Завершается 2017 год – год 100-летия Великой Русской революции.  В конце ноября   на телеканале «Культура» состоялась премьера документального фильма «ДНО»,  который посвящен катастрофическим событиям, случившимся  в России сто лет назад, а его название заимствовано у железнодорожной станции, близ которой последний российский император отрекся от престола. Картина рассказывает о событиях февраля и марта 1917 года.

  

Режиссеры – Ангелина Голикова и Сергей Мирошниченко - считают, что в Февральской революции гораздо больше противоречий, над которыми нам стоило бы очень внимательно подумать сегодня.

 Главные герои фильма – исторические личности, которые были активными участниками тех событий и оставили после себя полностью противоречащие друг другу воспоминания. Интервью, построенные на дневниках и мемуарах заговорщиков, хранящихся не только в России, но и за рубежом, а также и показаниях, которые они дали на допросах Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, представлены на экране профессиональными артистами.

dno5

Фильм "Дно" – это расследование. Что случилось с февраля по октябрь 1917 года? Как выдающиеся умы России пришли к идее уничтожить Монархию и сместить с престола законного руководителя государства Николая II, при котором началось развитие демократических свобод, и происходил быстрый рост экономики? Как военная элита на фоне боевых действий решилась сменить своего лидера? Как церковь и народ так быстро отказались от Помазанника Божьего?  Как были забыты все клятвы, и как ген предательства вошел в кровь народа?

Дарья Баринова - корреспондент православного журнала «ФОМА»- взяла интервью у режиссера фильма «ДНО» Сергея Мирошниченко:

Сергей Валентинович, в этом году пересекаются сразу несколько дат. 100 лет назад в стране, которая называлась ранее Российской империей, началась совершенно другая жизнь. Но 25 лет назад, в 1992 году, в полную меру вступила в новую эпоху и страна, ранее называвшаяся СССР. О людях, чьи судьбы связаны с первой датой, Вы сняли фильм «Дно», а судьбам тех, кто появился на свет на закате советской России, посвящен Ваш документальный цикл «Рожденные в СССР». Как сочетаются для Вас эти проекты?

— Я документалист, то, чем я занимаюсь — изучение человеческой жизни. Причем, в отличие, например, от историков, я смотрю в большей степени не на общее движение  общества, времени, идей,  но стараюсь вглядеться в каждого отдельного человека, понять, как именно в нем на фоне масштабных драматических событий разрешается вопрос отношений с Богом, за что он себя чувствует ответственным, где звучит голос его воли, его веры, а где он почему-то умолкает и сливается с шумом толпы — агрессивной или бредущей без определенного направления.

И «Дно», и «Рожденные в СССР» — об этом. О человеке, делающем свой выбор в критический момент. Момент, в котором, как думают одни, создается нечто принципиально новое и дающее надежду или, как думают другие, происходит катастрофа и бездумно рушится все то, на чем держалась жизнь.

dno6

Съемочная площадка. Идет работа над фильмом “Дно”. Фото предоставлено студией “Остров”

Насколько я знаю, делать «Дно» Вам помогали Ваши студенты из ВГИКа, то есть ребята, рожденные после СССР. Как Вы старались объяснить им, о чем будет фильм?

— Не надо им объяснять. Понимаете, по моему преподавательскому опыту, сегодня не работает такое понятие, как авторитет старшего. Если молодые люди слышат от тебя не просто изложение фактов, а какую-то их интерпретацию, то воспринимают это как навязывание им чужого мнения, как попытку вмешательства в их внутренний мир. Поэтому я ничего особо не объяснял. Я сделал по-другому — взял своих студентов к себе на работу и попросил помочь мне. Картина «Дно» построена не на том, что буду говорить я, а на том, что будут говорить сами герои тех событий. И я попросил ребят почитать воспоминания и дневники разных людей и рассказать потом мне о том, что значимого и интересного они в них нашли. Хотя, конечно, я сам все это давно уже читал и знаю. И ребята читали Гучкова, Милюкова, Родзянко, Бьюкенена, Палеолога, Берберову. Они сами что-то находили, удивлялись, поражались, приносили ко мне свое знание. В подводных течениях тех событий, глубинных причинах революции, устройстве её механизмов они с интересом разбирались сами. Думаю, это лучший способ сделать так, чтобы они не воспринимали историю России как чужую историю. 

dno1

Работая над фильмом, над источниками, проводя своего рода исследование, Вы лично для себя нашли что-то неожиданное?

— Каждый участник тех событий приоткрывался нам с неожиданной стороны. Потому что когда начинаешь не поверхностно, а глубоко погружаться в личные дневники, в документы, то многих людей перестаешь воспринимать как исключительно отрицательных персонажей. Скорее — как запутавшихся.

Я увидел, что многие глубоко переживали собственную ошибку и, в конце концов, находили в себе силы для своеобразного покаяния.

Например, Павел Милюков. У него есть прямые монологи, когда он признает свою вину за то, что произошло. И в этом признавались многие, даже те, кто был среди прямых исполнителей заговора.

Но были, к сожалению, и люди настолько эгоистичные, что до конца жизни не хотели признавать, что их руками был подготовлен крах.

— Что, как Вам кажется, фильм «Дно» откроет зрителю?

Мне бы хотелось, чтобы люди, которые посмотрят эту картину, поняли, что предательство — это тяжкий грех. К сожалению, я думаю, что измена сегодня остается у нас в крови. Мы научились оправдывать измену своим убеждениям, своим взглядам, своей вере. Нам всем надо искоренить в себе внутреннего предателя. Возьмем такой пример. Вот, допустим, человек говорит: я больше не хочу иметь ничего общего с Православной Церковью — потому что иерархи или священники не те. Но если ты так говоришь, то на самом деле ты в этот момент совершаешь предательство своей веры. Те или не те иерархи — это Бог ведает, а твое дело беречь свою душу.

Мы всем всегда недовольны, нам не нравится просто жить. Мы разучились любить, как только мы чувствуем, что нам тяжело, — мы готовы сразу же предать, совершить измену.

Так происходит и в бизнесе, и в киноиндустрии, и в семьях…

И я думаю, что это все-таки тень главного предательства, которое произошло у нас в стране в 1917 году. Надо понимать, что многие люди тогда нарушили клятву перед Богом. Ведь — о чем часто забывают — сделали Февральскую революцию, свергли монархию не большевики, не эсеры, а думские лидеры, генералитет, люди, включенные в систему. Большевики позже воспользовались результатами их действий. Причем, как ни парадоксально звучит, они были даже честнее на фоне «героев» февральских событий: да, они ненавидели монархию, но открыто об этом говорили и считали, что чем хуже проклятому царскому режиму, тем лучше.

Февральскую же революцию сделали люди, которые давали присягу, которые клялись в верности. В их ситуации — это предательство.

И поэтому, если мне удастся через тот сложный материал, на котором построена картина, создать у зрителя ощущение, что изменять присяге, дружбе, родине, вере — нельзя, это, наверное, будет моей самой главной удачей.

dno4

Фото Владимира Ештокина

Для себя самого Вы пытались ответить на вопрос: почему случившаяся 100 лет назад катастрофа вообще стала возможной?

— Дело в мудрости, которую люди утратили. В потерянном чувстве ответственности за другого человека, какие бы взгляды, вера, национальность у него ни были. Есть такое подзабытое понятие «целомудрие». О чем оно? О целостной (целой!) личности, о взгляде на мир, который способен охватывать не только твою личную зону обитания и комфорта, но и жизнь и переживания других людей, твою связь с Творцом и со всем Его творением. Вот та целостность, вот та мудрость, которая была потеряна нашим народом и, боюсь, до сих пор не возвращена нами…

Когда я работал над картиной, то поражался, как вместо того, чтобы по-мудрому дождаться конца Первой мировой войны (причем победного для нас, в этом у меня мало сомнений), многие люди из элиты, как бы сегодня сказали, истеблишмента, хотели воспользоваться хаосом и без промедления сменить систему.

Но и сегодня, 100 лет спустя, ты слышишь страшные вещи! Ты оказываешься в обществе богатых и обеспеченных — и замечаешь приблизительно те же разговоры. И ты думаешь: ну как же так, ну зачем мы все это делаем?

Зачем мы постоянно трясем уже кривое и измученное древо нашей страны? Только оно впивается корнями в свою почву, только начинает приносить плоды — у нас в головах опять возникает брожение и мысли о том, что хорошо бы тряхануть это дерево. Тряхануть и опять поменять на некую другую систему. Какую? Мы уже попробовали все. У нас за сто лет была и монархия, и социализм, и демократия… И нас опять ничего не удовлетворяет! Чего же мы в принципе хотим? Не понятно. Просто мудрости нет, целостности нет — мы раздроблены внутри и хотим вынести это раздробление наружу.

— А почему в фильме Вы сосредотачиваетесь именно на одном этапе событий 1917-го года — Февральской революции?

— Да именно потому и сосредотачиваюсь! Меня не так интересует октябрь: там мне все ясно — что происходило, кто руководил, во имя чего это делали. Мне непонятно, чем занимались люди в феврале. Многие из них, даже те, кто были левыми социалистами, — это все обеспеченные люди! Они жили в хороших квартирах, хорошо питались, они развлекались, причем даже в условиях войны. Почему они с таким восторгом и упоением ждали ухода монархии или, я бы даже сказал, ухода власти, кардинальной смены системы ценностей в условиях тяжелой, сложной войны? Почему с таким восторгом воспринималась каждая неудача? Почему постоянно критиковали любых приходящих министров? Любых! Все были неугодны. Почему аристократия, вся элита с такой радостью подталкивала страну к катастрофе? Что ими двигало?..

Причем вот удивительно! Вся эта элита была создана именно тем человеком, которого она ненавидела, которого она хотела… вплоть до того, что убить. При императоре Николае II активно развивалась национальная промышленность, купцы Коноваловы, Рябушинские и другие стали миллиардерами, были созданы представительные органы власти, изменилась религиозная политика. Недавно я смотрел фотографии религиозных общин того времени: такого толерантного отношения к вере, какое было тогда, наверное, даже сейчас нет в нашей стране. На снимках по Невскому проспекту шел огромный католический пасхальный крестный ход, были фотографии обширных иудейской, мусульманской, буддистской общин. Меня это просто поразило. То есть вся система шла к постепенной отмене ограничений. Но никакие перемены положительно не оценивались. На все хорошее — закрыть глаза: царь все равно виноват, монархия все равно виновата!

Февральская революция, по-моему, — тот момент, когда кризис мудрости проявил себя сильнее всего, когда кризис — не только социальный, экономический, политический — но кризис внутри отдельного человека достиг того самого дна.

dno3

                  Фото Владимира Ештокина

Подождите, а разве у людей с хорошими квартирами не может болеть совесть? Выходит, Вы отрицаете, что у тех, кто делал революцию, могли быть и благородные побуждения? Если на твоих глазах происходит безобразие — ничего не делай, у тебя ведь все хорошо…

— Такие вопросы, мне кажется, порождены нашим советским прошлым. Это как раз относится к той сказке о потерянной мудрости.

Видимо, понадобится несколько поколений, чтобы переосмыслить такие понятия, как присяга и честь. Представление о ценности клятвы почти исчезло из нашей жизни.

И само понятие вроде бы как устаревшее, да? А, тем не менее, ее произносят как минимум все молодые люди, побывавшие в армии, ее произносят врачи. Но произнести — достаточно? Наших детей да и самих себя нам сегодня надо воспитывать в мысли о том, что изменять клятве немыслимо. Вот тоже кажется — формальность, какой-то текст, зачитанный с бумаги. Но сколь многое может разрушиться, если клятва как ценность исчезает.

Ведь перед 1917 годом многие клялись именем Господа Бога в верности императору. Но как можно быть руководителем армии, давшим клятву на Евангелии и кресте, — и предать своего лидера, и после этого еще оставаться генералом? Как? Тебе не нравится — уйди, подай в отставку. Это нормальный поступок. Честный. Был, например, при Николае II министр Александр Федорович Трепов, ему что-то не понравилось, и он подал в отставку — на нем вины нет. Но если ты дал клятву служить своему лидеру, ты обязан ее держать. Если ты работаешь в госструктурах, и тебе что-то не нравится в руководителе, не надо копать под него. Тебе не нравится — подай в отставку, уйди, покажи нам свой план, покажи, что ты можешь делать, не разрушая, — благо сейчас, в эпоху Интернета, у каждого есть возможность донести свое мнение. Продемонстрируй, что ты ответственен, открыт и решителен, а не что-то мутишь за чьей-то спиной. Но если пошел служить государству и Отечеству — служи.

dno2

Фото Владимира Ештокина

Как сегодня можно вернуть эту мудрость, о которой Вы говорите?

— Это вопрос, на который сегодня вряд ли кто-то сможет так вот просто ответить. Мы уже 25 лет, прошедших после падения Союза, делаем попытки найти себя… Давайте начнем хотя бы не с общих планов вернуть какой-то «золотой век» или построить общество всеобщего благоденствия. Давайте просто вспомним о каких-то, казалось бы, маленьких, незначительных вещах, без которых продолжать движение на самом деле не получится и важность которых еще доносится до нас через судьбы наших собственных предков.

Конечно, я не знаю, как бы я себя вел в том конкретном случае. Но я бы предпочел быть офицером, который не изменил присяге и был бы, возможно, убит за это (так как убийство офицеров — это была норма Февральской революции, и они были убиты в большом количестве), чем быть генералом, который получал многие милости из рук лидера, и за двое суток деградировать в своем суждении от самодержавия через конституционную монархию к формату, который на тот период в России понять не мог никто, кроме избранных и посвященных людей. Но, как мы знаем по истории, и этот формат при первом же дуновении Октября превратился в прах. Об этом можно спорить долго, но, к сожалению, не имеет смысла. Я возвращаюсь к тому, что многие нынешние и грядущие проблемы нашей родины будут зависеть от того, как часть людей, которые обязаны исполнять законы государства, будут их исполнять, не пользуясь государством в своих корыстных, личных, иногда и враждебных целях, а будут, если уж им так дал Бог и судьба, служить верно своему Отечеству.

Мудрость начинается не с желания разрушать, но с желания строить. Нам пора перестать в истерике искать врага где-то. Нам надо пытаться думать о том, что происходит внутри нас. Мы, каждый из нас, не являемся ли врагами самим себе, собственной стране? Не окажемся ли такими же, как наши предки, которые мгновенно забыли о клятвах, которые создали себе идею абсолютного зла и вошли в грех крайнего осуждения? Которые не захотели договариваться, потому что ненавидели людей с иными взглядами и готовы были их растерзать за это. Если мы такие — то вот где враг.

       Интервью с сайта www.foma.ru с небольшими сокращениями.

*        *        *

Горечь  чувствуется в одном  из комментариев на это интервью : «Очень больно сознавать, что сегодня в интеллигентских кругах происходит примерно то же, что и в предреволюционной России. Изливает ложь в их умы радио «Эхо Москвы», и они пьют эту ложь, смакуют и наслаждаются. И ненавидят — Церковь, Россию, президента… Понять же, чего они хотят в конце концов, невозможно — пыталась, но не получается. (Наталья Богоявленская Сентябрь 19, 2017 21:09)

Ложь и пошлость, зависть и ненависть, кощунство и предательство распространено по всей планете. Земля больна и страдает. В Учении Живой Этики говорится:

«Бедствие действительно пришло. Люди спрашивают: в чем гнев Божий? Он в таких бедствиях, когда люди отвратились от Бога, когда они стали предателями то в действиях, то в мыслях, то в молчании страха. Не будем перечислять всех видов такого предательства, оно заражает планету, оно уявляет качество определённое. Человечество не должно удивляться наступившим бедствиям…(1, §185)

«Среди психических заболеваний самые ужасные, почти неизлечимые – предательство и кощунство. Однажды предатель - всегда предатель. Только сильнейший огненный удар может очистить такой зараженный мозг. Если такое преступное состояние происходит от одержания, то такая причина одинаково неутешительна. Можно ли представить сотрудничество с предателем или кощунником? Они – как зараза в доме. Они – как труп смердящий». (1, §445)

«Можно заметить, что предательства происходят накануне особо полезных действий. Не было случая, чтобы предательства происходили без особых сроков».(5, §269)

*          *          *

В уходящем 2017 году празднуется  ещё и 75-летие  Сталинградской битвы, которая началась в июле 1942года, а спустя 4 месяца кровопролитных боев 23 ноября произошло окончательное окружение немецко-фашистских войск в  Сталинградском котле.

Случайно или нет, но именно в ноябрьские дни 2017 года десятиклассник в составе делегации гимназистов из Нового Уренгоя выступил в германском бундестаге с покаянной речью, заявив, что солдаты вермахта во время войны «не желали воевать», и были «невинно погибшими».

Это событие буквально потрясло всю страну и взорвало интернет . Кто-то посчитал выступление юноши кощунством и предательством, кто-то увидел в этом проявление человеколюбия,  а кто-то заподозрил его в банальной расплате  с немецким «Фондом Фридриха Эберта», который организовал  эту поездку сибирских школьников в Германию и является представительством немецкой разведки. В Германии на  деньги, полученные от немецкого фонда, выступали еще и девушки из Нового Уренгоя.

Что есть кощунство?  Это оскорбительное отношение к чему-нибудь, всеми почитаемому, к какой-либо святыне.

В связи с празднованием годовщины Сталинградской битвы  многие люди сочли оскорбительными слова школьника: «так называемый Сталинградский котел».  Скорее всего, школьник и не думал  о кощунстве, а просто хотел приукрасить свою речь, совершенно не задумываясь, что фраза «так называемый» придаёт негативный смысл  событию.

Что есть предательство? Это изменнический и вероломный поступок.  Мама десятиклассника сказала, что  они готовили рассказ о его прадедушке, прошедшем войну, вернувшемся живым с фронта и создавшем школьный музей, в котором он рассказывал об ужасах войны и подвигах советских людей. Но  его правнук – гордость и  надежда школы, яркий представитель народной дипломатии, призёр олимпиады по истории - стал каяться за умерших в советском плену немецких солдат.

  Несомненно, что у школьников из Нового Уренгоя не было злого умысла,   они так поступили вследствие  невежественного представления о важнейших понятиях. Ведь именно невинно погибшими были 27 миллионов советских людей, защищавших свою Родину от фашистских захватчиков.

Недаром Будда считал невежество самой главной причиной всякого  зла . Но зло искоренить очень трудно. Оно  не имеет границ, зло просачивается в самые добропорядочные круги общества, оно в нас самих.  Зачастую мы не умеем отличать красоту от пошлости, правду от лжи,  добро от зла, эгоизм от альтруизма, свободу от деспотизма.   От недостаточно развитой способности к справедливому распознаванию человек может невольно совершить  предательство  семьи,  друзей и Родины…

« Можно назвать случая прямого предательства, когда люди считали это доверием. Настолько смутны понятия».(1, § 104)

 О ценности и значимости действия судят по его последствиям.  Нашумевшие выступления сибирских школьников, может быть, заставят  российское  общество задуматься о системе образования в стране.  В этой связи  очень актуальными становятся Советы Учителей Мудрости по воспитанию детей в школах, где необходимо с малых лет расширять сознание, преодолевать ограниченность,  учиться видеть красоту и устремляться  к торжественности, соблюдать чистоту тела и духа. 

«В школах должно быть преподано уважение к произносимому понятию. Ведь попугаи могут бессмысленно устремлять в пространство понятия, часто великого значения. Но люди должны понять, что каждое слово как стрела громогласная и слово как педаль мысли. Утрата истинного значения понятий много способствовала современному одичанию. Как песок, сыплют люди жемчуг. Право, пора заменить многие определения». (3, §47)

«Школы должны быть оплотом познания во всей полноте.<…> Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймёт радость совершенствования и сумеет использовать досуг».( 3 , §103)

«<…> При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования» . (3, §104)

«  Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит способности учащихся. Часто сами учащиеся не понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед – столько радости в приложении своих сил! Малые любят работу «больших» (3, § 105)

«Когда семья не умеет, то пусть школа научить чистоте во всём быте. Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтобы народ был чистым? Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана соучастницей счастливой жизни»(3, §106)

«Школа должна вмещать не только любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почетного места во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу как друга семьи. <…> Будет рассказано о ценностях родины и связи её с миром, показаны будут герои, творцы и труженики. И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердится, так же как милосердие». (3, § 107)

«Школа научит уважать полезные изобретения, но упасёт от машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено, как признак темноты. Учитель будет ведущим наставником – другом, чтобы указать путь краткий и лучший. Не явление насилия, но улыбка зова. Но если в школах жизни просочилось предательство, то самое суровое осуждение положит конец такому безумию». ( (3, § 108)

«Школы поймут, где леность, где необычное строение характера, где безумие, и где необходимо понимание». (3, § 109)

«Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив её как преддверие к дальним мирам.  Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживёт, астрохимия и лучи наполнят представление о Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету. Останавливаем внимание на школах, ибо от них утвердится сотрудничество. Не будет созидания без сотрудничества. Не будет прочности государства и союза, когда будет властвовать ветхая самость». (3, § 110)

Причины и следствия человеческих поступков взвешиваются на весах Высшей Справедливости по  Закону Причин и Следствий. Очень часто действия людей находятся в зависимости от множества условий, в том числе и от Космических влияний, которые могут помогать или препятствовать.    Как говорится в Учении Живой Этики: «Причины и побуждения вписаны на таких длинных свитках, что следствия не могут быть прочитаны человеческими глазами» .(4, §170)

Недаром в Евангелии   приведены слова Апостола  Павла : «Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано : «Мне отмщение, Я воздам», - Говорит Господь».

И «до тех пор, пока человек не разовьёт надлежащее чувство справедливости, - говорит Учитель  К. Х, - он должен предпочитать ошибаться скорее в пользу милосердия, нежели совершить хоть малейшую несправедливость». (2)

Литература:

  1. "Мир Огненный книга 2". Изд-во Сибирского Рериховского общества, Новосибирск,1991г.
  2.  "Письма Учителей Мудрости".Изд-во «Сфера», Москва,1997г.
  3. "Община". Изд-во «Виеда», Латвия и МЦР, Москва,1992 г.
  4. "АУМ", Изд-"Сибирь-ХХ1 век". Новосибирск, 1991г.
  5. "Братство" Изд-во "Алгим", Новосибирск, 1991г.

Ноябрь 2017г.                                                                            Татьяна Радея