Презентация книги

             « Елена Рерих. Путь к Посвящению»

              Н.Ковалёва, Изд-во ЭКСМО., Москва, 2014.

                                     obl E Rerih

 

Эта  книга  посвящена подробному описанию самого малоизученного периода жизни и деятельности Е. И. Рерих – первой половины ее жизни, времени вступления Рерихов в общение с Учителями Шамбалы и начала уникального духовного эксперимента Е.И. Рерих, названного Учителем М. «Огненным Опытом».

Читать далее

Спутница жизни великого русского художника, сотрудница духовных Учителей Шамбалы, соавтор духовно-философского учения Агни-Йоги, или Живой Этики, Елена Рерих и по сей день является для мира личностью-загадкой. В этой книге описаны самые таинственные страницы ее духовной биографии:

  • Каким образом Рерихи вступили в общение с Учителями Шамбалы?
  • Как проявлялись необычные психодуховные способности, уже с детства свойственные Е. И. Рерих?
  • В чем состояла духовная миссия, выполняемая Еленой Рерих в мире?
  • Каковы теоретические и практические основы учения Агни-Йоги и как идеи этого учения подтверждаются современными научными исследованиями?

Следует особо подчеркнуть тот факт, что духовная биография Е.И. Рерих излагается здесь исключительно на основе материалов первоисточников – ее собственных дневников и писем.

 Книга написана простым, доступным языком и адресована широкому кругу читателей.                                              

Автор книги Н.Ковалёва в Предисловии  пишет:

«С каждым годом все большее количество мыслящих людей обращается к философскому наследию семьи Рерихов. Великие души, посетившие наш мир в прошлом веке, оставили нам подлинные сокровища мудрости и красоты. Принесенное ими в мир новое философское учение Агни-Йоги, или Живой Этики, стало для многих тысяч людей ступенями духовного восхождения, практическим знанием, способным помочь любому человеку и в решении насущных жизненных проблем, и в самосовершенствовании. Основная миссия в принятии этого учения от Учителя Мории была доверена супруге великого русского художника Елене Ивановне Рерих. Выполнение этой миссии было отнюдь не таким простым, как это может показаться на первый взгляд.

EIR1

       С.Н.Рерих. Портрет Елены ИвановныРерих.

Елене Ивановне предстояло не только принять от Учителя тексты нового учения, но и осуществить процесс открытия и трансмутации энергетических центров сознания, то есть пройти процесс, превращающий человека в Архата, возводящий его сознание на высшую, космическую ступень эволюции. При этом данный процесс – сам по себе чрезвычайно сложный и опасный – должен был осуществляться не далеко от мира, в отшельничестве, на лоне природы, как практиковали его поколения йогов и подвижников прошлых эпох, а в обычной жизни. Елена Ивановна смогла осуществить этот уникальный духовный опыт и обрести необычные, поистине удивительные психодуховные способности и еще более удивительные знания.

Но об её жизни и деятельности в тот момент, о том, как начинался и в чем состоял этот процесс, нам по-прежнему известно не так много. Это связано в основном с тем, что осуществляемая ею духовная работа имела внутренний, невидимый взгляду окружающих характер. Для большинства современников Елена Ивановна была женой великого художника – источником вдохновения, единомышленницей, лучшей помощницей, принимавшей большое участие в его культурно-организационной деятельности, – и только. Большинство людей, знакомых с Рерихами, не догадывались о том, какая выдающаяся, ни с чем не сравнимая миссия была ей доверена духовными Учителями Востока и какова была ее роль в деятельности всей семьи Рерихов. Только ближайшие сотрудники Рерихов знали о небывало сложной, уникальной духовной работе, проводимой Еленой Ивановной. Это было не удивительно – мало кто из современников Елены Рерих мог понять суть осуществляемого ею процесса.

До известной степени время скорректировало наши представления о Рерихах: были изданы ранее не публиковавшиеся материалы их рукописного архива – письма и дневниковые записи Е.И. Рерих. Благодаря этому российские читатели узнали, насколько грандиозная, новаторская работа велась Еленой Ивановной на протяжении многих лет, и какое значение она имела в создании учения Агни-Йоги, столь популярного ныне в России. Но чтобы по-настоящему понять суть необычной духовной миссии Е.И. Рерих, необходимо систематизировать те сведения, которые содержатся в ее дневниках, письмах и учении Агни-Йоги…

                        EIR2

                                Фотография Е.И.Рерих. Индия, Кулу. 40-е годы ХХ века.

Цель этой книги состоит в том, чтобы на основе систематизации сведений, содержащихся в первоисточниках, дать подробное описание жизни и деятельности Елены Ивановны Рерих. Объем этой работы не позволил нам подробно осветить весь жизненный путь Елены Рерих, поэтому мы сосредоточились на наименее изученном периоде ее жизни – 1879–1923 годах, которые Рерихи провели в России, Европе и США, до отъезда в Индию, где пройдет оставшаяся часть их жизни.

О жизни Елены Ивановны во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924–1928) можно составить представление по книгам Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи» и Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии»; о дальнейших годах жизни Елены Ивановны есть немало сведений в ее письмах сотрудникам и дневниковых записях. Что же касается первой половины ее жизни, то она, на наш взгляд, не нашла достаточного отражения в литературе, что и послужило основной причиной для написания этой работы. Между тем это время – особенно 1916–1920 годы – очень важно для понимания главных событий духовной биографии Елены Ивановны. Первая половина ее жизни была фактически подготовкой к началу сознательного общения с руководителем Белого Братства – Учителем М/

                                        MAH M

                                       Портрет Учителя М. Из фондов МЦР, г.Москва

Каким образом Рерихи нашли путь к вступлению в общение с Учителем? При помощи каких методов осуществлялся этот процесс? Действительно ли они начали общение со своими Учителями во время спиритических сеансов, в которых они – как известно теперь благодаря их опубликованным письмам и дневниковым записям – принимали участие? Ответы на эти вопросы мы получим, изучив во всех подробностях путь духовных поисков и нахождений, пройденный Н.К. и Е.И. Рерих до 1923 года, то есть до их отъезда в Индию.

Это время в жизни Елены Ивановны и других членов ее семьи стало временем начала великих дел: во-первых, именно тогда Рерихи смогли вступить в сознательное общение с Учителями, путь к которому давно искали; во-вторых, в эти же годы ими был введен особый способ общения с Учителем, основанный на применении высших психодуховных способностей – яснослышания и ясновидения; в-третьих, тогда же Еленой Ивановной был начат опыт психодуховной трансформации сознания и организма – так называемый Огненный Опыт; и, в-четвертых, в этот же период Учитель стал передавать Рерихам (а затем – только Елене Ивановне) учение Агни-Йоги, принятие которого и создание на его основе книг Агни-Йоги стало важнейшей задачей ее жизни. Эти события в жизни Елены Ивановны и членов ее семьи стали основным содержанием данной биографической повести.

                       Vedujaya32

                                     Н.К.Рерих. Ведущая. 1932г.

Во избежание претензий относительно неоправданных оценок или неадекватной интерпретации каких-либо фактов из жизни Е.И. Рерих, мы постарались сделать эту работу предельно документальной: все основные утверждения и выводы, содержащиеся в этой книге, сопровождаются цитатами и ссылками на первоисточники. В связи с этим хотелось бы кратко охарактеризовать источниковую базу данной работы.

Основным источником биографии Е.И. Рерих послужили для нас ее дневниковые записи[2], а также книги учения Агни-Йоги, или Живой Этики[3], составленные на основе этих же материалов. Столь же ценным, интересным и содержательным источником, раскрывающим многие стороны жизни Елены Рерих, являются ее письма близким (мужу и сыновьям), а также друзьям и сотрудникам.

Много интересных фактов из жизни Е.И. Рерих, описанных к тому же исключительно живо и увлекательно, в форме художественного повествования, приводится в работах Н.К. Рериха, всегда подчеркивавшего ту огромную роль, которую играла в его жизни боготворимая им жена – единомышленница, «другиня, спутница, вдохновительница», как называл ее сам художник. То же можно сказать и о воспоминаниях, которые оставили о Елене Ивановне ее сыновья, до конца дней свято хранившие в своих сердцах память о горячо любимой матери.

Значительные факты из жизни Е.И. Рерих были освещены и в мемуарах американских учеников Рерихов. Среди этих источников следует упомянуть, прежде всего, дневниковые записи ближайшей сотрудницы Рерихов в Нью-Йорке З.Г. Фосдик, которая, начиная с 1922 года, описывала в дневнике важные события своей жизни и работы в учреждениях, организованных Рерихами, и свои впечатления от общения с ними. Воспоминания о совместной работе с Рерихами оставила и другая их сотрудница в США – Франсис Грант.

                .sculpture

     Скульптор А .Леонов . Портрет Е.И.Рерих. Дар Благотворительному Фонду им. Е.И.Рерих.

Что касается биографической литературы о Е.И. Рерих, то наиболее содержательной и значительной работой из всех, использованных при написании данной книги, автору представляется  книга биографа семьи Рерих П.Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии»[4]. Эта книга стала первым биографическим очерком, в котором были освещены не только факты обычной жизни Рерихов, но и их духовные поиски, самые важные события их духовной жизни, а также некоторые сокровенные стороны их деятельности, заключающиеся в сотрудничестве с духовными Учителями Востока.

Другие книги П.Ф. Беликова, посвященные жизни и творчеству Рерихов, также использовались в работе над этой книгой.

Интересные сведения о жизни Е.И. Рерих и членов ее семьи содержатся также в указанном в библиографии ряде статей, посвященных отдельным моментам жизни и деятельности семьи Рерихов.

                              Semya10

               Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, Ю.Н.Рерих и С.Н.Рерих. Индия, Кулу 40-е годы

Осталось лишь отметить, что в этой книге ставилась задача соединить обычную биографическую повесть с «духовной биографией», как назвал подобную тематику П.Ф. Беликов, то есть с описанием основных этапов процесса духовной самореализации, пройденного Е.И. Рерих, и прежде всего – ее сотрудничества с духовным Наставником семьи Рерихов – Махатмой М.»

 Одна из глав анонсируемой  книги называется  «Огненный Опыт Е.И. Рерих и современные научные исследования высших психических способностей».

Ниже приводим отрывок из этой главы

 Агни-Йога о психических способностях будущих рас

 В Агни Йоге неоднократно говорится о том, что познание человеком окружающего мира может быть полным и объективным лишь при осознании  мира иной, тонкоматериальной реальности, недоступной восприятию  физических органов чувств. «Живем в двух мирах постоянно, но это не осознается. (…) Ни магнитных токов, ни электронасыщенности атмосферы не ощущаем. А все это существует. Многое, очень многое существует вокруг человека, но до сознания его не доходит. Например: мир мыслей в виде мысленных форм или отпечатки того, что когда-то происходило в данном помещении или месте. Все это явления уже тонкого порядка, явления Тонкого Мира»[1].

 

                                             EI23

                         Фотография солнечной ауры Е.И.Рерих. сделанная С.Н.Рерихом в 1923году.

 В будущем, как утверждают авторы Живой Этики, наука сможет изучать тонкоматериальный план бытия при помощи специально созданной для этих целей аппаратуры. Но, как подчеркивается в Агни Йоге, человек изначально располагает психодуховным аппаратом, позволяющим ему познавать окружающую среду духовным способом, более эффективным, чем рассудочно-логический. Как говорят Учителя:

 «Наша цель — «вооружить человека без единого механического прибора или аппарата», так как вся аппаратура — в его собственном микрокосме, и он может видеть и слышать, обонять и осязать явления Тонкого Мира и тонкие энергии без обычной земной аппаратуры. Для этого в человеческом организме имеются огненные центры, или узлы и железы, при пробуждении которых и активности человек начинает видеть и слышать не видимое и не слышимое обычным глазом и ухом. Агни Йога дает человечеству путь к овладению его собственной аппаратурой духа и открывает возможности познавания Незримого и зримого миров. Многие аппараты, изобретенные человеком, например: телеграф, телефон, радио- и фотоаппарат — все это грубые и несовершенные попытки дублировать или подражать совершенству аппаратуры духа»[2].

 Похожие идеи высказывал в своих работах и русский философ-космист Н. Федоров. Он также считал, что современная цивилизация слишком увлеклась техническими достижениями, игнорируя при этом колоссальные психодуховные возможности человеческого организма. Подобно авторам Агни Йоги Федоров писал, что технократия может быть  лишь временным и боковым, а отнюдь не магистральным направлением развития. 

Авторы Живой Этики предсказывали, что после «механической горячки»  люди все равно обратятся к изучению внутренних резервов человеческого организма и психики. Их предсказание уже начало сбываться: в прошлом веке на Западе появились первые научные исследования паранормальных способностей человеческой психики. После перестройки такие исследования начались и в России.

  

Исследования Шафики Карагуллы

Мимоходом отметим, что необычные психодуховные способности Е.И. Рерих так же, как и учение Агни-Йоги, стали поводом для клеветнических измышлений со стороны   извечных оппонентов Рерихов в лице протодиакона Кураева и историка А. Андреева. Конечно, можно не обращать внимания на их утверждения о том, что ясновидение, яснослышание и другие высшие психические способности, которыми обладала Елена Ивановна, являются признаками якобы свойственного ей психического расстройства, как говорится в работах этих «исследователей». В конце концов, теоретический уровень сочинений А. Кураева и А. Андреева говорит сам за себя, и потому их «открытия» из жизни Рерихов  образованными людьми давно уже не воспринимаются всерьез.

Важнее другое – многие современные ученые, как и десятки лет тому назад, в период абсолютного господства вульгарно-материалистического мировоззрения, по-прежнему отрицают наличие у человека потенциальной способности к духовно-интуитивному, невербальному, внерациональному познанию мира, основанному на высших психодуховных способностях, называемых в наше время экстрасенсорными. Широко мыслящие ученые уже признали реальное существование подобных способностей  и  альтернативных методов познания, основанных на них. Однако в основном над наукой и обществом еще довлеет узко-материалистическая парадигма скептической науки XIX века и соответствующее мировоззрение, которое всемирно известный ученый – нейрофизиолог Н.П. Бехтерева – называла «нашим железобетонным материализмом». 

                 telepat

Справедливости ради скажем, что «железобетонный материализм» является не только наследием советской идеологии: в западных странах тоже достаточно скептиков, признающих существование лишь того, что можно потрогать руками, увидеть под микроскопом или рассчитать с помощью математических формул. Тонкие миры и энергии, ясновидение и прочие неизученные наукой способности не вписываются в круг представлений подобных ученых о мире и человеке. Между тем результаты современных научных исследований в области психологии и медицины не дают повода усомниться в реальном существовании паранормальных психических способностей и альтернативных методов познания окружающей реальности. Тем важнее осмыслить результаты духовного опыта, осуществленного Е.И. Рерих, с точки зрения современных научных исследований в данной области.

Прежде всего, хотелось бы упомянуть о многолетних экспериментальных исследованиях необычных психических способностей, осуществленных авторитетнейшим нейропсихиатром  из  США Шафикой Карагуллой, известной как в Америке, так и в других западных странах своей высокой квалификацией и заслугами в медицине. Исследования, проведенные ею, завершились строго научным, обоснованным результатами экспериментальной программы выводом о реальном существовании паранормальных способностей человеческой психики.

Впоследствии исследования в данной области проводились и российскими учеными, в том числе А.П. Дубровым, В.Н. Пушкиным[3],  Н.П. Бехтеревой[4] и другими исследователями.

На наш взгляд, исследования, осуществленные Ш. Карагуллой, отличались особенно серьезным, фундаментальным подходом  и обширностью собранных фактов. Результаты данных исследований позволяют сделать общие выводы и относительно тех психодуховных способностей, которыми обладала Е.И. Рерих. Думается, было бы интересно сопоставить свойственные ей духовно-психические способности с теми, которые исследовались Ш. Карагуллой.

Но вначале скажем пару слов о самой исследовательнице.

                                                   

                                                    karagulla

Доктор медицинских наук, профессор Ш. Карагулла (1914–1986)  являлась авторитетным ученым и практикующим врачом в США, получившим классическое медицинское образование в области нейропсихиатрии. Она и сейчас считается крупным специалистом в в данной области; за свои исследования она неоднократно была отмечена наградами (в 1948 году ей был вручен Диплом в области психологической медицины, одна из самых высоких медицинских наград Великобритании). Профессиональные заслуги Шафики Карагуллы в области медицины были высоко оценены на Западе; в 1956 году она приехала по специальному приглашению в США, получив американское гражданство как привилегированное лицо. В 1957 году Ш. Карагулла начала свои исследования в области сверхобычных психических способностей.  Исследования продолжались 8 лет, и результатом их стали не только официальные научные отчеты, но и чрезвычайно интересная научно-популярная книга «Прорыв к творчеству. Ваше сверхчувственное восприятие», изданная в США в 1967 году[5].

 Позднее Ш. Карагулла переехала в Беверли Хиллс (Калифорния) и при поддержке частных фондов продолжала там исследования в области  необычных психических способностей человека, называемых ею «высшим чувственным восприятием» (Higher Sense Perception).

    Прежде всего необходимо отметить тот факт, что данные, полученные в ходе экспериментальных исследований Ш. Карагуллы, подтверждают основные положения учения Агни Йоги о реальном существовании в человеческом организме  определенных энергетических[6] компонентов, не видимых обычным зрением.  (В Агни-Йоге к ним относятся аура, тонкие тела, чакры, или энергетические центры.)                                                

                                         chakry

                                               Энергетические центры человека (чакры)

Благодаря экспериментам с сенситивами[7], среди которых были профессиональные врачи, известные своими успехами в диагностике, исследовательница убедилась в способности людей, обладающих ясновидением, абсолютно точно диагностировать болезни по состоянию энергетической структуры человеческого организма.

Так, экстрасенс по имени Диана[8] дала подробное описание того, как выглядит невидимая энергетическая (или, точнее, тонкоматериальная) структура человеческого организма. Это описание полностью соответствует тому, что говорится по этому поводу в Агни-Йоге.

Как писала Ш. Карагулла:

 «Диана наблюдает жизненное, или энергетическое тело или поле, которое находится в основе плотного физического тела, пронизывая его, подобно лучу света или светящейся паутине. Эта ткань световых вибраций находится в постоянном движении и внешне выглядит примерно как линия света на экране телевизора, когда изображение находится не в фокусе. Энергетическое тело простирается внутрь физического тела, проходит через него и выходит на дюйм или на два из этого тела, становясь его копией. Диана настаивает, что всякое расстройство в самой физической структуре предваряется, а затем сопровождается расстройствами в этом энергетическом поле. Внутри энергетического поля и совокупности вибраций она наблюдает восемь больших силовых вихрей и много мелких. Согласно ее описанию, энергия движется внутрь вихрей и из них. Они выглядят как спиральные конусы. Семь из этих больших вихрей непосредственно относятся к различным железам организма. Диана описывает их так же, как области физического тела, имеющие отношение к патологии. Спиральные конусы энергии, которые образуют эти вихри, могут быть быстрыми или медленными, ритмическими или двигающимися резкими толчками. Иногда она видит разрывы в энергетической ткани. Каждый большой вихрь, если описывать его подробнее, состоит из некоторого числа меньших спиральных конусов энергии и различается их числом.

                            

                        aura

Пять из этих больших вихрей расположены по прямой вдоль позвоночника, один есть у основания позвоночника, один приблизительно посередине между лобковой костью и пупом, один у пупа, один на уровне средней части грудины вблизи области сердца и один около гортани или адамова яблока. Другой большой вихрь находится в левой стороне тела в области селезенки и поджелудочной железы. Этот вихрь, по-видимому, не связан с цепочкой вихрей, расположенных вдоль позвоночника. Есть еще два больших вихря. Один приблизительно в точке между бровями и один у макушки головы. Имеется девятый, меньший, у затылка поблизости от продолговатого мозга». 

Нетрудно понять, что испытуемая-сенситив описала исследовательнице астральное тело человека и систему энергетических центров, находящихся в нем, но при этом  тесно связанных с органами и нервными сплетениями физического тела. Кроме того – видимо, на основе многолетних наблюдений – экстрасенс сказала, что разрывы или расстройства в спиральном конусе вызывают нарушения  определенной функции физического тела в той области, которая с этим конусом связана. Как писала Ш. Карагулла, обобщая наблюдения ясновидящей, «Если в одном из больших вихрей замечена тусклость или неправильность, или он «протекает» в центральной точке или ядре, то Диана ищет серьезные патологические изменения в этой области физического тела. Если ткань энергетического конуса лишена ритма или показывает «разрыв или трещину», то Диана находит, что это имеет отношение к функционированию соответствующей области. Каждый из больших вихрей, которые Диана наблюдает, имеет свое характерное число спиральных конусов энергии[9], которые образуют цельный макровихрь»

Серия экспериментов с сенситивом Дианой проводилась с целью доказать или опровергнуть способность человека видеть состояние внутренних органов других людей и диагностировать болезни только при помощи ясновидения. Ш. Карагулла убедилась в точности диагностики Дианы на результатах многих лет экспериментальной работы. Согласно условиям экспериментов, Диана наблюдала с помощью ясновидения состояние и больных, и здоровых людей, и описывала увиденное исследовательнице. Ш. Карагуллы сопоставляла наблюдения экстрасенса с официальным медицинским диагнозом, поставленным пациентам их лечащими врачами.

Следует особо отметить тот факт, что экстрасенс не раз предсказывала за год-полтора возникновение серьезных заболеваний людям, физическое состояние которых во время ее экстрасенсорной диагностики было абсолютно нормальным, без каких-либо видимых отклонений.

                    mysli

 

Однако, по словам ясновидящей, в «энергетическом теле» этих людей имелись отклонения от нормы. Так, наблюдая состояние здорового человека – знакомого Ш. Карагуллы, согласившегося принять участие в экспериментах – Диана сказала, что имелись разрывы в его энергетическом поле. На основании увиденного экстрасенс сказала, что через год или полтора у этого человека возникнет серьезное заболевание в области бедер. Поскольку участник эксперимента был мужем подруги Ш. Карагуллы, исследовательница сказала подруге о предупреждении экстрасенса. Как писала Карагулла, к тому времени она уже начала понимать, что прогнозы Дианы относительно сроков наступления заболевания были достаточно точны. Она обсудила эту ситуацию с женой участника эксперимента. Но поскольку с медицинской точки зрения не было ничего определенного, что можно было бы сказать, было решено пока не говорить ему о предсказании. Оно оправдалось: у наблюдаемого Дианой человека возникла тяжелая форма болезни Паркинсона, которая быстро прогрессировала, в связи с чем потребовалась операция.

Диана настаивала на том, что ее диагноз не был предсказанием или предвидением будущего: по ее словам, болезнь уже имелась в энергетическом теле человека, и по опыту долгих наблюдений экстрасенс точно знала, что она вскоре проявится и на физическом уровне. Как писала далее Ш. Карагулла, «Я продолжала работать с Дианой, и она несколько раз предсказывала заболевания, указывая на их развитие посредством своего видения энергетического поля. Она всегда описывала энергетическую ткань, как тесно связанную с физическим телом в каждой точке»].

О подобных случаях, то есть о диагностике болезней с помощью ясновидения, в Агни-Йоге говорится:

«Болезнь может давно гнездиться в человеке, но если она не проявится грубо физически, никто из земных врачей не признает ее. Десять пророков и ясновидцев напрасно будут свидетельствовать о скрытой болезни — их сочтут лжецами, ибо не наступила еще грубейшая стадия. Так же и во всем человечество воспитало себя на грубых формах, изгнав все утончение и чувствознание»[10].

В учении Живой Этики также говорится о теснейшей связи между состоянием энергетических центров человека, его астральным телом и физическим здоровьем. Важно подчеркнуть, что результаты исследований Ш. Карагуллы подтвердили правомерность утверждения авторов Агни-Йоги о том, что нарушения в  функционировании чакр могут привести к опасным болезням.

 

Источники:

[1] Грани Агни Йоги, т. 11, 375.

[2] Грани Агни Йоги, т. 11, 375.

[3] Дубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989. 

[4] Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб, 1999.

[5] Karagulla, Shafica. Breakthrough to Creativity: Your Higher Sense Perception. Santa Monica, Calif.: DeVorss, 1967.

[6] В учении Живой Этики говорится о том, что данные компоненты имеют не просто энергетическую, а тонкоматериальную природу.  Сенситивы, наблюдаемые Ш. Карагуллой, говорили только о невидимых энергетических структурах организма, т.к. учение Агни-Йоги о многомерной структуре мироздания и существовании тонких видов материи им было неизвестно. – Прим. авт.

[7] Сенситив – синоним понятия экстрасенс. Как пояснила в своей книге «Прорыв к творчеству» Ш. Карагулла, термин «сенситив» был введен в научный оборот в 1842 году бароном Рейхенбахом, исследовавшим людей, способных видеть энергетические поля вокруг магнитов и кристаллов. – Прим. авт.

[8] В своей книге Карагулла не называла фамилий людей (по их же просьбе) с необычными способностями, которые были ее испытуемыми в ходе экспериментов. – Прим. авт.

[9] Спиральные конусы энергии, находящиеся возле каждого большого вихря, в йоге называются «лепестками» чакр. – Прим. авт.

[10] Сердце, 192.