В ведической астрологии существует много систем планетных периодов, которые позволяют провести динамический анализ гороскопа, но наиболее популярной является Вимшоттари Даша.
Эта система охватывает 120 лет, состоящих из 9 периодов. Планетные периоды – это развертывание потенциала гороскопа в жизни, или то, чего может добиться на самом деле человек. Девять планетных периодов подразделяются, в свою очередь, также на 9 подпериодов в соответствующих пропорциях.
Планетные периоды в гороскопе Н.К.Рериха
«Бывает, что гороскоп очень силён,… и владелец гороскопа чувствует в себе «силы необъятные», но на расцвет его деятельности приходятся неблагоприятные периоды, и человек проживает обычную жизнь, не может воплотить свои задачи и устремления в жизни»(4, стр241)
Но в случае с Николаем Константиновичем, так же, как и в случае с Е. П.Блаватской, все показатели гороскопа пришлись на соответствующие планетные периоды и воплотились в жизни.
1.Рождение Н.К.Рериха произошло в период Луны, в подпериод Луна-Сатурн. Продолжительность этого цикла - 4 года 4 мес 24 дня с 09.10.1874г. по 03.03.1879г.
Это период младенчества, но зачастую он бывает первым импульсом, определяющим всю последующую судьбу человека.
Жизненная задача Н.К.Рериха заключалась в том, что он был «Посланцем Великого Белого Братства, главным Поручением которого было возвещение о наступлении Новой Эры, Нового Времени, через которого было Дано Учение Живой Этики из Белого Братства. А также Божественным Поручением его было нести мир через культуру».(9, стр4)
« В новую Россию – первая весть
Ты, давший Ашрам,
Ты, давшая две жизни, возвестите»
Луна символизирует земной интеллект, и в гороскопе Н.К.Р. Луна находится в соединении с Солнцем и Юпитером. Это, по словам П.Ф.Беликова, указывает на сочетание сознания и духовных накоплений «Чаши» (Солнце и Юпитер) со зрелым, созвучным эпохе интеллектом (Луна). «Уравновешивание духа и интеллекта – одна из важнейших задач нашего времени. Эту проблему для самого себя должен был решить Н.К. Раскрытие интеллектуальной памяти и развитие интеллектуальных способностей на материальном плане требуют большей затраты времени, чем раскрытие духовных накоплений»(9, стр57)
Энергии Сатурна, как земной планеты материальности и времени, концентрации и настойчивости, необходимы были для того, чтобы такое уравновешивание духа и интеллекта произошло в условиях максимального обременения земной жизнью, «руками и ногами человеческими» преодолевая физические и материальные ограничения.
2. Период Марса 7 лет с 03.03.1879 по 03.03.1886гг. Период раннего детства и воспитания в семье. Поступление в гимназию в 1883 году.
Марс находится во 2м доме – доме родительской семьи. Марс во Льве дал огненность и энергичность личности Николая Константиновича, что выразилось в потребности к постоянным путешествиям и поездкам, и, в частности, в охотничьем азарте. Именно в 3м классе гимназии домашним доктором был дан совет: заняться охотой.
П.Ф.Беликов писал: «Охота и величайший гуманист – кажется, нет более противоречивых и несовместимых занятий. Но не охота ли сближала Н.К. с природой, учила его понимать её, воспитывала внимательность, находчивость, терпение, мужество, - всё то, что впоследствии оказалось столь нужным в дальних и трудных походах?»(9, стр18-19)
Н.К.Рерих в кабинете В.В.Стасова.1897г.
3. Период Раху 18 лет с 03.03.1886 по 03.03.1904гг. Период молодости. Окончание гимназии, получение высшего образования в Университете и Академии Художеств. Начало творческой деятельности. Встреча и венчание с Еленой Ивановной, рождение первенца Юрия.
Раху – северный лунный узел - располагается в 10м доме – доме профессиональной деятельности, социального успеха и славы.
«Лунные узлы чаще проявляют себя в негативном плане, чем в позитивном. Оба (северный- Раху и южный- Кету) символизируют могущественные силы, справиться с которыми нелегко, положительная же сторона может вовсе никак не проявиться до тех пор, пока человек в своей жизни не преодолеет тяжелейшие препятствия».(12, стр123)
Поэтому цикл Раху стал для Николая Константиновича периодом трансмутации несовершенств, свойственных всем земным людям, в достоинства.
«Дневниковые записи после окончания Академии художеств подтверждают, что внешне собранный и умеющий владеть собой, молодой Н.К. остро, подчас даже болезненно переживал все события в художественном мире, хотя бы в малой мере касавшиеся его. Архивные записи, ранние публикации, высказывания современников имеют много доказательств тому, что в молодости Н.К. еще не обладал той житейской мудростью, той глубиной самопознания и понимания людей, тем умением широчайшего сотрудничества с ними, которым он отличался в зрелые годы.
Напряженное, насыщенное противоречиями, готовое к небывалым кармическим взрывам время готовило к битвам и обогащало опыт Н.К. со всей суровостью, присущей этому времени и людям. Путь к Подвигу был столь же сложен и труден, как и сам Подвиг. И в этом заключалось величие Жертвы, добровольное испитие яда. Именно им, а не напитком Амриты, наполнена Чаша Служения, от времени Будды до наших дней»(9, стр.23)
«Не без основания он сам писал в 1918 году: « Теперь моё пламя уже другого цвета. Я спокойно могу определить цвет пламени бывшего.(…) Вообще, бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождений и ясного сознания. Это пламя – пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя» (Н.Рерих. «Пути Благословения»)
Испытал ли Н.К. на себе опаляющие касания «алого пламени»? Думается, что если бы не испытал, то не писал бы об этом. Даже больше, не принёс бы жертвы «вхождения в материю», при которой Величайшие Сущности как бы теряют связи со своим «Высшим Я» и обретают её вновь «руками и ногами человеческими».(9, стр.15)
Подпериод Раху-Кету с 04.09.1896 по 23.09.1897гг. – окончание Академии Художеств, знакомство с В.В. Стасовым. Высокая оценка Л.Н.Толстым дипломной работы «Гонец».
Картины Николая Константиновича всегда были востребованы и частными коллекционерами, и приобретались для музеев. Дипломная работа Н.К.Рериха - «Гонец» - была сразу же приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи.
Н.К.Рерих. Гонец. Восстал род на род. 1897г
.
«Именно «Гонец» стал первой работой Н.К.Рериха, показавшей публике его, как даровитого художника, и как интуитивиста, глубоко, эмоционально и точно пророчествующего о грядущих событиях… Интересно, что самому Николаю Константиновичу потом много раз выпадало выполнять роль такого гонца, с важной миссией спешившего на помощь людям». (7, стр.49)
Подпериод Раху-Венера с 23.09.1897 по 24.09.1900гг. Период определения своего места в искусстве и положения в обществе. Встреча с Еленой Ивановной летом 1899года.
Венера располагается в гороскопе Н.К.Р. в 5м доме – доме любви и творчества.
«Встреча с Еленой Ивановной, безусловно, была кармически предуготовленной: «Устам времён Я заповедал привести вас на путь Мой». (Листы Сада М., книга 1 «Зов», 1922, апрель 23)
К моменту встречи Н.К. и Е.И., раздельно преодолевая несовершенства окружающей среды и используя её преимущества, подготовляли себя к Служению, об истинной сути которого сами ещё не догадывались..
«Ведущей», несомненно, была Е.И., так как Учение ЖЭ принималось и записывалось преимущественно ею. Она же прошла полный Опыт раскрытия огненных центров в земной обстановке под непосредственным Покровительством Учителя.
Карма подвела Н.К. к встрече с Е.И. не раньше, чем он стал уже признанным художником, обрёл твердость жизненных основ и известную независимость».(9, стр53,54,61)
Подпериод Раху-Луна с18.08.1901 по 14.02.1903гг. Венчание с Еленой Ивановной. Рождение сына Юрия.
Согласно джйотишу, браки и рождение детей часто совершаются в период Раху, т.к. Раху очень сильно возбуждает плотские желания.
Луна является хозяйкой 1го дома в гороскопе Н.К.Р., а такие значительные события в жизни человека, как брак и рождение детей, обязательно затрагивают первый дом- дом личности.
Венчание Николая Константиновича и Елены Ивановны произошло 28 октября 1901 года. 16 августа 1902 года родился сын – Юрий Николаевич Рерих.
Е.И.Рерих с сыном Юрием.1903год.
Подпериод Раху-Марс с 14.02.1903 по 03.03.1904гг. Первая выставка работ Н.К.Рериха. Знакомство с М.К.Тенишевой.
Марс располагается во 2м доме денег, поэтому, несмотря на противоречивые отзывы о картине «Город строят», эта работа, выставленная на выставке 1903 года в Петербурге, была приобретена Московской Третьяковской Галереей, что поддержало финансовое положение Николая Константиновича.
М.К.Тенишева предложила Н.К.Рериху сделать эскизы оформления нескольких интерьеров её дома в Талашкино в древнерусском стиле. Этот заказ также поддержал его финансово в 1903-1904гг.
4. Период Юпитера 16 лет с 03.03.1904 по 04.03.1920. Период зрелости. Признание Рериха, как художника мирового уровня, и общественного деятеля. Духовное созревание.
Напряженная творческая и административная деятельность Н.К.Рериха. Ежегодные путешествия по России и странам Европы, археологические раскопки, участие в научных съездах, выставки, административная работа в Школе ОПХ. Появление восточной и индийской тематики в творчестве Николая Константиновича. Знакомство с Восточной философией. Первая Мировая Война и революция, выезд за границу. Начало деятельности под Руководством Учителя.
В гороскопе Н.К.Р. Юпитер располагается в 3м доме – доме коротких поездок, литературного творчества, организаторских усилий и предпринимаемых инициатив. Поэтому вся жизнь Николая Константиновича в этот период жизни проходила под знаком этого символизма 3го дома.
Подпериод Юпитер-Юпитер с 03.03.1904 по 22.04.1906гг. Рождение сына Святослава. Самый напряженный период «созревания» Николая Константиновича, как художника, ученого и общественного деятеля.
23 октября 1904 года родился воторой сын - Святослав Николаевич Рерих.
В 1905 году Николай Константинович избран действительным членом Императорского Русского археологического общества, Состоялись персональные выставки Н.К.Рериха в Праге, Вене, Мюнхене, Берлине. Поездки в Италию, Швейцарию и Францию. Участие в выставке Осеннего Салона в Париже.
В 1906 году Николай Константинович избран директором Школы Императорского Общества поощрения Художеств.
П.Ф.Беликов писал: « И именно в течение этих напряженных лет в жизнь Н.К. и Е.И. вошло на равных началах «сосредоточение тонкое». Оно не увело их от «мирских дел», требовавших расширения научного знания, развития способностей, умения ориентироваться в окружающей обстановке. Н.К. и Е.И.посещали спиритические сеансы, обращались к медиумам, испытывали свои собственные силы в области «потустороннего». Необычные способности Е.И.реагировать на явления тонкого мира были замечены В.М. Бехтеревым. Знаменитый русский психиатр и физиолог, изучая гипноз, самовнушение, действие мысли на расстояние, не чурался спиритических сеансов, как, впрочем, и многие ученые того времени».(9, стр.82)
Сам Николай Константинович писал об этом времени : «…за годы прозревались события. Как всегда определялись они не календарными сроками, а сопутствующими жизненными знаками. Всё это не записано. А ведь кто-то пожалеет, что так многое замечательное не было запечатлено. Из учёных Бехтерев прислушивался внимательно, а затем несколько врачей и исследователей проходили мимо равнодушно».
В опубликованных статьях мы наталкиваемся на строки: «Уже не смеёмся, а только не доверяем перевоплощению. С недоумением подбираем «странные» случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем их в кучу огулом. То, что четверть века назад было только смешно, теперь наполняется особым значением».
Все эти свидетельства относятся к 1904-1907гг, следовательно, «сосредоточение тонкое» оформляется у Е.И. и Н.К. в определённую систему, вытекающую из Восточной эзотерики. По срокам это совпадает с возникновением индийской и восточной тематики в живописи и литературных произведениях: «Уже с 1905 года многие картины были посвящены Индии», - замечает сам Н.К.»(9, стр.89)
Подпериод Юпитер-Сатурн с 22.04.1906 по 05.11.1908гг. Произошло первое Посещение Учителем Елены Ивановны Рерих.
Сатурн в гороскопе Н.К.Р. располагается в 7 доме, символизирующем супругу, и соединяется с Юпитером и Меркурием в гороскопе Е.И.Рерих. Таким образом, в этот период обозначилась кармическая задача, соединяющая Е.И. и Н.К.в единую батарею. В гороскопе Елены Ивановны шёл также период Сатурна. Поэтому можно предположить, что именно энергия Сатурна была необходима для совместного выполнения ими Поручения Белого Братства.
Н.К.Рерих. Ведущая. 1944г
П.Ф.Беликов пишет: « Примерно между 1907 и 1909 годами Е.И. имела Видение, потрясшее всё её существо. Вечером она осталась одна (Н.К. был на каком-то совещании) и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне, озарённую ярким сиянием, фигуру Человека с необыкновенно красивым лицом. Всё было насыщено такими сильными вибрациями, что первой мыслью Е.И. была мысль о смерти. Она подумала о маленьких детях, которые спали рядом в комнате, о том, что перед смертью не успела сделать нужных распоряжений. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым ощущением – Присутствием Высшей Силы. Так состоялось Посещение Учителем Е.И, которое, несомненно, многое для неё открыло.
Однако и после этого Посещения освоение «сосредоточения тонкого» проходило своим, последовательным чередом, о котором позже было сказано:
« Сначала вам были явлены грубоматериальные законы. Вы были участниками поднятия на воздух, производились опыты материализации и присылки предметов – всё это не для увлечения, но для сурового познания. Затем вам был представлен астральный мир, но не для погружения в него. Расширяя сознание, вы получили возможность знать ауры и лики перевоплощений. Покончив с миром полуматериальным, мы перешли к космическому ясновидению и яснослышанию. Пользуясь открытыми центрами сестры Ур., можно было показать лучи разных качеств и строение тонких субстанций».(«Агни Йога», § 145)
Есть основание полагать, что именно в указанные годы для Н.К. и Е.И. впервые прозвучало Имя Учителя, и начались сознательные поиски сознательного общения с Ним».(9, стр90)
Подпериод Юпитер-Меркурий с 05.11.1908 по 08.02.1911 и подпериод Юпитер-Кету с 08.02.1911 по 16.01.1912гг. Николай Константинович начинает записывать книгу «Цветы Мории».
Меркурий управляет 3м домом в гороскопе Н.К.Р. – домом литературного творчества – и, находясь в 4м доме в соединении с Кету, аспектирован Сатурном. Поэтические произведения Николая Константиновича становятся автобиографическими, наполненными глубоким внутренним содержанием, отражающим подготовку духа к земным битвам.
П.Ф.Беликов приводит отрывок из письма Святослава Николаевича Рериха от 11.04.1963г: «…Стихотворения Н.К. уже с самого начала содержали внутренний ключ к последующей его устремленности».
«Книга «Цветы Мории» - книга, в которой частично отражена эта последовательность, показаны первые её этапы и вместе с тем, эта книга является также первым опытом передачи другим сведениях о своих Общениях с Учителем.
1910-1911 годы можно считать годами, когда для Е.И. и Н.К. были полнее открыты их Миссия, кармические связи четырёх членов семьи и Руководство ими Учителем М.
Позднее в письме к В.А.Шибаеву от 25 июля 1921г. Николай Константинович писал: « Вы уже знаете, что Аллал-Минг – это Мастер Мория. Он руководит мною и моей семьей».(9 стр.92-94)
П.Ф.Беликов подробно исследовал книгу Николая Константиновича «Цветы Мории» и указывал на «тесную связь стихотворений, включенных в сборник «Цветы Мории», с Учением Живой Этики. Так что, с какой стороны бы мы не посмотрели, «Цветы Мории» должны рассматриваться, как прелюдия к Учению. В них отражен буквально весь предварительный путь Рерихов, который является примером для каждого, кто стремится к познанию Истины. Пройти путь надлежащим образом учит, именно, книга «Цветы Мории», и в этом её забытая, или не понятая с самого начала ценность!». (9, стр176)
А внешняя жизнь шла своим чередом. Николай Константинович пишет декорации к спектаклям Мариинского театра, Московского Художественного театра, Частной Опере С.П.Дягилева, делает эскизы оформления церквей в с.Пархомовка под Киевом, Троицкого Собора Почаевской Лавры и многих других.
Н.К.Рерих участвует в выставках в Париже и Венеции. В 1908 году Николай Константинович избран членом правления Императорского Общества архитекторов, а в 1909 году – академиком Российской академии наук.
Художник ведёт активную общественную деятельность, неизменно поднимает в прессе тему сохранения народной культуры: «Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самою разнообразной публикой».(7, стр107)
Подпериод Юпитер-Венера с 16.01.1912 по 18.09.1914гг. Пророческий период в живописном творчестве.
Венера в Скорпионе способствовала к созданию очень напряженных и апокалиптических произведений накануне Первой Мировой Войны.
Николай Константинович пишет «Небесный бой»(1912), «Пречистый град – врагам озлобление»(1912), «Ангел Последний» (1912г), «Заклинатель змей»(1913), «Прокопий Праведный»(1913), «Крик Змея»(1914), «Дела человеческие»(1914), «Зарево»(1914), «Город обречённый»(1914)
«После 1910 года Н.К. и Е.И. имели очень яркие, образно чёткие, запоминающиеся сновидения. По ним создавалось много картин. Так, например, картина «Ангел Последний»– точное воспроизведение сна Е.И. По сновидениям писалась и вся предвоенная «пророческая серия», подлинный смысл которой, по словам Н.К., был понят задним числом. В своём стихотворении прозой «Сон» Н.К.пишет : «Перед войной сны были. Едем полем. За бугром тучи встают. Сквозь тучу стремглав молнией в землю упёрся огненный змей. Многоголовый (…) Были заклятия, были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются». (9 стр.98)
Н.К.Рерих. Ангел Последний. 1912г.
Подпериод Юпитер - Солнце с 18.09.1914 по 06.07.1915гг. и подпериод Юпитер-Луна с 06.07.1915 по 05.11.1916 гг. Первая Мировая Война. Внутренняя сосредоточенная работа Николая Константиновича по «уравновешиванию духа и интеллекта»
В гороскопе Н.К.Р. Луна и Солнце соединены с Юпитером - планетой духовных накоплений - в «йогу духовности», поэтому именно в этот период наступил момент включения энергий этой мощной планетной комбинации в жизни Николая Константиновича. Началась деятельность под Руководством Учителя.
«Начало войны застало Николая Константиновича в Талашкино за росписями «Храма Святого духа». Он создаёт образ «Царицы Небесной на берегу жизни» и в храмовых фресках, и в поэзии. Фрески, к великому сожалению не сохранились, но вот гимнографический стих, напоминающий православную стихиру, запечатлел то высокое настроение молитвы, с которым оформлялся храм:
« Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: незнающие различить, где добро, где зло.
Милосердная Владычица небесная о путниках тёмных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть всё горе, греховное.
Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает всех кормчих Владычица за людской род возносить моления.
Трудами Царицы ангелы изумляются. И твердыни потрясённые сонмы подымаются. Красныя, прекрасныя силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют
Из-за твёрдых сил поднялись Архангелы, Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются
Приблизились начала, тайну образующие…»(7 стр.114)
Н.К.Рерих. Центральная часть фрески «Царица Небесная над рекой жизни».1914г.
«К 1915 году относятся также стихотворения «Увидим» (сюита «Священные знаки»), «Украшай» и «В земле» (сюита «Мальчику»). Их мотивы – поиск взаимопроникновения двух миров – плотного и тонкого, поиск значения земного плана лично для себя. Знание, догадки о расставленных Кармой и Поручением Владык уже имеются. Но как их узнать? От кого? Как согласовать поиск Вечного с прохождением земной «майи», с отброской ненужных отношений к окружающим людям, событиям, вещам:
« Мы идем искать священные
Знаки. Идём осмотрительно и
Молчаливо. Люди идут, смеются,
Зовут за собою. Другие спешат
В недовольстве…
…. Но
Угрожающие пройдут. У них
Так много дела. А мы
Будем искать священные
Знаки. Никто не знает где
Оставил хозяин знаки свои»
Вспомним, что именно в 1915 году Н.К. пережил острое воспаление лёгких и ощутил дыхание смертного часа. Состояние здоровья было критическим, в мае о ходе болезни появился бюллетень в газете «Биржевые новости». Болезнь вызвала осложнения в лёгких, что в ближайшие годы не раз выводило Н.К. из строя и побудило расстаться с городскими условиями жизни в Петербурге….
Процитированные стихи 1915 года и почти все стихи, датированные 1916 годом, написаны Н.К. как раз в летние месяцы, среди природы, сближающей плотный и тонкий планы Бытия. Война, тревожные предчувствия, сосредоточенный поиск «священных знаков», проверка своей готовности к Служению, ощущение Направляющей Руки – всё это нашло отражение в стихах Н.К. этих лет». (9, стр.112)
Подпериод Юпитер-Марс с 05.11.1916 по 13.10.1917 Ухудшение здоровья Николая Константиновича. Переезд в Карелию.
«К концу 1916 года здоровье художника ухудшается, прогрессирует тяжелая болезнь лёгких, и врач советует покинуть столицу и поехать на какой-нибудь южный курорт. Однако большие обязанности директора Школы Общества Поощрения Художеств не позволяют Николаю Константиновичу предпринять столь дальний отъезд, и он, решив, что «если пройдёт, то и здесь пройдёт», перебирается с семьей со всей семьей в Карелию, в местечко Сердоболь на побережье Ладожского озера, расположенное относительно недалеко от Петербурга. Больной, продолжает работать, временами наезжая в столицу, составляет завещание.
В марте 1917 года после отречения Императора Николая II от престола А.М.Горький инициирует создание Комиссии по делам искусств, с целью сохранения российских памятников истории и культуры. В неё приглашают и Н.К.Рериха. Но в конце 1917 года вспыхивает Октябрьская революция, после которой Финляндия получает независимость, Рерихи поневоле оказываются отрезанными от России». (7, стр115)
«В 1916 году был начат цикл стихов «Благословенному». Судя по стихам этого цикла, Явления Учителя имели место ночью, во сне. Они рождали новые мысли и устремления, которые трудно было сочетать с повседневными личными заботами и с той кровавой эпопеей, которая решила тогда судьбы народов и государств. Знание, вера во Владыку были непоколебимыми, но Указы, приходившие в кратких ночных прикосновениях, в осторожных намеках, в иносказаниях требовали самостоятельной расшифровки, собственных выводов, инициативы в действиях. Сюита «Благословенному» приоткрывает завесу над первыми Посещениями Учителя:
Глаза Твои могут сверкать,
Голос Твой может греметь.
И рука может быть тяжела
Даже для черного камня.
Но Ты не сверкаешь,
Ты не гремишь,
И не даёшь сокрушенья. Знаешь,
Что разрушенье ничтожней покоя.
Ты знаешь, что тишина
Громче грома. Ты знаешь,
В тишине приходящий и
Уводящий.
(«Уводящий»)
Доподлинные страницы душевных переживаний Н.К. , претворенные в прекрасные поэтические образы, являют собой стройную систему доступных каждому ищущему духу уроков соизмеримости и целесообразности, бесстрашия и благоразумия, дерзания и осторожности. «Трижды позванным» назван Н.К. , что и определяет дистанцию между ним и подавляющим большинством людей, его окружающих, людей его времени». (9, стр.112,118,125)
Подпериод Юпитер-Раху с 13.10.1917 по 04.03.1920гг. Период подготовки к новому этапу жизни и ожидания Указов Учителя . Новый период мирового признания Н.К.Рериха, как художника, и выход на широкую европейскую арену. Выставки в Швеции, Дании, Норвегии, переезд в Лондон.
Юпитер в гороскопе Н.К.Р. из 3го дома аспектирует свой собственный 9й дом – дом духовной работы и дальних путешествий. Поэтому с окончанием периода Юпитера подходила к завершению и работа по уравновешиванию «земного и тонкого», наступал новый цикл духовного пути в дальних странах.
В гороскопе Н.К.Р. Раху находится в 10м доме – доме профессионального мастерства, социального успеха, признания и славы.
В 1918году понемногу стало проходить долго мучавшее воспаление лёгких, что позволило вернуться к любимому творчеству. Николай Константинович пишет повесть «Пламя».
««Рерихи в Карельский период жизни настраивали себя на приём Вестей издалека. Об этом говорят и картины 1917-1918гг.: «Приказ», серия «Вечные всадники», «Облако-вестник». «Послание Федору Тирону», «Экстаз», «Неведомый судья», «Сыновья неба» и многие другие, перемежающиеся с карельскими ландшафтами.
Карельская природа, невольное уединение, сосредоточенность, которой нельзя добиться, живя в городе, много способствовали тому, что Зов был услышан и правильно истолкован.
Как настроить себя на правильное понимание случайно брошенных намеков, снов, видений? Как убедиться, что они действительно посылаются Учителем, а не являются астральной шелухой, искажением передаточного канала? Надо было считаться и с последней возможностью, ведь Рерихи широко пользовались астральными способами сообщения до того, как у Елены Ивановны окончательно не открылись центры. Да и тогда, когда это произошло, Голос Учителя нужно было различить, а сказанное Им понять. В какой- то мере это оставалось всегда, так как закон Кармы нерушим.
Но у Елены Ивановны была мера, особенное чутье Высшего присутствия. Николай Константинович писал : «И вещие сны вели нас. И друг моей жизни, жена моя, Лада, прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа. И укрепила она путь наш».(9, стр. 134,142,149)
Николай Константинович описал это в стихотворении «Властитель ночи» и в одноименной картине.
Н.К.Рерих Властитель ночи.1918г.
«Но может быть лучше всего о том, что Весть получена и принята, показывает «Героическая серия» Рериха. В ней в художественных образах карело-скандинавской легенды очень точно указан дальнейший путь Рерихов. Эта серия состоит из 7 картин: 1. «Клад захороненный», 2. «Зелье нойды», 3. «Приказ», 4. «Священные огни», 5. «Ждут», 6.«Конец Великанов», 7. «Победители клада».
Для духовной биографии Рерихов повесть «Пламя», стихи из книги «Цветы Мории», стих «Властитель ночи», серия картин «Героика» имеют огромную роль. Они рассказывают о постепенном приближении Рерихов к Учителю, о том, что сначала необходимо «сосредоточение земное», без которого выполнить задачу текущего воплощения нет никакой возможности. Оно даёт силу твёрдо стоять ногами на земле, и чтобы завоевать это качество - «сосредоточение тонкое» отодвигается во времени.
Рерихи закончили часть пути, который суждено было пройти одиноко. Отныне они знали о Покровительстве, о возложенной на них задаче и приступили к её исполнению. Приступили с полным знанием всех трудностей Служения и полной готовностью преодолеть их. Этим и заканчивается их срок пребывания в Карелии. ».(9, стр146-147)
В 1918 году Карелия вошла в состав Финляндии, и политика финских властей к русскоговорящим жителям становится недоброжелательной. Правительство объявило о высылке русских из Финляндии с 1 сентября1918 года. Рерихам ничего не оставалось, как уехать.
Николаю Константиновичу поступило предложение провести выставки в Швеции, и осенью 1918 года Николай Константинович с сыном Юрием выехал в Стокгольм. Выставки в Швеции прошли с большим успехом, кроме старых картин были и новые картины, написанные уже в Карелии.
«Выставка имела большой успех и несколько поправила трудное финансовое положение семьи Рерихов. Многие картины были проданы в музеи и частные коллекции. Далее выставка переехала в Данию, потом в Финляндию. Шведские, датские, финские газеты наперебой расхваливали русского художника»(2, стр160)
Н.К.Рерих. Вечное ожидание. Карелия. 1917г.
«За периодом ожидания и подготовки наступил период интенсивной деятельности. «Мечта о деятельности! И покрытые снегом скалы Финляндии, как первые вестники будущих гималайских высот. Е.И. была нетерпелива идти, она хорошо знала тяжкие лишения пути. Но ничто не могло её остановить», - вспоминает Рерих в книге «Шамбала» И ещё: «В 1919 году я был похоронен в Сибири, а меня даже не было там. Реквием был пропет и некрологи написаны» .(Письмо из книги «Шамбала»)
А Рерих между тем начинает под этот реквием новый этап жизни. Для этого необходимо временно «надеть маску», стать преуспевающим художником, деловым и расчетливым человеком».(9, стр.132)
В посольстве России в Швеции Рерихи получают заграничные паспорта. И в конце мая 1919 года Рерихи выехали в Англию по приглашению Дягилева, чтобы восстановить декорации к операм для «Русских сезонов» в Париже.
«Уже в июле 1919года Николай Константинович работал над декорациями к опере Бородина «Князь Игорь», к операм Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка». (2, стр191).
«Внешне жизнь в Лондоне шла обычным, по английским взглядам, вполне респектабельным образом. Поселились они в особняке номер 25 на Квинготерас в Кенингстоне, в красивом жилом районе около Гайд-парка. Юрий Николаевич и Святослав Николаевич продолжали свои занятия в колледжах Лондонского Университета. По имеющимся сведениям, они уже принимали участие в эзотерической работе своих родителей и воспринимали её вполне сознательно. Живопись, работа для театра, культурная деятельность заполняла дни Николая Константиновича».(9, стр163)
Апрель 2015г. Астролог Татьяна Радея.
Литература:
1.Харт Дефау и Роберт Свобода.» Джйотиш. Ведение в индийскую астрологию», Москва, «Саттва», 2010.
2. М. Дубаев. «Рерих». Серия «Жизнь замечательных людей», Москва, «Молодая гвардия», 2003.
3.Б.Израитель. «Целостная методика ректификации». Москва, «ВШКА»,2006.
4. Индубала (Ирина Поздеева). «Джйотиш или ведическая астрология».С.-Петербург, «Новое время», 2010.
5. З.Г.Фосдик. «Мои Учителя». Москва, «Сфера», 1998. Новое издание: З.Г.Фосдик «Воспоминания о Рерихах». Москва, «Эксмо»,2014.
6. Статья А.Анненко «Владимир Шибаев. Секретарь Рериха» На сайте http//grani .agni-age.net
7. О.Г. Болдырев. «Рерих. Запечатлевший тайну». Москва, «Вече».2014
8. «Бхригу-Сутра. С комментариями Индубалы». Серия»Трактаты Древней Индии», С-Петербург, «Новое время».2013
9. П.Ф.Беликов. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск, «ИЧП»Лазарев В.В. и О»,1994
10. В.И.Сидоров. «Высшее присутствие в сознании человека, или Космическое право». Журн «Дельфис» №4(80) за 2014год.
11. К.Н.Рао. «Уроки Мастера». С-Петербург, «Ведалайф», 2008.
12. Давид Фроули. «Астрология провидцев», Москва, «Саттва»,2001.
13. И .В.Поздеева (Индубала дэви даси) «Ведическая астрология супружества» Москва, «Balbe».2002
14. Н.Уранов. «Тайна любви Начал». Сайт: www.uranov.ru
15. Е. П.Маточкин. «Алтай». Альбом «Николай Рерих» Том 1. Москва, Академия художеств. Цюрих.2008.
16. П.Ф.Беликов Святослав Рерих. Жизнь и творчество. Москва, МЦР, 2004.
17. Сборник «И звезда с звездою говорит». Москва, «Дельфис». 2007г.