.           Динамический анализ гороскопа

 После статического анализа потенциальных возможностей гороскопа в ведической астрологии проводится динамический анализ, который показывает время, когда предстоит проявиться всем способностям человека в годы его жизни.

В джйотише существует много систем планетных периодов, но наиболее популярной является Вимшоттари Даша. Эта система охватывает 120 лет, состоящих из 9 периодов. Планетные периоды – это развертывание потенциала гороскопа в динамике, или то, чего может добиться на самом деле человек. Девять планетных периодов подразделяются, в свою очередь, также на 9 подпериодов в соответствующих пропорциях.

 

18-HoroSNR3

             Планетные периоды в гороскопе С.Н.Рериха

 «Бывает, что гороскоп очень силён,… и владелец гороскопа чувствует в себе «силы необъятные», но на расцвет его деятельности приходятся неблагоприятные периоды, и человек проживает обычную жизнь, не может воплотить свои задачи и устремления в жизни»(4, стр241)

Но в случае со Святославом Николаевичем, также как в случае с его отцом Николаем Константиновичем Рерихом, все показатели гороскопа пришлись на соответствующие планетные периоды и воплотились в жизни.

 1.Рождение СН. Рериха произошло в период Кету, в подпериод Кету-Венера. Продолжительность этого цикла - 6 лет 9 мес 8 дней с 23.10.1904г. по 15.01.1911г.

Это период младенчества и раннего детства, но зачастую он бывает первым импульсом, определяющим всю последующую судьбу человека.

 

19-detstvo

Святослав Николаевич Рерих.1905-1906гг.

 Расположение Кету - хозяина периода рождения С.Н.Рериха (т. н. «даша Кету» в джйотиш) - в Водолее в сильной позиции в 7м доме гороскопа делает очень значимым влияние интеллектуальных, творческих, альтруистических и гуманистических энергий Водолея в характере С.Н.Рериха. Знак Водолея был очень сильным и в гороскопе его матушки – Елены Ивановны, где Солнце и Венера располагаются в знаке Водолея. Градус Кету в гороскопе Святослава Николаевича находится в близком соединении с градусом Венеры в гороскопе Е.И.Рерих. Это обстоятельство еще раз подчеркивает духовную близость Елены Ивановны Рерих и Святослава Николаевича, проистекающую из многих воплощений. Так, в дневниковых Записях Елена Ивановна , вспоминая своё воплощение из друидических времён, спрашивала Владыку М:: «Он всегда так близок мне, кем был по отношению меня? На что последовал Ответ Вл.М : «Племянником».(9, стр 322)

Знак Водолея знаменует собой начало Новой Эпохи Огня, в которую вступила Земля в 30-е годы прошлого 20-го века и сопровождающуюся сильнейшими огненными энергиями, поступающими из Космоса на Землю. Не случайно глиф Водолея обозначается двумя параллельными волнами.

vodoley

Елена Ивановна Рерих 31.07.1931г записала Слова Учителя М.: «Утверждается, истинно, эпоха Аквариуса (Водолея). Когда ковш событий проливается по всем направлениям света и перемещается стрелка магнита – так заповедано: сотрутся границы, живущие веками на кровопролитных действиях, и заповедано, что придёт белый царь, который даст уявление Нового Мира, так мощные нити принесут утверждённые явления, так границы, истинно, принимают утверждённые свойства граней, которые будут отражать истинные народные искания. Так век Аквариуса есть век Майтрейи!»

«Стремительные волны огня воздействуют на недра Земли, на человеческое сознание, на человеческую мысль и действия, на физические тела людей. Хаос событий: все эти землетрясения, наводнения, ураганы, засухи, изменения климата, эпидемии известные и неизвестные, войны, движения народов – не есть хаос для знающих о волнах огня, но лишь знаки неудержимо наступающей эпохи.

За много сотен лет человечество предупреждалось о том грозном времени, когда волны огня хлынут на Землю. Пророки, Учителя ясновидящие, Посвященные в сокровенное знание, во всех народах, в разные времена, на разных континентах дружно говорили о наступлении Эпохи Огня». »(14, стр15)

 Именно поэтому в это же время   Великой Иерархией Света для помощи человечеству было Дано новое Учение – Живая Этика или Агни Йога. Провозвестниками этого Учения были четверо членов семьи Рерихов. Святослав Николаевич выполнял свою часть Задачи, Порученной   Владыками по передаче Нового Учения людям на всей Земле и особенно в России.

В книге «Листы Сада Мории.Зов» из серии Учения Живой Этики Владыка М. Говорит:

 «Четыре стража – кубок Архангела храните.

Наполнен вином Новым явленный вам ковчег.

Устам времён Я заповедал привести вас на путь

Мой.» (23.04.1922)

 

На картине Н.К.Рериха «Похитители огня» Святослав Николаевич изображен самым последним из Четырёх, немного отставшим.

«Он цементировал пространство 33 года с 1960 по 1993 год, направляя и укрепляя всех духовно ищущих, он был "Оком Мира", страждущего по утерянной истине…

 Он был великим художником, дипломатом, сотрудником института "Урусвати" (как специалист по лекарственным растениям), мостом дружбы между Россией и Индией, наконец - Послом Шамбалы, как и его великий отец - Гуру Н.К.
 Фактически именно на долю Святослава Николаевича выпало довершить колоссальный замысел Великих Учителей, по созданию Нового Провозвестия - Живой Этики (начала - великая Е.П. Блаватская в Х1Х веке, продолжили уже заложением краеугольного камня - Н.К. и Е.И Рерихи, после старший сын Ю.Н.Рерих - закрепил возвращением в СССР и возвращением Родине имени Отца - Н.К.), а С.Н. пронёс Знамя Мира до момента, когда, наконец, на Родину официально смогло вернуться имя Урусвати - его Великой Матери Агни Йоги…»(16)

 

20 pohititel ognja 1938 god

Н.К.Рерих Похитители огня.1938г.

«Четыре фигурки с тяжкой ношей за плечами уходят от пылающего огнём жерла вулкана, течёт лава… Посвящено подвигу Четырёх Рерихов, "Кубок Архангела принявших" (Листы сада Мории), завершивших План Шамбалы по созданию Нового Мировоззрения. Очертивших границы центра будущей Новой Страны (Трансгималайским путешествием) Дважды побывавших в качестве Послов Шамбалы в Москве - в 1926 и 1987гг. - Н.К. и С.Н. были этими Великими Вестниками… и ушедшими в Вечность, как Спасители человечества…(16)

               

Венера – управительница подпериода(т.н.«антардаша Венеры» в джйотиш) рождения С.Н.Рериха символизирует любовь к Прекрасному, которое окружало Святослава Николаевича с ранних детских лет. Недаром жизненный девиз Святослава Рериха – «Будем всегда стремиться к Прекрасному»

А также, Венера в Скорпионе символизирует, по словам П.Ф.Беликова,- «живописное воплощение большой, общечеловеческой, возможно, наиглавнейшей… творческой задачи. Условно её можно определить, как поиск нового в символическом жанре. Но именно только условно и только потому, что в изобразительном искусстве не отведено места и даже определения для произведений, в которых доминирует философская мысль…»(2, стр.113-114)

 «Когда много позже в 1975 году Святослав Николаевич выступал в Ленинграде в Доме ученых, его попросили поделиться воспоминаниями о своём детстве. Среди прочего он сказал: « Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича (…) Была замечательная коллекция каменного века. Мы все посильно, в том числе и я, помогали собирать эту коллекцию. В Новогородской губернии мы собирали скребки, копья. Всё это было неразрывной частью нашей жизни. Я даже сейчас хорошо помню все те орудия каменного века, которые Николай Константинович особенно любил. Кроме того, у него была большая коллекция картин фламандско-нидерландской живописи. И, конечно, всё это очень влияло на нас, то есть на моего брата и меня.

 21-EI-synov

Е.И.Рерих с сыновьями Юрием и Святославом, с гувернанткой.1913 год.

 Моя матушка, которая тоже была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, за нашими порывами и чувствами, которые открывали ей направление наших интересов. Они никогда не настаивала ни на чём, никогда не старалась нас как-то убедить нас в чём-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые ему помогали, вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые помогли бы его как-то направить. (…)

У меня тоже рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна собирала мне все книги, которые могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала с нами коллекции насекомых. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. И у меня с детства образовалась большая коллекция, в которую вошли коллекции моего отца и его братьев, собранные ими в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир был насыщен большими и замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался богатый мир. Мы всегда присутствовали при разговорах Николая Константиновича и Елены Ивановны. Это имело большое влияние на нас. Елену Ивановну интересовала философия, у неё был широкий и глубокий взгляд на жизнь. Уже с самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией.

Кроме того, я с самых ранних лет занимался искусством, то есть рисовал, лепил, и для меня это было, быть может, самое существенное. Имея всегда перед собой живой пример Николая Константиновича, видя, как он работал над картинами, постановками в театре, мозаиками и другими большими работами, мы воодушевлялись, это вызывало в нас какие-то внутренние запросы и интересы. Вот так проходили ранние годы моей жизни.»(2, стр22-23)

П.Ф.Беликов в своей книге приводит фрагменты из писем восьмилетнего Святослава, которые он писал отцу - Николаю Константиновичу, такие как «Милый Папочка. Мы сегодня поймали стрекозу, крылья у неё ультрамарин блау. Грудь у неё отливает золотым, брюшко у неё отливает синим, зеленый и желто-зеленым.…»

Письма мальчика поражают острой наблюдательностью. В них уже можно узнать и будущего ученого-естествоиспытателя, и будущего художника-колориста. Тончайшие оттенки красок точно различаются и фиксируются в памяти ребёнка. Несколько сохранившихся рисунков пятилетнего Святослава подтверждают необыкновенно богатое «мировидение» мальчика. (2,стр24)

22-vald-holmy1910-е

С.Н.Рерих Валдайские холмы.1910г.Детский рисунок.

 

2. Период Венеры 20 лет с 15.01.1911 по 15.01.1931гг.

Начало художественного образования и профессиональной деятельности. Участие в культурно-просветительской деятельности Н.К.Рериха в Америке и Европе. Первые шаги в художественном творчестве. Участие в выставках. Романтические увлечения.

Венера - планета Красоты и взаимоотношений - в гороскопе С.Н.Рериха управляет 3м домом связей и контактов, увлечений, художественного и писательского таланта, собственных усилий, деловитости и предприимчивости, и 10м домом профессиональной деятельности и известности.

 Подпериод Венера-Венера с 15.01.11 по 15.05.14гг.

Начало школьного образования. Первые опыты собственного художественного творчества

Третий дом, которым управляет Венера, в ведической астрологии символизирует, помимо прочего, ещё и начальное образование. Поэтому на этот период пришёлся момент начала школьного образования. В мае 1913 года Святослав выдержал экзамен в приготовительный класс гимназии К.Мая, которую закончил его отец.

«Святославу исполнилось 10 лет, когда разразилась первая мировая война. Объявление войны застало Рерихов под Смоленском, в имении М.К.Тенишевой Талашкино, где Николай Константинович заканчивал в абсиде церкви замечательную роспись «Царица Небесная на берегу реки жизни». Юрий и Святослав любили наблюдать за работой отца, смотреть, как готовят краски, как тщательно они подбираются и наносятся на загрунтованную стену. Монументальная композиция рождалась на глазах у детей, и они были свидетелями того, как сумрак церкви в алтарной части внезапно рассеялся, когда её освободили от лесов. Теперь уже не маленькие оконца, а расписанная их отцом стена стала источать переливчатый свет, и дети предвкушали торжественность того момента, когда им озарится вся церковь.

Но этому чуду так и не суждено было свершиться. В один из погожих летних дней под гулкими сводами храма прозвучало роковое слово «война». По загруженной войсковыми составами железной дороге семья Рерихов, до окончания летних школьных каникул вернулась в Петербург».(2, стр25)

 23-talashkino

Н.К.Рерих с сыновьями Юрием и Святославом в Талашкино.1914г.

 Подпериод Венера-Солнце с15.05.14 по16.05.15гг.

В гороскопе С.Н.Рериха Солнце – планета сознания - управляет 1м домом личности и находится в соединении с Меркурием в 3м доме связей, контактов и разговоров, начального обучения и коротких поездок, увлечений и хобби.

Святослав Николаевич учится в частной гимназии К.И.Мая, одновременно посещает специальные классы в Школе Общества поощрения художеств, интересуется естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией; коллекционирует минералы, приготовляет чучела птиц и млекопитающих, изучает историю Древней Руси, русский фольклор, культуру разных народов; ездит с отцом в археологические экспедиции, осуществляет постановки и готовит декорации для домашних спектаклей.

В августе 1914 года началась Первая Мировая Война. «Война сразу же дала о себе знать в доме Николая Константиновича, в котором жизнь забила еще интенсивнее. Сам глава семьи принял деятельное участие в работе Красного Креста, организовал художественные мастерские для обучения живописи и художественным ремёслам раненых воинов, предпринял первые попытки к созданию международной договорённости по охране культурных ценностей при военных столкновениях.

Вся это привлекало в дом много новых людей, вызывало горячие обсуждения, споры, догадки. И ко всему этому внимательно прислушивались Юрий и Святослав. Мир людей раздвигал перед ними границы, за которым таились не только радость и красота, но и величайшие человеческие бедствия. Много противоречий вставало перед их не искушенным ещё сознанием. Дети воспитывались в духе просвещенного патриотизма, любви к Родине, гордости за её трудовые и воинские подвиги».(2, стр26)

 

Подпериод Венера-Луна с 16.05.15 по 14.01.17гг.

Луна управляет 12м домом в гороскопе С.Н.Рериха и располагается в 9м доме, связывая 3й и 9й дома путешествий с 12м домом – домом эмиграции.

«Очень трудным во всех отношениях оказался для Рерихов 1915 год. Николай Константинович перенёс весной тяжёлое воспаление легких, за которым последовал ряд осложнений, сильно подорвавших его здоровье. Врачи настоятельно рекомендовали художнику поездку в Крым или на Кавказ, но ему претила суетная обстановка курортов, и семья уехала на лето в холмистый и озерный Валдайский край. Этот живописный уголок исконно русской земли полюбился Рерихам еще по прежним путешествиям, и, несмотря на приближающийся фронт, летом 1915 и 1916 годов они приезжали именно в эти глухие места на Валдае.

Между тем здоровье Николая Константиновича вдруг резко ухудшилось. Врачи категорически потребовали удаления от дел и перемены климата. Чтобы не прерывать всех деловых связей Рерих решил поехать в соседнюю Карелию, которая славилась своими хвойными лесами и богатым озоном, целебным воздухом.

Так холодным и хмурым декабрьским днем 1916 года семья Рерихов покинула Петербург. Путь лежал на северную окраину побережья Ладожского озера, в Сердоболь (Сортавалу) - живописный, окружённый лесом и студеными ладожскими водами, тихий городок. (…)

У двенадцатилетнего Святослава не могло даже мелькнуть мысли о том, что расстаётся он с родными местами, где прошло его счастливое детство, навсегда, что для всей их семьи начинается новый этап жизни».(2, стр29-30)

 Подпериод Венера-Марс с 14.01.17 по 15.03.18гг.

В гороскопе С.Н.Рериха Марс находится в 1м доме и управляет 4м и 9м домами.

Четвертый дом символизирует отношения с матерью и Природой. Девятый дом символизирует отношения с отцом и с Учителями, духовные и философские интересы, мировоззрение и путешествия. Таким образом, символизм Марса, соединяя вместе его личность, отношения с родителями, мировоззрение и любовь к Природе, отразился в жизни Святослава Рериха как очень значимый период в его дальнейшем взрослении.

В Карелии для Святослава Николаевича произошло настоящее постижение Матери-Природы, которое потом воплотилось в его изумительных пейзажах.

 24-shestvie 1942 god

С.Н.Рерих Шествие.1942г.

 Как пишет П.Ф.Беликов: « С природой нужно сжиться, чтобы навсегда впитать в себя её ритмы, войти в круговорот её чудесных превращений, познать глубину её таинств и сродниться с нею. (…) И всё это необходимо сделать смолоду, ибо с годами притупляется острота восприятия, и ощущение общности человека со всем живым может потеряться или, даже вообще, не возникнуть. Святослав Николаевич навсегда проникся к Карелии благодарностью за то, что она помогла ему развить необходимое для каждого подлинного творца чувство единства со всем Сущим.

Запомнилась ему Карелия еще и потому, что под её небосводом, среди её суровых гранитов и необъятных водных горизонтов он подошёл к важнейшему порогу жизни, за которым совокупность усвоенных знаний и заговоривших в полный голос чувств складывается в определённое мировоззрение, которое начинает оказывать решающее влияние на поведение и творческие устремления человека.

Елена Ивановна и Николай Константинович, вводя сыновей в сложный мир идей, оберегали Юрия и Святослава от подчинения мертвым догматическим концепциям, сковывающим свободное восприятие действительности. Цельное и вместе с тем лишённое каких-либо предубеждений мировоззрение родителей органично передавалось сыновьям в ежедневных занятиях тесного семейного круга, который в силу сложившихся обстоятельств замкнулся в самом себе. Временная изоляция от внешнего мира подчас приводит и к отрицательным последствиям, однако для Юрия и Святослава она сослужила хорошую службу. До того, как вступить в мир взрослых, насыщенный отвлекающей суетой и противоречиями они усвоили не только широкие философские взгляды родителей, но и их дисциплинированный образ жизни. Причём эта дисциплина покоилась не на подчинении раз и навсегда установленным нормам, а свободно вытекала из внутренних убеждений, связующих в единый последовательный ряд сознание и поступок».(2, стр38)

В Сердоболе Святослав продолжает гимназический курс, занимаясь у преподавателей местных гимназий, много пишет пейзажей с натуры, увлекается индийской философией и гипнозом.

 

Подпериод Венера – Раху с 15.03.18 по 15.03.21гг.

Продолжение образования. Переезд в Лондон, а затем в Америку. Встреча с Учителями.

Раху в гороскопе Святослава Николаевича располагается в 1 м доме личности вместе с Марсом и аспектирует 5й дом и 9й дом, объединяя темы образования и творчества, путешествий и мировоззрения, и влияния их на личность.

В конце 1918 года у Николая Константиновича Рериха окончательно созрела мысль о поездке в Индию. «Еще в Петрограде Юрий приступил к изучению восточных языков. Искусство народов Востока, их древняя философская мысль – были предметами, к которым Елена Ивановна и Николай Константинович направляли внимание своих сыновей. Книги индийских писателей, поэтов, мыслителей чаще всего стали перекочевывать с полок старшего поколения Рерихов к младшему».(2, стр40)

В сентябре 1918 года Рерихи переехали из Сортавалы в Выборг для продолжения образования Юрия и Святослава. Оттуда открылась возможность для выставок картин Николая Константиновича в столице Финляндии - Хельсинки и в Швеции. Вся семья Рерихов выехала в ноябре 1918года в Стокгольм, где в русском посольстве в Швеции Святослав Николаевич сдал экзамен за гимназический курс.

А после закрытия Финляндией границы с Советским Союзом семья Рерихов весной 1919 года направилась в Лондон. В марте 1920 года в лондонском Гайд-Парке произошла судьбоносная встреча Елены Ивановны с двумя Великими Учителями, что означало нечто совершенно необычное – открылись двери в тот великий Храм Духоразумения, в самый его алтарь, дорога к которому заняла всю их предшествующую жизнь.

 

25-mahatm10

Портреты Махатмы Кут Хуми и Мории

 

В мае 1920 года студию Николая Константиновича Рериха посетил известный индийский поэт Рабиндранат Тагор. «Первая встреча с посланником великой культуры древней Индии, о которой Юрий и Святослав были уже много наслышаны. Мысли об Индии стали всё больше и больше овладевать ими».(2 стр43)

Между тем в первую очередь требовалось решать вопросы дальнейшего образования. Юрий стал и далее специализироваться по Востоку, поступив на индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Святослав серьезно занялся строительным искусством и поступил на специальный курс архитектуры в Лондонскую Королевскую академию искусств.

Вместе с тем Святослав Николаевич постоянно занимается живописью и скульптурой, помогает отцу в созданий декораций и эскизов костюмов к постановкам опер Римского–Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» и Бородина «Князь Игорь».

В Лондоне произошла встреча с Владимиром Анатольевичем Шибаевым, в будущем – секретарём Николая Константиновича в Индии. Он давно жил в Лондоне , свободно владел английским языком и проявлял большой интерес к искусству, литературе и философии Востока.

В октябре 1920 года Рерихи переезжают в США, куда Николай Константинович Рерих был приглашён для проведения выставочного турне. В Америке Святослав Николаевич также помогал отцу над некоторыми постановками в «Ковент-Гарден».

 

Подпериод Венера-Юпитер с 15.03.1921 по 17.11.1923гг.

Обучение в США. Работа над театральными постановками. Активное участие в культурно-просветительской работе возникших по инициативе Н.К.Рериха учреждений.

Юпитер - планета щедрости, устремленности к новым идеям и экспансивности - в гороскопе С.Н.Рериха является очень сильной и благоприятной планетой, располагаясь в 9м доме удачи в соединении с Луной и аспектируя 1й дом, 3йдом и 5й дом, сулил известность, удачу, блестящее положение в обществе. Циклы Юпитера – это обычно периоды успехов и удачи, процветания и благополучия.

И, действительно, в этот период жизни Святослав Рерих очень многосторонне проявил себя, как талантливый художник, деловитый организатор и дипломат.

26-SNR1923

С.Н.Рерих. Италия.Рим.1923г.

 

В Нью-Йорке Святослав Николаевич поступил на архитектурное отделение Колумбийского университета, сдав экстерном экзамены за два курса, а вскоре оттуда перешёл в аспирантуру в Гарвардский университет.

«Гарвардский университет расположен в пригороде Бостона – Кембридже. Это позволило Святославу Николаевичу заниматься и на скульптурном отделении находящегося в Бостоне Массачусетского университета. В Бостонском Музее изящных искусств собрана одна из богатейших в США коллекций скульптуры, что много помогло углублению и расширению знаний Святослава Николаевича в этой области изобразительного искусства, Как большой знаток скульптуры он в дальнейшем часто участвовал в различных консультациях и экспертизах.

Серьезно увлекся Святослав Николаевич в начале двадцатых годов также и графикой. Его графические работы на сказочные сюжеты, исполненные тушью на бумаге, были представлены в 1922 году на выставке зарубежного русского искусства и получили высокую оценку. Четкость, легкость и изящество рисунка навсегда остались характерной чертой живописи Святослава Рериха. Краска и линия не вступают у него в противоборство, а гармонично сливаются в одно целое». (2, стр46-47)

 «В Бостоне Святослав Николаевич вошёл в группу талантливой, новаторски мыслящей, театральной молодёжи и осуществил с Д.Халлом(сокурсником по Гарварду, в дальнейшем известным американским детским писателем) самостоятельную постановку балета. Работы Святослава Рериха для театра были замечены. Святослав Николаевич был приглашен Адольфом Больмом, много лет гастролировавшим с Анной Павловой и принимавшим участие в труппе С.П.Дягилева, для совместной работы по созданию костюмов для балетных спектаклей с участием известной танцовщицы Руфи Пейдж – знаменитой впоследствии примы-балерины Лондонской Оперы.

 

27-vost-sksz2jpg

С.Н.Рерих. Панно на восточные мотивы.1922г.

 В это же время Николай Константинович Рерих развернул в Америке широкую общественно-культурную и научно-педагогическую деятельность. «По его инициативе и прямом участии в США вскоре возникли такие крупные культурные организации, как Мастер-Институт объединенных искусств, объединение американских художников «Cor Ardens»(«Пылающие сердца») Международный центр искусств «Corona Mundi(«Венец Мира»). Вокруг них сошлись многие известные американские художники, музыканты, ученые, писатели, деятели культуры и просвещения, что в свою очередь привлекло много молодежи».(2, стр46)

Святослав Рерих активно участвует во всех этих учреждениях и приобретает необходимый жизненный опыт. «Молодому Рериху это послужило единственной в своём роде школой настоящей американской деловитости в лучшем смысле этого понятия. Америка во многом помогла развитию организаторских способностей Святослава Николаевича, которые уже в ближайшие годы очень и очень понадобились для общего дела Рерихов – в их прекрасно слаженном сотрудничестве каждый член семьи чем-то дополнял другого. В силу сложившихся обстоятельств именно на долю Святослава Николаевича часто выпадали «дипломатические миссии» по связям с различными официальными инстанциями. Четкость мысли, оперативность, умение разбираться в людях и оценках конъюнктуры – всегда приводили к нужным результатам и делали Святослава Николаевича незаменимым помощникам в организационных делах»(2, стр49).

В 1923 году Святослав становится директором Международного центра искусств «Corona Mundi(«Венец Мира»)».

 28-ind-kost1923

С.Н.Рерих. Эскиз индийского костюма.1923г.

 

П.Ф.Беликов задается вопросом: «Архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, активное участие в работе культурно-просветительских учреждений, встречи с учеными, писателями, общественными деятелями – не много ли для молодого человека восемнадцати лет от роду? Не наблюдалось ли в этом разбросанности, неуверенного поиска своего пути? Нет, нимало. Скорее здесь можно усмотреть преемственность, семейную традицию. Отец Святослава в молодые годы также одновременно изучал живопись и юриспруденцию, занимался археологией и литературой. Когда же ему предложили ещё и должности помощника Музея искусств и редактора искусствоведческого журнала, то он, на всякий случай, обратился к своему учителю А.И.Куинджи с вопросом – не повредит ли всё это живописи? Знаменитый русский художник, хорошо знавший своего ученика, ответил: «Занятый человек всё успеет, зрячий всё увидит, а слепому всё равно картин не писать».

.Многоплановость интересов и творческих проявлений Святослава Николаевича – своего рода запрограммированный семейный кодекс Рерихов, нашедший в Рерихе- младшем семейного продолжателя».(2, стр48)

 В 1923 году Святослав Николаевич пишет портрет отца. Всего им было написано 30 портретов Николая Константиновича. Весной 1923 года на выставке в Филадельфии произведения Святослава Николаевича были отмечены первой премией.

 

29kartina svjatoslava nikolaevicha reriha portret nkreriha 1923 god1

С.Н.Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1923г.

 Но как пишет П.Ф. Беликов: «Однако, думается, что Святославу Николаевичу входить в искусство было много труднее, чем его отцу. Николай Константинович начал с хорошо освоенной, до конца прочувственной собственной темы, для которой родная земля предложила ему непочатый край интереснейшей натуры. С раннего детства он сближался с нею и проникся психологией народа, среди которого жил и для которого творил. Следовательно, у старшего Рериха была в начале творческого пути твердая почва под ногами, в том числе и «визуальная», что для художника особенно существенно. Оказавшись вне России, младший Рерих был лишен этой почвы. Ни Англия, ни Америка ничего сколько-то равноценного предложить ему не могли. Ведь даже портретисту необходимо «видеть» ту землю, по которой не только ходят его персонажи, но которая творит и питает души его героев. Потеряв «визуальную « натуру России, Святослав Рерих до посещения Индии ничем не мог её заменить.(…)

Тем временем подготовка к переезду в Индию ни на миг не прекращалась. И 8 мая Николай Константинович, Елена Ивановна и Святослав Николаевич, провожаемые многочисленными американскими друзьями, отбывают на пароходе из Нью-Йорка в Европу. Юрий Николаевич ждал их в Париже. Семья опять была в полном составе и готова к путешествию в Азию. Но до отъезда нужно было еще закончить некоторые дела в Европе. Очень важно было установить и некоторые личные контакты, намеченные для научной работы в Индии. В этих целях кроме Парижа Рерихи побывали в Виши, в Лионе, Риме, Флоренции, Болонье, Женеве.

За несколько проведённых в Европе месяцев Святослав Николаевич мог ознакомиться с музеями и историческими памятниками Старого света, что имело для него большое значение. Ведь в дальнейшем история искусств также заняла далеко не последнее место в его творческой деятельности. По возможности восполнял он свои знания и в естественных науках – ботанике, орнитологии, минералогии».(2, стр49-50)

 

30 svjatoj frantsisk assizskij 1923 god

С.Н.Рерих. Святой Франциск Ассизский.1923г.

 Подпериод Венера-Сатурн с 17.11.1923 по 15.01.1927гг.

Путешествие по Индии. Возвращение в США. Первые персональные выставки. Руководство учреждениями Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

         Сатурн – неблагоприятная, но очень важная планета - в гороскопе Святослава Рериха расположен в 6м вредоносном доме, что приносит, как хорошие, так и плохие результаты. Хорошие результаты могут означать процветание и известность, плохие – болезни, тревоги, напряжённая работа, неблагоприятные условия жизни, препятствия и происки недоброжелателей. Так как Сатурн является еще и управителем 6го дома, то согласно древним ведическим трактатам, такое расположение Сатурна чаще приводит к благоприятным результатам в его периоды.

17 ноября 1923 года из Марселя на пароходе «Македония» Рерихи отбыли от берегов Европы и 30 ноября сошли в Бомбее на долгожданную землю Индии.

В Индии Рерихи предпринимают путешествие по стране, знакомятся с памятниками скульптуры на острове Элефанта, осматривают Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, изучают древние философско-этические учения, посещают монастыри. Далее их путь лежал к Гималаям, в Сикким, где они решили поселиться в пригороде Дарджилинга.

П.Ф.Беликов писал:

«Ко всем новым знакомствам и связям с особым вниманием относился Святослав Николаевич. Он уже знал, что непосредственные сношения с деятелями искусства, литературы и науки Индии, так же как и с представителями её деловых и общественных кругов будут возложены именно на него. Поэтому присматривался к деятелям освободительного движения, вникал в различные отрасли хозяйственной жизни страны, в частности интересовался промышленным разведением некоторых сельскохозяйственных культур, а также добычей и обработкой редких и малоизученных лекарственных средств восточной фармакопеи.

О разносторонних знаниях, опыте и о практическом складе ума, чудесным образом не накладывающего оков на свободный полёт творческой мысли художника, свидетельствует письмо Святослава Николаевича к В.А.Шибаеву, отправлено в начале 1924 года из Сиккима в Европу: « Отсюда из Индии, идёт столько товаров и продуктов, нужных Европе. Вы пишете о чае для Латвии и монополии для Литвы, о привозе его из Цейлона, если цены дешевле бразильских. Не можем ли мы быть Вам полезны в установлении связи? Дарджилинг – одно из самых крупных мест для чайных плантаций… И, наконец, самый известный продукт, о котором я Вам уже писал, это мускус(Musk). Советую Вам обратить внимание, ведь мускус ищут «днём с огнём» и мне случайно удалось найти источник…

Вы пишете о Ваших занятиях музыкой. Что может быть лучше красоты и разве можно без неё существовать? И бедны те, что закрывает свои глаза на неё, а их столько, столько!»(…)

Находясь в Сиккиме, Рерихи уже положительно решили вопрос о проведении большой Центрально-Азиатской экспедиции, рассчитанной на несколько лет. В состав экспедиции, возглавляемой Николаем Константиновичем, должны были войти Елена Ивановна и Юрий Николаевич. Экспедиция могла стать своего рода «путешествием в неведомое». И не только потому, что её маршрут намечался по малоисследованным, труднопроходимым горным и пустынным областям, но ещё и потому, что административное подчинение этих областей было весьма неопределённым.

Успешное завершение небывалой по задуманным масштабам экспедиции зависело не только от преодоления всех случайностей трудного пути, но и от ограждения её от возможных враждебных нападок и провокаций со стороны государств-колонизаторов, которые уже не раз чинили препятствия русским исследователям восточных стран.

Все эти обстоятельства требовали организации надежного «тыла» с верным сотрудником, который был бы посвящён во все детали начатого дела и хорошо ориентировался бы в тех общественных, научных и культурно-просветительных связях, которые в течение нескольких лет налаживались Н.К. Рерихом в Америке, Европе и Азии.

Несмотря на молодость, Святослав Николаевич лучше, чем кто–либо был подготовлен к выполнению этих сложных и ответственных обязанностей. Именно с них и началась самостоятельная деятельность младшего сына Николая Константиновича Рериха как представителя и продолжателя научной, художественной и общественно-просветительной миссии своего знаменитого отца. Почти все прямые контакты с «внешним миром» в дальнейшем осуществлялись всеми членами семьи Рерихов через Святослава Николаевича, и многое, предпринятое им по личной инициативе, открывало для плодотворной деятельности его отца и старшего брата новые перспективы.(…)

В сентябре 1924 года Николай Константинович и Святослав Николаевич покинули Сикким и направились в Америку. Николай Константинович должен был окончательно договориться с американскими учреждениями об организационной стороне экспедиции. Выезжая из Бомбея, Святослав Николаевич был уверен, что покидает Индию не навсегда, что его жизнь, его искусство уже безраздельно связаны с этой прекрасной страной, частицу которой он вёз с собой, запечатлённой на полотнах и любовь к которой в своём сердце.(2, стр57-62)

 

31 portret lami 1923 god

С.Н.Рерих. Портрет ламы.1923г.

«Направляясь в Америку, с тем, чтобы впервые оторваться от семьи и взять на себя заботы об её нуждах во время отсутствия отца, матери и старшего брата в длительной и опасной экспедиции, Святослав Николаевич чувствовал всю тяжесть поручения и ответственность, но не смущался этим. Усвоенные от отца и матери методы работы, общность взглядов на жизнь и долга перед нею укрепляли уверенность, что всё будет исполнено с максимальной тщательностью и усердием. Это, конечно, не снимало тревог, связанных с предстоящей разлукой и начало самостоятельного жизненного пути.(2,стр62)

 В Нью-Йорке 17 октября 1923 года был официально открыт Музей Николая Рериха, в основу экспозиции легли 465 картин Н.К.Рериха, частично оставшиеся в Америке после его турне по американским городам. В 1924 году Николай Константинович пополнил коллекцию 80 произведениями, созданными уже в Азии.

Когда Святослав Николаевич занял должность вице-президента Музея, в нем уже насчитывалось свыше 500 картин его отца. Музею были переданы несколько картин Святослава Николаевича, написанные в Сиккиме и редкие коллекции предметов искусства народов Востока, собранные в экспедициях по Сиккиму, Бутану и Непалу.

В 1925 году прошли первые персональные выставки работ Святослава Рериха в крупных и университетских городах США, на которые экспонировалось около 100 произведений, в том числе «Портрет Кэтрин Кэмпбелл», «Портрет Ламы», панно на восточные мотивы.

В ноябре 1926года в Нью-Йорке было основано Общество друзей Музея Николая Рериха, вслед за которым аналогичные общества стали возникать во многих странах. К концу тридцатых годов их насчитывалось уже около восьми десятков. Причастный к почину этого массового международного культурного движения, Святослав Николаевич всегда находился в курсе его развития и поддерживал тесные связи с организаторами и участниками его отдельных, широко разбросанных звеньев. Он занимался обширной лекционной, исследовательской и издательской работой.

В эти годы Святослав Николаевич много разъезжает по Америке, посещает европейские страны, встречается с художниками, деятелями культуры, учеными самых различных толков и направлений.

 

32-loshadi1923

С.Н.Рерих. Панно с изображением коней.1923г.

Через полвека после вступления на самостоятельную стезю жизни и творчества Святослав Николаевич скажет: « Когда долго идёшь по жизненному пути, неизбежно начинаешь видеть, как много суетного в тебе и вокруг. Надо очистить душу от мелочной суеты, чтобы она могла наполниться энергией для самого главного, для предстояния перед Жизнью. Потому что каждый миг подлинной, полноценно проживаемой жизни есть предстояние перед Жизнью. Готовность и способность творить».(2, стр77)

Из ранних произведений Святослава Рериха наиболее известные:

- панно с изображением двух разгоряченных скачущих коней;

-пять панно для фресок на восточные мотивы. Эти панно получили первую премию на Международной выставке в Филадельфии в 1926 году;

-портреты госпожи Кэтрин Кэмпбелл;

-большое полотно «Святой Франциск Ассизский»(1923);

-большое полотно «Мадонна роз»(1926) – портретное изображение на фоне террасовых склонов итальянского пейзажа, исполненное в каких-то традициях ренессанса, и вместе с тем очень современное.

 

33 rozi serdtsa 1923 god

С.Н.Рерих Мадонна роз.1923г.

 П. Ф Беликов писал: «Натюрморт, пейзаж, монументалистика прикладного характера, символические композиции, портрет и совмещение портрета с другими жанрами, отнюдь не случайное, а вытекающее из внутреннего мира модели, осваиваются Святославом Николаевичем не хаотически, а в строгой системе подчинения самому для него главному – проникновению в глубины человеческой души – в упорных поисках гармонического сочетания личности с окружающей средой.

Люди и тот «мир людей», в котором они не только живут, но который они и творят своей сущностью, своими устремлениями, мыслями, надеждами, для Святослава Николаевича, как портретиста были нераздельными целыми. И возможно, поэтому столь убедительными оказались его самые первые портреты Николая Рериха.

Жизнь же во всей неуёмности ставила перед молодым художником одну проблему за другой. Беспокойство за судьбу отца, матери и брата, находившихся в экспедиции, которую длительное время считали бесследно пропавшей, усугубляло беспокойство и за судьбу всех тех обширных общественно-культурных начинаний, успешное развитие которых во многом зависело теперь от его организаторских способностей. Ведь Святослав Николаевич лишь формально числился «младшим» в семье. Вообще-то обыденно градации «старшинства» в их семье не признавалось. Каждый в полном объёме отвечал за дело, в котором сотрудничество строилось на принципе незаменимости, а не подчинения. Святославу Николаевичу, чаще других представлявшему семью единственно в своём лице, выпала трудная доля единоборствующего воина. Думается, что одна из его позднейших картин – «Я иду одиноко» (1967) – автобиографична. В каком-то аспекте она определённо отражает весь жизненный путь художника с самого раннего периода его самостоятельной деятельности».(2, стр78-80)

 

34 portret ketrin kempbell stibbe 2 1926 god

С.Н.Рерих. Портрет Кэтрин Кэмпбелл. 1926г.

        

Подпериод Венера-Меркурий с 15.01.1927 по 17.11.1929гг.

Окончание центрально-азиатской экспедиции. Поездка в Индию. Объединение семьи в долине Кулу. Поиски финансовых средств для материальной поддержки семьи.

В гороскопе Святослава Рериха Меркурий управляет 2м и 11 м «денежными» домами: 2й дом – дом богатства, финансовых дел, денег и семьи; 11й дом – дом доходов и прибыли от собственной профессиональной деятельности. Расположение Меркурия в 3м доме собственных усилий и предпринимательства указывает на то, что в этот период Святослав Николаевич предпринимал усиленные попытки по поиску финансов.

 П.Ф.Беликов писал: «В начале 1928 года были получены первые известия о том, что экспедиции Николая Рериха удалось вырваться из Тибета, где она была коварно задержана британскими колонизаторами, не желавшими допустить Рериха обратно в Индию после посещения им Советского Союза. Святослав Николаевич немедленно покинул Соединенные Штаты, чтобы подготовить всё необходимое для встречи экспедиции в Индии. С борта парохода он пишет В.А.Шибаеву в Ригу, что временно остановится в Калькутте, дабы «заняться разными делами, по возможности совмещая их с живописью». В числе перечисленных дел упоминается о связях с американскими киностудиями и их представительствами в Европе, о необходимости детального изучения производства и рынков лекарственных растений и иных фармацевтических препаратов Востока, об экспорте из Индии в западные страны сырья для западной парфюмерной промышленности. Эти «разные» дела как будто плохо согласуются с живописью и углублёнными занятиями в области изучения древних культур Востока. Однако в той дифференциации занятий и ответственности, которая сложилась между членами семьи Рерихов, на долю Святослава Николаевича выпадали как дипломатическая миссия «полномочного представителя», так и обязанности «министра финансов».

Безответственные выдумки о полной зависимости Николая Рериха от милости американских миллиардеров, инспирированные в основной завистливыми неудачниками белоэмигрантских кругов, обнаружили всю несостоятельность в середине тридцатых годов, когда группа американских бизнесменов попыталась подвести Николая Рериха « под банкрот». Как показали последующие годы и материальное, и духовное банкротство постигло именно эту группу. Вопреки чаяниям заговорщиков Рерих, преодолев временные возникшие затруднения, успешно продолжали свою творческую, научную и культурно-просветительную деятельность и после того, как им пришлось отказаться от действительно существенной поддержки «его величества доллара». И огромная заслуга в этом принадлежит Святославу Николаевичу, чьими неустанными заботами и трудами умело поддерживалась та материальная база, без которой, в сложившихся обстоятельствах, независимое финансовое положение семьи в целом было бы трудно сохранить».(2, стр80-81)

 35 ja idu odino35ko 1967 god

С.Н.Рерих. Я иду одиноко.1967г.

 В мае 1928 года вся семья собралась вместе в Восточных Гималаях под Дарджилингом, где было принято решение об учреждении Гималайского института научных исследований «Урусвати». Деятельность института предусматривала широкий спектр научных исследований по результатам экспедиции Рерихов и основывалась на обширных связях с научными центрами Европы, Азии и Америки, а также с некоторыми учеными из Советского Союза. Институт «Урусвати» был официально открыт 24 июля 1928 года, директором стал Юрий Николаевич Рерих. «Урусвати» в переводе означает- Свет Утренней Звезды.

«Святослав Николаевич принял на себя прямое руководство некоторыми секторами отделов естественных наук (ботаника, орнитология, фармакопея, кристаллография, тибетская медицина), а также исследования по истории искусств и культуры народов Азии.

На должность секретаря института «Урусвати» был приглашен вызванный из Европы Владимир Анатольевич Шибаев».(2, стр82)

В декабре 1928 года Рерихи покинули шумный, полукурортный Дарджилинг и переехали в долину Кулу в Западных Гималаях.

«Эта историческая долина в археологическом, филологическом, этнографическом, ботаническом и зоологическом отношениях представляла для исследований неисчерпаемый материал. Долина Кулу славилась также прекрасным климатом, что является немаловажным условием для европейцев, решившихся на долговременное пребывание в Индии.

В долине Кулу Рерихам посчастливилось приобрести у раджи Манди участок с прекрасным двухэтажным домом для жилья. Дом находился на удобной площадке склона горного хребта на высоте 2000 метров над уровнем моря. Метров на триста по склону находилась другая площадка со строениями, которые после реконструкции и дополнительных пристроек можно было отвести для нужд института. В январе 1929 года Рерихи справили новоселье, и посёлок Наггар в долине Кулу стал постоянным их местопребыванием в Индии и навсегда остался связанным с их именем. Однако Святославу Николаевичу часто и на длительные сроки приходилось покидать это так полюбившееся ему семейное «горное гнездо», с которым мысленно он никогда не расставался. «Там совсем другой мир, - замечает в одном из писем Святослав Николаевич, и если включиться в него, его сущность и внутреннюю жизнь, то всё другое отходит на дальний план»(2, стр.83)

 

36-dom-v-kulu

Дом Рерихов в Кулу. Вилла «Холл». Современный вид

 В конце августа 1929 года Святослав Рерих возвращается в Америку для продолжения руководства организациями, учреждёнными в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке. По пути в США Святослав Николаевич посещает Италию, Францию и Швейцарию.

 Подпериод Венера–Кету с 17.11.1929 по 15.1.01.1931гг.

Новое здание Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Организация Общества по изучению философии и религии. Участие в выставках. Романтические увлечения.

Заканчивался большой 20летний цикл Венеры - планеты Красоты, Любви и взаимоотношений. Кету в гороскопе Святослава Рериха находится в 7м доме партнерства и взаимоотношений и аспектирует 3й дом контактов и связей, где находится Солнце, и 11й дом сообществ и организаций, доходов от профессиональной деятельности и воплощения замыслов.

Несмотря на своё сильное положение, Кету всё-таки считается вредителем, порождающим сомнения и податливость коллективным внушениям, влияние Кету на Солнце и Меркурий в 3м доме может подавлять сознание, символом которого является Солнце в гороскопе. Поэтому этот период жизни Святослава Николаевича охарактеризовался сомнениями, беспокойствами и минорными настроениями.

В октябре 1929 года было открыто новое 29-этажное здание Музея Николая Рериха в Нью-Йорке – «Мастер-Билдинг», где у Святослава Рериха была квартира и студия. На открытии   нового небоскреба присутствовали Николая Константинович и Юрий Николаевич Рерихи, которые находились в Америке с весны 1929 года. В честь 55-летия со дня рождения Николая Константиновича в Музее была организована большая выставка работ Н.К. и С.Н.Рерихов.

Американская пресса очень лестно характеризовала творчество Святослава Николаевича: «Яркий, экспрессивный художник…», «мастер цветовых сочетаний…», «блестящий портретист, один из лучших в Америке».

 

37 portret ketrin kempbell v krasno sinem tibetskom halate 1926

С.Н.Рерих. Портрет Кэтрин Кэмпбелл в красно-синем тибетском халате.1926-1927гг.

 В это время Святослав Рерих пишет много портретов молодой американки Кэтрин Кэмпбелл, с которой он познакомился в 1925 году. Она обладала незаурядной внешностью и вскоре стала для художника одной из любимых моделей. «Спустя некоторое время Святослав Рерих ввёл её в круг единомышленников, и с конца 20-х годов началось её служение рериховским идеям, высоким идеалам культуры. Позже она, через Святослава Рериха особенно сблизилась с Е.И.Рерих, которая впоследствии стала её духовным руководителем».(17., стр.84)

 Святослав Рерих активно включается в организацию и продвижение Пакта Рериха, как один из учредителей Пакта. Святослав Николаевич также участвует в работе Французского Государственного общества помощи приютским детям и Французского Государственного общества помощи ослепшим детям в первой мировой войне. За эту работу Святослав Николаевич позднее был представлен к высшей государственной награде Франции – ордену Почетного Легиона. Принять орден он отказался, так как считал заслуги отца в общественной и культурной жизни более достойными этой награды. Н.К.Рерих получил орден перед отъездом в экспедицию по Манчжурии. Новому представлению Святослава Николаевичу к ордену Почетного Легиона помешала вторая мировая война.

 Из воспоминаний К.А.Молчановой:

«В январе 1975 года Девика Рани, узнав о моей работе над хронологией жизни и

творчества Святослава Николаевича, настояла на том, чтобы он уделил мне внимание и

уточнил факты своей биографии. Святослав Николаевич сделал это очень неохотно, он

сказал, что ему говорить о себе совершенно не интересно и что главным в жизни он считает воплощение идей Николая Константиновича. Тогда я узнала, что Святослав Николаевич принимал деятельное участие в продвижении Пакта Рериха и Знамени Мира, помогал Николаю Константиновичу завоевывать сторонников, в числе которых были и французские военные деятели: маршалы Лиотэ и Жоффр, генералы Буро и де Ланнюриэн (де Ланнюриэн ввел лекции о Пакте в программу военных школ).Они понимали неотложное значение Пакта.

Святослав Николаевич сказал: «Невозможно заставить человечество измениться вдруг, сразу стать хорошим. Поэтому Николай Константинович придавал Пакту воспитательное значение, Пакт постепенно должен входить в жизнь, в обиход, как это было с Красным Крестом» .

Николай Константинович был моим величайшим учителем. Он был тем, кто с самого начала, с самых ранних лет заложил во мне то, что мне удалось, может быть, развить. Но в одинаковой мере это и заслуга моей матушки Елены Ивановны. Я всегда считал и считаю, что именно то, что закладывается в нас в наши самые ранние годы, это то, что остается у нас на всю жизнь. Это то, что является нашей основой и формирует наш характер». (8)

 

38 portret nkreriha so svjashennim lartsem 1928 god

С.Н.Рерих. Портрет профессора Николая Рериха со священным ларцом.1928г.

 

В этот период Святослав Николаевич много пишет, участвует в Международной художественной выставке в Венеции, где получает «Гран При» за выставленный портрет Н.К.Рериха (1928г.)

 В «Мастер-Билдинге» молодым писателям, художникам и артистам сдавались квартиры за небольшую плату. Там Святослав Николаевич познакомился с талантливой американской танцовщицей и художницей Наташей Рамбовой. Её подлинное имя было Винифред Шонесси,   она очень интересовалась теософией и общалась с людьми, которые состояли в теософском движении.

В 1930 году Святослав Николаевич организовал в «Мастер-Билдинге» Общество по изучению философии и религии, куда кроме Наташи Рамбовой вошли также и её друзья – писатель Тальбот Мунди с женой и некоторые интеллектуалы, интересовавшимися идеями Рериха о культуре, религии и философии. Все они снимали квартиры в «Мастер-Билдинге» и чувствовали себя там как дома, они намеренно обосновались в этом здании, населённом людьми, которые разделяли подобные идеи. Но Мунди оказался очень сильным медиумом, и в Обществе религий стали проводиться спиритические сеансы. Сама Рамбова тоже занималась автоматическим письмом и получала сообщения от своего умершего мужа – голливудского актера Рудольфа Валентино.

Наташа Рамбова очень увлеклась Святославом Николаевичем и даже собиралась выйти за него замуж. Так, американский писатель Майкл Моррис, написавший книгу о Наташе Рамбовой, сказал в интервью Владимиру Росову: «Даниил Энтин определённо заявляет, что у них в архиве есть письма, говорящие о желании Наташи Рамбовой выйти замуж за Святослава. Но, видимо, было сопротивление семьи этой идее, этой женщине из Голливуда с подобной репутацией. Они хотели, чтобы Святослав женился на ком-нибудь другом, и отец, Николай Рерих вызвал Святослава в Индию. А Наташа Рамбова собиралась подать иск на него за нарушение обещания – был такой термин в 20-х годах. Когда помолвка уже состоялась, а вы разрывали её, то мог быть подан иск за нарушение обещания жениться, думаю, так это называлось. Сегодня такого на юридическом языке не существует, но тогда она угрожала подать на него иск за нарушение обещания, потому что собиралась выйти за него замуж. Святослав – это её третья любовная история, а он был всегда элегантно одет, имел тонкие черты лица, был очень, очень красив… Святослав сделал несколько портретов Рамбовой. Я видел только один – вот этот, который показал мне господин Энтин. Он прекрасный и волнующий… Но есть свидетельства, что он сделал больше, чем один портрет» (18, стр78)

 

39 portret balerini natashi rambovoj 1927 1930 gg god

С.Н.Рерих. Портрет Наташи Рамбовой. 1931г.

 Люди, входившие в «Общество всех религий» стали распространять негативное влияние на Святослава Рериха, подвергая сомнению деятельность Николая Константиновича и его значение, как Посланца Иерархии.

Так,   31 января 1931 года Е.И.Рерих записала в дневнике Слова Владыки М. : «Ужасное влияние распространяется на Св(ятослава) и на всех. Черная Ложа действует».(19, стр52)

Поэтому в письме Елены Ивановны к Святославу Николаевичу от марта 1931 года звучит большая тревога по поводу его общения с Рамбовой и её друзьями: «Светуня, родной мой любимый птенчик, сердце моё так устремляется к тебе, так жаждет отвести от тёмных окружающих. День и ночь думаю, как защитить тебя от их ядовитого влияния. Все неудачи от них. Они – вампиры и духовные грабители. Страшно влияние их. Назову три данные буквы их имени – Р.(Рамбова), М.(Мунди),С.(Скотт) И было сказано : «Когда устремится к отрыву, Явим всю помощь»…. Родной мой, зачем давать на расхищение духовные и др(угие) богатства дел Вл(адыки). Встань на защиту. Отойди от указанных. С отрывом от них придёт и радость и успех. Ведь только именем Вл(адыки) мы можем пробиться и победить в такое грозное время, ибо сложенный фокус даёт необходимую основу. Сейчас ничем нельзя дробить это фокус… Даже на высших степенях Иерархии сейчас все силы сосредоточены в одном фокусе. Радость моя, проникся этим и поддержи в этом направлении и понимание других...

 Ядовитое влияние Кету сказывалось на минорном настрое Святослава Николаевича в этот период, душевное состояние Святослава Николаевича в это период было пессимистичное, он ждал изменений... Несколько позже, посылая письмо Кэтрин Кэмпбелл с борта парохода, направляющего в Индии, Святослав Рерих называет этот период своей жизни «законченным циклом».

 Литература:

1. Индубала (Ирина Поздеева). «Джйотиш или ведическая астрология».С.-Петербург, «Новое время», 2010.

2. П.Ф.Беликов «Святослав Рерих. Жизнь и творчество». Москва, МЦР,2004

3. З.Г.Фосдик. «Индийский дневник.1961год» «Вестник Ариаварты»,2004 №1-2

4.Трактат «Бхригу Сутра». С-Петербург, «Новое Время»,2013

5. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том.10. «Висмар-Вологда,2009

6. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том 12. «Висмар-Вологда»,2011

7. Т.Мартюшева. «Спросят, как перейти жизнь». Интернет.

8. К.А.Молчанова. « Замечательная жизнь. Из воспоминаний о С.Н.Рерихе».Интернет.

9. Е.И.Рерих. «Записи Учения Живой Этики». Том 11. «Висмар-Вологда»,2010

10. Е.И.Рерих. Письма, Том 1. Москва, МЦР,1999г.

11. Н.Д.Спирина. "Доклад на конференции, посвященной 115летию Н.К.Рериха и 85- летию С.Н.Рериха". 22.10.1989

12. «Непрерывное восхождение». Сборник к 90-летию П.Ф.Беликова. Том1. Москва, МЦР,2001

13. Давид Фроули. «Астрология Провидцев». Москва, Саттва,2001

14 О.В.Румянцева. "Святослав Николаевич Рерих. Священная флейта". Интернет

15. Н.Уранов. «Огненный подвиг». Рига-Москва.1997

16. "Рериховский календарь". Сайт «Вестник Святогор». Интернет

17.В.Е.Голенищева-Кутузова. "Письма из Индии. Из переписки Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл". Журн «Вестник Ариаварты» №10(2008).

18.М.Морриc: "Я очаровывался моей Рамбовой". Журн. «Вестник Ариаварты» №1(2001).

19. Е.И.Рерих. "Записи Учения Живой Этики". Том. 11. Изд Прологъ.

 

                                                                 Татьяна Радея.

Июнь 2016г.