Наталия Ковалёва.
Памяти Е.П.Блаватской
8 мая - День Белого Лотоса, день памяти Е. П. Блаватской, великой просветительницы и исследовательницы.
Елена Петровна Блаватская
Она была не только философом, но и религиоведом.
Во втором томе ее книги «Разоблаченная Изида» рассматриваются истоки, идейные основы и загадки истории самых разнообразных религиозно-философских учений, тайных обществ и орденов всего мира, от незапамятной древности до XIX столетия.
Конечно, находится место в этой книге и рассмотрению феномена магии и колдовства, известных человечеству с глубокой древности. И пусть в это не верят представители официальной науки – многочисленные факты и исторические свидетельства говорят иное...
Свои выводы Блаватская основывает на материале десятков исторических и философских источников, кропотливо сравнивая тексты Священных Писаний разных стран и народов.
Обилие исторических фактов, а также обширнейшие философские, этнографические, лингвистические, религиоведческие познания, которые легли в основу материала, представленного в «Изиде», поражают воображение. Истинное происхождение религиозных учений, истоки возникновения тех или иных догм, происхождение всевозможных искажений и ошибок в Священных Писаниях и их переводах на другие языки, а также многочисленные изменения первоначальных религиозных доктрин, сделанные теологами ушедших эпох – всё это проанализировано и показано на страницах этой книги, равно как и множество других тайн, связанных с историей религий и церкви. Так, история масонства, его связь вначале с древними рыцарскими орденами, а затем – с печально известным орденом иезуитов – тоже нашла отражение в этой работе.
Никто и никогда до Блаватской не давал ещё столь серьёзного, глубокого, фундаментального анализа различных религиозно-философских источников в вопросе происхождения религий. Для кого-то это может оказаться настоящим шоком, – читая строки «Изиды», понимаешь, как мало мы знаем о происхождении христианства и об истинном, первоначальном, историческом учении Христа. Блаватская ставит все точки над «i» в данном вопросе, не оставив своим оппонентам-клерикалам ни малейшего шанса оспорить ее выводы.
Е.П.Блаватская «Разоблаченная Изида». 2 тома. Изд-во «Эксмо»
Основной вывод второго тома «Разоблаченной Изиды» обобщённо можно выразить в следующем высказывании Е. П. Блаватской:
«Что мы хотим доказать, так это то, что в основании всех древних народных религий находилось одно и то же древнее учение мудрости, единое и тождественное, исповедуемое и применяемое посвящёнными всех стран, которые одни только были осведомлены о его существовании и значительности. Установить его происхождение и время возникновения и окончательного сформирования – это теперь уже вне человеческих возможностей. Однако, единого взгляда достаточно, чтобы убедиться, что оно не могло достичь чудесного совершенства, в каком мы находим его в остатках различных эзотерических систем, иначе как в течение непрерывного ряда веков. Такая глубокая философия, такой возвышенный кодекс нравственности и практические результаты, столь убедительно и единообразно доказуемые, не являются достижением одного поколения или даже отдельной эпохи. Факт должен был укладываться на факт, вывод на вывод, наука порождала науку, и мириады яснейших человеческих умов размышляли над законами природы, прежде чем это древнее учение приняло конкретную форму. Доказательства этой тождественности основного учения в древних религиях можно найти в распространённости системы посвящений, в существовании тайных каст священнослужителей, которые являлись хранителями мистических слов силы, и в публичных демонстрациях феноменальной власти над силами природы, указывающей на общение со сверхчеловеческими существами. Каждый подход к мистериям всех этих народов охранялся с тою же самою ревностною заботою, и во всех мистериях смертной казни предавали посвящённого любой степени, если он выдал доверенные ему тайны. Мы видели, что так было в элевсинских и вакхических мистериях, среди халдейских магов и у египетских иерофантов; тогда как у индусов, от которых все они произошли, это же самое правило существовало с незапамятных времён».
Любой честный исследователь, ознакомившись с трудами Блаватской, вынужден будет признать: Блаватская – поистине великая исследовательница, не только историк философии, но и религиовед. Правда, Е. П. Блаватская никогда не скрывала, что писала эту книгу не одна – ей помогали собрать этот обширнейший научный материал её духовные Учителя, которых последователи теософии называли Махатмами.
Почему другие религиоведы не смогли сделать то, что сделали Елена Блаватская с её Учителями, никогда не претендовавшие на академические лавры? Ответ на этот вопрос прост: ни один из западных учёных в эпоху Блаватской не владел столь обширными, поистине энциклопедическими познаниями, которыми обладали Блаватская и Махатмы, с помощью которых она создавала свои фундаментальные труды. Востоковеды-индологи изучили многие философские источники Древней Индии (хотя отнюдь не всегда правильно интерпретировали многие положения индийской метафизики), но при этом не обладали особыми познаниями в раннехристианской литературе, истории церкви и тонкостях богословских доктрин. Историки западной религии и церкви разбирались в теологии, но не знали санскритскую литературу и не могли проследить происхождение важнейших религиозных доктрин. В «Изиде» же генезис основных положений мировых религий даётся на основе сравнительного (иногда в табличной форме) анализа текстов и основных догматов древнейших источников джайнизма, буддизма, иудаизма, христианства с писаниями отцов церкви, заложивших основы христианской догматики. И едва ли кто-то даже из современных учёных смог бы совместить в себе столь необычную, поистине колоссальную эрудицию, какой обладал автор «Изиды», чтобы продемонстрировать подобные познания и поставить точку в изучении вопроса о едином источнике происхождения всех религий мира.
Эти уникальные познания дали автору этой книги ключ к решению многих проблем религиоведения, в том числе и в вопросе возникновения христианской религии. Близость христианства с буддизмом, утверждаемая Блаватской, получила в этой работе убедительное, неопровержимое доказательство на основе сравнения основных положений религиозно-философских доктрин и текстов этих учений.
И пусть в наше время ещё находятся фальсификаторы, марающие бумагу и страницы Интернета клеветническими выпадами против Е. П. Блаватской – настанет время, когда её взгляды будут оценены по достоинству и станут достоянием подлинной науки.
Послесловие от редакции:
ТЕОСОФИЯ - это Божественная Мудрость, та, которой обладают Боги.
"Знание превыше всего. Каждый, кто принёс частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света
Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению.
Прочтите труд, насыщенный стремлением к Истине. Невежды сеют предубеждения, сами не давая себе труда даже прочесть книгу. Самый утверждающий труд называют отрицанием. Признание Высших Принципов считается самым ужасным кощунством. Истинно, предрассудок – плохой советник!
Но нельзя обойти все собранные познания. Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели Знание".
"Тайная Доктрина"
.