К 100-летию со дня рождения
Елена Данилова. Санкт-Петербург
Скажу я: — Нет таких чудовищ,
Чтоб запретить душе моей
Принять Огонь Твоих Сокровищ
И озарить сердца людей.
Н.Уранов
Николай Александрович Зубчинский (Уранов) 1940-е годы. Харбин.
«Существуют три астрологии; одна лженаука шарлатанов, другая — современная научная астрология, третья — это оккультная астрология — Астрология Посвященных. Получить доступ к последней — чрезвычайно трудно. <...> Думают — почитав две, три книжки, они начнут разбираться в судьбах мира и отдельных людей. Но когда не получается, наступает охлаждение, разочарование и даже критика. Но помимо этого, надо еще иметь призвание и талант, ибо высшая астрология есть искусство. <...> Но если кто-то хочет изучать астрологию из любопытства, сугубо личных побуждений, своекорыстия и т. д., то лучше не начинать. Только те, кто горит желанием помочь несчастному человечеству вырваться из тенет иллюзии и непрерывных бед, могут получить необходимое для этого знание и оружие»
Н.Уранов.
Так случается, что в наш век непрерывного потока информации ускользают имена, забываются заслуги.
В меру своих возможностей я буду рассказывать о тех, кто мало известен широкой публике. В этом небольшом эссе я хочу написать о Николае Уранове.
Начну с начала, на имя – Николай Уранов я наткнулась в период изысканий, связанных с местом моего рождения. Родилась я в небольшом сибирском городке с весьма специфической репутацией – городка где жили те, кто прошел «Озерлаг» ( зону для полит.заключенных под Тайшетом) и те кого вынудили там поселится после возвращения из Харбина. По сути, Вихоревка рождена зоной. Политзаключенные и зэки ее первостроители, а затем и первые жители, а потом уж, во многом, ее негромкая слава.
С 1937 года, с момента начала строительства железной дороги Тайшет-Лена, через «Тайшетлаг», позже ставший «Озерлагом» прошли сотни тысяч уголовников, врагов народа, кулаков, пособников, интернированных и военнопленных. Многих из них перемололи в лагерную пыль. Следы их пребывания на земле сохранились лишь в архивах компетентных органов. В этом людском потоке попадались величины всесоюзного масштаба, такие как Лидия Русланова, боевые генералы. Были там националисты и власовцы. Японские военнопленные. А еще была такая категория, как харбинцы. О них и расскажем немного поподробнее.
Еще при царе в Харбине, на территории Китая была создана небольшая русская колония из служащих КВЖД (была такая железнодорожная компания). После революции и гражданской войны туда бежали остатки колчаковской армии и забайкальского казачества. По некоторым данным русское население Харбина насчитывало более ста тысяч человек. Это был город в городе, здесь действовали 21 православная церковь, были свои школы, газеты…
В конце 30-х Харбин попал в состав марионеточного режима, которым управляли японцы. В 45-м, когда СССР объявил войну Японии, в Харбин вошли советские войска. Естественно, разобрались, хоть и не сразу, но со всеми, вызывавшими сомнения, соотечественниками. Таким образом, в 1949 году, на смену японским военнопленным в «Озерлаг» прибыли русские из Манчжурии. Они и достраивали дорогу Тайшет-Лена. По ней в 1951 году прошел первый поезд. Участок в 720 километров он проходил за 4-5 суток, постоянно сходя с рельс и проваливаясь в болото.
В середине 50-х наступила оттепель, «Озерлаг» ликвидировали, политзаключенных реабилитировали и распустили по домам. Харбинцам же возвращаться было не куда. Значительная их часть (порядка 400 человек) осталась жить в Вихоревке. И в районе Петушков появилось несколько улиц из крепких домов, где и обосновались бывшие зэки.
Там я и родилась, на тех самых Петушках, где жили мои дедушка и бабушка – бывшие жители города Харбин .
В их числе были совсем непростые люди. Старостой и главным строителем первого и единственного городского храма Николая Чудотворца стал потомок белого казака Николай Панин. Вечная ему память! Сейчас не спросишь у него, почему главки у храма отливают сталью. То ли денег на позолоту не хватило, то ли так увековечил он память о тех стальных годах.
А еще об одном знаменитом харбинце и вихоревце, издали книгу французы. В ней, ныне покойный Виктор Абламский, рассказал о том, как он был чемпионом Харбина по фигурному катанию, а потом зэком «Озерлага», а затем фотолетописцем Вихоревки.
Сейчас русская харбинская колония практически уничтожена. Тех, кого при Сталине насильно не вывезли в лагеря, во времена Хрущева вернулись на Родину, кто к освобожденным мужьям, кто поднимать целину. Остатки ассимилировали китайцы.
Как не удивительно, но самый заметный свой след колония оставила в маленьком сибирском городке Вихоревка. Здесь их сначала заставляли работать под дулами автоматов, а затем они стали считать его родным городом и трудиться в его благо.
И вот в этом самом городке проживал достаточно продолжительное время Зубчинский Николай Александрович (родился 20.3.1914, станция Вэйшахэ, Маньчжурия, ушёл из жизни 6.6.1981, пос. Казахстан ок. Лениногорска) - последователь Н.К. Рериха. Художник, поэт, философ, астролог, музыкант и композитор. Писательский псевдоним - "Николай Уранов".
Н.А.Уранов. 1950-е годы. Вскоре после освобождения. Вихоревка.
О жизни Николая Александровича Зубчинского известно немного. Он родился 20 марта 1914 года на станции Вэйшахэ в Маньчжурии, близ Харбина. Отец его был служащим на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД).
В 1934 г.Николай Александрович посещал выступления Рериха в Харбине и вошел в группу Б.Н. Абрамова (они были знакомы уже давно, по Ордену Розенкрейцеров). Дружил с А.П. Хейдоком. Окончил юридический факультет в Харбине. Перепробовал множество работ. В марте 1945 г. женился на Лидии Ивановне (р. 1926, Харбин), участнице того же кружка.
2.9.1945 был арестован по политическому доносу (мол, служил в библиотеке японской военной миссии) и до 1956 г. находился без права переписки в сибирских лагерях на лесоповале, затем ночным фельдшером при больнице и художником, даже в таких условиях продолжая работать над Учением.
Практически 10 лет супруги не встречались....вот так бывает брак, недолгая совместная жизнь ( 6 месяцев), а потом разлука на долгие годы.
Первое время после освобождения Николай Александрович и приехавшая к нему Лидия Ивановна продолжали жить в городке Вихоревка Иркутской области, где находился лагерь, в котором Николай Александрович отбывал свой срок. Лидия Ивановна, врач по профессии, устроилась работать в лагерную больницу. Это было очень трудное время. Необычный образ жизни молодых супругов не мог не привлечь внимание бдительного начальства. За Николаем Александровичем была установлена строгая слежка, ему грозил повторный арест. Но жизнь шла своим чередом. Лидия Ивановна привезла с собою книги Учения. Это было необычайное счастье! Возобновилась систематическая работа над Учением. Писались очерки, стихи, повести и картины. Появились первые ментограммы. Велась переписка с друзьями. Некоторые из них, в том числе Альфред Петрович Хейдок, приезжали на Вихоревку к Зубчинским.
Орлы летают высоко,
Но не завидуйте орлам.
Им в небе тоже нелегко,
Как нелегко на скалах вам.
Николай Уранов и Альфред Хейдок на Алтае.1970-е годы
В 1971 г. они переехали в Усть-Каменогорск, поближе к Алтаю, где Н.А. получил возможность не только переписываться с единомышленниками, но и встречаться с ними. За 2 дня до ухода во сне посетил прекрасный "Докиуд", где встретился с Абрамовым и другими ушедшими друзьями.
Писал стихи, повести, много философских эссе, но публикация его трудов началась лишь в 1995 г. Изданы сборники "Огненный подвиг", "Размышляя над "Беспредельностью"( в 7 выпусках), "Об астрологии", стихотворный "Вперед и выше". Изданы фрагменты писем "Нести радость". Особого рода произведение - сборник ментограмм "Жемчуг исканий". Многое еще не опубликовано. Сочинял музыку, хорошо играл на фортепиано. Н.А. Уранову посвящен сайт в интернете www.uranov.ru. Всем рекомендую его посетить и прочесть его книгу «Об Астрологии».
Вот небольшой отрывок :
"Уберите Луну с нашего неба, и не одно существо не родится на нашей планете." Эта оккультная истина связывает Луну с человеческим зерном. И это мы видим на наглядном примере: рождение женского зерна и его изгнание соответствует одному Лунному циклу. Превращение оплодотворенного зерна в человека связано с десятикратным вращением Луны. Тот градус Зодиака, в котором находилась Луна в момент начала дифференциации оплодотворенной клетки, через десять ЛУННЫХ МЕСЯЦЕВ, взойдя на восточном горизонте, или опускаясь на западе, откроет цикл жизни новорожденного. Дальнейшее движение прогрессивной Луны через семь лет оформит его эфирный принцип, совершив 1/4 своего цикла. Через 14 лет (7 х 2) оформит его астральное тело, или кама-рупу. Через 21 год оформит его интеллект, или кама-манас. Через 28 лет оформит его высший манас. Круг прогрессивной Луны на этом будет завершен. Конечно, если в человеке отсутствуют элементы, необходимые для оформления высшего манаса, или, так называемой, духовности, то и прохождение Луны через последний квадрант своего круга ничего не оформит.
Итак, все, что связано с размножением, заложено в гонадах мужчины и женщины - в человеческих зернах, а жизнь и функции последних связаны с положением Луны относительно Зодиака и ее движением по этому кругу."
("Тайна жизни" из сборника "Знаки")
Перепечатка с сайта «Свободное астрологическое пространство»
Послесловие от редакции
К 100-летию со дня рождения глубокого мыслителя, талантливого поэта и писателя, живописца и музыканта Николая Уранова (Н.А.Зубчинского) вышел в свет прекрасно оформленный, с фотографиями и репродукциями его картин большой сборник «Николай Уранов – философ и певец беспредельности. Жизнь по струне над бездной». (М.Изд. «Новая струна».2014г., 776с)
Познакомиться со всеми философскими трудами Николая Уранова, его письмами, стихами, работами над книгами Учения Живой Этики, такими как "Видеть глазами сердца" и "Материалы к глоссарию по Живой Этике и Тайной Доктрине", можно на сайте www.uranov.ru.
Николай Уранов всю свою жизнь с ранней молодости посвятил Учению «Живой Этики», всю жизнь он напряженно работал над ним. В предисловии к книге Н.Уранова «Видеть глазами сердца» говорится:
« Конечно, методы работы индивидуальны, каждый идёт своим путём, ищет наиболее подходящий для себя метод. Но всё же опыт тех, кто прошёл по жизни путём Учения и добился определённых успехов представляет интерес и может быть полезен для изучающих.
Знакомясь с предлагаемой книгой Николая Уранова, читатель может видеть, как скрупулезно, внимательно работал он над Учением, буквально каждое слово, каждая фраза подвергается здесь глубочайшему осмыслению. Иногда это короткие замечания в скобках, иногда весьма пространные размышления… В книге можно найти много практических советов, например, как быстро побороть раздражение (§199)
Думается, что это очень поучительный пример того, как надо работать над Учением.»