Презентация книги

                                               НИКОЛАЙ  РЕРИХ

                              Мистерия жизни и тайна творчества

                                       Издательство «Эксмо»2015г.

                                         Автор Анна Марианис

                                    oblo

                                        

В этой книге освещен жизненный и творческий путь Николая Рериха, а также сделана попытка раскрыть истоки наиболее таинственных событий его биографии, связанных с духовной миссией, вверенной великому художнику Учителями Шамбалы.

В предисловии к книге  говорится: «Эта книга посвящена жизни и творчеству самого плодовитого и вместе с тем таинственного художника мира. Подобно Леонардо да Винчи, о тайнах жизни и творчества которого не утихают споры в течение пяти столетий, жизнь и творчество Рериха полны тайн, а философские идеи, лежащие в основе его мировоззрения, принадлежат будущему. О Рерихе создано множество фильмов, написаны десятки книг в России и за рубежом; его творчество, а также научная и общественная деятельность стали предметом многочисленных научных исследований. Но, несмотря на это, лишь небольшая часть его творческого наследия изучена нами на сегодняшний день, а его жизнь по‑прежнему полна загадок.

Все, что связано с жизнью и творчеством Рериха, не укладывается в общепринятые рамки. Начнем с того, что само количество написанных им картин феноменально, а их точное число до сих пор неизвестно. Духовный Учитель Рерихов, говоря о результатах творческой деятельности художника, назвал цифру в семь тысяч произведений. Из этого количества работ лишь менее половины находится в известных музеях и частных коллекциях. Остальная часть картин Рериха рассеяна по всему свету. Но и это количество – около трех тысяч полотен – уже поражает воображение. Ни один другой художник мира не оставил после себя такого огромного живописного наследия.

                  NKR1921

                        Н.К.Рерих.1921г. Америка. Чикаго

А ведь Рерих был не только художником. Он был автором огромного числа литературных работ, написанных в самых разных жанрах – от философской лирики и белых стихов до научных статей по истории русского искусства и культуры, от художественных эссе и повестей до очерков по проблемам современной науки. Не всякий профессиональный писатель или публицист написал за свою жизнь такое количество литературных работ, какое оставил миру художник Рерих. Добавим, что литературное наследие Рериха в настоящее время мало исследовано и в силу этого не оценено по достоинству.

Еще один аспект, или сторона, творческого наследия Николая Рериха – это его научно‑исследовательская деятельность. Оригинальные, опередившие свое время взгляды были высказаны Рерихом как ученым в археологии и истории, особенно в истории русского искусства и культуры. Будущим поколениям ученых еще предстоит оценить прозорливость идей Рериха в данных областях науки.

Непревзойденное значение в истории науки имеют и результаты экспедиционной деятельности Н. К. Рериха в странах Востока. Этнография, история, география, история культуры и искусства, мифология, духовные традиции и религии Востока, ботаника, археология – каких только областей науки не касался Рерих во время своей многолетней экспедиционной работы в странах Азии! Невозможно не упомянуть и о ценности высказанных Н. К. Рерихом и его супругой, Е. И. Рерих, философских представлений о прошлом и будущем российской истории и о высшем назначении России и славянских народностей. «Русская идея» в интерпретации членов семьи Рерихов заслуживает самого пристального изучения.

Еще две самостоятельные и исключительно ценные стези творческой деятельности Н. К. Рериха – это его педагогическая и общественно‑просветительская работа. Рерих как педагог и организатор, директор лучшей в России художественной школы и создатель самой совершенной системы художественного образования своей эпохи, и Рерих как пацифист, борец за мир и культуру, за принятие инициированного им международного закона об охране культурных ценностей – все это отдельные, самостоятельные темы исследований.

Наконец, помимо более или менее разработанных тем, в рериховедении есть и проблемные темы, мало исследованные. Таковыми являются тема сотрудничества семьи Рерихов с их духовными Учителями – Махатмами и тесно связанная с этим проблема общественной деятельности Н. К. Рериха во время Центрально‑Азиатской и Маньчжурской экспедиций. Как известно, эти темы, затронутые в публикациях ряда авторов, получили разнообразную и при этом далеко не всегда адекватную интерпретацию.

Обилие и разнообразие перечисленных здесь областей деятельности Н. К. Рериха не могут не порождать вопроса: как могли все эти сферы занятий реализоваться в жизни одного человека? Как могло хватить одной единственной жизни для всего того, что сумел совершить и оставить нам Рерих? Этому нет объяснения. И приходится признать, что Рерих был не просто гением, он был гением‑загадкой. Именно поэтому жизнь и творчество Рериха в названии этой книги обозначены понятием мистерии. И творчество Рериха, и вся его жизнь действительно были некоей Мистерией, таинственным духовным действом, оказавшим огромное влияние на культурную эволюцию всей планеты.

Думается, что подлинное значение творческой и общественной деятельности Рериха для всего мира откроет нам лишь будущее.

                                                                      *     *    *

Semya

                        Семья Рерихов: Н.К.Рерих, сыновья Юрий и Святослав и Е.И.Рерих. 1910-1914гг.

Большую роль в жизни и творчестве Н.К.Рериха играла его жена Елена Ивановна, которая была его музой и вдохновительницей, помощницей и соратницей. Елена Ивановна разделяла все творческие идеи и интеллектуальные интересы своего мужа. Они вместе производили археологические раскопки, побывали в более чем сорока городах России, где Николай Константинович писал этюды, запечатлевшие красоту древнерусской архитектуры, а Елена Ивановна делала фотографии этих исторических памятников. Рерихи вместе переживали все неимоверные трудности во время сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции. Но Елена Ивановна жила не только интересами своего супруга. «Именно она первая открыла для себя, а затем и для Николая Константиновича источник неиссякаемой мудрости – книги современных индийских философов Рамакришны и Вивекананды». Эта невероятно красивая и хрупкая женщина обладала огненным духом и удивительно сильным характером!

Во время путешествий и археологических раскопок не обходилось и без приключений. Так, в книге приводится живой рассказ Н.К.Рериха об одной из рискованных ситуаций, случившейся в 1902 году, незадолго до рождения их первенца Юрия(!): ««Понемногу привыкаешь к опасностям, и они становятся как бы неизбывностью жизни, – писал Н.К. Рерих. – Однажды в поисках каменного века посреди бурного Новугородского озера потекла лодка. Вода быстро прибывала. Пробовали заткнуть течь – не помогло. А ветер крепчал. Гребцы сумрачно переговаривались. Один греб изо всех сил, а другой вместе с нами двумя откачивал воду:

– Не доедем.

– Говорил, нужно было взять у Кузьмы новую лодку.

– Не доехать. Сиверко захлестывает.

– А плавать умеете?

– Нет, не умеем.

– Ну, тогда еще хуже.

Моя милая Лада и тут проявила твердость и спокойствие:

– Все-таки глупо тонуть, – только и сказала, а сама работала не хуже гребца. Вот у кого учиться мужеству. И почему это слово от мужа, когда пример часто придет от женщины? Вдали показалась синяя пологая коса. Гребец осмелел:

– Ин, доедем.

Но другой продолжал настаивать:

– Куда тебе. Того гляди все полотнище высадит.

А через полчаса авральной работы стало ясно, что мы продвинулись к берегу:

– Быват и корабли ломат, а быват и не ломат.

– Не иначе, что Преподобный Сергий вынес из западни. А была западня, вот уж западня! Ну, теперь огонек запалим, обсушимся. Не прошло и часу, как мы причалили к илистой косе. Где тут обсушиваться, когда на песке блеснули вымытые волнами стрелки и скребки.

– Спину-то, Елена Ивановна, пожалейте. Не поденная работа, – улыбается Ефим, а сам легко ступает в лаптях по топкому илу»[1].

NKEI1902

Н.К.Рерих и Е.И.Рерих на археологических раскопках в 1905 году

                                               *       *       *

На страницах книги  подробно освещаются детали важнейшей миссии Николая Рериха в реализации Великого Плана Махатм, связанного с Россией.

Глава 18. Тайна Великого Плана. Миссия Рерихов в Москве

План Махатм

Цель приезда Рерихов в Москву и передачи ими послания Махатм советскому руководству, равно как и многие другие события их экспедиций по странам Азии, невозможно понять без детального изучения их дневников. Сообщения Учителя М., записанные в дневниках Рерихов, дают представление об исключительно дальновидном и смелом плане идейных и социально-культурных преобразований в России и в странах Востока, разработанном Махатмами.

В сообщениях Учителя М., записанных в дневниках Рерихов, эти преобразования получили название Великого Плана. Чаще всего Учитель в беседах с Рерихами называл его просто Планом, иногда – «Нашим Планом» или «Планом Владык»; реже – «Великим планом», «Планом Общего Блага», «Мировым планом» и «Космическим планом». Этот План преследовал, как мы увидим далее, исключительно духовные и культурные цели, хотя определенные этапы его осуществления предполагали решение экономических, идейно-политических и дипломатических задач.

Отдельные намеки относительно будущего Плана Учитель давал Рерихам, начиная с 20-х годов, когда они еще жили в Америке. Скорее всего, подробные сведения насчет содержания Плана художник и его жена получили во время встречи с Учителями, произошедшей в 1924 году в Дарджилинге.

 hram v Dardzhilinge gde sostoyalas vstrecha s Uchitelem

Храм в Дарджилинге, где состоялась встреча Рерихов с Учителями в 1924 году.

Тогда же стало ясно, что один из самых сложных и опасных этапов Плана Махатм Рерихам предстояло выполнить во время Центрально-азиатской экспедиции. Помимо научных и художественных целей экспедиции, Рерихи должны были принести руководителям России, Монголии и Тибета послания Махатм и их советы по преодолению наиболее серьезных проблем в развитии этих стран.

В чем же состоял Великий план? Отметим, что после опубликования дневниковых записей Рерихов, освещающих в том числе и разнообразные цели их экспедиций по странам Азии, появились разные трактовки главной цели Плана Учителей. Первым исследователем-рериховедом, обратившим внимание на то, что Центрально-азиатская и Маньчжурская экспедиции Рерихов имели не только научно-художественные, но и общественные и идеологические цели, стал доктор исторических наук В.А. Росов. В своем исследовании «Николай Рерих. Вестник Звенигорода»[2] он подробно рассмотрел многие обстоятельства Центрально-азиатской (1925-1928) и Маньчжурской (1934-1935) экспедиций Рерихов. В данной работе автор привел большое число интересных фактов, освещающих различные стороны экспедиционной деятельности Н.К. Рериха, и обнародовал множество ранее неизвестных документов из архивов США, что является несомненным достоинством его исследования. Но в этой же работе В.А. Росов сделал, на наш взгляд, ряд совершенно необоснованных и неправомерных выводов об отдельных сторонах деятельности художника, имевших отношение к Плану Махатм. Это касается, прежде всего, главной цели экспедиции, имевшей, по мысли В.А. Росова, геополитическую направленность, выразившуюся в попытке создания нового государства на Востоке. Подчеркнем сразу же, что, ссылаясь на отдельные данные исследования В.А. Росова, мы ни в коей мере не разделяем высказанные им взгляды относительно основных целей деятельности Рерихов во время их экспедиций по странам Азии.

В книгах В.А. Росова, в частности, утверждалось, что главный План Учителей, или Великий план, состоял в создании нового монголо-сибирского государства (оно должно было объединить Сибирь с азиатскими странами, в первую очередь, с Монголией), называвшегося также в дневниках Рерихов Союзом Востока и Новой страной. С такой трактовкой главной цели Плана невозможно согласиться, зная, что конкретно говорится по этому поводу в первоисточнике – дневниках Рерихов, в которых пунктуально фиксировались все сообщения Махатмы М. о Плане. В дневниковых записях Рерихов нигде не сказано, что создание Союза Востока является основной целью Мирового плана, хотя важность подобного объединения стран и подчеркивается. Но вместе с тем сообщения Учителя ясно говорят о том, что именно было главной целью Плана Махатм: «Чую, как можно шествие[3] обратить в возвещение шествия Нового мира. От ламы и до ламы, от князя и до князя пойдем до самой Белухи»[4];

«Поговорим о Моей Росс[ийской] Азии. Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием[5], но так завершится особый круг. На местах древнейшей Культуры снова загорится Свет Духа. Люди совершенно отвергают явление магнетизма мест, но закон Космических Кругов неизбежен. Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо. Таким порядком, Наш План есть исцеление планеты[6], потому темные так неистовствуют. Конечно, многие люди не поймут, почему движение в Азии может иметь особое значение, они скажут – и без того эти места обитаемы. Но дело [не] в телесной обитаемости, но сущность – во внесении духовных основ. Уже эти древние основы пробуждались в древности, и теперь снова осознанное понятие Иерархии войдет в жизнь.

Итак, Наш План вовсе не только в благосостоянии народов, но для водворения равновесия планеты. Не случайно люди вспоминают о старых пророчествах, об изменении небосклона. Нарушение равновесия, действительно, вызовет многие троякие манифестации. Не только могут быть зримы новые небесные тела, но сам химизм Светил может измениться и, конечно, поражающе подействует на обитателей Земли. Итак, в то время, когда люди утешаются базарами и ярмарками, уже готовятся грозные события. Потому так неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой»[7].

Это свидетельство самого Учителя М. говорит о том, что Великий план простирался далеко за рамки сиюминутной политической конъюнктуры. Создание Союза Востока было лишь одним этапом осуществления Плана, но не более.

 MM

                   Махатма Мориа.

Подчеркнем, что смысл Великого Плана невозможно понять, не имея представления об учении Махатм о космической эволюции Земли и человечества. Весь План Махатм базировался на знании о смене космических циклов в истории планеты, которым обладали Учители Шамбалы (и которое неизвестно современной официальной науке), а целью его было, как говорится в сообщении Махатмы М., «водворение равновесия планеты». Последнее же было достижимо лишь за счет повышения уровня духовного развития всего человечества, как следует из сообщения Учителя, последняя часть которого включена в книги учения Агни-Йоги.

Прокомментируем совсем кратко, в тезисном порядке, приведенную выше цитату из сообщения Учителя М. с точки зрения учения Агни-Йоги. Рассмотрим цитату по частям:

«Поговорим о Моей Росс[ийской] Азии. Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием[8], но так завершится особый круг».

Российской Азией Учитель называл наиболее важную в духовном смысле азиатскую часть России, то есть Сибирь и Алтай. Россия была дорога Махатме М. потому, что в одном из прошлых воплощений Он был Преподобным Сергием Радонежским – строителем русской духовной культуры, одним из самых почитаемых в народе святых. В учении Агни-Йоги говорится, что мысли великих святых не уничтожаются со временем. Они создают в тонкоматериальном пространстве планеты (Тонком мире) резервуар благодатной психической энергии, которая позитивно влияет на сознание живущих в данном месте людей, не только оберегая их от бед, но и ускоряя их духовное развитие. Далее:

«На местах древнейшей Культуры снова загорится Свет Духа. Люди совершенно отвергают явление магнетизма мест, но закон Космических Кругов неизбежен. Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо».

Космическими Кругами в учениях Махатм называются космические циклы развития планеты – огромные по длительности периоды времени, исчисляющиеся сотнями тысяч или даже миллионами лет (что, конечно, не совпадает с современными научными теориями). Магнетизм мест складывается не только из природных воздействий, но и из энерго-информационных наслоений в пространстве, вечно хранящего в себе все творческие идеи, когда-то появившиеся в сознании мыслителей ушедших цивилизаций, живших в древние эпохи. Подобные наслоения Тейяр де Шарден назвал ноосферой[9].

Обратимся еще раз к словам Махатмы М.: «Хочу идти через Сибирь не потому, что был Сергием, но так завершится особый круг». Завершение особого круга в данном контексте означает, что в новом космическом цикле посланники Учителя придут на те же места планеты, которые уже были «намагнетизированы» ушедшими цивилизациями. То есть речь идет о местах с богатыми информационными наслоениями. Если посланники Учителя вновь принесут в эти места те же великие духовные идеи, которые уже направляли духовную эволюцию прежних народов, живших там (возможно, сотни тысяч лет назад), то произойдет «завершение круга» в смысле многократного усиления духовного потенциала этих мест. Не случайно чуть позже в сообщении Учителя поясняется: «Конечно, многие люди не поймут, почему движение в Азии может иметь особое значение, они скажут – и без того эти места обитаемы. Но дело [не] в телесной обитаемости, но сущность – во внесении духовных основ. Уже эти древние основы пробуждались в древности, и теперь снова осознанное понятие Иерархии[10] войдет в жизнь».

Какие народы населяли Сибирь в прошлых космических циклах? Мы этого не знаем, но в учении Махатм даются намеки на то, что Сибирь и Алтай представляют собой земли, некогда обитаемые высокоразвитыми цивилизациями, оставившими в Тонком мире (Акаше, или ноосфере) богатые культурные наслоения. «Группа Сибирских островов может изобличить во лжи эту удобную теорию[11]. Область, сейчас закованная в оковы вечной зимы и не обитаемая человеком, самым хрупким из животных, некогда имела, как скоро будет доказано, не только тропический климат – что ваша наука знает и не оспаривает, – но и была местонахождением древнейшей цивилизации четвертой расы...» – говорится в «Письмах Махатм»[12].

В цитате из «Писем Махатм» речь идет о Крайнем севере, но, судя по сообщению Учителя М., местонахождение ушедшей цивилизации наверняка простиралось до территорий нынешних Алтая и Сибири.

Далее в цитате из сообщения Махатмы М. говорится: «Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо». Нарушениями основ планеты в учении Агни-Йоги считается бедственное не только в экологическом, но и в тонкоэнергетическом плане состояние Земли. Более подробно об учении Махатм, связанном с данной проблемой, говорится в нашей книге «2012: Апокалипсис от А до Я»[13]. Согласно учению Агни-Йоги, чувства и мысли человека энергетичны и представляют собой особый, неизвестный современной науке, тип энергии, называемый психической энергией. В силу этого обстоятельства негативные мысли и чувства людей – злоба, зависть, алчность, желание кому-то навредить – насыщают астральное (или тонкоматериальное) пространство планеты разрушительными, отрицательными энергиями. Напротив, позитивные чувства и мысли, свойственные высокодуховным людям – доброта, любовь, дружелюбие – вносят в ауру планеты положительную и гармоничную энергетику. Если бы уровень духовного развития большинства обитателей Земли был достаточно высоким, то сознание людей не было бы охвачено негативными чувствами и мыслями и, соответственно, не заражало бы отрицательной энергетикой ни их собственные биополя, ни ауру планеты. Но низкий уровень духовности большинства населения планеты обусловливает и низкий уровень мышления.

Эгоистичные чувства и мысли людей порождают в астральном пространстве Земли целые конгломераты разрушительных энергий. Тем самым люди вредят не только своему собственному здоровью, но и отравляют негативно заряженной психической энергией тонкоматериальное поле всей планеты. Это обстоятельство создает угрозу самому существованию планеты и человечества, так как негативная психическая энергия влияет на состояние природных стихий, нарушая их естественное равновесие. Это провоцирует всевозможные стихийные бедствия – тайфуны, ураганы, засухи, наводнения, лесные пожары, землетрясения и тому подобное. Особенно опасно нарушение равновесия стихии подземного огня, грозящее активизацией сейсмических процессов, и, соответственно, опасными землетрясениями и извержениями вулканов. В учении Агни-Йоги говорится, что сильные землетрясения и извержения вулканов способны вызвать глобальный катаклизм такой силы, что само существование планеты может оказаться под угрозой.

Ситуация усугубляется тем, что ХХ столетие явилось временем смены космических циклов планеты, а подобные природные перемены сопровождаются приходом в ауру Земли из Космоса новых мощных энергий. В результате образуется несоответствие между высоковибрационными космическими энергиями и низковибрационными отложениями негативной энергетики, порожденной в астральном пространстве негативными мыслями и чувствами многих поколений людей. Это несоответствие создает реальную опасность для существования планеты, о чем в письмах Е.И. Рерих говорится: «Помните, в Учении сказано, что “сама судьба планеты в руках человека”, также, [что] “человек устраивает землетрясения”. Берите это дословно. Ибо, именно, низкие мысли и устремления человечества не только на Земле, но и в низших слоях Тонкого мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнем. Лишь огненные, чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна Эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно, уничтожение целых зараженных местностей подземным огнем и также усиление эпидемий, противостоять которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать свои энергии»[14].

 armageddon 1936 god

                                Н.К.Рерих. Армагеддон. 1936г.

Соответственно, слова Махатмы М. «Эти завершения дают равновесие, которое, при нарушении основ планеты, особенно необходимо» как раз относятся к повышению уровня духовности населения планеты. Именно гармоничные и высокодуховные чувства, эмоции и мысли людей способны стать «разрядителями» негативных астральных энергий, порождаемых психическими проявлениями духовно неразвитой части социума.

Далее в сообщении Учителя сказано: «Таким порядком, Наш План есть исцеление планеты, потому темные так неистовствуют».

Исцеление планеты – именно это и является главной целью Плана Владык, и этот План, как мы видим, преследует сугубо духовные цели. Все же остальные задачи, которые ставил перед Рерихами Учитель, в том числе и содействие формированию Союза Востока, были для Учителей не самоцелью, а всего лишь отдельными средствами, способными создать условия для быстрейшего осуществления всего Плана.

Впрочем, судя по всему, и исцеление планеты являлось не конечной целью Великого Плана, а лишь ближайшим его отрезком для той эпохи, в которую жили Рерихи. Позднее ученик Рерихов Борис Николаевич Абрамов стал принимать от Учителя М. по каналам Тонкого мира тексты, в которых были даны уникальные комментарии на основные положения учения Агни-Йоги. После ухода из жизни своих земных учителей, Рерихов, Абрамов принимал записи и от них тоже. В одном из фрагментов этих записей Борис Абрамов записал строки, в которых горизонты Великого Плана раскрыты во всей его космической необъятности: «Все обречено на то, чтобы уйти в прошлое. Но, когда Мы Забрасываем дальние якоря, перебрасывается как бы мост через время и будущее становится перед сознанием вне быстротекущего времени. Будущее стоит перед Нами, становясь как бы прошлым и, в то же время, сохраняя устойчивость и не погружаясь в невозвратное. Как луч маяка ведет корабли среди бури и тьму, хотя сам маяк остается на месте, так и будущее ведет человечество вперед, не поглощаясь прошедшим. Великий План Эволюции человечества Определен Нами на такое огромное будущее, что быстротекущая преходимость обычности ему не грозит уничтожением. Сколько миллионов лет еще протечет, прежде чем седьмая раса завершит свой земной цикл. Но раса седьмая – это еще далеко не конец, за ней идет следующий круг, и снова семь рас, а за ними опять новый круг. Конца нет. Великий План намечает будущее, которое не имеет конца. И ваша планета со всеми ее кругами – только лишь временная ступень в бесконечной цепи миров в Беспредельности сущей»[15].

                     BNA1

                 Б.Н.Абрамов. Ученик Рерихов, Записи которого изданы  под названием «Грани Агни Йоги»

Но вернемся к тем ближайшим для нашего времени ступеням Плана, для которых работали Рерихи. В целом среди главных задач Мирового плана, осуществление которого – при постоянной поддержке Учителя, естественно – было доверено Махатмами Рерихам, можно выделить три основных области, или направления. Каждая из этих областей предполагала особые средства осуществления конкретных задач.

  1. Широкая духовно-просветительская работа. Основными средствами осуществления этой задачи стали, во-первых, создание нового философского учения Агни-Йоги и его распространение, а во-вторых, масштабное культурное строительство и просветительская деятельность, целью которых было привлечение внимания общества к культуре и искусству, как средствам духовного прогресса, наиболее доступным всем людям планеты.

  2. Задачи эзотерического характера, содержание и смысл которых мы можем постичь лишь до известной степени. К таковым относятся, в частности, обладание Рерихами Камнем Чинтамани и осуществление Еленой Ивановной Рерих уникального духовного эксперимента – так называемого «Огненного Опыта». Оба эти обстоятельства, по утверждению Учителя М., имели определяющее значение для ускорения эволюционных процессов на всей планете.

  3. Задачи общественного и идеологического характера, выполнение которых предполагало непосредственные контакты с правящей элитой разных стран с целью побудить их совершить те или иные прогрессивные идейно-политические преобразования в своих странах.

В дополнение к этому Н.К. Рериху приходилось решать еще и задачи финансово-организационного характера, связанные с функционированием различных культурных учреждений (Мастер-институт объединенных искусств, музей Рериха, художественный центр «Корона Мунди», издательства «Алатас» и «Агни-Йога пресс», институт гималайских исследований «Урусвати» и прочих) и деловых организаций (корпорация «Белуха», «Ур», «Канзас» и других).

Как мы видим, конкретные задачи, стоявшие перед Рерихами в ходе выполнения отдельных этапов Великого плана, касались самых разных областей деятельности. Но ни одной из них нельзя приписывать самодостаточное значение – они были лишь средствами осуществления главной цели Махатм – ускорения духовной эволюции социума. И опубликование нового философского учения, и культурная деятельность Рерихов, и их обращения к правительствам разных стран, и предпринимательская деятельность – все это было лишь средствами реализации отдельных этапов единого Великого Плана.

На наш взгляд, приоритетными среди них (то есть главными средствами реализации Плана), были первая и вторая области задач. Не случайно Учитель М. выдвинул концепцию развития искусства не как средства развлечения, а как условия массовой духовной эволюции. Охрана культуры, эстетическое и этическое воспитания молодежи – все это рассматривалось Учителями в контексте основной задачи, состоявшей в поднятии уровня духовного развития общества.

Что касается учения Агни-Йоги, то его значение столь велико потому, что в нем всему миру были переданы уникальные знания, способные помочь людям во всеоружии встретить трудное время природных перемен, сопровождающих смену космических циклов. Кроме того, знания о духовной природе человека и Космоса, содержащиеся в этом учении, являются основой нового мировоззрения и, как следствия, новой научной парадигмы, способной преодолеть тенденциозность нынешней, узко-материалистической парадигмы и помочь науке будущего создать объективную картину мира. (Отметим, что многие литературные работы, в частности, научно-популярные эссе Николая Рериха, к рассмотрению которых мы еще вернемся, основаны именно на идеях Агни-Йоги).

Относительно второй области задач мы не будем говорить в силу ее специфичности и не связанности с темой данной книги. Два аспекта эзотерической миссии Рерихов, упомянутые ранее, рассматриваются в книге Н. Ковалевой «Елена Рерих. Путь к посвящению[16]» и А. Шустовой «Сокровище мира»[17].

Обратимся теперь к рассмотрению третьей области задач, стоявших перед Рерихами в ходе осуществления Плана Махатм. В соответствии с этим Планом посланники Учителей Востока должны были приехать в Москву и передать членам советского правительства послание от Учителей Востока.

«Предупреждение Москве»

«Исправить путь общины»

Как мы помним, в 1919 году Рерихи уехали из революционной России с чувством горечи и негодования на действия большевистских властей. Тем не менее, в 1926 году художник вновь приехал в Москву, чтобы встретиться с руководством коммунистического правительства страны для бесед. Значило ли это, что отношение Рериха к большевикам изменилось? Едва ли. Обращение Рериха к кремлевским руководителям было вызвано только необходимостью осуществления отдельных этапов Плана Учителей. Одно из сообщений Учителя, в котором говорилось о важности миссии, выполняемой Рерихами в Москве, ясно говорит о том, что послужило причиной разработки Великого Плана и что составляло его главную цель: «Особо важно красиво пройти по России. Вестниками идите в воскресшую страну. Явите подвиг жизни. <...> Только вы знаете Пл[ан] Брат[ства]. Только вы усмотрели возможность гибели Земли[18]. Только вы можете идти в красное жерло. Только вы можете исправить путь общины»[19].

Судя по дальнейшим дневниковым записям Рерихов, Учитель М., а значит, и Рерихи были явно невысокого мнения о советских руководителях и социальных порядках, установленных ими в России. «Учитель советует принять облик коммунистов. Говорите о Ленине и М[оскве], не поминая дефектов М[осквы]»[20];

«Ячейка мелких междуразделенцев, называющих себя коммунистами, думает о вас. Русские не могут понять путь ваш. Не будем ожидать этого от них. Построим путь ваш так, чтобы каждая фаза представляла легенду[21]» – говорится в дневниковых записях Рерихов. После выполнения Рерихами их миссии в Москве Учитель назвал руководство страны и вовсе «гнездом безумия[22]», как мы увидим далее.

 gora lenina1927

Н.К.Рерих Явление срока. (Гора Ленина).1927г.

Поручение Махатм, которое должны были выполнить Рерихи в Москве, включало в себя три основных задачи. Во-первых, Николай Рерих должен был передать руководству Советского Союза предупреждение Учителей относительно неверного внутриполитического курса, избранного кремлевскими руководителями, что неминуемо вело к возникновению сложнейших проблем в историческом будущем всей страны. Речь шла о несостоятельности попытки строительства социализма насильственными методами, без учета духовно-нравственной готовности народа к переходу на социалистический уклад жизни.

Во-вторых, Н.К. Рериху предстояло передать руководству страны грандиозный по своему идейному значению план Махатм, связанный с формированием союза народов Востока, в котором, помимо России, должны были принять участие Монголия, Тибет, а в дальнейшем и другие страны Азии.

В-третьих, Рерихи должны были получить согласие советского правительства на организацию на Алтае корпорации «Белуха» финансируемого американским капиталом предпринимательского центра. Вместе с корпорацией на Алтае планировалось создать культурный центр, который положил бы начало созданию в будущем целого города – Звенигорода, или Города Знания, как его называл Махатма Мориа.

Была и еще одна причина, по которой Рерихам следовало посетить Россию, и особенно земли Сибири и Алтая – причина, так сказать, эзотерического характера. Она состояла в том, что Камень Чинтамани, врученный художнику и его жене, по решению Учителей должен был побывать на территории Советского Союза и оказать на российские земли свое благотворное энергетическое воздействие. «Шествие Камня по границам земель подобно шествию древних магнитов около городов и государств. Путь считайте от Индии, от мест Будды. Ур[усвати], широк путь на А[лтай], явленный как дорога священная из Индии»[23], это сообщение Учителя как раз предваряло Его слова о том, что Рерихам надлежит готовиться к поездке в Россию.

 chinmani

Камень Чинтамани, переданный Рерихам Учителями в 1923 г в Париже.

Остановимся теперь на рассмотрении основных задач Рерихов в России подробнее. Первая из них – принести правительству Советского Союза предупреждение Махатм о недопустимости строительства социализма директивными методами – была, пожалуй, наиболее сложной и опасной задачей. Это предупреждение посылалось руководству страны согласно древней традиции, по которой гималайское Братство духовных Учителей каждое столетие передавало руководству какой-либо страны, находящейся в особо сложной, кризисной исторической ситуации, свой совет относительно выбора дальнейших путей развития или предупреждение против ошибочных решений, ведущих к разрушительным последствиям. Как следует из сообщений Учителя М., записанных в дневниках Рерихов, и из писем Е.И. Рерих, подобные предупреждения получали король Франции Людовик XVI незадолго до Великой французской революции, королева Великобритании Виктория, король Швеции Карл ХII и многие другие правители западных стран.

Уже после осуществления Рерихами их сложной и опасной миссии в Москве Учитель М. передал: «Учитель должен сказать вам, достигшим границы московских клещей. Столетие каждое Мы предупреждаем человечество. <...> Мы можем сказать, что вы совершили наиболее опасное поручение, перед которым Мое обращение к Виктории[24] и обращение Сен-Жермена к Людовику[25] совершенно безопасны. Но вы ехали в гнездо безумия и привезли провозвестие, подвергаясь неслыханной опасности. Мы не знаем, кто бы принял подобное поручение»[26].

Направляя Рерихов в Москву, Учитель предупреждал их, что переговоры с советским руководством должны быть выдержаны в предельно дипломатической форме – только так можно было попытаться донести до Кремля смысл посылаемого Махатмами предупреждения (не говоря уже о том, чтобы добиться от советского руководства разрешения на ведение предпринимательской и культурной деятельности на Алтае). К дипломатическим мерам вынужден был прибегнуть и сам Махатма Мориа, выбирая формы передачи кремлевским стратегам своего послания. «Сегодня решаю, можно ли уступить Учение священное как учение коммунизма, – сообщал Учитель Рерихам. – Надо теперь готовиться к России, где нужно применить высшую меру формулы «Господом Твоим». Только «да» на все нелепости, лишь постепенно вложите свое содержание. Славные орехи получатся, когда в чужую оболочку вложите свое ядро[27]» – говорится в дневниках Рерихов.

Формула «Господом Твоим», упомянутая в сообщении Учителя, выражала высшую степень терпимости к мировоззрению собеседников людей, готовность говорить с ними, так сказать, на их языке и идти на компромиссы ради достижения большой цели. Только такой подход был возможен в то время при переговорах с советским руководством – и даже он не гарантировал художнику и его спутникам полной безопасности.

Очевидно, именно в соответствии с принципом «Господом Твоим» Рерихами было привезено в Москву письмо Махатм, текст которого имел форму одобрения многих преобразований, совершенных советской властью в России, а также ларец с гималайской землей для возложения ее на могилу Ленина. В письме Махатм говорилось: «На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили Землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, многие построения свершатся в годах 28–31–36. Привет всем, ищущим общего блага!»

По поводу этого письма П.Ф. Беликов отмечал: «наивно думать, что Махатмы надеялись, что своим посланием Они моментально преобразят действительность, и еще более наивно считать, что Махатмы не знали реального положения дел и желаемое принимали за действительность». Те позитивные преобразования, о которых говорилось в письме, были отнюдь не достигнуты, а в лучшем случае лишь начаты советской властью. Одобряя эти преобразования, Махатмы тем самым предпосылали что-то вроде плана на будущее, который надлежало осуществить для того, чтобы сделать страну подлинно великой. По словам П.Ф. Беликова, послание Махатм являлось по существу эволюционным предначертанием, а не политическим документом: «Его утверждающая жизненная сила заключается не в магии слов, констатирующих уже достигнутое, а в том направлении, которое отныне будет присутствовать как необходимый этап для продвижения человечества вперед»[28].

 PFBelikov

            П.Ф.Беликов. Ученик Н.К.Рериха.

Однако главное послание Махатм, которое Рерих передал членам советского правительства, заключалось, конечно, не в тексте этого письма. Это послание-предупреждение художник передал членам политической верхушки страны в устных беседах. В какой именно форме во время этих встреч прозвучало предупреждение Учителей Востока, мы не знаем. По всей видимости, то, что говорил Рерих кремлевским руководителям – или, во всяком случае, нечто подобное этому – вскоре было изложено в книге «Община», опубликованной Рерихами в 1927 году в Урге[29] и вошедшей в серию Агни-Йоги. Вот несколько цитат-предвидений из этой книги, очень точно выразивших и суть построенного в стране казарменного социализма, и его самое страшное порождение – сталинскую диктатуру: «...непристойно для водителя переменить направление на обратное»[30];

«Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую»[31];

«Скажут: «Мы для общины отказались от радостей. Ответьте: «Какая кладбищенская ваша община, если она на постном масле. Как слезливо унылы лишения! Как облизываются они на запретные лакомства!»[32];

«Никто не может утвердиться одними бездушными приказами. Насилие есть пережиток»[33].

В.А. Росов считает, что предупреждение Махатм, адресованное советскому правительству, было изложено Рерихом не только в устной, но и в письменной форме. По словам исследователя, «Было и второе письмо Махатм, которое адресовалось лично Чичерину. До сих пор о его существовании вообще ничего не известно. Даже от глаз исследователей оно оказалось надежно упрятанным в хранилищах МИДа»[34].

NK s krist1937

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха с кристаллом.1941г.

Как бы то ни было, ни предупреждение, ни советы Махатм не были восприняты членами советского правительства. Но древняя традиция гималайского Братства адептов была соблюдена – историческое предупреждение было передано. В книге «Надземное» из серии «Агни Йога», в 1938 году составленной Е.И. Рерих из текстов, переданных ей Учителем, говорится: «Невежды утверждают, что Мы начинаем революции и смуты. Но мы много раз пытались предупредить и предотвратить убийства и разрушения. <...> Наш долг предупредить народы. Также не понято Наше предупреждение Москве[35]. Люди не скоро вспомнят и сопоставят действительность. Можно назвать много исторических фактов из жизни разных стран»[36].

Предупреждение Махатм пришло в страну как нельзя более вовремя – у России еще была альтернатива сталинской диктатуре, поскольку тиран еще не утвердился у власти окончательно и бесповоротно. Но руководство страны не услышало предупреждения, не поняло его – и через несколько лет после этого идея свободы, равенства и братства обернулась тиранией, ГУЛАГом, расстрелами и пытками ни в чем не повинных людей, тотальным обманом всего населения страны. «Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна» – это пророчество осуществилось в полной мере.

Впоследствии Махатма М. не раз подчеркивал, что, передавая это предупреждение, Его посланники рисковали жизнью. В дневниках Рерихов имеются следующие сообщения Учителя М. по поводу миссии, выполненной Рерихами в Москве: «Настоящее мужество состоит в том, чтоб принести Мое письмо самым страшным людям. Нельзя выразить, около каких опасностей прошли в М[оскве]. Малейшее сомнение или содрогание могло принести разрушения. Я потому просил понять серьезность момента. <...> Считаю результат М[осквы] важным исторически»[37].

«Махатма Ленин»

Следует отметить, что, негативно оценивая идейно-политическую линию советского правительства в 1926 году, Махатмы все же видели в попытке строительства социализма в России не только отрицательную, но и положительную сторону. Последняя, очевидно, заключалась в распространении в стране идеологии построения справедливого социального строя (безотносительно к тому, что на практике формировался коммунизм не подлинный, а казарменный).

«Коммунизм необходим для эволюции, поэтому России честь за первый шаг»[38], – так сказал Рерихам их Учитель в 1925 году. Н.К. Рерих в книге «Алтай – Гималаи» отметил во время поездки по Советской России в 1926 году немало позитивных сторон тогдашней российской действительности, связанных прежде всего с мировоззрением простых русских людей, встреченных Рерихами на пути. А Е.И. Рерих писала в одном из писем: «Я и Н.К. [Рерих] проникали в окрестности России во время ее нового режима. Знаем все ужасы его, но должны сказать, что сдвиг в сознании народа произошел, и это нужно понять. Народ жаждет света, он жаждет духовной пищи, но пища эта должна быть чистой, и ризы новых духовных наставников должны стать действительно белоснежными, и они должны идти стопами Владыки Христа и стопами Его истинного Отображения на Земле – Нашего Великого Преподобного Сергия»[39].

 Rerih N K Nebesniy Boy catpage

                            Н.К.Рерих Небесный бой.1912г.

Увы, «ризы новых наставников» были отнюдь не белоснежны, и Учители гималайского Братства Адептов предвидели неудачу первой в истории мира попытки построения социализма в государственном масштабе. Знали они и о сроках наиболее важных политических событий в истории Советского Союза. Махатмы явно предвидели наступление сталинской диктатуры – это ясно из их сообщений, записанных в дневниках Рерихов: «Кроме Ленина не видим на Москве общинников»[40];

«Пусть русские сами судят свое будущее. Мы ценим каждое движение к общине, но упрямство невежества нужно пережить самим. Правильно думаете, что Ленин был бы арестован сейчас»[41];

«Кажется, Ленин и некоторые его сотрудники явно мыслили, устремлялись, но, тем не менее, ничего из этого не вышло»[42].

«Явление смерча над Москвой. <...> Число совершенных убийств не покрыть подвигом Ленина. Москву не жалейте. Сибирь одна ответит будущим построениям»[43].

«Уже знаете, какую карму готовит себе Россия»[44].

Следовательно, в то время у страны еще был шанс избежать ужасов сталинизма, но советские руководители не прислушались к предупреждению, переданному индийскими мудрецами. Как сказал Учитель, кроме Ленина в Москве не было истинных общинников.

Возникает вопрос – почему Махатмы так выделяли Ленина из среды его ближайшего окружения? Почему считали, что «...Ленин был бы арестован сейчас», и о каком подвиге Ленина идет речь в сообщениях Махатмы М.? Большинство современных историков склонны обвинять во всех бедах революции именно Ленина и считать, что причина революции заключается в перевороте, организованном Лениным с его единомышленниками. Но у Махатм была своя точка зрения в оценке деятельности Ленина, основывающаяся на учении о карме. С точки зрения этого учения, столь масштабные события в жизни целой страны, как революция, не могут быть следствием проявления воли одного человека, окруженного горсткой последователей. Революции и войны представляют собой следствия национальной кармы, складывающейся в течение долгих веков. Позорное крепостничество, бесчеловечная эксплуатация рабочих масс в начальный период складывания капиталистических отношений в России накопили тяжелую карму народного гнева против власть имущих. И этот многовековой гнев вылился в события революции 1917 года. Судьба России была предрешена, и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», который столь точно предчувствовал Пушкин, совершился бы и без Ленина и большевиков. Заслуга Ленина состояла в том, что он разработал и реализовал на практике программу строительства нового государства, при помощи которой смог направить основную энергию мятущихся революционных масс не только на разрушение, но и на созидание. Рерих в числе других представителей русской интеллигенции осуждал большевиков за творимое восставшими массами насилие. Но ситуация могла быть и еще хуже, если бы над восставшими не было сдерживающего начала, направлявшего их энергию на созидательные цели. Установки на ускоренное промышленное развитие страны, внедрение обязательного образования и бесплатной медицинской помощи были несомненными достижениями революции. Исключительно важным решением Ленина было введение НЭПа, которое было бы спасительным для дальнейшего развития Советской России. Ленин вовремя понял, что на современном этапе исторического развития народ не готов работать только за идеи, без личной материальной заинтересованности в результатах своего труда. И если бы у Ленина были достойные последователи, способные продолжить его политику в данном направлении, Россия вскоре превратилась бы в сильнейшую страну мира. Но смерть Ленина положила конец эпохе позитивных преобразований в стране. А приход к власти Сталина открыл самый трагический этап ее истории – период тоталитаризма и тирании. «Явление смерча над Москвой», предвиденное Учителем, уничтожало лучших представителей интеллигенции страны, в то время как официальная пропаганда вдалбливала в голову основной массе населения мифы про великого и справедливого «отца народов». Изжить полностью тоталитарное наследие той эпохи из сознания людей оказалось непросто – это прошлое подспудно влияет и на наше поколение, на сегодняшнюю историю России.

 fiat

          Н.К. Рерих. Да здравствует Король! (Fiat Rex)1931г.


[1] Рерих Н.К. Западни // Рерих Н.К. Листы дневника. Т.2. С. 127-128.

[2] Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План. СПб.: Алетейя, 2002. Книга II: Новая Страна. М.: Ариаварта-Пресс, 2004.

[3] Имеется в виду экспедиция Рерихов по странам Азии. – Прим. авт.

[4] Записи Учения Живой Этики. Т.7. Запись от 18.02.26.

[5] Имеется в виду одно из прошлых воплощений Махатмы Мориа – Святой Сергий Радонежский. – Прим. авт.

[6] Здесь и далее выделено мной. – Авт.

[7] Записи Учения Живой Этики. Т.13. Запись от 23.07.33.

[8] Имеется в виду одно из прошлых воплощений Махатмы Мориа – Святой Сергий Радонежский. – Прим. авт.

[9] Понятие ноосферы использовал и академик В.И. Вернадский, но он вкладывал в него несколько иное содержание. – Прим. авт.

[10] Иерархией в Агни-Йоге называется организация Высших сил Космоса, под которыми в философском учении Махатм понимаются духовные Учители, а в экзотерических религиях – боги. – Прим. авт.

[11] Речь идет о современных научных теориях происхождения человечества и развития цивилизации. – Прим. авт.

[12] Письма Махатм. М.: ЭКСМО, 2012. Письмо № 93.

[13] Марианис А. 2012: Апокалипсис от А до Я. М., 2012.

[14] Рерих Е.И. Из письма от 23.06.34.

[15] Грани Агни Йоги. Т. 10 (1966 г.), 706.

[16] Ковалева Н.Е. Елена Рерих. Путь к посвящению. М., 2013.

[17] Шустова А.М. Сокровище мира. Издание второе, дополненное. Новосибирск, 2011.

[18] Выделено мной. – Авт.

[19] Записи Учения Живой Этики. Т. 6. Запись от 09.01.26.

[20] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 17.04.27.

[21] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 03.06.27.

[22] Высокий путь, т. 1. Запись от 24.04.1927.

[23] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 27.03.26.

[24] Речь идет о предупреждении, переданном Махатмой М. британской королеве Виктории (1819 – 1901). – Прим. авт.

[25] Имеются исторические свидетельства (в частности, изложенные в мемуарах современницы Людовика графини д’ Адемар) о том, что Сен-Жермен (бывший посланником и одним из Учителей Белого Братства) предупреждал короля о том, что если правительство Франции не прибегнет к немедленным социально-экономическим реформам, призванным облегчить положение беднейших слоев общества, это приведет к восстанию и свержению королевской власти). – Прим. авт.

[26] Высокий путь, т. 1. Запись от 24.04.27.

[27] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 27.03.26.

[28] Там же. С. 288

[29] Урга – старое название столицы Монголии Улан-Батора. – Прим. авт.

[30] Община, 161.

[31] Община, 219.

[32] Община, 263.

[33] Община, 268.

[34] Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План. СПб.: Алетейя, 2002.

[35] Выделено мной. – Авт.

[36] Надземное, 6.

[37] Записи Учения Живой Этики. Т.7. Запись от 18.07.26.

[38] Записи Учения Живой Этики. Т. 6. Запись от 28.06.25.

[39] Рерих Е.И. Из письма от 12.09.34.

[40] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 24.04.27.

[41] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 01.11.26.

[42] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 01.07.27.

[43] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 15.12.27.

[44] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 03.11.28.