В сборнике «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день. Книга 2» приведено поучительное «Письмо Учителя Старцу», адресованное Зинаиде Михайловне Гагиной, которая была последовательницей идей Л.Н.Толстого и одновременно теософом - членом Московского отделения Российского теологического общества, официально основанного 14 марта 1910 года.
Первым президентом Московского отделения стала Юлия Николаевна Кирпичникова. Цели возглавляемого ею общества Ю.Н.Кирпичникова формулировала так: «Достижение всемирного братства и единения всеми способами, особенно развитием чувства любви». З.М.Гагина вместе с Ю.Н.Кирпичниковой основали детскую школу в районе подмосковного Лосиного острова, которая долго вплоть до 50-х годов так и называлась - «школа Кирпичниковой».
В конце 1918-начале 1919 года все теософские, антропософские и другие оккультные и
религиозные группы были насильственно закрыты, начались аресты. Президентом Российского теософского общества в то время была А. Каменская, которая в 1922 году по приглашению А.Безант эмигрировала из страны. После ее отъезда во главе Теософского Общества в России встала Софья Владимировна Герье - младшая дочь историка, основателя Московских высших женских курсов В.И.Герье, переводчица, филолог-романист, автор русско-итальянского словаря (1952г)
Софья Владимировна Герье в Крыму. 1920-годы
В 50-е годы прошлого века Софья Владимировна жила в Москве, в Гагаринском переулке, в небольшом деревянном доме. Она приютила у себя уже очень старую и немощную Зинаиду Михайловну Гагину, которой в ту пору было более 90 лет. Вот как описывает её Наталья Ильина в книге «Дороги и судьбы»:
« Маленькая, худенькая, в просторных не то платьях, не то халатах, и - белые, пышные, стриженые волосы, как нимб вокруг головы. На сморщенном личике выражение доброй ко всем расположенности, доброта эта светилась и в больших голубых глазах.(…) В погожие летние дни она любила сидеть в саду дяди Вани. Его веранда выходила на клочок земли, отгороженный забором от двух переулков. Этот уголок дядя Ваня превратил в цветущий сад: молодые деревья, кусты сирени, черемуха, клумба с цветами, дикий виноград. Летом все это шелестело, благоухало, изумляло прохожих. Зинаида Михайловна просиживала там часами: руки на коленях, глаза устремлены ввысь к верхушке сиреневого куста, на лице мир, тишина, покой. Иногда она что-то шептала. Молилась? Разговаривала с цветами, с кустами? За ней являлась домашняя работница Герье - эдакая нянюшка, круглая, уютная, в белом переднике, и говорила: "Пожалуйте в комнату, вам кушать принесли".
Ни в кухонных помещениях, ни у телефона Зинаида Михайловна не появлялась, с земными делами, с земной суетой она покончила. Не сеяла, не жала, в житницы не собирала, и Отец ее небесный заботился о ней. Кров над ее седой головой обеспечивался Софьей Владимировной, уютная нянюшка-старушка стирала и убирала, а кормили Зинаиду Михайловну бывшие члены Петербургского теософского общества»(1).
Зинаида Михайловна Гагина(1864-1960гг)
Уже после Второй мировой войны Наталья Ильина бывала в этом доме у своего дяди, так описавшая его в своих воспоминаниях »:
«Одноэтажный особнячок в Гагаринском переулке принадлежал когда-то профессору Герье (известные «курсы Герье») и после революции по распоряжению Советского правительства был оставлен в собственности профессора. В 1948 году, когда я впервые переступила порог этого дома, им владела дочь Герье – Софья Владимировна. Она занимала две комнаты, в одной, просторной жила сама, в другой, поменьше, старушка домработница. Женщина одинокая, безмужняя, бездетная, Софья Владимировна не могла избежать уплотнения, но, видимо, часть соседей ей было разрешено подобрать самой. Тут жили интеллигентные люди, под стать самой Софье Владимировне, трудившейся в те годы над составлением русско-итальянского словаря, – словарь этот вышел в 1953 году… Кажется, именно в том году или годом позже Софья Владимировна от домовладения отказалась, передав свой старый особняк государству…
Дом в Гагаринском держался долго. Вокруг него в обоих переулках, переименованных, возвышенных до ранга «улиц» («улица Рылеева», «улица Танеева»), рушились старые особнячки, возникали безлично-комфортные розовые здания с лоджиями, а этот простоял всю первую половину семидесятых годов, как будто забыли о нем».(1)
Дом в Гагаринском переулке. Фотография1970-1973гг. Дом не сохранился.
Так кто же она была такая, Зинаида Михайловна Гагина, какой земной путь прошла, что Учителя дали ей почётное прозвище Старец и до конца дней адресовали необыкновенной силы письма, достойные, несомненно, человека очень высокого духа.
Н.А.Тоотс – главный редактор журнала «Дельфис» писала о Зинаиде МихайловнеГагиной:
«Мы знаем о ней немного. Родилась она 1864 году, а ушла из жизни, видимо в 1958-1960гг. В конце жизни заботились о ней не только теософы (С.В.Герье умерла в 1956году), но и знаменитая певица Конкордия Евгеньевна Антарова и математик Ольга Николаевна Цубербиллер, которые жили вместе. Обе уже в преклонном возрасте, а потому поддерживали её больше духовно – своими письмами, а главное, письмами Учителей, которые адресовались Старцу через К.Е.Антарову. Относила их Гагиной Елена Тер-Арутюнова, будучи юной девушкой, дочкой известных московских теософов. Одно их этих писем она передала в редакцию журнала «Дельфис», и оно было опубликовано во 2ой книжке «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день».
Но когда книга была уже издана, нас ждал сюрприз: Ксения Ростиславовна Черенкова передала нашей редакции рукописные письма К.Е.Антаровой и некоторых других теософов. Среди них оказались 10 писем Учителей Старцу. Начинались они с письма 1942 года, где было сказано:
«Благая рука Учителя тебе посылает и Его милосердие тебе говорит: «Всё, что тебе посылается, даётся лично тебе, только для твоего питания. Запомни и жди, как великий закон жизни».
Обнимаем тебя (Конкордия Антарова) (Ольга Цубербиллер) 13.12.1942.
Конкордия Евгеньевна Антарова и Ольга Николаевна Цубербиллер.
Прочитав их, захотелось узнать об этой выдающейся женщине побольше. И вот скромный итог этих поисков.
Зинаида Михайловна Гагина была педагогом, литератором, писала под псевдонимом Н.Б. Петрова. Известна её книга «Из дневника народной учительницы». Видимо в ней она описывала свой опыт создания школы для крестьянских детей в имении своего мужа Ильинское Рязанской губернии. Можно предположить, что эта школа функционировала по типу толстовских общин, и Л.Н.Толстой знал об этом начинании Гагиной.
7-8 мая 1909 года из Ясной Поляны Лев Николаевич пишет «Спасибо, милая Зинаида Михайловна за то, что помните меня и прислали свой дневник. С особенным чувством радости за вас и за детей прочёл его. Так радостно было заглянуть в уголок души хорошей, правдивой женщины, а также в уголок того народа, который, я чем дольше живу, даже незаконно исключительно люблю. Люблю Ваших ребят, и Сережу, и девочку – забыл, как зовут. Этот народ нельзя не любить. Помогай вам продолжать ваше – хотел сказать – прекрасное, но ваше дело больше: оно истинно хорошее. Последствия этого дела неисчислимы. Не сравниваю его с деятельностью Думы, чтобы не оскорбить вашу деятельность. И как просто, хорошо вы его делаете, без преувеличения, без задора и без усталости. Ohne Hast, ohe Rast*
Одно мне не понравилось в вашем дневнике: это ваши упреки о судьбе, себен, сожаление о прошедшем. Всё то самое тяжёлое, что случается с нами, - вы испытали очень, очень тяжёлое, - всё это, как ни странно сказать, благо «иго моё благо», если только мы поставим главным делом жизни приближение к нему, к высшему совершенству.
Прощайте, не забывайте меня. Любящий вас Лев Толстой».
А 5 декабря 1909 года он вновь обращается к Гагиной: «Радуюсь вашей деятельности и переживаю вместе с вами её радости и тяжёлые стороны. Самый лучший для меня, наиболее любимый тип людей, это наши русские крестьяне, а самый лучший, тоже наиболее любимый возраст, это детство, а самый радостный труд, это труд для наиболее любимых существ. И вы в вашем деле пользуетесь и умеете пользоваться этим велики благом. Помогай вам Бог (…)
Сердечно любящий вас Л.Толстой»
Из воспоминаний известного востоковеда С.И.Тюляева мы знаем, что именно Зинаида Михайловна свела его с теософами и приняла в члены Ордена Звезды Востока, учреждённого Д.Кришнамурти. В те же годы он пользовался большой популярностью среди российских теософов, а его книги переводились и переписывались от руки».(2)
Д.Кришнамурти и А.Безант 1920-е годы.
Известный индолог С.И.Тюляев пишет в своих воспоминаниях «Я не успел вступить в Теософическое Общество, но стал членом его Ордена Звезды на Востоке, ликвидированного сразу после смерти Ленина. До этого Орден был фактически под руководством Зинаиды Михайловны Гагиной. Через неё я общался с Теософическим Обществом, во главе которого в Москве стояла Софья Владимировна Герье.
Зинаида Михайловна стала моей духовной матерью. Я часто бывал у неё на дому и участвовал в её работе по переписке от руки теософических трудов, поскольку размножение подобных текстов на пишущей машинке было запрещено властями.
Целыми днями Зинаида Михайловна трудилась, копируя от руки нужные теософические сочинения, привлекая меня и других сотрудников. Ей было около ста лет, и мы помогали ей топить печку и покупали продукты, поскольку Зинаида Михайловна не имела никаких средств для жизни.
Среди теософов она занимала видное место. Зинаида Михайловна приняла меня в Орден Звезды на Востоке и была моим духовным покровителем. (3)
З.М.Гагина в последние годы жизни.
Можно предположить что в зрелые годы З.М.Гагина была очень активным членом различных духовных обществ, которые тогда возникали в России. Она была действительным членом Московского и Петербургского вегетарианских обществ, членом Ордена российских тамплиеров. Среди других членов этих обществ можно встретить очень много имён известных деятелей культуры. Несомненно, это был тот пласт духовных людей, которые закладывали основание будущей России, способной повести за собой мир. Зинаида Михайловна Гагина была одна из них. И потому-то Учителя не оставляли её своим вниманием. В своих, порой суровых письмах, Они раскрывали перед ней, а теперь и перед нами, суть работы Старца. Однако не каждому даётся это имя».(2)
«С точки зрения «человека Земли», 3.М.Гагина в свои 95 лет с героической стойкостью переносила старческие недуги, не жаловалась, была терпима и всегда доброжелательна. Так её описывают и Е.Ф.Тер-Арутюнова, и С.И.Тюляев. Однако по-иному её судит и наставляет Учитель. К.Е.Антарова передавала для Гагиной через Тер-Арутюнову письма, которые адресовал ей Учитель, называя её «Старцем». Текст одного из них мы приводим ниже».(4)
Рисунок С.Турий из книги «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день» Книга 2.
Письмо Учителя Старцу (Из записей К.Е.Антаровой)
Друг мой, Старец, есть древняя индусская поговорка: «Мнение Бога звучит в устах твоих недругов».
Мудрость этой поговорки двойная. Во-первых, у праведника не может быть недоброжелателей. Потому он и праведник. И, если его убивают, то потому только, что праведность его чересчур сияет.
А второе, – в делах дня отражается весь человек, и то, что подмечают недруги, всегда относится только к тем земным качествам человека, с которыми не может мириться Высокая Божественная Сила, требующая места Себе для действий в дне.
Не для того дано тебе прозвище «Старец», чтобы твои окружающие имели в тебе наблюдателя их нравов и слабостей. «Старец» – это символ активных действий, символ высочайшего смирения и любви, перед которыми меркнет злая воля и не имеет сил подняться резкая волна боли и скорби.
Не в том дело, что ты жалуешься на холодность чью-то. Но что твоя любовь тлеет еле заметным огоньком и не заполняет твоего собственного сердца. Если бы любовь Единого горела в тебе, как пламя, – все коптящие фитили встречных сердец сгорали бы в твоём пламени.
Ты, твой Бог очищали бы каждого. Твоя доброта лилась бы горячим ключом, и ты не спрашивала бы, кто, что и как дал тебе, но радовалась бы отдать Ему песнь благословения за великую встречу. Какая же тебе, Старцу, встреча есть, была и будет «великой»?
Та, где ты увидела, что смрад осуждения, огорчения и тоски полез из тебя, вместо аромата цветочков Великой Матери, вместо твоей молитвы-радости о встретившемся тебе человеке.
Мужайся, бодрись.
Не стой «свидетелем» чужим смертям, но активную любовь, любовь-молитву неси Великой Матери, мчась в Её часовню звучащей Радости-Жизни-Вечности – это самое простое и лёгкое, что может нести в себе человек, если он раскрепощён от всех тяжестей страстей.
Но если в нём живёт самолюбие и горечь на малое внимание людей, – он не стоит у престола Божия, не молится о страданиях и заблуждениях своих братьев и даже не понимает, что его годы ввели его в те рамки существования, где нет «его», а есть его служение людям, его любовь, его им благословение. Не ищи «помогать» вовне. Ищи внутри себя гармонии и поймёшь, как тебе любить людей и помогать их духовному росту. Для этого расти сама каждый день.
Венецианец
__________________________________________________________________________
Примечание:* Ohne Hast,ohe Rast -Выражение Гете, в переводе с немецкого означает «Без суеты, но и без остановок»
Литература.
1. Н.И.Ильина. Дороги и судьбы.
2.Тоотс. Н.А. Штрихи к портрету З.М.Гагиной. «Дельфис» №3(75)/2015. Стр10-11
3. Предисловие к книге.: Антароеа К.Е. Две жизни. Т.З, кн.2. М.: Сиринъ према, 2012:
4. Сборник «Беседы Учителя. Как прожить свой серый день» Книга 2. Изд-во "Дельфис",2012
Составитель Татьяна Радея.