Жизнь и творчество в Индии.

 Период Солнца 6 лет с 15.01.31 по 15.01.37гг. Возвращение в Индию. Интенсивная художественная и научная деятельность.

 

Солнце – планета, символизирующая сознание, располагается в 3м доме – доме поездок и художественного таланта, аспектирует 9й дом – тоже дом путешествий и мировоззрения, а также управляет 1 м домом личности. Но на Солнце Кету влияет своим аспектом и до конца 1931 года еще сохранялось его ядовитое влияние.

В июне 1931 года Святослав Николаевич прибыл в родительский дом в Кулу. Ему предстояло избрать собственный путь, вдали от цивилизованной Европы и суетливого Нью-Йорка.

К началу 1932 года минорные настроения постепенно покидают Святослава Рериха, он полностью отдаётся работе, пишет с натуры живописные окрестности Кулу, древние храмы и горные вершины, погружается в занятия химией. Будучи целеустремлённой натурой, он не только пишет картины, но и проводит научные опыты.

В журнале «Вестник Ариаварты» опубликованы несколько писем С.Н.Рерих к Кэтрин Кэмпбелл за 1932-1934годы. (17)

Святослав Николаевич пишет К.Кэмпбелл: «Сейчас больше приготовляю деодарового масла… Всё моей собственной дистилляции!»(письмо без даты) «Это замечательное масло, и оно должно эффективно облегчать любые легочные недуги. Теперь лечу человека с последней стадией туберкулёза лёгких. Применяю новые методы».(письмо от12.05.1932)

 40-naggar1937

С.Н.Рерих.Кулу, Наггар. 1937г.

 Переселение в долину Кулу, действительно, ознаменовало новый период в жизни Святослава Рериха и его ценнейших творческих достижений. Святослав Николаевич положил начало успешному развитию научно-исследовательской работы во всех близких ему дисциплинах. На горных склонах было найдено благоприятное место для культивирования лекарственных растений, где были расположены плантации и построены теплицы. В дальнейшем фармакологические исследования велись в сотрудничестве с местными врачевателями, знатоками вековых традиций народной медицины.

«Письма индийского периода С.Н.Рериха к К.Кэмпбелл наполняются всё новыми идеями, они изобилуют находками, будь то в области медицины, биологии, химии или живописи. В экспедициях Святослав Рерих собирает редкие травы для последующего изучения и приготовления лекарственных снадобий на основе рецептов местной фармакопеи. Своими достижениями он делится с Кэтрин Кэмпбелл: « Я пытаюсь разработать новые лекарства. Среди них мазь, которая будет лечить воспаления, ревматизм, мелкие суставы… Другое лекарство – от астмы»(без даты, 1932) Не остаётся без внимания и проблема рака: « У нас есть тибетская трава, о которой говорят, что она помогает при раке, но достать её чрезвычайно трудно»(там же) В начале 1930-х годов он руководит естественнонаучным отделением в созданном его родителями Институте гималайских исследований «Урусвати».(17, стр86)

В 1933 году Елена Ивановна писала в письме к своей родственнице К.Н.Муромцевой: « Светуня пишет портреты, но сейчас занялся пейзажем, и должна сказать, он такой огромный талант, всё даётся ему с такой необычайной лёгкостью. При этом он занимается лекарствами, разными аюрведическими и тибетскими составами, вычитанными им из разных алхимических трудов. Надо отдать справедливость, лекарства эти весьма действительны. Тем более, что на некоторые из них получены указания Учителя. Сейчас он занят также посевами лекарственных трав».(10, стр386)

Святослав Николаевич собирает и исследует семена злаковых растений, переписывается с Н.И.Вавиловым и посылает ему семена. Одновременно с экспедицией отца и брата в Манчжурию по изучению засухоустойчивых трав, организует подобную экспедицию в близлежащее тибетское нагорье.

В 1935 году С.Н.Рерих начинает исследования эфироносных растений в Гималаях и прилегающих к Кулу районах. Эта работа продолжалась много лет, её кульминацией стало приобретение собственной плантации эфироносов на юге Индии в Бангалоре в 1949 году.

Для нью-йоркского отделения института «Урусвати» Святославом Николаевичем была собрана и систематизирована коллекция бабочек, насчитывающая свыше 800 экземпляров, а также интересная минералогическая коллекция, начало которой было положено еще в Карелии. Настоящим специалистом был Святослав Николаевич в области орнитологии. «Его орнитологическая коллекция и описания включают много редких и почти исчезающих видов птиц западно-гималайского региона.

Однако ведущее положение в научной деятельности Святослава Николаевича занимала история культуры, в частности, история изобразительных искусств народов Азии. Коллекцию предметов искусств народов Востока Святослав Рерих начал собирать с 1923 года.

 41-rozovoe

С.Н.Рерих. Розовое облако.1954г.

 Но при этом живопись никогда не отходила на второй план. Прекрасный мир долины Кулу навсегда пленил его кисть богатством и красочностью своей неповторимой жизни. Характерные облики, бытовые и ритуальные сцены, пламенеющие на восходе или закате солнца снежные пики, одухотворенные лица лам – всё это многообразие вдохновляло Святослава Николаевича. Он, наконец, обрел столь необходимую для художника «визуальную почву» для творчества! Многовековая история Индии, доброжелательность открытого народа, древняя мудрость индийской философии и великолепие природы давали множество тем для творчества.

В 1960 году, выступая на открытии своей выставки в Эрмитаже, Святослав Николаевич сказал: « Мой подход к Индии был также не только через искусство, но и через саму жизнь, через мысль Индии. Мысль Индии является совершенно исключительным феноменом. Она выкристаллизовалась на протяжении столетий, тысячелетий. Там есть замечательные философские системы, и это я считаю настоящим ключом к жизни Индии».(2, стр108)

 «На мольбертах Святослава Николаевича ( он выработал навык работать одновременно работать над несколькими картинами) один холст, не задерживаясь, сменял другой. Его мастерская находилась в угловой комнате второго этажа виллы «Холл», и из её окон виднелась яркая зелень долины Кулу и белоснежные вершины Гималайской гряды.»(2, стр89)

С.Н42 portret nkreri42ha portret professora nikolaja reriha v polni.

С.Н.Рерих Портрет профессора Николая Рериха в полный рост в тибетском платье.

Шелк, темпера.1933г.

 В 1933 году Святослав Рерих пишет два портрета отца, Н.К.Рериха: в полный рост темперой и портрет в тибетском костюме. Один – для конференции в Брюгге, другой – для Музея Александра Первого в Белграде. В 1935 году Святослав Николаевич пишет ещё два портрета Николая Константиновича, сидящего с книгой, один из которых находится в Аллахабадском музее.

«Для Святослава Николаевича особенно значительной была работа с Николаем Константиновичем. Он вспоминал по этому поводу: « Я ему помогал иногда, но всегда по его точным указаниям и его этюдам. Были иногда технические особенности красок, которые требовали затраты времени для выявления какого-нибудь определённого тона. Градации красок в небесах, обработка какого-нибудь определённого участка картины. Меня всегда очень радовала эта совместная работа. Что-либо делать с Николаем Константиновичем было большим счастьем. Один раз ему так понравился мой эскиз, что он взял его в основу картины «Агни Йога». Три картины писали вместе с Николаем Константиновичем: «Мадонна Орифламма», «Св. Сергий», «Св. Франциск» Это была прекрасная сюита».

За годы совместной жизни, на пороге тридцатилетия Святослав Николаевич написал несколько портретов Николая Константиновича. Создавались также и другие портреты, что дало возможность молодому художнику принять участие в выставке, которая проводилась в конце 1932 года в Нью-Йорке. Работы Святослава Николаевича вызвали большой интерес и получили высокие оценки. Его известность, как портретиста всё возрастала. Сам Святослав Николаевич тоже не раз говорил о том, что именно человек занимает центральное место в его живописи и раскрытие духовного мира человека интересует его больше всего .»(2, стр94-95).

 Долину Кулу называют долиной 365 богов,   комбинация индуизма, буддизма и иных верований создала своеобразную религию. В течение года здесь всегда проходило много ритуальных празднований, посвященных каждому из небожителей, которые приходили с визитами в Кулу. Один из таких живописных праздников запечатлел Святослав Рерих в картине «Дуссера»(«Боги приходят») дважды: в тридцатых и сороковых годах.

 43 kulu dussera osennij prazdnik 1944 god

С.Н.Рерих. Кулу . Дуссера (Осенний праздник)1944г.

 В 1933 году Святослав Рерих награждается учреждённым Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и его организациями орденом за культурную деятельность. Святослав Николаевич считал этот орден самой выдающейся наградой в своей жизни, так как диплом подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

В 1936 году участвует в Государственной выставке объединенных провинций Индии в Лакхнау и совместно с картинами Николая Константиновича представляет четыре свои большие картины.

В гороскопе С.Н.Рериха Солнце аспектируется Юпитером из 9дома, что вызывает потребность в изучении им духовной литературы, направленной на расширение мировоззрения.

«В 1934-1936 годах Святослав Рерих занимается изучением древних религиозных учений. Он погружается в чтение Вишну- и Агни-пуран, коллекционирует индуистскую культовую скульптуру. Его также привлекает раннее христианство. Он пишет Кэтрин Кэмпбелл: «Что за прелестные жемчужины!... Если бы люди стали больше изучать собственную религию – ведь древние отцы были гораздо ближе к источнику» (без даты).

Наравне с христианством его интересуют и буддийские источники. Особенно его интересует житие йога Миларепы, одного из великих аскетов Тибета. Он создаёт большой портрет «Карма Дордже». Странствующий лама Карма Дордже по пути в Тибет неоднократно появлялся в Наггаре, где находилось имение Рерихов. По местным преданиям он являлся реинкарнацией Миларепы».(17, стр87).

 44-karma-dorje1934

С.Н.Рерих Портрет Карма Дордже.1934г

 «В начале тридцатых годов рождался своеобразный символизм Святослава Рериха, символизм художественного обобщения реальных явлений Бытия в образах, строго подчиненных законам Прекрасного и Разумного. В этом сложном творческом процессе переходы портрета или пейзажа в бытовые сцены, а бытовых сцен в животрепещущие общественно-философские концепции органично вошли в искусство Святослава Николаевича, а само совмещение разных жанров в одном произведении оказалось одним из приемов выражения философски осмысленного многообразия и Единства Жизни»(2, стр96.)

 Период Луны 10 лет с 15.01.37 по 15.01.47гг. Расцвет творчества. Персональные выставки. Брак с Девикой Рани.

Луна в гороскопе Святослава Николаевича располагается в 9м доме – удачи путешествий и дипломатической деятельности. Луна аспектирует также и 3й дом контактов, связей и коротких поездок, предприимчивости и инициативы. Луна же управляет 12м домом – жизни за границей и благотворительности. Соединение Луны с сильным благотворным Юпитером в 9м доме удачи принесло Святославу Николаевичу много успеха, известности и удачи в этот жизненный период. В ведической астрологии 9й дом также считается домом брака.

 Подпериоды Луна-Луна, Луна-Марс, Луна-Раху и Луна-Юпитер с 15.01.37 по 14.04.41гг.

В эти годы Святослав Николаевич много ездил и за границу, и по Индии к югу от Гималаев, налаживая и поддерживая контакты с деятелями искусства и науки. Тогда же у него окончательно возникло решение навсегда поселиться в Индии.

Экономический кризис в капиталистическом мире 30-х годов, а также грабительская афера директора-казначея нью-йоркского Музея Николая Рериха создали серьезные материальные трудности в семье Рерихов. В преодолении этих трудностей большая доля забот ложилась на плечи Святослава Николаевича, который всегда нёс львиную долю забот о финансовом обеспечении всей семьи. Для пополнения семейного бюджета Святослав Николаевич с большим знанием дела занимался поставками сырья для фармакологической и парфюмерной промышленности из Индии в западные страны. Святослав Николаевич, также как и отец, никогда не ставил своё материальное обеспечение в полную зависимость от продажи картин.

Решение сложных организационных вопросов, связанных с выставками, публикацией книг Николая Рериха и монографий о нем, издание ежемесячного журнала «Фламма» в США, съезды и конференции сторонников Рериха, продвижение Пакта и Знамени Мира, поддержание личных контактов с сотнями лиц и учреждений требовали продолжительных выездов из дома – всё это осуществлялось, в основном, через Святослава Николаевича.

 

45-SNR 1931

С.Н.Рерих. Индия. Кулу. Лето 1931г.

 «Сам Николай Константинович после 1935 года не покидал своего дома в Кулу и поручал действовать за себя младшему сыну, который уже имел солидный опыт организаторской работы. Личная инициатива Святослава Николаевича везде и во всё оказывалась особенно ценной и плодотворной.

В свои тридцать с небольшим лет младший сын семьи Рерихов казался старше своего возраста, но отнюдь не по внешности, хотя и носил бороду. Приятные черты лица, высокий лоб, прямой, доброжелательный взгляд искрящихся глаз, быстрая походка, четкая и изящная жестикуляция – были, скорее, юношескими. И вместе с тем сплав особой зрелости суждений, душевного равновесия и твердости, того, что определяется словами – житейский опыт и мудрость – сильно выделял Святослава Николаевича среди его сверстников, едва перешагнувших за порог тридцатилетия. В среде почтенных старцев он был принимаем за равного, а его присутствие в любом обществе само по себе исключало фамильярность. При всем этом он оставался очень общительным человеком, остроумным, любящим шутку в обыденной беседе и всегда готовым к серьезному деловому разговору или к интимному обмену самыми сокровенными задушевными мыслями.

В чем же проявлялась та незаурядность Святослава Николаевича, которая по свидетельству многих и многих людей, имевших с ним дело или просто минутные встречи, навсегда оставила в памяти его образ? Встречи со Святославом Николаевичем навсегда запомнились тем, что в нём угадывался носитель какой-то большой Истины, какой-то жизненной необходимой идеи, соприкосновение с которой придаёт особую значимость каждому человеку. Даже мимолетное прикосновение к этой истине оставляло неизгладимый след. Чувствовалось, что проблемы совершенствования человека, прогресс, преобразующая сила человеческой мысли являлись для Святослава Николаевича не просто проблемами, а неотделимыми, присущими каждому его собеседнику реальными величинами, которыми измеряется сама человеческая сущность.

У всех, кому приходилось близко сталкиваться со Святославом Рерихом, не оставалось сомнения в том, что многогранность его интересов, способностей, таланта обладает необыкновенно высоким «коэффициентом полезного действия», причем не только в сфере творческой продуктивности, но и в становлении человеческой личности, как таковой».(2, стр106)

 В этот период Святослав Николаевич организовывает небывалое турне выставок произведений Николая Рериха по городам Индии, где появлялись и его картины. Сопровождая по стране выставки, участвуя в различных деловых переговорах, он часто покидал Кулу и посещал Дели, Тривандрум, Хайдарабад, Бомбей, Ахмадабад, Бенарес, Люкноу, Аллдахабад, Калькутту, Мадрас, Коломбо на Цейлоне. Вся страна была ему хорошо знакома.

В 1937-1938 годах Святослав Николаевич пишет несколько портретов отца и один из лучших портретов матери- Елены Ивановны Рерих.

 46 portret eleni ivanovni rerih 1937 god

С.Н.Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих.1937г.

 «В современном мировой искусстве Святослав Рерих занимает одно из ведущих мест в поисках новых образов, новых форм живописного воплощения усложненной представлениями нашего века действительности. .Художник вполне сознательно обошёл стороной те крайние течения, которые легко старые традиции только для того, чтобы создавать недолговечную видимость нового. Философский подход к исторически процессам в жизни и в искусстве подсказал Святославу Рериху, что на пустом месте ничего не строится и опыт предшественников, творивших в канонах религиозной живописи – не напрасен, так же как и не напрасен опыт перенесения на полотно очевидности».(2, стр114)

В 1939 году Святослав Николаевич принимает участие в Художественной выставке в Майсуре во Дворце Джаган Мохан, в 1940 году в его в отсутствии состоялась большая персональная выставка «Картины Индии» в США Калифорнии и в начале 1941 года – персональные выставки в Чикаго и Нью-Йорке. Вставки в США прошли с большим успехом и были отмечены американской прессой. На выставках в Индии появлялось много новых произведений художника, они также пользовались неизменным успехом и расходились по музеям и частным коллекциям.

 

47 portret professora nikolaja reriha so skulpturoj guga chohan

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха со скульптурой Гуга Чохана . 1937 .

 В 1939-1942 годах Святослав Николаевич создает большой триптих «Распятое человечество». Сюжет для триптиха был подсказан трагическими событиями второй мировой войны.

«Центральное полотно триптиха – «Распятое человечество» - апокалиптически устрашающе. На нем изображена, без малого, в размер всего полотна, фигура простертого в распятии человека. Как будто бы и давно привычный образ, заимствованный из религиозной живописи. Однако непременный атрибут самого распятия – крест – отсутствует.   Человечество распинает себя во времени и пространстве. Из разверстых небес низвергается на землю всеиспепеляющий огонь. Это вселенское жертвенное распятие показано на фоне шествия воинов, пылающих городов, толпы отчаявшихся, обреченных, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чем-то людей. Центральное полотно трактует уже разразившуюся катастрофу, это сегодняшний день, к которому неминуемо подвели нас предшествующие годы и из которого должен родиться день завтрашний.

Роковое прошлое находит себе место в правой части триптиха под названием «Куда зашло человечество?» В тупике узкого ущелья – толпы людей, над ними нависли неприступные скалы, перед ними бездонная пропасть. Человечество само подвело под распятие ужасами войны.

Заключительное панно триптиха – «Освобождение». Святослав Рерих, отвечая на выставках на вопросы зрителей, обычно давал этому полотну такое пояснение: « Это - война иного порядка, она выражает борьбу человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень существования. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними рождается новый, освобождённый человек. Его светящаяся фигура вырисовывается в сфере направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль триптиха, которая сводится к тому, что без изжития уродливых проявлений собственного «я», без подлинного самоусовершенствования каждого человека человечеству не избежать повторения того, чему посвящены два других панно.

Эту заключительную картину триптиха, в которой изображены извивающиеся в муках самобичевания и самоочищения люди, можно сопоставить с образами из «Чистилища» дантовской «Божественной комедии». Но было бы преждевременным заподозрить Святослава Рериха в пессимизме, в проповеди страдания, через которое единственно достижимо счастье. Святослав Рерих всегда оптимистичен, он беззаветно любит жизнь и всё живое, он верит в человека настолько, что даже в ужасах войны провидит торжество правды, человечности, прогресса.

Искусство Святослава Рериха предлагает людям светлую радость жизни, но как давно сказано на Востоке, - «Радость есть особая мудрость». Потворство прихотям и слабости, утверждение ограниченного, бездумного счастья «только для себя» - оборачивается страданиями для многих. Пусть к счастью через страдания – трагедия человечества, но и эта трагедия с оптимистическим, жизнеутверждающим, а не губительным концом»(2, стр116)

 

48-raspjatoe chelovechestvo triptih 1939 1942 gg god

С.Н.Рерих. Триптих «Распятое человечество».1939-1942гг.

 П.Ф.Беликов писал : « К философскому циклу Святослава Рериха следует отнести и такие, созданные почти одновременно с триптихом картины, как «Когда собираются йоги»(1939), «Как в старые времена»(1939), «Яков с Ангелом»(1940).

«Как в старые времена». Широко известный и много раз использованный евангельский сюжет: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет. От преследований царя Ирода спасается будущее человечества. Художник не случайно останавливается на этом, давно бытующем в искусстве сюжете. Действительно, как в былые дни, что-то важнейшее нужно охранить и спасти, дабы человечество не погребло своих надежд под обломками варварского натиска современных иродов. Зловещи полыхания неба, пустынен горизонт, но тверда поступь, уверенна осанка принявших на себя ответственность за грядущее. Как случилось в былые дни, так будет и сегодня. Священное не даётся в иродовы руки.

 

49-kak-v-starye-vremena

С.Н.Рерих. Как в старые времена.1939г.

 «Яков с Ангелом» - библейское сказание о том, что легендарный патриарх Яков, не узнав в ангеле провозвестника Истины, вступил с ним в борьбу. На полотне изображены две слившиеся в неистовом напряжении борьбы фигуры и вздыбленные этой борьбой земля и небо. Вихрь света и тьмы, который способен перевернуть всё до основание и в самом человеке, и в окружающем его мире. Глядя на это полотно, невольно задаешь вопрос: всегда ли мы правильно определяем границу между добром и злом в нас самих и в окружающем мире? Способны ли отличить правду от лжи? Готовы ли к тому, чтобы не ошибиться на крутых поворотах истории и встать на правую сторону?

Этот вопрос, заданный зрителю Святославом Рерихом, существенен для каждого человека во все времена. В 1940 году (со-роковом, как подчеркивал старший из Рерихов) он имел особый смысл и особую конкретность. Эти значительные произведения, положившие начало большому философскому циклу в живописном творчестве художника, уже в момент их написания свидетельствовали, что Святослав Рерих вышел на прямую дорогу служения своим искусством лучшим идеалам человечества».(2 стр118)

 

50-painting id2351-SNR Yakov s Angelom

С.Н.Рерих. Яков с Ангелом.1940г.

 Подпериод Луна–Сатурн с 14.04.41 по 17.11.42гг.

Начало Великой Отечественной Войны в СССР. Участие в патриотической компании в поддержку Советского Союза. Знакомство с Джавахарлалом Неру.

Сатурн – планета зловредная, располагаясь в гороскопе С.Н.Рериха в 6м доме трудностей и служения, при этом аспектируя 8й дом психологической напряженности и стрессов и 12й дом благотворительности и эмиграции, она акцентирует все три негативных дома страданий. Но, будучи злонесущей в злотворных домах, планета Сатурн помогает преодолевать трудности, кроме того шестой дом характеризует отношения с иностранцами.

П.Ф.Беликов писал «С самого начала вторая мировая война стала для всех Рерихов не только ужасом противозаконного истребления ни в чём не повинных людей, но и напряженным ожиданием неизбежного испытания, которое выпадет на долю их родины в борьбе за спасение человечества от разъяренной тьмы фашизма. Когда немецкие полчища вторглись на русскую землю, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич послали в Советское посольство в Лондоне заявления с изъявлением своей готовности вступить добровольцами в Красную Армию и встать на защите Родины. Священный долг перед нею они согласны были выполнить в полной мере, плечом к плечу со всеми теми, кто жертвовал для неё жизнью.

Судьба, готовя им иное поле служения родной земле, распорядилась иначе. Николая Константинович Рерих, используя свой авторитет и международные связи, сразу же развернул широкую патриотическую компанию в поддержку Советского Союза. По его инициативе в США была организована Американо-Русская Культурная Ассоциация (АРКА), много сделавшая для взаимодоверия и взаимопонимания американского и советского народов в военные годы. Деятельность Ассоциации поддерживали и принимали в ней активное участие такие известные в США и во всем мире люди, как Эрнест Хемингуэй, Чарли Чаплин, Рокуэлл Кент, Эмиль Купер, С Кусевицкий, В Терещенко, ученые с мировыми именами – Артур Комптон и Роберт Милликен. Патриотические статьи Н.К.Рериха публиковались во многих зарубежных и индийских печатных органах. В самой Индии проводились также выступления по радио, выставки и продажа картин, репродукций с них, книг в пользу Красного Креста и Советской Армии. В связи со всем этим Святослав Николаевич почти всё время находился в разъездах.»(2, стр122).

                      С ноября 1941 года по февраль 1942 Святослав Николаевич организовывает выставки картин Н.К.Рериха и своих в Индии: в Индоре, Бароде, Ахмедабаде, Тривандруме, Хайдарабаде. В это же время Святослав Николаевич впервые знакомится с лидером индийского освободительного движения - Джавахарлалом Неру, и затем в 1942 году, неоднократно встречаясь с Д.Неру в Бомбее и Аллахабаде, приглашает его посетить Н.К.Рериха в Кулу.

             Святослав Николаевич рассказывал отцу о Неру, его взглядах и планах на будущее Индии. В начале мая 1942 году Неру вместе с дочерью Индирой едет в Гималаи. Святослав Николаевич сопровождает их.

 

51-neru

Фотография Дж. Неру с дочерью и Индира и Рерихами в Кулу. Май1942г.

«Многие испытания ждали Джавахарлала Неру впереди. Через два месяца после посещения им Рерихов в Кулу английские власти опять упрятали будущего главу Правительства свободной Индии за тюремные стены и продержали его там два с половиной года. Однако уже в 1942 году, за пять лет до освобождения Индии от колониальной зависимости, в гостеприимной доме Рерихов с ним беседовали как с подлинным руководителем великой державы. Предвосхищая будущее индо-советское культурное и научное сотрудничество, с Неру обсуждали вопросы Индо-русской культурной ассоциации, анализировали современное политическое положение, поддерживали его планы, направленные на развитие и укрепление деятельности, ведущей в то время партии Национальный Конгресс».(2, стр124)

Постоянные разъезды и большая занятость в годы войны не мешали Святославу Николаевичу создавать новые замечательные портреты такие, как «Доктор С.П. Рамасвами Айяр»(1941), «Махараджа Траванкора»(1941), «Пандит Джавахарлал Неру» (два портрета в 1942 году), «Госпожа Асгари М.Кадир»(1941), два портрета отца – «Профессор Николай Рерих»,- сидящий на веранде и сидящий за столом.

 52-pandit dzhavaharlal neru 1942 god

С.Н.Рерих. Пандит Джавахарлал Неру.1942г.

 Подпериоды Луна - Меркурий и Луна – Кету с 17.11.42 по 17.11.44гг.

Большая благотворительная и патриотическая деятельность Рерихов в помощь Победы СССР в войне. Знакомство с Девикой Рани.

П.Ф.Беликов писал: «Рерихи использовали каждую возможность, чтобы своей посильной лептой приблизить час победы. Боролись они также и против несправедливости, которую союзники их родины подчас допускали в своих оценках роли и значения Советской России в общем ходе еще небывалого в истории человечества столкновения стран и народов.

В начале 1943 года Н.К.Рерих отмечал в дневнике: «До чего хочется сделать что-то на пользу русского воинства, Русского Красного Креста, русского народа! Хочется в Индии устроить что-то полезное для русской победы. Дали мы четыре большие картины – две мои и две Светика, которые должны дать не менее двадцати тысяч рупий. Кроме того, цветных воспроизведений на 1300 рупий, каталог, входная плата и значительная часть с продажи – все это должно дать не менее тридцати тысяч.(…)

Святослав хотел дать отличное радио, посвященное 23 февраля. Удастся ли? Столько подводных камней! Всякие сэры-горбачи изрыгают исподтишка злую слюну. А ведь как Святослав старался устроить что-то хорошее во славу русскую!»(2, стр125)

Но Святославу Николаевичу удалось выступить 23 февраля 1943 года по Всеиндийскому радио с приветствием советским воинам. Он пишет картины «Добрый самаритянин», «Отшельник», Священные слова», пейзаж «Наггар». В 1943-1944 годах в Дели, Бомбее и Траванкоре состоялись выставки картин Н.К. и С.Н.Рерихов.

 53 dobrij samaritjanin 1943 god

С.Н.Рерих. Добрый самаритянин.1943г.

Кету в гороскопе С.Н. Рериха располагается в 7м доме партнерства, и в подпериод Луна-Кету с 14 апреля по 17 ноября 1944 года состоялось знакомство Святослава Николаевича с известной актрисой индийского кино - Девикой Рани – внучатой племянницей Рабиндраната Тагора.

Девика Рани была известна в Индии и за её пределами, как «первая леди индийского кино». Родившись 30 марта 1908 года в Индии, она в 1928 году изучала в частной школе Лондона прикладное искусство, специализируясь в рисунке и декоре текстиля. В то же время Святослав Николаевич был проездом в Лондоне, но тогда встречи не случилось. Одарённая от природы, получившая хорошее общее образование, Девика обладала редкими сценическими данными, поэтому получила также и профессиональное артистическое образование в Лондонской Королевской Академии драматического искусства. С первым мужем Девики Рани - индийским режиссером и актером Химансу Раи - они вместе изучали кинопроизводство в Германии, Швейцарии и Скандинавии. Девика много снималась в Великобритании и Германии. После захвата Гитлером власти в Германии супруги вернулись в Индию и поставили в 1934 году первый индийский звуковой фильм «Карма», где Девика сыграла главную роль. Обворожительная красота Девики Рани, приятный голос произвели огромное впечатление на индийскую и европейскую публику. В Лондонской газете «Морнинг Стар» Девика Рани была названа одной из величайших звезд звукового кино в мире.

devika

Девика Рани в фильме «Mamta»

«Созданные ею образы, стиль её игры, яркая индивидуальность в интерпретации ролей – породили свои формы и традиции в индийском кино. Многие фильмы с участием Девики Рани вошли в золотой фонд и стали классическими произведениями индийского экрана.

Громадный успех, созданного совместно Химансу Раи и Девикой Рани фильма, помог им осуществить своё намерение – основать в Бомбее акционерное общество «Международное индийское звуковое кино», которое позже включило основанную ими же компанию «Bombay Talkies». Это было крупнейшим достижением в развитии индийского кинопроизводства. Компания«Bombay Talkies» в продолжение многих лет оставалась одной из ведущих в Индии.

Успех кинокомпании «Bombay Talkies» основывался на том, что она не преследовала чисто коммерческих целей, а ставила перед собой большие общенациональные задачи культуры и народного просвещения. К работе в студии привлекались лучшие литературные и художественные силы страны и талантливая молодёжь. Под её кровом получили воспитание и нашли свою дорогу в искусство многие знаменитые впоследствии индийские кинорежиссеры, сценаристы, драматурги, артисты и операторы. Плодотворная деятельность Девики Рани вышла далеко за пределы стен этой студии и распространилась на многие другие области культурной жизни страны. Оставаясь для самых широких масс любимой и наиболее популярной артисткой кино, Девика получала всё большее признание и как деятель культуры самого широкого диапазона. Её заслуги неоднократно отмечались рядом высоких наград. Забегая вперед, скажем, что со временем, уже в освобожденной независимой Индии, Девика Рани избиралась членом Центрального Правительственного департамента по художественному просвещению, членом Национальной Академии изящных искусств, членом Департамента национальных ремесел, членом Индийского совета по культурным связям. Центральное Правительство Индии утвердило Девику Рани представителем в Генеральный Совет Национальной Академии танца, драмы, музыки и кино, и она состояла членом Правления этой академии.

В 1940 году скончался Химансу Раи. Девика Рани взяла на себя управление кинокомпанией, включая контроль над её художественной и коммерческой деятельностью. Под её руководством «Bombay Talkies» выпустило много имевших успех фильмов. Свои взгляды на задачи киноискусство Девика Рани определяла так: « Создавая фильмы, мы всегда стремились сделать их доступными пониманию широких народных масс, чтобы почувствовать и учесть их реакции. Утонченность, которую несёт на себе искусство, должна быть оценена и принята народом. Если этого не происходит, если произведение искусства предназначено только для «избранных», то, даже оставаясь искусством, оно теряет своё самое высокое назначение».(2, стр130)

В 1944 году Девика Рани познакомилась со Святославом Рерихом, когда в работе над одним из фильмов понадобились новые декорации, за которыми она обратилась к художнику. На поле общего служения народу искусством, красотой, просвещением Девика Рани и Святослав Рерих уже не могли не встретиться. И эта суждённая встреча открыла новые страницы в их,   в дальнейшем уже общей, Книге Жизни.

 

54-SNR-Dev-1950

С.Н.Рерих и Девика Рани. Бангалор. Индия. 1950-е годы.

 

Подпериод Луна – Венера с 17.11.44 по 17.07.46 и Луна-Солнце с 17.07.46 по 15.01.47гг. Победа СССР во второй мировой войне. Свадьба с Девикой Рани.

Святослав Николаевич продолжает организовывать выставки картин Николая Константиновича и своих в Дели, Бароде и Траванкоре. Конечно, существовали и трудности, колониальные английские власти чинили всяческие препоны. Н.К.Рерих записал в своём дневнике»: « Святослав телеграфирует: «Выставка должна быть отложена. Значит, он натолкнулся на непреоборимые препятствия. Чуяли мы, что в Дели не ладно…»

П.Ф.Беликов писал: «Представителю и выразители патриотических взглядов и чувств Рерихов за пределами их Гималайского ашрама- Святославу Николаевичу – приходилось нелегко в условиях колониальной Индии. В сложившейся ситуации англичане уже были вынуждены воздерживаться от прямых репрессий против Рерихов за их патриотизм. Как никак, Россия была военным союзником США и Великобритании.

В своих трудах Рерих и встретили весть о полном поражении врага их Родины и торжественно отметили День Победы. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Николая Константинович Рерих записал в своём «Листах дневник»: « Знаем, что на каждой пяди земли можно служить самому драгоценному, самому священному.

Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действие все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле, чем полно сердце».

С чувством выполненного долга перед Родиной он мог теперь отметить: « В дальних Гималаях радуемся. Приветы шлём. В лучах восхода видим праздник Москвы, праздник сердца народов. (…)

Мечтается, что преграды должны исчезнуть. Общечеловеческое естество должно превозмочь зубчатые заборы ненависти. Новое прекрасное трудовое действо откроет врата народных достижений. Культурная связь воздвигнет сотрудничество народов. Обмен искусства породит новых друзей, даст сотрудничество, отепляющее сердце.(…) Победа! Победа! И сколько побед впереди».(2, стр125)

 В 1945 году Святослав Николаевич пишет картину «Победа». П.Ф.Беликов писал:«Несомненно, что этим произведением Святослав Николаевич откликнулся на победное завершение второй мировой войны весной 1945 года. победу ждали и в неё верили. Ещё в 1942 году, отмечая первое поражение фашистских орд под Москвой, Николай Рерих написал картину с таким же названием «Победа». В ней изображался богатырь, осекающий голову смердящей гидре - Змею Горынычу.

«Победа» Святослава Рериха композиционно и по стилю близка его же картине «Яков с Ангелом». По существу здесь имеет место развитие одного их аспектов единой темы: схватка в единоборстве и её победное завершение. Фон картины «Яков с Ангелом»- взвихренное возмущение стихий – повторен и в «Победе». На этом фоне –две фигуры: поверженный, уже не способный к сопротивлению могучий враг и молодой победитель, вознесший над ним меч. Еще один последний взмах меча, и враг будет сражен насмерть. Но… и тут невольно вспоминается картина Николая Рериха «Победа». Почему-то на этих двух картинах победители одинаково не выражают радости победы над поверженным врагом. Ведь враг был силён, схватка шла не на жизнь, а на смерть, а на лицах победителей оба художника отразили чувство скорби, как будто горькая необходимость заставила их поднять и обрушить меч на врага.

В 1960 году «Победа» Святослава Рериха экспонировалась на его выставке в Эрмитаже (Ленинград), и зрители обращались к художнику с просьбой разрешить их недоумение, вызванное безрадостной победой на этом привлекавшем большое внимание полотне. Святослав Рерих отвечал: « Любая победа мечом заставляет задуматься – полная ли и окончательная ли она? Меч – самая горькая и печальная необходимость, к тому же он никогда и ничего окончательно не решал. Полная и безраздельная победа – это победа духа, победа светлой человеческой мысли над тьмой невежества и самости».(2, стр135)

 55-pobeda

С.Н.Рерих Победа. 1945г.

Венера – планета взаимоотношений и брака располагается в гороскопе Святослава Николаевича в 4м доме семьи и аспектирует 10й дом – дом официальных церемоний. 23 августа 1945 г. Святослав Рерих и Девика Рани поженились в долине Кулу. Во время свадьбы все 365 расположенных в долине храмов прислали своих представителей встречать Девику.

Девика Рани не только стала соратницей своего мужа в изучении индийской культуры и фольклора, она была его музой. Брак с Девикой помог обрести Святославу Николаевичу «второе крыло» и опору в жизни. С астрологической точки зрения, их гороскопы очень удачно сочетались.

 

56-svadba

Святослав Николаевич Рерих и Девика Рани. Свадебная фотография. 1945г.

 П.Ф.Беликов писал : «Слияние судеб двух больших художников не только многосторонне обогатило их самих, но и помогло в дружбе и согласии пройти по жизни путём творчества. Это был не только союз двух любящих друг друга людей, но и союз двух культур, с давних времён тяготевших друг к другу. Не случайно Николай Константинович Рерих в письме к одному из своих корреспондентов писал : «Святослав сильно преуспел в художестве. Он женился на Девике Рани, самой блестящей звезде Индии в фильмовом искусстве… Девика- чудный человек, и мы сердечно полюбилиеё. Такой милый, задушевный член семьи, с широкими взглядами, любящий новую Русь. Елена Ивановна в восторге от такой дочери».(2, стр.130)

В 1946 году Святослав Николаевич пишет портрет Девики.

 57-devika 0

С.Н.Рерих. Девика Рани Рерих.1946г.

 В 1946 году политическая обстановка в Индии была накалена до предела. Миролюбивый индийский народ взялся за оружие в освободительной борьбе за независимость от колониального господства Англии. Кровавой оказалась плата за свободу, потоками народной крови заплатила Индия за обретение самостоятельности.

Святослав Рерих пишет картину «Пиета», которая выставлялась на выставке в Дели в 1946 году. В 1960 году Святослав Николаевич повторил картину, немного изменив привычную композицию, составив группу из трех персонажей. На просьбы посетителей выставки дать пояснение к новому истолкованию религиозного сюжета, Святослав Рерих отвечал: «Это общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге. Готовили к нему героя. И, может быть их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить горе матери или любящей женщины, теряющих самого дорогого для себя человека? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг – не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И, если этот поступок завершается чье-либо гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму – это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них, жертвуя собой».(2, стр139).

 

58- pieta 1960 god

С.Н.Рерих. Пиета. 1960г.

 

Период Марса 7 лет с 15.01.47 по 15.01.54гг. Уход из жизни Николая Константиновича Рериха. Переезд на юг Индии в Бангалор.

Марс в гороскопе Святослава Рериха управляет 9м домом отца и философского мировоззрения, и также и 4м домом недвижимости, земельных участков и места жительства.

 В 1947 году семья Рерихов готовилась к возвращению в СССР, решено было, что Святослав Николаевич остаётся в Индии, а Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич возвращаются на Родину.

«Но с июля 1947 года Николай Константинович серьезно заболел. Хирургическое вмешательство и постельный режим на продолжительное время вывели его из строя. К осени, казалось, критическое состояние миновало, и глава семьи вновь принялся за работу. Однако многотрудная жизнь и напряжение последних военных лет уже подточили его здоровье.

13 декабря 1947 года земной путь великого гуманиста и борца за просвещённое будущее человечества, внезапно оборвалась.

Между тем к этому времени у Святослава Николаевича было всё подготовлено к открытию большой выставки произведений своего отца в Дели. Ей суждено было стать первой посмертной выставкой знаменитого русского художника.

План о переезде на Родину был лишь отсрочен, но не оставлен. Елена Ивановна, которая невзирая на слабость здоровья, также очень много работала, постоянно укрепляла своих сыновей в мыслях о том, что предпринятая их отцом деятельность по индо-русскому научному сотрудничеству и культурному сближению будет ими продолжена, и они найдут новые эффективные формы».(2, стр.145)

 Сначала Елена Ивановна и Юрий Николаевич переехали в Бомбей, где жили до 1949 года в ожидании разрешения на въезд в СССР, но затем переехали в Восточные Гималаи, в небольшой городок Калимпонг под Дарджилингом, где Юрий Николаевич смог работать в местном университете.

 59-kruketi

Поместье «Крукети» в Калимпонге, где жили Е.И.и Ю.Н.Рерихи

 А Святослав Николаевич и Девика Рани в 1949 году переехали в Бангалор на юг Индии.

П.Ф.Беликов писал:«В Южной Индии, под Бангалором, Девика Рани располагала фамильным участком земли… Используя свои разносторонние познания и опыт разведения лекарственных растений, Святослав Николаевич решил обустроить здесь первую в Индии плантацию эфироносных деревьев и поселиться в этом живописном уголке… Здесь был построен дом с рабочей студией, вокруг дома был разбит сад, в котором произрастал гигантский 400-летний баньян. От его могучих ветвей спускаются воздушные корни, которые и питают дерево, образу целую рощу. Основной ствол давно уже погиб.

Разбивая сад и плантацию бурсеры – дерева, дающего ароматические эфирные масла, - Святослав Николаевич, придерживаясь своих принципов, с величайшей бережностью отнесся к окружающей природе. Несмотря на урон, производимый набегами мартышек и птиц, он строго-настрого запретил охотиться на них и как-то их распугивать. Осваивая дикую природу, человек должен заботиться о том, чтобы была сохранена её неповторимая, тысячелетиями складывающаяся самобытность. Всё это было соблюдено в имении «Tataguni Estate», ставшем постоянным местом жительства и работы Святослава Николаевича и Девики.

Самому Святославу Рериху плантация дала ту полную независимость, без которой в условиях Индии того времени любому творцу было бы трудно выражать свои взгляды на жизнь, еще очень далекую от идеала, но любимую и вдохновляющую на творчество. Эта жизнь не была для Святослава Николаевича легкой, она всегда, не скупясь, преподносила ему множество забот. И, устраиваясь в Бангалоре, он уже предвидел, что в недалёком будущем ему придётся взять на себя заботу и о фамильном ашраме Рерихов в Гималаях. Ведь дом Рерихов в Кулу являлся неповторимым памятником духовного сближения России и Индии.

Святослав Николаевич и Девика Рани ежегодно навещали Елену Ивановну и Юрия Николаевича в Сиккиме, а также регулярно посещали Дели, Мадрас, Бомбей и другие культурные центры страны, часто встречались с представителями советской науки и искусства, которые в свою очередь не упускали возможность навестить их в Бангалоре. Таким образом, контакты между Рерихами и советскими людьми расширялись и укреплялись.

Обстоятельства, связанные с хлопотами по устройству дома и плантации в Бангалоре, вначале отнимали какое-то время, обычно отводимое для занятий в студии. Но продолжалось это недолго. Уже в конце сороковых годов из-под кисти Святослава Рериха много значительных произведений, а в пятидесятые годы интенсивность работы за мольбертом значительно возрастает.

В живописи Святослава Рериха по-прежнему наблюдается совмещение четырех основных жанров: портрета, пейзажа, бытовых сцен и философской тематики. Жизнь на юге Индии обогатила творчество художника новыми мотивами, новыми ярчайшими красками. В своей деятельности ему пришлось ближе столкнуться с трудовым народом страны. Земля, на которой живёт и которую этот народ возделывает, привлекала особое внимание Святослава Рериха.

В пятидесятых годах им было созданы замечательные портреты «Кэтрин Кэмпбелл»(1950) «Девика Рани Рерих»(1951,1952), картины «Весть», «Вечная жизнь», серию пейзажей «Канченджанга»(1954), «Розовое облако»(1954), «Сикким»(1952)».(2,131).

 60-tainyi-chas

С.Н.Рерих. Канченджанга. Тайный час.1954

 Конец сороковых и пятидесятые годы оказались особенно плодотворными для художника в жанровой живописи. В числе получивших широкую известность картин можно назвать: «Дочери моря»(1947), «Красная земля»(1947), «Из бури»(1947), «Плоды земли»(1953), «Весна»(1953), «Возвращение домой»(1954), «Вечная жизнь»(1954), «Торопись!»(1954)

 

61- Vechnaya jizn

С.Н.Рерих Вечная жизнь.1954

 «Когда на выставках зрители обращались по поводу этой картины к самому художнику, он обычно отвечал: « Это исконная жизнь тех мест Индии, где мы живём. Я выбрал типичную женщину юга страны с ребенком, дальше молодая девушка несёт плоды, позади проходит процессия людей - вы видите как бы цикл вечно обновляющейся жизни. И люди, и природа, которые показаны в этой картине, взяты с натуры, они именно типичны для тех мест. Земля там красная, насыщенные краски закатов отражаются в земле, загораются особым тоном, бледно-изумрудная зелень светится как бирюза, черно-зеленые валуны. Всё это –краски юга Индии, её подлинная жизнь, одна из картин, которые можно наблюдать каждый день.»(2, стр154)

П.Ф.Беликов писал « Мы не ошибёмся, если скажем, что с годами в творчестве Святослава Рериха наблюдается общая тенденция перестройки бытового жанра в философский. В данном случае имеет место естественное для каждого мыслителя стремление развивать и углублять трактовку своего мировоззрения, своих взглядов на окружающий мир и своё место в нём. Такие произведения, как например, «Торопись!», универсальны в своём сочетании реалистических и обобщенно-символических элементов. Каждый из зретелей хорошо знаком с властным окриком времени – «Торопись, не опоздай!». Каждый из зрителей узнает этот окрик в двух всадниках, изображенных в вихре стремительной скачки, каждый представит себе и того невидимого всадника, который их подгоняет. Его имя –неумолимое время, потеря которого «смерти подобно»(2, стр156)

62-toropis 1954 god

С.Н.Рерих. Торопись!1954г.

 В 1946-1947годах Святослав Николаевич организовывает работу по продвижению Пакта Рериха в Индии. Встречается со многими советскими учеными, деятелями культуры и сотрудниками Советского посольства.

 

Литература:

1. Индубала (Ирина Поздеева). «Джйотиш или ведическая астрология».С.-Петербург, «Новое время», 2010.

2. П.Ф.Беликов «Святослав Рерих. Жизнь и творчество». Москва, МЦР,2004

3. З.Г.Фосдик. «Индийский дневник.1961год» «Вестник Ариаварты»,2004 №1-2

4.Трактат «Бхригу Сутра». С-Петербург, «Новое Время»,2013

5. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том.10. «Висмар-Вологда,2009

6. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том 12. «Висмар-Вологда»,2011

7. Т.Мартюшева. «Спросят, как перейти жизнь». Интернет.

8. К.А.Молчанова. « Замечательная жизнь. Из воспоминаний о С.Н.Рерихе».Интернет.

9. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том 11. «Висмар-Вологда»,2010

10. Е.И.Рерих. Письма, Том 1. Москва, МЦР,1999г.

11. Н.Д.Спирина. «Доклад на конференции, посвященной 115летию Н.К.Рериха и 85- летию С.Н.Рериха». 22.10.1989

12. «Непрерывное восхождение». Сборник к 90-летию П.Ф.Беликова. Том1. Москва, МЦР,2001

13. Давид Фроули. «Астрология Провидцев». Москва, Саттва,2001

14 О.В.Румянцева. «Святослав Николаевич Рерих. Священная флейта». Интернет

15. Н.Уранов. «Огненный подвиг». Рига-Москва.1997

16. Рериховский календарь. Сайт «Вестник Святогор». Интернет

17.В.Е.Голенищева-Кутузова. «Письма из Индии. Из переписки Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл». Журн «Вестник Ариаварты» №10/2008.

18.М.Морри: «Я очаровывался моей Рамбовой». Журн. «Вестник Ариаварты» №1(2001).

19. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том. 11. Изд Прологъ. Висмар-Вологда

20. З.Г.Фосдик «Индийский дневник» Журн «»Вестник Ариаварты», №1-2/2004.

21. Л.А.Андросова. «Первая конференция «Рериховские Чтения».1976г. Интернет.

22. Т.Деменко. «Культурная миссия Людмилы Живковой». Журн «Восход» №11/2011. Сибро.

23. Л.А.Андросова. «Живые записи встреч со Святославом Рерихом(1974-1989гг)». Интернет.

24. Н.С.Бондарчук. «Единственные дни». Интернет.

25.Тамара и Николай Качановы. «Бангалорские встречи со Святославом Рерихом». Журн. «Вестник Ариварты»№1/2001 и №1/2002.

 

Июнь 2016г.                                                                            Татьяна Радея