратковременного образования на месте Православного царства Латинской империи (1204-1261 гг.) проходит в непрекращающихся попытках Папской курии насадить любой ценою католичество на Руси. В середине XIII века происходит окончательный раскол на пролатинскую (Даниил Галицкий и Андрей Владимирский) и промонгольскую (Александр Невский) группировки. О том, что само папство способствовало этому, свидетельствует тот факт, что папа Иннокентий IV на Лионском соборе (1245 г.), перечисляя «пять скорбей» католической церкви, на первом месте упоминает татар и православных. Пролатинская группировка была разбита с помощью татарских сил, и в 1252 году Александр Невский получил от внука Чингисхана Батыя ярлык на великое княжение. Время рассудило, на чьей стороне была правда в этой трагической исторической коллизии. «Православие или смерть», – мог бы так выразить свое духовное кредо благоверный князь Александр Невский вместе с современными монахами греческого монастыря Эсфигмен на Афоне, при входе в который на камне выбиты эти слова (ορθοδοξíα η θάνατος).²

              zelinskij 13

                           Андрей Николаевич Зелинский, доктор исторических наук. Директор Музея  Академика Н.Д.Зелинского

 

"Когда Монгольская империя, при другом внуке Чингисхана, великом хане Хубилае, ставшем китайским императором, в апогее своего могущества раскинулась от Тихого океана до Средиземного моря, образовав государство, не имевшее по своим масштабам прецедентов в мировой истории, папа Бонифаций XIII, которому Данте в «Божественной комедии» уготовил еще при его жизни место в восьмом круге ада, в своей знаменитой булле «Unam sanctam» провозгласил в 1302 году в качестве программы, что «для всякой человеческой твари безусловно необходимо для спасения подчиняться римскому престолу» (Робертсон Д.С., Герцог И.И. История христианской церкви от Апостольского века до наших дней, том 2. Пг., 1916, с. 159). Следует отметить, что буллу эту Римская церковь не отменяла никогда.

Принятие русскими князьями католичества (в добровольной или принудительной форме) означало бы уничтожение православной веры и культуры, привитой от великого византийского древа. Православие (на примере Византии и Руси) оказалось духовно, психологически и исторически несовместимым с католицизмом, а «русскость» с латинством. Как бы ни относиться к этому факту, его надо принять как историческую реальность, как глубинное различие духовных архетипов, проявляющееся в стереотипах коллективного поведения».²

 Духовным осознанием связи с Божественным  Миром, верой в Благодать Духа святого  у православных и непринятием Божественных Сил у католических христиан объясняется различие «православного»  и «католического»   христианства. А.Н.Зелинский продолжает:

«В качестве примера несовпадения религиозного сознания католиков и православных обратимся к иконе, которая фактически отсутствует у католиков. Православно-византийская иконография, не пустившая корней на Западе, наглядно демонстрирует глубинную разницу в «Боговидении» восточного и западного христианства. Православное богословие иконы покоилось на древних христианских принципах, связанных в частности и с учением о Божественных энергиях, которое было и осталось чуждым католицизму. Это учение было, как известно, окончательно сформулировано великим православным богословом и духовидцем митрополитом Солунским св. Григорием Паламой и утверждено на Константинопольском соборе 1341 года.

 spas v silah 2

 

 

Интересно, что современником и свидетелем богословских споров православных с католиками, отрицавшими учение о «Божественных энергиях», был знаменитый предтеча гуманистов Франческо Петрарка (1304-1374), который называл империю греков «седалищем заблуждений» и жаждал, чтобы она была низвергнута руками итальянцев (Скржинская Е.Ч. Петрарка о генуэзцах на Леванте. // «Византийский временник», т. II (XXIV). М.-Л., 1949, с. 260-261).

После гибели Византии (1453 г.) «традиция» такого отношения к православным в западном мире перешла на русских, которых пять веков спустя известный французский писатель и путешественник, русофоб маркиз де Кюстин, в своей нашумевшей книге «Россия в 1839 году», вызвавшей возмущение императора Николая I, называет «византийцами времён упадка» (де Кюстин А. Николаевская Россия. М.,1930,с.139). ²

Подспудная неприязнь была всегда. И хотя у католичества и православия много различий в догматах и ритуалах, но раскол был предопределён ещё в V веке, когда Византийская империя разделилась на Западную и Восточную. В Восточно-византийской церкви Главой считался Господь Иисус Христос, а в католической – Папа, которого восточные византийцы считали всего лишь одним из епископов.³

Так возникает фобия к православным схизматикам ( от греч схизма – раскол), которая со временем трансформировалась в русофобию, когда русские стали ведущим народом восточно-византийской цивилизации. Недаром Збигнев Бжезинский - теоретик и практик глобального разрушения нашего Русско-Евразийского государства сказал после расстрела Белого Дома в 1993 году: «После гибели коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».

      

                          3. Византийско-русский «духовный меридиан» веры и культуры.

Вернёмся к статье А.Н.Зелинского. Андрей Николаевич обосновывает глубинную основу противоречий между Западом и Востоком существованием византийско-русского «духовного меридиана».

« Со времен крещения Руси в 988 году он символически соединял по меридиану с юга на север Царьград (Константинополь) – первую христианскую столицу «Второго Рима» и первую христианскую столицу Древней Руси – Киев с последней христианской столицей Императорской России – Санкт-Петербургом почти прямой «вероисповедной осью». С другой стороны, в широтном направлении, он подчеркивал духовную границу между Западом и Востоком, т.е., своего рода линию православной обороны от многовековой агрессии католичества».²

 rus os

 

«Карта-схема «Русско-евразийского континентального пространства» (Монголосферы) из монографии Г.В. Вернадского «Начертание русской истории» (Прага, 1927). На карту-схему автором нанесены: «Русско-евразийская ось истории» (50° с.ш.), «Византийско-русский духовный меридиан культуры» (30° в.д.) и вектор «буддийско-евразийской» цивилизации.

Вспомним, что названия «Азия» и «Европа» восходят к представлениям древних ассирийцев, столица которых, Ниневия, находилась в междуречье Тигра и Евфрата, где недавно было государство Ирак, разгромленное и разграбленное американцами. Вероятно, названия эти происходят от индоевропейских корней «асу» и «эреб», означающих «свет» и «тьму», «восход» и «заход» и, соответственно, «Восток» и «Запад». С этой точки зрения Европа могла бы начинаться уже к западу от Евфрата. Геродот (V век до н.э.) проводил эту границу еще западнее, по восточному берегу Средиземного моря и, далее, на север. Во времена знаменитого греческого астронома и географа Клавдия Птолемея (II век н.э.) эта граница, между Азией и Европой, еще сместилась к западу и стала проходить через проливы Босфор и Дарданеллы, что сохранилось по традиции и до сегодняшнего дня.

Если от Александрии – древнего международного центра, где в эллинистическое и римское время происходила встреча культур Запада и Востока, начертить прямую линию через Никею на азиатском берегу Босфора к устью Дуная, а затем провести ее мимо Киева до Санкт-Петербурга, то линия эта почти совпадет с меридианом Пулково (30° восточной долготы), что наводит нас на некоторые важные умозаключения.

Русско-евразийское континентальное пространство отделено самой природой климатической границей от Европы, соответствующей средней температуре (изотерме) января, и проходящей меридианально с севера на юг через Прибалтику, Белоруссию и Украину до Черного моря. «К востоку от этой границы, – отмечал мой учитель и друг Л.Н. Гумилёв, – средняя температура января – отрицательная, зима холодная, морозная, часто сухая, а западнее преобладают влажные теплые зимы, при которых на земле слякоть, а в воздухе туман» (Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 2002, с.20). Но гораздо важнее другое: с каждым шагом к западу от Пулковского меридиана мы входим в другую, не только климатическую, но и геокультурную сферу. Псков, еще со времен Ливонского ордена (т.е. рубежа 12-13-го веков), воспринимался на Руси как пограничный город. К западу от него и теперь уже явственно начинает ощущаться смена ментальностей, нравов, характеров, стереотипов поведения, «коллективной личности», народа. Следовательно, область Пулковского меридиана можно рассматривать как область перехода, как религиозно-географическую границу, или как «границу мировоззрений».

Если же применить более точную психологическую терминологию, то следует говорить о различном «психическом климате» по обе стороны от этой границы, о разных средних «психических температурах», т.е. о различных «психотермах» коллективной личности. На протяжении веков эта граница служила духовным водоразделом между православием и католицизмом. С эпохи так называемого просвещения, т.е. с XVIII века и, особенно, после Французской революции 1789 года, – окончательной переоценке всех прежних европейских ценностей, – этот водораздел в сознании среднего европейца стал обозначать границу между «цивилизованной Европой» и «нецивилизованной Россией». Эта мифологема почти без изменений сохранилась и до сегодняшнего дня! А то, что сознание живет мифологемами, было блестяще показано без малого сто лет тому назад выдающимся русским мыслителем А.Ф. Лосевым в его знаменитом труде «Диалектика мифа».²

                         

                                                 4. Россия – страна победная.

Особую зависть и злобность русофобы стали проявлять в XV XVI веках, начиная со времени правления Великого Князя московского Ивана III (1440-1505гг). Иван Великий взошёл на престол в 1462 году и стал основателем централизованного Российского государства, впервые собрав в единый кулак русские земли, находившиеся до этого под влиянием Орды – наследницы Чингисхана. В 1463 Иван Третий присоединил Ярославль, 1474 – Ростовское княжество, 1478 – Великий Новгород, 1485 – Тверское княжество.

   При нём произошло знаменитое стояние на Угре (1480), которое завершило тяжелейший для Руси двухсотлетний период Ордынского ига.

   В конце своего княжения, в 1505 Иван Третий имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.

                                          ivan iii of russia     

                                 Иван III Великий. Гравюра из книги французского путешественника Андре Теве.1575г.

 

В 1497 был издан Судебник – первый общегосударственный свод законов со времён Киевской Руси. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению единства русских земель. В конце XV в. в Москве начали формироваться органы центрального управления – “приказы”, которые были прямыми предшественниками петровских “коллегий” и министерств XIX в.

   Русское ратное дело также много обязано Ивану III; все летописцы единогласно хвалят устройство, данное им войскам.

К Ивану III тянутся корни доктрины «Москва – Третий Рим». Ни Москва по отдельности, ни Тверь, ни Суздаль не могли даже помыслить о том, чтобы сравнивать себя с Римом. Но централизованная власть над обширными землями, установленная Иваном III, уже была способна ставить крупнейшие геополитические задачи.

Этому также способствовала женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора – Софье Палеолог. После женитьбы Ивана III на Софье Палеолог государственным гербом русских стал двуглавый орёл, он же присутствовал на гербе этой последней императорской династии Византии – Палеологов; московский герб с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея, Иван также повелел объединить с двуглавым орлом. Так столице, а также зарождающемуся царству Российскому вменялась преемственность от великой Римской Империи, преемственность от Византии стать сердцем Востока и Запада.

         При Иване Великом и Софье Палеолог появилась русская внешняя политика.

   Важным достижением стало установление союзных отношений с германскими императорами – сначала с Фридрихом II, а затем с его сыном Максимилианом.

   Значительные изменения происходили и в культурной жизни страны. Так, вызывались из Западной Европы люди, искусные в художествах и ремёслах. Преобразился московский Кремль, перестроенный итальянскими зодчими и сохранившийся до сегодняшнего дня; его территория была расширена, а стены заменены на новые из обожжённого красного кирпича, с их характерными зубцами и башнями.

   Были возведёны Успенский Собор, Грановитая палата, Благовещенский собор, перестроен кремлёвский собор Михаила Архангела. Всего, по сообщению летописей, в 1479-1505 годах в столице было построено 25 церквей. При строительстве в Москве стал активно использоваться белый известняк отчего и появилось, сохранившееся в веках выражение «белокаменная» Москва.)

   Масштабное строительство, прежде всего оборонной направленности, проводилось и в других частях страны.

Иван III, великий князь, стал впервые ассоциироваться как глава не только государства, но и всего русского православного населения, которое проживало на землях, входивших некогда в состав Киевской Руси.

«Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита»⁶.

                                                             pamyat ivan3

                                            Памятник Ивану III Великому в Калуге

 

Иван Великий – русское воплощение Владыки Шамбалы. В Тетрадях Е.И.Рерих записаны продиктованные Им слова:

«Моя Страна была уже при Иоанне Третьем, богатейшей страной Европы. Страной богатой и с налаженной мощной военной силою.

Ярая жизнь в Моей стране была много богаче. Замки были прекрасны [в европейских странах], но сама жизнь в них была менее богатой. Ярый обиход в Моей стране был много богаче, и на яро тут многочисленной челяди и всяких слуг, и приживалок, и на разнообразии яств, и хмельного всего было вдоволь вокруг каждого боярского двора. Вся жизнь была много роскошнее. Из-за обилия лучших злаков и плодов, и дичи, и зверья. Россия была одной из самых богатых Стран между Европейскими Державами.

Моя Жена София Палеолог была поражена комфортом и богатством обихода Боярских родов».⁴ (Тетр208, стр119)

«Софья Фоминична Палеолог (ок. 1455 – 7 апреля 1503) – воплощение Урусвати [Елены Ивановны Рерих]; вторая супруга Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного.

Происходила из византийской императорской династии Палеологов (племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога).

Она не только принесла с собой византийские регалии и представления о могуществе власти, не только посоветовала пригласить итальянских архитекторов, чтобы сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам, но настаивала, чтобы Иван III перестал платить дань ордынскому хану и освободился от его власти, воодушевляла великого князя на решительную борьбу с татарами и на свержение ордынского ига.

Она первой изменила на Руси отношение к женщине. Подобно тому, как это похожим образом будет у супруги Акбара Великого – Джодбай, Иван III разрешил Софии иметь собственную думу из членов свиты и устраивать дипломатические приёмы на своей половине, где она принимала иностранных послов и вела беседу. Для Руси это неслыханное новшество было первым в той длинной череде нововведений, которые завершатся ассамблеями Петра I и новым статусом русской императрицы, а потом и серьёзными переменами в положении женщины в России».(тетр.201, стр136)

«Моё воплощение это мало изучено из-за скорого разрушения Москвы ярым Гиреем. Все летописи того времени сгорели, и ярый Мой советник греческий мог многое поведать о Моём строительстве в России. Мой Советник оявил свою прекрасную летопись обо Мне, и она хранилась в Грановитой Палате в серебряной Книге. Моя Жена заказала сама Книгу Серебряную, выложенную камнями драгоценными и из пергаментных листов, но книга эта сгорела во время пожара в Кремле».⁴ (Тетрадь182, стр134-135)

В личных записях Елены Ивановны Рерих имеется много Бесед Владыки Шамбалы о России и Западе.

                    Moria

                                 Портрет Владыки Шамбалы ( воплощение Махатмы Мориа)

 

Беседа 11.02.1925. «Укажу, почему обратился Я к России. Надо знать, что превосходство Азии является космическим течением, но надо было избрать средство показать мощь новую. Проверим характер русский и придём к очевидности, что лишь буйная голова русская не закружится от блеска горнего. Суеверие финское и лень тюркская не затупили клинок духа. Под соломой крыши светит смекалка руки непреклонной. Кому же иному можно дать плуг нового мира?

Подожду с радостью, пока кипит котёл дерзновений. Катится водопад, указанный предвечно. Считаем часы, когда поспеют сужденные колосья. Кто же кроме Моей России может сказать: “Чтобы рос мир, пусть меня не будет”. Истинно, отказавшийся будет венчанным. Может быть кто-нибудь в течение жизни земли назовёт подвиг подобный? – нигде не помню. Укрыть невозможно решение Сознания, и костёр старых отбросов осветит лишь великий Союз Востока. Ждите срок».

Беседа 14.12.1925. «…Ибо Россия Моя страна, ибо России выпал жребий, ибо Россия отдала больше всех – даже имя своё. Пусть кто-нибудь отдаст больше, он больше и получит».

«1943-1944. Победа России над Германией рассматривается Англосаксами как страшная опасность, как та жёлтая опасность, о которой столько было пророчеств. Объединение России с Монголией, Китайским народом и пр. рассматривается как смерть Англии и Америки. Россия будет оявлена не только как страна непобедимая, но как страна передовая» (Тетр. 224 /71/, с. 62).

«1943-1944. Новая Страна − “Неотпитая Чаша”, тогда как другие страны стоят перед исчерпанностью их недр. Новая Страна //Россия// уявится на неистощимости мощи недр и горючего материала, и новая нефть будет обрабатываться особым способом. Новая Страна уявит драгоценнейшие металлы, необходимые для новых открытий. Новая Страна будет поставлять их на весь Мир, ибо ярая Страна будет единственной Владелицей этого богатства.

Южная Америка тоже поймёт мощь и значение России после уявления союза Востока со Славянами. <...>

Мориа //Владыка Шамбалы// уявляется Вождём Земного человечества от самого основания его. Мориа уявил основание каждой страны, каждого народа на утверждении Просвещения и Культурного развития» (Тетр. 178 /68/, с.108-109).

«1948-1949. Урусвати знает, что Наша Солнечная Иерархия решила избрать воинство и явить новый окончательный бой люциферианам, но сам Люцифер уявлен уже на поражении, но люцифериане ещё сильны. Урусвати знает трудности такого боя, ибо люцифериане вкраплены во все национальности.

Усиляется зависть и месть против России и Индии, но уявленная мстительность объединит Россию и Индию, и Восток – против всего люциферианского Мира //Запада//. Моя страна уявится на борьбе с люциферианами. Урусвати знает, какая мстительность уявлена сейчас против России, Индии и Востока, но Восток оявится на соединении с Россией в борьбе против люциферианства.

Мир люциферианства рушится − рушение его явлено.

Солнечная Иерархия возглавляется Майтрейей. Мощь Моя уявлена на всю Солнечную Систему» (Тетр. 367 /21м/, с.6).

«1949. Страна //Россия// названа лучшей не из-за вождей и культурного уровня, но из-за ярой её возможности и сердечности народа угнетённого» (Тетр. 179 /34/, разв.110).

«1949. Карма настигнет Англосаксонский Мир за его корысть, ненависть и ярые интриги во всём мире. Карма в мировом масштабе.     Уявлена Карма стран, отказавшихся сотрудничать с Россией. Ярые уявляют новое устремление к гибели своей» (Тетр. 248 /96/, разв.3).

«27.02.1954. Жизнь бесталанна без героев. Бесталанна, сера и скучна. Оявись на значении героев в жизни русской. Пафос героизма живёт в духе русского народа. [Сын] оявлен на любви к своей Родине и может утвердиться на утверждении, что народ сотрудничает с геройством, когда Стране //России// угрожают враги...

Установить страстно дружественные отношения между нашей страной //Россией// и Востоком совершенно необходимо. Наша страна //Россия//– страна Востока и Азии, но не мещанский Запад. Наше прикасание к простору уявляет совершенно иной склад ума и слагает иную психологию, выращенную на шири и размахе необъятных просторов её границ. Психологию, не уживающуюся с ограниченным мышлением маленьких рантье Запада. Уявление такой широкой психологии можно почувствовать во всей нашей истории. Но так называемые полёты мысли, проникавшие в правящие круги [России], пресекались иностранцами и принимались как революционное действо. Лучшие мыслители рассматривались [в прежней России] как крамольники.

Страстно ярое иностранное влияние на русские Правительства было направлено на удушение всякой свободы мысли, но, несмотря на такие меры, страна не переставала стремиться к новым просторам и к высотам знания» (Тетр. 208 /12м/, с.139).

01.10.1954. «...Самый Нам близкий и чистый был оявлен Нам [облик в России] в Образе Сергия Радонежского, и оявился на самом высоком Подобии Самому Спасу. [Сергий] спас народ русский от ига татарского. Нанёс удар Игу Монгольскому и освободил народ от подати Монгольскому Хану. Народ прекратил платить подати, и Монголы сократили набеги и ограбления сёл и областей. Иго монгольское не только задержало развитие страны, но яро прекратило сношения с Западом и отодвинуло развитие страны почти на три столетия. Но подчинение игу монгольскому явило и некоторую пользу народу, уявив ему необходимость некоторого единения между князьями и некоторого знания.<...>

20.01.1955. Уявим страну //Россию// во главе всего мира. Ярому уму страшно душно сейчас на Западе. Героизма не уявлено в молчании [западного] сердца. Разум героизма должен иметь основу страстной самоотверженности. Герои, уявленные на отсутствии самоотверженности и великодушия, мало отличаются от узурпаторов» (Тетр. 201 /4м/).⁵

Елена Ивановна Рерих:

«Наша страна будет охранена, будет победной страной, так заповедано и начертано в звездных рунах – все, кто с нею, разделят её победу» (26 авг. 1950).

«Судьба Запада решена, там нет Будущего. Не ищите его ни в одной Европейской стране» (Е.И.Рерих, 07.12.1954);

Литература и источники

1.Стенограмма радиопередачи в программе «Традиция» на радио «Вести ФМ». 17.12.2022г.

2. А.Н.Зелинский. «Украина как евразийская проблема». 29.09.2022г. Статья опубликована в интернете информационно-аналитической службой «Русской народной линии». Подробнее: https://ruskline.ru/analitika/2021/11/28/ukraina_kak_evraziiskaya_problema

3. А.Денисенков. « Великая схизма: как православные и католики разругались навеки». Интернет, платформа dzen. ru

4. Тетради Записей Е.И.Рерих. Опубликованы на сайте Государственного Музея Востока в 2018 году..(Тетради 182,185,201,208)

5. А.В.Владимиров. Владыка Шамбалы о России и Западе. Интернет. В Контакте «Урусвати. Движение».

6. Карл Маркс, "Разоблачения дипломатической истории 18-го века",Глава IV (оригинал «Free Press», London, 1856-1857), репринт «Собрание сочинений К. Маркса иФ. Энгельса на английском языке» под ред. В.А. Смирнова, Б.Г.Тартаковский, т. 15, М., 1986)

Январь 2023                                                                                                       Составитель Татьяна Радея.