Татьяна Коньякова, г.Новосибирск
В начале октября 2004 года мировая общественность отметила 130 лет со дня рождения Николая Рериха, а сегодня исполнилось бы 100 лет его младшему сыну – Святославу. Оба были большими художниками, философами, мыслителями, общественными деятелями, путешественниками, востоковедами…
В постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея находятся шестьдесят работ Рериха-отца и пять – Рериха-сына.
Каждый, кому хотя бы однажды довелось побывать в залах Рериха, никогда не забудет этих многокрасочных, прозрачных, полных воздуха и света, как бы светящихся изнутри, завораживающих и возбуждающих полотен.
Долгое время «энергетическая живопись» Рерихов, как всё новое и необычное, принималось далеко не всеми. Главным доводом было : «таких красок в природе не бывает». Помог, казалось бы, очень далекий от искусства человек – Юрий Гагарин. Поднявшись в Космос и взглянув на Землю, он сделал в бортовом журнале запись: «Цветовая гамма необыкновенная – фиолетовый, сиреневый, желтый – как на полотнах Рериха.» Это стало достойным аргументом в споре.
Н.К.Рерих. Тангла. пылающий закат.1939. Из фондов Новосибирского художественного музея
Искусствовед Вера Яковлевна Кашкалда хорошо помнит 1960 год, когда картины Николая Рериха поступили в наш музей и стояли распакованными на полу в зале. Музей только начал формироваться, и вдруг такой поистине королевский подарок! Вера Яковлевна тогда только что закончила искусствоведческое отделение Московского университета и приехала по распределению в Новосибирск. Жилья первое время не было, приходилось ночевать в музее, на стульях. Дискомфорта от этого она не испытывала, напротив, на картины можно было смотреть и днём, и ночью:
- «Как они полыхали, как светились! Их просто нельзя было не любить – настолько они были необыкновенные, красивые, радостные, светлые. Они, как драгоценные камни, переливались своими тончайшими тонами оттенками…»
Н.К.Рерих. Урусвати. Из фондов Новосибирского художественного музея.
Позднее она пережила подобные же чувства рядом с картинами Святослава Рериха – достойного преемника своего отца. Историю пяти картин, подаренных художником с его персональной выставки в Новосибирске в 1975 году, Вера Яковлевна помнит очень хорошо. Она тогда была главным хранителем Новосибирской картинной галереи, переписывалась со Святославом Рерихом, встречалась с художником в Москве, вела с ним переговоры о выставке. В Новосибирском музее Рериха хранится красивый индийский платок – подарок Вере Яковлевне от жены Святослава Рериха- известной актрисы Девики Рани.
Обо всём этом и состоялся наш разговор с искусствоведом в канун двух круглых дат.
Возвращение в Россию
Долгое время их картины находились в Союзе под запретом – их не было в музейных экспозициях, о самих Рерихах не писали, их научных и художественных работ не печатали, книг не издавали. В 1916 году, как известно, Николай Рерих уехал из России. Рерихи много путешествовали, изучая культуру, медицину, археологию, природу и фольклор Запада и Востока. В 1928 году обосновали в Индии, в Гималаях, в имении Нагара.
Отношение к Рерихам в России изменилось во времена хрущевской «оттепели». В 1957-м Никита Сергеевич, посетив Индию, побывал на выставке Рерихов и к живописи художника отнесся весьма благосклонно. Старший из сыновей Рерихов – Юрий Николаевич, ученый-востоковед, попросил тогда разрешения вернуться на Родину. С собой в Союз он привёз бесценное наследие – более 400 картин отца и библиотеку семьи: более пяти тысяч томов.
Юрий Николаевич Рерих. Москва. 1959г.
- « Когда Юрий Николаевич впервые появился перед нами в переполненной аудитории Московского университета и начал читать лекцию, все были буквально зачарованы, - рассказывает Вера Кашкалда, - он открыл перед нами удивительный, уникальный, бескрайний мир, полный красок, новых имен и идей. Лекции проходили в вузах, галереях, библиотеках. Залы были всюду переполнены».
Именно в те годы Новосибирская картинная галерея и получила в дар 60 работ Николая Рериха – переговоры с Юрием Николаевичем вел научный сотрудник НКГ Павел Муратов. На коллекцию претендовали многие музеи, но предпочтение было отдано Новосибирску. Юрий Рерих, вообще, был очень неравнодушен к Сибири и её столице, даже собирался работать в нашем Академгородке. Как знать, если бы не ранняя смерть ученого-востоковеда в 1960-м, мы, возможно, имели бы честь иметь его в числе почетных граждан нашего города.
Несостоявшийся визит
Знакомство Веры Яковлевны со Святославом Рерихом состоялось при следующих обстоятельствах:
- « На картинах Николая Рериха появились кракелюры, трещинки, - вспоминает она, - и я составила письмо Святославу Николаевичу, где объясняла, в каком состоянии находятся картины, и спрашивала совета, как хранить работы. Святослав Николаевич тогда очень помог, проблема была решена. Но меня настолько заинтересовало его творчество, его личность, что я продолжала писать ему письма. Кроме того, в галерее было большое желание приобрести в собственность хотя бы одну из его работ. И в середине семидесятых это желание самым неожиданным образом осуществилось».
Когда в 1974-м, в год 100-летия отца, Святослав Николаевич приехал с женой в Союз, Вера Яковлевна была направлена дирекцией картинной галереи в Москву вести переговоры с художником о выставке в Новосибирске.
Выставка произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Москве. 1974г.
- «Вся Москва разделилась на два потока, - вспоминает искусствовед, - выставка Николая Константиновича открывалась в Академии художеств, а Святослава Николаевича – в Третьяковской галерее… В тихом Лаврушинском переулке стояла огромная очередь. Первое, что я увидела, пройдя через служебный вход, - картину Святослава Николаевича «Распятое человечество». Потом рериховед Павел Беликов представил меня художнику.»
С.Н.Рерих. Распятое человечество.
Святослав Николаевич узнал свою корреспондентку и поинтересовался : «Как вы там живете в Сибири?»
- «Я ответила, что ждём его с выставкой. « У вас же холодно!» - «А мы дадим вам шубу и валенки, чтобы не замерзли». До открытия выставки оставались считанные часы, а экспозиция была еще не готова, работы стояли на полу, и я предложила: «Могу я чем-то помочь?» Он ответил: «Помогите добрыми мыслями и добрыми побуждениями». Выставка открывалась очень торжественно и собрала полные залы».
С. Н. Рерих и В.Я. Кашкалда. Москва. 1974г.
После Москвы картины Рериха экспонировались в Ленинграде, потом в Улан-Удэ, и лишь в 1975 году выставка, наконец, была привезена к нам. Однако Святослав Николаевич на открытие приехать не смог. Надежда на приезд дорогого гостя из Индии ещё долгое время оставалась, и его визита с нетерпением ждали.
- «Естественно, было желание собрать интеллигенцию и ученых города. А главное – была идея поехать с художником на Алтай, по маршруту Рерихов, который они проделали в 1926 году…»
Но Святослав Рерих в наш город так и не приехал. Письма от него приходили всё реже. А потом неожиданно Мария Качальская, тогда директор галереи, получила письмо о намерении художника подарить городу пять работ.
-«Радость, которую мы испытали, - вспоминает Вера Кашкалда, - трудно передать».
С.Н.Рерих. Гималаи. Подарок художника Новосибирску.
Вера Яковлевна листает исписанные мелким почерком тетради. Семь раз Святослав Рерих приезжал в Россию, и она трижды на встречу с ним ездила в Москву, благоговейно записывая каждое слово. В этих бережно хранимых тетрадных записях – мысли о духовности, утонченности чувств, о красоте, которую художник должен нести миру….
«Пусть стремление к Прекрасному будет нашей повседневной молитвой. Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте…». С.Н.Рерих.
Многие из этих высказываний хорошо известны и часто цитировались тогда, в теперь уже далекие 70-80-е, когда Россия ещё только открывала Рерихов, конспектировали его многие.
l
С.Н.Рерих. Синиолчу. Подарок художника Новосибирску.
Вера Яковлевна по-прежнему ходит в любимый зал Рерихов, чтобы, постояв у этих картин, напитаться их светом и радостью, ощутить высокую духовность их создателей и тонкость их чувств. И каждый раз, переступая порог, она испытывает необыкновенное чувство.
-« В моей жизни было много незабываемых встреч, - говорит она, - но две – с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем – особенные. Они разделили мою жизнь на две части, открыв мне мир, полный смысла и света. И многие посетители зала Рерихов открывают для себя это мир…»
Газета «Вечерний Новосибирск» 23.10.2004г.