женский журналhttp://perviy-otziv.ru/
Печать
Категория: Держава Рерихов
Просмотров: 978

12 февраля 1989года в Новосибирском Академгородке состоялась конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих. Это было историческое событие! Впервые в СССР была выражена великая признательность «той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие».

                            eir31

                                                     С.Н.Рерих. Портрет  Елены Ивановны Рерих. 1931г.

Об этом сказала Н.Д. Спирина на конференции во вступительном слове. «Но не только книги и письма оставила Она, но сам образ Её – это тот образец, тот идеал, в котором люди так нуждаются. Можно погасить свечу, но Свет Утренней Звезды потушить невозможно. Она – предвестница Восхода, Она – предтеча наступления нового Дня в истории планеты – Урусвати!

Девочка, тайком несущая к себе тяжелый том Библии; девушка, мечтающая об Общем Благе; женщина-жена и вдохновительница Николая Рериха, который писал о ней, что она «прозревала на всех путях наших. Нашла водительство духа и укрепила путь наш». Мать, давшая миру двух замечательных сыновей; автор книг о Будде, о Сергии Радонежском, собравшая и издавшая Криптограммы Востока; переводчица сложнейших философских тестов Блаватской и писем Махатм (“Чаша Востока”), автор двух томов изданных писем и огромного количества неизданных (теперь издано все 9 томов писем Елены Ивановны Рерих), и, наконец, Посредница между нами и Великими Учителями, давшими через Неё свет Знания людям».(1)

Наталия Дмитриевна Спирина, изучавшая Учение Живой Этики  более 50 лет, говорила, что она «не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться это наследие, которое доселе изучалось индивидуально, без всякой огласки».

       NDS14                                                     hejdok 2                                       

       Наталья Дмитриевна Спирина                                                                          Альфред Петрович Хейдок.

Выступивший следом Альфред Петрович Хейдок – корифей рериховского движения, встречавшийся с Николаем Константиновичем Рерихом в Харбине в 1934 году и получивший от него кольцо, начал своё выступление словами : «Прежде чем приступить к беседе о Елене Ивановне Рерих, я решал вопрос, следует ли говорить о ней в полный голос, или по-прежнему умалчивать о многом, как мы делали до сих пор под давлением, так называемого, командно-административного режима…Правильно ли я решил этот вопрос, предоставляю судить моим слушателям.

Елена Ивановна – провозвестница Нового цикла в человеческой эволюции и соответствующему этому циклу  Нового мышления и поведения людей. Она – звено, соединяющее человечество с Иерархией Света, пребывающей в Шамбале…

Глава Иерархии Света нашей планеты, Великий Учитель, пребывающий в Шамбале, так говорит о Елене Ивановне Рерих в Агни Йоге, в книге ”Беспредельность“:

« У Нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта. Она послана вам, как свидетельница космических явлений, как носительница Моих поручений, как пророчица будущего…»

Обращаем ваше внимание на слова “… испившая чашу опыта”. Что они означают? Они означают, что Елена Ивановна прошла весь путь раскрытия в себе тех божественных свойств и способностей, которые предназначены человечеству на его Шестой ступени совершенствования, которому посвящено Учение Агни Йоги. Это достижение не могло быть достигнуто простым чтением книг, слушанием лекций и наставлений, то есть с помощью одного только интеллекта. Оно требовало расширения сознания, раскрывающего врата к безграничному интуитивному познаванию. Такое познавание требует новых органов познавания, а вернее говоря,  пробуждения к действию уже имеющихся у каждого человека спящих потенциальностей, которым философия Агни Йоги присвоила название огненных центров…

Свидетельница великих космических явлений, носительница поручений Владыки Превышнего пророчица великого будущего человечества прошла весь опыт пробуждения духа, познав непередаваемые радости духа и страдания тела, которые не могут быть описаны, ибо всю их глубину может понять лишь тот, кто сам, хотя бы в малой мере, сподобился такого пути. Слова здесь бесполезны. Но опыт Матери Агни Йоги был не только опытом восприятия огня, но и искуплением человечества, испитием всех ужасных ядов, которые наводнили планету до такой степени, что угрожают ей взрывом…

Когда ученик начинает мыслить категориями Учения, он пробуждает свои нервные центры. В его ауре духовной, ментальной и астральной появляются новые огни, новые токи, новые энергии. Эти энергии, эти огни вступают в магнитную связь с космическими центрами, и начинается процесс постепенного утончения всего организма.

Постепенно утончаются и нервные центры. Человек до подхода к Учению плавающий как рыба в воде в человеческой среде, начинает остро реагировать на все её несовершенства, на все яды, исторгаемые этой средой в процессе её жизнедеятельности. … Когда-то, может быть, он сам курил, но теперь вдыхание табачного дыма причиняет ему острые страдания. Запахи разложения, зловония горящих трупов животных, птиц, рыб, вместо того, чтобы вызвать у него аппетит, как  это было прежде, вызывает явление обратное – острые тошноты и даже рвоту, подавленное настроение, беспокойство в поисках струи свежего воздуха. Он страдает от раздражения, эманаций вражды, грубости и пошлости. Психические яды  действуют на него ещё сильнее физических: от соприкосновения с ними он болеет тяжелее и длительнее… Сердце его страдает от разрушительных сокращений земной коры; он чувствует невыносимую тоску от соприкосновения с тонкими газами подземных недр, которые обычно вырываются на поверхность при землетрясениях. Подавленность духа возникает при массовых убийствах, при разрушительных действиях множеств, при нагнетании психической атмосферы накануне восстаний, войн и других подобных явлений.

Все могут представить, как тяжко состояние отравления. Но трудно, почти невозможно описать страдания высокого духа от несовершенных проявлений жизнедеятельности планетных обитателей. Это невообразимо ужасно! Острые мозговые явления: тошноты, страшные головокружения, спазмы и расширения сосудов, вызывающие острые головные боли, сменяющиеся длительными болями в области сердца и грудной клетки; боли становятся иногда колющими, звездообразными, напоминающими ощущения сердца, пронзенного кинжалом. Иногда эти боли становятся невыносимыми и смертельно опасными

Сердечные боли сменяются страшными болями в суставах, в спине, с печени, почках, в солнечном сплетении, в пояснице, в желудке. Появляются ломящие, тянущие боли в руках и ногах. Появление различных  опухолей внутренних органов, гортани, суставов, мышц, всё это иногда чередуется, иногда выступает страшным аккордом. Боли под лопатками заставляют сутками сидеть в кресле, и каждое дыхание или движение причиняет невыносимую боль, напоминающую боль повешенного за ребро за железный крюк. Но эти физические  пытки не могут соперничать с ужасом духовных удуший, смертельной тоской, безысходной подавленностью. Особенно тяжко было существование высоких духов во дни Армагеддона, когда отравление планеты достигло невероятных масштабов. Но именно в эти годы произошло явление полного раскрытия всех центров Матери Агни Йоги. Можно попытаться представить, через какую страшную Голгофу прошёл этот высокий дух, и всё же это невообразимо.

Однако, мало кому известно, что такая реакция на яды земные, психические, мысленные и духовные происходит от того, что в силу великого Закона (Космического Магнита) , которым проникнуты все явления Космоса, эти яды притягиваются к светоносный ауре подвижников (этот же закон объясняется нападения тёмных), то есть уничтожаются. Появление такой         ауры способно предотвратить губительное землетрясение, остановить катастрофическую бурю, отвратить ужасную эпидемию, остановить восстание или войну. Может быть, такое заявление покажется кому-то слишком фантастическим, но что будет с ним, если сказать, что действие излучений подобного духа простирается даже на дальние миры?!

Зато  мощные космические силы, спасительные тонкие энергии притягиваются  в огромном количестве Высокими Духами. Эти энергии идут не только на тушение пожаров подземных сил, не только на нейтрализацию губительных ядов, не только на успокоение умов, они зажигают в сердцах людей новые прекрасные чувства; они внедряют в сознание людей новые идеи, разрешают сложнейшие проблемы, приносят новые науки, новые изобретения, новые творения искусства и  знания, новые социальные сдвиги. Они несут очищение и возвышение жизни на огромном пространстве. Притянутые в духовную атмосферу Земли, запечатлённые на её клише, это тонкие энергии живут и действуют не дни и не годы, но многие века. Светоносец, притянувший из Беспредельности эти дары пространства к Земле, может уже давно не только умереть, то есть покинуть земной план, но и уйти на дальние миры, как это было, например, с Платоном, а притянутые им энергии будут тысячелетия действовать на человечество, возбуждая в нём высокие стремления».(2)

Описывал так подробно страдания Елены Ивановны Рерих в период раскрытия нервных центров, А.П. Хейдок потому, что знал о них не понаслышке. Его судьба, полная драматических событий, дала и ему пережить многие сходные явления.

                                EIaura2

                     Фотография Елены Ивановны Рерих с аурой, сделанная С.Н.Рерихом 06.03.1924¹

В заключение Альфред Петрович сказал: «Невежды, соприкасавшиеся с Матерью Учения в жизни, и в силу малости своих сердец не ощутившие величину этого Великого Духа, возмущаются: ничего такого особенного не было в этой женщине, жила она так же,  как и другие. Как же сказать им, что именно это обстоятельство, что Матерь Учения здесь на Земле, среди людей, не уходя из жизни, но идя её верхними путями, совершила величайший невидимый надземный подвиг, что искупив в себе грозные удушающие и разрушительные силы, она принесла из самых высоких надземных сфер Учение, которое ляжет основанием Нового Мира, новой великой и прекрасной ступени эволюции человечества. Опыт Её открыл ворота обнищавшему, замученному человечеству в Новый, Золотой или Огненный век, где главный храм будет посвящен Красоте.»(2)

Примечание:

¹ На этой фотографии Елены Ивановны Рерих отчетливо видна аура. Елена Ивановна писала: «…У нас есть один снимок с аурой. Он был сделан совершенно случайно, без всякой мысли о снятии излучений. Интересно отметить, что снимок был сделан утром и у окна. И аура субъекта, будучи пурпуровой или фиолетовой и потому трудно уловимой в силу своих тонких вибраций, тем не менее, достаточно ярко запечатлелась, и именно в форме ауры, когда излучения уже исчезли из нижних конечностей и поднимаются вверх от центра солнечного сплетения. Конечно, между снимающим и снимаемым существовала полная гармония, и помещение было наполнено лучшими эманациями. Кроме того, позднее было Указано, что Вл[адыка] хотел запечатлеть эту ауру, потому и помог выявить её…» (Из письма Е.И.Рерих А.М.Асееву. 30.07.1934г.) Цитируется по статье А.В.Зубкова «Цифровая обработка и анализ фотографии ауры Е.И.Рерих» Журнал «Дельфис» №1/101 2020 стр.29.

Огненный опыт

Елена Ивановна Рерих пережила огненный опыт открытия центров во время Тибетского похода зимой 1927-1928годов. Это были четыре месяца ледяного плена на плато Чантанг на высоте 5000 метров, когда морозы достигали 25-45 градусов по Цельсию. Наиболее подробно об этом периоде жизни Елены Ивановны рассказали А.В. Владимиров в книге «Урусвати» и Н.Е. Ковалева «Елена Рерих. Заклятие огня». Приведём отрывки из книги Н.Ковалевой:

«В адских условиях холода, голода, ураганных ветров и небывалых колебаний температур Елене Ивановне предстояло пережить опыт открытия, или возжжения, не просто отдельных энергетических центров, а сразу всех — или, во всяком случае, всех основных.

Почему Учитель предпочел осуществить главную фазу Огненного опыта именно тогда, в столь сложный период, когда на карту фактически была поставлена сама жизнь участников экспедиции? Дело в том, что последствием возжжения основных центров была особая реакция организма, выражавшаяся в выделении сверхинтенсивного тепла. Тело человека, осуществлявшего этот опасный опыт, превращалось как бы в живой генератор энергии, наполненный внутренним жаром. Малейший перегрев организма в данном состоянии был смертельно опасен, так как мог привести, к так называемому, пожару центров и, как следствие, мучительной смерти. Именно в силу этого, подобный духовный опыт мог осуществляться лишь зимой, в условиях высокогорья и самых низких температур воздуха.

 

                            tumo

                                                   Н.К. Рерих. ”На высотах. Тумо”¹. 1936

 

На тибетских высотах, где оказались в ту суровейшую зиму Рерихи, присутствовали два главных условия для осуществления этого рискованного эксперимента: холод и относительно чистая (в силу малонаселенности тех мест) психическая атмосфера высокогорья. В письмах последователям Елена Ивановна отмечала², что время самого опасного этапа огненной трансмутации организма она провела на высотах 16−17 тысяч футов³.

Конечно, опыт Елены Рерих проходил бы намного безопаснее и спокойнее, если бы осуществлялся во время обычного продвижения экспедиции по намеченному маршруту, а не в период ее ареста и нахождения под стражей в крайне суровых условиях. Но выбора не было, время пребывания в условиях высокогорья и зимних морозов нельзя было упускать, и опыт состоялся, невзирая на козни врагов.

 Учитель М. в тот сложный период передавал Рерихам:

”Посылаю вам Мое терпение. Скоро придете в движение, но, Фуяма, запасись терпением с людьми, помни, что ты стоишь перед гидрой Ан[глии]. Не умаляю вас, но делаю гигантами. Предвижу малодушие окружающих, но канун Праздника всегда хлопотлив. Каждая кажущаяся преступность содержит нечто предусмотренное Мною”⁴.

Все знают, что индийские и тибетские йоги обладают способностью развивать в своем теле такое тепло, что не замерзают на горных высотах в самые сильные морозы, и более того — еще и высушивают на собственном теле мокрые простыни, сидя в позе лотоса на снегу. Подобное интересное явление запечатлел Н. К. Рерих на своей картине “На высотах. Тумо“.

В ходе самой опасной фазы Огненного опыта, пройденной Еленой Ивановной зимой 1928 года, ей также предстояло испытать эффект туммо, или “внутреннего огня”. Реакция ее организма на воспламенение сразу нескольких высших центров напоминала состояние тибетских йогов, практикующих туммо — при страшном холоде, от которого страдали все члены экспедиции, ее тело излучало нестерпимый жар. Но это было лишь неизбежным следствием высшей степени

раскрытия ее центров, а не намеренно вызванным эффектом. А поскольку излишнее тепло было крайне опасно для состояния нервных центров, ей приходилось спать на резиновых мешках, наполненных ледяной водой, и вдобавок для охлаждения периодически опускать руки и ступни ног, в стоящие рядом с ее постелью емкости, наполненные снегом. И это было в неотапливаемых помещениях, во время зимних морозов!

Зинаида Фосдик писала в своем дневнике:

“Е. И. рассказывала, как у нее из всего тела идет жар. Из ступней ног, когда они были в пути, шел как бы огонь; во время сильнейших морозов она заходила в палатку и мылась, чего никто не мог делать, затем, ложась в ледяную постель, чувствовала через пару минут сильнейший жар”.⁵

Много лет спустя Елена Ивановна писала:“… огненные процессы могут происходить только на больших высотах, в тишине и под наблюдением Гуру. Так, и настоящее “тумо” может оявиться только на высотах и среди ледяной атмосферы, иначе человек сгорит. Мое “тумо” произошло на высоте в 17 тысяч футов среди ледяной температуры, под наблюдением Великого Владыки, и все же я явилась на пожаре центров. Три дня моя жизнь висела на волоске, но, конечно, Луч Великого Владыки спас меня, но все же я опалила тогда мое тонкое тело“₆.

Конечно, не стоит думать, что духовный опыт Елены Ивановны был подобием того, что и в наши дни совершается тибетскими и индийскими йогами в гималайских снегах. Та степень открытия и трансмутации центров, которую прошла Елена Рерих под руководством Учителя М., была и остается непревзойденной. Результаты этого опыта, по словам Махатмы М., также были уникальными и не имели аналогов за всю историю существования различных видов йоги на нашей планете.

”Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Матерью Агни Йоги, — редчайшее достижение. Эта степень огня называется степенью уявленного, идущего архата“,—свидетельствовал Учитель.₇

Однако  эта степень раскрытия центров сопровождалась и наивысшим риском для жизни (не говоря уже о здоровье) сотрудницы Махатм, поскольку сильнейшее напряжение, испытываемое физическим организмом, делало его особо чувствительным к неблагоприятным внешним факторами давало большую нагрузку на сердце.

 

                                           e i rerih i yu n rerih v centralno aziatskoj ehkspedicii

                                            Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи в Тибете.1928г.

 

Спустя много лет после этих событий Елена Ивановна писала об этом эпизоде Огненного опыта: “Сейчас мое слабое место — сердце, оно немного пострадало при Огненном опыте, особенно после происшедшего общего возгорания центров, которое случилось у меня на высотах Тибета из-за отравления аргальным, или кизячным, дымом, которым наполнена была стоянка, местечко Нагчу. Я была спасена лучом Великого Владыки, но горение было ужасное. Несколько дней я изредка глотала льдинки мороженного молока. Центр гортани был настолько воспламенен и запух, что с трудом могла проглотить слюну. Там же случилось и второе возгорание, но менее сильное. Достаточно сказать, что при температуре от 15 до 20 градусов по Реомюру⁸ ниже нуля в неотапливаемом помещении я лежала в одной рубашке и едва переносила простыню на ногах; шея, грудь и руки до плеч были обнажены”⁹.

Фрагменты дневниковых записей, сделанных Еленой Ивановной в это время, позволяют хотя бы приблизительно представить, какой ценой завоевывались духовные достижения Огненного опыта: ”Моя болезнь, воспламенение синтезирующего горлового центра, усилилась. Боль ужасна, отек всей области рта, не пошевелить языком. Никакие лекарства не помогают. Видение голубого луча, сильно вибрирующего”.¹⁰

“Учитель отменил все лекарства, возможно лишь холодное молоко и холодные компрессы на горло. Несмотря[на то], что в комнате температура 4° и 5° ниже нуля по Реомюру, лежу на резиновом мешке, наполненном ледяной водой. Сильный жар”¹¹.

”Ночь, — горение в горле ничем не утолить. Жар, обжигающий руки, сердце летает, а не бьется, иногда ощущаю его в горле или же под лопатками и даже в боку“¹².

Махатма М. немедленно пришел на помощь своей сотруднице. То же самое сделал и Его ближайший соратник Махатма Кут-Хуми, в то время находившийся уже на Тонком плане бытия, что в ряде случаев делало его помощь особенно быстрой и эффективной. Чтобы помочь организму Елены Ивановны справиться с этим опасным состоянием, Учителя направили на нее мощные потоки целительных энергий, называемых в Агни-Йоге лучами. В эти трудные дни и ночи жестоко страдавшая от нестерпимого жара и боли Елена Ивановна видела астральным зрением постоянно вибрирующий над ней голубой луч Учителя, лечивший ее. ”Голубой луч все время действует“¹², — писала она в своем дневнике.

В одну из тех мучительных ночей Елене Ивановне предстало видение, в котором она увидела рядом с собой Учителя Кут-Хуми; она поняла, что, помогая ей справиться с пожаром центров, Учитель пренебрег личной безопасностью, и из-за этого Его аура была опалена. Вскоре Махатма М. подтвердил этот факт, сказав, что Учитель Кут-Хуми ”получил несколько ожогов при тушении пожара Урусвати, но это не раз случается с Нами, когда в астрале нужно спешить переменным током. Урусвати помнит голубой луч, действовавший во время сильного огня“¹³.

В дальнейшем, отвечая на вопрос своей ученицы по поводу свойств этого луча, Махатма сказал, что это был луч успокоения, примененный Им, когда пожар грозил распространиться на центры слуха и Третий глаз¹³.

Н.К. Рерих очень переживал из-за того, что здоровье и жизнь Елены Ивановны подверглись такой опасности; Махатма М. знал о переживаниях художника и даже отметил это в своих сообщениях.

Наконец состояние Елены Ивановны стабилизировалось. Самая опасная фаза Огненного опыта была пройдена, но трудности духовной работы Елены Ивановны на этом, конечно, не закончились. В дальнейшем у нее было еще два или три случая крайне болезненных и опасных возгораний центров, и надо было обладать необычайным мужеством, чтобы продолжать эту в высшей степени самоотверженную работу, не боясь самых тяжелых последствий.

В ранее цитировавшемся письме Елена Рерих писала:

“…весь [19]29 и [19]30 год с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяной водою, и у кровати моей стояли лоханки, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки. В те дни мои милые русские девочки, убирая мою комнату и постилая постель, постоянно

получали сильные электрические разряды от моих вещей. Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебряного или же лилово-серебряного огня. Конечно, этот огонь виден был окружающими. Истинно, сон Валькирии, окруженной огнем, не сказка. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей с записями этого Огненного опыта. Пусть эти краткие описания послужат вехами“⁹.

Как известно, следствиями этих проявлений стали необычные духовные способности, обретенные Еленой Ивановной.(3)

__

Примечания:

1.В те времена было принято писать ”тумо“ с одной “м”. —Прим. авт.

2. Рерих Е. И. Письма от 11.12.34 и от 23.01.51.

3. Около 5000 метров. — Прим. авт.

4. Дневник 29.10.27

5.  Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. Запись от 29.08.28.__

6. 2 Рерих Е. И. Из письма от 23.01.51.

7. Беспредельность, часть 1, 82.

8.  Температура 15−20 градусов ниже нуля по Цельсию

9.Из Письма ЕИР от 22.05.39

10.Дневник от10.02.28

11. Дневник от 11.02.28

12. Дневник, 12.02.28.

13.  Дневник, 17.02.28.

 

Ледяной плен

 

Измученные холодом путешественники страдали от цинги, отсутствия топлива и продовольствия.  Из-за перепадов температур в условиях высокогорья у многих путников случались сердечные приступы. От бескормицы и небывалых морозов умирали мучительной смертью караванные животные, что ещё более терзало души путешественников.

«И в таких кошмарных условиях члены экспедиции были вынуждены провести четыре месяца, всю суровую тибетскую зиму. В ходе той беспримерной зимовки караван экспедиции практически полностью погиб. Здоровье людей было сильно подорвано нечеловеческими условиями, в которых они оказались. Четверо спутников Рерихов не пережили ужасных условий той зимовки. Морозы в ту зиму были столь интенсивны, что жертвами их становились и местные жители: заболев пневмонией, умерла жена того самого майора, который со своими солдатами сторожил арестованную экспедицию.

 

                           zima

                                 Экспедиция Рерихов на плато Чантанг. Палаточный лагерь. Зима 1927-1928гг.

 

В повести ”Сердце Азии“ Н. К. Рерих писал: ”У Е. И.пульс доходил до 145, и наш доктор прибавлял: ”Ведь это пульс птицы“. У меня вместо обычных 64 пульс был 130. У Юрия, у Богдановых пульс держался около 120. Доктор пророчил самые мрачные перспективы и писал докторские свидетельства о том, что задержание в таких условиях равняется организованному покушению на убийство“(3). По воспоминаниям Н. К. Рериха, экспедиционный врач говорил ему, прощаясь вечером: ”До свиданья, а может быть, и прощайте — вот так люди и замерзают».(3)

Известный последователь Учения Агни Йоги Александр Владимирович Владимиров так пишет в книге «Урусвати» об этом испытании холодом во время Тибетского похода:

«За полтора года до Тибетского похода в месте Будды, в Хотане, Учитель передал Рерихам Указ Матери Мира. В Указе назывался стержень и, как станет понятно позже, главный смысл предстоящего похода:

“21.12.1925. Сегодня большой день – Матерь Мира поручает Урусвати Тибетский поход – Она видит успех, если рука женщины будет у руля. <…> Дух Мой преклоняется перед мудростью Матери Мира. Искры красоты сияют в радуге звёзд”.

Во время Тибетского похода произойдёт первое возгорание центров огненного тела Урусвати. Это случится в месяце Водолее, в 1928 году – годе вхождения Урана в астрологический Знак Овна. Такое вхождение Урана знаменует приход на планету один раз в 84 года на семь лет Космического огня особой напряженности и качества. В Тибетском походе будет дана ключевая часть Учения – книга Агни Йога. И здесь на завершении Тибетского похода, когда Рерихи будут находиться у истоков Вед, Учитель назовёт Урусвати Матерью Учения Новой Эпохи, Матерью новой Йоги.

 По тому ужасному положению, в которое попадёт экспедиция Рериха в Тибете, можно сказать, что все её участники побывали в аду. Так устроено, что крутому подъёму на высокую жизненную ступень предшествует бездна. Для Рерихов после Тибета началась совершенно другая жизнь, после Тибета для многих они стали живой легендой. Тогда как вся их прошлая  петербургская жизнь, их причастность к старому миру сгорели. Из Тибета вернулись совсем другие люди.

 

Каменная пустыня Чунарген на высоте 5000 метров с разрежённым воздухом и гнетущими магнитными бурями – здесь экспедиция Рериха на пути к Лхасе будет остановлена 6 октября 1927 года и пробудет несколько месяцев в лёгких палатках на открытом и одновременно сыром и болотистом месте. Само название реки Чунарген, давшей наименование этой унылой и безрадостной местности, переводится как “река старости”. И таких холодов, как тогда в Тибете давно не было. В окрестных селениях почто весь скот той зимой падёт. В результате к мучительному холоду добавится крайне убогое, однообразное питание участников и даже голод…

 

                        gibel jivotn

                                                   Погибающий караван экспедиции.

 

17 декабря палаточный городок экспедиции с Чунаргена по указанию Учителя переместится на новое место вблизи монастыря Шаругон. Как впоследствии окажется, для Урусвати понадобится молоко, и ”по-случайности“ только при этом монастыре его можно будет получить в необходимом количестве. В результате падежа и истощения скота из-за необычайных холодов получить молоко в остальных окрестных местах станет невозможно.

После переезда в Нагчу Учитель Сказал  Елене Ивановне в беседе от 07.12.27: ”после трудностей будет некоторый отдых. Здесь вы прошли режим холода, это один из нужных режимов. Довольно“.

07.01.28 Елена Ивановна записала в Дневнике : ”Видела разложение солнечного луча на искры Фохата“.

В Беседе  от 24.01.28 Учитель говорил : ”… [Урусвати] потребовался необходимый режим холода, следствия были блестящи. Без особых потрясений организма удалось представить грануляцию Фохата, иначе говоря, получить так называемое призматическое зрение <…> Это трудный опыт, и Мы радуемся за Урусвати, ибо физическое тело редко воспринимает тончайшие энергии (Фохата)“

В Беседе от 17.02.28 Учитель отмечает волнение Николая Константиновича за состояние здоровья Е.И. : “Фуямы озабоченность очень велика. Конечно, нельзя не заботиться о здоровье Урусвати. Явление утомления нужно будет изгнать длительным отдыхом [в Индии], на который вы имеете право. Такие явления, как Фохат не могут не утомлять, но зато наслоение опыта не завершается без подобных проявлений”.

 

painting id916 NKR Chantang Severnyy Tibet 62 Chan Tang Severnyy Tibet

                                           Н.К.Рерих Чантанг. Северный Тибет. 1939г.

 

24 февраля 1928 года  у Урусвати произошло огненное возгорание, открывшее новую эпоху для эволюции человечества.

Это было первичное возжжение огненного тела Урусвати пламенем высокого огня. Возжжение произошло под знаком созвездия Матери Мира (зодиакального знака Рыб). Еще семь лет назад Урусвати был назван год этого величайшего события. Урусвати тогда записала:

“13.11.1921. Рука Учителя указывала на циферблат часов, на месте восемь сияла звезда. Рука Учителя переводила стрелки, причем, задержалась слегка на 2, затем перевела на восемь, где сияла звезда, и из звезды загорелись два луча: синий и розово- лиловый, которые дали вместе сияние чистого пурпура. - Часы счастья [ скажет Учитель]”

24 февраля 1928 года можно считать началом эры Агни Йоги, началом рождения или возжжения из обычного состояния человека нового для земной эволюции тела.

На следующий день Учитель провозгласил:
“25.02.1928. Обнародование Агни Йоги принадлежит Урусвати, ибо Она утвердила Учение своими огнями”.

“29.02.1928. Дала целую новую форму Йоги”.

“02.03.1928. Можно сравнить Агни Йогу со Звездою Утра, которая возвещает близость света”.

“24.03.1928. //День Учителя// Иерархически справедливо решил, что подвиг [Урусвати] внесения новой Йоги выше других поручений.

На завершение Тибетского похода на вопрос Урусвати: ”Не понимаю, почему я могу называться Матерью Агни Йоги?” – было  Отвечено: “Но теперь Йога получила форму, и давно ты обещала принести себя ей”. (07.05.1928)

Много позже Владыка пояснил:
«Урусвати уявилась на процессе разъединения трёх тел на высотах Тибета. Явление пожара совпало с процессом разъединения трёх тел.
Урусвати уявилась на огненном опыте, который недоступен без разъединения трёх тел. Ярая Огненная Йога доступна только при разъединении Трёх Тел. И Урусвати уявилась на пожаре центров от дыма костров. Урусвати уявилась тогда на ассимиляции тончайших энергий и была отравлена дымом от костров» (Тетр. 199, с.57)¹.
«Урусвати не знала, что едет в Тибет на ярые высоты, чтобы стать там Йогиней. Урусвати приобщилась там к огням» (Тетр. 202, с.39)¹.

Возгорание огней у Урусвати в Тибете произошло, казалось бы, среди целого ряда необычных феноменов, сопутствующих Урусвати всю жизнь. Но по значению для эволюции планеты это возгорание оказалось самой главной целью Тибетского похода, когда Урусвати смогла подойти близко к Твердыне и Генеральному Камню с Ориона. Только в это время, когда один раз в сто лет на планету приходит волна Пространственного Огня, и только на значительных высотах, в окружении холода и, вероятно, при особо напряжённом магнетизме возле границ Шамбалы, подобное оказалось возможным. Во всяком случае, для самого первого в истории человечества подобного возгорания.

 “Космос сходит на Землю однажды в столетие. Облекитесь в сознание необычного”. (04.05.1927)- будет Сказано за полгода до этого события.

Этого события, к которому Урусвати постепенно вели ступени её прежних воплощений, Белое Братство ожидало тысячелетия! “Как ни трудно мешать великому сроку, когда все части собирались тысячелетиями. Через тысячелетие намечается нить плана”. (09.04.1924)

 

NK Brama

                                      Н.К.Рерих Брахмапутра.1945г.

 

Поздно ночью 19 апреля 1928 года, после полутора месяцев трудного пути из Нагчу, экспедиция вышла к левому берегу священной реки Брахмапутры в месте Сага-Дзонг, где в течение трёх дней задержалась для оформления документов для дальнейшего продвижения в направлении Индии. Здесь когда-то был Ашрам Братства (28.03.1928). Отсюда уходит дорога на запад к легендарному озеру Манасаровар, расположенному отсюда в 450 километрах. Там берёт начало Брахмапутра…“

”Мы походим к Брахмапутре, - напишет Рерих, той самой, которая берёт исток из священного озера Манасаровара – озера великих Нагов. Здесь родилась мудрая Ригведа, здесь близок священный Кайлас, куда ходят пилигримы, предчувствуя, на каком великом пути лежат эти места… Брамахпутра, сын Брамы, овеяна богатым узором преданий, она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаровар близок… началу великого Инда. Там же родилась и Ариаварта.”(Н.К.Рерих “Алтай-Гималаи”)

“… Ближе к области Шигадзе, - пишет Рерих в другом месте, - на живописных берегах Брахмапутры и в направлении к священному озеру Манасаровар, ещё совсем недавно существовали Ашрамы Махатм Гималаев. Когда вы знаете это, когда вам известны факты, окружающие эти замечательные места, вас наполняет особое чувство. Здесь ещё живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Они называют их “Азары” и “Кутхумпа”. Некоторые жители помнят, что здесь была, как они выражаются, религиозная школа, основанная Махатмами Индии”(Н.К.Рерих “Сердце Азии. Шамбала”)

В месте древнего зарождения Вед – Коренного Учения, данного всей нынешней нашей Пятой Расе, в ночь на 21 апреля 1928 года Великий Владыка торжественно произнёс заключительную формулу для книги «Агни Йога» - книги, именем которой названо Учение для нового цикла человечества:

Дано в долине Брамапутры, взявшей исток из озера Великих Нагов, хранящих заветы Риг-Веды.

«Я положил основание Агни Йоги на четыре конца, как цветочный пестик.

 Я утвердил Агни Йогу столпами ступней Моих и в руки принял Камня огонь.

Я дал огненный Камень той, которая по решению  Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание Пространственному Огню.

Струи этого огня запечатлелись на Камне при великом полете перед ликом Солнца. Туман искр закрыл вершину Хранительницы Снегов, когда Камень совершил огненный путь с юга на север в Хранимую Долину».

 «Знаки Агни Йоги. Послесловие»

derjatel mira

                                            Н.К. Рерих. Держательница Мира.1933 (Камень несущая)²

Примечания

¹ Тетради сокровенных Записей Е.И.Рерих из Архива Московского ”Музея Рерихов .

² Коллаж картины со странички А.В.Владимирова ВКонтакте

 

Чудесные дары

 

Миссия Урусвати стать Матерью Агни Йоги и принести Учение Новой Эпохи в мир облегчалась духовной связью с Учителями с помощью Камня – осколка метеорита, упавшего с одной из звёзд созвездия Орион, который, по древним преданиям, обладал особым излучением, оказывающим на сознание людских масс мощное духовное воздействие.

Камень, упавший с Ориона, хранится в Братстве, — Говорил Учитель Е. И. Рерих в 1924 году. — Осколок  его посылается в Мир сопутствовать мировым событиям и своею внутреннею магнетическою силою держит соединение с Братством, где лежит главное тело Камня. Принцип простого  магнита. Не только символ, но и телесное сродство  держит напряженный провод.

Через этот провод  легко охранить призванных, и тебе было показано, в какой лабиринт ввергает утрата его“.¹ (3)

А.Вл.Владимиров пишет в своей книге «Урусвати»:

«6 октября 1923 года накануне памятного дня Сергия Радонежского в обычной почтовой посылке в гостиничный номер Рерихов в Париже был принесён древний ларец с Камнем Чинтамани.²

«Как к жару и как ко льду привыкнуть надо, так надо привыкнуть  и к излучению Камня. Каждый Камень Носящий должен тихо пожить с ним. Дурман лучей невидим, но жар тайный сильнее радия. Елей льётся невидимый. Явно же Камень покоится на ткани родины своей» (Беседа Учителя 10.09.1923).

 

                                              stone

                            Фотография Камня  на шелковой вышитой ткани. В центре Камня заметное отверствие -                               по преданию, один из его прошлых обладателей, Соломон, приказал взять часть вещества                                 терафима для своего перстня. По совету Учителя Рерихи сфотографировали легендарный                          терафим; эти снимки получили несколько самых преданных их учеников в Америки и в лругих странах.

 

Хозяйкой и это ларца и самого Камня была названа Урусвати: «Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь на тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь со своим суждённым путём».(09.03.1924М)

«Когда нужно, Камень прикасается к хозяйке»(20.05.1924)

«Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги…» (Послесловие к книге «Агни Йога»)

Встречались сведения, что Урусвати впоследствии, после адаптации к излучению Камея, носила его на шее». ³ (4)

После экспедиции в январе 1929 года семья Рерихов обосновалась в  местечке Наггар, расположенном   в долине Кулу – самой красивой долине Гималаев на севере Индии в обширном, тихом доме в окружении величественных горных пиков.

«Долина Кулу носит название Серебряной долины, - писал Юрий Рерих. - Достаточно посмотреть на серебристые шапки снегов на гималайских вершинах или окинуть взором цветущие деревья долины, словно осыпанные снегом, чтобы понять, что её недаром назвали таким именем».

Усадьбу Рерихов в Наггаре и дружную небольшую общину при ней Учитель, а также сами Рерихи называли Ашрамом.

 

dom kulu

 

Долина Кулу, где располагался Наггар и усадьба Рерихов в прежние времена являлись частью легендарной Ариаварты- цитадели Ариев. «… Ариаварта, - поясняла это название Елена Ивановна, – есть Северная часть Индии, долины среди Гималайских гор, где основались выходцы из Средней Азии после гибели Атлантиды. (Е.И.12.04.1935).

Долина Кулу, Наггар, как оказалось, имели следы Будды, Христа и Майтрейи. В Беседах в то время сообщалось:
ВЛ:”Потребуйте от Махараджи показать вам древние храмы [в окрестностях Наггара], ибо можно найти следы буддизма. Учитель ведёт вас древними местами. Проходил здесь Сам Будда“. (25.12.1928)

ЕИ:”Учитель говорил, что мне суждено прославить место Будды, но сюда земли Шакья племени не простирались“.

ВЛ.: ”Здесь [в Наггаре] место Будды, ибо Он шёл здесь и был близок духом  [с этим местом] в последние минуты“.

ЕИ: ”Когда проходил Он здесь?“

ВЛ: ”После снегов Он увидел первую цветущую долину“.

ЕИ: ”Откуда шёл Он?“

ВЛ: ” Из Ладака“.(03.02.1929)

”И здесь лежал древний путь в Братство. Обернитесь и заметьте, что Кулу – единственная плодородная долина к северу. Будем захватывать это место, где гряда так напоминает Нашу западную цепь“. (21.01.1929)

ВЛ: ”Думаю чудо Чаши Будды перенести в Наггар из Лоб-Нора. Думаю, что утерянная Чаша будет вновь найдена… Нахождение Чаши в Наггаре даст центр Буддизма [на Гималаях]. Урусвати слышала о чуде, именно чудо будет полезно“.

ЕИ: ”Будет ли надпись на Чаше?“

ВЛ: ” Надпись может быть на сосудах погребения. Но Чаша Татхагаты должна светиться!“

ЕИ: ”Как узнать?“

ВЛ: ” Будут указания“. (10.03.1929)».(4)

 

                 Semya v kulu

Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич в Кулу. 30-е годы

 

В 1931 году Рерихи получили  осколки нового метеорита из созвездия Орион, упавшего в Гималаях.    Н.Е.Ковалева пишет в книге «Елена Рерих. Заклятие огня»:

«В дневнике Е. И. Рерих в январе 1931 года было записано: ”Недавно новый осколок мория упал в Гималаях, Сестра Урусвати видела его. Он так плотно внедрился в скалу! Пусть пока лежит. Может быть, соберу для вас кусочки, тоже ценные. На всякий случай держите готовыми тонкие серебряные листочки для обертывания явленных зерен“⁴.

Серебро не случайно было выбрано Махатмой М. для обертывания камней: издавна на Востоке считалось, что этот металл является сильным проводником духовных энергий. Как следует  из дневников и писем Е. И. Рерих, Учитель несколько месяцев держал собранные фрагменты метеорита в своей Башне, чтобы наполнить их своим магнетизмом (или психической энергией).

В июле 1931 года, во время пребывания Рерихов в Кейлонге, Махатма М. сообщил: ”Когда Урусвати найдет 24 камня, она обернет их в серебро. 12 пошлет в Америку, где они будут храниться в Башне, и 12 — в ”Урусвати“ до дальнейших приказаний. Так постоянно Мы действуем по решенному направлению“⁵.

Башней Учитель М. называл самый верхний этаж построенного в форме пирамиды Мастер-билдинга. Он представлял собой одно-единственное помещение, в котором сотрудники Рерихов проводили особо важные совещания.

Обещанные Учителем камни появились в комнате Елены Рерих уже через неделю после получения этого сообщения.

В письме американским сотрудникам Елена Ивановна сообщала, что передаст им 12 фрагментов метеорита как знак особого доверия Учителя:

 ”Обещанные 24 осколка метеорита присланы 26 июля, проснувшись, я увидела их на окне у моей постели. Они лежали на красном плате у подножия бронзовой фигуры Майтрейи, двумя кучками, по 12-ти в каждой. (…) Я поступила по Указу и обернула каждый камешек в серебро, причем испытывала необычайный прилив физических и духовных сил, видимо, магнетизм их передавался мне. Ояночка отвезет 12 в Америку, где они будут храниться в Башне до дальнейших Указаний. Подумайте, камни эти лежали столько месяцев в Башне Владыки! Сколько  накопилось на них Его благословенной и мощной психической энергии!“⁶

 

Portret

                 С.Н.Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих ( с ларцом и Камнем в нём) 1937.

 

С получением  фрагментов нового метеорита с Ориона чудесные дары Учителя М. не закончились. В 1934 году Рерихам была прислана древнейшая реликвия огромного значения. Они получили Чашу Будды — хорошо известный на Востоке священный предмет, овеянный легендами.

В сознании  народов Востока Чаша Будды ассоциировалась прежде всего с Буддой Гаутамой, — согласно легендам это была та самая чаша, в которую Будда, по древней традиции собирал подаяние, как и другие  аскеты. Но в действительности реликвия, называемая Чашей Будды, имела гораздо более древнее, добуддийское происхождение.₇

Незадолго до получения Чаши Будды Елена Ивановна готовила к изданию третью часть книги ”Мир Огненный“из серии ”Агни-Йога“. В этой книге был параграф, раскрывающий философский смысл известного с глубокой древности символа Чаши:

 ”Символ Чаши с давних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означал всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. Все  самое высокое во благо человечества  нуждается в этом знаке. Чаша Грааля и Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом  символе. Все образы героев духа могут быть изображены, как несущие Чашу“⁸.

 

Chasha1

 

Чаша Будды появилась в доме Рерихов внезапно и неожиданно для них самих, в полном соответствии с древней традицией, упоминаемой в легендах. Точная дата ее появления неизвестна. Тридцать первого декабря 1933 года Махатма М. сказал своей сотруднице во время Беседы:

 ”Чашу, которую найдете, не везите на Алтай, но положите в крепкий ящик без гвоздей и заройте здесь, как и где захочет Урусвати. На Алтай возьмите Камень“⁹.

Судя по дневниковым записям Елены Рерих, знаменательный дар был обнаружен только 3 марта 1934 года. Именно в тот день в ее дневнике появилась запись диалога с Учителем о появлении Чаши в доме Рерихов. Елена Ивановна посетовала на то, что не она первая¹⁰ обнаружила реликвию и даже высказала предположение, что ее чувствознание оказалось притупленным, в связи с чем, она не догадалась о том, когда именно необычный дар появился в доме. Однако в действительности, как сказал Учитель, в те дни все силы Урусвати были направлены на работу Учителей по гармонизации стихии подземного огня, в связи с чем, ее внимание было занято лишь этим.

В записях дневника говорилось:

 ”Между тем нужно признать как главное, что Магнит в Ашраме¹¹. Так горевал, что Ур[усвати] огорчалась, ибо все чудесное и великое происходит через Урусвати. Эти дни были очень напряжены, и Мы в кровавом поту останавливали землетрясение. Не нужно пенять на чувствознание  Урусвати. Если бы больше понимали мощь Владычицы Урусв[ати], то многое было бы иначе, ибо магнитная мощь велика. Будем радоваться, что Магнит в Ашраме. Чаша — дар Отца дочери. Это пусть все запомнят“¹².

Махатма М. подчеркнул тот факт, что Чаша Будды — мощный духовный магнит и величайшая реликвия Белого Братства — была послана именно Елене Ивановне, его ближайшей духовной соратнице и сподвижнице.

С. Н. Рерих полагал, что Чаша появилась в их доме 3 января 1934 года. В письме отцу и брату, находившимся в то время в экспедиции, Святослав Николаевич сообщал: ”Чаша найдена. Ранние египетские чаши и гончарные произведения до 3200 года до Р.Х. имеют тот же рисунок. Я рисую несколько видов Чаши. Очевидно, она была принесена 3 января. Воистину: ”Чудо у дверей“¹³.

С. Н. Рерих запечатлел реликвию на своих полотнах, как и ларец с Камнем Чинтамани»(3).

 

8 budda chass

                   С.Н.Рерих Чаша Будды.

 

Примечания:

¹ Дневник, 03.05.24.

² От санскритских слов ”чинта“ — мысль и ”мани“ — драгоценность, драгоценный камень.

³ Беседы от 26.03.1927 и 08.03.1927.

⁴ Дневник, 28.01.31.

⁵ Дневник, 09.07.31

⁶ Е.И.Рерих. Из письма от 29.07.31

₇ См. статью на нашем сайте «Чаша Будды»

⁸ ”Мир Огненный часть ,49“

⁹ Дневник, 31.12.33

¹⁰  Чашу первой увидела Рая Богданова, помощница Рерихов по хозяйству. Чаша Будды была обнаружена в гостиной дома Рерихов на полке среди сокровенных книг, у триптиха ”Fiat Rex!“

¹¹ Магнитом здесь названа Чаша Будды, Ашрамом — дом Рерихов. — Прим. авт.

¹² Дневник, 03.03.34.

¹³  Рерих С. Н. Из письма Н. К. и Ю. Н. Рерихам  [1935 г.] // Рерих С. Н. Письма. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, 2004.

 

Наместница Учителя

 После получения Магнитов Иерархии  в виде  осколков Камня и Чаши в жизни Елены Ивановны начинается новый жизненный период. Годы 1934 и 1935 были для неё очень напряжёнными и наполненными сокровенными Беседами с Владыкой М.

«3 февраля 1934 года Николай Константинович и Юрий отбыли из Наггара в Европу, а оттуда в Америку. В день их отъезда Учитель торжественно объявил: ”Началась новая ступень, новый поворотный пункт в истории“.(Беседа 03.02.1934)

После полутора месяцев нахождения в США ( с 14 марта по 28 апреля) Николай Константинович и Юрий отправились в Японию, а затем уже длительно в Манчжурию и Внутреннюю Монголию. Началась продолжительная Манчжурская экспедиция Рериха, из которой Н.К.и Юрий возвратятся обратно в Наггар лишь в декабре 1935 года, то есть через год и десять месяцев.

После отъезда Рериха деловая часть всех проектов, кроме Манчжурского, перешла в ведение Елены Ивановны. А это руководство Европейским Центром Пакта Рериха в Париже, руководство рериховскими обществами ( прибалтийские общества, югославское и прочие), в том числе улаживание очень непростой ситуации в рижском центре в связи со смертью его руководителя, огромная работа с нью-йоркским Музеем-Центром по целому ряду проектов. Наконец, одно из главнейших на тот период – установление моста от Махатм к Президенту США Франклину Рузвельту.

И всё это при том, что за Еленой Ивановной оставалась её собственная работа по ежедневным записям Учения и Бесед с Учителем, подготовка новых изданий книг Учения, редактирование переводов Учения на иностранные языки, собственный перевод на русский язык «Тайной Доктрины» Блаватской, духовное водительство и обширная переписка по вопросам Учения со множеством корреспондентов по всему миру. А также отнимающая много сил огненная трансмутация, вступившая в 1934 году в решающую, космическую фазу».(4)

«Как ей удавалось всё совмещать – одному Богу было известно. Впрочем, обладавшая от природы исключительной работоспособностью, Елена Ивановна не видела в многогранности и размахе своей деятельности в ту пору ничего необычного. О своей жизни она писала одной из своих постоянных корреспонденток:

«Что сказать Вам о нашем бытье? Живём тихо, погруженные в свою работу. Святослав занимается плантациями целебных трав. Изучил всю местную флору и её медицинские свойства. Материал собрал огромный и ценнейший. Также занимается живописью. Талант у него совершенно исключительный. (…) Сама целыми днями сижу за письменным столом, собираю книги¹, занята переводами, с отъездом Н.К. вся корреспонденция сосредоточилась в моих руках. Со мною мисс Эстер Лихтман, мой верный друг и сотрудник. И наш давний друг Владимир Анатольевич Шибаев».²

Ни жалоб на перегруженность работой, ни сетований по поводу усталости или нехватки времени никто никогда от неё не слышал.»(3)

 

                              EIR 1

                                 Елена Ивановна Рерих. 30-е годы. Наггар, долина Кулу. Индия.

 

После  отбытия Н. К. и Ю. Н. Рерихов на Дальний Восток Учитель передал Елене Ивановне сообщение, указав переслать его ближайшим сотрудникам. В этом сообщении Махатма назвал Елену Ивановну Его наместницей во всех делах. В письме друзьям  она привела текст этого послания: ”Теперь только Вам. Как сказано, Урусвати есть Моя Наместница. Когда Наш великий Посол³ будет действовать на Востоке, Наместница Моя будет вести дела всюду…

(…) Так пусть Париж, Рига, Югославия, Америка знают, что Моя Наместница будет руководить делами“⁴.

Учитель не случайно упомянул об ошибках, имевших место в работе сотрудников Рерихов, и о том, что именно Елене Ивановне предстоит направлять и корректировать работу рериховских обществ. Корректировать было что — во многих обществах периодически возникали проблемы, как организационного, так и духовно-психологического характера, типичные для людей, вступивших на путь самосовершенствования.

Е. И. Рерих находила время вникать во все нюансы деятельности, равно как и внутренние проблемы, не только ближайшего круга американских сотрудников, но и всех крупных  рериховских обществ Европы от Парижа до Риги. Её письма направляли работу руководителей этих обществ, помогая им найти правильное решение самых сложных вопросов. Махатма М. подчеркивал мощное духовное воздействие писем Елены Ивановны на умы и сердца ее соратников:

”Конечно, твои письма есть огненная пища. Невозможно даже сравнивать с твоим огненным даянием. Ты всегда была пружиной. Ты всегда была дающей… У Тебя столько талантов. Там, где родная Свати возложит руки, там Я Сам“⁵.(3)

В 1934 году Владыка откровенно раскрыл Кармическую связь  между Ним и Еленой Ивановной и поручил ей задачу очищения ранее дававшихся теософских, эзотерических и христианских Основ  с целью утверждения и разъяснения   Учения Живой Этики.

Так, 18.05.1934г. Владыка Говорил: «Столько извращений, столько неточностей допущено в Учениях. Всякое очищение является Великим Служением. Каждое устремление обновить Истину, как она была дана человечеству, есть Огненное служение… Трудно представить себе, насколько затуманены умы различными толкованиями»⁶. (5)

Елена Ивановна много писала о  христианстве и буддизме, комментировала  отдельные причти Христа и поучения Будды, приводила цитаты из Бхагават-Гиты и Махабахараты.

Приходам Новых Эпох в  жизни человечества всегда предшествовали  Новые Заветы. Так было и при Зороастре, и при Моисее, при Будде и Христе. Из Записей Елены Ивановны мы знаем, что  8 тыс. лет тому назад были даны Пураны  Царем Вишну и Царицей Лакшми.

Владыка Говорил в беседе с ЕИР от 9.09.1934: « Пураны писал Царь Шамбалы и Царица Шамбалы – Вишну Пураны, так сложилась наша слитая жизнь. Три тысячелетия до Махабхараты (которую записал Кришна 5 тыс. лет тому назад)- Вишну и Лакшми - Мы были Царь и Царица явленного государства на севере Индии в Пунджабе».(5)

 

                 UrusvatiMM

                                   Елена Ивановна Рерих и Владыка М. Коллаж фотографий.

 

В Беседе от 26.05.934г. Владыка Говорит ЕИ: « Потому так огненно прекрасен твой труд, родная Свати. Этот труд также может называться жертвенным. Лишь ближайший сердцу Учителя дух может взять на себя поручение. Лишь объединенное ( с Учителем) сознание (Урусвати) может знать утверждение Истины. Лишь объединенное сознание может чуять, как давать очищение Учения. Потому, родная,  так ценны твои огненные мысли».

Но Елена Ивановна сомневается в глубине своих знаний, говорит, что она мало читала: «Но у меня нет достаточно знаний… Но я ничего не могу сказать другим». На что Владыка отвечает : « Всё, что нужно есть. Ведь в тонком теле ты пребываешь со мной!» На все сомнения и неуверенность Елены Ивановны в своих силах: «Но я нищая!» Владыка отвечает : «Знаю и скажу – неисчислимы сокровища Чаши твоей».

17.06.1934г Владыка вновь  Говорит Елене Ивановне   о Молнии Очищения: «Кто же будет трансмутировать дух человечества? Кто же пустит Стрелу Космическую для разрушения Зла? Кто же возьмет труд очистить Знамена доверенные?… Тебе, Сотруднице Космических Сил, Спутнице Сил Света  Я завещаю Молнии духа. Тебе являю право творить Космическим Мечом. Тебе даю Огненное Сердце».

21.08.1934г. Елена Ивановна  записывает: «Владыка, Вы так возвеличиваете меня!». На что Владыка отвечает: «Не возвеличиваю, но Говорю Истину- да-да-да! Запомни. Так огненные послания Моей Свати Мне помогают строить».

На опасения ЕИ  : « Я сомневаюсь во всем, что приходит мне на ум», - Владыка отвечает: « Твои послания огненны». «Так запомни, что именно родная Свати была Вестницей, и весь План мог утвердиться твоей вибрацией. Сама жизнь так утвердила. В огненном строительстве научимся ценить огненные труды. Кто не умеет их ценить, того мы обязаны научить».

Елена Ивановна пишет большое количество писем в рериховские общества: в Ригу, в Париж, в Сербию, в Америку с  разъяснениями по вопросам Учения и сообщает  о своем месте в Иерархической цепи. Так, в письме в Ригу от 09.08.1934 к Карлу Ивановичу Стурэ Елена Ивановна пишет:

«Теперь хочу сказать Вам, глубокоуважаемый Карл Иванович для успокоения ближайших сотрудников. Общество в Риге будет до тех пор находиться под Высшим Покровительством, пока будет соблюдена в неприкосновенности  цепь Иерархии. Так, во главе стоит Владыка, затем НК и я. Все действия сосредоточены у НК. Учение и духовное водительство дано мне, ибо Учение давалось на моём опыте, и ни одна строка Учения не дана и не даётся без моего участия. Все, кто придут и будут утверждать, что они посланы самим Владыкою, будут говорить ложь, ибо,  если бы такое посещение предполагалось, я всегда буду предупреждена о нем заранее».(6)

В беседе с Владыкой от 23.08.1934г. ЕИ спрашивает : «Не слишком ли утверждаю себя?» Владыка отвечает : « Рад, ибо нет в Космосе духа, который имел бы право на Моё Имя, как только сокровенная жена. Твои письма будут звучать по всему миру». Далее Елена Ивановна задает вопрос о повторах в своих письмах: « Владыка, чтобы сохранить время, я иногда беру из разных писем, что мне нужно – обвинят в повторении?» На что Владыка отвечает : « Конечно, правильно, ибо это твои  утверждения. Мы тоже так поступаем».

В Беседе от 30.08.1934  о недостаточном понимании [ некоторыми американскими деятелями]  важности Плана по утверждении Знамени Мира, а Знамя Мира – это Знамя Владык, и о вреде, причиненном американскими специалистами Манчжурской экспедиции, Владыка Говорит : «Так скажу, родная Урусвати, было бы ужасно, если бы не твои огненные письма. Ибо ты есть красота и мощь Моих дел».

Ответ ЕИ : «Но в делах жизни и в касаниях Фуямы я живой мертвец – нигде и никогда нет упоминания обо мне. Если бы не Вы, Владыка, и другие сотрудники, я совершенно осталась бы в забвении». Владыка Сказал  на эти слова: « Понимаю сердцем. Ведь без тебя все приняло бы формы будней. Ведь ты можешь всех вести, потому пусть тебя никто не учит, ибо ты во Мне, и Я в тебе… Родная, утвердись  в назначении, которое тебе дано Космическим Магнитом и Владыкой Шамбалы, и пусть никто не посягает на твоё Великое назначение».

30.08.1934г. Елена Ивановна пишет  Шкляверу в Париж: «… ни одна книга… не написана без моего участия, более того, имеются книги, которые написаны и продолжают даваться только при моём участии, но самое главное то, что все эти книги даны на основании моего огненного опыта. Вот почему и пояснения этих книг, и очищение Учения Белого Братства от накопившихся нагромождений доверено Великим Владыкою именно мне. Говорю это не для своего возвеличивания, но для утверждения, ибо для пользы дел это необходимо Раз НК сейчас почти что недосягаем, и кроме того, мы не можем сейчас утяжелять никакими делами, естественно, что я, как Доверенная Владыки принимаю по Его Указу водительство. И с Помощью Высшей надеюсь провести наш корабль».(6)

Подобные письма ЕИР пересылала во все рериховские общества. В Беседе от 08.09.1934 Владыка Говорил:

«Знаю, как трудно родной Свати. Именно, если бы вместе критики сознание утвердилось на Величии Огненного Сердца, то сознание просветилось бы. Потому, родная Свати, Моё Сердце говорит твоему сердцу – преисполнись великого Космического значения пребыванию твоего на Земле, ибо я говорю и утверждаю – всё придёт из твоих рук! Только твоё пребывание может дать План моих действий. Именно, не Карма окружающих, но именно твоя - огненная, слитая с Владыкою Шамбалы дала все светлые возможности.  Сам Я утверждаю великое огненное значение Урусвати.  Я знаю, как Имя Владыки раздражает. Я знаю, как утверждение Моих Указов даётся. Я знаю, как явление Великой Свати не принимается. Именно Скажу – не Мать семьи, но Матерь Мира, так Величаю Тебя! Так, родная, лучше не упоминать Имя Владыки, ибо ты исполнилась Высшего задания, с тобою Высшая Воля и с тобою Я –да-да-да! Так, родная твори, твори, твори! Именно твой пламенный дух насыщает историю будущего».

В Беседе от 19.07.1934 Елена Ивановна спросила: «Владыка, почему раньше не давали понять, что Учение даётся через меня, в силу моей Кармы с Вами?»

Владыка: «Скажу, родная, почему, ибо никакое сотрудничество не сложилось бы при всех обстоятельствах. Скажу, родная, жизнь очень сложна. Женское сердце чутко творит. Скажу, что Владыка шамбалы преклоняется перед женою. Скажу, родная Сита, Тара должна занять то великое Космическое место, которое тебе принадлежит по праву. И когда твоё сердце видит ту лестницу, по которой Мы поднимаемся, то запомни, родная, Я, Владыка Шамбалы, иду за тобою… Я знаю тебя, такую близкую и огненную, потому так часто вспоминаю Ситу. Все черты Ситы сохранились и выражались в последующих жизнях».(5)

 

                      IEL8yfV reA

С.Н.Рерих Портрет Елены Ивановны Рерих. Н.К.Рерих ”Fiat Rex“. Коллаж

Примечания:

¹ Так Е.И.Рерих называла составление книг Агни-Йоги из переданных ей Учителем текстов.

² Е.И.Рерих. Из письма от 31.10.1934.

³ Речь идет о Н. К. Рерихе. — Прим. авт.

Рерих Е. И. Из письма от 12.04.34.

⁵ Учитель Мориа не раз подчеркивал ведущее духовное начало Елены Ивановны во всей деятельности Рерихов и называл свою сотрудницу ”пружиной всех дел“: ”Урусвати — пружина в большом  заводе на нужное время“. Дневник, 02.02.24.

⁶Мир  Огненный 3, 125

 Литература:

  1. Н.Д.Спирина. Вступительное слово к конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.И.Рерих.
  2. А.П.Хейдок. Подвиг «Матери Агни Йоги». Сборник «Матерь Агни Йоги». Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е.И.Рерих. Новосибирск 1989г.
  3. Н.Ковалева. «Елена Рерих. Заклятие огня». Москва, ”Эксмо“, 2020г.
  4. А.В.Владимиров. «Урусвати», Москва,”Беловодье“,2017г.
  5. Е.И.Рерих. Записи Учения Живой Этики. Том 14.  Веймар-Вологда,2012г.
  6.  Е.И.Рерих. Письма в 9 томах. Том 2. Москва, МЦР,2000г.

Март 2021г.                                                                                                            Составитель Татьяна Радея.