Юрий Михайлович Ключников. Новосибирск.2015г.
МЫ - РОССИЯ
Берёзы и снега,
Озера и луга,
Приветливое солнце в поднебесье.
На много тысяч верст
Под тысячами звезд
Звенит моя Россия, словно песня.
По ней топтался вор,
Душил её измор,
Сгубить пытались дух её и тело.
Но нас нельзя убить,
Сгноить или купить,
А также в европейцев переделать.
Мы не грозим войной,
Мы не трясем мошной,
Улыбки и слова у нас не лживы.
Мы даже смертный час
Встречаем без гримас,
Мы верим в то, что вечно будем живы.
Березы и снега,
Озера и луга.
Небесная прохлада и отрада.
Нам не о чём грустить
И нечего просить.
Бог подарил России всё, что надо.
Юрий Ключников. (Сборник. « Русское окно» 2011г.)
Юрий Михайлович Ключников. г.Новосибирск
Впервые судьба подарила мне встречу с замечательным русским интеллигентом, поэтом, и журналистом, нашим земляком, новосибирцем Юрием Михайловичем Ключниковым в апреле 1989года
В то время на волне перестройки появилась возможность узнать многое дотоле неизвестное, и для меня появилась возможность услышать о философском наследии семьи Рерихов и об Учении Живой Этики – по линии Общества советско-индийской дружбы в Областной библиотеке был проведён ряд встреч и цикл лекций об Учении Живой Этики, как раз в предпасхальную страстную неделю.
Ведущим одной из встреч был Юрий Михайлович, который произвел на меня неизгладимое впечатление своим глубоким, внутренним духовным стержнем, прекрасной неторопливой речью, своей истинной интеллигентностью.
Той самой интеллигентностью, о которой говорил Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Интеллигентность в моём понимании – это не только образованность, но и нравственные качества. Прежде всего, свобода. Интеллектуальная свобода человека. Когда он не подчиняется в своих воззрениях партийной принадлежности, классовым, сословным интересам. Когда он ищет истину вне зависимости от выгоды. Интеллигент – свободный человек. Свободный в своих умственных, человеческих исканиях, честный перед собой и перед людьми.»
Выступление Юрия Михайловича запомнилось мне навсегда. Желая познакомиться с недоступным на тот момент, я обрела целый мир, и своим проводником туда я считаю именно эту творческую личность.
Говоря об Учении Жизни ( другое название - Учение Живой Этики или Агни Йога) Юрий Михайлович привел слова П.Ф.Беликова – ученика и биографа Н.К.Рериха:
«Характеризуя историю появления Учений Елена Ивановна Рерих утверждала: “Учение Жизни, давая в соответствие с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: “Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить я пришел, но исполнить.”
Если проследим историческое появление великих Учений, мы увидим, что ко времени появления их, все до них бывшие Учения совершенно утрачивали свою первоначальную чистоту и были уже искажены до неузнаваемости.
Истинно, Учение Жизни не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений».
Елена Ивановна Рерих
«Было Учение Будды, был Христос, была Французская Революция, остались ламаизм, христианская церковь, “свободное предпринимательство”. Что же не надо было Будды, Христа, Французской Революции ? Этого, пожалуй, никто не скажет.
Ничто новое не входит в жизнь без борьбы и без ошибок, но оно оставляет в истории свой неизгладимый след и воздействует на общественную мысль человечества.
Необходимость момента 2000 лет тому назад была совершенно иной, чем теперь. В то время давался максимум того, что нужно было усвоить человечеству; из этого максимума был усвоен минимум. Текущий момент требует не только повторения неусвоенного, но гораздо большего, и большее дается, не взирая на то, что большинством людей оно опять не будет принято.
Происходит то, что происходило раньше. Новое время открывает нам новые дали, и основные положения Бытия должны быть повторены в соответствии с новой космической эпохой жизни на Земле.
Решающим моментом эволюции никогда не были и не будут мировая политика или экономика. Ведь целью эволюции не является создание политически правильно мыслящего человека, а человека способного мыслить космическими категориями. И в то время, когда на Земле ведутся споры между политическими партиями, решаются судьбы планеты в совсем другом плане. Очередная ступень эволюции - Космическая. И в первую очередь - Космическое сознание. К нему-то и готовит людей Учение Живой Этики или Агни Йоги.
Учение было дано заблаговременно, и нет ничего удивительного, что переосмысления в человеческом сознании не произошло, во всяком случае, в массах.»
Книги Учения Жизни и труды Н.К.Рериха в Музее Н.К.Рериха. Новосибирск
На той же встрече Юрий Михайлович представил скрипача из Москвы Сергея Королева, который играл на скрипке, читал стихи Н.К. Рериха и показывал слайды с его картин. Это был очень молодой человек с одухотворенным, спокойным лицом, но горящими глазами. Он говорил о Живой Этике, как проповедник, тихо, страстно, убежденно, и такой уверенностью и покоем наполнялась душа.
Кто-то из зала спросил: «Вы ведь очень молодой человек, что для Вас значит Живая Этика?». Скрипач ответил : «Это духовная опора в жизни. Но огромная ответственность лежит на проповедниках Учения, ведь они ведут за собой людей. И если их вера и знания не окрепли, они нарушают карму свою и тех людей, что ведут за собой.
Каждый человек должен ставить себе цель, думать, куда стремиться и каждый день проверять себя, не отступил ли он от цели.
Три разрушительные страсти губят людей: власть, деньги и секс. Они разрушают психическую энергию человека. Нужно призвать в сердце мудрость, красоту и любовь, и каждодневным трудом совершенствовать себя. Каждый из нас сталкивался с борьбой двух начал в себе: альтруистическим и эгоистическим. Часто задумаешь хорошее дело сделать, а потом сомневаешься: а стоит ли, так ли поймут? Истинный воин за дело Света не должен быть эгоистичным.»
В дальнейшем были встречи с Юрием Михайловичем Ключниковым в актовом зале «Общества Знания», где проходили «Круглые столы» по книгам Живой Этики, издававшимся при его непосредственном участии. Юрий Михайлович выступал всегда очень убедительно, ярко, просто и негромко, рассказывал о своей практике «умного делания» - Иисусовой молитвы. Как человек творческий и неутомимый исследователь, он не только хотел увидеть и познать сам, но и поделиться с другими.
Ю.М.Ключников и Л.И.Ключникова на выступлении Русского клуба. Новосибирск
«И, наконец, Юрий Ключников начал совершать высокогорные духовно-экологические экспедиции на горный Алтай, к подножию горы Белухи, куда в течение 10 лет водил большие группы людей, численностью до 100 человек и более, а также по Индии и Непалу. Всего за эти экспедиции прошло около 1000 человек.»
Так пишет о своем отце Сергей Юрьевич Ключников в предисловии издателя «Жизнь и поэзия моего отца» к новой книге Ю.М.Ключникова «Русское окно».
ДОМ.
В горах Алтая дождь и гром
Меня укрыл пастуший дом.
Я там нашёл и стол, и печь,
И нары – двое могут лечь,
И куль картошки, и дрова,
Короче, всё, чем плоть жива.
А для души – окрест тайга,
И выше – скалы и снега,
И тучи темный меринос
Слегка касается волос,
И катит по вершинам гром :
- Ом –м-м !
Юрий Ключников (Сб. «Русское окно»)
«Нужно сказать, что Н.К.Рерих впервые открыл миру особую благодатность горного Алтая, святость этих мест. Под лучами алтайской благодати люди обновлялись духовно и даже физически, а для самого Ключникова Алтай сделался неиссякаемым источником поэтического вдохновения. В Индии же паломничество, как правило, включало в себя пребывание в Гималаях, в также посещение ашрамов и мест, связанных с Буддой, с Рерихами и с духовными учителями и подвижниками. Эти путешествия сыграли важную роль в жизнях многих людей, помогли им выбрать жизненный путь» (С.Ключников. Жизнь и поэзия моего отца)
Остров Патмос. Горный Алтай.
ПАТМОС НА КАТУНИ.
Мы шли по лесу, осенью зажжённому,
Мы подошли к висячему мосту,
И замерли на нём заворожено,
Робея наступить на красоту.
Река, замедлив бег и даже пятясь,
Внизу чертила синие круги.
Из них вставал подобьем струга Патмос –
Наследник Иоанновой туги.
Тугу на остров перенёс Макарий,
Он завещал :
В ней вспыхнет новый мир.
Березы ноги белые макали,
Минуя землю, в солнечный эфир.
Пылали всюду лиственницы жарко,
Сбивая с кедров царственную спесь.
Владыка Хронос, ревностный служака
Всех перемен,
Не шелохнулся здесь.
И всё, чем нас пугало Откровенье,
Что обещало страшную войну,
Желтело, зеленело, багровело,
Преображаясь в мир и тишину.
Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)
После своего первого путешествия в Индию в 1997году Юрий Михайлович провел встречу в одной из новосибирских библиотек. Его рассказ я записала в своем дневнике:
« Юрий Михайлович со своими спутниками побывал во всех местах жизни Рерихов, за исключением Бангалора. За месяц они проехали Дели, Дарджилинг – город, откуда начали свою Транс-Гималайскую экспедицию Рериха, и где бывала Е.П.Блаватская, Калимпонг, Наггар.
Побродили по Агре, где находится усыпальница великого Акбара. Агра была столицей древней империи Великих Моголов. В Агре жил и внук Акбара – Джахар, который построил знаменитый дворец Тадж-Махал, в честь любимой жены Мумтаз, умершей при родах 14-го ребенка.
Тадж Махал. Агра. Индия
Тадж-Махал строился 20 лет, и после его окончания дети Джахара в борьбе за власть заточили отца в темницу, окна которой выходили на это прекрасное сооружение, и Джахар 10 лет созерцал его до конца своей жизни. Джахар овдовел в 39 лет, а умер через 30 лет - в 69.
Индия – по словам Юрия Михайловича, - это страна, где нас - русских очень любят, верят в нас и хотят, чтобы Россия была сильной. Все люди, от чистильщика сапог до министра с радостью узнавали, что он – русский, и говорили, что русский - значит надежный, самый лучший. Русская вещь – самая качественная вещь, русский специалист – самый грамотный и самый умелый специалист. В Индии с горечью следят за нашими неудачами и разрушениями. ( Встреча с Ю.М. происходила в марте 1997г.)
Разговаривая с людьми, знавшими семью Рерихов, Юрий Михайлович спрашивал: о чём они беседовали ? Один такой человек говорил с Н.К.Рерихом о политике Индии. Николай Константинович сказал ему , что если Индия будет дружить с Россией, то Индия будет процветать. Многие индусы – философы, они знают об общих корнях русского языка и хинди , это - древний санскрит.
Храм Бахаи в Дели.
Веротерпимость в Индии – безграничная ! Рядом соседствуют и буддийские храмы, и мусульманская мечеть, и храм Бахаи… И последователи разных религий мирно дискутируют, не пытаясь доказать свою правоту. Европейцы приезжают в Индию поучиться мудрости.
Мечеть Бара Гумбад в Дели
Индия – страна контрастов : много и бедных, и мусора, и одновременно чистота, покой, красота природы и архитектуры. В Индии очень много населения, везде люди живут, жизнь кипит и днем, и ночью. Говорят, что Индия – грязная страна, но индийцы – очень чистоплотные, доброжелательные, улыбчивые и услужливые.
Дарджилинг- город на северо-востоке Индии на высоте 2200 метров, облака гуляют по городу, по утрам город был часто в густом тумане. Рядом Канченджанга.
В Дарджилинге Рерихи перед Транс-Гималайской экспедицией встречались с одним из Высоких Лам, встреча происходила в Храме Гум в конце 1923 года. Здесь Рерихам было вручено Послание Махатм для советского народа. Сам Н.К.Рерих назвал его Посланием Высоких Лам Востока. В момент посещения Юрием Михайловичем со спутниками Храма была необыкновенно наэлектризованная атмосфера, ощущался приятный запах миндаля.
Дарджилинг. Индия.
Канченджанга была в тумане, а утром 4 февраля вдруг открылась, как розовое облако.»
Н.К.Рерих. Канченджанга.1936
КАНЧЕНДЖАНГА.
К многоустой молве прикасаясь,
Я тебя представлял до сих пор
Одинокой горой, оказалось, -
Ты гряда их, ты целый собор.
Тайгер Хилл. Пять утра. Мы вдыхаем
Горький запах рассветной хвои.
К нам плывут из тумана стихами
Розоватые храмы твои.
Ты глядишь на нас нежно и строго,
Словно добрая, мудрая мать.
Мы стоим у преддверия Бога,
Не решаемся в дверь постучать.
Мы веками толпимся в входа,
Всё окольные ищем пути
И не слышим, как шепчет природа:
- Ну, довольно топтаться. Войди.
Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно».)
Рассказал Юрий Михайлович и о поездке с группой российских туристов в Бангалор, где последние годы жил Святослав Николаевич Рерих и где находится Музей национального искусства с произведениями С.Н.Рериха.
Российская группа в Музее Национального Искусства в Бангалоре, март, 2002.
Побывали путешественники и в Калимпонге, где последние 8 лет жили Елена Ивановна Рерих с сыном Юрием Николаевичем, там находится и место кремации Елены Ивановны, которое по-индийски называется «Самадхи».
Калимпонг - город на высоте 1300 метров. Юрий Михайлович со спутниками долго и безуспешно узнавали у местных жителей о доме, где последние годы жили Е.И. и Ю.Н.Рерихи, но никто не знал. И вот, случайно, при поездке к месту кремации Елены Ивановны шофер такси остановил машину, что-то сломалось. Напротив стоял дом, очень знакомый по фотографии, сделанной в своё время Юрием Николаевичем Рерихом. И действительно, это оказался тот самый дом, который назывался «Крукети»!
Дом в Калимпонге, где с 1949 года жили Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи. Индия.
После Рерихов он принадлежал Банку, а затем Бутанскому Принцу. Сторож дома ничего о Рерихах не знал, но любезно показал дом.
Юрий Михайлович снимал на кинопленку, и мы - его слушатели, видели комнаты дома. На втором этаже была комната Елены Ивановны, её спальня. В этой комнате сторож внезапно произнёс: «В этой спальне 4 октября 1955года умерла Елена Ивановна Рерих.» Все последующие расспросы ничего не дали. Устами служителя была Дана Весть о Елене Ивановне.
Дальше путешественники поехали на место «Самадхи» Елены Ивановны. Здесь установлена очень красивая белоснежная ступа. Разрешение на установку такой буддийской ступы было дано высшими Буддийскими Авторитетами. Рядом с местом «Самадхи» построен буддийский монастырь, который был основан одним очень почитаемым Ламой, хорошо знавшим Елену Ивановну и часто встречавшимся с Ней. Строительство монастыря было начато за 2 года до ухода Елены Ивановны. Место это очень красивое и ухоженное. Монахи из монастыря ухаживают за местом «Самадхи». При монастыре есть человек, который сажает цветы и убирает место около ступы.
Место Самадхи Е.И.Рерих.
Следующим местом путешествия была долину Кулу, где в городе Наггаре, на окраине, в горах поселилась семья Рерихов после Транс-Гималайской экспедиции. Сейчас имение Рерихов принадлежит Индийскому Правительству и называется «Rerih Picture Galleri». В доме было двое служителей: индиец Дордже – старший сын любимых слуг Елены Ивановны, и немка Урсула. (Это был 1997год, а сейчас там уже другие служители)
Дом семьи Рерихов в Наггаре. Кулу. Индия.
Индиец Дордже много слышал рассказов от своих родителей о Рерихах, сам видел Николая Константиновича и Елену Ивановну. По рассказам Дордже Елена Ивановна вставала в 4 часа утра, принимала ванну с душистым абрикосовым маслом. В Её комнате до сих пор ощущался запах миндаля и абрикосов. Для ванны грела воду и заходила в спальню Елены Ивановны только одна служанка – мать Дордже.
Елена Ивановна Рерих.
Затем Елена Ивановна садилась у окна с видом на «Гору М.» работать. Она работала до 13 часов. Потом был обед, прогулки, беседы с Николаем Константиновичем. Затем до 19 часов Елена Ивановна писала письма своим многочисленным корреспондентам. Вечером ужин, прогулки и встречи с сыновьями, друзьями, и в 21 час – сон. Электричества в доме не было. На прогулку в горы Елену Ивановну обычно несли на носилках. В период дождей Рерихи уходили через перевалы в Ладак.»
Н.К.Рерих. Гуга-Чохан. Наггар. Кулу.
В ДОЛИНЕ КУЛУ.
Биас под нами прочертил излуку.
Вверху орел очерчивает круг.
Мы знали до сих пор одну Белуху,
А здесь мы видим сразу семь Белух.
Семь светлых глав на нас глядят бесстрастно:
- Зачем пришли? О чем несете весть ?
Высокое безмолвие пространства
Нас просит не пятнать и пяди здесь.
- Вы праха горсть, вы – стебли чахлой травки
В сравнении с величьем этих гор.
- Пусть будет так. Но мы хотим на равных
Вести с тобой, Пространство, разговор.
- Мы не травинки и не пыль земная,
Которой безразлично где кружить.
В долину из далекого Алтая
Пришли мы мост надежды проложить.
Мы братья этих склонов темно-синих,
Свидетелей бесчисленных эпох.
Хребты Ариаварты и России,
В борьбе соединимся ! С нами Бог !
Юрий Ключников. Нагар,1997. (Сб. «Русское окно»)
Вновь привожу отрывок из предисловия сына Сергея к новому сборнику Юрия Ключникова – «Русское окно», который содержит более 800 (!) стихотворений и издан уже в 2011году:
«Последние 10 лет Юрий Ключников полностью сосредоточился на своём главном жизненном деле – литературе. За десятилетие нового века были написаны эзотерическая сказка «Поэт и фея» (2004) книга очерков о своих путешествиях «Я в Индии искал Россию: странствия по Ариаварте» (2008), книга очерков о наших национальных подвижниках «Лики русской культуры» (2010). И всё-таки основной творческой доминантой остаются стихи. Как уже говорилось, лирическая поэзия, несмотря на возраст ( В декабре 2010 года Ю.М. Ключникову исполнилось 80 лет ) по-прежнему главное направление в творчестве Юрия Михайловича. Он выпустил три поэтические книги «Белый остров» (2000), «Стихия души» (2004), «Годовые кольца» (2006).»
Вот уже двадцать лет Юрий Михайлович со своей женой – верной соратницей и вдохновительницей - Лилией Ивановной ведут подвижническую деятельность в «Русском клубе» - общественном объединении, на ежемесячных собраниях которого во Дворце Железнодорожников поднимаются вопросы российской культуры и истории, ведется рассказ о национальных поэтах, ученых, полководцах, святых подвижниках. О некоторых из них Юрием Михайловичем была написана книга «Лики русской культуры»: о М.В. Ломоносове, К.Э. Циолковском, Г. К. Жукове, Николае Островском, А. А. Блоке, А.С. Пушкине, Данииле Андрееве, В.М Шукшине и др.
Приведу отрывок из очерка о Николае Островском:
« Героизм всегда уникален, он удел одиночек. Но фон героя может быть разным. Островский жил и творил в эпоху, когда вся страна жила на волне героизма. Теперь волна другая. Пословица «на миру и смерть красна» сегодня не актуальна, нынешний мир равнодушно проходит мимо героев, как бы не замечая их. « На миру», то есть на виду и на слуху, маячат антигерои.
ДЯТЕЛ.
За окном моим дачным дятел
По соседней долбит сосне.
Семь утра. Не стучал бы, приятель,
Дай мне сон досмотреть о войне.
Был в ту пору я слишком молод,
Чтоб со мною схватился враг.
Но прошел через голод, холод,
Поножовщину детских драк.
Даже в шайки воров порою
Заарканивал жизни канат.
Сколько же повстречал героев,
Победивших себя и ад.
Видел женщин, не спавших сутками,
Сам подростком стоял у станка.
Теми памятными рисунками
До сих пор моя дышит рука.
Мы в грядущее свято верили,
Только сердце ему отдай.
И попали в раёшник за дверью,
За обещанной дверью в рай.
Дятел – век продолжает без устали
Червяков искать под корой.
А тебе, читатель, не грустно ли,
Что ушел из жизни герой?
Юрий Ключников ( Сб. « Лики русской культур
Юрий Михайлович и Лилия Ивановна Ключниковы
Лилия Ивановна Ключникова – педагог, художник, член Союза профессиональных художников России. Начала писать картины после выставки Н.К.Рериха в Новосибирске в 1975г. Так, в возрасте 40 лет Лилия Ивановна взяла впервые в руки кисть и краски, и уже более 35 лет её картины вдохновляют не только близких людей, но и многих почитателей Её таланта.
Недавно вышел диск с видеофильмом о картинах Л.И.Ключниковой под музыку талантливого новосибирского композитора Ю.Н.Ащепкова, написанной под впечатлением нескольких живописных сюжетов Лилия Ивановны. Композиция производит удивительно светлое и возвышенное впечатление ! Ознакомиться с творчеством Л.И. Ключниковой подробнее можно в Интернете ( http// korni.kluchnikov.ru)
Л. И.Ключникова. Картины из серии «Россия Небесная»
Супруги Ключниковы много путешествуют по городам России и Украины с выставкой картин и выступлениями перед слушателями разных возрастов, и везде звучит тема боли за современное удручающее положение культуры, истории, литературы, за потерю нравственности среди молодежи. Тема любви к России – это самая пронзительная тема в поэзии Ю.М.Ключникова.
* * *
Не говори, что небо над Россией
Синей, чем всюду в мире, - не синей.
Березы заграничных не красивей,
А бестолочь свирепей и сильней.
Но пусть печали наши тьму не тешат
И радость не печалит, всё равно
Весь мир глядит –
Кто в страхе, кто в надежде –
На будущее
В русское окно.
Юрий Ключников . (Сб. «Русское окно»)
На одной из встреч в «Русском клубе» в марте 2011года была затронута тема «Русская идея в творчестве русских писателей и философов.»
Вот как Юрий Михайлович сам сказал об этом:
«Русская Идея – вовсе не слова, это многовековые поиски русского пути, мучительные, с великими материальными и духовными победами, с такими же впечатляющими потерями. К выработке Русской Идеи причастны наши старцы-монахи, которые искали эту идею в исихии – молчании, откуда пошли великие исихасты Сергий Радонежский, Серафим Саровский, старцы Оптиной Пустыни, которых великолепно описал в «Братьях Карамазовых» Фёдор Достоевский.
Пафосом Русской Идеи проникнуты и «Слово о полку Игореве», и фигура Михаила Ломоносова, отстаивающего Русскую Идею в науке. Вся русская литература от Пушкина до Шукшина и Валентина Распутина дышит Русской Идеей.
Достоевский в знаменитой речи о Пушкине сформулировал некоторые постулаты этой идеи, как всемирную отзывчивость русских, как их желание и умение видеть в каждом «инородце» прежде всего брата, а не конкурента.
Сергей Есенин ту же мысль высказал в таких стихах :
« Но и тогда, когда на всей планете
Пройдёт вражда племен, исчезнут ложь и грусть,
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким Русь.»
Один видный государственный деятель нашего времени назвал дискуссию о Русской Идее традиционной национальной забавой русской интеллигенции. Отчасти он прав, ибо бесконечные разговоры о такой идее бесплодны.
Как и бесплодные разговоры о мировом заговоре масонов. Не потому, что таких заговоров нет, наоборот, эти заговоры плетутся изначально силами более могущественными, чем человеческие. Эти силы управляют Светом и тьмой, добром и злом, масонами и не масонами.
Мы привыкли называть эти силы Богом. Но тут же придумали противника Бога – cатану, предположив тем самым, что в Мире два Хозяина. Часто можно услышать такое выражение : «Князь Мира сего». Этим объясняют якобы тот факт, что Хозяином Земли является сатана, а Бог – Хозяин Неба. Это та же идея двоевластия.
На самом деле Бог, или Аллах, или Отец Небесный, как называл его Иисус Христос, управляет и Землей, и Небом по Праву Творца, потому что Он создал и Небо, и Землю, а также всё живое на Земле, в том числе человека.
Согласно Ветхому Завету человек был создан из глины, или из праха земного, в который Бог по своему Образу и Подобию вдохнул Святой дух. Это и есть первичная дуальная природа человека, в которой земное начало должно повиноваться Небесному.
Должно-то должно, но земное начало обладает колоссальной силой притяжения. В это земное притяжение входят такие потребности, как еда, инстинкт продолжения рода, стремление к удобствам жизни, то есть вещи в жизни совершенно необходимые для каждого. На основе их вырастают качества естественные, но вовсе не необходимые, такие как пищевые и сексуальные излишества, а также стремление к роскоши. И всевозможные извращения, которые ведут человека к гибели. Плюс в этом стремление человека к власти, т.е. утвердить все перечисленные земные радости на веки вечные силовым путём.»
* * *
У зла свои расчеты с Богом,
Не ты делам дурным судья.
И доброта выходит боком,
Когда плаксива песнь твоя.
Не говори : «вот я бы, если…»
Мир нехорош – твори другой,
Бросая вызов злобной песне
Добра уверенной рукой.»
Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)
Продолжая тему Русской Идеи Юрий Михайлович сказал :
« Небесное же тяготение связано с обуздание земного, с приведением его в разумные рамки, которые позволили бы человеку сохраниться и развиваться по Образу и Подобию Творца Небесного.
Можете представить себе все трудности управления человеческим обществом со стороны Бога, где нужно сохранить разумное равновесие двух Начал. Это может проследить на себе каждый мало-мальски думающий человек, как отягчают его ежедневные заботы о хлебе насущном, о семье, о сексуальном влечении, об удобствах жизни. Каждый из нас знает, как мешают этим заботы выработке тяготения Небесного.
Это и есть Русская Идея, выраженная в двух словах – тяготение Небесное, не отрицающее тяготение земное.»
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Пока в апреле лёд ломают реки
И к веткам возвращается листва,
Свидетельствую: в двадцать первом веке
Русь возродится с чистого листа.
Пока с деревьев опадают кроны
И Обь впадает в Обскую Губу,
Свидетельствую: никакие джоны
Не переменят русскую судьбу.
На тех скрижалях держится Россия,
Не нравятся – ищи другую мать.
Не дай лишь права новому Мессии
Завет в священном гневе поломать.
Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)
.
«Русская Идея совершенно противоположна Американской Идее, в основе которой находится тяготение земное, полностью отвергающее тяготение Небесное. Другими словами, Русская Идея – господство Духа над материей, а Американская Идея – господство материи, где слово «дух» если и употребляется, то, как забава и удовольствие.
Выражаясь языком Евангелия, Русская и Американская Идеи находятся в соотношении как : «Бог и маммона», иначе говоря, власть Бога или власть денег.»
Закончил встречу в «Русском клубе» Юрий Михайлович словами :
«Святослав Рерих покинул земной план в сложное для России время – в 1993 году. По словам дежуривших у его постели россиян, уходя, на чей-то вопрос о будущем России, он произнёс фразу, послужившую мне основой для стихотворения:
ЗАВЕЩАНИЕ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
Нерушимости Родины веря,
В пору грязной российской возни
Отправлялся в бессмертие Рерих,
То есть самый последний из них.
Те, кто были с ним рядом, спросили:
- Вы уходите… Как же без Вас?
Что случится с несчастной Россией
В роковой ей назначенный час ?
- Вы не ей, вы себе пожелайте, -
Он ответил, - тревожных забот.
Русь поднимется к солнцу, как лайнер.
Вы успейте подняться на борт !
Юрий Ключников. (Сб. «Русское окно»)
Татьяна Радея. Март 2011года.