Главы из книги А. Марианис. «Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества»
Многоцветная палитра Рериха, его изумительное колористическое мастерство сделали его картины не только объектами эстетического наслаждения, но и средством мощного воздействия на сознание зрителей.
С.Н.Рерих. «Портрет Николая Рериха с кристаллом».1937-1942гг.
Пейзажная живопись Рериха имеет уникальную особенность – она способна оказывать благотворное, гармонизирующее влияние на эмоционально-духовное и даже на физическое состояние людей, созерцающих эти картины. В основе этого загадочного явления лежат известные еще древнему Востоку закономерности воздействия цвета на психику и физический организм человека. В учении Агни-Йоги говорится, что гармоничные цветовые сочетания оказывают на психику и физическое здоровье людей положительное влияние, дисгармоничные – отрицательное. Исключительно гармоничный колорит рериховских полотен с выверенными цветовыми сочетаниями стабилизирует состояние ауры и биополя человека, и тем самым оздоравливает организм.
Н.К.Рерих. «Кришна». 1946г.
На Востоке о способности цвета исцелять самые разнообразные болезни знали века и тысячелетия тому назад. В наше время появилась цветотерапия, особая методика исцеления с помощью воздействия на психику человека подобранных цветовых сочетаний. На Западе эта методика начала практиковаться совсем недавно, Рерих же применил ее принципы в своем творчестве задолго до того, как об этом заговорили ученые. Авторы Живой Этики прогнозировали, что в будущем официальная медицина обратится к изложенным в эзотерических учениях методам целительства, связанным с воздействием цвета и звука на сознание и организм человека...
Н.К.Рерих . «Ладакх». 1929г.
В статье «Одеяние духа» Николай Константинович писал: «Когда вы поймете значение и смысл цветной человеческой ауры, вы тем самым поймете значение цвета в нашей жизни – вы поймете, что такое гармония цветов. И не только поймете, но почувствуете, насколько просто и близко от ваших рук еще одно средство для лечения больной современности»[1].
В данной статье Рерих писал также о том значении, которое цвет имеет даже в обычной повседневной одежде человека. Художник подчеркивал, что цвет одежды в какой-то степени способен воздействовать на состояние нашей ауры: «Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета. Человек ищет соотношение себе в окружающей жизни. Человек, конечно, понимает, что мощное сочетание цвета действеннее, нежели испуганный потушенный цвет мыши. Цвет сумеречного угасания. И тогда вы чувствуете могущество цвета в жизни вашей. Вашей лучшей аурой вы притянете себе лучшие излучения. Лучшие цвета вещей косвенно помогут вашей духовной одежде зажечься светлее»[2].
И если даже цвет одежды способен влиять на состояние человеческой ауры, то насколько же действеннее это могут делать произведения искусства, особенно насыщенные столь гармоничными, чистыми, светлыми красками, какие мы видим на картинах Рериха!
Н.К.Рерих. «Дордже дерзнувший».1928г.
За счет чего цвет способен воздействовать на психику и физическое тело человека? В Агни-Йоге говорится, что цвет, проявленный на земном плане – в природе или на картине – создает в окружающем астральном пространстве определенные волны тонких (как они называются в Агни-Йоге) энергий. Эти волны способны влиять на состояние физических органов человеческого тела, не говоря уже о психике, и таким образом гармонизировать организм и даже исцелять различные заболевания. Состояние болезни характерно тем, что при нем нарушается энергетическое равновесие тех или иных органов, что приводит и к функциональным расстройствам их деятельности. Энергии, излучаемые в пространство цвето-волнами, своим гармоничным воздействием способны восстанавливать нарушенное энергетическое равновесие тех или иных органов и благодаря этому помогать организму преодолевать болезни.
В одном из сообщений Учителя М., записанном в дневниках Е.И. Рерих, говорится, что желтый цвет гармонизирует физический организм человека в целом и особенно поддерживает сердце; лиловый цвет укрепляет мозг; зеленый – нервную систему; розовый – оздоравливает желудок. Синий цвет оказывает общеукрепляющее действие и активизирует в сознании человека духовное начало. Таким образом, для цветотерапии более всего подходят синий, лиловый, желтый, зеленый и розовый цвета[3].
Н.К.Рерих. «Путь на Кайлас».1933г.
Но цвет может не только исцелять. Важнейшая тайна цвета состоит в его способности активно влиять на психодуховное состояние сознания человека. Как говорится в Агни-Йоге, духовное развитие индивида тесно связано с уровнем активности высших энергетических центров его сознания, или чакр. Цвет, или цветовые волны, в тонкоматериальном пространстве преобразуется в определенные вибрации и энергии, воздействующие не только на психику человека, но и на его тонкие тела и находящиеся в них энергетические центры. Энергии, излучаемые чакрами, на тонкоматериальном плане соответствуют определенной цветовой шкале. Не случайно в традиции йоги разным энергетическим центрам приписываются разные цвета, и графический символ каждой чакры имеет свой особый цвет.
Н.К.Рерих. «Гималаи. Обитель Гесэра». 1947г.
Чистые, насыщенные краски рериховских полотен создают в астральном пространстве определенный энергетический резонанс с излучениями чакр, пробуждая и активизируя их. Синий, фиолетовый, лиловый цвета соответствуют излучениям высших центров человека; благодаря этому они активизируют сверхсознательное начало индивида, тем самым ускоряя его духовное развитие.
Синий, фиолетовый, лиловый, розовый цвета встречаются на полотнах Рериха чаще всего. Довольно часто в картинах живописца преобладает какой-либо один цвет с различными его оттенками, как, например, красный цвет картины «Дордже Дерзнувший», фиолетово-лиловый колорит полотна «Ладакх», зеленоватый фон картины «Путь на Кайлас» .
Иногда художник использует контрастные цветовые сочетания (синий с желтым, синий с оттенками красного), что придает цветовой гамме его картин особую выразительность, как например, на картинах «Канченджунга» (1944), «Обитель Гесэра», (1947 г.).
Н.К.Рерих. «Канченджунга».1944г.
Конечно, оздоравливающий эффект свойствен картинам Рериха не только благодаря их уникальной цветовой гамме. Как уже упоминалось, в учении Агни-Йоге есть понятие терафима – предмета, на который наслоена психическая энергия какого-либо свойства. В этом смысле картины Рериха являются настоящими терафимами – сконцентрированная в них духовная энергия передает свой позитивный заряд новым и новым поколениям людей, не утрачивая своего первоначального потенциала. Более того, дневниковые записи Рерихов свидетельствуют о том, что Учитель Мориа намеренно усилил позитивный эффект, производимый картинами Рериха на сознание и организм людей. Так, в одном из сообщений Махатмы М., записанном Еленой Рерих, говорится: «Хочу дать картинам Рериха дар исцеления явления болезни. <...> Чуда не открой, кроме Моего круга[4]. <...> Присутствие картины подобно дезинфекции. В случае опасной болезни пристально и долго погрузить глаза в картину»[5].
Оздоравливающее, целительское воздействие, присущее картинам Рериха, было подтверждено научными исследованиями, проведенными группой врачей из США. В те годы, когда художник со своей семьей жил в Америке, врачи одной из клиник провели интереснейший эксперимент: они взяли под наблюдение две палаты, где находились больные с одинаковыми заболеваниями одной и той же степени тяжести. В одной палате медики разместили на стенах картины Рериха, в другой – нет, и стали наблюдать процесс выздоровления. Больные из палаты, в которой находились картины, выздоравливали в среднем в три раза быстрее. Данные этого эксперимента были опубликованы в одном из американских медицинских журналов того времени.
Н.К.Рерих. «Полунощное. Сияние Шамбалы». 1940г.
Картины Рериха оказывают благотворное влияние не только на тело, но и на душу людей. Они не только улучшают эмоциональное состояние, но и возвышают, облагораживают всю ментальную сферу человека, пробуждают его скрытый духовный потенциал. Это происходит не только благодаря воздействию цвета на определенные сферы человеческой психики, но и в силу идейного содержания творчества художника.
Идеи, лежащие в основе большинства полотен Рериха, теснейшим образом связаны с «миром горним», с духовными основами бытия. Двойное влияние идейного содержания и цветовой гаммы рериховских полотен обусловливает их сильнейшее воздействие на внутренний мир человека. Картины мастера несут в себе колоссальный творческий импульс, как бы заряд позитивной свето-энергии, пробуждающий спящие духовные силы человека и содействующий его ускоренному духовному развитию – это несомненно.
О необычных психоэнергетических свойствах картин Рериха много говорится в записях его духовного ученика Бориса Абрамова[6]. «Знайте, что рукотворчество Гуру есть процесс особого огненного напряжения и что в полотнах его кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чье сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущенного Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующей на окружающее. Спокойная, упорная и постоянная мысль, обращенная к Гуру, устанавливает с ним мост связи. Мысль не абстракция, но живая, активная сущность – энергия, способная передаваться через пространство»[7].
С.Н.Рерих. «Портрет Н.К.Рериха с ларцом (Камнем)».1928г.
Мастер Света
«Огонь и Свет; весь прогресс человечества приходит к этой вездесущей, всепроникающей стихии».
Н.К. Рерих. «Держава Света»
Говоря о колористическом мастерстве Рериха, невозможно не затронуть вопрос об уникальности световых эффектов на полотнах мастера. Рерих был непревзойденным мастером изображения света и «живого» свечения, подобно тому, как Леонардо да Винчи был непревзойденным мастером сфумато. Особое отношение Рериха к изображению света объясняется, вероятно, его философскими взглядами, ведь идейной основой творчества художника было учение Агни-Йоги, в котором понятие Света отождествляется с понятием Добра, противостоящего злу, то есть с эволюционной основой мироздания.
Н.К.Рерих. «Чудо. Явление Мессии». 1923г.
Н. Рерих с давних пор интересовался передачей световых эффектов живописцами и иконописцами прежних эпох. Как он писал, «Светоносность (тайджаси) Манаса[8] та же действительность, как и светоносные излучения, возникающие особенно при напряжении мысли высокого качества. Художники христианского иконописания так же, как и буддийские мастера, изображали световые излучения с великим знанием. Вглядитесь и сопоставьте эти изображения, и вы найдете наглядное изложение кристаллизации света. Эту действительность ценности мысли, ценности света пора изучать и прилагать в жизни. Пора подумать, что, произнося великое понятие Благодать, мы не впадаем в отвлеченность, но осознаем реальность и благоценность действительности»[9].
Н.К. Рерих. «Fiat Rex. ( Да будет Владыка!)». 1931г.
Подобно упомянутым им мастерам прежних эпох, Рерих изображал световые излучения не только с великим знанием, но и с великим умением – оттого на его картинах происходила такая же «кристаллизация света», как и в работах старых мастеров. Свет на полотнах великого русского живописца порой кажется живым, пульсирующим. Это неподражаемое «живое свечение» особенно явно на картинах «Чудо. Явление Мессии»,«Fiat Rex» («Да будет Владыка!») , «Lumen Coeli» («Свет Небесный»), «Христос в пустыне», «Зороастр» .
Эффект свечения присутствует на рериховских картинах не только в изображении источников света, таких, как ауры святых. Необычная светимость присуща практически всем краскам художника, даже синева гор на его картинах отличается не просто яркостью, но и как бы неявным внутренним свечением, заметным, конечно, только на оригиналах его картин (репродукции передают лишь интенсивность цвета, но не эффект светимости).
.
Н.К.Рерих «Lumen Coeli» («Свет Небесный»).1931г.
Как удалось живописцу достичь такого эффекта? Большинство искусствоведов придерживается мнения о том, что Рерих изобрел особый состав красок, обладавший светимостью. Известно, что Рерих действительно много экспериментировал с красками и создал особые их составы. Но только ли в химическом составе красок было дело?
Поклонники творчества Рериха считают, что светимость красок на полотнах художника имеет не химическое, а психоэнергетическое происхождение. Иными словами, картины живописца насыщены тем самым «светоносным излучением», возникающим «при напряжении мысли высокого качества», о котором он писал в своих статьях и эссе. Данная точка зрения была высказана в записях духовного ученика Рериха Бориса Абрамова, который утверждал, что получает их от своих духовных Учителей так же, как сами Рерихи ранее получили тексты учения Агни-Йоги от Учителя М.: «Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его»[10].
Н.К.Рерих. «Христос в пустыне».1933г.
Таким образом, духовные Учители Б.Н. Абрамова объясняют светимость красок на картинах Рериха именно духовными причинами, а не химическим составом темперы, которую художник готовил по определенной рецептуре. Излишне говорить, что такое объяснение едва ли удовлетворит большинство представителей научного искусствоведения.
Гунта Рудзите – дочь современника Рерихов, руководителя Рижского общества Рерихов Рихарда Рудзитиса – в своей книге о семье Рерихов приводит интересный эпизод: когда реставраторы обратились к С.Н. Рериху с просьбой раскрыть рецепт красок, которыми пользовался его отец, сын великого художника ничем не смог им помочь – или не захотел этого сделать[11]. Было ли это связано с тем, что тайна светимости красок на полотнах Рериха-старшего заключалась не в химическом их составе, а в духовной насыщенности? Или Святослав Николаевич опасался неумелого подхода к реставрации картин своего отца и того, что чужое воздействие нарушит изначальное «энергетическое поле» его картин, их чистую духовную ауру? В среде рериховцев ходит упорный слух о том, что С.Н. Рерих в свое время говорил кому-то, что для популяризации творчества Н.К. Рериха издание репродукций его картин гораздо лучше, чем попытки отдельных художников писать их живописные копии, поскольку репродукции картин в какой-то мере все же передают «духовное поле», присущее оригиналам, в то время как при живописном копировании чьей-либо картины происходит смешение психодуховных наслоений автора оригинала и художника, создающего копию его произведения...
Н.К.Рерих. «Зороастр(Заратустра)». 1931г.
Но, как бы то ни было, факт остается фактом: в истории мировой живописи светящиеся краски Рериха навсегда останутся явлением столь же таинственным, сколь и неповторимым.
Зная, что говорится в учении Агни-Йоги о восхитительных светоносных красках высших сфер иного плана бытия, можно предположить, что художник намеренно стремился приблизить колорит своих полотен к цветовым эффектам Тонкого мира. Тем более, что благодаря уникальному процессу духовного познания, пройденного под руководством их Учителя, Рерихи видели многое из того, что не дано увидеть обычным людям...
Да и сами пейзажи на некоторых картинах Рериха своей необычностью невольно напоминают строки учения Агни-Йоги об иных, далеких, неземных мирах. Таков, например, пейзаж, изображенный на картине «Куан-Инь» .
О надземных мирах в Живой Этике говорится: «Тонкий Мир имеет многообразные утверждения земного мира. Даже прообраз времен года проходит по сознанию Тонкого Мира. Потому образы растений, или гор, или поверхности вод не чужды Тонкому Миру, конечно, в преображенном состоянии. Сердце, знающее Мир Тонкий, знает и цветы, и горы, и снега, и моря. Цветы успевают в богатстве форм, но цвет их несказанно сложнее красок Земли; снега белее, и кристальнее, и гуще земных»[12].
Н.К.Рерих. «Куань-Инь». 1933г.
В записях Б. Абрамова также подчеркивается, что все произведения искусства оказывают на зрителей воздействие на неосознаваемом уровне. Картинам Рерихам это свойственно в особой степени в силу мощного духовного потенциала, заложенного в них. Именно поэтому так велико значение выставок картин Рериха – скрытый в них духовный импульс способен активизировать духовное развитие сотен и тысяч людей, видящих эти картины:
«<...> значение выставки картин Гуру имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но все же чувствуют нечто необъяснимое, не поддающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени»[13].
Н.К.Рерих. "Борис и Глеб" 1942г.
В этой связи остается констатировать весьма прискорбное обстоятельство: значительная часть картин Н.К. Рериха в музеях России находится не в постоянной экспозиции, а в хранилищах и запасниках[14] – их не могут разместить в залах из-за нехватки выставочных площадей...
Главы из книги А. Марианис. «Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества» размещены с разрешения автора.
Декабрь 2018г.
[1] Рерих Н.К. Одеяние духа // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 241.
[2] Там же.
[3] Высокий путь. Т. 2. Запись от 13.06.22.
[4] Кругом, или внутренним кругом Учитель Рерихов называл наиболее близких к ним сотрудников и последователей. – Прим. авт.
[5] Высокий путь. Т. 1. Запись от 6 сентября 1922.
[6] Подборку записей Б. Абрамова о психодуховных аспектах творчества Н.К. Рериха см. в книге «Рерих. Альбом “Путь в Шамбалу”. Сокровенное в жизни и в творчестве». М., ЭКСМО, 2014. С. 93-94.
[7] Грани Агни Йоги, том 7, 430.
[8] В теософии и Агни-Йоге – один из высших бессмертных духовных принципов человеческого существ; так называемый «духовный ум». – Прим. авт.
[9] Рерих Н.К. Держава Света // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 374.
[10] Грани Агни Йоги, том 11, 713.
[11] Рудзите Г. Избранное. Минск, «Звезды гор», 2008. С. 41.
[12] Сердце, 332.
[13] Грани Агни Йоги, том 5, 516.
[14] Так обстоит дело в Государственном музее искусства народов Востока, в Государственном Русском музее. В Государственной Третьяковской галерее также хранится порядка двадцати картин Рериха, большая часть которых не экспонируется. – Прим. авт.