С  незапамятных времен   в религиях и народных поверьях многие случаи неявного помешательства связывались с, так называемой одержимостью,  или одержанием, - неким запредельным состоянием, когда сознание человека оказывается порабощённым (одержимым) злыми духами, душами умерших людей, при жизни бывших злобными и порочными, или бесами.

 

В Евангелиях описаны случаи изгнания  Иисусом Христом  бесов из одержимых. Так, одним из первых чудес, совершенным Христом в Галилее, было исцеление бесноватого в Капераумской синагоге. Для современников Христа нисколько  не было удивительно, что бесы вселялись в человека и овладевали им, но народ поражался тем, что явился Человек, повелевавший этой нечистой силой и изгонявший её из людей. Это было актом милосердия Божия к павшему человеческому роду. И «разнесся слух» о чуде Христовом «по всем окрестным местам»,   как говорит Евангелист Лука.(Еванг. от Луки 4,31-3) [1]

Архиепископ Лука(В.Ф.Войно-Ясенецкий), доктор богословия, а также хирург и анестезиолог, посвятивший ряд трудов попыткам обоснования единства науки и религии, писал в середине 20 века: «Ну, что же, были бесноватые только в древние времена? Нет бесноватых и в наше время? Очень много есть их и сейчас. Есть много видов душевных болезней, о которых никто не может сказать, что это одержимость бесовская, но, тем не менее, причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства, но несомненно, что в числе буйно помешанных есть известная доля подлинно бесноватых. Ибо что такое бесноватый? Это человек, одержимый духами злобы».

Ещё в 1937 году Великие Учителя  человечества предупреждали: "Опасность психических эпидемий возрастает. Явление это не особо неожиданно, ибо во всех “Пуранах” сказано, что в конце Кали Юги люди будут безумствовать. Но очень опасно, что люди не признают такое состояние. Можно лечить больного, когда он не противится. Но даже самое сильное лекарство будет действовать извращенно, если больной не допускает его естественного воздействия. Но как вы можете разъяснить народу, что глава его безумен? Как можете дать понять, что учителя безумны? Как можете уговорить народ, что нужно немедленно принять меры к оздоровлению? Притом меры медицинского ведомства окажутся противоположными вашим настояниям. Особенно это скажется в области психической. Люди до сих пор не признают одержания. Можно печатать груды книг об этом предмете, но трусливое сознание будет все-таки отрицать действительность. Можно показать много материализаций, но желающие отрицать найдут себе оправдание". [2]

              zem belyaev becn kapern1903

                  Василий Беляев. Исцеление бесноватого в Капернауме.1903г.

«По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире по состоянию на начало 21 века  насчитывалось почти 400 млн. человек, страдающих психическими расстройствами. Каждый 4-5-й житель планеты хоть раз имел проблемы со своей психикой”.

Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время особенно много совершается именно немотивированных тяжких преступлений, совершённых маньяками или душевнобольными людьми в состоянии помутнения рассудка. Достоянием гласности становятся лишь отдельные случаи, когда преступление совершается против знаменитых людей, например, убийство Джона Леннона. Когда убийцу Леннона - 25-летнего Марка Чапмана, спросили во время допроса:  почему он это сделал, - тот признался: "Я услышал голос дьявола, он приказал мне застрелить Леннона".

Так совершаются не только убийства, но и самоубийства. Последние всегда являлись наиболее ярким показателем психического здоровья общества, поскольку они происходят в состоянии депрессии или умопомрачения. Современный период отмечен во всём мире неуклонным ростом числа самоубийств. “По данным национальной британской статистики, число мужчин в возрасте от 25 до 44 лет, кончающих жизнь самоубийством, более чем удвоилось с 1971 года и составляет на данный момент 26 человек на 100 тысяч”. В нашей стране также растет смертность от самоубийств. Самая высокая она у людей в возрасте после 20 лет. Но даже у детей - 5-9 лет смертность от самоубийств выросла за десять лет вдвое

Многие психиатры и врачи психиатрических клиник отмечают последние 10 лет динамику роста таких психических расстройств, которые сопровождаются раздвоением личности, невменяемостью, различными маниями и фобиями. Такие болезни, как алкоголизм хронический, белая горячка, психозы, галлюцинозы, неврозы, психопатия и шизофрения всё больше характеризуются навязчивыми состояниями больных. Всё чаще больные слышат голоса, заговариваются, пытаются общаться с кем-то невидимым. Нередко даже среди внешне здоровых людей наблюдаются ненормальные психические проявления, такие, как грубость, цинизм, хамское поведение, матерная брань. “Резкое увеличение количества матерной ругани на московских улицах отмечают в последнее время столичные психиатры, сообщает газета "МК". Как считают специалисты НИИ психиатрии, употреблять в публичных местах бранные слова намного чаще стали все слои населения”.

Врачи, психологи, социологи, служащие правоохранительных органов и прокуратуры, занимающиеся поиском причин феномена разрушения общественного сознания, о проявлении которого идёт речь, стремятся по-разному объяснить угрожающую ситуацию. Они говорят о кризисах, о возрастающей информатизации общества, о наркомании и падении нравственности и многом другом. Но за всеми этими явлениями остаётся скрытой, не проявленной для глаз, главная причина. Эта причина – чудовищное воздействие из Тонкого Мира. Имя ей - одержание! Чему угодно, но только не этой причине склонен человек приписывать большинство самых нежелательных явлений, пока возрастание их не укажет, насколько велика опасность. ”

Термин “одержание” используется нами в значении поражения тонких тел людей существами Тонкого Мира, при котором происходит различной степени замещение свободной воли, вплоть до полной утраты контроля людей над своими физическими телами. Источник одержания и психической заразы – низшие слои Тонкого Мира, которые загрязняются самим человечеством». [3]

Учение Живой Этики ( Агни Йога) стало первым полноценным источником, в котором явление одержания представлено без суеверий и предрассудков. "Уже приходят сроки, - говорится в Живой Этике, - когда сотрудничество материальных и психических сил должно быть формулировано, иначе человечество начнет отравлять себя неопознанными энергиями. Не так опасно умножение человечества, как отравленное его состояние [4]

                      Как происходит одержание.

 В Учении Живой Этики говорится : «Каждый человек беспрестанно находится в трёх битвах. Человек может воображать себя в полном покое, но на самом деле он будет принимать участие в трёх битвах одновременно.

Первая будет между свободной волей и кармой. Никто не может освободить человека от участия в столкновениях этих начал.

Вторая битва бушует вокруг человека между развоплощенными сущностями добра и зла. Так человек становится добычей одних или других. Невозможно представить себе ярость  тёмных, пытающихся овладеть человеком.

Третья битва шумит в бесконечности в пространстве между тонкими энергиями и волнами хаоса. Невозможно человеческому воображению охватить такие битвы в Беспредельности. Ум человеческий понимает земные столкновения, но не может он, глядя в голубое небо, представить, что там бушуют мощные силы и вихри. Только овладев чувствами земными, может человек помыслить о невидимых мирах». [5]..

НиколайУранов писал в эссе «Об одержании»: «Уже не однажды говорилось о том, что нынешнее время особенное. Одной из особенностей нашей эпохи является то, что сейчас люди группируются только вокруг двух полюсов: фокуса света и фокуса тьмы. Среднего состояния нет! Какое-то время можно выбирать, но коль скоро сделан выбор двигаться к Свету, не может быть ни отступления, ни остановки. Падение устремления неминуемо относит к стану темных. При этом действует закон маятника: чем дальше продвинулся человек в сторону Света, тем дальше будет он отнесен при падении в сторону тьмы. Почему так происходит?

Движение к Свету, в полном соответствии с законом соответствия, вызывает давление темных сил. Чем дальше в область Света устремлен ученик, тем более он подвергается яростному натиску темных сил. Этот натиск, прежде всего, производится на слабые, темные места в сознании ученика.

Мы знаем, что нет абсолютных храбрецов и абсолютных трусов. В каждом человеке имеется доля страха и доля мужества, и когда мы говорим о храбрости какого-то человека, то подразумеваем преобладание в нем мужества. Если же кто-то считается трусом, то имеется в виду преобладания в нем чувства страха. Вот на эти-то участки сознания, где преобладают отрицательные свойства, и производится натиск тьмы. Это естественно и просто. Чем выше поднимается человек, тем больше усиливается давление поднимаемого им груза, и наступает момент, когда приходится решаться: или падать вместе с несомым грузом или отсечь его навсегда.

Ясно, что приближение к Свету усиливает светлые, положительные качества, а вместе с тем усиливается притяжение кверху, но одновременно с этим темные силы усиливают все то, что тянет человека вниз. Отсюда и парадокс, что стремясь к чистоте, к святости, человек становится иногда грешнее и грязнее. Конечно, это справедливо лишь в том случае, когда имеется в виду темная сторона сознания. Борьба темной и светлой стороны сознания возрастает, и в случае победы Света и возрастания устремления отрицательные свойства постепенно трансмутируются в светлые качества.

Таким образом, рост темных сил у стремящегося к Свету неизбежен, неизбежны борьба и напряжение, но ввиду неисчерпаемости Светлых сил, победа и преображение уготованы каждому, но только в случае непрерывности и возрастания его устремление к Свету.

К сожалению, часто случается так, что устремление ученика слабеет, и темные силы завладевают сознанием человека, и он падает в бездну хаоса, становясь добычей темных сил. Пока существует борьба, существует надежда на победу, но там, где борьба прекращается, там начинается одержание. Что же такое одержание? Это есть поражение воли человека темным одержателем, когда человек уже не в состоянии бороться, и полным хозяином его сознания становятся темные силы. Часто человек сам еще не сознает того, что он перестает быть воином Света, а уже сотрудничает с силами тьмы». [6]..

"Одержание нужно определить очень точно. Не нужно изумляться, если около очагов духовности замечается немало одержимых. Причина та, что темные стремятся усилить стражу свою. Кто же, разве не одержимые, могут помочь силам темным? При этом разновидности одержания неисчислимы..." [7]..

«Ярким примером из окружающей нас жизни может служить алкоголизм, наркомания и различные половые извращения. Это наиболее грубые формы проявления одержания,  но есть и более тонкие, завуалированные формы одержания, это когда человек одержим такими отрицательными свойствами, как злоба, сомнение, стяжательство, которые не менее разрушительны, чем любой вид одержания, ибо у всех этих людей поражена воля, она порабощена одержателем, и очень редко человек сам может вырваться из этого порочного круга. Он подобен белке в колесе и будет доведен до полного истощения,  пока, наконец, не упадет бездыханным. Только вмешательство чужой сильной воли и психической энергии может спасти больного, но конечно, при этом необходимо желание самого больного спастись, освободиться от власти одержателя». [6]..

 "Много одержимых во время перехода человечества к духотворчеству... Желая помочь им, можно или силою внушения изгнать засевшего, или совершенно оставить в покое, даже, если можно, совсем изолировать. Ведь засевшему нужен не столько сам субъект, сколько воздействие через него на окружающих... через слабость сердца влезает одержание"[8]..

Ieronim Boskh 2

               Иероним Босх. Сад земных наслаждений.Триптих.1510г.

Очень многое делается человеком под тёмными воздействиями из Тонкого Мира, потому в Учении Живой Этики и говорится о постоянном дозоре за собой, чтобы не стать бессознательной жертвой чужих воздействий.  Одержание происходит не мгновенно, тёмные силы, как правило, подползают постепенно, например,  через прельщение вещами  приятными, влекущими и доставляющими наслаждение.

«Излюбленный прием темных – затопить сознание вожделениями и, затопив, снять жатву двойную. Нужны зоркость и защита. И если элементы прельщения будут приняты за нечто настоящее, за чистую монету, неизбежно падение и вовлечение в расставленные сети. Поэтому к этим цветам надо подходить с опаской: под каждым змея, и в аромате каждого яд, и колются больно колючки, вызывая  нагноение и заражение, и  невозможно усмотреть следствия, влекущие яро во тьму» .[9]..

В Учении Живой Этики даётся много советов бороться с тёмными воздействиями, когда идут нападки через  близких людей или рядом стоящих. Особенно часто  идёт воздействие на детей или пожилых людей, у кого ослаблена способность  распознавания и засорено сознание.

«Темные усиливают всё, что может омрачить и ослабить. Ищите корень и причину каждого омрачения в их неустанных попытках нанести вам вред. Так просто и знайте, если что-то омрачило или причинило вам неприятность, за этим прячется тёмная рука. Ошибки никогда не будет. Надо еще больше углубить и отточить распознавание. Надо запомнить, что всё, что приносит неприятности, прямо и непосредственно связано с тёмными, как в большом, так и в малом. Близких можно считать источником этих неприятностей лишь постольку, поскольку тёмные пытаются влиять через них, подбрасывая им мохнатые шарики. Не на близких, но на тёмных направляйте своё противодействие, а при нужде – и удар. Близкие являются лишь жертвами очередного обмана и ухищрения… Будьте же готовы всегда натиск врагов отразить и защитить от них близких.  Стражу усильте, а также и близких защиту. Близких от себя не отдаляйте, если на них оказано очередное воздействие. Зачем же их толкать в объятия тьмы. Наоборот, приблизьте и укажите теснее сплотиться около вас. Не им усмотреть тонкие злоухищрения тёмных, но ведущему их. Усмотрев, объясните. Не любит тьма разоблачений своих, ибо они делают её бессильной, и приходится изобретать новые уловки. Их много у них. Примените этот безошибочный метод распознавания тёмной активности. Зная, что всё, что гасит радость, свет, огонь, устремление, доверие, преданность – всё это от тьмы и наваждение, ею насылаемое. Так вооружимся ещё более глубоким знанием врага и его повадок.» [10].

Очень важно очищать мышление и контролировать эмоции. Потому что тёмные силы в первую очередь стремятся обессилить человека с безотчётным  мышлением и необузданными эмоциям, подавить его волю, превратив в ничтожество, окутав сознание страхом, безнадежностью и мраком.

«Сорное мышление, как и всякое мышление магнитно. Получается серый клубок от примеси черный мыслей, к нему тянутся мохнатые руки. И свет, который в вас, может стать тьмою. Вы мысли света от мыслей тьмы отделите и мыслям света предавайтесь. Разве так трудно мыслить о Свете?... Тёмные шептуны пользуются магнитною силой мысли, чтобы тотчас подбросить в сознание созвучную мысль, если видят, что какая-то темная мысль в нём уже появилась. Не все мысли подбрасываются тёмными, многие выплывают из прошлого, из глубины памяти. Этим вредны негодные накопления и неубранный сор. Чаще проветривайте сознание. Чаще выбрасывайте из него продукты гнилостного мышления, ведь каждая новая ступень и каждый подъем, освещая прошлые нахождения мысли и опыта дают возможность увидеть всё, ставшее негодным в новом понимании вещей на этой новой ступени». [11].

 mysl 1946

                                 Николай Рерих Мысль.1946г.

Часто тёмные воздействия происходят на каких-то собраниях или в толпе, когда некие люди, считающие себя авторитетными,  навязывают свою волю, мнение и мысли окружающим.  Если к этому добавляются семейные традиции, национальные обычаи, корпоративные требования коллектива, или сильное влияния СМИ  и социальных сетей , то человек становится несвободен.

 «Вот почему отшельники йоги так часто удалялись в горы, чтобы жить на свободе от всех этих влияний. Ныне жизнь требует проходить её, не удаляясь от жизни, но, по возможности, защищая и отстаивая свободу духа. Учение даёт возможность отделить истину от наносных наслоений, и нужное от суеты, и свободу духа от рабства в духе у человеческих нагромождений». [12].

В общении с людьми необходимо соблюдать постоянный контроль над своими эмоциями, ибо одержание очень заразно. Каждая эмоция – это огненная сила, и если человек бесконтрольно выбрасывает в пространство свои эмоции, он обессиливает себя и наносит своей ауре рану, куда устремляются тёмные твари, которых Парацельс называл лярвами. Эти твари, вцепившись, сосут живительную энергию того, кто безрассудно поддается вспышками своего астрала.

«Парацельс подчеркивал: «Здоровый и чистый человек не может быть одержим лярвами, потому что они могут действовать только на людей, имеющих в своём уме для них помещение. Здоровый дух является крепостью, которую невозможно взять, если на то нет желание хозяина; но если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, провоцируют в них низшие желания, склоняют к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральные чувства. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимыми. Только те, кто привычно следует своим низшим импульсам, могут подпасть под их влияние». [13].

Итак, благодаря книгам Живой Этики и письмам Елены Ивановны Рерих можно сформулировать некоторые рекомендации. Главными из них будут:

  1. Контроль над качеством собственных мыслей и чувств, борьба с дурными привычками и наклонностями;
  2. Зоркость и внимание к тонким явлениям (неожиданным мыслям, знакам Тонкого Мира, снам);
  3. Контроль за своими восприятиями, стремление к природе, к красоте и недопущение прикасания к явлениям безобразия;
  4. Стремление к общению с хорошими, культурными людьми и избежать влияния дурных компаний;
  5. Забота о психофизическом здоровье, соблюдение правил гигиены, режима труда и отдыха, а также чистоты в жилище;
  6. Стремление по возможности избегать посещения мест, насыщенных отрицательным магнетизмом (в том числе пивных, притонов, тюрем, скотобоен, моргов и даже рынков);
  7. Стремление избегать мест большого скопления людей.

             Эзотерические объяснения одержания.

С точки зрения теософии процесс одержания состоит в том, что в человеческом сознании разрывается связь между Высшими, Божественными принципами и низшими, земными  принципами личности. Связь эта происходит через посредство низшего ума – Кама-Манаса,- потому что Божественная Индивидуальность не может вступить в непосредственное соединение с личностью иначе, как только через своё отражение – низший ум.

Вселенские Божественные Принципы (Атма-Буддхи-Манас), будучи Первоначальными Лучами Единого Света, как таковые вечны и не могут быть уничтожены. В то время как земная, физическая личность со своим Кама-Манасом является невечной и умирает.

Принцип Манаса имеет в человеке двойственную природу. С одной стороны он направлен кверху - к Духовной Душе (Буддхи), как отражению Божественной Индивидуальности, а с другой стороны, он тяготеет книзу, к физическому, земному телу с его  мыслями, чувствами, желаниями и эмоциями. А низший  ум – Кама-манас – это человеческая душа, являющаяся единственным посредником между бессмертным Божественным Эго и физической, временной смертной личностью.

В результате жизни на Земле Кама-манас передаёт Буддхи-Манасу такие личные мысли и такое сознание, которое может быть ассимилировано Божественным Эго. Только то, что достойно Бессмертного Бога внутри нас и тождественно Ему по своей натуре, может выжить, ибо это  будут эманации, которые восходят к Нему и втягиваются Им в Себя, чтобы стать частью его собственной Божественной Сущности. 

Е.П.Блаватская, объясняя семеричное строение человека с геометрической точки зрения,  в качестве иллюстрации приводит рисунок, в котором  верхний треугольник, представляющий собой Высшую Божественную Триаду (Атма-Буддхи-Манас),   соединен с   низшей четверицей человеческого Эго (Кама-Манас, Кама-Рупа,  Прана и Эфирный Двойник)   тонкой линией, называемой на санскрите Антахкараной, которая и есть связь между Манасом и Кама-Манасом. (рис1)

Оккультисты разъясняют Антахкарану, как мост между низшим и Высшим Манасом, между Божественным Эго и личной душой человека.  Антахкарана служит посредником между обоими и передаёт от низшего к Высшему Эго все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть по своей природе ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью.

.                        risunok dom

                                Рисунок 1

Елена Петровна приводит оригинальное сравнение Антахкараны с воздушной атмосферой, передающей свет от источника Света, благодаря которой человек может обеспечить себе постоянную связь с Божественным Эго:

«Антахкарана – это название того воображаемого моста, той тропы, которая проходит между Божественным и человеческим Эго, ибо они являются  Эго в течение человеческой жизни, чтобы снова стать Единым Эго в Дэвачане или Нирване. Это может показаться трудным для понятия, но, на самом деле, с помощью знакомой, хотя и причудливой иллюстрации, это становится вполне простым. Мысленно представим себе яркую лампу посреди комнаты, бросающую свет на стену. Пусть лампа представляет собой Божественное Эго, а свет, бросаемый ею на стену - низший манас (Кама-Манас), и стена пусть будет телом. Тогда та часть атмосферы, которая передаёт луч от лампы на стену, представит собой Антахкарану.

Предположим далее, что бросаемый свет наделён рассудком и умом и обладает, кроме того, способностью рассеивать все злые тени, проходящие по стене, и привлекать к себе всё светлое, получая от него неизгладимые отпечатки. Подобно этому человеческое Эго обладает властью отгонять тени или грехи и умножать яркость света или добрых деяний, которые производят эти отпечатки, и таким образом через Антахкарану обеспечивать себе постоянную связь и конечное воссоединение с Божественным Эго». [14].

Но конечное воссоединение с Божественным Эго возможно лишь при условии кристальной чистоты этого света, и не может иметь место, пока  останётся  в нём хотя бы одно материальное, земное пятнышко. Когда же человеческая личность достигает крайней точки духовной исчерпанности, то Антахкарана исчезает, Свет больше не передаётся,  наступает затмение души, и Человек превращается в человеческое животное.

Далее Е.П.Блаватская продолжает: « «Будучи лишённым своих руководящих Принципов, но усилившись материальными элементами, Кама-Манас, вместо того, чтобы быть  «производным светом», теперь становится самостоятельным Существом. После того, как он позволил себе опускаться всё ниже и ниже на животном плане, когда его земному телу настаёт час умирать, происходит одно из двух: или Кама-Манас немедленно перерождается в Авичи*, или же, если он стал слишком сильным во зле – «бессмертным в Сатане», по оккультному выражению – для кармических целей ему иногда разрешается оставаться в активном состоянии Авичи в земной Ауре. Тогда от отчаяния и потере всякой надежды он становится подобным мифическому «чёрту» в своей бесконечной злобности, он продолжает жить в своих элементах, которые насквозь пропитаны сущностью Материи, оторванной от Духа…

Когда Карма ведёт Высшее Эго опять к новым воплощениям, тогда может произойти нечто гораздо более страшное. Кама-Манасическое привидение может стать тем, что в Оккультизме называется «Обитателем Порога». Этот Обитатель не похож на того, кто так красочно описан в «Занони», но он - действительный факт в Природе, а не романтическая выдумка, как бы красива она ни была. Этот Обитатель, руководимый родством и притяжением, вторгается в Аурическую оболочку нового (воплощенного) Эго и объявляет войну низшему уму, который его заменил. Разумеется, это может произойти только в случае нравственной слабости личности, подвергающейся такому одержанию.  Никто, стойкий в добродетели и праведности своего жизненного пути не рискует встретиться с таким явлением и не должен опасаться его, а только развращенные в сердце своём». [14]..

В «Теогенезисе», который является продолжением «Тайной Доктрины» и был  передан Великими Учителями через Франчиа Ла Дью  говорится об Антахкаране следующее:

«Более живого понимания удастся достичь, если найти конкретный аналог этой связи в самом физическом теле. И такой аналог нам дают желудочки головного мозга и центральный канал спинного мозга, с их флюидическим и магнетическим содержимым. Четыре желудочка головного мозга оканчиваются тончайшим центральным каналом, проходящим по всей длине спинного мозга через самый его центр.

Слишком большое или слишком малое количество этих флюидов и эманаций желудочков мозга приведёт к серьёзным патологическим состояниям. Надлежащее же количество поддерживает все физиологические функции в равновесии. Это равновесие может быть нарушено по двум основным причинам: во-первых, в результате болезней, вызванных в физическом организме неправильным образом жизни, неправильной едой, питьём и т. д., и во-вторых — превратными и неестественными способами мышления и желания, другими словами, чисто ментальными процессами, идущими вразрез с нормальным течением жизни. Таким образом, содержимое желудочков играет роль моста между внешним физическим человеком и внутренним ментальным и астральным человеком. Импульсы изнутри или извне проходят по этому мосту, позволяя внешнему человеку «вдыхать» духовные импульсы из внутренних сфер, а внутреннему «Я» — черпать от внешнего человека духовные магнетические эссенции, «возгоняемые» из обычного контакта с материей посредством внешних чувств и членов тела, помогая строить это внутреннее «Я» посредством контакта с внешней Вселенной.

Полости этих желудочков являются, следовательно, местом пребывания эфирной субстанции, которая есть не что иное, как аналог Фохата на микрокосмическом уровне или психическая энергия. Её великое назначение — чутко откликаться на высшие и низшие импульсы в человеке и быть посредником между ними, поддерживая равновесие между положительным и отрицательным, высшим и низшим полюсами существа. Всё, что мешает её подвижности и восприимчивости, разрушает совершенное равновесие. Физическая болезнь приведёт к застыванию или «загустению» этой субстанции, и она в той или иной степени потеряет способность исполнять свои функции; неправильные ментальные действия могут привести к тому же — природные субстанция и энергия Фохата кристаллизуются и застынут, утратив свою способность передавать высшие импульсы низшему «я». Тогда можно с уверенностью сказать, что «Мост меж Богами и людьми рухнул», Высшие Силы не могут больше служить человеку и способствовать его эволюции, а человек не может помогать Богу, или внутреннему «Я», развиваться.

Эти желудочки мозга являются вместилищем в человеке внутреннего дыхания, и на них оказывают глубокое влияние все процессы творения, происходящие на любом плане. Злоупотребление естественными порождающими функциями мужчины или женщины, неправильное их использование, наносит огромный вред и ущерб тончайшей эфирной субстанции в этих полостях, равно как и в центральном позвоночном канале. «Сияющий Лик», Солнце, Творческий Логос не может больше посылать свои благодатные лучи сквозь сгустившуюся эфирную субстанцию этих сфер или полостей мозга, и лик этого Солнца затемняется и отделяется завесой от внешнего человека. Иначе говоря, естественная электрическая проводимость эфирной субстанции внутри желудочков утрачивается, приводя к разрыву, поскольку импульсы более не могут проходить ни вниз, ни вверх. Поняв это действие применительно к человеку, мы можем использовать то же правило и представить, как осуществляется «переход» по Мосту между высшими и низшими космическими царствами, как этот Мост может рухнуть и как такой разрыв препятствовал бы космической эволюции».(15)

Сердце - лучшая охрана против одержания, но нужно, чтобы сердце не уснуло." [16]..

 strannaya istor

«Роберт Люйс Стивенсон, действительно, обладал проблеском истинного прозрения, когда писал свою повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Его повесть – настоящая аллегория…

Таким образом, мы находим на Земле бездушных существ  двух родов: те, кто потеряли своё Высшее Эго в нынешнем воплощении, и те, кто уже родились бездушными, будучи отделёнными от своих Духовных Душ в предыдущей жизни. Первые являются кандидатами на Авичи; последние же являются «мистерами Хайдами», независимо от того, находятся ли они в человеческих телах, или же вне их; воплощены ли, или же слоняются вокруг как невидимые, и хотя мощные вампиры. У таких людей коварство развивается в огромной степени, и никто кроме тех, кто знакомы с этой доктриной, не подозревали бы, что они без души, ибо ни Религия, ни Наука не имеют ни малейшего представления, что в Природе существует такой факт». [14]..

Но с другой стороны, по словам Е.П.Блаватской, Антакхарана может быть не разорвана полностью, если остаётся хотя бы одно духовное деяние, или хотя бы потенциальность такового. Для человека, утерявшего «своё Высшее Эго из-за своих пороков  всё же есть надежда, пока он находится в своём физическом теле. Он всё ещё может быть исправлен и заставлен восстать против своей материальной натуры. Ибо сильное чувство раскаяния или… действенные усилия, чтобы исправиться, могут привести Высшее Эго назад». [14]

«Устремление к Высшему Миру есть лучшее средство против одержания», -говорится в книге «АУМ». [17]..

«Это означает, - продолжает Е.П.Блаватская,  что даже плохой человек путём изучения Сокровенной Науки может быть спасён и остановлен на пути к гибели. Наоборот, если он не всецело согласен со своей Высшей Триадой, он может вызвать результат прямо противоположный благодетельному. Братья Тьмы очень часто пользуются им в злонамеренных целях, в каковых случаях они пробуждают не что иное, как злые, материальные элементы Природы. Но если человек по своей натуре добр и искренне стремится к  ВЫСШЕМУ Я, которое и есть  АУМ, через своё Высшее Эго…, то нет такой атаки Дракона Апофиса**, которую он не отбил бы. От тех, кому много дано многое и ожидается.

Таковы Эзотерические объяснения того, что смущало столь многих. Прежде чем окончательно расстаться с этим предметом, я должна добавить одно предупреждение, которое прошу крепко запомнить.

Добро и зло относительны и могут усиливаться или ослабевать в зависимости от условий, которыми окружён человек. Преступления, совершённые по Авидьи***, или невежеству, влекут за собой физическую, но не моральную ответственность, или Карму. Возьмите, например, идиотов, детей, дикарей или людей, которые ничего лучшего не знают.  Но совсем другое дело в случае человека, который связан обещанием ВЫСШЕМУ Я. Вы не можете призывать этого Божественного Свидетеля без последствий,  и раз вы поставили себя под его наставничество, то тем самым вы просите Сияющий Свет освещать и просвещать тёмные углы вашего существования; сознательно вы призвали Божественную Справедливость Кармы замечать ваши побуждения, тщательно просматривать ваши действия и заносить на ваш счет.  Этот шаг настолько же необратим, как рождение ребёнка. Никогда больше вы не сможете заставить себя вернуться обратно в состояние Авидьи и безответственности. Далее знайте, что если Карма безжалостно заносит в счет эзотерика такие плохие деяния, какие она у невежественного человека оставила бы без внимания, то всё же равносильно правильно и то, что каждое из его добрых деяний, по причине его связи с Высшим Я, стократно усиливается, как потенциальность добра». [14]

       Вследствие разрыва Высшей Триады,  или иначе говоря, Индивидуализированной Монады,  с личностью, страдает не только эта последняя, мучаясь и не находя себе места на Земле, но поражается и терзается сама Высшая Триада, которая по стихийной сути есть Огонь - Агни. Долгие века такая нарушенная Триада не может вступить в новое воплощение.

 В приведённых ниже Беседах Владыки Мориа  с Еленой Ивановной Рерих объясняется  это обстоятельство:

«ЕИР.- В каком состоянии пребывает индивидуализованная монада, отделившаяся от так называемой бездушной личности после её смерти?

Вл.М. – Многие века терзается нарушенная триада. Если восхождение Агни нарушено, то и все основы нарушаются. Агни есть настройщик космических вибраций.

ЕИР. – Всё же странно, что малые действия могут привести к такой страшной судьбе.

Вл.М. – Малые действия могут аккумулироваться в гигантскую мохнатую гору. Конечно, злобные  преступления, предательства и нарушение основных законов имеют путь к разрушению, но и самое малое благо есть уже неразрушимый камень Храма.

ЕИР. – Но, конечно, степени так называемого бездушия и одержания бесчисленны?

Вл.М. – Во всём степени неисчислимы, ибо ничто не повторяется.

ЕИР – В(ладыка), чтобы вернуться к первому вопросу: почему инд(ивидуальная) монада будет терзаться?

Вл.М - Ибо при нарушении движения восхождения Огня хаос может искривлять построение спирали.

ЕИР – Почему проходят столько веков без воплощения для такой Монады?

Вл.М – Ибо другие проявления уже довольно тонки, но нарушенное Агни не даёт соответственного назначения». [18]

Е. И.Рерих в письме к одному из своих корреспондентов так разъясняла это высказывание Владыки М.: « Окончательное разъединение Монады  с прочими принципами человека есть страшная вещь, худшее, что может произойти, ибо это задерживание эволюцию индивидуальности  на многие и многие тысячелетия. Такой  Монаде придётся заново строить вместилище или проводники, проходя через все низшие формы».(Письмо от06.07.1937)

Примечания:

*Авичи есть Ад на Земле - это  состояние,  а не местность.

**Апофис – египетский Дракон Тьмы, а также гроз, смерчей и молний. В египетской мифологии Апофис – огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг Бога Солнца –Ра.

*** Авидья (санскрит) – Невежество, противоположное видья, знанию.

Литература

  1. Чудеса и притчи Христовы. Сайт «Азбука веры» azbuka.ru.
  2. Учение Живой Этики. Надземное. §285
  3. О главной причине психических расстройств. Источник http//aipe.roerich.com/russian/ims/main.htm.
  4. Учение Живой Этики.«Братств279.
  5. Учение Живой Этики. «Надземное», §161
  6. Н.А.Уранов Об  одержании. Сб «Огненный подвиг» Сайт. uranov.ru
  7. Учение Живой Этики."Сердце", §213
  8. Учение Живой Этики."Сердце", §77.
  9. Грани Агни Йоги. 1956г.,§523
  10. Грани Агни Йоги. 1956г,§873
  11. Грани Агни Йоги. 1956г,§784
  12. Грани Агни Йоги. 1956г,§546
  13. Наталья Ковалёва. Синдром Брейвика. Портал «Адамант»
  14. Е.П.Блаватская. Тайная Доктрина. Том III, стр446-454, Новосибирск,1993г.
  15. Теогенезис. Третья часть Древних Станц Дзиан. Москва, Дельфис,2002, стр206-209
  16. Учение Живой Этики. "Сердце", §169
  17. Учение Живой Этики." "АУМ", §306
  18. Е.И.Рерих. Записи Учения Живой Этики. Том12, стр299-300.

Апрель 2018                                                                          Татьяна Радея