Рерихи: вершины духа и долины человеческих страстей.

Татьяна Коньякова, г.Новосибирск

В начале октября 2004  года мировая общественность отметила 130 лет со дня рождения Николая Рериха, а сегодня исполнилось бы 100 лет его младшему сыну – Святославу.  Оба были большими художниками, философами, мыслителями, общественными деятелями, путешественниками, востоковедами…

В постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея находятся шестьдесят работ Рериха-отца и пять – Рериха-сына.

 

 

Каждый, кому хотя бы однажды довелось побывать в залах Рериха, никогда не забудет этих многокрасочных, прозрачных, полных воздуха и света, как бы светящихся изнутри, завораживающих и возбуждающих полотен.
Долгое время  «энергетическая живопись»  Рерихов, как всё новое и необычное, принималось далеко не всеми. Главным доводом было : «таких красок в природе не бывает». Помог, казалось бы, очень далекий от искусства человек – Юрий Гагарин. Поднявшись в Космос и взглянув на Землю, он сделал в бортовом журнале запись: «Цветовая гамма необыкновенная – фиолетовый, сиреневый, желтый – как на полотнах Рериха.»   Это стало достойным аргументом в споре.

kartina nikolaja konstantinovicha reriha tangla pilajushij zakat 1943 god

Н.К.Рерих. Тангла. пылающий закат.1939. Из фондов Новосибирского художественного музея

Искусствовед Вера Яковлевна Кашкалда хорошо помнит 1960 год, когда картины Николая Рериха поступили в наш музей и стояли распакованными на полу в зале. Музей только начал формироваться, и вдруг такой поистине королевский подарок! Вера Яковлевна тогда только что закончила искусствоведческое отделение Московского университета и приехала по распределению в Новосибирск. Жилья первое время не было, приходилось ночевать в музее, на стульях. Дискомфорта от этого она не испытывала, напротив, на картины можно было смотреть и днём, и ночью:

- «Как они полыхали, как светились! Их просто нельзя было не любить – настолько они были необыкновенные, красивые, радостные, светлые. Они, как драгоценные камни, переливались своими тончайшими тонами оттенками…»

            kartina nikolaja konstantinovicha reriha urusvati 1939 god

Н.К.Рерих. Урусвати. Из фондов Новосибирского художественного музея.

Позднее она пережила подобные же чувства рядом с картинами Святослава Рериха – достойного преемника своего отца. Историю пяти картин, подаренных художником с его персональной выставки в Новосибирске в 1975 году, Вера Яковлевна помнит очень хорошо. Она тогда была главным хранителем Новосибирской картинной галереи, переписывалась со Святославом Рерихом, встречалась с художником в Москве, вела с ним переговоры о выставке. В Новосибирском музее Рериха хранится красивый индийский платок – подарок Вере Яковлевне  от жены Святослава Рериха-  известной актрисы Девики Рани.

Обо всём этом и состоялся наш разговор с искусствоведом в канун двух круглых дат.


Возвращение  в Россию

Долгое время их картины находились в Союзе под запретом – их не было в музейных экспозициях, о самих Рерихах не писали, их научных и художественных работ не печатали, книг не издавали. В 1916 году, как известно, Николай Рерих уехал из России. Рерихи много путешествовали, изучая культуру, медицину, археологию, природу и фольклор Запада и Востока. В 1928 году обосновали в Индии, в Гималаях, в имении Нагара.

Отношение к Рерихам  в России изменилось во времена хрущевской «оттепели». В 1957-м   Никита Сергеевич, посетив Индию, побывал на выставке Рерихов и к живописи художника отнесся весьма благосклонно. Старший из сыновей Рерихов – Юрий Николаевич, ученый-востоковед, попросил тогда разрешения вернуться на Родину. С собой в Союз он привёз бесценное наследие – более 400 картин отца и библиотеку семьи: более пяти тысяч томов.

YNR1Large

Юрий Николаевич Рерих. Москва. 1959г.

- « Когда Юрий Николаевич впервые появился перед нами в переполненной аудитории Московского университета и начал читать лекцию, все были буквально зачарованы, - рассказывает Вера Кашкалда, - он открыл перед нами удивительный, уникальный, бескрайний мир, полный красок, новых имен и идей. Лекции проходили в вузах, галереях, библиотеках. Залы были всюду переполнены».

Именно в те годы Новосибирская картинная галерея и получила в дар 60 работ Николая Рериха – переговоры с Юрием Николаевичем вел научный сотрудник НКГ Павел Муратов. На коллекцию претендовали многие музеи, но предпочтение было отдано Новосибирску. Юрий Рерих, вообще, был очень неравнодушен к Сибири и её столице, даже собирался работать в нашем Академгородке. Как знать, если бы не ранняя смерть ученого-востоковеда в 1960-м, мы, возможно, имели бы честь иметь его в числе почетных граждан нашего города.

Несостоявшийся   визит

 Знакомство Веры Яковлевны со Святославом Рерихом состоялось при следующих обстоятельствах:

- « На картинах Николая Рериха появились кракелюры, трещинки, - вспоминает она, -  и я составила письмо Святославу Николаевичу, где объясняла, в каком состоянии находятся картины, и спрашивала совета, как хранить работы. Святослав Николаевич тогда очень помог, проблема была решена. Но меня настолько заинтересовало его творчество, его личность, что я продолжала писать ему письма. Кроме того, в галерее было большое желание приобрести в собственность хотя бы одну из его работ. И в середине семидесятых это желание самым неожиданным образом осуществилось».

Когда в 1974-м, в год 100-летия отца, Святослав Николаевич приехал с женой в Союз, Вера Яковлевна была направлена дирекцией картинной галереи в Москву вести переговоры с художником о выставке в Новосибирске.

 vystav74

Выставка произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Москве. 1974г.

- «Вся Москва разделилась на два потока, - вспоминает искусствовед, - выставка Николая Константиновича открывалась в Академии художеств, а Святослава Николаевича – в Третьяковской галерее… В тихом Лаврушинском переулке стояла огромная очередь.  Первое, что я увидела, пройдя через служебный вход, - картину Святослава Николаевича  «Распятое человечество». Потом рериховед Павел Беликов представил меня художнику.»

                   raspyat

С.Н.Рерих. Распятое человечество.

Святослав Николаевич узнал свою корреспондентку и поинтересовался : «Как вы там живете в Сибири?»

- «Я ответила, что ждём его с выставкой. « У  вас же холодно!»  - «А мы дадим вам шубу и валенки, чтобы не замерзли». До открытия выставки оставались считанные часы, а экспозиция была еще не готова, работы стояли на полу, и я предложила: «Могу я чем-то помочь?» Он ответил: «Помогите добрыми мыслями и добрыми побуждениями». Выставка открывалась очень торжественно и собрала полные залы».

                  kash stan

С. Н. Рерих и В.Я. Кашкалда. Москва. 1974г.

После Москвы картины Рериха экспонировались в Ленинграде, потом в Улан-Удэ, и лишь в 1975 году выставка, наконец, была привезена к нам. Однако Святослав Николаевич на открытие приехать не смог. Надежда на приезд дорогого гостя из Индии ещё долгое время оставалась, и его визита с нетерпением ждали.

- «Естественно, было желание собрать интеллигенцию и ученых города. А главное – была идея поехать с художником на Алтай, по маршруту Рерихов, который они проделали в 1926 году…»

Но Святослав Рерих в наш город так и не приехал.  Письма от него приходили всё реже. А потом неожиданно Мария Качальская, тогда директор галереи, получила письмо о намерении художника подарить городу пять работ.

-«Радость, которую мы испытали, - вспоминает Вера Кашкалда, - трудно передать».

                 SNR Gimalai

С.Н.Рерих. Гималаи. Подарок  художника  Новосибирску.

Вера Яковлевна листает исписанные мелким почерком тетради. Семь раз Святослав Рерих приезжал в Россию, и она трижды на встречу с ним ездила в Москву, благоговейно записывая каждое слово. В этих бережно хранимых тетрадных записях – мысли о духовности, утонченности чувств, о красоте, которую художник должен нести миру….

«Пусть стремление к Прекрасному будет нашей повседневной молитвой. Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте…». С.Н.Рерих.

Многие из этих высказываний хорошо известны и часто цитировались тогда, в теперь уже далекие 70-80-е, когда Россия ещё только открывала Рерихов, конспектировали его многие.

               lSNR siniolchu 1954 god

С.Н.Рерих. Синиолчу.   Подарок художника  Новосибирску.             

Вера Яковлевна по-прежнему ходит в любимый зал Рерихов, чтобы, постояв у этих картин, напитаться их светом и радостью, ощутить высокую духовность их создателей и тонкость их чувств. И каждый раз, переступая порог, она испытывает необыкновенное чувство.

-« В моей жизни было много незабываемых встреч, - говорит она, -  но две – с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем – особенные. Они разделили мою жизнь на две части, открыв мне мир, полный смысла и света. И многие посетители зала Рерихов открывают для себя это мир…»


 Газета «Вечерний Новосибирск» 23.10.2004г.