6. Период Меркурия с 04.03.1939 по 13.12.1947гг. Последний период жизни Н.К.Рериха. Вторая мировая Война. Завещание.
В гороскопе Н.К.Р. Меркурий находится в 4м доме вместе с Кету и управляет 12м домом, символизирующем потери и утраты, разочарования, замкнутость, чувство одиночества и конец жизненного цикла. Двенадцатый дом также связан с иностранными государствами и эмиграцией.
Поэтому в этот период Николай Константинович особенно страдал от международной изоляции, наступившей в связи с Войной.
Но вместе с тем, Меркурий управляет и 3м домом – домом предприимчивости и активной литературной деятельности. В этот цикл жизни Н.К.Рерих создал огромное количество живописных работ, провёл 13 выставок в Индии, издал книги «Гималаи» и «Химават», написал множество статей для «Листов дневника».
Подпериоды Меркурий-Меркурий с 04.03.1939 по 03.08.1941 и Меркурий-Кету с 03.08.1941 по 31.07.1942гг.
«В 1939 году в связи с началом Второй мировой войны была приостановлена и законсервирована деятельность института «Урусвати». Тем не менее, в этот год было создано свыше 60 картин и этюдов, среди них «Святейшая Тангла», «Исса и голова Великана», «Тревога».
В начале мировой войны, планетарного Армагеддона, Николай Константинович записывает в дневнике: «Конечно, эта война не сейчас началась. Уже в 1936 году она начала злобно формироваться. Уже истекал кровью Китай под неслыханно чудовищной агрессией. Уже терзались Испания, Абиссиния… Был длинный список насилий. Были поразительные поводы для пароксизма разрушений… Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года в Гималаях. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие человеческое, и здесь сердце не допускает, что ещё один земной ужас начался…»
Большая часть корреспондентов прекратила писать, почти полностью прервались международные связи. Художественная деятельность была сокращена до одной Индии, где за период с1939 по 1941 годы прошло 12 выставок Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.
В июле 1940 года Николай Константинович пишет об обстоятельствах изоляции, в которых оказалась его семья: « Сперва мы оказались отрезанными от Вены, затем от Праги. Отсеклась Варшава… Постепенно стали трудными сношения с Прибалтикой. Швеция, Дания, Норвегия исчезли из переписки. Замолчали Белград, Загреб, Италия. Прикончился Париж. Америка оказалась за тридевять земель, и письма, если вообще, доходили, то плавали через окружные моря и долго гостили в цензуре… Дальний Восток примолк...»
В 1940 году после вступления советской армии в Латвию, деятельность Рижского общества прекратилась, многие его участники подверглись репрессиям, были сосланы в ссылки»(7, стр.224-226)
Николай Константинович, Елена Ивановна,Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи в Кулу. Не позднее 1947 года
В 1939 году Н.К. Рерих пишет завещание : «Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот, что завещано всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Пусть познавание чужих стран приведёт к Родине, ко всем её несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычайные… В мирном труде идёт строительство и светлое будущее. А где постройка идёт. Там всё идёт. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!» (7. Стр.237)
«В 1940 году Николай Константинович создаёт свыше 100 работ: «Богатыри проснулись», «Ярослав Мудрый», «Сергий Строитель». Этот год и последующие годы отмечены проведением ряда крупных выставок Николая Константиновича и Святослава Николаевича по городам Индии: в Лахоре, Тривандруме, Ахмедабаде, Хайдарабаде, Бомбее, Бенаресе, Аллахабаде.
Война надвигалась на Россию. В её преддверии Николай Константинович обращается к истории страны и предсказывает победу, ибо таков, по его мнению, путь России:
« Изучая летописи русские и знакомясь с древней литературой, которая вовсе не так мала, как иногда её хотели злоумышленно представить, приходилось лишь уже более сознательно повторять тот же окрик: «Не замай!»
Пройдя историю русскую до самых последних времён, можно было лишь ещё более утвердиться в этом грозно предупреждении. Оно звучало особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам самоотверженно. И теперь то же самое древнее утверждение встаёт ярко… Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!» (7, стр227)
i
Н.К.Рерих. Богатыри проснулись 1940г.
«В годы войны Н.К.Рерих сопереживал тяжелейшим испытаниям, выпавшим родной стране, в которую он так стремился вернуться, говорил: «Быть бы с ними». Николай Константинович много думал о Родине, молился за Россию, выступал в печати в её защиту.
После начала боевых действий на территории Советского Союза сыновья Н.К.Рериха - Юрий Николаевич и Святослав Николаевич - трижды обращались в советское посольство в Великобритании с просьбами о зачислении их в ряды Красной Армии. Николай Константинович проводил выставки своих работ в Индии и перечислял средства, полученные от продажи своих картин в пользу советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. Гонорар за книгу «Химават» также был перечислен советскому Красному Кресту».(7, стр230)
«В 1941 году по инициативе Н.К.Рериха усилиями верных ему американских сотрудников, З.Г.Фосдик, Д.Фосдика и К.С.Кэмпбелл-Стиббе была создана в Нью-Йорке Американо-Культурная Ассоциация (АРКА). Её цель виделась им в улучшении взаимопонимания народов двух мощных держав – Советской России и США. Деятельности Ассоциации симпатизировали многие видные американские деятели: Эрнест Хемингуэй, Чарли Чаплин, Рокуэлл Кент…»(7, стр230)
«В 1942 году в Америке вышла в свет брошюра с первым годовым отчетом АРКА. В конце книжки был помещён очерк Н.К.Рериха под названием «Подвиг», в котором он объяснил американцам смысл русского слова «подвиг», не имеющего аналога в английском».(2, стр.361)
«В мае 1942 года в имение Рерихов в Кулу приезжал будущий первый премьер-министр свободной Индии Джавахарлал Неру и его дочь Индира. Обсуждались будущие проекты российско-индийского сотрудничества – Индо-русской культурной ассоциации (ИРКА).(7, стр.231)
Слева направо: Джавахарлал Неру, Святослав Николаевич Рерих,Индира Ганди, Елена Ивановна Рерих, Николай Константинович Рерих,отец Константин и М. Юнус в Кулу 1942
«Английские спецслужбы всячески пытались помешать этой встрече, но их власть к 1942 году заметно ослабла. И всё же первый день приезда Неру в Кулу был несколько подпорчен. Николай Константинович накануне получил письмо с угрозами. Но никакое противодействие англичан не смогло поколебать Н.К.Рериха в его желании встретиться с лидером индийского народа в его борьбе за независимость от Англии». (2, стр364)
Целых две недели пробыл будущий премьер-министр Индии вместе со своей дочерью Индирой в гостях у Рерихов.
«20 мая 1942 года в праздник «Мэла» шумно отмечаемый ярмаркой, танцами, шествием богов Джавахарлал Неру отбыл из Кулу. Его провожали не только Рерихи, но и толпы окрестных жителей, провожали так, как провожают лидера широкого народного движения, ратующего за благополучие и свободу своей страны». (16, стр124)
. Подпериод Меркурий – Венера с 31.07.1942 по 29.05.1945гг.
«В начале 1943 года Н.К.Рерих отмечает в дневнике : «До чего хочется сделать что-то на пользу русского воинства, Русского Красного Креста, русского народа!(…) Хочется и в Индии устроить что-то полезное для русской победы. Дали мы четыре больших картины – две мои и две Светика, которые должны дать не менее двадцати тысяч рупий. Кроме того, цветных воспроизведений на 1300 рупий, каталог, значительная часть в продажи – всё это должно дать не менее тридцати тысяч».
В этих трудах Рерихи и встретили весть о полном поражении врага их Родины и торжественно отметили день Победы. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Николай Константинович Рерих записал в «Листах дневника»: «Знаем, что на каждой пяди земли можно служить самому драгоценному, самому священному.
Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действие все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует, выразить на деле то, чем полно сердце».
С чувством выполненного долга перед Родиной он мог теперь отметить: «В дальних Гималаях радуемся. Приветы шлём. В лучах восхода видим праздник Москвы, праздник сердца народов».(16, стр124)
Н.К.Рерих. Победа. 1942 год.
1 августа 1943 года произошло редчайшее астрологическое событие: при солнечном затмении Солнце, Луна, Юпитер соединились в созвездии Рака в астеризме* Пушья ( или Тишья), которое полностью отвечало предсказанному в Махабхарате, да ещё с добавлением Плутона. Дата 1 августа 1943 года совпала с началом великой решающей битвы на Курской дуге, самой грандиозной в истории человечества, повернувшей Силы Света к зримой победе на фронтах Второй мировой Войны.
Юрий Николаевич Н.Рерих , записал в своем дневнике: «Сегодня солнечное затмение. Первого августа 1943г. кончилась Кали Юга и началась Сатья Юга».
Елена Ивановна писала в те годы: « Сейчас по всей Индии широко распространился срок 1942-43гг. как конец Кали Юги и воплощение Калки Аватара в Шамбале. Срок этот правилен. Он давно был назван Нашим Учителем. Пандиды сейчас доказывают, что большие цифры в Писаниях были сокрытием настоящих чисел. Также, конец Кали Юги должен совпасть с вступлением в Цикл Аквариуса (Водолея)». (Е.И.Рерих Письмо в Америку от 03.12.1937г.)
«Аналогичные пророчества имеются и у Эдгара Кейси («Дельфис»№4(18), 2001). Знаменательно, что и Солнце демонстрировало тогда свою невиданную мощь, в июне 1943 года на диске его появилась самая долгоживущая из наблюдавшихся группа пятен, просуществовавшая 200 дней». (17, стр219)
«Подобное соединение Солнца, Луны, лунных узлов и астеризма Тишьи случалось уже в 20 веке - 31 июля 1924 года, и впоследствии: 31.07.1962; 31.07. 1981 и 31 июля 2000г., - но все они были без участия Юпитера. Аналогичное соединение (но уже без Плутона) с меньшей точностью произошло также за 95 лет до этой даты - 1 августа 1848 года, и наступит спустя 95 лет после неё - 1 августа 2038 года. В последующие годы указанные звёзды медленно выйдут из соединении, и на тысячелетия вперед, как и в предыдущие – тысячелетия назад, - соединения Солнца, Луны, и Тишьи случаются уже вдали от узлов, т.е. вне затмений. И для достижения подобного сложного соединения в момент новолуния при солнечном затмении должны пройти многие тысячи лет.
Значит поистине, космическая драма разыгралась на Небе с кульминацией 1 августа 1943г. !».(17, стр218)
Это соединение планет совпало с точкой Асцендента в гороскопе Н.К.Рериха!
«Один из самых преданных учеников и последователей Н.К.Рериха Борис Николаевич Абрамов на склоне лет напишет в своих дневниках, отдавая дань памяти Учителю, Гуру, Великому Духу:
« Великий Дух проходил в мир и оставил свой жемчужный узор на века. Эволюция планеты получила мощный импульс.
Рукотворчество великого художника имело мировое признание. Это бесспорно. Но огромное поле незримой деятельности его духа ещё будет давать свои огненные следствия на протяжении многих столетий». (7. Стр.237)
Подпериоды Меркурий-Солнце с 29.05.1945 по 03.04.1946гг и Меркурий Луна с 03.04.1946 по 07.09.1947гг.
«В 1940 е годы Николаем Константиновичем было создано огромное количество превосходных произведений, счет которых шёл на сотни и сотни. Подготовлены новые эскизы к постановке балета «Весна Священная». Были написаны сотни очерков для серии «Листы дневника», изданы книги «Химават» и “Himalayas Adobe of Light” в Бомбее. Самой последней его работой стала незаконченная картина «Приказ Учителя».(7, стр.234)
В сентябре 1945 году произошло ещё одно значимое событие для семьи Рерихов. Святослав Николаевич женился на звезде индийского кино Девике Рани, внучатой племяннице Рабиндраната Тагора, с которой он познакомился в 1944 году.
«Николай Константинович писал в письме к одному из своих корреспондентов: «Святослав сильно преуспел в художестве. Он женился на Девике Рани, самой блестящей звезде Индии в фильмовом искусстве. (…) Девика – чудный человек, и мы сердечно полюбили её. Такой милый, задушевный член семьи, с широкими взглядами, любящий новую Русь. Елена Ивановна в восторге от такой дочери». (16, стр130)
Н.К.Рерих, Девика Рани и Святослав Николаевич. Кулу 1945 год.
«Накануне 1946 года в Индию Н.К.Рериху пришло особое письмо из Нью-Йорка, которое вселило в Николая Константиновича новую надежду на скорое возвращение в Советскую Россию. Чиновник из «Амторга» при Комитете по делам искусств Советского Союза А.Гусев запросил о возможности покупки Советским Союзом картин Н.К.Рериха, находящихся у Хорша.
Николай Константинович видел в этом письме не просто интерес Советской России к своему творчеству, а возможность новых жизненных свершений и творческих проектов. Ему показалось, что запоздалый ответ может обидеть советских чиновников, и на следующий день он отправил срочную телеграмму в Америку о том, что письмо получено и скоро будет написан более подробный ответ. Ответ Николай Константинович отправил в 1 день нового 1946 года:
« Уважаемый гр. Гусев, Ваше письмо от 7 декабря дошло в наши снежные Гималаи 27-го. Вы уже имеете мою телеграмму, и я могу лишь подтвердить, что решение Художественного Комитета в Москве меня очень тронуло. Мы никогда не порывали отношений с нашей Родиной, и там могли знать о моей художественной деятельности. Я всегда мечтал привезти на Родину плоды моей работы, включающей серии картин Гималаев, Монголии и Тибета, а также мои картины, посвященные русскому народу – «Александр Невский», «Святогор», «Настасья Микулична», «Новая Земля», «Партизаны», «Ярослав», «Богатыри проснулись», «Победа» и др. Мысленно я видел эти картины, как русское достояние.
Вы запрашиваете моё мнение касательно картин моих, находящихся в Нью-Йорке. Конечно, я мечтал бы, чтобы всё, мною сделанное, принадлежало русскому народу. Но имеются некоторые не выясненные обстоятельства, которые может Вам передать Зинаида Григорьевна Фосдик, о чем я её и извещаю и прошу связаться с Вами. Ввиду этих некоторых сложностей, я был бы счастлив предложить Родине собрание моих картин, находящихся у нас здесь».(2, стр.376)
Когда Николай Константинович писал это письмо, он ещё не знал, что Луис Хорш не только не показал представителю «Амторга» самые знаменитые картины, но и объявил Н.К.Рериха давно умершим. И только значительно позже, получив ответ из Москвы на свой запрос, Гусев узнал, что художник жив и здоров, и находится в Индии в своём доме в Кулу, после чего он написал письмо в Индию.
День ото дня росла уверенность Николая Константиновича, что скоро наступит приглашение из Советского Союза, и он вместе с семьей сможет, наконец, переехать в Москву или Ленинград.
Помимо забот о картинах, присвоенных Хоршем, Николай Константинович постоянно в письмах к З.Г.Фосдик напоминал о нехватке холста для картин. «Родные наши, добавляю только о холсте, - писал он из Индии в Америку.- Очень нужно! Картины в голове, а холста нет!... Если денег хватит, можно и двойную порцию. Просто беда – ни здесь, ни во Франции нет холста. Неслыханно!».
Но связываться с покупкой спорных картин «Амторг» не решился. Рерихам оставалось только ждать решения Наркомата просвещения о покупке картин непосредственно в Индии. Лето 1946 года было в самом разгаре, а долгожданное письмо из Советской России всё не приходило. В конце концов, переговоры с А.Гусевым ни к чему не привели. Уже в октябре 1946 года Елена Ивановна писала в Америку:
« Конечно, Гусева трогать больше нельзя. С нашей стороны была уявлена готовность, и эта готовность нас никогда не покидает, ибо знаем, что всё приходит неожиданно и в лучший срок, и тогда со всех сторон будут подходить маленькие лодочки, и каждая принесёт свою посильную помощь. Так будет и теперь».(2, стр381-383)
Николай Константинович Рерих в Кулу. Не позднее 1947г.
В 1946 году в Индии началась гражданская война за отделение Пакистана, резня, беспорядки. «Больше всего от них пострадали Бенгалия и Пенджаб, в состав которого входила и долина Кулу, где жили Рерихи. Миролюбивое сожительство 360 богов внезапно обернулось кровавым междоусобным побоищем. Юрию Николаевичу пришлось вспомнить полученный в экспедиции опыт руководителя вооруженной охраны и организовать такую же вокруг дома и института «Урусвати». Некоторые соседи, опасаясь нападений, нашли приют под их кровлей. Это усугубляло нависшую опасность. Однако всеобщее уважение, которым пользовались Рерихи и прекрасное отношение к ним всех местных жителей отвели угрозу от их очага.
В обстановке резких противоречий и крайнего народного возбуждения в ночь с 14 на 15 августа 1947 года Джавахарлал Неру провозгласил независимость Индии.
Однако реализация личных планов Рерихов пошла по иному руслу, чем это было уже намечено. С июля 1947 года Николай Константинович серьёзно заболел. Хирургическое вмешательство и постельный режим на продолжительное время вывели его из строя. К осени критическое состояние миновало, и глава семьи вновь принялся за работу».(16, стр144)
Подпериод Меркурий-Марс с 07.09.1947 по 13.12.1947гг. Последние месяцы жизни Н. К.Рериха.
«В 1947 году, ещё раз всё обдумав, Николай Константинович окончательно решил для себя, что дальнейшая жизнь должна проходить в Советской России. 18 октября он писал своим друзьям в далёкий Шанхай:
«Нас много спрашивают:
- Ехать?
И мы всем отвечаем:
- Да, да, да – ехать непременно во славу Родины, во славу созидательного труда.
Как хорошо, что Е.И.получила добрую весточку от своих уехавших. Именно, хорошо там. И встретимся там. Не откладывайте.(…)
И ещё у нас неприятное обстоятельство. Уже четвертый месяц я болею, и только теперь на пути к выздоровлению. Было очень тягостно, ведь никогда так болеть не приходилось. Вот всё это и нарушило все связи. Так хочется на работу, на творчество.
И еще раз повторю мой совет:
-Ехать!»
В одном из своих писем в Америку в ноябре 1947 года Николай Константинович говорил:
« События в Индии сейчас – лучший пример. Как только мир нарушился, сейчас же возникли тысячи труднообозримых обстоятельств, и человек - «венец природы» - озверел. Всё нарушилось, расстроилось, сломалось. Откуда недоговорённость? От отсутствия мира, от забывчивости о Культуре. Прискорбно.»(2.стр384)
Н.К.Рерих. Приказ Учителя. 1947г.
«За день со своей смерти Николай Константинович чувствовал себя довольно сносно, но уже понимал, что его мечта - вернуться на Родину, в Россию – теперь уже не осуществима. Как рассказывал потом его слуга, Николай Константинович позвал его и повёл в сад, где спокойно, с какой-то определённой уверенностью, выбрал вековые деревья для своего погребального костра. Сколько же дел осталось незаконченными? Сколько замыслов не увидело свет в его картинах? Но неизбежность конца уже ощущалась в каждом движении великого мыслителя и художника.
13 декабря 1947 года Николая Константиновича не стало. Он умер легко, так же, как и преодолевал бесконечные трудности и препятствия, возводимые завистниками и недоброжелателями. А 15 декабря, на склоне горы, немного ниже дома Н.К.Рериха, был зажжён погребальный костёр».(2, стр.385)
Дополнительные астрологические показатели: В гороскопе Н.К.Р. натальный Марс находится во 2м доме, который в джйотише символизирует ещё и смерть, помимо всех других, вышеуказанных атрибутов 2го дома: финансов, речи, семьи и прочих.
Транзитный Сатурн двигался по Раку в 1м доме - доме физического состояния - с 13 декабря 1945 года до 25 июля 1948года. Как раз в момент ухода Н.К.Р. Сатурн находился в последнем градусе Рака в стационарном состоянии перехода к ретроградному движению, что считается особенно зловредным положением Сатурна в 1м доме. Это стало фатальным для дальнейшего физического существования Николая Константиновича.
Транзитный Марс двигался по 2му дому, соединяясь со своим натальным положением и активно влияя на дом смерти.
Транзитный Солнце, Меркурий, Юпитер и Кету находились в 5м доме, поддерживая своими лучами натальную Венеру и облегчая уход.
Место кремации Н.К.Рериха в Кулу.
На памятном камне - надпись на языке хинди: "Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30-го магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ"
«Между тем к этому времени у Святослава Николаевича было всё подготовлено для открытия большой выставки произведений своего отца в Дели. Ей суждено было стать первой посмертной выставкой знаменитого художника. Присутствуя на её открытии Джавахарлал Неру, сказал: « Картины его проникнуты духом нашей истории, нашего мышления, нашего культурного наследия, они говорят нам не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и все мы не можем не чувствовать себя в большом долгу перед Николаем Рерихом». (16, стр.144)
«Елена Ивановна после ухода Николая Константиновича из жизни очень надеялась вместе с Юрием Николаевичем вернуться в Советский Союз и многократно посылала запросы на получение виз для себя и для сына. Когда стало ясно, что вернуться на Родину ей не суждено, то она вместе с Юрием Николаевичем поселилась в Калимпонге, небольшом городке на крайнем севере штата Западная Бенгалия, что в Восточных Гималаях. Там её земной путь завершился в1955 году».(7, стр235)
Ступа и монастырь на месте кремации Е.И.Рерих.
«Сразу после ухода Николая Константиновича из жизни Елена Ивановна писала друзьям и сотрудникам:
«Наш Светлый и Любимый ушёл, как жил, просто, красиво и величаво. Горе наше велико, но мы знаем, что ему была дарована лучшая доля – закончить его светлую деятельность прекрасным разрешительным аккордом, среди общего безумия, ещё раз провозгласить и поднять Знамя Мира и на этот раз в любимой Индии…
Мир истинно осиротел с уходом этого прекрасного Духа. Он ведь был истинным наставником и другом человечества. Никогда и никто из приходивших к нему за советом не уходил обременённым, наоборот, он умел облегчить ношу каждого и направить на новый путь, путь устремления к мужественному и самоотверженному труду- подвигу на общее благо…»
По предсказанию Е.И.Рерих : «Наш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа. Просветлённые сознания поймут: какой великий Дух ходил по земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Элексир Жизни.
Ганди после своего убийства стал Спасителем Мира, но ещё большим станет Светлый и Любимый, когда будет собрано воедино всё им созданное и оповещённое во благо человечества. Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, нового Мира».(7, стр236)
*Примечание: Астеризм – это отрезок дуги Зодиакального круга, протяженностью 13°20', включающий в себя отдельные звёзды или созвездия, на санскрите называется «накшатра», а в западной астрологии – «лунная стоянка». Двадцать семь накшатр или ведических созвездий являются уникальным индийским изобретением и были важной составляющей «ведической культуры» с древнейших времён.
Апрель 2015г. Татьяна Радея.
Литература:
1.Харт Дефау и Роберт Свобода.» Джйотиш. Ведение в индийскую астрологию», Москва, «Саттва», 2010.
2. М. Дубаев. «Рерих». Серия «Жизнь замечательных людей», Москва, «Молодая гвардия», 2003.
3.Б.Израитель. «Целостная методика ректификации». Москва, «ВШКА»,2006.
4. Индубала (Ирина Поздеева). «Джйотиш или ведическая астрология».С.-Петербург, «Новое время», 2010.
5. З.Г.Фосдик. «Мои Учителя». Москва, «Сфера», 1998. Новое издание: З.Г.Фосдик «Воспоминания о Рерихах». Москва, «Эксмо»,2014.
6. Статья А.Анненко «Владимир Шибаев. Секретарь Рериха» На сайте http//grani .agni-age.net
7. О.Г. Болдырев. «Рерих. Запечатлевший тайну». Москва, «Вече».2014
8. «Бхригу-Сутра. С комментариями Индубалы». Серия «Трактаты Древней Индии», С-Петербург, «Новое время».2013
9. П.Ф.Беликов. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, «ИЧП»Лазарев В.В. и О»,1994
10. В.И.Сидоров. «Высшее присутствие в сознании человека, или Космическое право». Журн «Дельфис» №4(80) за 2014год.
11. К.Н.Рао. «Уроки Мастера». С-Петербург, «Ведалайф», 2008.
12. Давид Фроули. «Астрология провидцев», Москва, «Саттва»,2001.
13. И .В.Поздеева (Индубала дэви даси) «Ведическая астрология супружества» Москва, «Balbe».2002
14. Н.Уранов. «Тайна любви Начал». Сайт: www.uranov.ru
15. Е. П.Маточкин. «Алтай». Альбом «Николай Рерих» Том 1. Москва, Академия художеств. Цюрих.2008.
16. П.Ф.Беликов Святослав Рерих. Жизнь и творчество. Москва, МЦР, 2004.
17. Сборник «И звезда с звездою говорит». Москва, «Дельфис». 2007г.