Вера Кашкалда, искусствовед, г.Новосибирск
Кто хоть раз побывал в Новосибирской картинной галерее, тот никогда не забудет красочные произведения всемирно известного русского художника Николая Константиновича Рериха.
Н.К.Рерих. Нанда Дэви
Синие, розовые, фиолетовые, бирюзовые цвета в картинах сияют и переливаются, словно самоцветы. Здесь мы видим чудесные восходы и закаты в Гималаях. Вот среди зарослей играет Лель-пастушок и, кажется, от нежных звуков свирели пробуждается природа. В космическом безмолвии сияет, как хрусталь, вершина Нанда- Дэви. Вместе с художником мы раздумываем возле картины «Сантана» о вечности мироздания; слушаем призыв к подвигу, к служению добру в картине «Бэда-проповедник»; восторгаемся величием и мужеством русского народа, символически выраженных в богатырском образе «Настасьи Микуличны».
Н.К.Рерих. Настасья Микулична.1943г.
Если Н.К.Рериха – художника уже знают многие, то ещё мало кто знает, что он является автором международного договора о защите культурных ценностей человечества в случае войны. Этой благородной и гуманной идее Н.К.Рерих посвятил всю свою жизнь.
История возникновения международного соглашения, которое принято называть «Пакт Рериха», такова.
Н.К.Рерих. 1900 годы.
В 1903 году художник путешествовал по старинным русским городам: Пскову, Новгороду, Сергиеву Посаду, Владимиру, Суздалю, Ростову Великому, Риге и другим города. Всюду он видел радостную красоту: архитектурные памятники, фрески, древнерусскую живопись. Он изучал народные предания, сказания, песни. В этом путешествии Николай Константинович открывал для себя и других богатую, многовековую культуру русского народа «его дива дивные, веками им взлелеянные».
Н.К.Рерих Псков.
Но радость молодого художника была омрачена. В царской России к культурному наследию относились пренебрежительно: многие памятники разрушались, перестраивались для хозяйственных нужд или искажались невежественной реставрацией. «По всей России идёт тихий, мучительный погром, сметающий всё, что было красиво, благородно, культурно. Ползёт бескровный мертвящий погром, сметающий всё, что было священного, подлинного», - с горечью писал в те годы художник.
Н.К.Рерих, как пламенный патриот, не мог остаться равнодушным к гибели духовных сокровищ русского народа. Он верил, что истинная красота всегда гуманистична, человечна. Красота объединяет людей и пробуждает в них стремление стать лучше, добрее, выше. «Прекрасное ведёт нас через все мосты. Прекрасное открывает наиболее затворы. Прекрасное ткёт светоносные крылья и объединяет души человеческие в их стремлении к единому Свету», - утверждал художник.
С этого времени целью его жизни стало не только стремление умножать своим творчеством красоту, но и защищать её от разрушения. Н.К.Рерих был глубоко убежден, что искусство способно стать ведущим воспитательным средством, основным фундаментом в строительстве Нового мира, в развитии духовной культуры, и в борьбе за мир. Красота ясна, она признается всеми народами. Что так действенно, бессмертно передаётся из поколения в поколение, как не красота ? «Сознание красоты спасёт мир», - утверждал художник.
Чтобы пробудить интерес общественности к национальному искусству, художник использует каждую возможность. Он организовывает выставку «Памятники русской старины», в Обществе архитекторов делает сообщение о положении памятников в стране и предлагает создать специальную организацию для их охраны, способствует организации кружков любителей старины, всюду неутомимо зовёт всех «узнать и полюбить Русь».
«Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самою разнообразною публикой», - так охарактеризовал большие трудности борьбы сам художник за воспитание бережности к национальному искусству.
Ещё более активную деятельность Николай Константинович вёл в годы Первой мировой войны. В ответ на гибель готического собора 13 века в Реймсе, библиотеки в бельгийском городе Лувеке и других памятников художник создаёт плакат «Враг рода человеческого», в котором показал ужасы военных безумий. Он был разослан в военные зоны.
Н.К.Рерих обращался к русскому правительству и другим правительствам воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путём заключения соответствующего международного соглашения. Но великая рериховская идея осталась без ответа.
После окончания многолетней экспедиции по Центральной Азии в 1929 году, он вторично, но уже в более широких масштабах, предложил на обсуждение мировой общественности проект международного Пакта об охране культурных ценностей в случае войны. Согласно этому документу: « Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особенное покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран».
По примеру Красного Креста художник предложил Знамя Мира, которому нашёл простую и убедительную форму. Отличительный флаг представляет собой белое полотнище с большой окружностью и тремя сферами посредине красного цвета. Они символизируют прошлое, настоящее и будущее человечества, окруженные кольцом вечности.
Делегация 2-й Ассамблеи за Пакт Рериха. Брюгге
Опубликованный «Пакт Рериха» и Знамя Мира встретил широкий отклик мировой общественности. В поддержку Пакта выступили выдающиеся деятели: Альберт Эйнштейн, Ромен Роллан, Томас Манн, Бернард Шоу и другие. Оценивая великую международную роль Пакта Рериха, выдающийся индийский писатель Р.Тагор писал Николаю Константиновичу: «Я зорко следил за Вашей великой гуманистической работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира с его Знаменем для защиты культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом Лиги Наций по делам музеев, и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».
Но назначение Пакта Рериха не только в том, чтобы охранять духовные ценности в годы войны, но и в том, чтобы воспитывать в людях постоянный интерес к познанию искусства и тем самым, направлять внимание каждого человека к творчеству, миру. «Пакт для защиты культурных сокровищ, - утверждал художник, - нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».
В 1935 году Пакт Рериха становится международным документом. Его подписали 21 страна. Во второй половине тридцатых годов были готовы к принятию Пакта многие страны Европы и Азии. Но Вторая мировая война прервала это широкое движение. В 1949 году Пакт русского художника поддерживает правительство свободной Индии.
Подписание Пакта Рериха руководителями 20 латиноамериканских государств и США
15 апреля 1935г. Вашингтон, Белый Дом. В центре Президент США Ф.Рузвельт.
По инициативе ЮНЕСКО на основе Пакта Рериха в 1954 году в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Эта конвенция ратифицирована большинством стран мира, в том числе и Советским Союзом.
Многолетняя борьба за принятие Пакта – это проявление несломимой силы духа, великий подвиг русского художника во имя Мира, Человека, КРАСОТЫ, КУЛЬТУРЫ. «Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права», - так определил значение Пакта народный художник СССР С.Коненков.
Из архивов Веры Яковлевны Кашкалда.