Сто последних лет для нашей страны были временем сокрушительных переворотов истории. Оценка этих событий сегодня не однозначна. Истина рождается мучительно и медленно. Много заблуждений прежних и настоящих. Среди этого оценочного многообразия особое место занимает личность В.И Ленина, сущность которой так и не понял пока никто. Так считают серьёзные историки.]

Всего пять  лет Ленин был «у руля» российской истории с 1917-го по 1922 год, а образ его навеки вошёл в мировую историю. Сумеем ли достойно оценить и понять (несмотря на ошибки) подвиг его жизни?

О.В.Исаева. г.Тамбов.

2017-ой год  столетия революций, изменивших ход истории нашей Родины. И одна из центральных фигур этого периода – В.И.Ленин.

Учение Живой Этики говорит о закономерности революций: в Космосе происходят накопления и взрывы материи. Каждая революция по своей структуре спиральна, и спираль эта – восходящая, устремлённая в сферы высшие.  Именно такой была суть Октябрьской революции 1917 года. Такое устремление, созвучное эволюционным планам Учителей человечества, выстраивалось с участием В.И.Ленина: общее благо всего народа, создание нового общественного строя, который, по сути, является общинным.

Конечно, многое можно сказать о личности и поступках вождя революции, что сейчас и происходит.  И разброс мнений здесь чрезвычайный. Однако суть личности этого незаурядного человека остаётся тайной. В многословии часто теряется главный смысл явления, поэтому вспомним о стержне основы миропонимания – о точке зрения Владыки.

В жизни Рерихов немало страниц, связанных с восприятием образа В.И.Ленина. Е.И.Рерих во время бесед с Учителем записывала в дневник Его слова, характеризующие личность вождя. Н.К.Рерих написал три картины, в которых образ этого человека возведён в некий мощный символ.

                            Из дневников Е.И.Рерих.(1)

29.05.25. Всё переменилось – с Нами Ленин, с Ним – епископы и дипломаты.

28.06.25. Коммунизм необходим для эволюции, потому России – честь за первый шаг. Ленин будет привлечён к сотрудничеству.

- Но на нём столько крови!

- Так же как Савл. На Христе больше крови. Ленин не искал крови и радовался каждому пришедшему.

01.07.25. … Ильич мучительно искал человека, который мог бы связать религии с коммунизмом. Было ясно, что духовные лица не пригодны для этой задачи. В то же время псевдонаучный язык интеллигенции навсегда отрывал её от духовных понятий. Народники в силу безобразных предрассудков утеряли даже возможность мыслить о конъюнктуре духовности. Между тем, без вопросов религии нельзя превратить мир спекуляции в мир понимания.  Ленин это знал… Без правильного решения… коммунизм вечно будет пугалом.

07.01.26.  Можете представить, что в своё время Ленин  уже ощутил, без малейшего материального основания, непреложность нового строения России.  И невидимые лодочки подвезли провиант к его одинокому кораблю. Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твёрдое мышление. Его сознание  как в пещеру сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время и много молчаливой эманации воли посылал на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу. Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради Общего Блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям.

Книги его Мы меньше любим – они слишком длинны, и самое ценное в нём в них не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин – это действие, но не теория.

27.04.26. Лучше прочитать жизнь Ленина. Никогда он не жаловался, никогда не считал себя ущемлённым, говорил, как непреложную, свою веру. Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса. Мало последователей у Ленина. Много легче быть его почитателем. У последнего лентяя будет портрет Ленина, у последнего болтуна будет книга о Ленине. Но Иван Стотысячный соберёт жатву ленинских зёрен.

30.04.26. Почтим Ленина со всем пониманием. Явим утверждение Учителя, сохранившего постоянное горение в удаче и неудаче. Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига. Учение не прерывалось ни усталостью, ни огорчением. Я чую, как сердце Ленина жило подвигом народа. У него не было страха, и слова «боюсь» не было в его словаре. Ярко успел он зажечь своим примером свет. Руша, создавал он сознание народа.

- Верил ли Ленин в вечность сознательного существования?

- Только тёмная спальня знала это. Ему надо было явить подвиг, сдвинуть народ чисто земным путём. Индус подле Акбара. Судья выдающийся. Имосуд-Кешед.

25.10.26.  Надо предпочесть того Учителя, который идёт новыми путями. В этом люди Северной страны имеют отличный пример – их Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его несли на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создавало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд! Нужно принять за основание зов новизны (…), нужна оторванность от старых путей.

28.01.27.  Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признает тем эту ступень. Учитель будет естественным вождём. Можно радоваться, что Ленин признан таким Учителем.

23.02.27. Мы видели Ленина в Швейцарии. Наш сотрудник беседовал с ним в Москве. Фронт не менял, не мыслил половинчато. Каждый знал о неисчерпаемости его утверждений.

13.03.27.  Запишите восточное сказание о Ленине для напечатания в разных журналах.

Батур –Бакша Л(енин) пришёл сказать народам слово Истины. Говорит Батур товарищам: «Скажу все слова Истины». Устрашились товарищи: «Лучше скажи половину Истины, иначе не устоит  твёрдая земля». Но Батур не может промедлить, идёт сказать слово Истины. Обратилась змея в чёрную стрелу. Как ударила стрела посреди  Батуровой груди – слово Истины не сказано, будут хоронить Батура на печаль всем людям. Но не может от змеи покончиться сам Батур.  Он оставил  в гробе  оружие своё и отошёл тайно в поле: «Пойду искать новых товарищей, кто не боится полного слова Истины». Ходит Батур по горам, ходит по пустыням. Как солнце жжёт полное слово Истины. Побелел Батур от зноя Истины. Зовёт Батура Сам Воитель Шамбалы: «Эй, Батур, дам  тебе одно из Моих Имён, дам тебе новых товарищей, не погнутся они от полного слова Истины. Ты взойди на гору Адыган, ты посмотри на полдень, когда заметишь пыль великую, как посчитаешь коней, так  Сам Я иду.  Ямучи ( монг. Гэсэр Хан) следом за Мной. Поспешай, зачем оглядываться. Смотри на полдень. Слово Истины пришло!»

Так в сокращённом переводе поют в глубине Азии. Батур-Бакша (Ленин) не умер, но ищет новых товарищей, не боящихся полного слова Истины. Отмечено оборачивание  Батура на полдень. Такими словами ждёт Азия полного слова Истины.

                               Три картины

Своеобразный отклик на это прекрасное сказание, переданное Владыкой М.  людям, являются  три картины Н.К.Рериха, посвященные В.И.Ленину.

 RoerihNK son vostoka

Н.К.Рерих. Сон Востока. 1920г.

В полотне 1920 года «Сон Востока» сильно выражено символическое звучание, присущее многим картинным художника. На переднем плане изображена земля русского Севера с характерными трогательными, тянущимися к солнцу сосенками. Над ней голова былинного великана в шлеме воина с чертами лица древнего скифа. Его глаза, как при пробуждении, полузакрыты. Всё пространство насыщено желтовато-розовым туманом – энергиями буддхи, духовной души, и нежной любовью розовых тонов ( известно, что тот, у кого в ауре много розового цвета, достигает многого). В чертах великана можно увидеть явное сходство с Лениным. Конечно, в это время Н.К.Рерих много и глубоко размышлял о судьбе Родины и её народа, о сущности её вождя. Вероятно, художник изобразил не «портрет Ильича», а пространственный образ Ивана Стотысячного,  впитавшего великие идеи Ленина о лучшем будущем народа, о новом духовном строе общества – общине, в которой расцветают все лучшие возможности. Лик великана обращён в сторону Востока, откуда Солнце внутреннего возрождения шлёт свой Свет и духовно наполняет пространство.

 В 1927 году, будучи в Монголии в Урге,  Н.К.Рерих пишет картину «Явление срока» (Нижегородский художественный музей). В ней он развивает тему полотна «Сон Востока». Она также необычна по замыслу. На картине горное пространство с высоким небом наполнено голубовато-серым туманом земли и огненным розово-красным свечением небес, где раскрывают свои горние пространства горизонты. Единой для двух планов видится голова воина-мудреца, увенчанная шлемом. Художник придаёт воину-исполину черты лица В.И.Ленина. Так Рерих изобразил облик русского Махатмы – «великой души, вместившей построение нового мира» (02.12.26). Зорко вглядывающийся вдаль, Махатма попытался воплотить в жизнь единое духовное учение всех времён – учение об общине.

 RoerihNK yavlenie

Н.К.Рерих.  Явление срока. 1927г.

«Путешествуя по Центральной Азии, Н.К.Рерих, наблюдал знаки духовного пробуждения народов Востока, их интерес к идеям Ленина о создании справедливого государства и к личности самого Ленина. На Востоке было много пророчеств и знаков о наступлении века Будды-Майтрейи, и продвижение Лениным справедливых для трудящихся идей воспринималось буддийским миром как явный знак наступления Новой Эры. Кроме того, красный цвет знамени, красная звезда и другая советская символика имели для буддистов важный духовный смысл: они были знаками Майтрейи.

Полотно картины имеет вытянутую форму, и на подрамнике есть надпись, что это панно  является эскизом проекта наддверной фрески буддийского храма, посвященного Владыке  Шамбалы. Название картины «Явление срока» как бы проясняет её сокровенный смысл: старый век кончился, наступил срок исполнения духовных заветов будущего. Кстати, Урга после революционных событий 1924 года, сменивших монархию на республику, была переименована в Улан-Батор-Хото, то есть город Красного Богатыря, в честь Высокого Буддийского идеала» (2)

Н.К.Рерих писал: «На картине «Сон Востока» великан ещё не проснулся, и глаза его полузакрыты. Но прошло несколько лет, и глаза открылись. Великан уже знает, чем владеет. Об этой картине писали, спорили, а она – уже в жизни».(3)

В этих двух картинах видится устремлённость художника к явлению Общины, объединенной идеями Будды и Ленина.

При знакомстве с третьей картиной – «Гора Ленина» (частная коллекция) – интересно обратиться к дневниковым записям Рерихов. В этой связи, в 1925 году во время Центрально-азиатской экспедиции примечательна одна  дата – 19 сентября. Из дневников Н.К.Рериха  видно, что он полон впечатлений от знаков пребывания Высоких Общинников в этих местах: « Прошли мимо пруда, где, по преданию, впервые учил Исса. Влево осталось… место Будды, когда древний основатель общины шёл на север через Хотан… Прошли каменные рельефы Майтрейи, при дороге напутствующие надеждою на будущее…»(4)

В этот же день Е.И.Рерих записывает слова Великого Учителя: «Одобряю гору Ленина»(19.09.25). Значит, Николай Константинович уже замыслил картину «Гора Ленина», но работал над ней несколько позже. Из путевого дневника Н.К.Рериха от  2 октября 1925 года : « В морозном солнце утра перед стоянкой чётко вырисовывалась снеговая гора Патос. Так назвал высший пик хребта (Патос фонетически по местному – «Ак Таг») махатма Ак-Дорже, проходя здесь из Тибета… Гора высится конусом, между двух крыльев белого хребта». В левом нижнем углу картины отчётливо видна надпись: «XIII день Ак-Таг» - Гора Ленина».(4)

 Gora Lenina

Н.К.Рерих. Гора Ленина. 1925г.

Символика и этой картины также далеко выходит за пределы названия. Если символически сравнить Высоких Учителей - Общинников прошлого – Будду, Иисуса Христа и Великого Учителя общины будущего - Майтрейю с сияющими твердынями гор, то именно между ними стоит белоснежная гора Учителя Ленина, общинника нынешнего мира. Как будто два крыла несут, поддерживая в полёте, птицу, устремлённую ввысь.

Это произведение художника (в 2008г. проданное кем-то с аукционаChristies в частную коллекцию), девять картин, объединенных, глубоким символическим содержанием, составляющие сюиту «Майтрейя», и картина «Красные кони» были переданы Рерихами советскому правительству.(5)

Кроме них были переданы Письмо к советскому народу, известное как Послание Махатм, ларец с землёй, «где ступал Будда, думая об Общине Мира(07.01.26), а также рукопись книги «Община». Сочетание смыслов этих предметов имело важнейшее значение для молодого Советского государства - предлагалась помощь и указывался путь к построению общины, путь, который начал В.И.Ленин, явленный России, как знак чуткости Космоса.

                                               

Примечания:

  1. Даты, обозначенные шестью цифрами, взяты из Записей Учения Живой Этики. М.2009.
  2. Глущенко Л.И. О Ленине в наследии Н.К.Рериха и Е.И.Рерих. Рериховские чтения в Государственном музее искусств им. Кастеева. 2 апреля 2006г. Алма-Ата.
  3. Беликов П.Ф. Об идеологии творчества Рериха. Сборник «Непрерывное восхождение» МЦР.2001г.
  4. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Глава 6 «Лех-Каракорум-Хотан»
  5. Перечень картин, переданных в дар советскому правительству в 1926 году. Международный центр Н.К.Рериха. Зал 9. Центрально-азиатская экспедиция. Автограф 1л.

                                     Перепечатано из журнала «Дельфис» №4(92)/2017