О распознавании "прелести"

В. Соколов., г.Екатеринбург.

Каждый вступающий на путь духовного совершенствования подвергается в жизни различным испытаниям. Эти испытания помогают выявить наши недостатки и достоинства.

Одним из первых испытаний является проверка на распознавание : умеем ли мы различать истину от лжи, добро от зла, хорошее учение от плохого? Как утверждает Е.И.Рерих : «…распознавание действительности есть первое требование на пути ученичества» (Из письма  от 16.01.1935г.)

В особенности распознавание необходимо, когда у человека появляются какие-либо духовные явления: видения, слышание голосов и т.п. От неумения правильно распознать: откуда  всё это – от Света или от тьмы, - совершаются тяжелые ошибки, и нередко люди, обманувшись, вступают в откровенный контакт с тёмными сущностями  из низшего астрала, последствие которого сводятся к психическим расстройствам и одержанию.

Читать далее

Как распознать, где истина, а где ложь? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть в Учении Живой Этики, а также в писаниях Святых Отцов Церкви. Недаром Е.И.Рерих советовала читать книги «Добротолюбия», а также труды Оригена, Антония Великого, Макария Египетского, Иоанна Златоуста…

Для разъяснения духовных явлений Святые Отцы вводят в обиход понятие «прелести».  Под прелестью понималось усвоение человеком лжи, принятой им за истину, т.е. обман. Все послушники в монастырях предупреждались о прелести. Например, Св. Игнатий Брянчанинов указывал, что «… все мы – в прелести. Знание это есть величайшее предохранение от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии…»

Говоря языком Востока, все мы прельщаемся Майей. В «Гранях Агни Йоги» Учитель говорит: «Майя прельщения губительна тем, что извращает действительность и делает привлекательным то, что само по себе не содержит ничего привлекающего. Как только распознается тьма за внешними покровами прельщения, теряют они свою привлекательность…» (ГрАгЙ, 3-393).

Святой  Игнатий Брянчанинов поучал : «Прелесть действует первоначально на образ мыслей: будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное… с душою. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти».

                                            ignatiy

                   Св.Игнатий Брянчанинов. Годы жизни 1807-1867гг. Канонизирован в 1988г.

Итак, основной вред прелести в том, что она рано или поздно может привести человека к сумасшествию, одержанию и даже к смерти, как физической, так и духовной. Святые Отцы церкви советуют не торопиться с выводами, если увидим что-либо чудесное – не доверяться увиденному или услышанному с ходу, или же,  наоборот, отвергать, пока не посоветуемся с опытными людьми.

Так, например, Григорий Синаит, живший в 14 веке, писал: «Тщательно внимай, любитель божий. Когда делаешь своё дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой- Христа, например, или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем, и уму не позволяй впечатлевать их в себе. Ибо все сие… служит ко прельщению души…»

Итак, тем, кто усердствует в молитве, кто стремится к Богу, издревле советуется в отношении видений строго держаться аскетического правила : НЕ  ПРИНИМАТЬ  И  НЕ ОТВЕРГАТЬ  -  и держаться этого правила, пока наставник не вынесет своего решения. В чем суть и значение аскетического правила ?

«Не принимая»,  человек ограждает себя от возможности принять демоническое прельщение за Божественное, и тем самым,  избегает опасности внимать духам-обольстителям и темным учениям.

Именно от незнания этого правила большинство контактеров оказываются прельщены. Обычно они сразу же первое необычное явление или  «голоса» принимают за чистую монету, с интересом устремляют на такое общение всё внимание. Воздействие темных сил, как правило, вызывает состояние страха, подавленности. Аура, пораженная страхом, насыщается низкими энергиями, сущность такого человека изменяется настолько, что происходит одержание и сумасшествие.

В чем суть второй части аскетического правила ?  «Не отвергая», человек избегает другой опасности, а именно Божественное действие приписать темным силам, и, тем самым, впасть в грех хулы на Духа Святого.

Вторая опасность считалась страшнее первой, так как душа может по ошибке отвергать Благодать, и даже возненавидеть Её?  А что есть Благодать Духа Святого? Это Любовь, Радость, Знание, даруемое Богом, нашими Учителями. Если всегда будем отвергать Их Благие посылки, что получится?

Аскетическое правило помогает  нам найти «золотую середину», т.е. соизмеримость. Оно предостерегает нас от преждевременных выводов, Следуя ему, человек занимает нейтральную позицию, или становится объективным наблюдателем.

Используя аскетическое правило, человек развивает в себе равновесие и самообладание. Не имея этих качеств, можно не отличить, где истина, а где ложь. Ведь известно, что темные силы нас часто вводят в заблуждение и запугивают, стараясь показать свою силу. Если мы поддаёмся их влиянию, то невольно преувеличиваем их силу, принимая ложь за истину, т.е впадаем в прелесть.

Но как научиться распознавать  «Благодать Божию от прелести вражьей»?  Суть истинных видений в том, что они приходят в Духе Святом, в потоке огненных энергий.

Святой Силуан Афонский  пишет :

 «Дух Святой есть Любовь, мир и сладость.. Дух Святой научает любить Бога и ближнего… Если после духовного состояния, воспринятого, как  Богосозерцание, нет любви к врагам, а следовательно, ко всей твари, то это верный показатель того, что созерцание было неподлинным…»

           siluan afonskiy-01

                    Св. Силуан Афонский. Годы жизни 1866-1938гг.   Канонизирован в 1997г.

Также, согласно Апостолу Павлу, признаками истины служат следующие качества и чувства, которые сопутствуют таким видениям: «Любовь, радость, мир, долготерпение, воздержание…» (Посл. к Гал, 5:22) Если какое-то видение разогревает в нас эти высшие чувства и способствует развитию в нас подобных качеств духа, то это от Бога , от истины.

Кажется, что всё это очень просто, но если человек не развил в себе такие высокие качества, не прочувствовал их неоднократно, то как он будет проверять себя,  с чем сравнивать свои впечатления ? Прежде, чем стать способным судить о необычных явлениях, необходимо в совершенстве познать  сущность этих чувств и качеств. А пока такого знания нет, нужно сверять свои впечатления с мнением наставника и не забывать об аскетическом правиле.

Признаками же прелести, опять-таки по Ап.Павлу, служат следующие чувства и качества, возникающие при видениях и других явлениях: «прелюбодеяние, нечистота, ссоры, зависть, гнев, разногласия, соблазны, ненависть, пьянство, бесчинства…» и т.п.

Преподобный Силуан Афонский о прелести писал следующее:

 «… дух прелести есть гордый дух; он не щадит человека и прочую тварь, потому что он ничего не создавал, он действует, как вор и хищник, и путь его полон разрушения. Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия, в нём нет ни смирения, ни мира, ни любви, а есть холодное безразличие гордости».

            В жизни старца Силуана было два случая прельщения.

Первый раз это случилось, когда он был ещё неопытным послушником в монастыре, на первом году монашеской жизни.

 «Однажды ночью келия наполнилась странным светом, который пронизал даже тело его так, что он увидел свои внутренности. Помысел говорил ему: «Прими – это благодать», однако душа послушника смутилась при этом, и он остался в недоумении. Молитва и после этого продолжалась в нем действовать, но дух сокрушения наступил настолько, что смех пришел во время молитвы; он сильно ударил себя по лбу кулаком; смех пропал, но дух покаяния всё не возвратился, и молитва проходила без сокрушения.

 Тогда он понял, что с ним произошло что-то недолжное…»

                                 _____________________

  В противовес ложным видениям, истинные видения, видения от Бога, врачуют душу, сеют любовь, а также развивают в нас добрые чувства. И когда бы мы ни вспоминали об этих видениях, пусть через 20 лет, всегда они будут пробуждать в наших сердцах чистоту, мир, благость.  Но прелесть, видения от темных сил способствуют развитию в нас пороков, и самого главного из них – гордыни: самолюбия, самомнения, тщеславия, самости.

Темные всегда играют на черных клавишах наших недостатков, и пока в нас есть хоть капля самолюбия, тьма будет настойчиво донимать. Таким образом, любое видение, от которого вспыхивают, пусть едва заметно, тщеславие или какое-либо другое отрицательное чувство – не истинное. Его надо немедленно пресекать и отбрасывать, более к нему не возвращаясь, не думать о нём и не вспоминать.

Развивая распознавание, мы должны стараться всё своё внимание обращать на сердце. Преподобный Исаак Сирин писал:

«Всё, приходящее в душу, чувственно ли, то духовное, коль скоро сомневается в нём сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага».

                                 Isaac Sirin

                                  Исаак Сирин.    Христианский писатель, живший в Сирии в VII  веке.

Сердце связывает нас с Учителем.  Благодаря Ему, мы можем получать ответы на вопросы. Наверняка, каждый из нас на опыте знает, что если защемит сердце, то, значит, происходит что-то неладное, а когда на душе радость и спокойствие, то всё хорошо. Реакция сердца на происходящее и есть основа распознавания. Но каждое явление жизни сложно по структуре своей, а потому почти невозможно судить о чём-либо однозначно – отсюда сердце редко говорит четкое «да»  или  «нет». В сердечных ощущениях выражается реакция сердца на все многочисленные стороны данного явления. Прислушиваясь к голосу своего сердца или совести, анализируя язык сердечных ощущений, мы научаемся понимать подсказки своего сердца.

Святые Отцы предупреждали о вреде желания  развивать искусственно ясновидение и яснослышание, они говорили: «Что от Бога, то само приходит», то есть приходит тогда, когда мы этого не ожидаем.

 По этому поводу подвижник 5 века Преподобный Нил Синайский говорил :

« Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-то лик или образ. Не желай увидеть чувственно Агнелов или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам- демонам».

Св. Игнатий Брянчанинов поучал:

«… истинным Святым видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека  и не по его собственному усилию – даруются неожиданно,  весьма редко, при случае особенной нужды, по дивному смотрению Божию».

 

                              fotoignatijabrjanchaninowa

                         Св. Игнатий Брянчанинов.

Св. Игнатий в своих писаниях приводит пример из жизни учредителя Иезуитского ордена Игнатия Лойолы:

« У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как он сам утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или рай. Явление рая или ада совершалось не одним действием воображения человеческого,… явление совершалось действием демонов».

Так, один из Учителей Востока говорил ?

« То, что вы называете ясновидением, это совершенно не то, чем оно является в действительности. Если вы научитесь видеть ауру человека или различать цвет и формы его мыслей, что из того ? Этого мало, почти ничего. Не этому надо учиться, а распознаванию и бдительности. Цвет, краски, формы – это тоже иллюзия, иллюзия высшего мира, и незачем переходить из одного иллюзорного мира в другой…

Итак, достигайте высшего, самого высшего, остальное приложится. И не говорите: я обладаю тем-то и тем-то, я – ясновидящий и яснослышащий. Нет, друг, ты не слышишь ничего, и звуки не дойдут до тебя, если их суть для тебя неуловима.

Итак, прошу, помолчите о ваших  «достижениях», их нет. … Надо бесконечно распознавать и не увлекаться формами и звуками, если нет познавания и видения Света. Только Свет. Повторяю, только Свет осветит вам путь. Минуйте же всё остальное и не прельщайтесь ничем.»

 

Главной основой для истинного распознавания является чистота сознания и сердца. Для этого необходимо очищение сознания от предрассудков, постоянное духовное самосовершенствование.

Наше несовершенство проявляется в грубости наших восприятий, в нечистоте мыслей и желаний, в ошибочности суждений и поступков, в отсутствии равновесия и выдержки. Один из признаков совершенства – внутренняя гармония и самообладание.

Совершенный человек, где бы он ни находился, вносит мир, спокойствие, радость. А что обычно вносим мы? Раздражение, смятение, сомнения, неуравновесие.  Это говори  о нашем несовершенстве.

А потому Е.И.Рерих советует: « … прошу вас, придерживайтесь чистоты Учения, и всё самое прекрасное и радостное придёт в должный срок.» ( Из письма от 01.12.1934)

 И ещё один важный момент.

Невозможно поверить в правдивость, так называемых,  контактерских откровений, когда они сообщают о своих «высоких контактах» с Христом и Пресвятой Богородицей. Ибо мы знаем, что все Высокие Сущности излучают такую сильную энергию, которую обычные люди выдержать не в состоянии.  Например, Св. Силуан Афонский сообщал своим ученикам, что когда ему было явление Господа Иисуса Христа, то если бы видение продолжилось хоть на миг, то сердце его бы не выдержало.

Также вспомним явление Иисуса Христа Апостолу Павлу. Он был ослеплен на 3 дня и потрясен до глубины души, это явление перевернуло всю его жизнь совершенно.

И, наконец, явление Пресвятой Богородицы Пр.Сергию Радонежскому. Великий Святой пал ниц  и  не был в состоянии воззреть на Неё, а  его ученик  «пал замертво».

Е.И.Рерих отмечала:

« Лица, описывающие посещение их Высочайшими Духами и не упоминающие при этом священного трепета, который ввергает сердце в неописуемое состояние, близкое к разрыву,  говорят или неправду, или введены в заблуждение персонификаторами Тонкого Мира». (Из письма от 02.08.1936г)

К тому же, удостоенные таких видений и посещений вряд ли объявят об этом во всеуслышание, ибо это так сокровенно…

 Подведем итог. Что необходимо для развития распознавания ?

1. Помнить, что  «все мы в прелести» - восприятие действительности у нас несовершенно, т.е. искаженное и неистинное.

2. Держаться строгого аскетического правила, чтобы научиться беспристрастному наблюдению.

3. Постоянно наблюдать за собой, изучая свои мысли, характер и поведение.

4. Осознать сущность огненных качеств и развивать их в себе.

5. Научиться слышать голос сердца и следовать ему.

6. Проявлять полное доверие и послушание избранному наставнику.

7. Основой всему будет служить постоянное стремление к Свету.

В заключение хочется напомнить слова Учителя:

«Не раскрывайте случайных книг. И посещая сборища, бережно несите светильник, данный вам.» (Зов,22.02.1921)

                                                           Журнал «Мир Огненный» №3/1995г.