Чудотворцы 20 века, их имена и жизнь окутана тайной, народная молва слагает о них легенды, но в их далекие кельи едут со всего света.
В студии ток шоу Прямой эфир 13 февраля 2015 года Любовь Новохатская, художник-модельер, которая исцелилась от рака по молитвам старца Ипполита. Имя модельера Любови Новохватской гремело в СССР, но в 1992 году блестящую карьеру едва не разрушил страшный диагноз. Потребовалась срочная операция по удалению левой почки. Врач была откровенна: «Вам осталось жить 3 месяца». Вдобавок Люба узнала, что у нее рак, да еще на очень поздней, практически не операбельной стадии. Прошло почти 25 лет и Любовь Новохатская жива, здорова, и все только потому, что она встретилась со старцем Ипполитом. Что же подарила ей эта встреча?
По словам участников ток шоу, Отец Ипполит был великим чудотворцем, наиболее немногословным из всех старцев. Он не написал ни одной строчки, не произнёс ни одной проповеди, но он был ярчайшим проповедником православия, он проповедовал примером собственной жизни.
Настоятель Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря в Курской области архимандрит Ипполит ( в миру Сергей Иванович Халин) Годы жизни 1928-2002гг.
Архимандрит Ипполит родился 27 апреля 1928 года в многодетной крестьянской семье в селе Субботино Курской области. Родившись на Курской земле, о. Ипполит не только по землячеству, но и по духу стал продолжателем преподобного Серафима Саровского, стяжав христианскую Любовь сам и щедро раздавая ее людям. Еще юношей Сергей Халин почувствовал призвание к монашеской жизни и поступил в знаменитую Глинскую пустынь, где его духовником стал глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), исповедник нашего времени, прошедший жестокие пытки и лагеря. "Батюшка, Вы умрете, кто же после Вас будет старцем?", - однажды простосердечно спросил его молодой послушник. "Да ты и будешь старцем", - ответил отец Андроник.
Отец Ипполит в юности
После закрытия в начале 1960-х годов Глинской пустыни послушник Сергий продолжил монашеский путь в Псково-Печерском монастыре, келейником валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Здесь он был пострижен в монашество с именем Ипполита
В конце 1960-х гг., когда возникла угроза полного исчезновения русского монашества на Афоне в Греции, о.Ипполит вместе с другими ныне известными в России старцами - Илием Оптинским, Авелем Рязанским - поехал на Святую Гору, где в течение 18 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре, в том числе 4 года представлял русское монашество в Священном Киноте, который управляет Святой Горой. Тот труд монашеского делания, который поднял о. Ипполит в это время, сокрыт от нас. "Царствие Божие нудится и нудницы восхищают е" - любил повторять он. Но не укрылись благодатные плоды этого труда, дары Духа Святаго - любви, терпения, кротости, милосердия, которые о. Ипполит принес на Родину и без остатка отдал ближним.
Он вернулся в Россию в переломное для нее время. В течение короткого времени восстановил свыше десятка храмов, а в 1991 г. принял в управление Рыльский Свято-Николаевский монастырь Курской епархии, возрождению которого посвятил последние 11 лет своей жизни.
Именно здесь, в древнем, веками намоленном месте - Рыльском монастыре воссиял для многих тот свет, порадоваться и отогреться душою, возле которого потянулся поток страждущих с самых дальних концов России и зарубежья.
Батюшка имел великий дар утешения. Он не был проповедником в классическом смысле, златоустом. Он, бывало, говорил: "Вот, кто-то проповедует, а я вообще ничего не могу сказать. Я не умею ничего".
О. Ипполит больше любил обращать к людям слова стихов, простосердечных и мудрых народных песен. Но от него исходила самая живая и самая действенная проповедь, которая только может быть на свете - дух любви и пример собственной жизни. Всего лишь два слова: "Ну, отец, терпи". "Помоги тебе Господи". "Здоровья тебе". И еще несколько фраз говорил о. Ипполит человеку, и тот, кто приходил к нему с тяжким грузом грехов, житейских проблем и скорбей, выходил из храма обновленным, с сияющим лицом и просветленной душой. И таких примеров были тысячи. Та благодать Божия, которая почивала на Батюшке, производила в людях такое внутреннее преображающее действие, что они полностью изменяли свою жизнь.
Фото с белочкой. «Животные обоняют запах Рая и идут к святым» Прп Исаак Сирин
Множество чудес было совершено о. Ипполитом при его жизни, свидетелями которых невольно являлись окружавшие его люди, их нельзя скрыть или отмахнуться. Это исцеления от наркомании, алкоголизма, рака, даже СПИДа. Но самое великое чудо, которое внешне обыденным образом творил отец Ипполит - это чудо преображения человеческой души. Озлобленные, согнутые тяготами и невзгодами люди с изломанными судьбами и характерами, ожесточенными и окаменевшими - казалось бы уже навсегда - сердцами приезжали к отцу Ипполиту и на глазах воскресали для любви, для милосердия, для вечности
Не раз бывало так, что по молитвам о. Ипполита приходили к покаянию, примирялись с Церковью и с миром отходили ко Господу даже убежденные безбожники, молиться о которых Батюшку попросили их уже отчаявшиеся родственники.
Батюшка имел любовь, сравнимую с любовью Христовой: "Приходящего ко Мне не изгоню вон". Тех людей, которые не задерживаются ни в одном монастыре, которых просто изгоняют: бомжей, наркоманов, блудниц, пьяниц, - он принимал к себе, за всех молился, и часто алкоголику, который едва стоял на ногах, он уделял времени намного больше, чем внешне вполне благопристойному человеку. Далеко не всем это было понятно. "Что это Он ест и пьет с блудницами и с мытарями?" - говорили о Спасителе во время Его земной жизни. То же самое говорили и об отце Ипполите. Многие сетовали, что Рыльский монастырь превратился в "сборище алкоголиков, пьяниц, наркоманов" и не увидели при жизни праведника того благодатного света, который находился в нем. Тем более что о. Ипполит был необыкновенно скромным человеком. Будучи архимандритом, он никогда не носил креста с украшениями. Во всяком случае, напоказ. Часто приезжавшие в обитель известные, состоятельные люди порой принимали его за послушника. И, действительно, он искренне считал себя самым грешным и самым простым человеком.
В жизни Батюшки было много трагических страниц. С него срывали крест, запрещали в священнослужении, отправляли за штат. Все неправедные оскорбления и гонения он терпел с редчайшим благородством и достоинством, о них узнавали только от других. Сам о. Ипполит ничего не рассказывал о себе. Даже простые факты его биографии приходится сейчас собирать по крупицам. Но в Духе живущим подвижникам он был хорошо известен. Однажды известный юродивый Алексей Феодорович из г. Старый Оскол прогнал прибывших к нему из Рыльска матушек: "Убирайтесь отсюда. Приехали от Ипполита ко мне. Он с Матерью Божией разговаривает, а кто я такой?".
Так же скромен и сам Рыльский монастырь. Золотых куполов нет. Стоят три храма, но восстановлен только один. Казалось бы, за столько лет можно было больше сделать, тем более, что поступали пожертвования от состоятельных людей. Но вот Патриарх Алексий отмечал на церковном соборе, что не строительством надо увлекаться. Что пользы от раззолоченного храма, если будет стоять он пустой? Восстановите храм в сердцах людей, и заполнят они храмы, и украсят их.
Это и делал архимандрит Ипполит. Он верил, что сердца можно отогреть только любовью - не исключая самых простых и "доходчивых" ее проявлений. Приезжавших отправлял прежде всего в трапезную, которая по благословению старца была открыта с утра до вечера для всех. Ежедневно здесь кормили по 300-400 человек. Посещая села Курской области, о. Ипполит помогал всем, кто нуждался в его помощи. Он не делал разбора, в каждом человеке видел только его бессмертную душу. Раздавал деньги, дарил коров, покупал дома - тем, кто нуждался в этом. Найдем ли мы еще подобные примеры в современном мире?
Благодатный дар исцеления, которым о. Ипполит был щедро одарен, он также прикрывал простотой и скромностью. Характерен такой случай. Как-то из Москвы приехала с паломниками в монастырь женщина с подростком. Подходит к отцу Ипполиту: "Батюшка, вот у меня сын болен СПИДом". Отец Ипполит благословил его, прочертил пальцем крест на его груди и говорит: "Да у него ничего нет, матушка, езжайте, езжайте домой". Вот и весь разговор, а она ехала за 500 км. Она так раскричалась! Стала так возмущаться! "Да что это такое, да что это за батюшка? Я ехала, платила деньги!..." Всю обратную дорогу кричала. А когда пришли к врачу, сдали анализы - они и правда чистые.
О. Ипполит молился не только за притекавших к нему людей, он болел сердцем за всю Россию, и ему было открыто многое о ее судьбах. Свидетельством этому служит та особая забота, которую Батюшка проявлял к возрождению Православия в духовном центре Кавказа - Северной Осетии. "Только монастырями спасется Кавказ" - полагал он. Батюшка основал здесь две духовные крепости, два монастыря - женский в Алагире и мужской в Беслане (открыт в 2000 г.), в нескольких минутах ходьбы от той школы, которая спустя несколько лет стала трагически известна всему миру. "Вымаливайте Беслан", - благословлял о. Ипполит, и его духовные чада начали даже создавать в Осетии центр медико-социальной реабилитации для детей, пострадавших в терактах и конфликтах Кавказа. Бандиты, как мы знаем, замышляли развязать войну по всему Кавказу, но их усилия рассыпались о твердыню положенного там старцем Ипполитом духовного камня.*(1)
На передаче гости из Осетии говорили:
«Рыльский Свято-Николаевский мужской монастырь, известен чуть ли не каждому жителю Осетии! Чьим настоятелем долгие годы являлся архимандрит отец Ипполит (Халин). Что так связывало Осетию с монастырем в далекой Курской области? Почему паломники толпами ездили именно сюда? Любовь! Любовь старца к Осетии и ее жителям? Осетию он называл Аланией, мужчин-паломников аланами, женскую половину аланочками. Его любовь жива и еще долгое время»
Участник передачи осетин Руслан Плиев признался, что до встречи с отцом. Ипполитом он не верил в Бога и не хотел встречаться с Батюшкой, но жена Алина настояла на поездке в Рыльский монастырь. Когда же Руслан приблизился к о. Ипполиту, то бросился на колени перед ним, обнял Батюшку за ноги: « От Батюшки Ипполита исходила такая Божья Благодать, что мне захотелось стать половицей пола, по которой Он ходит »!
Свято-Успе?нский Ала?нский монасты?рь— православный мужской монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Самый высокогорный монастырь на территории России.
Последние одиннадцать лет жизни старца были неразрывно связаны с Рыльским монастырем во имя Святителя Николая Чудотворца. Его молитвами и трудами обитель была поднята из руин, возродилась духовно, стала известна по всей России. Из многих городов и сел страны люди ехали в Рыльск за духовным советом и утешением, многие исцелялись от тяжких неизлечимых недугов, укреплялись в вере. Архимандрит Ипполит принимал всех, кто ехал к нему по зову сердца, а не из любопытства.
Рыльский Свято-Никольский мужской монастырь
Особенностью старческого служения отца Ипполита была многотрудная битва с духами злобы за души людей. По благословению старца в монастыре много лет проводились молитвы - вычиты, во время которых одержимые нередко освобождались от власти демонов.
«Почти каждый день по благословению о. Ипполита в монастыре проводились так называемые вычиты. Старец не выдумал чего-то нового, а просто монастырские священнослужители по его благословению постоянно служили чин, взятый из Большого Требника, который называется: «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых»
Кроме того, читались Евангелие и Апостол и некоторые молитвы из Таинства Елеосвящения. Со стороны эта церковная служба казалась очень торжественной и вместе с тем жутковатой. В то время как священнослужители вычитывали необходимые заклинательные молитвы, бесноватые и одержимые демонами начинали издавать дикие вопли, полностью заглушавшие все молитвословия. Часто они просто вопили протяжным криком, а иногда раздавались явные выкрики и ругань: «У, прроклятый!», «Ай, отойди, отойди!», «Ну долго ты будешь нас на коленях держать?!», «Огнем, огнем попаляет!». Происходила какая-то страшная вакханалия, приводившая в оцепенение. Увидев это в первый раз, помню, я изумился, почему этих кричащих, ругающихся людей не прогонят. Наоборот, все вокруг, и в первую очередь монахи, ведут себя спокойно, обыденно, как будто бы все в порядке. Лично мое мнение, что для большинства людей очень полезно побывать на этих молебнах о недужных. Именно здесь неверующие и слабоверующие воочию могут убедиться в существовании так называемой иной реальности, именно здесь равнодушных и «теплохладных» может потрясти то, как близко к нам находятся нечистые духи, как мучают они людей и разорвали бы нас вообще на части, если бы Господь им это позволил…»*(2)
Священник Игорь Елисеев из Санкт-Петербурга рассказал такой случай. Зашел он как-то к отцу Ипполиту после молебна в келью и видит, что у батюшки все лицо в каких-то ужасных волдырях. «Вот так мне «отчитка» дается, отец», – сказал он, видя изумленный взгляд отца Игоря. А на следующее утро, после ночного молитвенного бдения, от этих страшных волдырей не осталось и следа…
Какая это страшная реальность – бесплотные нечистые духи наносили вполне реальные материальные язвы старцу подвижнику за его борьбу с ними, за его дерзновение молиться ко Господу за нас –несчастных, больных людей.
Батюшка страдал за нас. И не только этими видимыми язвами от потусторонних адских сил, но и постоянными болезнями, которые никогда не оставляли его.
Старец уподобился Христу, всего себя отдав на служение людям, душу свою положив за них. Он жил по слову Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»*(2)
“Главное - мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, тогда и с Богом будет мир”, - кротко повторял старец. Этот благодатный мир в душе стяжал курский подвижник, и поэтому к нему так тянулись люди.
Бывало, что обращались к Отцу Ипполиту люди с самыми малейшими, обыденными нуждами, и он кротко благословлял всех со словами: "Терпи, смиряйся, Господь поможет". Он был, поистине, одним из тех живых камней христианства, про которых говорил Апостол Павел.
Во многих духовных Учениях существует понятие «снисхождения». Очень часто его неправильно понимают, как высокомерие или попустительство. Но Высокие Духи употребляют его как одно из качеств человечности.
«Вся земная жизнь состоит из снисходительности и сострадания. Люди иногда выказывают эти качества сознательно, но чаще того они выказывают снисходительность по доброте, не придавая значения таким улыбкам. В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит всё старание, чтобы внести знание по человечности».(3)
«Внешне батюшка был высоким, немного сутулым, крупным, но не полным. Весь облик его одухотворяла благодать. Чистый ясный взгляд небесно-голубых глаз, радостное доброе лицо, светившееся любовью ко всем. «Когда батюшка улыбался, - вспоминает одна трудница монастыря, - за его улыбку все можно было отдать. Такую улыбку нигде не встретишь. В ней было столько доброты…»*(2)
«Это был веселый человек. Мы часто представляем себе старцев-монахов такими солидными, грозными, но мне кажется, все-таки выше всего любовь и простота. Какой бы человек ни был солидный, в красивых рясах и т.д., пусть он правильные слова говорит, но выше всего, когда человек простой и добрый. Не зря старец Амвросий учил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там не одного».
Песни и шутки, и стихи, как из рога изобилия, лились из отца Ипполита бесконечно. Обыкновенно, просто так - он ничего, наверное, не говорил. Подходит к нему человек благоговейный, такой хорошей жизни духовной, монах, и он ему говорит:
«Ничего мне на свете не нужно,
Только видеть тебя, милый мой,
Только видеть тебя бесконечно,
Любоваться твоей красотой».
Вроде бы, это говорит кто? Ну, девушка - любимому. Монах в недоумении. А потом этот человек задумывается: «Господи, так ведь это человек - Христу говорит!». Ничего случайного.
А когда мы ехали в скит, в Большегнеушево, в Казанский женский монастырь, отец Ипполит очень любил петь песню «Виновата ли я». И многие другие. Это был живой человек, который был очень-очень скромного, очень низкого мнения о самом себе. Он часто говорил: «Вот, кто-то проповедует, а я вообще ничего не могу сказать. Я не умею ничего».*(2)
«Высокий Дух знает сущность снисхождения. Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением. Глупец избивает обессилившего осла и тем творит лишь вред. Но разумный хозяин даст ослу отдых и накормит его, и тем получит пользу. Также и с невеждами, невозможно обрушивать гнев на невежд, ибо не принесёт пользы такое поношение. Но польза будет, если снизойти и найти убедительные слова. Нелегко находить уровень невежества. Но мыслитель поймёт, что по низкому проходу нужно идти нагнувшись.
Много говорилось о сострадании, но каждое сострадание уже содержит снисхождение. Поистине, славное восхождение создаётся чутким снисхождением! В Надземном мире такое умение милосердия приводит к быстрому восхождению: путник приучается прислушиваться к голосам боли и наполняется мыслями о целении, такие мысли уже возносят, как крылья. Человек должен постоянно искать, где можно приложить снисхождение».*(4)
«Монах Иоанникий (Цыганков), насельник Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря:
«Отец Ипполит всегда всех призывал к миру со своими ближними и к смирению. Сам же он был само смирение, сама кротость. Он смирялся перед всеми; перед самым последним трудником, перед какой-нибудь деревенской бабушкой, которая, несмотря на то, что сзади нее стоит огромная очередь к старцу, битый час пытается решить у него свои хозяйственные вопросы: продавать ли ей корову, заводить ли еще гусей и у кого лучше покупать муку. «Из всех путей выбирай самый смиренный, - учил он одного боголюбивого священника. - И себя считай за траву сухую, за прах земной, за пепел, за ничто».
- Спрашиваете, какой у него характер был? Человек триста к нему подойдут, а потом еще следом бегут: «Батюшка, батюшка!..». А с него уже пот ручьем течет. Ну как тут не сказать: «Да сколько можно, оставьте меня в покое, в конце концов!». А он — нет, он только ласково со всеми обходился: «Матушка, подожди, подожди, иди молись, иди, иди молись». Никогда у него не было такой натуры, чтоб сказать кому-то что-то плохое. Я, бывало, приду: «Батюшка, я вот согрешил». А он: «Иоанникий, Иоанникий, тебя Господь за труды простит».
Вот так вот он всех ублажал. Уходишь от него — как на крыльях летишь.
В миру, в семье как бывает — сын напился, ему плохо, а мать или отец: «А, вот ты такой-сякой, как тебе не совестно…». В нем и так уже огонь, а они ему огня добавляют. Два огня — этого человек может и не выдержать, может что-то сделать с собой. А он этого не делал, батюшка. Он каждого ублажал, каждого лаской. Зло добром побеждаем всегда
Ходил он в ветхом. Архимандрит, а ни митру не надевал, ни посоха не брал. Сапоги, подрясник, телогрейка — все старое. Такой простой, что и не заметишь его. Кушал он с нами всегда и любил звать всех на трапезу. Идет из храма, когда служба окончится: «Пойдемте, пойдемте завтракать! Пойдемте завтракать!». Увидит кого-то на улице: «Идите обедать!». Да, вот так вот. У нас всех кормят, никого не выгоняют. Трудишься, не трудишься — накормят. И бомжа, и беспризорного, еще и в кармашек хлебушка дадут. Нам звонят: мы к вам в субботу приезжаем, нас 70 человек. И мы сразу готовимся, продукты закупаем. Надо проще быть. Просто любить — всех, кормить всех. Накорми человека, а он раз — и не будет на тебя злиться, и у него как-то смягчение будет, к монастырю, к Церкви, к Богу… ко всем.
Добром надо усмирить зло. Это заповедь Божия. Надо уметь побеждать зло. И батюшка так делал. Бывало, пьяницы придут к нему: один лежит на ступеньке, второй, третий лежит… А он перешагнет вот так через них, вынесет по десятке: «Нате!». Я говорю: «Батюшка, да разве можно так?». Он: «Иоанникий, если я не дам, он пойдет и сворует, греха больше». И ругали его за то, что всех собирает, а теперь вспоминают: почему мы его не знали, почему мы это не делали? Сколько наркоманов, сколько пьяниц в трезвость пришли. И как же не знали, вы жили рядом в Рыльске и не знали, что батюшка есть вот такой?
В своем Отечестве пророка нет. Таких людей мало, наверное. Сейчас нет таких. Сейчас бизнес, серебро — всё. А чтоб другому отдать, этого нет. Это у редкого человека есть теперь, и если есть, значит — Божия душа. Батюшка был — Божия душа, он ничего для людей не жалел. Он не так старался монастырь отделать, как старался людей спасти, помочь им. Чтоб люди были довольны и чтоб к вере пришли.*(2)
«Когда Высокие Духи говорят о высшей терпимости, значит, Иерархия может являть снисхождение, ибо сердце Иерарха всевмещающе, оно всё чувствует, и знает все импульсы, намерения, и взвешивает всё хорошее и дурное. Своим снисхождением Высший Дух спускается в сферы сознания ученика и терпимостью поднимает ученика.
Терпимость для ученика, который являет нетерпимость к окружающему, не может называться снисхождением. Когда ему указывается на развитие этого чудесного качества, значит, он, прежде всего, должен изъять осуждение.
Указание о терпимости, прежде всего, должно пробуждать в ученике понимание, что дух должен освободиться от самости, ибо самость порождает самые страшные уродства. Так, только дух ученика, освободившегося от самости, может являть снисхождение». *(5)
Литература:
1.Антонина Арендаренко. «Послушник Святителя Николая». (http//ruskline.ru)
2.Рыльский Свято-Николаевский монастырь //В Контакте
3.Живая Этика. Надземное,552.
4.Там же, 847.
5. Живая Этика, Мир Огненный 3, 54
Составитель Татьяна Радея
Февраль 2015г.