К 105-летию со дня рождения Натальи Дмитриевны Спириной

 Почетного председателя  Сибирского Рериховского Общества  и основательницы   Музея  Николая Рериха  в г. Новосибирске.

 

 

                ND1

                      Наталья Дмитриевна Спирина. 1911-2004гг.

Есть в нашем городе замечательный музей - Музей Николая Константиновича Рериха. А вдохновительницей и, практически, руководителем его строительства и становления была вот эта самая женщина с вдохновенным лицом и внимательными глазами - Наталья Дмитриевна Спирина, многолетняя последовательница философско-этического Учения  Живой Этики, проводником  которого в человеческий мир  была семья  Рерихов.

Мне довелось встречаться с Натальей Дмитриевной, беседовать на разные темы, но обо всём по порядку.

Творческое наследие семьи Рерихов возвращалось на Родину двумя путями. Первый - в 1957 году, когда во время своего визита в Индию Н.С.Хрущев поддержал старшего сына Н.К.Рериха – Юрия Николаевича  в его желании вернуться в Россию и привезти с собой часть наследия Его родителей и собственные коллекции. Юрий Николаевич Рерих – был  известный востоковед, историк и лингвист с мировым именем. Он привез  в СССР часть картин Николая Рериха, огромную библиотеку отца  и коллекцию восточных ценностей. Картины Н.К.Рериха тогда были распределены по нескольким музеям, в том числе и  в Новосибирскую картинную галерею.

Второй этап возвращения наследия произошел в 1989гг. благодаря Раисе Максимовне Горбачевой, поддержавшей младшего  из семьи Рерихов – художника Святослава Николаевича Рериха – в его желании передать  советскому народу остальную часть коллекции картин Николая Константиновича, а также письма  и рукописи Учения Живой Этики, записанные Еленой Ивановной Рерих. Осенью 1989г. был образован Советский Фонд Рерихов, а впоследствии Международный Центр Рерихов в Москве.    

SN Gorb 1989                       

  С.Н.Рерих, М.С.Горбачев, Р.М.Горбачева,  ноябрь1989г. Москва (2)

В те годы по всей стране возникали Рериховские общества, и в Новосибирске в пасхальные дни  1989 года состоялось собрание Новосибирского филиала Общества Советско-Индийской дружбы, посвященное созданию Рериховского Общества. На сцене зала Новосибирского ДК «Прогресс» находились Б.А.Данилов, Ю.М.Ключников и Н.Д.Спирина.

Задачами Рериховского Общества были названы: культурно-просветительская работа  о творчестве семьи Рерихов, издание книг по Учению Живой Этики и теософии, а также защита культурных и художественных ценностей согласно Пакту Рериха, и конечно, главная – строительство Музея Н.К.Рериха в Новосибирске.

Председателем Рериховского Общества был избран Борис Андреевич Данилов, а Почетным председателем – Наталья Дмитриевна Спирина. До весны 1991 года Рериховское Общество просуществовало в составе Общества Советско-Индийской дружбы.

На том собрании было много интересных выступлений:   о новом времени, о духовном наследии семьи Рерихов, об экологии,  в частности, звучали взволнованные речи и призывы к объединению в борьбе против строительства Катунской ГЭС, на что были  свои серьёзные причины. 

Вечером  в дневнике я записала:

 « Всё было очень ново и волнующе! Знакомство с такими светлыми, замечательными людьми изменило всю мою жизнь, придало ей новый смысл – в постижении Знания, в Любви, в труде, в стремлении к Красоте! Деятельность, направленная на распространение знаний о семье Рерихов, об их духовном наследии – вот куда мне хочется приложить свои силы, чтобы больше людей знали о Них, проникались идеями Живой Этики – истинного Учения Жизни, ведь судьба планеты в руках человеческих !»

Осенью того же 1989 года я окунулась с головой в общественную работу. В НИИ, где я работала, образовалась группа единомышленников, объединённых новыми устремлениями. Совместно с членами «Общества Трезвости» (работавшими в том же НИИ) мы организовывали сбор подписей против строительства Катунской ГЭС, пошли на прием к тогдашнему мэру г.Новосибирска - И.И.Индинку, который горячо поддержал нас в этой битве, и кто знает, может быть его поддержка  оказалась решающей. Строительство ГЭС приостановилось!

Совместно с «трезвенниками» мы устраивали культурно-просветительские вечера  для сотрудников НИИ в столовой. Это были незабываемые музыкально-литературные встречи, посвященные Куликовской Битве и Сергию Радонежскому, Николаю Рубцову и Сергею Есенину, Марине Цветаевой и Анне Ахматовой, русской иконе и духовной музыке…

К 115-летию Николая Рериха в ноябре 1989 года  мы провели вечер со слайд-программой по картинам Н.К.Рериха с помощью сотрудницы Н.Д. Спириной – Натальи Жуковой. На вечере прозвучали  стихи Натальи Дмитриевны, посвященные картинам о Святом подвижнике  земли русской - Сергии Радонежском.

ПОДВИГ

Молчанье. Тайна. Тишина.

Следы медвежьих лап по снегу.

Сверканье звезд. И вышина

Деревьев, устремленных к небу…

Надземное слилось с земным.

И Сердце было местом встречи.

Восстала Подвигом одним

Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,

Что процветает к срокам зрея.

Незримое воплощено,

Неслышное – громов звучнее.

И вот, во имя Красоты

На землю сходит в вихрях света

Тот Храм, который держишь Ты

В Руке

На благо всей планеты !

Н.Д.Спирина. (Сб. «Перед Восходом»)

 

                   sergij stroitel 1925 god

                 Н.К.Рерих.  Сергий Строитель.   1921г.

С идеей следующего вечера, на этот раз уже о Святославе Николаевиче Рерихе, я обратилась к Наталье Дмитриевне по телефону. Она живо откликнулась, пообещала сама провести программу. Но наступила зима, были сильные морозы, я беспокоилась, сможет ли она приехать из Академгородка, ведь Наталье Дмитриевне было  78 лет!  Руководство НИИ поддерживало нашу просветительскую деятельность, мне пошли  навстречу и согласились выделить служебный автобус. С сотрудником Натальи Дмитриевны -  Баныкиным Н.П. -  мы закутали её в большой тулуп, надели на ноги огромные валенки, и так поехали. Слайд-программа о картинах Святослава Рериха и лекция Натальи Дмитриевны о его творчестве были замечательными!

Moya strana

                          С.Н.Рерих. Моя страна прекрасна.

Наталья Дмитриевна лично встречалась со Святославом Николаевичем, и она рассказывала нам о своих встречах с ним. На вопрос, что наиболее запомнилось от этих встреч, она сказала:

«Необыкновенно светлый облик, необыкновенно простой и приветливый – вот что меня поражало: такой великий человек и так просто с нами держится  - как с равными, не даёт понять, насколько он выше нас. И как всегда он был приветлив ! Он меня уже знал, подойдет, пожмет руку, что-то скажет, поприветствует. На все наши вопросы он очень терпеливо, обстоятельно отвечал.»

 SN-ND

                     Н.Д.Спирина  на встрече со С. Н. Рерихом.

Слушатели с благодарностью подходили к Наталье Дмитриевне, просили приезжать ещё.

И хотя больше к нам Наталья Дмитриевна не приезжала, но с циклом лекций о Живой Этике весной 1990 года выступил   Николай Павлович Баныкин. Слушали его с интересом, зал столовой был всегда заполнен до отказа. Говорил он очень доходчиво, просто, вдохновенно, лицо его преображалось, когда он рассказывал о Живой Этике.

После этого мне довелось часто встречаться с Натальей Дмитриевной в её крошечной квартирке в Академгородке. Жила она скромно, мебели было мало, на стенах висели репродукции картин Н.К.Рериха, запомнилась одна их них - «Заморские гости» - большая репродукция в раме. Было много книг.

zamorskie gosti 1901 god

                     Н.К.Рерих. Заморские гости.1901г.

В комнате на полу было сложено стопками очень много папок с рукописями. У окна приютилось старенькое пианино, которое Наталья Дмитриевна привезла из Харбина, а посреди комнаты стоял круглый стол, за которым мы разговаривали, пили чай с вареньем, его ей обычно приносили друзья. Хозяйка шутила : «Я – Телец,  а Тельцы – запасливые.» (Н.Д.Спирина родилась 4 мая 1911г., по знаку Зодиака – «Телец».)

Наталья Дмитриевна очень любила цветы, и летом я всегда привозила ей букеты, особенно ей нравились большие гибридные ирисы, которые я выращивала в своем саду. Однажды она подарила мне сборник стихов «Капли» с дарственной надписью: «Кто любит цветы, тот на пути сердца». ... Н.Спирина. 20.12.1992г.» 

Встречи наши были, в основном, деловыми. Я помогала перепечатывать тексты для цикла радиопередач «Светочи мира» на Новосибирском радио, которые шли тогда с участием Н.Д.Спириной и Н.Е.Гребенниковой. Радиопередачи были о Христе, Будде, Магомете, Зороастре, о христианских и буддийских подвижниках, о наших святых: Франциске Ассизском, о Сергии Радонежском, о Серафиме Саровском, об Оригене, Конфуции и многих других.

n d nachalo 90-h g

             Н.Д.Спирина выступает с докладом. 1990г.

Письменного стола поначалу у Натальи Дмитриевны не было, и она работала за круглым обеденным столом. Как-то я пришла и увидела, что вместо пианино стоит новенький письменный стол. Наталья Дмитриевна сказала, что она уже больше не даёт частные уроки музыки, а места в комнате мало, пришлось расстаться с пианино, которое было ей другом с детства. Они поплакали вместе, радует то, что пианино попало в хорошие руки маленькой девочки. А на это место друзья купили ей письменный стол. Сейчас это пианино находится в Музее Н.К.Рериха в г. Новосибирске. Сотрудники Музея  его разыскали, выкупили, отреставрировали, и оно еще очень хорошо звучит.

               rab-stolnd

                                Рабочий стол  Н.Д.Спириной.

 «Прежде всего, - говорила она – нужно осознать, что работаем мы для людей, а не для себя. Поэтому нужно так служить им, так работать, чтобы им это было нужно, чтобы это было питательно духовно, чтобы каждое слово передавало энергию мысли. И чтобы мысль была облечена в доступную и приятную форму, понятную людям, ведь Учение даётся по сознанию. Форма должна соответствовать содержанию, мы не имеем права передавать высокие мысли в несовершенной форме.»

                                                           *     *     *

                                               Любовь есть дыхание сердца;

                                                Уйдёт она – сердце умрёт…

                                               Что мёртвому камню  Восход?

                                               Ему и в Лучах не согреться…

                                               Люби – и вся радость придёт!

                                               Любовь есть Бессмертие сердца.

                                                                               Н.Д.Спирина.  (Сб. « Капли»)

                                                        *        *        *

Наталья Дмитриевна рассказывала о том, как она пишет стихи. Сначала при чтении Учения Живой Этики у неё появлялась мысль, потом мысли начинали складываться в форму. Происходило это по-разному. Иногда стихотворение рождалось сразу, но чаще в результате труда. Так, пришло понимание, что поэзия – это такой же труд, как музыка или живопись. Любое искусство требует постоянной тренировки, постоянных занятий. Ведь музыканты и художники очень долго учатся, прежде чем начать профессионально творить. Например, Николай Рерих, будучи уже профессиональным художником, окончив Академию художеств, поехал во Францию учиться рисунку у художника Кормона.

С детства Н.Д.Спирина очень много слушала стихов, много читала. Но для того, чтобы научиться писать стихи, чтобы форма их была совершенной, она стала изучать книги по теории стихосложения, выучила все ямбы, хореи, рифмы и ритмы. Очень ей помогало музыкальное образование. 

                                     Nata-spirina nd003

                                                   Ната Спирина.

Кроме того, она стала читать критические статьи Белинского, Добролюбова о поэтах и их стихах. «Поэзия есть мышление образами», т.е. сущность поэзии – это метафоры.

Любимый поэт Натальи Дмитриевны – Николай Гумилев - писал стихи, совершенные по форме. Н.Гумилев был родоначальником поэтического течения «акмеизм», от слова «акмэ» - совершенство (греч.)  Его метафоры – изумительно образны!

И Наталья Дмитриевна привела пример  с его стихотворением «Красное море». Известно, что Красное море изобилует акулами.  Николай Гумилев  пишет  так:

                      «Здравствуй, Красное море, акулья уха,

                      Негритянская ванна, песчаный котел !

                      На утесах твоих, вместе влажного мха,

                     Известняк, слово каменный кактус, расцвел….»

«Конечно, - говорила Наталья Дмитриевна, - каждую рифму, каждую фразу нужно выносить, отшлифовать. Показательны в этом смысле, факсимильные рукописи А.С.Пушкина. И вот за 50 с лишним лет сложились всего  два сборника».

                                *           *            *

                                        ГОРЫ

Одним хорошо в долинах,

Другим и в болотах сладко;

Живут в городских коробках,

Блаженствуют на морях.

                                   Но есть и такие люди,

                                    Которые любят горы;

                                   Их тянет неудержимо

                                   К высотам и небесам.

Вершины благословенны,

Величье их – пища духа,

Просторы земли и неба

Оттуда вокруг видны.

                                   Как часто мы вместе всходим

                                   На пики суровых кряжей;

                                   Как мы понимаем скалы

                                   И братьями их зовём.

И воздух снегов мы любим,

И отблески звёзд на льдинах,

И звон тишины нездешней,

Зовущей в надземный храм.

                                   В мечтах ли уходим в горы,

                                   Восходим ли в плотном теле –

                                   Не в этом причина счастья,

                                   Ведь главное – что мы там.

Решает судьбу стремленье.

К высокой и светлой цели;

Решает судьбу – горенье,

Решает судьбу – любовь !                                   

                                                              Н.Д. Спирина. (Сб. «Перед Восходом»)

 

                                    *            *            *

Наталья Дмитриевна Спирина родилась в 1911 году в Китае в городе Харбин в семье медицинских работников.

Harbin

                         г.Харбин. Китай. 20-е годы ХХ века

Из книги о Н.Д.Спириной «Возвышенная миссия твоя»:

«…Харбин в 20-е годы ХХ века был административным центром  Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД),  построенной в начале  века,  соединяющей Москву с Тихоокеанским побережьем и проходившей через Сибирь и Манчжурию. Этот город являлся культурным центром всей русской эмиграции на Дальнем Востоке. Десятки тысяч русских людей, оказавшихся здесь, продолжали хранить верность традициям отечественной культуры, приумножая её духовные ценности.

 В Харбине находилось несколько десятков школ, гимназий, реальных училищ, где преподавали даже профессора. Существовала целая сеть библиотек, общественных и частных, насчитывающих десятки тысяч книг и журналов на разных языках. Издавалось несколько газет и журналов на русском языке. Харбин  отличался богатой музыкальной и культурной жизнью: здесь пели Ф.И.Шаляпин, И.С.Козловский, начинал свою карьеру С.Я.Лемешев.

Наталья Дмитриевна с семилетнего возраста обучалась игре на фортепиано, занимаясь дома с частным учителем музыки. Родители приобрели для Неё пианино фирмы “C.M. Schro.der”.  Этот инструмент, который Она называла своим старинным другом, сопровождал Её всю жизнь.» (3) 

Из документов, хранящихся в Сибирском Рериховском Обществе известно, что Наталья Дмитриевна в 1929 году  закончила Частную женскую гимназию, затем  в 1933 году Харбинскую Высшую Музыкальную Школу им А.К.Глазунова, которая по программе обучения приравнивалась к Дрезденской консерватории.

«Получив прекрасное музыкальное образование, Она работает в качестве концертмейстера у вокалистов, а также даёт частные уроки музыки.» (3)

У Натальи Дмитриевны были слабые легкие, в молодости она заболела туберкулезом и в 1938-39гг. была вынуждена лечиться в горном санатории, где лечение, происходило,  в основном, сухим горным воздухом,  солнцем и кобыльим молоком.

V-sanat

                Н.Д.Спирина в горном санатории. 1938-39гг.

В санатории было много молодых людей, днем все лечились, а вечером собирались, разговаривали, пели, шутили. В санатории Наталья Дмитриевна познакомилась с одним молодым человеком, от которого  впервые узнала об Учении Живой Этики, и который  затем  ввел её в  группу по изучению Учения.  Позже, в 1945 году  Наталья Дмитриевна становится ученицей Б.Н.Абрамова.

Наталья Дмитриевна  всегда была глубоко православным человеком, в юности любила читать «Добротолюбие» и книги о жизни Святых Подвижников, но, по её словам, взяв в руки впервые книгу «Знаки Агни Йоги»,  почувствовала, что это Учение  ей очень близко.

        О своих занятиях с Б.Н.Абрамовым Наталья Дмитриевна вспоминала:

« Когда я пришла к Борису Николаевичу, я уже с Учением была знакома, и он включил меня в очень узкий круг своих учеников, с которыми мы регулярно, раз в неделю, встречались у него и занимались. Мы читали книги и задавали ему вопросы по Учению. С некоторыми из нас, не со всеми, Борис Николаевич изучал «Тайную Доктрину» Блаватской. Он уже знал к тому времени очень много, потому что встречался с Николаем Константиновичем во время его пребывания в Харбине и от него много узнал, и частично делился с нами. Благодаря этому я получила определённое направление, определённые знания.

- Наталия Дмитриевна, обсуждал ли с Вами Б.Н.Абрамов свои Записи, когда Вы жили в Харбине?

- Мы регулярно собирались и занимались раз в неделю, Борис Николаевич каждое занятие начинал с прочитывания какой-нибудь своей Записи. Эти Записи Борис Николаевич получал из Высшего Источника. Мы всегда очень ждали, чтобы услышать его очередную Запись, а после этого уже начинались занятия. Каждый из нас приносил то, что за неделю наработал. Мы брали темы, делали выборки; что-то читали, и у нас, естественно, возникали вопросы. Он всегда ждал вопросов. Зачитывали то, что нам особенно звучало, комментировали это. Но самое главное было — это, конечно, прослушивание его Записей.»  (4).                                             

Записи Б.Н. Абрамова вышли уже в наше время отдельным изданием,  как «Грани Агни Йоги».                                                                   grani

                Книги Записей Б.Н.Абрамова «Грани Агни Йоги» в 13 томах,                                      изданные  в 1993-98 гг. в г. Новосибирске.

На страницах сайта СибРО  приведены воспоминания о Б.Н.Абрамове ещё одной его ученицы - Ольги Копецкой (Бузановой) :

 «…. Борис Николаевич был худощавым, немного выше среднего роста, волосы у него были светлые, зачёсанные назад, глаза голубые, иногда серые. Но глаза эти... Это было нечто, в чём отражался, видимо, его духовный мир. Эти глаза светились изнутри каким-то светом. Когда, говоря с кем-либо, он смотрел на собеседника, этот свет изливался из его глаз, и говорящий с ним чувствовал радость, чувствовал, что получает духовное богатство, в то же время он чувствовал себя под незримой защитой... Трудно передать словами это чувство.» (5)

    photo-abramov7large

                     Борис Николаевич Абрамов

 Ещё во времена своих занятий Живой Этикой в Харбине Наталья Дмитриевна начала писать свои первые духовные стихи, вошедшие потом в сборник «Капли»

                                                            *         *        *

                                                          Борису Николаевичу Абрамову.

                 Одинокое пламя

                                        над всеми ветрами горит.

                 Под грозой,   под ударами волн  озверевшего мира

                                                         победно стоит.

                 Ночь темна,

                                     но Лампада пустыни

                 Во мраке бесстрашно горит.

                                                                      Н.Д.Спирина.( Сб. «Капли»)

                                     *     *      *

       « В феврале 1950 года Наталия Дмитриевна поступила на должность библиотекаря в Харбинский политехнический институт, где работала до сентября 1952 года. В химической лаборатории этого же института работал и Б.Н.Абрамов. Из Политехнического института с помощью Бориса Николаевича Наталия Дмитриевна перешла на работу в Институт иностранных языков на должность преподавательницы русского языка. Позднее этот Институт был переименован в Хэйлунцзянский университет.

haerbin1.jpg harbin heyl univer

                          Харбин. Хэйлунцзянский университет.

         Кроме преподавания русского языка, она занималась в университете научно-исследовательской работой, принимала участие в составлении учебников, словарей и учебных пособий: при её участии был составлен «Справочник по русской пунктуации», Словарь словосочетаний» и др.; была одним из редакторов газеты «Спутник».

           Наталия Дмитриевна училась всегда. Имея уже два образования, прекрасно владея английским языком, она заканчивает курсы машинописи, научившись ещё одному необходимому для неё умению — быстро печатать «по слепому десятипальцевому методу, приобретя скорость письма на пишущей машинке 40 слов в минуту». Она также проходит «краткий курс корреспонденции, конторского дела и теории пишущих машин».

           Все эти годы Наталия Дмитриевна даёт частные уроки музыки.

Из последнего контракта, заключённого с Хэйлунцзянским университетом, видно, что Наталия Дмитриевна работала буквально до последнего дня пребывания в Китае и уволилась в сентябре 1959 года в связи с переездом в СССР.

         5 октября 1959 года Наталия Дмитриевна Спирина  с 83-летней матерью прибыла в Новосибирск и уже через пять дней, 10 октября, была зачислена преподавателем класса фортепиано в Детскую музыкальную школу № 5.

              Ей было 48 лет. Начинался новый этап её жизни.»   (3)

                                    ND-ucheniki

                                     Н.Д.Спирина со своим классом. 1960-годы 

             В 50-ые годы ХХ века жить в Харбине стало сложно, китайское правительство  настаивало на  выселении русских из города, трудно было работать. Наталья Дмитриевна, отвечая на вопросы слушателей «круглых столов» СибРО,  вспоминала:

         «…Мы репатриировались в 1959 году. И он (Б.Н.Абрамов),  и я одновременно уехали на родину. Хрущёв дал возможность репатриации, он открыл двери русским, живущим за рубежом. Мы этим воспользовались, потому что Рерихами было сказано Борису Николаевичу: «Ехать, ехать и ехать. Вы там нужны». Естественно, что мы и поехали.

           Но некоторые поехали в обратном направлении — в Австралию, например. Русские живут там материально очень хорошо по сравнению с нами: у них свои коттеджи, машины, там очень высоко оплачивается труд. Это благополучнейшая страна, не знавшая никаких войн, никаких революций, потрясений, но там совершенно  «мёртвая зона», в смысле духовности. И жизнь там — это напрасно прожитая жизнь, я так считаю. Мы могли тоже туда уехать, и мы знали, какие трудности нас в России ждут. Сколько времени без квартиры маялись, было трудно, и климат уж больно суровый. И всё равно были счастливы.

        Будучи в Харбине и занимаясь, мы всё время делали это с прицелом, что поедем на Родину. И всё, что мы писали, — это всё пригодится, говорил Борис Николаевич. Тогда и я стихи писала; и все его сочинения, Записи, рассказы и стихи, которые мы теперь публикуем, — всё это делалось для Родины. Мы верили, что если тогда было нельзя, то потом будет можно. Так оно и получилось.

- Что Борис Николаевич говорил о будущих задачах России?

           Он говорил то, что сказано в Учении Живой Этики. А в Учении говорится так много о будущей России: о её расцвете, о том, какая она будет, что это будет оплот мира во всём мире. Он ждал, верил, надеялся, что до этого доживёт. Но, к сожалению, он ушёл раньше времени.

             Если бы он не «болел» Россией, он не поехал бы сюда, что было в его возрасте совсем не так просто. И он не был уверен, провезёт ли свои Записи. Он их провёз. Это было чудо. Потому что на границе отбирали все несоветские издания. Всё было очень жёстко. А мы всё провезли — и книги, и Записи. Это была явная Помощь. Это было так называемое обыкновенное чудо, которому я удивляюсь до сих пор, потому что другие не провезли.

-То есть на границе смотрели, видели и, тем не менее, оставили?

          И, тем не менее, не видели. Это было на границе, станция называлась Отпор. Они просмотрели наши сундуки: имеется ли там антисоветская литература, имеется ли оружие или ещё что-нибудь, — всё осмотрели, но ничего не увидели. И это было необыкновенно. Я так молилась, за Записи больше всего. А если бы я без книг осталась, например? Я читала без перерыва всё время, каждый день, делала много выборок на разные темы, стихи писала и со стихами ехала в Новосибирск. Часть «Капель» уже была написана.

         Так что такие бывают вещи: смотрят и не видят. Помните, есть такая легенда о том, как ехала группа людей,  и им было Сказано: «Стойте неподвижно». Подъехали разбойники и говорят: «Там какие-то люди? Да нет, это деревья или камни». И проехали мимо. У нас было то же самое — они увидели всё, что мы везли с собой: бельё, одежду, обувь, подушки, одеяла. Это было великое чудо, за которое я до сих пор не перестаю благодарить. Настолько это важно было! Особенно Записи и все письма, которые Елена Ивановна писала Борису Николаевичу, — всё было привезено.»  (4) 

                   В Новосибирске Наталья Дмитриевна преподавала в музыкальных школах и давала частные уроки.

          Вот как вспоминает один из её учеников Борис Владимирович Робинсон :

         «Когда Наталия Дмитриевна приехала из Китая в Россию, в Новосибирск, она начала работать в детской музыкальной школе №5. Довольно скоро она переехала в Академгородок и стала преподавать в музыкальной школе №10, которая тогда размещалась в обычном жилом здании, в двух переоборудованных квартирах.»(6)

                     ND i uchen

                                       Н.Д.Спирина со своими учениками.                              .

            « Наталия Дмитриевна относилась к преподаванию в музыкальной школе совершенно нестандартно. Сейчас я понимаю, что она никогда не стремилась сделать из своих учеников каких-то сверхлауреатов, но умела найти к каждому свой ключик. Все они любили музыку и относились к ней, не как к постылой обязанности. Надо сказать, что среди её учеников были и дети с трудным характером, и дети высокопоставленных учёных. Но у Наталии Дмитриевны все они были, что называется, как шёлковые, все следовали её и музыкальным, и жизненным указаниям. …

            Могу сказать, что уже при первом знакомстве с Наталией Дмитриевной мне стало ясно, что это человек совершенно не такой, как другие. Тогда, двенадцатилетним мальчиком, я, конечно, не мог это сформулировать, но интуитивно чувствовал…

           Наталья Дмитриевна  привезла из Харбина не золото, не бриллианты, не шубы – её сундуки и чемоданы, с которыми она преодолела границу, были наполнены тетрадями. В них Её рукой были переписаны стихи поэтов, о которых мы тогда, честно говоря, представления не имели. И первой надо назвать Марину Ивановну Цветаеву, творчество которой Наталья Дмитриевна очень любила. Если о Цветаевой мы что-то ещё слышали, то имя Николая Степановича Гумилева было совершенно запрещено, о нём вообще никто ничего не знал – не только я в своём юношеском возрасте, но даже высококультурные жители Академгородка, сведущие в литературе и искусстве, знали о нём очень мало. Наталья Дмитриевна также привезла стихи Мандельштама и Ахматовой. Много рассказывала о Вертинском, который часто гастролировал в Харбине.» (6)

ND i robins

        Н.Д.Спирина с Борисом и Маргаритой Робинсон.

         «  Я полагаю, - продолжал Б.В.Робинсон, - что Высшие Силы хранили Наталию Дмитриевну для того, чтобы эта деятельность развернулась и проявилась тогда, когда для этого созрели условия. Потому что трудно предположить, что в 1960 – 1970-е годы у нас в Советском Союзе создавался бы  Музей Рериха и пропагандировалось его творчество. Я даже помню, что о первых выставках знали очень мало и сведения о них передавались от одного к другому. Я считаю, что буквально во всём, во всех поступках, во всей деятельности Наталии Дмитриевны была глубокая закономерность. В этом мире ничего случайного не бывает. Потому и физических сил ей хватило, а духовных у неё было ещё на десяток таких жизней. И осознание своей миссии давало ей бесконечные силы и энергию». (6)                         

           Но самым главным делом Наталии Дмитриевны была просветительская деятельность о творчестве семьи Рерихов.  Вспоминает Алексей Николаевич Анненко:       «Новосибирский Академгородок в те годы, хоть и испытывал гнетущее состояние - после закрытия кафе «Под интегралом», где выступил Галич, после скандала с «инакомыслящим» Гинзбургом и ряда других действий властей – оставался местом сосредоточения, по выражению знакомого академгородковского поэта, «прекрасных духом мужчин и блистательных умом женщин».

           Но даже в этой просвещённой среде имя Рерих в те годы было знакомо немногим. Можно с уверенностью сказать – единицам. Мало кто знал тогда, что в небольшой однокомнатной квартире по Цветному проезду живёт Наталия Дмитриевна Спирина, - продолжательница традиций харбинского «Содружества». Книги Живой Этики, как величайшая драгоценность, хранились в этой квартире, дожидаясь своего дня и часа для немногих ищущих духовных прозрений.

        «Я преподавала в школе, - рассказывала потом Наталия Дмитриевна, - а сама «ушла в глубокое подполье», потому что для учителей это было не то мировоззрение».       Делиться всем накопленным она позволяла себе только в общении с самыми близкими по духу людьми, из ближайшего окружения, без всякой огласки. Одной из первых, кому Наталия Дмитриевна смогла довериться, стала искусствовед Дома учёных Эльфрида Васильевна Паршина.» (7)

1Parsina E

          Э.В.Паршина и А.Н.Анненко. Рериховские Чтения. 1976 год.

            « В книге «Рерих и Сибирь» Евгений Маточкин пишет в летописи «Посвящается семье Рерихов»:

            «4 июля – 20 августа 1973 г. в Доме учёных Новосибирского Академгородка была открыта выставка произведений Н.К.Рериха. Организатор её – Э.В.Паршина, стараниями которой были привезены картины Рериха из частных собраний И.М.Богдановой, В.Терешковой, В.Севастьянова и из семи государственных музейных коллекций Риги, Ашхабада, Третьяковской галереи, Театрального музея им. Бахрушина, музея МХАТа, Русского музея, Эрмитажа.    Всего на выставке было представлено свыше 150 работ. Среди них – картины «Стрелы неба – копья земли», а также «Гэсэр-хан», «Держательница мира» - любимые полотна Юрия Николаевича из его мемориальной квартиры. Здесь же было несколько портретов Николая Константиновича кисти Святослава Николаевича.

          Это теперь, даже по короткому сообщению, легко представить уникальность выставки. Но невероятно в полной мере оценить труд организатора, которому удалось совершить, казалось бы, невозможное. Ведь до официального празднования 100-летия Н.К.Рериха оставалось ещё более года. Впервые в Советском Союзе после выставок, организованных Юрием Николаевичем Рерихом, творчество великого художника, было представлено с такой полнотой.» (7)

                 Geser-han

                       Н.К.Рерих. Гэсер хан.1941г.

           «Большой зал, в котором выставка проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты, - вспоминала впоследствии Наталия Дмитриевна Спирина. – Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений, ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности…»

          На этой выставке впервые публично проявились знания Наталии Дмитриевны Спириной, тогда скромной преподавательницы музыки. Общественность Академгородка – интеллектуальная элита советского времени – впервые внимала той, кому предстояло открыть Рериховское наследие для многих ищущих духовного пути». 

        Второго августа 1973 года состоялся вечер, на котором была впервые  представлена композиция «Образы Рериха» (Н.Д.Спирина – ведущая, Л.И.Шкутин – чтец, Е.П.Маточкин – музыкальное сопровождение на фортепиано). По мнению Наталии Дмитриевны, на этой выставке 1973 года началось «то рериховское движение, то приобщение к многогранному творчеству великого мастера и мыслителя, которое впоследствии вылилось в создание Сибирского Рериховского Общества». (7)

  В 1976 году Наталья Дмитриевна Спирина принимала участие в составе координационной группы по подготовке Первой Всесоюзной конференции «Рериховские чтения» . Среди устроителей конференции  также были П.Ф.Беликов, Е.П.Маточкин, В.Е.Ларичев, Л.А.Андросова, Л.В.Шапошникова, А.П.Окладников, М.И.Качальская, В.Я.Кашкалда.                     

         По воспоминаниям Л.А.Андросовой:

«Сама идея провести в Сибирском отделении Академии наук всесоюзную конференцию и ознакомить учёных СО АН с научными трудами созданного Рерихами в долине Кулу Гималайского научно-исследовательского института Урусвати принадлежит Евгению Маточкину, тогда научному сотруднику Института ядерной физики СО АН. Это он в начале 1974 года организовал в Новосибирском Академгородке очень небольшую группу, как он сам называл команду, по подготовке всесоюзной конференции. Нас было трое в этой группе: Е.П.Маточкин, Н.Д.Спирина и я.

Руководителем нашей команды был Павел Фёдорович Беликов, который опосредованно, через Святослава Рериха, направлял всю деятельность группы. Бесценны его консультации и поддержка, так же как и его уникальный архив, опыт и знания, которыми он щедро делился. Душой нашей группы, её стержнем был Евгений Палладиевич Маточкин. Именно через него Павел Фёдорович осуществлял своё руководство. Он был в курсе всего, что нами намечалось и проводилось, консультировал по всем вопросам, помогал определить состав участников конференции. Именно Павел Фёдорович снабжал нас (а через нас и учёных СО АН) необходимыми книгами и материалами, будь то книги Учения или научные труды института Урусвати, издаваемые в ежегодниках, так называемый «Журнал Гималайского научно-исследовательского института Урусвати».(9)

androsova matochkin spirina

Команда по подготовке всесоюзной конференции (слева направо): Л.А.Андросова, Е.П.Маточкин, Н.Д.Спирина (1976 г.)                                            

       «Новосибирские «Рериховские чтения» семидесятых годов – особая и неповторимая страница в истории Рериховского движения. Не было ещё рериховских организаций, среди участников не было людей (за редкими исключениями) занимавшихся Рерихом по долгу службы. Собрались люди, увлечённые Рерихом по зову сердца. Атмосфера общего энтузиазма, братства и возвышенности витала в залах Новосибирской картинной галереи. Какие имена! Надо бы перечислить всех, но это отдельная тема. Назову только некоторые фамилии – Окладников, Алёхин, Спирина, Беликов, Шапошникова, Стукайте, Рудзите, Румянцева, Князева, Григорьева, Цесюлевич, Кашкалда, Маточкин…» (7)

2Prez-Rerih-ht

    В Президиуме Рериховских Чтений: П.Ф.Беликов, А.П.Окладников, В.Е.Ларичев, Л.В.Шапошникова 1976г.

«Привожу этот случай, как характерный для того времени, когда многие инициативы, связанные с именем Рериха, шли по невидимым неформальным каналам. Наталия Дмитриевна Спирина была педагогом, Евгений Маточкин – рядовым научным сотрудником, Людмила Андросова – сотрудницей аппарата Президиума Сибирского отделения Академии наук СССР. Были ещё несколько человек, которые, например, взвалили на себя махину дел, связанную с организацией Всесоюзной конференции «Рериховские чтения». Уникальность конференции состояла в том, что она проводилась вдали от столичных организаций и допускалась максимальная по тем временам вольность суждений. В рамках допустимого, конечно, но вольность. Головной научной организацией стал Институт истории, филологии и философии СОАН СССР. А в нём сотрудники сектора археологии Эльфрида Паршина, Пётр Лабецкий занимали места, значимость которых оценивалась вовсе не положением о штатном расписании. Духовное горение их было велико. Преграды преодолевались».                                    NDBelikovMatochkin

             Н.Д.Спирина, П.Ф.Беликов и Е.П.Маточкин. На выставке картин Н.К. и С.Н.Рериха.1975

            Во время одной из наших встреч с Натальей Дмитриевной я заметила в её книжном шкафу портрет Елены Петровны Блаватской и книгу «Тайная Доктрина» и не удержалась от вопроса:  обязательно ли читать «Тайную Доктрину»? Наталья Дмитриевна ответила словами Святослава Николаевича Рериха. Он говорил, что для интеллекта это много даёт, и, конечно, надо «Тайную Доктрину», по возможности, знать и читать, но эти книги не помогут нам разрешить проблемы духовного роста и сегодняшнего дня. Их разрешает Живая Этика. Там всё изложено: что происходит, как жить, как понимать? И это он рекомендовал.

       « Параллельно – пожалуйста, но некоторые считают, что надо с неё начинать, – продолжала Наталья Дмитриевна. - Я начала читать Учение Живой Этики с 1941 года и считаю, что не с «Тайной Доктрины» надо начинать, главное – нужно знать Основы. Я её, конечно, читала, но не концентрировалась на этом, потому что, как говорил Будда «каждое мгновение  имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия». Какая необходимость в данном моменте? – выжить самим и помочь выжить людям. И всё это дано в книгах Живой Этики просто: этика мысли, слов, действий, этика поведения. Что такое красота? – это этика; как создать атмосферу в семье, на работе, на встречах – только красотой. То есть,  её нужно очень конкретно понимать.» (4)

           Вспоминаю, что как-то я обратилась к Наталье Дмитриевне с вопросом по поводу изображения Учителя М. в книге Е.П.Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», где Он назван Такуром или Гулаб Сингхом. Наталья Дмитриевна подтвердила, что это, действительно изображение Учителя М., но неудачно отретушированное. У Него там очень строгие и пронзительные глаза, в них мало Любви. И показала мне изображение Учителя, привезенное  из Китая. Вот этот портрет.

«Посмотрите, сколько Любви в Его глазах! – добавила она. - Все Учителя – это Любовь, Милосердие и Сострадание к нам, мучающимся на нашей отравленной и окровавленной планете. Они  Все могли бы   уйти от нас туда, где Им пристало бы быть, в более высокие Миры. Но Они жертвуют собой ради помощи нам. И долг каждого из нас стать немного лучше, чтобы спасти Землю.»

«Зачем же быть эгоистом? Если есть то, что можно познать, увидеть, то, что хорошо знать для будущего человека, - почему же не дать другому такого же шанса, какой дан тебе самому?... Ибо трудиться на благо человечества - великое дело, вознаграждение за этот труд простирается далеко за пределы этого сиюминутного сна жизни на многие иные рождения.»      Учитель М.     (Из Книги «Серебряная нить». По Письмам Мастеров Мудрости. Изд-во «Сфера»)        

                               Mahatma M

                                        Махатма Мория

             После 1991 года все дела и мысли Натальи Дмитриевны были направлены на строительство Музея Николая Рериха в Новосибирске, которое началось в 1997году и завершилось в 2007году.  

             Из воспоминаний Г.С.Николаиди, многолетней помощницы Н.Д.Спириной :

«Долгое время я никак не могла подобрать слова, чтобы сказать, как Наталия Дмитриевна живёт. Всё, что она делала с раннего утра до позднего вечера, это было только Дело, и все мысли о Деле и людях, времени думать о себе у Неё вообще не было. Находясь рядом с ней, приходилось просить её прервать работу, для того чтобы поесть или немного отдохнуть, выполнить предписания врачей. Она как бы совсем забывала о себе или, забыв однажды, уже никогда не вспоминала. Позже нам стало понятно, что это и есть Великое Служение на Общее Благо».» (8)

             В Индии есть легенда : «Известный Риши ( мудрец) сидел в молчании и лицо Его выражало устремление.  Его спросили – «Чем занят ум твой?»  Риши ответил : «Сейчас строю Храм.»  - «Где же Храм твой?»  - «Он за двадцать переходов отсюда.» - «Так даже в бездействии ты созидаешь?» Риши улыбнулся : «Неужели действие только в пальцах и ступнях». (Знаки Агни Йоги, 489)

 Star muzf

                       Развалины детского сада, переданные под Музей в 1997 году.

Трудно даже выразить, насколько это всепоглощающее дело было важным для неё. И всё получилось!   А теперь Музей Рериха – это одно из красивейших зданий в г.Новосибирске.

                           Nov-muz14

                             Музей Н.К.Рериха в Новосибирске. 2004г.  

Слова, сказанные Н.Д.Спириной в День Святого Преподобного Сергия Радонежского 18 июля 2002г.:

«Это только внешне трехэтажный Музей, на самом деле – это очень, очень высокое сооружение, которое будет потом видно и из других стран, из других полушарий. И Свет его будет проникать повсюду – во все другие страны, которые в этом очень нуждаются. И мы счастливы, что мы все собрались тут и так горим этим, и что всё впереди, и всё будет продолжаться. И самым неожиданным образом будут приходить к нам возможности, и мы их не упустим.

Всем нам, конечно, хочется, чтобы Музей был достроен и начал функционировать. Музей – это чрезвычайно важно для всей  нашей планеты в целом. Мы ещё сами не осознаем, насколько это будет важно. Как туда будут стремиться все добрые силы планеты – все, кто хотят Света, добра, все, не только рериховцы, но и вообще люди добра. И Музей будет прибежищем для многих. У нас там будут постоянные встречи, беседы, экскурсии, слайд-программы, развернется такое грандиозное дело !  Каждый из нас внесёт туда много своего: кто стихами, кто работой, кто программой, кто речами, кто руками.

Какой камин будет чудесный! Там уже идёт конь и несёт полученный с гор камень Чинтамани, заповеданный в веках.  И около камина будем собираться и беседовать.

Силы Небесные готовы нам  Помогать, но нужно, чтобы мы были готовы принять эту Помощь. А принять её можно только сердцем, объединенным сердцем. И когда мы будем объединены, Им легко будет нам  Помогать, Они готовы. Силы Небесные всегда только и стремятся, на то Они и Силы Небесные, чтобы делать добро, помогать, чтобы духовно люди расцветали, чтобы, наконец, прошли все дикости, и начался бы Новый Светлый Век, Новая Эпоха,  и старое бы никогда не вспомнилось.

«Действуйте, а Мы вам поможем» - вот формула. И когда мы действуем – мы уверены, что нам помогут. И нам уже помогают».

 

                                             NDS 1997 

                                                                  Н.Д.Спирина. 1997г.

             Наталья Дмитриевна Спирина покинула земной план  10 декабря 2004 года.

                                                          *    *    *

                                                     Эпоха новая настанет,
                                                    Когда мы возродимся к ней;
                                                    Из праха прежних дней восстанет
                                                    Наш дух, свободный от цепей,

                                                     В которые он был закован,
                                                     Отринув продвиженье сам,
                                                     Забыв основы и законы,
                                                     Ведущие в надземный Храм.

                                                     И в час, когда земные сферы
                                                     С Небес очистятся огнём,
                                                     Тогда к Тебе поверх барьеров,
                                                     Поверх себя мы подойдём.

                                                                              (Н.Д.Спирина.Сб. « Перед Восходом»)

  

В статье использованы материалы:

1. Фотографии Н.Д.Спириной на сайте СибРО.

2. Иллюстрации из книги П.Ф.Беликова. «Святослав Рерих. Жизнь и творчество».

3. О.А.Ольховая. «Жизнь в Харбине. Рассказ в документах.»  Из книги «Возвышенная миссия твоя».

4. Ответы Н.Д.Спириной на вопросы участников «круглых столов» Сибирского Рериховского Общества Из архивов СибРО.

5.  Воспоминания О.А Копецкой о  Б.Н. Абрамове. Из материалов на сайте СибРО.

6 Б.В.Робинсон. Человек высочайшей культуры. Журнал «Восход» №5 и 7/2010.

7. А.Н.Анненко. «Жемчуг исканий» в интерьере времени». Интернет-журнал «Грани эпохи» №45. Весна 2011г.

8. Г.С.Николаиди. Три радости Бодхисаттв. Журнал «Восход» №1/2011г.

9. Л.А.Андросова.Первая конференция «Рериховские Чтения». 1976 год. Журн "Дельфис"№1/2016(85)

Татьяна Радея.                                                                               Апрель 2016г.