Посвящается Вере Яковлевне Кашкалда.
31 декабря 2009 года ушла из жизни светлый, добрый человек - Вера Яковлевна Кашкалда. (родилась в 1930г.).
В Интернете размещены замечательные, теплые слова, посвященные её памяти и от сотрудников С.-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов, и от Сибирского Рериховского общества.
«Почти в течение полувека она являлась бессменным служителем красоты. Её многочисленные статьи, вдохновенные экскурсии и лекции, наполненные огнём и любовью к искусству, зажгли немало молодых сердец любовью к Прекрасному.
Её в Сибири знают многие. Приехав после окончания Московского университета в Новосибирск, Вера Яковлевна начала работать в только что открывшейся картинной галерее. Подаренные в Сибирь полотна Николая Константиновича Рериха стали её любимым детищем, предметом изучения, заботливого хранения и пропаганды. Молодой искусствовед стала первым рериховедом в Сибири.
Многие годы она переписывалась со Святославом Николаевичем Рерихом – сыном художника, тоже замечательным мастером кисти, подарившим благодаря её стараниям несколько своих картин Новосибирску.
Человек подвижный, она постоянно ездила по области с лекциями. В любое время, в праздники или в отпуск она отправлялась в экспедиции по Сибири или глухим местам европейской части России и привозила произведения народного творчества. Теперь сузунскими и костромскими иконами, хранящими тепло её сердца, гордится Новосибирский художественный музей.
Она была человек-подвижник, стойкий и бескомпромиссный.
Память о ней будет жить вечно, как вечны произведения искусства, к которым она приложила свою душу» - так говорится в статье С.-Петербургского Музея. (1)
В.Я.Кашкалда на выставке картин С.Н.Рериха. Новосибирск.1975г.
А мне вспоминается солнечный, мартовский день 1987 года, когда в нашей Новосибирской картинной галерее я впервые увидела эту хрупкую, легкую женщину, похожую на устремленную ввысь птицу, наполненную горячей и возвышенной любовью к искусству Николая Константиновича Рериха и его сына – Святослава Николаевича. Та лекция, которую она прочитала в зале, где находились полотна Рерихов, навсегда осталась в моей памяти и зажгла в сердце такую же любовь к их Светлым Именам.
Вера Яковлевна была, действительно, стойким и бескомпромиссным подвижником, когда дело касалось искусства. Был на моей памяти случай, когда в 1990году в результате сантехнической аварии протекла вода в зале Рериха, возникла опасность переувлажнения картин, и могли появиться плесень и грибок. Ведь картины Николая Константиновича Рериха написаны темперой, очень нежными и подверженными быстрому разрушению красками.
Вера Яковлевна бесстрашно бросилась в бой против этого грубейшего нарушения режима хранения картин и равнодушного бездействия тогдашнего руководства картинной галереи. Она подняла общественность города на защиту произведений искусства, и картины были спасены.
Мне врезался в память вдохновенный рассказ Веры Яковлевны о картине Н.К.Рериха «Бэда-проповедник».
Н.К.Рерих. Бэда-проповедник. (1945г.)
Как говорил сам Николай Константинович Рерих, картина написана им по мотивам одноименного стихотворения Якова Полонского.
Был вечер. В одежде измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой.
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами.
И было всё глухо и тихо кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! – он сказал, -
Я пойду отдохнуть,
А ты, если хочешь, начни проповедовать:
С вершин увидали тебя пастухи…
Какие-то старцы стоят на дороге…
Вот жёны с детьми! Говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно,
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волною
Высокая речь потекла вдохновенно –
Без веры таких не бывает речей!...
Казалось, слепцу в славе небо являлось,
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая,
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик,
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно, пойдем, никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая,
Но только замолк он – от края до края:
«Аминь», ему грянули камни в ответ.
Вера Яковлевна говорила о великой доброте, заставляющей даже камни откликнуться:
- «Худенький, маленький Бэда стоит, выпрямившись в струнку, прижав от волнения руки к телу и подняв голову. Говорит так страстно, что замедлило свой бег закатное солнце, и камни, как люди, обратились к нему. Так неужели, доброта, покорившая даже камни, не дойдет до сердец людей!»
Известный латышский поэт Рихард Рудзитис писал:
«Кто знает, не чувствовал ли Николай Рерих себя на исходе жизни подобно герою своей картины, которому пришлось возвестить истину камням, ибо только они внимали огненной вести. Чудесно выделяется здесь белый силуэт слепого Бэды на фоне пурпурного солнца, окрашенного лучами заходящего солнца.
О сюжете этой картины Рерих говорит: « Каждый из нас помнит прекрасную поэму «Бэда-проповедник», когда камни грянули хором в ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди хуже камней? Будут в состоянии лишь ссориться и противоречиво болтать ненужные вещи?... Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Под лучшие звуки, в песне, в труде, и в радости, спешите к сужденному Свету». (2)
С.Н.Рерих. Портрет профессора Н.К.Рериха со скульптурой Гуга-Чохана.1937г.
Первая моя встреча с великим русским художником Николаем Константиновичем Рерихом произошла в 1975 году, когда его сын - Святослав Николаевич Рерих привез выставку картин своего отца в наш город. Конечно, я и раньше была знакома с творчеством Николая Рериха, его 60 картин хранились в нашей картинной галерее, и еще школьницей я бывала там на экскурсиях. Но эта выставка, на которую люди стояли в очереди, меня просто потрясла! Я ходила туда несколько раз, не было никаких экскурсий по выставке, но в глазах всех посетителей отражался этот божественный свет красок Рериха.
Н.К.Рерих. Плато Чантанг.
Н.К.Рерих. Лахул.
Н.К.Рерих. Лотос.1932г.
О сюжете картины «Лотос» Николай Константинович Рерих писал, что нечто подобное он наблюдал сам: «Вот в Ганге у Бенареса на воде сидит садху в священной позе. Скрещенные ноги его прикрыты водными струями. Народ сбегается к берегу и дивуется на святого человека».
_____________________________
Вторая моя встреча с Рерихом случилась в 1982 году, когда в журнале «Москва» был напечатана повесть Валентина Сидорова «Семь дней в Гималаях» о поездке в Индию, в долину Кулу, где жил и творил в последние годы своей жизни Николай Константинович Рерих.
Валентин Сидоров посвятил свой очерк Конкордии Антаровой, и включил в свой текст выдержки из её книги «Две жизни».
« Помни, что радость – непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что бы ты ни взялся. Знание растет не от твоих побед над другими, побед тебя возвышающих. Но от мудрости, спокойствия и радости, которые ты добыл в себе, когда этого никто не видел. Побеждай любя – и ты победишь всё. Ищи радостно - и всё ответит тебе.
Жизнь, вся жизнь во Вселенной, всегда утверждение. Строить можно, только утверждая. Кто же не может научиться в своей жизни простого дня, в своих обстоятельствах радости утверждения, тот не может стать светом на пути для других.
Чем больше в человеке инстинктов самости, т.е. чем сильнее он сосредоточивает мысль на своём «я», тем больше и глубже его сомнения, тем чаще катятся слезы из его глаз, тем яростнее его борьба со своей плотью, со своими страстями, со своими буйными, жаждущими, не знающими покоя мыслями.
Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не задача простого человека стать или пыжиться стать святым. Но задача – непременная, обязательная задача для каждого человека – прожить своё простое будничное сегодня так, чтобы внести в своё и чужое существование каплю мира и радости.»(3)
Это сейчас уже издана книга Конкордии Антаровой «Две жизни», и её можно приобрести, а в те годы эти строки стали не только для меня настоящим руководством в жизни. Я выписала их в записную книжечку и всегда носила её с собой, раскрывая в трудные минуты.
С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рериха.1928г.
Третья встреча произошла в марте 1987 года, когда в Зале Рериха в нашей Новосибирской картинной галереи я присела на скамью и раскрыла эту записную книжку, чтобы почитать выдержки из неё моему спутнику, как в зал вошла быстрым шагом энергичная Вера Яковлевна Кашкалда и предложила нам - трём женщинам и одному мужчине, задержавшимся в зале, - провести экскурсию по выставке Рериха. Прошло уже более 20 лет, а я до сих пор помню вдохновенный рассказ Веры Яковлевны об её любимом художнике, о его картинах. В Новосибирской картинной галерее большинство картин представлено из серии «Гималаи».
“Рассказать красоту этого снежного царства невозможно, - пишет Рерих во время экспедиции в Гималаи. - Такое разнообразие, такие фантастические города, такие многоцветные ручьи и потоки, а также памятные пурпурные и лунные камни. В этих местах простирается молчание пустыни, даже люди перестают ссориться и разговаривать друг с другом». (4)
Н.К.Рерих. Гималаи.
Николай Рерих написал более 7000 картин. Но нет той области изобразительного искусства, в которой он не принял бы участия. Кроме станковых картин, он писал и фрески, чему блистательным примером являются “Царица Небесная”, “Сеча при Керженце” и “Покорение Казани”.
Необыкновенной выразительностью отличаются его мозаики, чему примером являются Почаевская Лавра, Храм в Шлиссербурге и другие монументальные произведения.
Мозаика Н.К.Рериха в Почаевской Лавре.
Он испытывал себя и в керамике - например, фриз дома Страхового Общества в Петербурге. Известны театральные работы Рериха; стоит лишь вспомнить “Князя Игоря,” “Пер-Гюнта”,”Псковитянку”, “Принцессу Малэн”, “Сестру Беатрису”, “Священную Весну”, “Снегурочку”.
К синтетичности дарования художника нужно отнести и синтетичность материалов. С одинаковой легкостью Рерих работал как маслом, так и с различными темперами, акварелью и пастелью. В последнее время он остановился на темпере, то есть, вернее сказать, на каких-то особых, лишь ему присущих технических комбинациях красок. Когда как-то спросили его, отчего он перестал писать маслом, Рерих ответил: “Всё в мире меняется; масло чернеет, темпера выцветает, но я предпочитаю, чтобы мои картины стали снами, нежели превратились в сапоги.”(5)
Н.К.Рерих. Тибет.
Но кроме художественного творчества, Н.К. Рерих был прекрасным мастером слова, его яркие, выразительные, изумительные по простоте и сердечности очерки и статьи до сих пор современны. В очерке «Похвала врагам» Н.К. Рерих так говорил о недоброжелателях, которые сеют злобу:
“ Так вот и побеседуем. Вы будете препятствовать, а мы будем строить. Вы будете задерживать строение, а мы будем изощряться. Вы будете направлять все ваши стрелы, а мы достанем все наши щиты. Вы сочините сложную стратегию, а мы займем новое место...
В конце же всех действий силы останутся за нами. Ибо мы изгнали страх и обучились терпению. И разочаровать нас уже нельзя. И каждую вашу уловку, ужимку, умолчание покроем улыбкою. Не потому что мы были какие-то особенные, а просто мы не любим отрицательных словарей. И каждый бой принимаем лишь в планах созидательных.
И в сотенный раз мы, улыбаясь, говорим: “Спасибо вам, враги и преследователи. Вы научили нас искусству находчивости и неутомимости. Благодаря вам мы нашли такие прекрасные горы, где залежи руд неисчерпаемы. По вашей ярости подковы коней наших подбиты чистым серебром, не досягаемым в преследовании. Благодаря вам шатры наши светят синим огнем.”(6)
Волей судьбы Н.К.Рерих оказался за границей после Октябрьской революции, много путешествовал, последние годы жил в Индии, но всегда мечтал вернуться на Родину, посвящал России свои картины и очерки. Николай Рерих ушел с земного плана в 1947 году в возрасте 73 лет, не дождавшись от Советского правительства визы на возвращение в СССР. Художник завещал всё своё творчество советскому народу. Его картины, книги и коллекции вернулись на Родину благодаря Его сыновьям - Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу.
В 30-е годы прошлого века, когда над Европой уже собирались тучи Второй Мировой войны, Художник предложил проект Международного Пакта по охранению памятников культуры во время войн и Знамя Мира. Вот как говорил сам Н.К.Рерих о Знамени Мира:
« Знамя, предложенное нами для охраны культурных ценностей, если оно и не всегда спасёт драгоценные памятники, но всё же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя несёт в себе ещё один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создаёт эволюцию человечества».(7)
Знамя Мира, предложенное Н.К.Рерихом.
Жизненным кредо Н.К.Рериха был девиз: Любовь, Красота, Действие. Даже для Знамени Мира он предложил древний знак с тремя сферами. На белом шелковом поле круг амарантового цвета, символизирующий Вечность, а в нём три сферы, представляющие единство трёх времен – прошлого, настоящего и будущего – и трёх стихий: воды, земли и воздуха. В целом это читается так: вечно хранить культурные сокровища, созданные на земле, в воде и воздухе. Словно заклинание всем народам на вечные времена!
Существует и другое прочтение этого символа: Наука, Искусство и Религия в круге Культуры. Этот знак означает ещё и единство трёх миров: Физического, Тонкого и Огненного. Осознание троичности строения человеческого организма и Космоса является насущной задачей нового эволюционного витка развития Земли и человечества, о чем возвестил Н.К.Рерих своим Знаком.
. Н.К.Рерих говорил о начертании трёх сфер внутри круга: Если «спросят – почему речь идёт о трёх состояниях, когда их известно больше? Следует твердо указать, что два пути: путь расчленения и путь синтеза. Можно найти много промежуточных состояний, так что миры окажутся одним связным целым. Но после придётся снова обособить главные группы, и тогда снова придём к троичному построению».
Сейчас многие люди понимают, что одного образования и материального благополучия недостаточно, чтобы называться культурным человеком. Замечательную формулу даёт Н.К.Рерих: «После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение, и после этого синтез открывает врата высокой культуры».(6)
Под образованностью Рерих понимал способность к постоянному познаванию нового. И ограничение человека лишь обязательной программой школьного образования говорит о его невежестве. Если государство ограничивается только начальным образованием своих граждан и не помогает обучению взрослых людей, это показывает его небрежение к будущему существованию, которого не миновать. «Небрежность эта поразительна!», - говорит Рерих.
Раскрывая свою мысль о стремлении к интеллигентности после образованности, Рерих называет интеллигентностью не выражение условного, засушенного рассудка, а, прежде всего, воспитание вкуса. Это воспитание и утончение вкуса являются обязанностью интеллигенции и ролью её среди народных масс, не выполняя которую, интеллигенция не имеет право на существование и обрекает себя на вымирание.
Человек имеет право называться культурным, когда все знания, полученные им, применяются с целью общей эволюции всей страны и планеты, когда всё творчество его поражает гармонией и красотой, жизнь его наполнена духовным смыслом, и целесообразный синтез духовности и цивилизованности принесет здоровье ему самому, окружающим людям и всей планете.
Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма.
«Каждый великий человек велик постольку, поскольку он живёт интересами коллектива. Благо всего человечества или общее Благо и приверженность к нему, оно лишь одно может служить мерою величия духа.
Сколько малых сознаний жило лишь только собою – и все они забыты, и все они ушли из жизни, не оставив следа по себе. Жить интересами общего Блага можно в любых обстоятельствах жизни. Внешние обстоятельства значения не имеют, ибо человеку дана мысль и человечество можно облагодетельствовать мыслью. Мысль, отрешённая от себя, покидает своего породителя и улетает в пространство. Можно каждодневно посылать лучшие мысли миру. Можно мыслью поддерживать каждое благое начинание в любом уголке земного шара»(8).
«Там, где Культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем», - говорил Рерих. – Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в какой мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. Если Знамя Мира даст толчок к осознанию Культуры, то это одно уже будет колоссальным достижением. Представим себе Всемирный День Культуры, когда одновременно во всех школах и просветительских организациях будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества». (6)
________________________________
Уже нет на земном плане Веры Яковлевны Кашкалды, но очень запомнились её слова о женских образах в творчестве Н.К. Рериха. «Настасья Микулична» - великая Женщина – Россия Азиатская - спасает народы мира от пламени Второй мировой войны.
Н.К.Рерих. Настасья Микулична
«Часовня» - хрупкая женская фигурка в белом преграждает путь варвару-разрушителю, «троглотиту» в средневековых латах с фашистской каской на голове.
Н.К.Рерих. Часовня
Разные образы возникают у зрителей при обращении к картине «Печаль». У кого-то из присутствующих в зале она вызвала мысль о том, что несмотря ни на какие трагические моменты в жизни никогда нельзя забывать, что ты жив, можешь бороться и дарить людям свет и радость.
Возможно, что Николай Константинович в этом лирическом пейзаже отразил свои мысли о скоротечности человеческой жизни. Художнику было 65 лет, его жене – Елене Ивановне - 60 лет, они давно жили вдали от родины, от России.
Н.К.Рерих. Печаль. (1939г)
Вера Яковлевна дала очень красивое определение:
- «Течёт река жизни, она беспредельна, нет у неё берегов, так и жизнь беспредельна, бесконечна и прекрасна. В лодке человеческой жизни сидят двое, их лодка приближается к островку – концу жизни, а вокруг Свет и Красота».
Интересную интерпретацию сюжета картины даёт новосибирский искусствовед и рериховед Е.П.Маточкин:
« Одинокая ладья среди безмолвия воды и неба – очень характерный мотив живописи и поэзии Китая. Его можно встретить у многих сунских художников… Но еще более, пожалуй, роднит произведение Рериха с поэтическими образами Тао Юань-Мина – гениального китайского поэта конца IV – начала Vвв.:
«… Здесь уныние во всём,
Здесь сливается небо с землей,
Я в тяжелой тоске
Вспоминаю покинутый дом,
Рвусь душою к нему,
Я мечтаю вернуться на юг.
Но дорога длинна,
И надежда не тешит меня.
Цепь застав и мостов
Все равно не убрать мне с пути!
Даже весть не дойдет,
И себя я вверяю стихам…» (7)
Картины Н.К.Рериха из собрания Новосибирского художественного музея были созданы художником в последние 12 лет его жизни в Индии.
Н.К.Рерих. Сантана. (1944г.)
Елена Ивановна Рерих отмечала в одном из своих писем:
«В Буддизме принято сравнивать цепь жизней с непрерывным течением потока. Поэтому в Учении и говорится: «пройти Сантану по сердцу», или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении.» (Письмо Е.И.Рерих от 19.10.1934г)
Р. Рудзитис так писал о картине «Сантана»:
« Духовный настрой Николая Рериха в его гималайском периоде… прекрасно выражен в одной из его самых любимых картин, в царственном и величественном полотне «Сантана» («Река жизни»). Под горным утесом, покрытым синеватым ледником, перед пещерой, в глубокой медитации сидит седой отшельник. Слева из-под сияющей снежной толщи вытекает изумрудно-серебристая река.
Розово-фиолетовое небо и покой вершин надо всем, спокойствие на торжественном и одухотворенном лице йога. Созерцает ли он в будущей реке стремительный поток причин и следствий жизни, словно находясь «по ту сторону добра и зла»? Или этот поток означает непрестанное, неудержимое устремление сердца, источником которого является мудрость снежных Гималаев? Кто знает? Каждая линия, каждый оттенок цвета выражает какую-то тайную мысль.» (2)
«Ведущая» - прекрасная женщина в белом платье, символизирующим её целомудрие и чистоту, легко поднимается по ступенькам нравственности и мудрости. А за ней, окликая её с просьбой о помощи, спешит мужчина. Она оглянулась, не останавливаясь и увлекая за собой мужчину к Свету и Красоте, и вдохновляя его на подвиг преодоления Вершины.
Н.К.Рерих. Ведущая.
Эту картину Николай Константинович посвятил своей жене-сподвижнице Елене Ивановне, которую он называл Лада. Он говорил, что на всех его полотнах должно стоять два имени: его и Лады. В творчестве всех великих творцов женщина всегда имела огромное значение. Она была вдохновительницей мужского Начала. Поэтому и наступающая эпоха Водолея называется Эпохой Женщины. В ней особая эволюционная роль отводится женщине. Энергетика высокой Любви двух Начал должна сотворить это чудо возрождения человечества и вывести его на новую эволюционную ступень. «Птица может летать только на двух крылах».
Закончила свою лекцию Вера Яковлевна очень вдохновенно:
«Восточные народы всей своей культурой и историей обращались к духовности человека, его нравственному совершенству и к Красоте. А Запад всегда прибегал только к разуму и силе. В Индии существует поговорка: можно ошибиться в выборе мужа или жены, но нельзя ошибиться в выборе Учителя, который откроет смысл жизни.
«Маленького индуса спросили: «Неужели Солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется Солнцем, но при Учителе мне будут светить 12 Солнц». Солнце мудрости будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя». (Знаки Агни Йоги, 84)
Николай Константинович говорил:
«Спросят, как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну: красиво, бережно и стремительно.» (Листы Сада Мории. Зов.)
В статье использована литература:
1. Статья об уходе из жизни В.Я.Кашкалда. Публикация Санкт-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов в Интернете от 16.01.2010.
2. Р.Рудзитис. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Сб. «Звезды Гор». Минск, 2009г.
3. К.Антарова. Две жизни. Издательство «Сфера».
4 .Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи Путевой дневник. Рига, изд «Виеда»,1992.
5. Жан Дювернуа. “Рерих. Фрагменты биографии”.
6. Н.К. Рерих. Похвала врагам.
7. Е.П.Маточкин. Древний Китай в творчестве Н.К.Рериха. Сб. материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Нижний Новгород,1994г
8. Грани Агни Йоги, т.2 -178. Изд-вл «Алгим», Новосибирск,1994г.
Март 2010г. Татьяна Радея.