Чем живёт душа

Попытки глубоко и чётко анализировать, что же есть Красота, при всей своей кажущейся парадоксальности, весьма полезны, ибо последовательно и убедительно приводят к мысли о ГАРМОНИИ. Именно в таком ключе рассуждает с позиций своего научного и жизненного опыта Елена Михайловна Егорова. Область её научных интересов — исследование электрических свойств поверхностей биологических мембран, а ещё она давно и глубоко изучает эзотерическую науку, является переводчиком двух книг, принадлежащих индийской духовной традиции.

 Читать далее

Егорова Е.М., доктор химических наук

 1.

Задача искусства — утверждение Красоты. Красота есть питание души. Питание души необходимо для её жизни. Жизнь души состоит в её совершенствовании; иначе говоря, жизнь души есть её восхождение от меньшей Красоты к большей Красоте. Это восхождение (эволюция) души есть смысл и одновременно основа существования каждого человека и всего человечества в целом.

Можно, вероятно, сказать, что восхождение души и прогресс человечества происходят путём претворения Красоты в действие. Для претворения Красоты в действие необходимо Знание (Мудрость). Мудрость — это результат проявления в сознании высших накоплений души. Такое проявление происходит при напряжённой работе сознания и сердца, в результате которой возможно очищение сознания от самости (эгоизма) и осознанное воплощение в жизни сокровищ сердца.

                                     Madonna Litta

                                        Леонардо да Винчи. Мадонна Литта

 

2.  Как же происходит питание души?

Душа есть совокупность атомов высших сфер материи1. Наиболее высокие сферы образуют ядро души, или дух. Способ существования атомов всех сфер материи — движение, осуществляемое в виде колебаний (вибраций). Характеристики колебаний (частота, амплитуда, энергия и др.) зависят от вида атомов, составляющих данную сферу, то есть от степени плотности материи. Чем выше сфера, тем ниже степень плотности материи и тем больше энергия колебаний. В пределах каждой сферы имеется широкий спектр энергий колебаний. Эволюция души с этой точки зрения — это постепенное превращение (трансформация) атомов низших сфер в атомы высших и, следовательно, трансформация низших колебаний в высшие. Трансформация колебаний материи каждой данной сферы души происходит путём взаимодействия их с колебаниями материи других сфер, как физической (собственное тело человека и физическая материя окружающего мира), так и более высоких сфер.

Такое взаимодействие происходит по различным каналам, затрагивающим более или менее высокие сферы души. Каналы можно разделить на внешние (видимые) и внутренние (невидимые). Внешние — это известные нам физические органы чувств; внутренние — все прочие, нефизические каналы, которые, в свою очередь, можно разделить на астральные, ментальные и высшие, соответственно сферам материи, к которым они относятся. Конечно, деление каналов на внешние и внутренние условно, так как при восприятии любого события всегда действует совокупность каналов, как внешних, так и внутренних, и результат есть равнодействующая изменений во всех сферах материи. Но выделение двух таких групп может быть полезно для исследования причин и способов воздействия различных событий, предметов (например, произведений искусства) на эволюцию души. Так, для понимания путей влияния произведений искусства важно чётко представлять себе, через какие каналы происходит восприятие и, следовательно, какие именно изменения при этом происходят в душе.

MOUNT M

Н.К.Рерих Гора М.

3

 Возбуждение изменений в высших сферах души возможно лишь путём создания каналов от низших сфер (и в том числе от физической сферы), по которым могут распространяться высшие составляющие того образа, мысли, слова и т.д., которые были восприняты. Такие каналы создаются в результате систематического упражнения той или иной способности человека (или его чувства) до достижения состояния максимально возможного напряжения. При этом, если энергия колебаний в данной области упражняемой сферы становится сравнимой с энергией колебаний в соответствующей области следующей, более высокой сферы, то либо атомы низшей сферы трансформируются в атомы высшей, либо возбуждаются колебания материи высшей сферы. При многократном повторении такого процесса, с одной стороны, становится возможной постоянная передача колебаний «снизу вверх» (от низшей сферы к высшей) — то есть образуется канал. С другой стороны, теперь может осуществляться и влияние, идущее «сверху вниз» (от высшей сферы к низшей); тогда возможно и упорядочение низших колебаний в направлении, наилучшим образом соответствующем выполнению главной задачи — восхождению души.

Лучшими проводниками высших влияний, лучшими выразителями прекрасного в формах, доступных большинству людей, являются гении мира искусства. Они способны дарить нам мгновения высшей радости, переживания чистой Красоты, искры Небесного Света — и нам часто кажется, что этой способностью они наделены «свыше», что она даётся им легко и быстро. Если мы чувствуем истину закона перевоплощения, то нам понятно, что такая способность приобретается в течение не одной, а многих жизней. Но и понимая это, мы ещё не можем представить себе сам процесс «становления таланта». Взаимодействия колебаний материи различной плотности могут (конечно, очень приблизительно) пояснить, как происходит формирование канала, по которому льется свыше поток Красоты.

                             Ehnaton vostorj

                 М.М.Потапов. Портрет Эхнатона, восторжествовавшего  над  жрецами

Может ли образование такого свободного пути для высших вибраций происходить в человеке легко и быстро? Безусловно, нет. Оно требует великих трудов на протяжении многих жизней, так как преодолеть инерцию материи можно, лишь систематически «раскачивая» её в направлении «вверх», которое задаётся и поддерживается собственной волей и устремлением. Иллюстрацией здесь может служить вся шкала степеней овладения данной способностью, которую можно представить, мысленно расположив в ряд людей, которые над ней работают: от человека, лишённого слуха, до гениального композитора, певца, пианиста; от человека, не умеющего ни читать, ни писать, с трудом выражающего свои мысли, до великого писателя или поэта, способного проникнуть словом до глубины нашей души, сделать нас лучше, пробудить к жизни нашу прекрасную сущность. А между низшей и высшей ступенью (да и существует ли здесь высший предел?) — множество стадий на этом нелёгком пути, и чем выше, тем меньше их, достигших. Ведь каждый шаг требует столько сил, столько нужно преодолеть препятствий — вне и внутри, чтобы двигаться вперёд, чтобы постепенно выстраивать цепочку каналов — от своей более плотной составляющей к менее плотной, от первых шагов до виртуозного владения инструментом, от овладения техникой исполнения до выражения земных чувств, от выражения земных чувств до выражения неглубоких мыслей, от выражения неглубоких мыслей — к исследованиям всё более глубоких уровней сознания, и далее, к выражению великих Истин Мироздания и их бесчисленных проявлений в бесконечном множестве форм.

Этот путь человека есть преображение себя ценой огромного труда, необходимого для эволюции души — и своей, и всех тех, кто может откликнуться на высшие вибрации, которые она теперь способна излучать. Это преображение есть «пронизывание себя» каналами, через которые происходит взаимодействие различных сфер материи. Канал в общем случае можно определить как последовательность переходных состояний материи от низшей сферы к следующей, более высокой и обратно (или между различными уровнями одной и той же сферы). Простейшим примером может служить ионный канал в мембране нервной клетки, в котором движение ионов преобразуется в электромагнитную волну, и обратно, электромагнитное возбуждение клетки вызывает изменения в переносе ионов через мембрану.

TIBET

Н.К.Рерих. Тибет.

 4.

Чем выше сфера души, в которой происходят изменения, тем более они долговечны, тем значительнее их вклад в эволюцию души. Иначе говоря, с одной стороны, чем выше сфера материи, которая упражняется, тем более эффективно это упражнение для эволюции души. С другой стороны, чем более прекрасно воздействие, оказываемое на человека, тем более высокие сферы материи оно затрагивает. Следовательно, самые прекрасные образы, мысли, чувства, звуки являются и наиболее действенными средствами для ускорения эволюции души.

В то же время, культурное преобразование физического мира, а также отношений между людьми, происходит лишь в результате проявления в сознании сокровищ души, накопленных в процессе её эволюции; таким образом, утверждение прекрасного, непрерывное внесение его в жизнь людей и, главное, наполнение им нашего сознания есть необходимое условие действительного улучшения жизни.

5.Что же такое красота? Каковы критерии, дающие возможность отличить красивое от уродливого

Можно предложить такое определение: нечто красиво, если оно являет собой гармоничное сочетание своих составляющих.

Любую составляющую можно представить как совокупность колебаний. Если эти колебания периодические, то каждая составляющая характеризуется основной частотой (основным тоном); если число составляющих невелико и их основные частоты относятся друг к другу как небольшие целые числа, мы имеем консонирующее, или гармоническое, сочетание (звуков, красок, пропорций и т.д.).

В зависимости от вида искусства могут быть различные способы достижения гармонии. Вероятно, в музыке гармоничное сочетание достижимо наиболее легко, так как частоты звуков можно непосредственно измерить. Однако и здесь такие оценки достаточно редки; в основном гармоничность оценивается на слух. В живописи, скульптуре и тем более в литературе определение «основных частот» составляющих и их гармоничного сочетания проводится, по-видимому, чисто интуитивно. В переводе на язык колебаний это может означать, что некая достаточно высокая сфера души художника излучает гармоническое колебание (или набор таких колебаний) с определённым основным тоном. В процессе творчества художник неосознанно, но весьма точно выбирает составляющие и сочетает их так, чтобы основная частота (или набор основных частот) его произведения в целом консонировала с его собственным, внутренним основным тоном.

Peyzaz-2

Б.М. Ольшанский. Пейзаж.

Например, для полотна художника составляющими могут быть: размер холста, расположение изображаемых предметов, их пропорции, форма, цвет, их сочетание, способ нанесения красок, цвет рамы и т.д. Наилучшее соответствие «основного тона» картины и собственного основного тона художника ощущается им как момент истины в данной работе. В этот момент он чувствует, что, наконец, выразил то, что носил в душе и что ему так хотелось высказать; в этот момент он знает, что его работа состоялась. Но основной тон художника непрерывно меняется — и под влиянием внешних событий его жизни, и в результате внутренней работы. Эти изменения нарушают соответствие и тем стимулируют поиски иного сочетания составляющих — исправление уже готовых работ или создание новых.

Таким образом, творения художника отражают его внутреннее существо. Чем это существо более прекрасно (то есть гармонично), тем более прекрасны его творения; следовательно, достижение внутренней гармонии для художника есть необходимое условие прогресса его творчества, движения от менее прекрасных творений к более прекрасным.

 

6

Попытаемся лучше уяснить себе, каким образом искусство преобразует жизнь. Для этого важно понимать: во-первых, сочетание каких типов вибраций представляет собой произведение искусства; во-вторых, как (через какие каналы) произведение искусства воспринимается человеком; и, в-третьих, как воспринятая красота претворяется человеком в действие.

Всякое произведение искусства заключает в себе все типы вибраций, которые были в него вложены, как видимые, так и невидимые.

Созданию любого произведения предшествует некая идея, или прообраз. Идея залавливается из пространства и принимает в голове художника ту или иную форму (назовём её внутренней формой) в зависимости от того, через какие каналы он эту идею воспринимает. Поэтому одна и та же идея может быть выражена в живописном образе, в музыке, в скульптуре, в поэзии и т.д. Одному и тому же человеку бывает доступно восприятие через различные каналы, и тогда он может различным образом выразить одну идею, присутствующую в нём в разных внутренних формах; и соответственно, эта идея выражается в различных внешних формах. Такая способность встречается у высокоодарённых, творческих натур, таких, например, как М.К.Чюрлёнис, который мог выражать одну и ту же идею в своих музыкальных сочинениях и создаваемых им полотнах.

 Conata morya

М. К.Чюрлёнис. Соната моря.Анданте.1908г.

Чем чище и глубже канал восприятия, тем гармоничнее внутренняя форма идеи («звукообраз», «цветообраз», «мыслеобраз» и т.д.) отражает её существо. При воплощении внутренней формы в конкретном произведении она всегда в какой-то степени изменяется. В процессе воплощения участвует сознание, выбирающее те или иные средства (материалы, инструменты и т.д.). Возможна и обратная связь: в процессе работы сама форма в голове может изменяться, становясь более или менее близкой к своему прообразу — то есть к идее.

Используемые материалы, способы обработки (техника исполнения) могут предъявлять определённые требования к воплощаемой форме. Таким образом, одна и та же внутренняя форма может воплощаться во множестве различных вариантов в зависимости от индивидуальных особенностей сознания исполнителя, его мастерства, возможностей материала, характерных черт исторического периода, в котором он живёт.

Сказанное выше приводит нас к определённым заключениям, а именно:

1) всё разнообразие произведений искусства порождено некоторым количеством идей;

2) эволюция искусства есть, по существу, эволюция идей;

3) эволюция идей происходит путём их последовательного воплощения сначала во внутреннюю форму (например, мыслеобраз в уме художника), затем во внешнюю форму — в конкретный предмет (произведение). В процессе воплощения идея как бы облекается покровами; творческий поиск представляет собой попытки уменьшить число или плотность этих покровов так, чтобы первоначальная форма, соответствующая идее, была, как можно более верно, отражена в создаваемом произведении.

Bylina

                      Б.М.Ольшанский . Былина.

Но, кроме того, в процессе воплощения идеи, происходящем при участии сознания, человек (и человечество) улучшает и саму идею. Конечно, такое улучшение, как появление новых граней бриллианта, происходит в результате огромных сознательных усилий всего человечества и требует колоссальных затрат энергии и времени. Но существенно то, что именно благодаря работе человечества возможно выявление идей и их эволюция от меньшей красоты к большей красоте.

7

Совокупность идей есть Душа Вселенной. И душа каждого человека заключает в себе всю совокупность идей, составляющих Душу Вселенной, подобно тому, как мельчайший элемент голографической пластинки содержит всю информацию, записанную на пластинке в целом. Таким образом, выявление (познание) идей, заключённых в душе человека, позволяет ему познать сущность Вселенной.

Как науки, так и искусства в процессе своего развития выявляют различные идеи, составляющие сущность Вселенной и человека. Это выявление идей есть сущность творчества; и потому именно творчество является общим основанием наук и искусств. Отсюда следует, что, с одной стороны, чем более творческой является научная работа, тем больше в ней красоты; с другой — чем ближе к истинному творчеству процесс создания произведения искусства, тем больше мудрости оно в себе заключает.

Kanch 2

Н.К.Рерих. Канчеджанга

Итак, процесс творчества можно условно разделить на две стадии (рис. 1):

1 воплощение идеи во внутренней форме (Ф);

2 воплощение внутренней формы в конкретных предметах (П) — в картинах, музыке, стихах, книгах, экспериментах и т.д.

 

                                          Ris2

                                                                                                         Рис.1

 

Вернёмся теперь к вопросу о том, сочетание каких типов вибраций представляет собой произведение искусства? Можно сказать, что оно включает вибрации различного качества (различных энергий). Ядро составляют вибрации идеи. Далее идут вибрации, составляющие процесс превращения идеи в мыслеобраз; затем вибрации мыслеобраза; наконец, вибрации, отражающие процесс воплощения мыслеобраза в конкретный предмет.

Чем лучше все последующие вибрации отвечают существу идеи, тем сильнее ощущаются её вибрации в готовом предмете. В то же время прекрасная идея несёт те же вибрации, что и высшие сферы души каждого человека, в какое бы время он ни жил. Возбуждение в душе человека родственных идее вибраций вызывает ощущение невыразимой радости, пробуждает в человеке сознание своей глубокой общности со всеми людьми, со всей Вселенной. В этом может быть причина непреходящей ценности для человечества великих произведений искусства.

 8

Превращение идеи в мыслеобраз можно представить себе как процесс «уплотнения» вибраций самой идеи, то есть превращения их в форму, состоящую из атомов ментальной сферы. При этом в зависимости от того, насколько пластична материя ментальной сферы данного человека (иначе говоря, насколько подвижны его мысли и развит ум), образуется более или менее соответствующий идее мыслеобраз. Пластичность материи есть результат работы, затраченной на превращение более плотных состояний материи в менее плотные. Такая работа, проведённая в определённой области энергий ментальной сферы, создаёт в этой области пластичную материю, которая может принимать более или менее совершенные формы (которые являются одновременно более или менее верными отображениями идеи). Иначе говоря, мыслеобраз содержит в себе процесс своего образования из материи ментальной сферы и одновременно является результатом этого процесса.

Вид мыслеобраза, в который превращается идея в уме данного человека, зависит от состояния его ментальной сферы. Материя ментальной сферы наиболее пластична в привычном для него направлении ума. Так, у человека с критическим направлением ума любая идея вызовет, прежде всего, мыслеобраз с критическим оттенком, хотя бы даже он и сам чувствовал где-то в глубине души ненужность этой критики. Человек злобный, мстительный, жестокий имеет в своей ментальной сфере материю, наиболее легко принимающую формы страшные, лишённые красоты; и даже прекрасная идея может превратиться в его сознании в уродливый мыслеобраз, который и определяет впоследствии характер его поступков или вид его творений. При этом смутное ощущение прекрасной идеи у него может возникнуть, и оно будет жить в сердце, побуждая его совершать ужасные поступки (убийства, пытки) во имя любви, которую он чувствует к этой идее. Именно, поступки могут быть ужасны, поскольку претворение этой любви в действие определяется мыслеобразом; и при уродливом мыслеобразе действие может быть страшным отрицанием любви, красоты, добра (деятельность иезуитов, крестовые походы, гражданские войны).

Chasovn

Н.К.Рерих Часовня.

 Если человек искренне верит в идею и обнаруживает однажды, что вся его жизнь, всё, что он совершил во имя этой идеи, посеяло ужас и разрушение, то он переживает трагедию крушения своих идеалов и тем закрывает себе один из путей к прекрасному существу своей души. И очень редко он отваживается допустить, что идея никогда не переставала быть прекрасной, но он сам был несовершенен, он сам исказил её до неузнаваемости, что и породило все ужасные следствия. Как правило, человек отказывается судить себя и судит других (людей, книги), которые якобы ввели его в заблуждение, отдавали приказы и т.д. Это делается из желания оправдать себя в глазах других и своих собственных, спасти свою репутацию, состояние, жизнь. Но как мало тех, которые могут подняться до понимания личной ответственности за свои действия! Хотя, может быть, именно это осознание своих грехов и есть та единственная драгоценность, которую они могли обрести в этой своей жизни и сохранить в сокровищнице души для будущих воплощений.

9

Претворение прекрасных идей в конкретные формы, действия происходит через образование мыслеобразов. Поэтому нужно учиться ясно мыслить и наполнять мысли красотой, любовью, добрыми устремлениями.

Если человек имеет доброе, щедрое сердце, но не умеет мыслить, то он оказывается беспомощным всякий раз, когда должен действовать сознательно, а не инстинктивно. Тогда в своих жизненных шагах он вынужден руководствоваться чьими-то указаниями, поверхностно усвоенными правилами, вообще чем-то, навязанным ему извне и часто не соответствующим его истинным побуждениям. Поступая же инстинктивно хорошо, чисто, сердечно, он не может объяснить своих мотивов, и хотя люди чувствуют здесь душевную красоту, но, за редкими исключениями, они также не могут отдать себе в этом ясный отчёт, и такой поступок не вызывает красивых, добрых последствий до тех пор, пока он не будет осознан другими людьми. Так оказывается, что прекрасные качества сердца как бы не могут проявиться, и человек не может их практически реализовать.

Bogomater

М.М.Потапов. Икона Богоматери с младенцем (. Закарпатье, Мукачево. Архирейская резиденция. Домовая церковь)

 

Наполнение мыслей красотой, вытеснение всяких тёмных, мстительных, себялюбивых мыслей необходимо для создания в ментальной сфере пластичной материи, способной принимать прекрасные формы. Помимо созерцания красивых предметов, пейзажей и т.п., важны и непрестанные поиски красоты внутри и вокруг себя, стремление найти хорошие стороны в другом человеке, явить красоту труда, любовь, понимание и самопожертвование.

Важно помнить, что каждый мыслеобраз есть определённая вибрация, которая существует в пространстве независимо от человека. Совокупность этих вибраций и есть та область ментальной сферы нашей планеты, материя которой способна образовывать формы. Любой мыслеобраз, порождённый человеком, может быть воспринят другим человеком или многими людьми. Если мыслеобраз — это вибрация высокой энергии и интенсивности, он может существовать весьма длительное время и восприниматься много лет и даже веков спустя после смерти породившего его человека. Конечно, воздействующая на сознание вибрация всегда так или иначе изменяется при восприятии. Иначе говоря, мыслеобраз, присутствующий в пространстве, в какой-то степени трансформируется в уме воспринявшего его человека в соответствии с особенностями ментальной сферы последнего. Тем не менее ясно, что сильные вибрации способны влиять на воспринимающее их сознание — «организовывать» мышление в родственном им направлении.

Obejal 1

С.Е.Бессонов. Обещал вернуться. (2я картина Диптиха "ДУША СОЛДАТА")

Следовательно, каждый человек несёт ответственность и за собственные мысли и за те, появлению которых он способствует. Вызывать появление уродливых, жестоких, злобных мыслей, мыслей страха, отчуждения, самолюбования — тяжкое преступление.

В то же время человек создаёт или вызывает к жизни в других людях те мыслеобразы, которые несёт сам, которые близки его существу. Поэтому нравственная чистота, красота души художника, писателя, артиста — всякого, кто творит и вызывает к жизни в других мысли и чувства, образы и устремления, — это главное условие красоты и реальной пользы его творчества.

Примечание:

  1. Название «сфера» в понимании эзотерика равносильно терминам: «мир», «план», «уровень», «слой», «состояние сознания». Автор преднамеренно отказывается от употребления различных определений по отношению к тому или иному понятию, дабы не отвлекать читателя, рискующего за многообразием слов потерять чёткий строй рассуждений.  

    Перепечатано из журнала «Дельфис» №3/1998 (16)с разрешения автора