5. Период Сатурна 19 лет с 04.03.1920 по 04.03.1939гг. Начало Записей Учения Живой Этики. Создание Музея в Нью-Йорке. Центрально-Азиатская и Манчжурская экспедиции. Пакт Рериха и Знамя Мира. Институт «Урусвати». Жизнь и творчество в Индии.
В гороскопе Н.К.Р. Сатурн расположен в 7м доме, что указывает на партнерские отношения с иностранцами и признание за границей. Символизм 8го дома, хозяином которого тоже является Сатурн: необычные и очень опасные путешествия, научно-исследовательская работа, развитие тонких способностей для принятия Указов Учителя, перевоплощения - также сполна проявился в этот период жизни Николая Константиновича.
Начался период эмиграции Рерихов и самоотверженного выполнения Поручения Владык Шамбалы.
Подпериод Сатурн-Сатурн с 06.03.1920 по 07.03.1923гг. Встреча с Учителями. Начало Записей Учения ЖЭ. Культурно-просветительская работа в Америке.
« В конце марта 1920 года во время спиритических сеансов, в которых Рерихи принимали участие, начали появляться удивительные по красоте и силе тексты.
В день первого памятного сеанса в Гайд-парке произошла удивительная встреча Елены Ивановны Рерих с двумя индусами – огромного роста, намного выше всех окружающих. Пристально глядя на неё, они улыбались. В какое-то мгновение толпа, окружавшая Елену Ивановну, как бы рассеялась, остались только две пары лучезарных глаз, устремлённых на неё. А вечером того же 24 марта было записано следующее:
Я – твоё благо!
Я – твоя улыбка!
Я – твоя радость!
Я – твой покой!
Я – твоя крепость!
Я- твоя смелость!
Я – твоё знание!
Дух, продиктовавший это послание, представился как Аллал-Минг Шри Ишвара. А следующее послание уже не оставляло сомнений, что в жизни всех членов семьи произошло нечто совершенно необычное – открылись двери в тот великий Храм Духоразумения, в самый его алтарь, дорога к которому заняла всю их предшествующую жизнь»(7, стр126)
П.Ф.Беликов пишет: «Подробности встречи нам неизвестны. Следует предположить, что она была неожиданной и короткой. Ошибочно предполагать, что эта встреча помогла Рериху в устройстве личных дел. Как жить, чем жить, что делать – оставалось решать ему самому. Но при встрече, несомненно, были открыты Рерихам некоторые подробности Плана или его выполненной части, что выразилось в предваряющем книгу «Зов» послании:
«В Новую Россию Моя первая весть.
Ты, давший Ашрам,
Ты, давшая две жизни, - возвестите.
Строители и воители, укрепите ступени.
Читающий, если не усвоишь, - перечти,
переждав.
Сужденное не случайно, и листы упадают
ко времени.
Но зима – только вестник весны.
Всё открыто, всё доступно,
Я вас замкну щитом – трудитесь.
Я сказал».
(9, стр.158)
В мае 1920 года в Лондоне Николай Константинович знакомится с русским эмигрантом Владимиром Шибаевым, а 17 июня - с известным индийским поэтом Рабиндранатом Тагором.
«Именно в это время начинается сближение Н.К.Рериха с Теософским обществом. 6 июля 1920 года Николай Константинович и Елена Ивановна получили официальные удостоверения о членстве в Теософском обществе»(2, стр193).
Н.К.Рерих. Заморские гости. 1901г.
П.Ф.Беликов писал: «… все помыслы Рерихов были направлены на Индию, Лондон был лишь промежуточным этапом. Так что по приезде туда, Рерих сразу же стал хлопотать визу в эту тогда ещё колониальную провинцию Англии. Русским, к тому же не имеющим эмигрантского Нансеновского паспорта, попасть в Индию было чрезвычайно трудно, но Рерих всё-таки добился визы для всей семьи и для Шибаева, который должен был сопровождать его в качестве личного секретаря.
20 июня 1920 года документы были на руках, мало того, к этому времени были куплены билеты на пароход, отправляющийся туда. Но… отъезда не состоялось, и лишь потом Николай Константинович понял, почему это произошло.
Внешне всё оказалось очень обыкновенно. Обанкротился антрепренер, задержались ожидаемые поступления, не состоялась продажа некоторых картин. Одним словом, ко дню отъезда Рерих был без необходимых на дорогу средств. Это и заставило его принять предложение директора Чикагского Института искусств Роберта Харше устроить по американским городам турне выставок. Поначалу этому предложению не было уделено должного внимания, а тут внезапно Рерих принял его, и в конце сентября 1920 года был уже в Америке.
Сам он описывает этот эпизод в таких словах: « Мои друзья собрались ехать в одну страну, тогда как им была указана совсем другая часть света. Из добрых намерений друзья мои упорствовали и даже озаботились билетами в желаемую страну. Но всё же указание должно было быть выполнено и произошло нечто необычайное. Все приготовленные к поездке средства в течение двух-трёх дней растворились и исчезли. И таким образом моим друзьям ничего не оставалось, как выполнить указание…» («Вехи»)
Очевидно, стремление попасть в Индию было у Рерихов столь сильное, что они даже не вняли или неправильно истолковали Указание Учителя отправиться в Америку… И вполне понятно, почему. Индия и Америка были, по их представлению, несовместимы для тех, кто искал духовного совершенствования. Примат денег, с одной стороны, и примат духа, с другой. Рерихи, конечно, избрали второе.
Но в таком случае не состоялось бы Центрально-Азиатской экспедиции, не было бы Института «Урусвати». Юрий и Святослав не были еще подготовлены к самостоятельной деятельности. Короче говоря, с какой стороны мы теперь не посмотрим, поездка в Индию в 1920 году была преждевременной. Но это Рериху было сказано не прямо, а лишь после того, как Указание оказалось непринятым, последовал ряд событий, лишивших его возможности отправиться в «желанную страну». После этого лишь была выбрана Америка. Такие вмешательства крайне редки, что отмечает и сам Рерих». (9, Стр104-105)
Дополнительные астрологические показатели: Не подошли нужные сроки для поездки в Индию. Транзитный Сатурн до ноября 1920 года двигался по 2му дому натальной карты и лишал Н.К.Р. финансовой поддержки. С ноября 1920 до октября 1923 года транзитный Сатурн шёл по 3му дому, акцентируя темы встреч, лекций и поездок, только в октябре 1923года Сатурн вошёл в 4й дом – дом нового места жительства Рериха и второй Родины – Индии.
«Ещё на один русский художник не удостаивался такой чести - быть приглашенным в Соединенные Штаты Америки для проведения своей выставки в течение 3х лет в 29 городах всех американских штатов. Серия персональных выставок Николая Константиновича Рериха открылась 4 декабря 1920 года экспозицией в Нью-Йоркской частной «Кингор Галерее»(“Kingor Galleries”).
«Собралась вся знать, сливки города, - вспоминала этот день одна из ближайших сподвижников Н.К.Рериха Зинаида Лихтман, - знаменитости, миллионеры. Ждут открытия. И вдруг погас свет. Лишь через полчаса устранили неисправность. И вот я стою перед «Сокровищем Ангелов», «Языческой Русью» и «Экстазом» - тремя огромными полотнами сверхчеловеческой красоты и спокойствия, какие мог задумать и осуществить в красках только выдающийся ум, родственный Леонардо да Винчи».(2. Стр.201)
Н.К.Рерих. Сокровище Ангелов. 1905г.
«По прибытии в Америку Рерих немедленно развил там интенсивную просветительскую деятельность, нисколько не сомневаясь в её успехе, причём не последнее место в этой деятельности заняла пропаганда русского искусства и русской культуры в целом. Так началось «служение родине и человечеству». Рерих приступил к реализации Указа - «Помогите строить Мою Страну».(9, стр169)
Состоялось знакомство с журналисткой Фрэнсис Грант, освещавшей в прессе выставки Н.К.Рериха, а через неё и с Луисом Леви Хоршем, нью-йоркским биржевым маклером, многие годы участвовавшим в финансировании целого ряда культурно-просветительских проектов Рерихов. Постепенно вокруг Рерихов образуется сообщество единомышленников, в которое входят американцы и русские эмигранты. Они становятся руководителями вновь образованных учреждений.
По Указанию Учителя Николай Константинович начинает в Америке организацию культурно просветительских учреждений. Вскоре Николай Константинович создаёт в Чикаго международное объединение художников “Cor Ardens” (« Пылающие сердца»), с целью создания центров, где будет место искусству и художникам из разных стран.
П.Ф.Беликов приводит отрывок письма Н.К.Рериха к Шибаеву от 25 июля 1921г.: « Теперь Его (Учителя -П.Б.) послание мне – ввести духовность в искусство Америки, основать школу имени Мастера, и основать Общество «Пылающее Сердце». Общество уже основано. Школа, Бог даст, будет открыта осенью. А духовность моего искусства здесь глубоко понята и намечается много учеников и последователей. Затем мы должны ехать в Индию, в Адьяр, где надеюсь встретиться с Вам».(9, стр208)
В развитие этих идей художественного образования молодёжи в ноябре 1921 года Н.К.Рерих создаёт в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединенных искусств». Его основой становится фортепианная школа супругов Лихтманов. Николай Константинович обозначает задачи Института таким образом:
«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует Истину Красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем…»(7, стр.133-134)
«Как было и запланировано, в 1920-1922 годах после Нью-Йорка выставки работ Н.К.Рериха прошли по 28 городам Америки, где сам автор выступал с лекциями о русском искусстве. Летом 1921 года художник путешествовал по Аризоне, Новой Мексике, исследуя пещерные жилища в Санта-Фе, жил с семьей на острове Монхиган.
В это период создавались картины новых серий «Новая Мексика» и «Сюита океана», а также серия «Sancta» («Подвижники»), в которую вошли замечательные работы: «И открываем», « И продолжаем лов», «И трудимся», «И не убоимся», «И узрим», «Сам вышел» и «Святой Сергий». Своим подвижническим духом эти работы прославляли Россию, как было Указано Учителями, и стали откровением для американской публики. Но самой сильной работой американского периода стала, пожалуй, картина «Чудо. Явление Мессии» из серии «Мессия»: семь человеческих фигур застыли в благоговейном ожидании прихода Мессии, дивный свет которого уже показался из-за горного моста, наполняя собой всё вокруг».(7, стр.135)
Н.К.Рерих. Чудо. Явление Мессии. 1923г.
В 1921 году в Берлине в авторском оформлении выходит книга стихов Н.К.Рериха «Цветы Мории», сборы от продажи которой отправляются в пользу голодающих в России. Николай Константинович писал Шибаеву: « В Берлине только что вышла в пользу голодающих в России моя книга «Цветы Мории». Просите выслать её Вам, и если можно, распространите её в Лондоне. Эта книга издана по Указанию Мастера»/(9, стр179)
«В 1922 году Н.К.Рерихом создаётся Международный центр “Corona Mundi”(«Венец Мира»), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и культуры разных стран. Николай Константинович писал:
« Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже «земные» люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие – мы знаем, что произносим формулу международного языка…»(7, стр139)
В США продолжились записи «Живой Этики». «Первоначально они носили отрывочный характер, и лишь в Америке Елена Ивановна приступила к регулярным записям. Не исключено, что сначала записи делались только для себя и появились в результате специальных сеансов общения с Учителем. Когда записей набралось достаточно, пришло Указание издать их. Первое упоминание об этом имеется в письме Рериха Шибаеву от 31 мая 1922 года. « Вчера нам было указано М. издать его message отдельной книгой – «Листы сада Мории» и сделать это через Вас в Риге», - пишет Рерих Шибаеву, который в то время переехал из Лондона в Латвию. Но обстоятельства изменились. Книга была напечатана в Париже и помечена датой 1924года». ( 9, стр.188)
«Рерих знал теперь о своих прошлых воплощениях. В письма Шибаеву от 30 апреля 1922 года он пишет : «Жена моя видит перевоплощения. На мне она видела 10 ликов. Особенно яркий китайский III века до Р.Х. и тибетский около 200 лет тому назад.»(9, стр.177)
Н.К.Рерих. Святой Сергий .1922г.
«Американский период Н.К.Рериха стал насыщенным и плодотворным. В издательстве «Corona Mundi» выходит в свет альбом с репродукциями картин Николая Константиновича, а также книга «Adamant», издательство «Алатас» выпускает замечательный сборник «Пути благословения». В 1922 году выходит книга Нины Селивановой « The World of Roerich: A Biography» - о жизни и творчестве Н.К.Рериха. В ноябре 1923 года уже после отъезда Рерихов из США в Нью-Йорке открывается музей его имени, в который автором было передано свыше трёхсот своих лучших произведений». ».(7, стр143).
В Америке Рериху суждено было ещё раз встретиться с Посланником Белого Братства. Встреча состоялась в музее, где Николай Константинович получил несколько важных советов по устройству культурных учреждений в Америке. Встреча тоже была непродолжительной и совсем неожиданной. Сам Рерих описал её в очерке «Вехи».
Подпериод Сатурн-Меркурий с 07.03.1923 по 18.11.1925гг и подпериод Кету с 18.11.1925 по 26.12.1926гг . Отъезд в Индию. Встреча с Учителями. Начало Центрально-Азиатской экспедиции. Московская миссия. Остановка в Монголии.
В гороскопе Н.К.Р. Меркурий и Кету располагаются в 4м доме – доме Родины и места жительства. Индия – была «желаемой» страной, куда стремились Рерихи, и которая стала им второй Родиной. Поэтому этот жизненный цикл можно назвать «возвращением домой». Но прибытие в Индию произошло только в конце 1923 года, после того как в октябре 1923 года транзитный Сатурн перешёл в 4й дом в гороскопе Н.К.Р.
В этот период произошло и возвращение в России, что также символизируют Меркурий и Кету.
«Несмотря на большую загруженность работой, Николай Константинович не прекращает готовить большое индийское путешествие. Кроме финансового обеспечения требовалось и дипломатическое, поскольку необходимо было получить разрешение у британских властей на проведение в их колонии научно-исследовательской экспедиции. Для лиц с российскими паспортами попасть в английские колонии во все годы было делом непростым.
В итоге отъезд в Индию состоялся 8 мая 1923 года. На этом пути Рерихи посещают Европу, где заканчивает учёбу их старший сын Юрий, вскоре получивший звание «магистра индийской словесности» и столь необходимый в качестве знатока многих восточных языков в будущем путешествии».(7, стр143).
В Париже была отпечатана первая книга «Листы Сада Мории» («Зов») «Впоследствии Рерих указал, чтобы из книги была изъята первая страница с обращением : «В Новую Россию Моя первая весть». Слишком прямолинейно было сказано, куда и через кого Учение даётся. Раскрывать это с первой же страницы было преждевременным, а в условиях Запада даже опасно».(9 стр.189).
6 октября в Париже получена необычная посылка. «Учитель посылал Рерихам небольшой осколок метеорита, происходившего из созвездия Ориона. На Востоке этот Камень известен, как священный камень Чинтамани у индусов и Норбу Ринпоче у тибетцев и монголов. Именно он считается «Святым Граалем» или «Чашей Грааля» европейского средневековья.
Посылка представляла собой простой деревянный ящик, внутри которого находился обтянутый кожей, кованый ларец, с изображением четырёх букв «М». Внутри ларца, завёрнутый в вышитую материю, покоился темно-серый продолговатый Камень – Начало мира. «Камень подобен сердцу человеческому, - утверждал Учитель,- и в нём заключен кристалл сияющий».(7, стр143)
Фотография Ларца с Камнем.
«Знаменательное событие произошло незадолго до отъезда из Франции. 6 октября 1923 года в дверь гостиничного номера отеля «Лорд Байрон», где остановились Рерихи, постучали. На пороге стоял служащий одного из парижских банков «Банкерс Траст». Он доставил посылку, которую принял Юрий Рерих. В обычный деревянный ящик был запакован ларец. На нем проступало изображение причудливых фигур – силуэты мужчины и женщины, священные зимородки и четыре готические буквы «М» по самому краю. А внутри находился чёрный аэролит…
Полагают, что более столетия он хранился в Париже, в одном тайном обществе, специально созданном, чтобы оберегать сокровище. В 1920-е годы возглавлял это общество знаменитый французский режиссер Жан Кокто». (В.Росов. Вестник Звенигорода)
П.Ф.Беликов писал: «Рерихи не хранили Камень у себя дома. Ларец Камня запечатлён Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и на отдельной картине. Николай Константинович изобразил Его на полотнах «Сокровище мира», «Чинтамани», «Держательница Мира». В триптихе «Фиат Рекс» изображен сам Камень в Руках Владыки»(9, стр244)
Из Записей Е.И.Рерих : «Учитель просит не раскрывать ковчег часто». (8.10.23)«До завтра не трогайте Камня руками. Через ткань можно, но вынимать не нужно». (27.10.23)
Фотография Камня, которая по Завету Учителя должна была храниться в Америке и Риге.
В Европе Рерихи совершили небольшое путешествие и побывали в Виши, Лионе, Риме, Флоренции, Болонье. Были продолжены также усилия Николая Константиновича по получению британских виз. До отплытия нужные визы Британского министерства колоний были получены, и 17 ноября 1923 года вся семья в полном составе отплывает на пароходе в Индию.
« 2 декабря 1923 года Рерихи прибыли в Бомбей. Там же и остановились, а затем предприняли ряд посещений известных исторических достопримечательностей, преодолев свыше трёх тысяч километров менее, чем за один месяц. На пути маршрута происходили встречи с индийскими учеными, художниками, писателями».(7, стр145).
Мы знаем из переписки с Шибаевым, что Рерихи намеревались посетить Адьяр и наладить связи с теософским движением. Но по приезде в Индию они изменили своё решение и поехали в Сикким.
«Сразу по прибытии в Сикким Николаем Константиновичем были задуманы несколько серий: «Жемчуг исканий», «Сожжение тьмы», «Светочи прихода», а в следующие годы – «Сиккимский путь», «Его страна» «Зарождение тайн», «Гималаи», «Майтрейя», «Знамена Востока». В работах этих серий в полной мере отразился тот душевный подъем, который сопровождал художника в Индии. Проникаясь и восхищаясь её духом и неповторимой красотой, Николай Константинович создавал в те годы, без сомнения, одни из лучших своих произведений.»(7, стр. 148)
Н.К.Рерих. Жемчуг исканий.1924г.
«В конце декабря 1923 года в княжестве Сикким в Восточных Гималаях, под Дарджилингом, в небольшом храме, стоящем на пути из монастыря Гум, происходит великая встреча Николая Константиновича и Елены Ивановны со своим Учителем – Махатмой Морией, явившемся ученикам в своём земном теле. Священные мгновения в священных землях»(7, Стр.146)
П.Ф.Беликов пишет : «В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождающим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное. О самой встрече мы находим следующие подробности в «Надземном» (§40):
« Мы не уходим из жизни, когда Мы появлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. Вы сами можете свидетельствовать, что Джул-Кул, когда появился встретить Вас, не отличался от обычных лам. Урусвати немедленно почуяла необычность, но явление могло быть отнесено к настоятелю монастыря. Так и все Собратья и сотрудники несут обычные земные облики. Но даже при условностях обликов сердечность будет сквозить и в каждом взгляде, и улыбке. Можно назвать это качество сердечности и другим именем, более научным. Но Мы желаем установить более человеческий взгляд на Нашу Общину».
И ещё : « Урусвати помнит, как при первой встрече с Нами остальные прохожие как бы рассеялись. Справедливо предположить, что это было следствием Нашего мысленного приказа».( Надземное,§127)
«Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык, в том числе, конкретные задания их главной миссии – поездка в Советскую Россию и передача там «Послания Махатм». Главная цель экспедиции была, именно, - Москва и, вообще, Советский Союз, с которым надлежало установить связь. С этих пор Рерихи основное внимание уделяли этому.(…)
Но особенно подробные инструкции получил Рерих относительно Советского Союза и его роли в эволюции человечества. В первую очередь это были советы очень «дальнего прицела», касающиеся человека, которому следует строить новый мир. Не забудем, что Владыки шли на переустройство мира с открытыми глазами, прекрасно зная, что «мука у середины не чиста, но лучшую купить нет денег».(9, стр280)
Фотография храма в Дарджилинге, где в 1923г. состоялась встреча Рерихов с Учителем
В сентябре 1924 года Николай Константинович выезжает с сыном Святославом в Европу, а затем в Нью-Йорк для оформления экспедиционных документов. После возвращения 18 января 1925 года Рерихи посетили Адьяр - штаб-квартиру Теософского Общества в пригороде Мадраса. На встрече с президентом Общества Николай Константинович подарил свою картину «Вестник», посвященную памяти Е.П.Блаватской.
« В 1925 году вышел перевод избранных мест из «Писем Махатм Синнетту» под названием «Чаша Востока». Перевод сделан Еленой Ивановной и издан под псевдонимом Искандер Ханум. Переводилась ли эта книга до или после отплытия Рерихов из Америки, мы сейчас не знаем, но известно, что уже в США Елена Ивановна знала о роли Блаватской в передаче Восточной мировоззренческой мысли на Запад и её новые, необычно смелые для Запада мысли, с которыми она имела смелость выступить».(9, стр.212)
Между тем, Рерихи продолжали делать дело, завещанное им Учителями. 18 мая 1925 года Николай Константинович писал Шибаеву: «Нам разрешён выезд в Малый Тибет. Шли львами и рычали во благо. Скоро кончится вторая книга и будет отослана печататься в Америку. В ней Вы найдете много практических Указаний. Она Вам даст пищу Духа надолго. Эту книгу раздавайте деятельно и чужим, и родственникам за границей. Каю (Митусову – П.Б.) и в Харбин отошлите. И Ремизову (два экземпляра)».(9, стр.237)
Письмо это было послано уже из Кашмира, куда Рерихи выехали, чтобы начать Центрально-Азиатскую экспедицию. До этого Николай Константинович побывал в Америке и на обратном пути заехал в Берлин, где посетил Советское посольство. Рерих не скрыл от посла своих философских воззрений, открыто поведал о Махатмах и о целях предпринимаемой экспедиции.
Вторая книга Живой Этики – «Озарение» - была закончена, по–видимому, в Кашмире. И там же была начата или задумана третья книга – «Община»(9, стр282)
После получения американских экспедиционных документов и согласования с советским полпредом в Берлине виз для посещения СССР, в марте 1925 года экспедиция покинула Сикким.
«Юрий Николаевич Рерих вёл подробный дневник экспедиции, изданный после её окончания под названием «По тропам Срединной Азии». Красочно описал её первый день: « 6 марта 1925 года наша экспедиция покинула Дарджилинг, а с ним и дружественное княжество Сикким. Спуск по склонам Восточных Гималаев, покрытых джунглями, оставляет неизгладимое впечатление…»(7, стр154)
Е.И.Рерих в экспедиции.1925г.
Елена Ивановна стойко перенесла все невероятные обстоятельства пути. Н.К.писал в дневнике : «Е.И. все десять дней на коне. Она не любит малых решений. Никогда верхом не ездила, а тут сразу верхом через Каракорум. И всегда бодра и готова первая. Даже колено, повреждённое в Кашмире, как-то затихло. Прямо удивительно».
Пройдя через физические трудности сложнейшего пути, через высокогорные перевалы и всевозможные препятствия, чинимые английскими и китайскими властями, 28 мая 1926 года экспедиция пересекла советскую границу и 13 июня прибыла в Москву.
«Для передачи московским коммунистам Рерихи привезли в Москву Письма, продиктованные Махатмами Востока, а также ларец со священной землей из места, связанного с жизнью Гаутамы Будды. Передача Писем и священной земли составляла видимую часть московской миссии Рерихов, выполняемой по воле Братства.
По закону Архатов, один раз в столетие одной из стран мира Учителями посылается помощь. Они внимательно и постоянно наблюдают за мировыми процессами и протягивают руку помощи той или иной стране, которой в недалёком будущем предстоит важная миссия, связанная с претворением понятия Общего Блага.
Состоялись встречи с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным и наркомом просвещения А.В.Луначарским, на которых были вручены Письма и ларец, устно переданы все остальные подробности предлагаемого Махатмами Плана, а также принесены в дар советскому правительству картины серии «Майтрейя»
Однако никакого ответа на предложения Махатм не последовало, и Николай Константинович после месячного ожидания 22 июля 1926 года покинул Москву».(7, стр162-165)
П.Ф.Беликов писал: «Передать Послание Махатм было главным для Рериха. И это главное для себя задание он выполнил. Как и когда оно будет принято и какие формы примет применение его в жизни, решал не он, а наша готовность, наше участие в жизненных процессах. Вспомним исторические события воздействия Белого Братства на те, или иные события общественной жизни человечества. Все они были только "естественного" порядка. Никаких «чудес» не допускалось. Историю складывали только люди и делали это «руками человеческими».
Так и в случае передачи Послания. Оно должно было быть передано самым естественным, а не "чудесным" путем. Выбор Владык пал на Рериха, как на человека хорошо известного и пользующегося большим авторитетом. Для этого случая было предпринято не имеющее прецедента путешествие из Индии в Москву. Сам по себе этот факт предполагал, что Послание не затеряется, что на Него рано или поздно будет обращено внимание. И, действительно, пролежав в архиве четыре десятка лет, Оно стало известным благодаря интересу, проявленному к Рериху и его Центрально-Азиатской экспедиции. Истинные Авторы Послания оставались, как всегда, за завесой. Они были высочайшей реальностью для тех, кто доставил Послание, и могли существовать или не существовать для тех, кто его принял». (9, стр290)
В Москве к Рерихам присоединились супруги Морис и Зинаида Лихтман, и 26 июля все вместе они приехали в Новониколаевск (Новосибирск).
З.Г.Фосдик (в первом браке Лихтман) вспоминала: «26-го мы приехали в Новониколаевск. Путешествие было замечательным. Их любовь и мудрость превосходит всё. Мы вели самые вдохновенные беседы, наслаждались каждой минутой нашего совместного пребывания.
Новониколаевск – маленький грязный городок. Завтра на пароходе мы отплываем в Бийск».(5, стр257)
Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Зинаида и МорисЛихтман в Новосибирске. 1926г.
«Необходимость в поездке на Алтай, хотя бы на короткое время, стала очевидной, ещё когда мы были в Москве, и это будет наше первое посещение Алтая.(…)
Вечером было Сказано: «Истинное мужество было проявлено при передаче Моего Послания самым ужасным людям. Невозможно передать, в какой вы были опасности, когда были в Москве.
Малейшее сомнение или колебание могло бы привести к гибели. Потому просил вас понять серьезность момента. Учитель новых должен трансмутировать мысль в действие. Прежде чем привлекать других, надо работать над собой. Считаю, результаты, достигнутые в Москве, имеют историческое значение. Вы будете все жить в Верхнем Уймоне». (5, стр.258)
По материалам местных алтайских поверий и легенд Николай Константинович создал несколько работ: «Чудь подземная», « Ойрот – Вестник Белого Бурхана», «Сосуд нерасплесканный», «Белуха».
Картину «Сосуд нерасплесканный Н.К.Рерих создал по существующей в Индии традиции о Посвящении Будды на Белухе.(15, стр392)
Н.К.Рерих. Сосуд нерасплесканный. 1927г.
«В конце августа экспедиция покинула Алтай и через Улан-Удэ направилась в Монголию, прибыв в Ургу 9 сентября. В Урге была продолжена подготовка к путешествию через Центральный Тибет, в его столицу Лхасу, и через Трансгималаи -обратно в Сикким.
Там же Рерихами была подготовлена и выпущена третья книга серии Агни Йога – «Община», по существу, представляющая собой новое мировоззрение, на основе которого будет построено общество будущего, истинная община Общего Блага».(7, стр.166-168).
П.Ф.Беликов писал: «Книга «Община»… потребовала двух, значительно отличающихся друг от друга изданий. Монгольское издание было предназначено для России и почти не получило распространения в Западных странах. С ним знаком был Ф. Д. Лукин, основатель Рижского общества им. Н.К.Рериха. После его смерти, Елена Ивановна писала Р.Рудзитису, избранному председателем после Ф.Д. Лукина: «Среди книг Ф.Д. должно быть несколько копий книги «Община». Очень прошу Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не говорить об их существовании. Будут сделаны многие попытки получить именно эту книгу. (Письмо Е.И от 17.05.1934г)
В 1935 году намечается в Риге издать «Общину» вторым изданием, сохранив при этом на обложке год её составления (1926).
Чем же была вызвана необходимость переделки первого издания «Общины»? Исключительно, той же самой целесообразностью или, иначе говоря, соизмеримостью, которую Рерихи проявляли в своей зарубежной деятельности. Предназначенное для России издание напоминало о значении всемирной эволюции некоторых положений марксизма, о неминуемом крахе капитализма, как общественной формации, о великой роли Ленина, о строительстве коммунистического общества, о вреде собственнических интересов.
Среди последователей Рериха на Западе большинство не приняло того, что делалось в Советском Союзе. Книга «Община» не была там понята, и всё Учение Живой Этики подверглось бы обвинению в прямой поддержке большевизма. Понятно, что стремясь защитить Учение на первых порах, Елена Ивановна должна была написать в Ригу, где политические настроения не благоприятствовали появлению «Общины» следующие строки : «Очень прошу Вас сохранить эти книги у себя и никому до времени не выдавать их и даже не говорить об их существовании».
Нельзя предполагать, что Владыки, давая монгольское издание «Общины», ошиблись или чего-то не учли, так что впоследствии Им пришлось Самих себя поправлять. Если и была ошибка, то как раз со стороны людей, для которых книга, в первую очередь, предназначалась. Та «программа максимум», которая дана в первом издании, остаётся в силе и сейчас. Как бывало и раньше, не исполнение Указаний отодвинуло сроки»(9, стр306,313,315)
«Пока шли сборы по продолжению экспедиции, Елена Ивановна закончила работу над новой книгой под названием «Основы буддизма», задача которой состояла в том, чтобы представить самую суть учения буддизма, очистить его от позднейших напластований. В предисловии говорилось: «Великий Готама дал миру законченное учение жизни. Всякая попытка сделать из великого эволюционера - Бога, приводит к нелепости. Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть принято, как первое учение знания законов великой материи и эволюции мира. Современное понимание общины даёт прекрасный мост от Будды до наших дней».(7, стр.168)
Подпериод Сатурн-Венера с 26.12.1926 по 23.02.1930гг. Окончание Центрально-Азиатской экспедиции. Основание Института «Урусвати». Открытие Музея Рериха в Нью-Йорке. Подготовка Пакта Рериха и Знамени Мира.
Венера, символизирующая искусство, музеи и собирательство коллекций, в гороскопе Н.К.Р. находится в 5м доме творчества и создания предметов искусства. Помимо этого, 5й дом – это и дом интеллектуального мышления и дипломатии. Поэтому в этом цикле жизни Николай Константинович создал незабываемые произведения искусства, собрал разнообразные коллекции и максимально проявил свои дипломатические и юридические знания для подготовки Пакта Рериха.
Н.К.Рерих. Курул. Граница Китая.
«Учитель Указывал Рерихам двигаться в Лхасу и выполнить там ещё одно важное поручение, тоже трудное и ответственное, но всё же несравнимое по опасности с московским. Собственно, и советскому, и монгольскому, и лхасскому правительствам предлагалась идея объединения народов Азии, живших когда-то неразделёнными границами на всём пространстве великого материка. Основополагающим мировоззрением выдвигался буддизм, мирная религия, одним из главных устоев своих хранящая идею общины». (7, стр169)
В Урге подготовка к экспедиции шла трудно до конца марта 1927 года. Николай Константинович распорядился изготовить знамя экспедиции, которое шили ламы. Юрий Николаевич тем временем занимался военной подготовкой участников экспедиции. Ситуация в Урге была сложная. В советское консульство приходили анонимные письма, обвинявшие Рериха в связи с белогвардейцами. В Юрия стреляли. Ни один из братьев Николая Константиновича не захотел принять участие в экспедиции. Но к экспедиции присоединились заведующий транспортом П.К.Портнягин, доктор К.Н.Рябинин, сестры Людмила и Ираида Богдановы.
«Почти целый месяц укладывали экспедиционное снаряжение. Неожиданно советский торгпред стал убеждать Н.К.Рериха как можно скорее покинуть Монголию, так как получил указание задержать экспедицию до приезда из Москвы Я.Г.Блюмкина, а это могло означать только одно – арест Николая Константиновича.
Наконец, днём 13 апреля 1927 года из Урги на автомашинах выехал караван Центрально-Азиатской экспедиции. (2, стр.290,291)
Н.К.Рерих в экспедиции. Монголия. 1927год
«Дорога шла через несколько оазисов пустыни Гоби, высокогорные пастбища Шарагола. Затем экспедиция прошла опасные Цайдамские солончаки. Отразила нападение воинственного племени голоков.
6 октября караван был задержан пограничным начальником области Западных Хор. Ожидалось, что стоянка и оформление разрешения на дальнейшее продвижение каравана не займёт более трёх дней. Однако три недолгих дня превратились в пятимесячную стоянку на высотах Тибета в условиях исключительно сурового зимнего времени на высоте около 5000 метров и шестидесятиградусных морозах.
Тибетские губернаторы Нангчу объявили Николаю Константиновичу, что лхасское правительство не признаёт выданный в Урге (Улан-Баторе) паспорт и не разрешает экспедиции идти на Лхасу. Причины не назывались.
«Всё мертво кругом, - слова Николая Константиновича звучат, как приговор. – За пять месяцев по главной дороге на Китай и Монголию прошло три каравана. Тибетцы-кочевники шепчут о трудных временах для Лхасы. Конечно, в подобном состоянии страна существовать не может. Наконец, губернаторы Нангчу удовлетворились подарками и после сообщения, что деньги у нас кончились, решили отправить нас кружным путём через … не показанные на картах перевалы 20600 футов ( =6300 м) высоты… Очевидно, решили показать нам все области Тибета, чтобы у нас не оставалось сомнения в этой стране. Хотя не лёгкий путь, но от Улан-Батор –Хото до Сиккима никто ещё не проходил».
6 марта 1928 года караван экспедиции тронулся, наконец, со своей многомесячной стоянки и взял курс на Трансгималаи, практически неисследованную европейцами область к западу от Лхасы. Несмотря на тяжесть этого трудного маршрута, была продолжена научно-исследовательская работа, пополнялись многочисленные коллекции. Переход по этим областям занял более двух с половиной месяцев».(7, стр173-174)
Стоянка экспедиции на леднике Сассера. Зима 1927-1928гг.
Дополнительные астрологические показатели: Всё это время транзитный Юпитер двигался по 9му дому в гороскопе Н.К.Р., аспектируя соединение Солнца, Луны и Юпитера, 1й дом и 5й дом, помогая своими лучами перенести эти тяжкое испытание. Транзитный Сатурн двигался по 5му дому, соединяясь с натальной Венерой в гороскопе Н.К.Р. Возможно, что такое влияние Сатурна способствовало выработке особенного «горного» рериховского, живописного стиля. В гороскопе Е.И. Рерих транзитный Сатурн проходил по 8му дому, охлаждая возгорающиеся центры Елены Ивановны.
«28 мая 1928 года экспедиция вошла в Ганток, столицу Сиккима, откуда она стартовала в марте 1925 года. Предстояла большая работа по обработке материалов экспедиции. Н.К.Рерих писал: «Конечно, моё главное устремление, как художника, было к художественной работе. Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления, - так щедры эти дары Азии… Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы Великого переселения народов…»(7, стр174)
«Собранных материалов оказалось столь много, что было решено создать специальный научно-исследовательский центр «Урусвати». К концу 1928 года усилиями Учителя в долине Кулу, в индийском штате Пенджаб, что в северо-западных Гималаях, был найден подходящий дом с прекрасным видом на долину, окруженную величественными горами, одна из которых имела очертания, сходные с латинской буквой «М». Так в окрестностях Наггара, в Кулу, было приобретено поместье раджи Манди, ставшее для Николая Константиновича постоянным местожительством до самого его ухода из жизни.
Н.К.Рерих. Мощь пещер.
В то время, когда Рерихи находились на маршруте экспедиции, в рериховских организациях Нью-Йорка также кипела работа. Родилась идея объединить все культурно-просветительские учреждения под одной крышей. Во исполнение этой идеи был задуман 24-этажный «Мастер-Билдинг», или «Дом Учителя», в котором планировалось разместить музей Н.К.Рериха, Институт объединенных искусств, художественную галерею, театр на 350 мест, рабочие помещения для секций. Верхние этажи предназначались для сотрудников организаций и для сдачи в наём за минимальную плату художникам, музыкантам, писателям и ученым.
Летом 1929 года Николай Константинович и Юрий Николаевич прибыли в Нью-Йорк, почти к самому завершению строительства «Дома Учителя». Торжественное открытие Музея состоялось 18 октября 1929 года. Его коллекции были пополнены сотнями работ Н.К.Рериха, выполненными за годы путешествий по странам Азии.
«Во время поездки в Америку в 1929 году Николай Константинович, предчувствуя новую мировую катастрофу, поднимает вопрос об охране культурных ценностей в военное время. Это можно назвать второй попыткой, первая была предпринята им в воюющей России в 1915 году, когда художник изложил свои мысли о сбережении культурного наследия Государю-императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу. Ввиду сложности обстановки тогда это предложение не нашло действенного отклика.
Сначала эта идея была изложена Н.К.Рерихом доктору международного права и политических наук в Парижском Университете Г. Шкляверу и профессору Жофф де ла Праделю. Они на основании набросков подготовили проект устава Пакта, согласовав его с международным правом, и в 1929 году в печати был опубликован проект Пакта.
Проект Пакта Мира включал в себя также использование отличительного флага, представлявшего собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами. Символизм знака был задуман глубоким, идущим из глубин веков. Он, по мысли Николая Константиновича, должен быть олицетворением вечности (замкнутая окружность), заключающей прошлое, настоящее и будущее (три соприкасающихся красных круга). Возможны и многие другие толкования этого глубокого символа, например, религия, наука и искусство на едином поле культуры.
Идея Пакта Рериха нашла многочисленных сторонников и была поддержана Роменом Ролланом, Бернардом Шоу, Томасом Манном, Альбертом Эйнштейном, Гербертом Уэллсом и многими видными деятелями с мировыми именами. Признан он был и Лигой Наций в 1930 году со стороны Комитета по делам музеев»(7, стр176-181)
-MasterApts
Мастер-Билдинг. Нью-Йорк
Подпериоды Сатурн-Солнце с 23.02.1930 по 06.02.1931, Сатурн – Луна с 06.02.1931 по 09.09.1932 и Сатурн-Марс с 09.09.1932 по 19.10.1933гг. Напряженная творческая деятельность Н.К.Рериха, как художника и писателя, организационная работа по продвижению Пакта и Знамени Мира.
«Однако, как говорится, у идеи Пакта и Знамени Мира были и свои враги, несмотря на очевидную её аполитичность. Нетрудно догадаться, что центром клеветы стала Англия, не желавшая никаких других мировых объединений, кроме как под своим флагом, и Германия с её надвигающимся фашизмом, противником культуры.
Завершив первый этап объявления Пакта Мира и Знамени Мира, Николай Константинович и Юрий Николаевич собрались вернуться в долину Кулу.
4 апреля 1930 года Рерихи оплыли из Америки в Европу. После посещения Парижа по делам Пакта Рерихи приехали в Лондон и услышали отказ в выдаче виз в британском министерстве иностранных дел.
Николай Константинович, имевший к тому моменту мировую известность, привлёк к визовому делу десятки общественных деятелей, дипломатов, ученых, писателей, многочисленные культурно-просветительские организации и объединения. Так, министерство иностранных дел стало ежедневно получать письма, телеграммы, депеши, воззвания в поддержку Н.К.Рериха.
Но визу тогда так и не выдали. Используя хорошие отношения во Франции, Николай Константинович получил разрешение на въезд во все французские колонии, расположенные на побережье Индии.
4 ноября 1930 года Николай Константинович и Юрий Николаевич въехали в Индию, через одну из них - Пондишери, сообщив англичанам, что там они и собираются поселиться навечно. Даже начали раскопки в окрестностях Пондишери. Наконец, под давлением мировой общественности, 5 декабря вице-король Индии выдал обоим Рерихам индийские визы.
В 1930 году Н.К.Рериха избирают президентом общества «Maha Bodhi» в Америке, членом Югославской Академии науки и искусства, вице-президентом археологического общества США.
«Международная деятельность Н.К.Рериха, предложенная идея мирового объединения под флагом культуры вызвала широкий общественный резонанс. Парижский университет выдвигает, в свою очередь, Николая Константиновича на соискание Нобелевской премии мира в 1930 году» .(7, стр181).
Николай Константинович не перестаёт работать над новыми картинами, готовит оформление балета «Весна Священная» для Metropoliten Opera. Вернувшись к концу года в Кулу, разворачивает прерванную деятельность института «Урусвати».
В 1931 году Николаем Константиновичем было написано свыше 80 работ, среди которых знаменитые триптихи « Fiat Rex» и «Жанна д'Арк», а также картины серии «Чингисхан». В США выходит книга «Держава Света».
Тот же год ознаменовался созданием Международного союза в поддержку Пакта Рериха, под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии Камилла Тюльпинка, ставшего впоследствии Президентом Международного Союза за Пакт Рериха.
В сентябре 1931 года состоялась Первая международная конференция Пакта Рериха в бельгийском Брюгге. В работе конференции приняли участие деятели общественных и культурных организаций и ряд официальных представителей некоторых государств.
В том же Брюгге в августе 1932 года состоялась Вторая Конференция Пакта Рериха, принявшая обращение ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа.
В 1932 году Н.К.Рерих создаёт свыше 100 живописных произведений, среди которых можно выделить работы «Святой Сергий Радонежский» и «Мадонна Орифламма» или, как её называл сам художник «Владычица Червонно-Пламенная». Эта работа была посвящена идее Пакта, на картине изображена Богородица, держащая в руках развернутое полотнище Знамени Мира.
В этом году в Нью-Йорке выходит в свет книга Н.К.Рериха «Твердыня Пламенная». А в следующем году Николай Константинович, работая в Кулу, создаёт свыше ста двадцати работ.».(7, стр185-191)
Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма.1931г.
Подпериод Сатурн-Раху с 19.10.1933 по 24.08.1936гг. Манчжурская экспедиция. Подписание Пакта Рериха. Предательство.
Раху – северный лунный узел – в гороскопе Н.К.Р. располагается в 10м доме – доме профессиональной деятельности, социального успеха и славы. Поэтому в этот период произошло подписание Пакта во многих странах, и имя Николая Константиновича навсегда закрепилось за Пактом, что свидетельствует о мировой славе Рериха, не только как художника.
Но «лунные узлы чаще проявляют себя в негативном плане, чем в позитивном. Оба ( северный- Раху и южный- Кету) символизируют могущественные силы, справиться с которыми нелегко до тех пор, пока человек в своей жизни не преодолеет тяжелейшие препятствия».(12, стр123)
Поэтому этот цикл жизни Николая Константиновича ознаменовался и предательством, которое часто сопутствует Посланцам Владык.
Дополнительные астрологические показатели: В гороскопе Н.К.Р. Раху, совместно с Сатурном, управляет 8м зловредным домом, который символизирует оскорбления и скандалы, разрыв дружеских отношений; банкротство и потерю имущества; опасные, сопряженные с трудностями путешествия. Кроме того, Раху аспектирует 6й зловредный дом – дом врагов и судебных разбирательств. Многие показатели 8го дома перекликаются со значением 6го дома (враги и суды), но 8й дом указывает обычно на большую продолжительность и «злокачественность» процесса.
Транзитный Сатурн с декабря 1934 года вошёл в 8й дом и находился там до марта 1937 года, аспектируя Раху в натальной карте, что увеличило продолжительность и напряженность зловредного влияния.
Такое одновременное сочетание двух вредителей сказалось на многих негативных событиях в жизни Николая Константиновича этого времени.
Одновременно транзитный Юпитер двигался по 5му дому с октября 1935 по октябрь 1936 года, аспектируя 1й дом и 9й дом, поддерживая своими благодатными лучами физическое состояние Николая Константиновича (1й дом), художественное творчество (5й дом) и просветительскую деятельность (9й дом) смягчая, таким образом, напряженность ситуации.
В ноябре 1933 года в США прошла Третья конференция Пакта. В ней приняли участие представители тридцати шести государств, обратившихся к правительствам всех стран с предложением о принятии Пакта.
В эти годы более чем в тридцати странах возникли и действовали свыше 80 обществ, музеев и кружков имени Рериха. Среди самых крупных можно назвать Нью-Йоркский музей, Парижское общество, Центр в Брюгге и музей в Риге. Возникли секции женского движения за равноправие. Именно женские организации проявляли наибольшую активность в поддержку культурных начинаний Николая Константиновича и особенно Пакта и Знамени Мира.
Среди индийских астрологов подпериод Раху хорошо известен своей загадочностью. Третьего января 1934 года Чаша Будды была чудесным образом прислана Рерихам, в Кулу, из района близ озера Лоб-нор. Как и получение Камня, так и появление Чаши Будды стало еще одной крупной вехой в духовном движении XX века. Священный предмет Братства, древнейший терафим отныне находился в руках Рерихов, еще раз утверждая их высочайший статус Доверенных Братства Учителей человечества. Одновременная присылка и Камня и Чаши Будды доказывает уникальность Миссии семьи Рерихов.
Чаша Будды
Как и в случае с Камнем, задолго до появления Чаши Учитель разъяснил ее сокровенный смысл, и дал указание о её предназначении: «Строю ступени грядущего. Запомните: иду пустынею, несу Чашу, щитом покрытую.Чаша Будды – символ служения. Щит – знак подвига, всё вместе – символ Великого, дар знамени указанного» (24.09.24г.). «Необходимо учредить работы на созидание храма Чаши… Чаша будет храниться в серебряном Ковчеге перед Изображением Будды. Затем над Ковчегом – знамена Майтрейи» (16.07.24г.).
Зинаида Фосдик видела эту реликвию, когда в 1961 году гостила у Святослава Николаевича в Бангалоре, вот как она описывает это событие в своем дневнике:
«12 февраля видела Чашу для подаяний Владыки Будды, переданную Елене Ивановне чудесным образом… Невозможно описать чувства, когда смотришь на этот священный предмет и потом, когда он (С.Н. – Ч.) дал мне подержать ее в руках…
Чаша эта из глины, коричневатого цвета, со светлыми просветами, снаружи ясные отпечатки пальцев, т.е. как ее держал Будда в руке, она держится на ладони, чувство большой плотности и силы в ней. Внутри видны как бы четыре раздела в виде треугольников, ряд линий, отпечатанных в глубине, как бы двойная буква «М» в волнообразном рисунке, также сбоку трещина. Чувство огромной древности.
Пришла она, завернутая в очень старый, потертый материал, к Елене Ивановне и Николаю Константиновичу чудесным образом. Святослав ее хранит».(18)
Н.К.Рерих и Ю.Н.Рерих в Америке 1929г.
В конце 1933 года Николай Константинович получил из Америки от Министерства сельского хозяйства приглашение приехать в США для обсуждения возможности возглавить экспедицию в Центральные районы Азии с целью нахождения там засухоустройчивых растений, предотвращающих разрушение плодородных слоев почвы.
В марте 1934 Николай Константинович и Юрий Николаевич выехали в Америку. Оттуда в апреле Николай Константинович и Юрий Николаевич прибыли в Японию для оформления экспедиционных документов с целью проведения работ в Северной Манчжурии, которая контролировалась Японией. А 30 мая 1934 года Рерихи приехали уже в Харбин, где провели несколько месяцев в ожидании американских ботаников – участников экспедиции.
В Харбине жил брат Н.К.Рериха – Владимир Константинович, там было очень многочисленное русское эмигрантское общество, среди которого появилось несколько учеников Николая Константиновича, в частности, А.П.Хейдок и супруги Абрамовы- Борис Николаевич и Нина Ивановна. По Указанию Учителя Николай Константинович вручил им кольца учеников.
Находясь в Харбине, Николай Константинович выступал с патриотическими лекциями и много писал на эту тему.
Н.К.Рерих. Караван. Серия «Чингисхан»1931г.
Поначалу Н.К.Рерих столкнулся с безграничным почитанием со стороны русского общества в Харбине, порожденным его искусством и книгами, но которое вскоре сменилось злобой и неприятием его патриотического отношения к России той части эмигрантов, которые стояли на, так называемых, «пораженческих позициях». В эмигрантских газетах Рериха называли агентом России или США.
Кроме того, в экспедиции сложились очень наряженные отношения между Рерихами и американскими учеными, которые отказывались подчиняться, Н.К.Рериху, как руководителю, и саботировали его действия. Вдобавок японские власти ограничили маршрут экспедиции, не позволив пройти по территории, примыкавшей к границам Монголии. В конце 1934г. Николай Рерих был вынужден перебраться в Китай.
«В марте 1935 года экспедиция была продолжена в пустынных районах Гоби, в северных и северо-восточных территориях современного Китая, или так называемой Внутренней Монголии. В ходе экспедиции была собрана большая коллекция лекарственных и засухоустойчивых трав. В древнем монастыре Ганджур Рерихам посчастливилось обнаружить и скопировать редчайший тибетский лекарственный манускрипт. В Америку было отправлено свыше двух тысяч посылок с образцами семян. Традиционно проводились археологические исследования, собирались материалы по лингвистике и фольклору, были написаны многочисленные очерки для «Листов дневника».(7, стр203)
«Пока экспедиция проводила свои работы на окраинах пустыни Гоби, 15 апреля 1935 года в Вашингтоне состоялось подписание Пакта Рериха президентом США Франклином Рузвельтом, а также представителями большинства латиноамериканских государств.
В тот же день Манчжурская экспедиция подняла Знамя Мира среди пустынных песков Гоби».(7, стр205).
Подписание Пакта Рериха президентом США Ф.Рузвельтом. Вашингтон. 15апреля 1935 года
«Но в далёкой Америке судьба ботанической экспедиции уже была решена. Сначала Николаю Константиновичу заявили, что работы на территории Китая необходимо свертывать, так как его деятельность получила нежелательный политический резонанс.
Н.К.Рерих всё ещё надеялся, что исследования можно будет продолжить в Индии, но, проплыв морем через Шанхай в Индию, он понял, что теперь ботанические изыскания придётся прекратить, и, более того, невозможно будет даже вернуться в Соединенные Штаты, где по доносу Луиса Хорша его ждала налоговая полиция, желавшая немедленно истребовать с него налоги за проведение Первой Центрально-Азиатской экспедиции 1925 года. Было ясно, что после этого и финансовые затраты Второй экспедиции будут поставлены американскими властями под сомнение. С этого момента путь в Америку для Николая Константиновича был навсегда закрыт.
1936 года для Н.К.Рериха превратился в целую вереницу судебных разбирательств , предательств и объяснений.
Луис Хорш, как президент Музея Рериха, разослал во все страны письма, в которых объявил о закрытии всех учреждений, созданных за 15 лет Николаем Константиновичем. Руководители Рериховских организаций оказались в трудном положении. Такой раскол и предательство в центре организации порождал целую волну непонимания. Из-за предательства Хорша Николай Константинович потерял всё». (2, стр.346)
«Судебные разбирательства длились много лет, но так и не дали положительных результатов: покровители предательства занимали наивысшие посты в государстве. Николай Константинович записывает в «Дневник»:
«Не слишком ли много об американских «действах»? Но были письма, и хочется кратко сказать о сущности грабительства редчайшего. Хорш задумывает над Музеем тонко построенное мошенничество. Он вводит правительство в заблуждение и своей клеветой, устраивает иск за какие-то налоги с сумм экспедиции, хотя всем ведомо, что экспедиционные суммы налогам не подлежат. В своей тёмной душе Хорш отлично знает, что он лжет и подделывает, но он настоящий американский гангстер. Он отлично знает, насколько низко грабить целую группу деятелей и выживать их из дела, ими же созданного, но кодекс гангстеризма торжествует…»
Несмотря на трагические события в Америке, Николай Константинович не прекращает упорно трудиться: в 1935-1936гг. им было создано свыше 240 работ, среди них «Труды Мадонны», «Армагеддон». В Риге выходит его книги «Врата в будущее» и « Нерушимое».(7, стр.216)
Н. К. Рерих. Армагеддон. 1936 г.
Подпериод Сатурн-Юпитер с 24.08.1936 по 04.03.1939гг. Светлые годы творческого подъема и международной славы Н.К.Рериха. Участие в культурной жизни Индии, где растёт авторитет Николая Константиновича, как духовного Учителя. Духовное руководство Рериховскими обществами. Литературная, просветительская и издательская деятельность.
Юпитер и Сатурн в гороскопе Н.К.Р. располагаются в хорошей комбинации (9/5), что указывает на творческую, просветительскую и международную деятельность. Энергетика этого периода напоминает цикл 1906-1908гг, когда Рерихи страстно искали духовного Учителя, только теперь ученики Николая Константиновича нуждаются в его духовном руководстве.
«После возвращения из Манчжурской экспедиции в свой дом в Кулу Николай Константинович уже не покидал Индию. Он неустанно работал, продолжая насколько возможно в новой ситуации, художественную и международную культурно-просветительскую деятельность. Долгое время живя и работая в Индии, Николай Константинович снискал огромное уважение и почитание. Его проникновение в культуру Индии и понимание её настоящего было столь глубоко, что художника начали воспринимать за своего соплеменника, как простые жители долины Кулу, так и видные деятели Индии.
В различных городах страны регулярно и с большим успехом проходили выставки живописных работ Н.К.Рериха. Пресса неизменно уделяла ему своё благосклонное внимание, публиковались статьи и очерки самого Николая Константиновича. Его приглашали и приветствовали от имени художественных съездов и конференций. К имени художника приглашающие обычно прибавляли столь много значащее в Индии обращение «Гуру или даже «Гурудев», что означает «Великий Учитель».
Искреннее уважение индусов вызывала и живопись Н.К.Рериха, вдохновенно воспевавшая Гималаи, веками почитавшиеся в Индии, и его научно-исследовательская и культурно-просветительская деятельность, широко известная во всех уголках большой страны.
Николай Константинович очень любил Индию, так много давшую его творчеству, ставшею его второй Родиной. Его многолетними стараниями была заложена прочная основа добрых российско-индийских отношений и разнопланового сотрудничества.
К середине 1930- годов в Риге сложилось большое и крепкое Общество Рериха. Там был создан музей его имени и издательство. По масштабу деятельности рижское издательство превосходило издательство нью-йоркского музея. Многочисленные тома Живой Этики, труды Н.К.Рериха и работы о его искусстве издавались именно в Риге и уже оттуда расходились по всему миру».(7, стр221).
Дом Рерихов в Кулу.
Вернувшись в Кулу, Рерих разворачивает прерванную активную деятельность Института Гималайских исследований «Урусвати», что на санскрите означает «Свет Утренней Звезды».
Работой института руководил Юрий Николаевич, сотрудничая с десятками научных учреждений Европы, Америки и Азии. Научные материалы отсылались в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет, Ботанический сад Академии наук СССР. Были установлены личные контакты с академиком Н.И.Вавиловым, крупнейшим советским генетиком и ботаником, Альбертом Эйнштейном, Луи де Бройлем, Робертом Миликеном, Свеном Гедином. Была развернута обширная деятельность в области лингвистики и филологии, на европейские языки переводились редкие манускрипты, изучались полузабытые наречия.
Святослав Николаевич занимался изучением тибетской и местной медицины, древнего искусства народов Азии, писал картины. К работе были привлечены тибетские ламы, при помощи которых удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав. Также была организована биохимическая лаборатория для изучения методов лечения рака. Проводились исследования космических лучей в высокогорных условиях. Выпускался ежегодник института.
Институт проводил выездные исследования и в самой долине Кулу и за её пределами. Научные отряды института проводили полевые сезоны в Лахуле, Бешаре, Кангру, Лахоре, Ладаке, Зангскаре, Спити. Некоторые экспедиции возглавлял сам Николай Константинович.
В экспедициях исследователям приходилось наблюдать множество проявлений психофизической энергии, которыми Индия, собственно, и славилась за её пределами во все времени. Николай Константинович считал, что это отдельная важная область научного исследования, в которой недопустимо огульное отрицание, осмеивание или умышленное замалчивание»(7, стр184-186).
Н.К.Рерих. Святогор. 1938г.
«Предвоенные годы проходят для Николая Константиновича на волне творческого подъема. В 1937 году им было создано свыше 200 картин и этюдов, среди них «Песнь водопада», «Чудо дивное» и др.
1938 год принес свыше 220 этюдов и картин, среди них «Святогор». «Настасья Микулична» - воплощения русской силы и мужества, также «Пророк» и другие»(7, стр225).
Апрель 2015г. Татьяна Радея.
Литература:
1.Харт Дефау и Роберт Свобода.» Джйотиш. Ведение в индийскую астрологию», Москва, «Саттва», 2010.
2. М. Дубаев. «Рерих». Серия «Жизнь замечательных людей», Москва, «Молодая гвардия», 2003.
3.Б.Израитель. «Целостная методика ректификации». Москва, «ВШКА»,2006.
4. Индубала (Ирина Поздеева). «Джйотиш или ведическая астрология».С.-Петербург, «Новое время», 2010.
5. З.Г.Фосдик. «Мои Учителя». Москва, «Сфера», 1998. Новое издание: З.Г.Фосдик «Воспоминания о Рерихах». Москва, «Эксмо»,2014.
6. Статья А.Анненко «Владимир Шибаев. Секретарь Рериха» На сайте http//grani .agni-age.net
7. О.Г. Болдырев. «Рерих. Запечатлевший тайну». Москва, «Вече».2014
8. «Бхригу-Сутра. С комментариями Индубалы». Серия»Трактаты Древней Индии», С-Петербург, «Новое время».2013
9. П.Ф.Беликов. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, «ИЧП»Лазарев В.В. и О»,1994
10. В.И.Сидоров. «Высшее присутствие в сознании человека, или Космическое право». Журн «Дельфис» №4(80) за 2014год.
11. К.Н.Рао. «Уроки Мастера». С-Петербург, «Ведалайф», 2008.
12. Давид Фроули. «Астрология провидцев», Москва, «Саттва»,2001.
13. И .В.Поздеева (Индубала дэви даси) «Ведическая астрология супружества» Москва, «Balbe».2002
14. Н.Уранов. «Тайна любви Начал». Сайт: www.uranov.ru
15. Е. П.Маточкин. «Алтай». Альбом «Николай Рерих» Том 1. Москва, Академия художеств. Цюрих.2008.
16. П.Ф.Беликов Святослав Рерих. Жизнь и творчество. Москва, МЦР, 2004.
17. Сборник «И звезда с звездою говорит». Москва, «Дельфис». 2007г.
18. Сайт "Храма Человечества".